Интегрированный урок литературы и музыки в 5 классе
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме
Литературно-музыкальный экскурс "В ней есть душа, в ней есть свобода..."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
liter.-muzykalnyy_ekskurs_5_k.doc | 63 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок литературы и музыки
Литературно-музыкальный экскурс «В ней есть душа, в ней свобода…»
Оформление: репродукции картин русских художников – «Большая вода», «Золотая осень» И. Левитана, «Грачи прилетели» А. Саврасова, «Рожь», «Сосны, освещенные солнцем», «Цветы на опушке леса» И. Шишкина, «Осень» В. Поленова, «Февральская лазурь» И. Грабаря, «Березовая роща» А. Куинджи; музыкальное сопровождение – цикл пьес П. Чайковского «Времена года».
Эпиграф
Когда напевают закаты в реке,
И сосны вздыхают, и шепчут кусты,
Кто землю поймет на родном языке?
Кто, если не я?
Кто, если не ты?
Л. Щипахина
Учитель литературы:
Русь! Короткое – в один слог всего, а какое просторное и загадочное слово! Оно пришло к нам из древности и навеки осталось с нами.
У слова «Русь» много значений, как много притоков у великой реки. Русь. Русские. Россия. Россияне.
Русь – это страна, где много рек и озер, а русский – это человек, живущий у воды. Есть у слова «Русь» ещё одно значение. Русь – светлое место, страна света.
Нет ни одного значительного поэта, художника, композитора, душа которого не отозвалась бы на красоту русской природы. «Тема природы является одной из вечных и прекрасных тем русского искусства». Сегодня здесь вы услышите стихи известных поэтов: Пушкина, Тютчева, Рыленкова, Заболоцкого; увидите знаменитые картины художников: Левитана, Грабаря, Саврасова; кто-то впервые познакомится с музыкой П.И. Чайковского. Их всех роднит высокое чувство любви к родной земле. В ней неиссякаемый источник вдохновения для поэтов, художников, композиторов и для нас с вами. Нужно только вслушаться и всмотреться…». Читается эпиграф.
- Николай Рыленков умел видеть красоту родной земли, об этом его стихотворение «Всё в тающей дымке».
Ученик: (стих-ние Н. Рыленкова «Все в тающей дымке»):
Все в тающей дымке –
Холмы, перелески…
Здесь краски не ярки
И звуки не резки.
Здесь медленны реки,
Туманны озера,
И всё ускользает
От беглого взора.
Здесь мало увидеть,
Здесь надо всмотреться.
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно.
Чтоб вдруг отразили
Прозрачные воды
Всю прелесть застенчивой
Русской природы.
- Какой показана русская природа в стихотворении?
- К чему призывает поэт? ( Всмотреться и вслушаться )
Учитель музыки. (Звучит «Осенняя песня» П. Чайковского. Показать портрет.) Ребята рисуют на бумаге то, что чувствуют, услышав эту музыку, затем говорят, какие чувства навевает эта мелодия.
(Показывается портрет Левитана и его картина «Золотая осень»)
Учитель литературы: И Исаак Левитан с природой одною жизнью дышал. Он умел внимательно и вдумчиво слушать природу, дышать с нею в унисон, нежно и трепетно любил её. И природа на полотнах художника – живая. Его живопись называют «школой любви к Родине». Всего 40 лет жизнь отпустила Левитану, но он оставил нам в своих полотнах Волгу, Плёс, Весну и Золотую осень…
Левитан ждал осени как самого дорогого и мимолётного времени года. Осень снимала с лесов, с полей, со всей природы густые цвета, смывала дождями зелень. Тёмные краски лета сменялись золотом, пурпуром и серебром. Воздух делался чище, холоднее, и дали становились гораздо глубже, чем летом. Осень на картинах Левитана очень разнообразна. Он оставил около ста «осенних картин», самая знаменитая из которых сейчас перед вами «Золотая осень».
- Всмотритесь в картину художника и скажите, как бы вы её назвали?
- Почему Золотая? Какими красками передаёт художник красоту русской осени? ( золото, пурпур, серебро. Она вся, как будто светится).
- А.С. Пушкин тоже любил русскую осень и восхищался ею, о чём писал в своем стихотворении.
Ученик: (отрывок из стих-ния А.Пушкина «Осень»)
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
- Какие признаки осени отмечает Пушкин в стихотворении?
- Что общего можно найти в стихотворении и в картине «Золотая осень»?
(Читается отрывок из произведения К. Паустовского «Прощание с летом»).
Учитель литературы : «Был конец ноября – писал К. Паустовский. Однажды ночью я проснулся от странного ощущения. Мне показалось, что я оглох во сне… За стенами дома наступила необыкновенная тишина. Такую тишину называют «мёртвой». Умер дождь, умер ветер, умер шумливый, беспокойный сад. Я открыл глаза. Белый и ровный свет наполнял комнату. Я встал и подошел к окну – за стеклами все было снежно и безмолвно».
