Образ природы в музыке и поэзии
методическая разработка по музыке по теме
Разработка урока в 3 классе с использованием регионального компонента
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Образ осенний природы в музыке и поэзии | 43.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МОУ Приморская средняя общеобразовательная школа
_____________________________________________________________________
ул. Клубная, д. 11, п. Приморский Агаповский район Челябинская область, 457416
E-mail: primorsk_07@ mail.ru, http:// 74326s9.edusite.ru
Тел. 8-961-579-3818, 89028976220
Конспект учебного занятия
по музыке
Тема: «Образ природы в музыке и поэзии»
Подготовила: учитель I категории
Демьяненко А.А.
Класс: 3
Предмет: музыка
Тема учебного занятия: «Образ природы в музыке и поэзии»
Продолжительность учебного занятия: 40 мин.
Тип учебного занятия: объяснение нового материала.
Цели: Активизировать воображение нравственно-эстетических и эмоциональных переживаний учащихся на основе восприятия родной природы; углубить и расширить понятие «прекрасное в музыке и поэзии».
Задачи:
1. Воспитательная – формирование любви к красоте родного края через творчество русских и зарубежных композиторов, поэтов и художников.
2. Образовательная – знакомство с творчеством русского композитора П.И.Чайковского; с творчеством русских поэтов.
3. Развивающая – развитие вокально-хоровых навыков, чувства ритма; развитие умения размышлять о музыке, сравнивать, обобщать; учить детей анализировать свою импровизационную деятельность.
Виды музыкальной деятельности:
- Слушание
- Вокально-хоровая работа
- Движение под музыку
Методы, используемые на уроке:
- Метод музыкального обобщения.
- Метод эмоциональной драматургии урока.
- Метод звуковой и зрительной наглядности.
- Метод забегания вперёд и возвращения к пройденному (метод ретроспективы и перспективы).
- Метод объяснительно-иллюстративный.
Форма работы: групповая.
Технология: интегрирование музыки и литературы.
Оборудование: портрет композитора П.И.Чайковского, фортепиано, нотные хрестоматии.
Музыкальный материал: «Осенняя песнь. Октябрь» П.И.Чайковского; песня «Кто берёзку причесал» В. Ярушина.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2. Музыкальное приветствие. - Музыка, здравствуй! – 2 раза
- Музыка, музыка.
- Праздник прекрасный – 2 раза
- Нам дарит музыка.
- Здравствуйте, девочки!
- Здравствуйте!
- Здравствуйте, мальчики!
- Здравствуйте!
- Здравствуйте, взрослые!
- Здравствуйте!
- Здравствуйте, здравствуйте все!
3. Объяснение нового материала.
Учитель читает отрывок из стихотворения И.Ивенсена «Музыка»
Послушай: музыка вокруг:
Она во всём – в самой природе,
И для бесчисленных мелодий
Она сама рождает звук.
Ей служат ветер, плеск волны.
Раскаты грома, звон капели.
Птиц несмолкаемые трели
Среди зелёной тишины.
– Ребята, сегодня на уроке мы поговорим об образах природы в музыке и поэзии. Наверное, каждый человек на земле ощущает и понимает природу в той или иной степени, её «душу», «язык». Но наиболее глубоко и тонко проникаются этим чувством люди творческие - художники, поэты, композиторы.
Именно в изображении природы особенно близко сходятся два вида искусства: литература и музыка.
- И сейчас мы обратимся к творчеству известного вам уже русского композитора П.И.Чайковского. П. И. Чайковский в 1876 году написал «Времена года» - альбом, состоящий из 12 музыкальных пьес, отрывок одной из которых вы услышите.
Слушаем пьесу П.И.Чайковского «Октябрь. Осенняя песнь» в исполнении учителя.
- Какие интонации вы услышали, о каком времени года идёт речь?
(Ответы детей)
- Назовите осенние месяцы. (Сентябрь, октябрь, ноябрь) Выделите первые буквы, составьте слово, какое слово получилось. СОН - осенью природа как бы засыпает.
- Композитор стремится передать не просто увядающий облик осеннее природы, он вносит в звучание музыки щемящую человеческую ноту. Вслушайтесь, все эти чувства выражены в музыке Чайковского. Это музыкальное произведение выражает душевное настроение композитора, надеющегося, что найдутся души, которые чутко отзовутся на его музыку.
– Картины русской природы волновали сердца не только композиторов, но и многих русских поэтов. Звуки, движения, образы возникают под пером известных поэтов, но поэтический язык - особенный, таинственный.
- А вот какой видел осень Александр Сергеевич Пушкин:
Унылая пора! Очей очарованье Приятна мне твоя печальная краса, Люблю я пышное природы увяданье. В багрец и золото, одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы.
- Ребята, а если бы вы написали музыку к этому произведению Пушкина, какими бы средствами музыкальной выразительности вы бы воспользовались?
Ученики: медленный темп, музыка тихая и т.д
.
- Каждое время года красиво по своему, у каждого своя изюминка. А какое время года вам больше нравится и чем? (Ответы детей)
- Сейчас я вам исполню песню В. Ярушина, ваша задача прослушать, дать название песни и охарактеризовать её.
(Исполнение учителем песни «Кто берёзку причесал» В. Ярушина )
- Какие интонации вы услышали в песни? (Ответы детей)
- А сейчас мы разучим первый куплет песни.
Вокально – хоровая работа: гимнастика на дыхание и дикцию, работа над художественным исполнением.
- Ребята, а давайте придумаем движения к этой песне, сделаем её ещё интереснее.
(Исполнение песни с движениями)
4. Итог
- Союз слова и музыкальных интонаций составляет неразрывное единство в создании образов природы. Как часто и глубоко проникает природа в искусство, как тесно они связаны друг с другом! Почувствовали ли вы это? Что вам хочется сказать об услышанном, чем поделиться? (Ответы детей)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок музыки в 3-ем классе на тему "Образы природы в музыке".
Урок проводится в 3-ем классе в блоге: "День,полный событий",по программе Сергеевой,Критской.Программа урока знакомит учащихся с новыми терминами,понятиями,с образами норвежской природы и композитором...
Образы природы в музыке. Изображение в музыке животных, голосов птиц. КАМИЛЬ СЕН-САНС СЮИТА «КАРНАВАЛ ЖИВОТНЫХ».
Данная разработка помогает познакомить учащихся младших классов ДШИ и ДМШ на уроках слушания музыки с творчеством французского композитора К.Сен-Санса на примере сюиты "Карнавал животных". Формировани...
Русская природа в музыке и поэзии
Презентация "Русская природа в музыке и поэзии" 8 класс...
Разработка урока музыки для 5 класса по программе В.В.Алеева и Т.И.Науменко ОБРАЗЫ ПРИРОДЫ В МУЗЫКЕ И ЖИВОПИСИ
Понятие «пейзаж». Взаимопроникновение музыки и изобразительного искусства в высказываниях классиков. Образы природы в произведениях классиков-музыкантов. Музыкальный образ родного края в современной п...
"Природа в музыке и поэзии"
Классный час в 8 классе...
"Природа в музыке,живописи, поэзии"
Урок знакомит детей с лучшими образцами музыкального и поэтического жанра, учит понимать музыку и размышлять о ней....
Рабочий лист по музыке для 5 класса по теме "Образы природы в музыке" на 10 апреля
Рабочий лист по музыке для 5 класса по теме "Образы природы в музыке" на 10 апреля...
Комментарии
Развитие вокально-хоровых
Развитие вокально-хоровых навыков на примерах произведений уральских композиторов