Интегрированный урок литературы и музыки по новелле А.С. Пушкина "Метель" в 6 классе
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме
Тема урока "Судьбу метелью назову..." Нравственные уроки повести А.С. Пушкина "Метель"
На уроке достигаются предметные цели: осознать нравственные уроки новеллы Пушкина, определить роль образа метели (литература); уметь осознанно слушать музыку, проводить анализ и синтез музыкальных и литературных образов, выражать своё мнение (музыка)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metel_integrirovannyy_urok.docx | 34.65 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема урока. «Судьбу метелью назову…» Нравственные уроки повести А.С.Пушкина «Метель»
Тип урока. Урок решения учебной задачи
Цели урока.
Предметная. Литература: осознать нравственные уроки повести; определить роль образа метели. Музыка: уметь осознанно слушать музыку, проводить анализ и синтез музыкальных и литературных образов, выражать собственное мнение.
Метапредметная. Осознать взаимосвязь текста художественного произведения и музыкальных иллюстраций (музыкальные иллюстрации Г.Свиридова отражают идею повести А.Пушкина «Метель»); развивать чувство прекрасного; уметь вести диалог, работать в группе.
Личностная. Осознание роли художественного произведения в воспитании морально-нравственных качеств личности (справедливость, честность, чувство собственного достоинства, ответственность).
Технологии: интегрированного обучения, групповая, проблемного обучения, проектная
Предварительное д/з по группам: 1) написать от лица Марьи Гавриловны письмо, обращенное к родителям; 2) подобрать материал, характеризующий Марью Гавриловну, метель в её жизни; 3) подобрать материал, характеризующий Владимира, метель в его жизни; 4) подобрать материал, характеризующий Бурмина, метель в его жизни; 5) научно-исследовательская группа: сообщения об истории создания «Повестей Белкина», об истории создания музыкальных иллюстраций Свиридова; литературоведы (фабула и сюжет), определение «пастораль»; отрывок из стихотворения «Бесы» для физминутки
- Мотивация к учебной деятельности. Видеофрагмент из к/ф «Метель»
- Целеполагание
Л - По фрагменту из фильма вы догадались, что станет предметом исследования на нашем необычном уроке. (Повесть Пушкина «Метель», музыка к повести)
М - Верно, мы будем говорить о музыкальных иллюстрациях к произведению Пушкина
Л – Вспомните, что нас всегда интересует при изучении любого произведения и попробуйте сформулировать цель нашего урока. (Чему нас учит повесть Пушкина, какова роль музыки при понимании идеи повести)
М - Молодцы. Действительно, сегодня нам предстоит выяснить, какие уроки мы можем извлечь из повести Пушкина «Метель».
Л - «Судьбу метелью назову…» – так предлагаем назвать наш урок. Оформите рабочий лист: подпишите, запишите тему урока.
3. Актуализация знаний
- Предлагаю вам вспомнить историю создания «Повестей Белкина», «Метель» (сообщение)
«Повести Белкина» являются замечательным образцом реалистической прозы XIX века, первое завершённое прозаическое произведение Пушкина. Все повести написаны в селе Большое Болдино осенью 1830 года. «Метель» — 20 октября
Вот как сам Пушкин объясняет прием литературной маскировки:
«…Написал я прозою 5 повестей, от которых Баратынский ржет и бьется и которые напечатаем… Под моим именем нельзя будет, ибо Булгарин заругает».
Александр Сергеевич Пушкин создает в этом цикле незабываемую галерею образов, живущих и действующих на фоне прекрасной русской природы.
«Повести Белкина» задуманы автором как пародия на жанр романтической литературы. Его герои изначально попадают в ситуации, где присутствует слово «любовь». Они уже влюблены или только жаждут этого чувства, но именно отсюда начинается развертывание и нагнетание сюжета. Когда, казалось бы, уже нет выхода, герои в тупике, они или их близкие в отчаянии и история неотвратимо должна закончиться трагически, А. С. Пушкин с иронией разворачивает сюжет таким образом, что главные герои «Повестей Белкина» (кроме повести «Гробовщик») счастливы, любимы и получают от жизни простые житейские радости, к которым так стремились.
