тематическое планирование
календарно-тематическое планирование по музыке на тему

Захарова Наталья Вельевна

календарно - тематическое планирование по музыке по программе Критской

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tematicheskie_planirovaniya.rar157.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

2 КЛАСС

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Вид контроля, измерители

Элементы дополнительного содержания

Характеристика деятельности учащихся

дата

план

Факт

Музыка в жизни человека (6ч)

1

Музыкальные образцы родного края

1

Вводный

Россия – Родина моя. Музыка о родном крае. Композиторская и народная музыка

Знать понятия: Родина, композитор, мелодия, песня, танец, марш.

Слушание музыки. Хоровое пение. Интонационно-образный анализ музыки

Родное село – малая Родина.

Размышлять об истоках возникновения музыкального искусства.

Проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость.

2

Гимн России

1

Расширение и углубление знаний.

Гимн России – главная песня нашей Родины. Символ России. Столица.

Знать понятия: гимн, символы России (флаг, герб), памятники архитектуры.

Слушание музыки. Хоровое пение. Устный опрос.

Гимн родного города.

Сравнивать музыкальные произведения разных жанров.

Соотносить основные образно-эмоциональные сферы музыки, специфические особенности произведений разных жанров.

Исполнять различные по характеру музыкальные произведения.

3

Мир ребёнка в музыкальных образах

1

Сообщение и усвоение новых знаний

«Детский альбом» П.И. Чайковского и «Детския музыка» С.С. Прокофьева

Знать понятия: музыкальный альбом, музыкальный язык, интонации.

Уметь называть фамилии композиторов: П.И.Чайковского, С.С.Прокофьева

Слушание музыки. Хоровое пение. Интонационно-образный анализ музыки

Сравнивать музыкальные произведения разных жанров.

Соотносить основные образно-эмоциональные сферы музыки, специфические особенности произведений разных жанров.

4

Музыкальный инструмент - фортепиано

1

Расширение и углубление знаний

Музыкальный инструмент – фортепиано, его история и устройство. Картины природы – звуками фортепиано

Знать:

-устройство фортепиано;

-значение слов: форте, пиано, фортепиано, рояль, пианино, пианист.

Фронтальный опрос, слушание музыки

Сравнивать музыкальные произведения разных жанров

Исполнять различные по характеру музыкальные произведения.

5

Природа и музыка

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Песенность,  танцевальность и маршевость в музыке русских композиторов. Мелодия. Регистр. Изобразительность в музыке.

Знать понятия: песенность, танцевальность, маршевость, мелодия, регистр.

Уметь характеризовать их выразительные возможности.

Слушание музыки. Интонационно – образный анализ. Хоровое пение

Разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх - драматизациях.

Размышлять о музыкальных образах Отечества.

Импровизировать (вокальная, инструментальная, танцевальная импровизации) при воплощении

музыкальных образов.

Выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам исторического прошлого в слове, рисунке, жесте, пении и др.

Воплощать художественно-образное содержание музыкального народного творчества в песнях, играх, действах.

6

Танцы, танцы, танцы…

1

Расширение и углубление знаний

Танцевальные ритмы. Пластика движений. Разнообразие танцевальной музыки

Знать разнообразные танцевальные жанры (народный и классический бальный танец, современный эстрадный)

Слушание музыки. Музыкально – ритмические движения. Хоровое пение.

Импровизировать (вокальная, инструментальная, танцевальная импровизации) при воплощении

музыкальных образов.

Выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам исторического прошлого в слове, рисунке, жесте, пении и др.

Основные закономерности музыкального искусства (18ч)

7

Интонационно-образная природа музыкального искусства.

Эти разные марши

1

Расширение и углубление знаний

Интонация шага. Ритмы маршей. Разнообразие маршевой музыки

Знать: отличительные черты маршевой музыки: поступь, интонация шага.

Уметь:

- определять на слух маршевую музыку;

- выделять среди произведений пьесы маршевого характера

Слушание музыки. Музыкально – ритмические движения. Хоровое пение.

Распознавать и эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные особенности музыки

Выявлять различные по смыслу музыкальные интонации.

различные музыкальные образы.

Исполнять, инсценировать песни, танцы, фрагменты из произведений музыкально-театральных жанров (опера)

8

«Расскажи сказку»

1

Закрепление знаний, выработка умений и знаний

Сказочные образы в музыке С.С.Прокофьева, и П.И.Чайковского

Знать понятия: мелодия, аккомпанемент, вступление.

Уметь называть фамилии композиторов: П,И,Чайковского, С.С.Прокофьева

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение

Воплощать собственные эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности (пение, игра на музыкальных инструментах, импровизация, сочинение).

Применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности.

9

Колыбельные

1

Расширение и углубление знаний

Колыбельные – самые древние песни. Интонация колыбельной; темп, динамика, выразительность исполнения

Знать:

- понятия; темп, динамика, фраза;

- отличительные черты колыбельной песни

Слушание музыки. Подбор слов к мелодии. Игра на музыкальных инструментах. Пластическое интонирование. Выразительное исполнение колыбельных песен.

Воплощать собственные эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности (пение, игра на музыкальных инструментах, импровизация, сочинение).

Передавать в собственном исполнении (пении, игре на инструментах, музыкально-пластическом движении)

10

Великий колокольный звон

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Разнообразие колокольных звонов, голоса – тембры колоколов. Композиторы, включавшие звоны колоколов в свои произведения. Звучащие картины

Знать:

- колокольные звоны: благовест, трезвон, набат, метельный звон;

- понятия голоса - тембры

Слушание музыки. Хоровое пение.