И хотя на календаре ещё осень, но мы уже чувствуем робкое дыхание зимы.
- О красоте русской зимы стихотворение Н.Рыленкова.
Ученик: (стих-ние Н.Рыленкова «У наших зим – особенная прелесть»):
У наших зим – особенная прелесть:
Под вечер успокоится пурга
И хлынет свет, как будто загорелись
Закатом подожженные снега.
Сидит ворона на дубу жар-птицей,
Стоят оградой терема леса,
И кажется: вот-вот начнут твориться,
Как в мудрой русской сказке, чудеса.
- Какой зимой восхищается поэт? Что вас удивило в этом стихотворении?
(Зима- это ожидание чудес, сказок, чего-то необыкновенного, загадочного.)
Учитель музыки. (Звучит пьеса «Январь» из цикла «Времена года» П. Чайковского)
Во время прослушивания ребята воспроизводят на бумаге свои впечатления от услышанного и поясняют.
Учитель: И известный русский художник Игорь Грабарь тоже был очарован зимой. Свои чувства он передаёт необыковенными красками на картине «Февральская лазурь».
- Почему она так названа? Что изображено на картине?
- Какими красками передает свои чувства художник?
- Снег искрится и переливается под солнцем, тени яркие, цветные. Деревья, пронизанные солнцем, как бы закружились в его лучах в хороводе. Настоящий праздник лазорного неба и жемчужных берез.
- Каждый из нас ни раз останавливался, чтобы полюбоваться чудом, совершаемым зимой-чародейкой. Вот как Федор Тютчев восхищается зимой в своем стихотворении.
Ученик: (стих-ние Ф. Тютчева «Чародейкою зимою»):
Чародейкою зимою
Околдован, лес стоит –
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован,-
Не мертвец и не живой –
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Лёгкой цепью пуховой.
Солнце зимнее ли мечет
На него свой луч косой –
В нём ничто не затрепещет.
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.
- Найдите слова, которые помогают представить красоту зимнего леса.
Учитель литературы: Когда пробуждается Земля? Конечно же ВЕСНОЙ! Ученик: (стихотворение И. Бунина «Бушует полая вода»).
Бушует полая вода,
Шумит и глухо и протяжно.
Грачей пролетные стада
Кричат и весело, и важно.
А в полдень лужи под окном
Так разливаются и блещут,
Что ярким солнечным пятном
По залу «зайчики трепещут».
- Назовите приметы весны.
Учитель литературы: (рассказывает о картине А. Саврасова «Грачи прилетели»):
Создатель русского пейзажа Алексей Саврасов оставил нам в наследство бесценный подарок – картину «Грачи прилетели». Сколько веков грачи суетливо вили гнёзда над жильём человека. Сколько веков хлопали рамы окон, и радостные голоса неслись вдоль улиц: «Смотрите! Весна! Грачи прилетели!» Однако только Саврасов открыл для этих весенних птиц, словно створку окна, раму своей картины.
- Обратимся к картине «Грачи прилетели».
…На окраине маленького селения возвышается шатровая колокольня. К светло-голубому, с высокими облаками небу тянутся ещё голые, но уже встрепенувшиеся ветки берёз. Лёд на пруду растаял, снег стал хрупким. На деревья с шумом опускается стая грачей. На наших глазах происходит чудо… какое? – рождается весна!
Ученик: (стих-ние Н. Заболоцкого «Весна в лесу»):
Каждый день на косогоре я
Пропадаю, милый друг,
Вешних дней лаборатория
Расположена вокруг.
В каждом маленьком растеньице,
Словно в колбочке живой,
Влага солнечная пенится
И кипит сама собой.
Эти колбочки исследовав,
Словно химик или врач,
В длинных перьях фиолетовых
По дороге ходит грач.
Он штудирует внимательно
По тетрадке свой урок
И больших червей питательных
Собирает детям впрок.
Учитель музыки. (Звучит пьеса «Апрель». Своими впечатлениями делятся учащиеся после прослушивания.)
Ученик (стих-ние Н.Рыленкова «Все богатства русского пейзажа»):
Все богатства русского пейзажа
В полное владенье нам даны:
Вьюжных зим серебряная пряжа,
Кружева зелёные весны.
Летний полдень в поволоке зноя,
Вечер, заглядевшийся в ручей,
Узорочье луговин цветное,
Тёплый воск желтеющих полей.
Расписные крылья листопада
Над бездонной синевой озёр.
Всё это твоё, и сердце радо
Целый мир влюбить в родной простор.
Учитель литературы: Природа дорога каждому русскому поэту, художнику своей скромной простотой, в которой нет показной красоты, но есть много красоты внутренней, спокойствия, степенности и величия.
Природа изображается не только фоном, на котором проходит жизнь и деятельность человека, но частью его души, одним из самых глубоких и значимых переживаний, связывающих его с родным краем, с отчизной. Чувство родимой земли неотделимо от восприятия природы, от бережного и рачительного пользования её дарами.