А. С. Пушкина очень интересовала роль случайности и предопределенности в жизни человека. Он верил в рок, знал, что существуют фатальные обстоятельства, которые неподвластны воле человека и его планам. Собственная жизнь не раз давала ему повод задуматься о том, от каких странных мелочей зависит судьба. Многие произведения Пушкина полны раздумий о непостижимой игре, которую ведет с человеком Создатель.
В повести «Метель» автор выводит подчеркнуто обычных людей, не блещущих умом, талантом, силой духа, и показывает, как причудливо может сложиться жизнь, если вмешается необъяснимая и непредвиденная случайность.
4. Открытие нового
1)- Давайте узнаем об истории создания музыкальных иллюстраций к этому произведению (сообщение)
В1964 году к Георгию Свиридову обратился известный артист и кинорежиссёр Владимир Басов, приступавший к съёмкам кинофильма «Метель» по одноимённой пушкинской повести. Композитора привлекла идея воссоздать в музыке образ современной Пушкину провинциальной России. Его музыка лишена того оттенка иронии, который ощущается в повести. Он исходил из интонаций, бытовавших в начале 20 века: вальсовых, маршевых, романсовых, перезвонов бубенцов, всегда висевших на дугах ямщицких лошадей.
В 1973 году из отдельных музыкальных эпизодов, созданных для кинофильма, композитор решил составить сюиту. Её девять номеров стали музыкальными иллюстрациями к пушкинской повести.
Последовательность из названий иллюстраций:
1)«Тройка»,2) «Вальс», 3) «Весна и осень», 4) «Романс», 5) «Пастораль», 6) «Военный марш», 7) «Венчание», 8) «Отзвуки вальса», 9) «Зимняя дорога».
2) М - Как бы вы назвали музыкальную иллюстрацию, которая звучала в начале урока? (Варианты названий: «Зима», «Метель», «Тройка».)
- Правильно. Свиридов назвал её «Тройка». Открывает цикл музыкальных иллюстраций образ тройки лошадей, скачущих по заснеженной пустыне.
Каким настроением пронизана она? (Страх, сомнение, напряжение…). Отметьте название и особенности этой музыкальной иллюстрации в ваших рабочих листах.
Л - Найдите среди отрывков из текста повести Пушкина эпизод, который мы можем соотнести с этой музыкой (Эпиграф – выразительное чтение)
- Как вы думаете, почему именно так начинает произведение Пушкин? (Предвещает трагедию, беду, интригует читателя. Мы предполагаем, что метель сыграет важную роль в жизни героев; звучит мотив дороги, пути.)
- О дороге какого героя произведения идет речь в эпиграфе? (Марьи Гавриловны, Владимира, Бурмина)
М - Только ли с эпиграфом соотносится муз. иллюстрация «Тройка»? (описание метели в повести)
3) Составление кластера
Л – Давайте постараемся найти что-то общее, объединяющее всех героев произведения. (Обращаемся к схеме-кластеру)
- (группа1,2) Как связан образ Марьи Гавриловны с метелью? (Марье Гавриловне в начале повести – 17 лет; метель для Маши – смятение, сомнение, неуверенность, отсутствие жизненной цели, твердого внутреннего стержня, она думает не сама, а доверяется Владимиру. Она – «преступница»! она преступает закон нравственности: без благословения родителей хочет выйти замуж (несмотря а отсутствие настоящей истинной любви, ведь она «была воспитана на французских романах и, следственно, была влюблена»), покидает родительский дом, нарушая долг дочери. Рассказчик «поручает барышню попечению судьбы».