Распознавать и эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные особенности музыки

Выявлять различные по смыслу музыкальные интонации.

различные музыкальные образы.

Передавать в собственном исполнении (пении, игре на инструментах, музыкально-пластическом движении)

11-12

Святые земли Русской

2

Сообщение и усвоение новых знаний

Святые земли Русской – Александр Невский и Сергий Радонежский. Национальные герои, которых любят, чтят и помнят. Музыка в их честь

Знатьпонятии: кантата, народные песнопения, икона, житие, молитва, церковные песнопения.

Уметь называть имена святых

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение

А.Невский и С.Радонежский – святые, почитаемые военными

Применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности.

Выявлять различные по смыслу музыкальные интонации.

различные музыкальные образы.

13

Молитва

1

Расширение и углубление знаний

Страница «Детского альбома» П.И.Чайковского – день, прожитый ребенком, который обычно начинался и заканчивался молитвой

Уметь:

- проводить интонационно-образный анализ прослушанной музыки;

- характеризовать произведения П.И.Чайковского

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение

Значение духовной музыки в жизни человека

Распознавать и эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные особенности музыки

Применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности

14

Рождество Христово

2

Расширение и углубление знаний

Праздники православной церкви. Евангелие. Сочельник. Колядки. Песнопения

Знать понятия: народные церковные праздники, Евангелие, сочельник, колядки.

Уметь: выразительно исполнять рождественские песнопения.

Выразительное исполнение рождественских песнопений.

Праздник «Рождество Христово» в жизни человека

Выявлять различные по смыслу музыкальные интонации.

различные музыкальные образы.

Передавать в собственном исполнении (пении, игре на инструментах, музыкально-пластическом движении)

15-16

«О России петь, что стремиться в храм..»

1

Повторение и обобщение полученных знаний

Духовная жизнь людей. Значение духовной музыки в жизни человека.

Знать понятия: композиторская музыка, народные песнопения, церковные песнопения.

Слушание и исполнение музыки и песен, наиболее понравившихся во II четверти.

Приобретать опыт музыкально-творческой деятельность через сочинение, исполнение, слушание.

Ориентироваться  в нотном письме как графическом изображении интонации.

Исполнять мелодии с ориентацией на нотную запись

17

Русские народные инструменты

1

Вводный

Оркестр русских народных инструментов. Плясовые наигрыши. Вариации. Инструментальные импровизации учащихся.

Знать понятия: Вариации.

Уметь:

- определять на слух народные инструменты.

- импровизировать в игре на народных инструментах.

Фронтальный опрос. Слушание музыки. Импровизирование на элементарных народных инструментах. Хоровое пение.

Приобретать опыт музыкально-творческой деятельность через сочинение, исполнение, слушание.

Исполнять мелодии с ориентацией на нотную запись

18

Фольклор – народная мудрость.

1

Расширение и углубление знаний

Фольклор – народная мудрость. Русские народные песни. Хоровод. Разыгрывание песни.

Знать понятие фольклор.

Уметь:

- выразительно «разыгрывать» народные песни;

- импровизировать в игре на народных инструментах

Хоровое пение. «Разыгрывание» песен. Импровизирование на народных инструментах. Слушание русских народных песен.

Богатство и выразительность музыкального фольклора, связанного с народными образами.

Приобретать опыт музыкально-творческой деятельность через сочинение, исполнение, слушание.

Ориентироваться  в нотном письме как графическом изображении интонации.

19

Музыка в народном стиле

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Авторская музыка в народном стиле. Инструментальная импровизация учащихся. Мелодическая импровизация на тексты народных песенок.

Знать понятие музыка в народном стиле.

Уметь:

- сочинять (импровизировать) мелодию на заданный текст;

- ипровизировать в игре на народных инструментах.

Слушание музыки, инструментальное импровизирование. Ролевая игра «Играем в композитора»

Приобретать опыт музыкально-творческой деятельность через сочинение, исполнение, слушание.

Ориентироваться  в нотном письме как графическом изображении интонации.

Исполнять мелодии с ориентацией на нотную запись

20

Обряды и праздники русского народа

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Проводы зимы: Масленица. Встреча весны

Знать историю и содержание народных праздников.

Уметь выразительно исполнять обрядовые песни

Фронтальный опрос. Работа с учебником. Выразительное пение

Народные праздники в жизни русских людей

Приобретать опыт музыкально-творческой деятельность через сочинение, исполнение, слушание.

Исполнять мелодии с ориентацией на нотную запись

21

Детский музыкальный театр.опера

1

Вводный

Удивительный мир театра. Детский музыкальный театр. Опера. Примадонна. Дуэт. Трио. Хор. Опера М.Коваля «Волк и семеро козлят»

Знать понятия:

Опера, музыкальный театр.

Слушание детской оперы М.Коваля «Волк и семеро козлят» Выразительное исполнение главных тем.

Приобретать опыт музыкально-творческой деятельность через сочинение, исполнение, слушание.

Исполнять мелодии с ориентацией на нотную запись

22

Балет

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Балет. Балерина. Танцор. Кардебалет. Драматургия развития балетных сцен в балете С.С.Прокофьева «Золушка»

Знать понятие балет.

Уметь называть полное имя С.С.Прокофьева

Слушание сцены бала из балета «Золушка» С.С.Прокофьева. Хоровое пение.

Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций тем, образов.

23

Театр оперы и балета

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Театры оперы и балета мира. Фрагменты из опер и балетов. Песенность, танцевальность, маршевость.

Знать знаменитые театры оперы и балета всего мира.

Слушание музыки, интонационно – образный анализ. Хоровое пение.

Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций тем, образов.

24

Волшебная палочка

1

Расширение и углубление знаний

Дирижер – руководитель оркестра. Дирижерские жесты. Ролевая игра «Играем в дирижера»

Знать понятия: оркестр, дирижер.

Уметь «элементарно» дирижировать музыкой

Слушание музыки. Дирижирование музыкой разного характера. Хоровое пение.

Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций тем, образов.

Музыкальная картина мира (10ч)

25

Интонационное богатство мира.

Опера «Руслан и Людмила» М.И.Глинки

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Поэма А.С.Пушкина и опера М.И.Глинки «Руслан и Людмила» Сравнительный анализ

Знать понятия: Опера, солист, хор, контраст, увертюра, финал.

Уметь проводить сравнительный анализ стихотворного и музыкального текстов

Слушание музыки. Сравнительный анализ музыки при фронтальном опросе.

Наблюдать за интонационным богатством музыкального мира.

Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в музыкально-поэтическом творчестве и корректировать собственное исполнение.

Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность.

26

Общие представления о музыкальной жизни страны.

В музыкальном театре

1

Повторение и обощение полученных знаний

Мир музыкального театра. Театры оперы и балета. Оркестр. Дирижер. Опера. Балет.

Знать понятия: театр, опера, балет, оркестр, дирижер, увертюра, финал, солист, дуэт, трио, хор, балерина, танцор, кордебалет.

Слушание музыки. Фронтальный опрос. Хоровое пение.

Наблюдать за интонационным богатством музыкального мира.

Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в музыкально-поэтическом творчестве и корректировать собственное исполнение.

Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность.

27

Симфоническая сказка

1

Вводный. Сообщение и усвоение новых знаний

Концертный зал. Большой зал Московской консерватории. Симфоническая сказка С.С.Прокофьева «Петя и волк». Знакомство с инструментами симфонического оркестра.

Знать:

- понятии: концертный зал, сюжет, тема, тембр, партитура;

- инструменты симфонического оркестра.

Уметь:

- различать на слух инструменты симфонического оркестра;

- следить по партитуре за развитием музыки;

- выделять изобразительность и выразительность в музыке.

Слушание музыки. Интонационно – образный анализ.

Наблюдать за интонационным богатством музыкального мира.

Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в музыкально-поэтическом творчестве и корректировать собственное исполнение.

Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность.

28

Сюита М.П.Мусоргского «Картинки с выставки»

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Музыкальные портреты и образы в сюите М.П.Мусоргского «Картинки с выставки»

Уметь:

- проволить интонационно – образный анализ музыки;

- называть полное имя М. П. Мусоргского;

- выделять изобразительность и выразительность в музыке

Слушание музыки. Интонационно – образный анализ. Хоровое пение

Наблюдать за интонационным богатством музыкального мира.

Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в музыкально-поэтическом творчестве и корректировать собственное исполнение.

Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность.

29

Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса.

Музыкальные инструменты.

Звучит нестареющий Моцарт!

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Жизнь и творчество В.А.Моцарта. Сравнительный анализ музыки М.И.Глинки и В.А.Моцарта. Ролевая игра «Играем в дирижера»

Знать понятия: опера, симфония, рондо, партитура, контраст, увертюра.

Уметь сравнивать музыкальные произведения

Слушание музыки. Интонационно – образный анализ. Хоровое пение.

Сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных музыкальных инструментов.

Участвовать в коллективном музицировании на элементарных и электронных музыкальных инструментах

30

Волшебный цветик – семицветик. «И все это – И.С.Бах»

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Музыкальная речь – интонация. Музыкальный язык. Музыка И.С.Баха. Музыкальный инструмент – орган.

Знать понятия: интонация, темп, тембр, регистр, динамика, ритм, мелодия, аккомпанемент.

Уметь отличать на слух тембр органа.

Слушание музыки. Интонационно – образный анализ. Хоровое пение.

Сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных музыкальных инструментов.

Участвовать в коллективном музицировании на элементарных и электронных музыкальных инструментах

31

Всё в движении

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Выразительность и изобразительность музыки. Контраст. Сравнительный анализ произведений Г.В.Свиридова, М.И.Глинки.

Знать понятия: изобразительность и изобразительность музыки, контраст, темп.

Уметь анализировать произведения.

Слушание музыки. Интонационно – образный сравнительный анализ. Хоровое пение.

Сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных музыкальных инструментов.

Участвовать в коллективном музицировании на элементарных и электронных музыкальных инструментах

32

Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций

Музыка учит людей понимать друг друга

1

Расширение и углубление знаний

Песня. Танец. Марш. Композитор – исполнитель – слушатель. Творчество Д.Б.Кабалевского

Знать понятия: песня, танец, марш, композитор, исполнитель, слушатель.

Слушание музыки. Интонационно – образный анализ. Хоровое пение.

Участвовать в коллективных народных играх, инсценировках русских обрядов на основе полученных знаний.

Воплощать художественно-образное содержание музыкального народного творчества в песнях, играх, действах.

33

Два лада

1

Сообщение и усвоение новых знаний

«Волшебный цветик – семицветик». Музыкальный лад: мажор, минор. Тембр. Краска. Выразительность. Сопоставление. Легенда. Природа и музыка.