- Как вы думаете, что роднит поэтов, художников и композиторов?
( Любовь к родной земли, поэтическое мировосприятие рождает ответственность каждого за ее судьбу).
Исполняется песня «Родина».
1чтец (стих-ние Н. Рыленкова «Все в тающей дымке»):
Все в тающей дымке –
Холмы, перелески…
Здесь краски не ярки
И звуки не резки.
Здесь медленны реки ,
Туманны озера,
И всё ускользает
От беглого взора.
Здесь мало увидеть,
Здесь надо всмотреться.
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно.
Чтоб вдруг отразили
Прозрачные воды
Всю прелесть застенчивой
Русской природы.
2 чтец (отрывок из стих-ния А.Пушкина «Осень»)
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
3 чтец: (стих-ние Н.Рыленкова «У наших зим – особенная прелесть»):
У наших зим – особенная прелесть:
Под вечер успокоится пурга
И хлынет свет, как будто загорелись
Закатом подожженные снега.
Сидит ворона на дубу жар-птицей,
Стоят оградой терема леса,
И кажется: вот-вот начнут твориться,
Как в мудрой русской сказке, чудеса.
4 чтец: (стих-ние Ф. Тютчева «Чародейкою зимою»):
Чародейкою зимою
Околдован, лес стоит –
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован,-
Не мертвец и не живой –
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Лёгкой цепью пуховой.
Солнце зимнее ли мечет
На него свой луч косой –
В нём ничто не затрепещет.
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.
5 чтец: (стихотворение И. Бунина «Бушует полая вода»).
Бушует полая вода,
Шумит и глухо и протяжно.
Грачей пролетные стада
Кричат и весело, и важно.
А в полдень лужи под окном
Так разливаются и блещут,
Что ярким солнечным пятном
По залу «зайчики трепещут».
6 чтец (стих-ние Н.Рыленкова «Все богатства русского пейзажа»):
Все богатства русского пейзажа
В полное владенье нам даны:
Вьюжных зим серебряная пряжа,
Кружева зелёные весны.
Летний полдень в поволоке зноя,
Вечер, заглядевшийся в ручей,
Узорочье луговин цветное,
Тёплый воск желтеющих полей.
Расписные крылья листопада
Над бездонной синевой озёр.
Всё это твоё, и сердце радо
Целый мир влюбить в родной простор.
чтец: (стих-ние Н. Заболоцкого «Весна в лесу»):
Каждый день на косогоре я
Пропадаю, милый друг,
Вешних дней лаборатория
Расположена вокруг.
В каждом маленьком растеньице,
Словно в колбочке живой,
Влага солнечная пенится
И кипит сама собой.
Эти колбочки исследовав,
Словно химик или врач,
В длинных перьях фиолетовых
По дороге ходит грач.
Он штудирует внимательно
По тетрадке свой урок
И больших червей питательных
Собирает детям впрок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок (литература и музыка) в 5 классе
Интегрированный урок (литература и музыка) в 5 классе на тему "Чудо музыки в повестях К.Г.Паустовского"...
Интегрированный урок литературы и музыки в 11 классе. Талант любви( по рассказу А.И.Куприна "Гранатовый браслет")
Урок предназначен для использования на уроке литературы в 11 классе, либо на уроках музыки для рассказа о преобразующей силе музыки, о созвучности её жизни....
Интегрированный урок литературы и музыки по новелле А.С. Пушкина "Метель" в 6 классе
Тема урока "Судьбу метелью назову..." Нравственные уроки повести А.С. Пушкина "Метель"На уроке достигаются предметные цели: осознать нравственные уроки новеллы Пушкина, определить роль образа метели (...
Интегрированный урок литературы в 7-м классе на тему "Мир природы в лирике Ф.И. Тютчева, в музыке Ф.Листа и в картинах И.И. Левитана" с использованием ИКТ
Интегрированный урок в 7 классе. Использование ИКТ активизирует детей....
Интегрированный урок литературы и музыки на тему "Родная природа в литературе и искусстве"
Методическая разработка интегрированного урока литературы и музыки...
Интегрированный урок литературы и музыки в 5 классе по теме "Взаимодействие слова и музыки".
Цели урока: воспринимать и выявлять внутренние связи между музыкой и литературой; исследовать значение литературы для воплощения музыкальных образов...
Интегрированный урок литературы и музыки в 5 классе по теме "Музыкальные сюжеты в литературе"
Музыка- единственное искусство, проникающеев сердце человеческоетак глубоко,что может изображать переживание этих чувствСтендаль.Мелким было бы искусство, которое давалобы только звучание, не имея сре...
Комментарии
молодцы!
Так важно создать у ребят настроение для восприятия художественных произведений, особенно лирики, и музыка в этом помогает. Удачная интеграция!