- Давайте послушаем, что могла бы написать Маша в письме родителям.(Чтение писем)
- Какую роль сыграла метель в жизни Марьи Гавриловны? (Метель – судьба, наказание), но эта судьба затем подарит и вознаграждение, ведь муж истинный найден (нравственная чистота, верность долгу чести)
(группа3) – Как связан образ Владимира с метелью? (Прапорщик Владимир Николаевич – молодой человек, внесший разлад в мысли Марьи Гавриловны, он предложил «предаться ему, венчаться тайно». Он тоже не испытывает настоящего чувства к Маше, для него это только «приключение», причем несерьёзное, судя по подготовке свадьбы. Метель для Владимира – это преграда, судьба противится такому браку. Мы обратили внимание на описание метели: «в одну минуту», «поминутно». «более получаса», «около десяти минут», «поминутно», «более часа», «поминутно», «поминутно» - дорога для него вязана со временем, не только с мраком, ветром. Так представляется безысходность, обреченность, безнадежность задуманного. Кроме того, для него метель связана с осознанием невозможности продолжения отношений с Машей – «недвижим, как человек, приговорённый к смерти». Мы понимаем, что это метель в роли судьбы, рока, приговорила его к гибели, и он умрет на войне; это наказание за легкомыслие, необдуманность поступка, призыв к преступлению)
(группа 4) – Как связан с метелью образ Бурмина? (Бурмин появляется в жизни Марьи Гавриловны в возрасте 23 лет, это человек легкомысленный, венчание в церкви, где оказался случайно, воспринимает как забаву, «проказу», он «подшутил жестоко» над героиней, он эгоистичен. Для него метель становится судьбой, случаем – той дорогой, которую он должен был идти: «казалось, кто-то меня так и толкал». Возможно, это жизненное испытание, он поддался «непонятному беспокойству» - подчинился случаю, был лишен собственной воли, а затем вознагражден благодаря осознанию своего проступка)
- Итак, какое место занимает метель в произведении? (Метель – это еще один герой, она вместо самих героев решает их судьбу! Они оказались безвольны, поэтому метель и предлагает им дорогу, определяет их жизненный путь)
5. Физминутка.
- Очень созвучен описанию метели пейзаж в стихотворении Пушкина «Бесы». Именно оно послужило основой для нашей разминки.
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Еду, еду в чистом поле;
Колокольчик дин-дин-дин...
Страшно, страшно поневоле
Средь неведомых равнин!
6. Применение знаний в решении поставленной учебной задачи (Проектно - исследовательская работа)
1) - Найдите в ваших рабочих материалах карточки с названиями музыкальных иллюстраций Свиридова и отрывки из текста повести «Метель». Расположите музыкальные иллюстрации в соответствии с фабулой произведения Пушкина.
(группа 5 – о соотношении сюжета и фабулы)
Так расположены муз.фрагменты у Свиридова:
1.Тройка – 2.Вальс – 3. Весна и осень – 4.Романс – 5. Пастораль – 6.Военный марш – 7.Венчание – 8. Отзвуки вальса – 9. Зимняя дорога
(работа в таблице в рабочих листах)
- А как они расположены у вас на партах?
(У учащихся: 1) Тройка 2) Пастораль 3) Вальс 4) Венчание 5) Военный марш 6) Романс
7) Зимняя дорога - соответствуют фабуле)
2) Беседа по частям
М. - Сейчас прозвучит следующая пьеса, определите, пожалуйста, её название.
Звучит музыка
(«Пастораль»)
- Характеристикой какого героя она является? (Марьи Гавриловны).
- Из чего вы исходили? Что общего между музыкой этой иллюстрации и Марьей Гавриловной?(спокойная мелодия и спокойный характер).
Л - Прочитайте текст повести Пушкина, соответствующий этому музыкальному отрывку. Как помогает музыка отразить замысел автора текста? (Чтение отрывка) (Музыка отражает спокойствие, умиротворение жизни на лоне природы)
М – Послушайте следующую музыкальную иллюстрацию. Как вы думаете, почему вы не нашли в тексте Пушкина соответствия? (Музыка + фрагмент фильма)
(«Вальс» - так характеризуется эпоха, этому времени свойственны балы, на которых исполнялись вальсы)
М - Сколько мелодий получает своё развитие в музыке «Вальса»? (3 мелодии: 1- легкая, игривая, полетная, 2 – яркая, праздничная, 3 – энергичная, торжественная.
М - С помощью каких выразительных средств музыки передаются образы? (Ритм, мелодия…)
Л - Какого героя характеризует эта музыка? Как? (Характеристика образа Владимира – легкомысленного, ветреного юноши, может быть, и Марьи Гавриловны, и Бурмина)
М – Послушайте следующую музыкальную иллюстрацию и подумайте, в чем особенности интонаций в ней, отражает ли музыка настроение героев? (Эта часть называется «Венчание», музыка не торжественная как мы могли бы ожидать, но последний аккорд звучит мажорно – так композитор отражает надежду на будущее счастье героев, оказавшихся в церкви по воле рока)
- Какой характер придает музыке звучание церковных песнопений, тихое горение церковных свечей? (Передают печальный и спокойный характер музыки; создаётся образ печали, тревоги, смутного предчувствия).