Знать понятие музыкальный лад.

Уметь:

- на слух определять мажор и минор;

- называть и давать характеристику средствам музыкальной выразительности.

Слушание музыки. Интонационно – образный сравнительный анализ. Хоровое пение.

Участвовать в коллективных народных играх, инсценировках русских обрядов на основе полученных знаний.

Воплощать художественно-образное содержание музыкального народного творчества в песнях, играх, действах.

34

Могут ли иссякнуть мелодии?

1

Повторение и обобщение полученных знаний

Международные музыкальные конкурсы. Мир композитора.

Знать понятия: интонация, музыкальная речь, народная и композиторская музыка, театр, опера, балет, оркестр, дирижер, концертный зал, изобразительность и выразительность музыки, партитура, лад.

Уметь различать на слух тембры инструментов (мажор, минор)

Слушание музыки. Интонационно – образный анализ. Хоровое пение.

Участвовать в коллективных народных играх, инсценировках русских обрядов на основе полученных знаний.

Воплощать художественно-образное содержание музыкального народного творчества в песнях, играх, действах.

3 КЛАСС

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Вид контроля, измерители

Элементы дополнительного содержания

Домашнее задание

Дата

план

факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Россия – Родина моя

1

Мелодия – душа музыки

1

Расширение и углубление знаний

Мелодия. Мелодическая линия. Лирический образ симфонии. П.И.Чайковский. Симфония №4

Знать понятия: мелодия, мелодическая линия

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение

Заучивание стихов о русской природе, созвучных музыке

2

Природа и музыка

1

Изложение новых знаний. Интегрирование

Знакомство с жанром романса. Певец-солист. Мелодия и аккомпанемент. Отличительные черты романса ипесни. Музыка и поэзия; звучащие картины

Знать определение романса, его отличие от песни.

Уметь приводить примеры романсов

Слушание романсов. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение

Подбор рисунков, изображающих родную природу

3

«Виват, Россия!»

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Знакомство с жанром канта. Эпоха Петра 1. Песенность. Маршевость. Интонация музыки и речи. Солдатская песня

Знать определение канта, его историю, особенности

Слушание кантов. Хоровое пение

Основная тема песенного казачьего фолклора

4

Кантата С.С.Прокофьева «Александр Невский»

1

Расширение и углубление знаний

Углубление знакомства с кантатой. Подвиг народа. Вступление. Трехчастная форма

Знатьопределение кантаты; содержание кантаты «Александр Невский»; понятие трехчастная форма

Слушание кантаты (вступление, фрагменты из 1ч.). Интонационно-образный анализ. Хоровое пение

А.Невский – святой, почитаемый народом

5

Опера М.И.Глинки «Иван Сусанин»

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Знакомство с содержанием и музыкой оперы. Хоровые сцены. Главный герой оперы, его музыкальные характеристики

Знать понятие опера; содержание оперы «Иван Сусанин»

Слушание фрагментов из оперы. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение

4 ноября – День народного единства

День, полный событий

6

Образы природы в музыке

1

Расширение и углубление знаний

Музыка, связанная с душевным состоянием человека и отображающая образы природы

Уметь проводить интонационно-образный анализ прослушанной музыки

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение

Выполнение рисунков к музыке на темы «Утро», «Вечер»

7

Портрет в музыке

1

Расширение и углубление знаний

Портрет в музыке. Выразительность и изобразительность музыки

Знать понятие: выразительность и изобразительность музыки.Уметь проводить интонационно-образный анализ произведения

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение

Выполнение любого из понравившихся портретов

8-9

Детские образы

2

Расширение и углубление знаний

Знакомство с пьесами вокального цикла М.П.Мусорского «Детская». Сравнение с пьесами П.И.Чайковского из «Детского альбома» и С.С.Прокофьева из «Детскоймузыки»

Уметь:

- проводить интонационно-образный и сравнительный анализ прослушанных произведений;

- определить песенность, танцевальность и маршевость в музыке

Слушание музыки.

Интонационно-образный и сравнительный анализ.

Хоровое пение

«О Россия петь – что стремиться в храм…»

10

Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве

1

Интегрированный

Образ Богородицы в церковной музыке, стихах поэтов, картинах художников. Молитва, песнопение, картина, икона, поэзия

Знать произведения, в которых средствами музыкальной выразительности воплощен образ матери. Уметь проводить интонационно-образный

анализ

произведений искусства

Слушание музыки. Образный анализ музыки, поэтических текстов, художественных полотен. Хоровое пение

ПочитаниеБогородицы казаками. Отношение и уважение к матери в семье казака

11

Древнейшая песнь материнства

1

Расширение и углубление знаний

Образ Владимирской Богоматери в иконах, церковной музыке

Портрет мамы

12

«Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама!»

1

Расширение и углубление знаний

Образ матери. Все самое дорогое, родное, святое связано с мамой

13

Образ праздника в искусстве: Вербное воскресенье

1

Сообщение и усвоение новых знаний

История праздника Вербное воскресенье. Образ праздника в музыке, песнях, изобразительном искусстве

Знать историю праздника Вербное воскресенье. Уметь проводить интонационно-образный

анализ прослушанной музыки

Слушание музыки. Интонационно-образный

анализ. Хоровое пение.