- Почему иллюстрация заканчивается звучанием струнных инструментов, напоминающих церковное песнопение, а минорная окраска в конце сменяется светлым и мажорным аккордом?( это намёк на то, что всё закончится хорошо).
Л - С именами каких героев ассоциируется эта музыка? Прочитайте отрывок художественного текста (Бурмин и Марья Гавриловна – преступающие законы нравственности, морали, однако имеющие возможность нравственного взросления)
М – Предлагаю немного размяться и прослушать следующий фрагмент музыкального произведения Свиридова. Подумайте, какова роль этой музыкальной иллюстрации?
Физминутка + «Военный марш»
(Свиридов стремится отразить эпоху – время окончания войны)
М - Как называется эта иллюстрация?
- Какими интонациями насыщена эта музыка? (интонации победные, маршевые, праздничные).
- Какое выразительное значение имеет вступление к маршу? (интонации вступления победные, торжественные-они дают понять, что это марш победителей).
- Сколько частей включает в себя военный марш?(трёхчастная форма).
Л – Имя какого героя ассоциируется с этой музыкой? Подберите пожалуйста литературный отрывок, соответствующий этой иллюстрации. (Бурмин – пришел с войны, он, наверно, переосмыслил ценность жизни, осознал свой проступок – злую шутку над несчастной девушкой)
Л – Вспомните, какой момент повести можно назвать кульминационным? (Объяснение Бурмина в любви)
М - Кульминационным моментом музыкальных иллюстраций Свиридова является следующая часть сюиты. Прослушивая этот музыкальный эпизод, постарайтесь в рабочих листах определить количество тем
(Инсценирование)
М – Скольком же тем можно выделить в этой части? (5)
- Какой способ развития музыки использует здесь композитор, чтобы достичь кульминации и показать драматизм? ( повтор, контраст)
Л – Как можно охарактеризовать героев в этом эпизоде? (Бурмин и Марья Гавриловна предстают перед нами повзрослевшими людьми, их клятва проверена временем, они верны данному слову, осознают ответственность)
М – Случайно ли Свиридов заканчивает свою сюиту «Зимней дорогой»? Так ли заканчивается повесть Пушкина? (У Пушкина нет такого окончания. Тема дороги не случайна – это символ жизни, жизненного пути. Главные герои проходят испытания на своем жизненном пути)
Л – Нас учит жизнь, а кто является таким учителем в повести Пушкина? (Может, метель)
7. Самостоятельное применение знаний
Л Давайте постараемся определить эти уроки метели (Пишут сочинение «Уроки «Метели» или каждая группа записывает на снежинках уроки «метели», затем оформляется доска )
8. Подведение итогов.
М - Как музыкальные иллюстрации Свиридова помогают вам представить художественные образы? (отражает эпоху – вальс и марш, романс, глубину переживаний героев)
Л – Помогла ли музыка понять идейный замысел повести? (Уроки «метели»)
9. Рефлексия эмоциональная (мнение о пользе такого урока – карточки синие и красные: «Понравился урок, был полезен» или «Урок не понравился, нет пользы»)
10. Задание на дом: возможное продолжение повествования + названия музыкальных иллюстраций к ним
Рабочий лист учени___ 6 ___ класса ___________________________________________ Дата _________________2016г.