14

Святые земли Русской

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Святые земли Русской: княгиня Ольга и князь Владимир. Их «житие» и дела на благо Родины

Знать имена, жизнь и дела русских святых – княгини Ольги и князя Владимира

Слушание муыки. Сравнительный анализ. Хоровое пение

15

«О России петь – что стремиться в храм…»

1

Повторение и обобщение полученных знаний

Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. Вербное воскресенье. Святые землм Русской

Знать полные имена, жизнь и дела святых земли Русской. Уметь проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки

Слушание музыки. Интонационно-образный и сравнительный анализ. Хоровое пение

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

16

«Настрою гусли на старинный лад… »

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Знакомство с жанром былины. Певец-сказитель. Гусли

Знать определение былины, ее историю развития и содержательный аспект

Слушание и пение былины о Добрыне Никитиче

Выполнение рисункапо теме «Бой Добрыни со Змеем Горынычем»

17

Певцы русской старины

1

Расширение и углубление знаний

Образы народных сказителей былин Баяна и Садко в операх русских композиторов. Былинный напев. Подражание гуслярам

Знать имена былинных сказителей. Уметь проводить сравнительный анализ музыки

Слушание музыки. Сравнительный анализ. Хоровое пение

18

Сказочные образы в музыке

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Образ Леля в опере Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка». Песня. Меццо-сопрано. Сопровождение оркестра

Знать понятие меццо-сопрано. Уметь проводит интонационно-образный

анализ

слушание музыки. Интонационно-образный

анализ. Хоровое пение

19

Народные традиции и обряды: Масленица

1

Интегрированный. Расширение и углубление знаний

Знакомство со сценами масленичного гулянья из оперы «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова. Сопоставление. Мелодии в народном стиле. Звучащие картины

Знать содержание народного праздника Масленица. Уметь проводить образный и сравнительный анализ музыки и картин русских художников

Слушание музыки. Образный и сравнительный анализ. Хоровое пение

В музыкальном театре

20-21

Опера Н.А.Римского-Корсакова «Руслан и Людмила»

2

Расширение и углубление знаний

Сцены из оперы. Характеристики главных героев. Увертюра в опере «Руслан и Людмила»

Знать понятия: ария, баритон, сопрано, бас, рондо, увертюрв, опера.

Уметь проводить интонационно-образный

анализ музыки

Слушание музыки. Интонационно-образный и сравнительный анализ. Хоровое пение.

22

Опера К.Глюка «Орфей и эврика»

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Знакомство с содержанием и музыкой оперы К. Глюка «Орфей и Эвридика»

23

Опера Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка»

1

Расширение и углубление знаний

Сцены из оперы. Характеристики-образы главных героев оперы «Снегурочка»

Знать

- понятия: ария, сопрано, тенор, тембр, опера;

- состав и тембры инструментов симфонического оркестра. Уметь проводить интонационно-образный

анализ

24

Опера Н.А.Римского-Корсакова «Садко»

1

Расширение и углубление знаний

Знакомство с музыкой увертюры оперы. Зерно – интонация. Развитие музыки. Трехчастная форма

Знать понятия: интонация, увертюра, трехчастная форма, опера.Уметь проводить интонационно-образный

анализ

Слушание увертюры оперы. Интонационно-образный

анализ. Хоровое пение.

Выполнение рисунка по представлению: картины моря

25

Балет П.И.Чайковского «Спящая красавица» (либретто И.Всеволожского и М.Петипа)

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Вступление к балету. Темы-характеристики главных героев. Сцены из балета, интонационно-образное развитие музыки в сцене бала

Знать понятия: балет, интонация.Уметь проводить интонационно-образный анализ развития музыки

Слушание музыки. Интонационно-образный

анализ. Хоровое пение.

26

В современных ритмах

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Знакомство с жанром мюзикла. Мюзикл А.Рыбникова «Волк и семеро козлят». Особенности содержания, музыкального языка, исполнения

Знать

- понятие мюзикл;

- содержание мюзикла. Уметь выразительно исполнять фрагменты из мюзиклов

Слушание и хоровое пение фрагментов из мюзиклов

В концертном зале

27

Музыкальное состязание

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Знакомство с жанром инструментального концерта. Мастерство исполнителей и композиторов

Знать понятия: концерт, композитор, исполнитель, слушатель, вариационное развитие. Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки

Слушание музыки. Интонационно-образный

анализ. Хоровое пение.

28

Музыкальные инструменты – флейта и скрипка

1

Расширение и углубление знаний

Выразительные возможности флейты и скрипки, история их появления. Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители

Знать тембры флейты и скрипки. Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки

Слушание музыки. Интонационно-образный

анализ. Хоровое пение.

29

Сюита Э.Грига «Пер Гюнт»

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Знакомство с сюитой Э.Грига «Пер Гюнт». Контрастные образы сюиты. Вариационное развитие. Песенность, танцевальность, маршевость

Знать понятия: вариационное развитие, песенность, танцевальность, маршевость, сюита.

Уметь проводить интонационно-образный анализ прослушанной музыки

Слушание музыки. Интонационно-образный

анализ.

30

Симфония «Героическая» Л.ван Бетховена

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Знакомство с музыкой «Героической» симфонии Л.ван Бетховена (фрагменты). Контрастные образы симфонии

Знать понятия: симфония, дирижер, тема, вариации. Уметь проводить интонационно-образный анализ

Слушание музыки. Интонационно-образный

анализ. Хоровое пение

31

Мир Л.ван Бетховена

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Темпы, сюжеты и образы музыки Л.ван Бетховена. Трагедия жизни

Знать понятия: выразительность и изобразительность музыки, мелодия, аккомпанемент, лад.

Уметь проводить интонационно-образный анализ

Слушание музыки. Интонационно-образный

анализ. Хоровое пение

«Чтоб музыкантом быть, так надобно умение…»

32

Джаз-музыка ХХ века

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Джаз-музыка ХХ века. Особенности ритма и мелодики. Импровизация. Известные джазовые музыканты-исполнители

Знать:

- понятия: импровизация, ритм;

- особенности джазовой музыки

Слушание музыки. Хоровое пение

33

Сходство и различие музыкальной речи разных композиторов

1

Повторение и обобщение знаний

Сходство и различие музыкальных образов, языка Э.Грига и П.И.Чайковского, С.С.Прокофьева и Г.В.Свиридова. Музыкальные иллюстрации

Знать:

- понятия: кантата, хор, симфонический оркестр, вокальная и инстументальная музыка;

- особенности музыкального языка разных композиторов

Слушание музыки. Анализ музыкальных особенностей языка разных композиторов. Хоровое пение

34

«Прославим радость на земле»

1

Повторение и обобщение знаний

Музыка – источник вдохновения и радости. Нестареющая музыка великого В. А. Моцарта

Знатьпонятия: опера, симфония. Уметь находить в музыке радостные, торжественные интонации; характеризовать, какими средствами выразительности, звучанием каких инструментов это достигается

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение

        

4 КЛАСС

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки учащихся

Вид контроля, измерители

Элементы дополнительного содержания

Домашнее задание

дата

план

факт

1

Мелодия

1

Вводный

Общность сюжетов, тем, интонаций народной музыки и музыки С.В.Рахманинова, М.П.Мусоргского, П.И.Чайковского

Знать понятия: народная и композиторская музыка, мелодия.

Уметь проводить интонационно – образный и сравнительный анализ музыки

Слушание музыки. Интонационно – образный анализ. Хоровое пение.

2

«Что не выразишь словами, звуком на душу навей…»

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Вокализ, его отличительные особенности от песни и романса. Глубина чувств, выраженная в вокализе.

Знать понятия: вокализ, песня, романс, вокальная музыка.

Слушание «Вокализа» С.В.Рохманинова. Интонационно – образный анализ. Хоровое пение.

3

Жанры народных песен, их интонационно – образные особенности

1

Расширение и углубление знаний

Как складываются народные песни. Жанры народных песен, их особенности. Обсуждение: как складывается народная песня, какие жанры народных песен знают дети?

Знать жанры народных песен и их особенности.

Уметь отвечать на проблемный вопрос.

Ответы на вопросы. Хоровое пение. Речевая импровизация.

Многообразие сюжетов, жанров, интонационных оборотов песни

4

«Я пойду по полю белому…»

1

Расширение и углубление знаний

Патриотическая тема в кантате С.С.Прокофьева «Александр Невский». Горестные последствия боя

Знать понятия: кантата, хор, меццо – сопрано.

Уметь проводить интонационно – образный анализ прослушанной музыки.

Слушание музыки. Интонационно – образный анализ. Хоровое пение. Вокальная импровизация.

Изображение горестных последствий войны, разлуки с близкими в песенном фольклоре.

5

«На великий праздник собралася Русь!»

1

Расширение и углубление знаний

Фольклор и творчество композиторов, прославляющих защитников Родины, народных героев. Народные песни. Фрагменты из оперы «Иван Сусанин» М.И.Глинки и кантаты «Александр Невский» С.С.Прокофьева

Знать понятия: народная и композиторская музыка, кантата, опера, кант.

Слушание музыки. Фронтальный опрос. Хоровое пение.

Национально – патриотические идеи в песенно – музыкальном творчестве русского человека

«О России петь, что стремиться в храм…

6

Святые земли Русской

1

Расширение и углубление знаний

Святые земли Русской: княгиня Ольга, князь Владимир, Илья Муромец. Стихира русским святым. Величание. Былина.

Знать:

- имена святых, их житие, подвиги русских святых;

- понятия: стихира, величание.

Уметь проводить интонационно – образный анализ музыки.

Слушание музыки. Интонационно – образный и сранительныйанализ. Хоровое пение.

День полный событий

7

«Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…»

1

Сообщение и усвоение новых знаний. Интегрированный

Образ осени в поэзии А.С.Пушкина и музыке русских композиторов. Лирика в поэзии и музыке.

Знать понятие лад (мажор, минор).

Уметь сопоставлять поэтические и музыкальные произведения

Слушание стихов, музыки. Образное сопоставление. Хоровое пение

8

«Что за прелесть эти сказки…»

1

Интегрированный

Образы пушкинских сказок в музыке русских композиторов. «Сказка о царе Салтане…» А.С.Пушкина и опер Н.А.Римского – Корсакова. Музыкальная живопись

Знать понятия: опера, регистр, тембр.

Уметь проводить интонационно – образный анализ музыки.

Слушание музыки. Интонационно – образный анализ. Хоровое пение.

9

Музыка ярмарочных гуляний

1

Расширение и углубление знаний

Музыка ярмарочных гуляний: народные песни, наигрыши, обработка народной музыки

Знать жанры народной музыки

Слушание музыки. Хоровое пение. Пластическая импровизация. Музыкально – ритмические движения.

10

Святогорский монастырь

1

Сообщение и усвоение новых знаний.

Музыка, связанная со Святогорским монастырем. Колокольные звоны. Вступление к опере М.П.Мусоргского «Борис Годунов»

Знать понятие опера.