Тема урока. ______________________________________________________________________________________________________________
Цель урока. ______________________________________________________________________________________________________________
Музыка | Музыкальные иллюстрации | Литература |
Итоги урока: ____________________________________________________________________________________________________________
Задание на дом: придумать возможное продолжение повести + название музыкальных иллюстраций (настроение, инструменты)
Тройка | Кони мчатся по буграм, Вдруг метелица кругом; |
Пастораль | В конце 1811 года в эпоху нам достопамятную, жил в своём поместье Ненарадове добрый Гаврила Гаврилович Р. Он славился во всей округе гостеприимством и радушием, соседи поминутно ездили к нему поесть, попить, поиграть по пяти копеек в бостон с его женою Прасковьей Петровной, а некоторые для того, чтоб поглядеть на дочку их, Марью Гавриловну стройную, бледную, семнадцатилетнюю девицу |
Вальс | Нет примера в тексте А.Пушкина |
Венчание | Я молча выпрыгнул из саней и вошел в церковь, слабо освещенную двумя или тремя свечами. Девушка сидела на лавочке в темном углу церкви; другая терла ей виски. "Слава богу, -сказала эта,- насилу вы приехали. Чуть было вы барышню не уморили". Старый священник подошел ко мне с вопросом: "Прикажете начинать?" - "Начинайте, начинайте, батюшка", - отвечал я рассеянно. Девушку подняли. Она показалась мне не дурна... Непонятная, непростительная ветреность... я стал подле нее перед налоем; священник торопился; трое мужчин и горничная поддерживали невесту и заняты были только ею. Нас обвенчали. "Поцелуйтесь", - сказали нам. Жена моя обратила ко мне бледное свое лицо. Я хотел было ее поцеловать... Она вскрикнула: "Ай, не он! не он!" - и упала без памяти. Свидетели устремили на меня испуганные глаза… |
Военный марш | Музыка играла завоеванные песни… Время незабвенное! Время славы и восторга! Как сильно билось русское сердце при слове отечество! /…/ Женщины, русские женщины были тогда бесподобны. Обыкновенная холодность их исчезла. Восторг их был истинно упоителен когда, встречая победителей, кричали они: ура! И в воздух чепчики бросали. |
Романс |
- Я вас люблю,- сказал Бурмин,- я вас люблю страстно» (Марья Гавриловна покраснела и наклонила голову ещё ниже). «Я поступил неосторожно, предаваясь милой привычке видеть и слышать вас ежедневно… Теперь же поздно противиться судьбе моей; воспоминания об вас, ваш милый несравненный образ отныне будет мучением и отрадою жизни моей; но мне ещё остаётся исполнить тяжёлую обязанность, открыть вам ужасную тайну и положить между нами непреодолимую преграду – она всегда существовала,- прервала с живостью Марья Гавриловна, - я никогда не могла быть вашей женою…» «Да, я знаю, я чувствую, что вы были бы моею, но – я несчастнейшее создание я женат!» «Я женат- продолжал Бурмин,- я женат уже четвёртый год и не знаю, кто моя жена, и где она, и должен ли свидеться с нею когда-нибудь». «Не знаю, как зовут деревню, где я венчался, не помню, с которой станции поехал. В то время я так мало полагал важности преступной моей проказе, что, отъехав от церкви, заснул и проснулся на другой день поутру, на третьей уже станции. Слуга, бывший тогда со мною, умер в походе, так что я не имею надежды отыскать ту, над которой подшутил я так жестоко и, которая теперь, так жестоко отмщена. «Боже мой! Боже мой! - сказала Марья Гавриловна, схватив его руку, - так это были вы? И вы не узнаёте меня? Бурмин побледнел и бросился к её ногам» |
Зимняя дорога | Нет примера в тексте А.Пушкина |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок литературы и музыки в 5 классе
Литературно-музыкальный экскурс "В ней есть душа, в ней есть свобода..."...
Интегрированный урок (литература и музыка) в 5 классе
Интегрированный урок (литература и музыка) в 5 классе на тему "Чудо музыки в повестях К.Г.Паустовского"...
Интегрированный урок литературы и музыки в 11 классе. Талант любви( по рассказу А.И.Куприна "Гранатовый браслет")
Урок предназначен для использования на уроке литературы в 11 классе, либо на уроках музыки для рассказа о преобразующей силе музыки, о созвучности её жизни....
Интегрированный урок литературы и музыки в 5 классе по сказке Маршака " 12 месяцев"
Интегрированный урок литературы и музыки по сказке " !2 месяцев"...
Интегрированный урок литературы и музыки на тему "Родная природа в литературе и искусстве"
Методическая разработка интегрированного урока литературы и музыки...
Интегрированный урок литературы и музыки в 5 классе по теме "Взаимодействие слова и музыки".
Цели урока: воспринимать и выявлять внутренние связи между музыкой и литературой; исследовать значение литературы для воплощения музыкальных образов...
Интегрированный урок литературы и музыки в 5 классе по теме "Музыкальные сюжеты в литературе"
Музыка- единственное искусство, проникающеев сердце человеческоетак глубоко,что может изображать переживание этих чувствСтендаль.Мелким было бы искусство, которое давалобы только звучание, не имея сре...