Уметь проводить интонационно – образный анализ музыки.

Слушание музыки. Интонационно – образный анализ. Хоровое пение.

11

«Приют сияньем муз одетый…»

1

Интегрированный

Музыка Тригорского (Пушкинские горы). Картины природы в романсе «Венецианская ночь» М.И.Глинки

Знать понятия: романс, ансамбль, дует.

Уметь проводить интонационно – образный анализ музыки

Слушание музыки. Интонационно – образный анализ. Хоровое пение.

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

12

Композитор – имя ему народ

1

Расширение и углубление знаний

Народная песня – летопись жизни народа, ее интонация, выразительность. Песни разных народов. Музыка в народном стиле.

Знать понятия: народная музыка, музыка в народном стиле.

Слушание музыки. Хоровое пение.

Музыкальный фольклор и отражение в нём важнейших событий истории

13

Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов

1

Расширение и углубление знаний

Многообразие народных инструментов. История возникновения первых музыкальных инструментов. Состав оркестра русских народных инструментов. Ведущие инструменты оркестра.

Знать:

- названия и тембры народных инструментов;

- состав и ведущие инструменты оркестра.

Уметь отмечать звучание различных музыкальных инструментов

Слушание музыки. Хоровое пение.

14

О музыке и музыкантах

1

Расширение и углубление знаний

Мифы, легенды, предания и сказки о музыке и музыкантах

Уметь приводить примеры литературного фольклора о музыке и музыкантах

Литературное чтение. Образный анализ. Слушание музыки. Хоровое пение.

В концертном зале

15

Музыкальные инструменты

1

Расширение и углубление знаний

Музыкальные инструменты: скрипка и виолончель. Срунный квартет. Музыкальный жанр ноктюрн. Музыкальная форма вариации.

Знать понятия: ноктюрн, квартет, вариации

Уметь на слух различать тембры скрипки и виолончели.

Слушание музыки. Вокальное и пластическое интонирование

16

Старый замок. «Счастье в сирени живет…»

1

Расширение и углубление знаний

Сюита. Старинная музыка. Сравнительный анализ. Романс. Образы родной природы.

Знать понятия: романс, сюита.

Уметь проводить интонационно – образный и сравнительный анализ музыки

Слушание музыки. Вокальное интонирование.

Интонационно – образный и сравнительный анализ

17

«Не молкнет сердце чуткое Шопена…»

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Судьба и творчество Ф.Шопена. Музыкальные жанры: полонез, мазурка, вальс, песня. Форма музыки: трехчастная

Знать многообразие танцевальных жанров.

Уметь на слух определять трехчастную музыкальную форму

Слушание музыки. Интонационно – образный и сравнительный анализ. Хоровое пение.

18

«Пететическая» соната Л. Ванн Бетховена. Годы странствий. «Царит гармония оркестра…»

1

Расширение и углубление знаний

Жанры камерной музыки: соната, романс, баркарола, симфоническая увертюра.

Знать понятия:

- музыкальных жанров: соната, романс, баркарола, симфоническая увертюра;

- оркестр, дирижер.

Слушание музыки. Интонационно – образный и сравнительный анализ. Пластическое интонирование.

День, полный событий

19

Зимнее утро. Зимний вечер.

1

Сообщение и усвоение новых знаний. Интегрированный

Образ зимнего утра и зимнего вечера в поэзии А.С.Пушкина и музыке русских композиторов. «Зимний вечер». Музыкальное прочтение стихотворения. Выразительность и изобразительность музыки.

Знать понятия: выразительность и изобразительность музыки, лад.

Уметь проводить интонационно – образный и сравнительный анализ музыки.

Слушание музыки, стихов.

Интонационно – образный и сравнительный анализ. Хоровое пение.

В музыкальном театре

20

21

Опера М.И.Глинки «Иван Сусанин» (II-III действия),

(IV действие)

2

Расширение и углубление знаний

Бал в замке польского короля. Народная музыка представляет две стороны – польскую и русскую. «За Русь мы все стеной стоим». Смена темы семейного счастья темой разговора Сусанина с поляками. Ответ Сусанина.

Сцена в лесу. Изменения в облике поляков. Кульминация – ария Сусанина

Знать:

- процесс воплощения художественного замысла произведения в музыке;

- содержание оперы.

Уметь проводить интонационно – образный и сравнительный анализ музыки.

Слушание сцен из оперы М.И.Глинки «Иван Сусанин». Интонационно – образный анализ.

22

«Исходила младёшенька…»

1

Расширение и углубление знаний

Характеристика главной героини оперы М.П.Мусоргского «Хованщина». Сравнительный анализ песни «Исходила младёшенька…» со вступлением к опере

Знать процесс воплощения художественного замысла в музыке.

Уметь проводить интонационно – образный анализ музыки.

Слушание музыки.

Интонационно – образный  анализ. Хоровое пение.

23

Русский восток. Восточные мотивы.

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Поэтизация Востока русскими композиторами нашла свое отражение в различных музыкальных жанрах: опере, балете, сюите. Музыка А.И.Хачатуряна.

Уметь:

- определять мелодико-ритмическое своеобразие восточной музыки;

- проводить интонационно – образный анализ музыки.

Слушание музыки.

Интонационно – образный  анализ. Хоровое пение.

24

Балет И.Стравинского «Петрушка»

1

Расширение и углубление знаний

Персонаж народного кукольного театра – Петрушка. Музыка в народном стиле. Оркестровые тембры.

Знать:

- процесс воплощения художественного замысла в музыке;

- значение народного праздника – Масленицы.

Уметь определять оркестровые тембры.

Слушание I картины балета (фрагменты) Интонационно – образный  анализ. Хоровое пение.

25

Театр музыкальной комедии

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Жанры: оперетта, мюзикл. Понятие об этих жанрах и история их развития

Знать, что такое оперетта и мюзикл, их особенности, историю развития

Слушание фрагментов из оперетт, мюзиклов. Хоровое пение.

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»

26

Исповедь души

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Музыкальный жанр: прелюдия, этюд. Музыкальная форма: трехчастная. Развитие музыкального. Любовь к Родине.

Знать понятия: прелюдия и этюд.

Уметь проводить интонационно- образный анализ музыки

Слушание музыки.

Интонационно – образный  анализ. Хоровое пение.

27

Мастерство исполнителя

1

Расширение и углубление знаний

Многообразие музыкальных жанров. Исполнитель. Слушатель. Интонационная выразительность музыкальной речи.

Знать понятия: композитор, исполнитель, слушатель, интонация.

Уметь «сочинять» - импровизировать мелодию, начинающуюся с четырех звуков (до, фа, соль, ля) с передачей разного настроения.

Слушание музыки. Вокальная импровизация (сочинение мелодии)

«О России петь, что стремиться в храм…»

28

«Праздников праздник, торжество из торжеств»

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Светлый праздник – Пасха. Тема праздника в духовной и народной музыке. Тропарь, молитва, народные песни

Знать понятия: тропарь, волочебники.

Уметь проводить интонационно- образный и сравнительный  анализ музыки

Слушание музыки.

Интонационно – образный и сравнительный  анализ. Хоровое пение.

Пасха – светлое Христово Воскресенье, великий праздник.

29

Светлый праздник

1

Расширение и углубление знаний

Тема праздника Пасхи в произведениях русских композиторов. Сюита С.В.Рахманинова «Светлый праздник»

Знать понятия: сюита, трезвон.

Уметь проводить итонационно – образный анализ музыки

Слушание музыки.

Интонационно – образный  анализ. Хоровое пение.

30

Создатели славянскойписменности Кирилл и Мефодий

1

Сообщение и усвоение новых знаний

«Житие» и дела святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Гимн. Праздник – День славянскойписменности

Знать:

- «житие» и дела святых Кирилла и Мефодия;

- понятия: гимн, величание

Слушание музыки. Сравнительный анализ гимна и величания. Хоровое пение.

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

31

Праздники русского народа

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Народные праздники: Троицын день. Обычаи и обряды, связанные с этим праздником. «Троица» А.Рублев

Знать содержание и значение народного праздника.

Уметь сочинять мелодию на заданный текст

Слушание музыки. Хоровое пение. Вокальная импровизация. Сопоставление литературного, художественного и музыкального рядов.

Взаимопереплетение в жизни людей христианских и народных праздников.

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»

32

Музыкальные инструменты

1

Расширение и углубление знаний

Музыкальный инструмент – гитара. История этого инструмента. Импровизация, обработка, переложение музыки для гитары. Гитара – универсальный инструмент. Авторская песня

Знать

- историю инструмента гитара;

- понятия; обработкаЮ импровизация, переложение музыки, авторская песня.

Уметь на слух различать тембры гитары (скрипки)

Слушание музыки. Хоровое пение.

33

Музыкальный сказочник

1

Расширение и углубление знаний

Н.А.Римский – Корсаков – величайший музыкант – сказочник. Сюита «Шехерезада». Музыкальные образы. Образы моря в операх и сюите. Музыкальная живопись.

Знать художественное единство музыки и живописи.

Уметь проводить  интонационно- образный и сравнительный  анализ музыки  

Слушание музыки.

Интонационно – образный и сравнительный  анализ. Хоровое пение.

34

Рассвет на Москве - реке

1

Повторение и обобщение полученных знаний

Симфоническая картина М.П.Мусоргского «рассвет на Москве – реке». Образ Родины.

Знать понятие изобразительность в музыке.

Уметьпроводить интонационно – образный анализ музыки

Слушание музыки.

Интонационно – образный   анализ. Хоровое пение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование планировании курса Истории России конец 16- 18 век. 7 класс.По УМК Данилов А.А.

Данное календарно-тематическое планирование составлено по учебнику ДаниловаА.А ,Косулиной Л.Г История России 7 класс.Тематическое планирование развёрнутое....

Учебно-методический комплекс по курсу "Основы мировых религиозных культур" для 5 класса: Рабочая программа по модулю, Календарно-тематическое планирование, Поурочное планирование.

Учебно-методический комплекс по курсу "Основы мировых религиозных культур" для 5 класса:Рабочая программа по модулю "Основы мировых религиозных культур",Календарно-тематическое планирование с поясните...

календарно-тематическое планирование планирование ОБЖ 5 класс

Развернутое поурочное планирование по предмету "Основы безопасности жизнидеятельности" для учащихся 5 классов . Учебник А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников. на 2012-2013 учебный год....

Клендарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 10кл.Календарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 11кл.

Календарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 10клКалендарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 11кл...

Примерное тематическое планирование. Примерное тематическое планирование. Направление "Изобразительное искусство" ФГОС 6 класс (34 ч) Программа "Изобразительное искусство" С. П. Ломов, С. Е. Игнатьева, М. В. Карамзина.

Программа по предмету Изобразительное искусство разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, предусмотренным федера...