"Природа в музыке и поэзии"
классный час (8 класс) по теме
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Классный час «Природа в музыке и поэзии».
Подготовлен учителем Ваничкиной А.Н., проведен в 8 классе.
Цели классного часа. 1. Прививать любовь и бережное отношение к природе родного края.
2.Показать благотворное влияние природы на душевные качества людей и на музыкальные и поэтические произведения.
3. Формировать эстетический вкус.
Оформление. Фотовыставка « Родные просторы», выставка сборников стихов о природе, выставка рисунков детей о природе родного края.
Учитель: Наша русская природа, полная поэзии и прелести, трогает и волнует каждого человека, любящего свою Родину. К природе надо относиться с исключительной бережностью, рачительностью. Однако порой и взрослые, и дети беззаботно, расточительно ведут себя по отношению к ней. Бездушное, бесхозяйственное отношение к природе может принести большие беды.
Стихи, музыкальные произведения, посвященные природе, оказывают благотворное влияние на душу человека, словно заново открывают ему красоту родной земли, учат бережно относиться к ней.
Первый ведущий. У писателя К.Г. Паустовского есть такие прекрасные слова: «И если мне хочется иногда жить до ста двадцати лет, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца все очарование и всю исцеляющую силу нашей русской природы. Любовь к родной природе – один из важнейших признаков любви к своей стране».
Ученик читает стихотворение С.К. Есенина «Топи да болота».
Топи да болота,
Синий плат небес,
Хвойной позолотой
Взвенивает лес.
Тенькает синица
Меж лесных кудрей,
Теплым елям снится
Гоман косарей.
По лугу со скрипом
Тянется обоз-
Суховатой липой
Пахнет от колес.
Слушают ракиты
Посвист ветряной…
Край ты мой забытый,
Край ты мой родной.
Второй ведущий. В этом стихотворении С. К. Есенин воссоздает природу в ее живой осязаемости, такой, какой видел перед собой, простую и безыскусственную.
Поэт Ф.И. Тютчев писал, что природа – «не слепок,
не бездушный лик,
в ней есть душа, в ней есть свобода,
в ней есть любовь, в ней есть язык».
Третий ведущий. Не всем дано услышать этот язык, понять его. Для поэтов и композиторов природа – неиссякаемый источник вдохновения. И многие стихи, музыкальные произведения родились благодаря любви к ней.
Вот что писал великий русский композитор П.И. Чайковский: «Прогулка летом по России, по полям, по степям, бывало, приводила меня в такое состояние, что я ложился на землю в каком-то изнеможении от наплыва любви к природе, тех неизъяснимо сладких ощущений, которые навевали на меня лес, речка, степь, деревья вдали, словом, все то, что составляет убогий русский родимый пейзаж».
Звучит «Мелодия» П.И. Чайковского.
Первый ведущий. Певец природы писатель М.М. Пришвин не уставал говорить о том, что природа и человек – это одно, о необходимости нашего согласия с ней.
Очень важно, чтобы каждый человек научился любить и ценить природу. И жизнь станет для него неизмеримо богаче и интереснее. Он не будет равнодушным, бессердечным человеком.
Ученик читает стихотворение С.К. Есенина «Черемуха».
Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые
Что кудри завила.
(Читается полностью.)
Второй ведущий. В этом стихотворении каждое слово дышит весенней свежестью, ароматом и новизной.
Звучит финал «Первого концерта» П.И. Чайковского для фортепиано с оркестром.
Каждое время года прекрасно по-своему. Лето. Длинны и ярки июльские зори. По-своему неповторим каждый восход и заход солнца.
Звучит «Баркаролла» из цикла «Времена года» П.И. Чайковского.
Ученик читает стихотворение И.С. Никитина «Утро».
Звезды меркнут и гаснут. В огне облака.
Белый пар по лугам расстилается.
По зеркальной воде, по кустам лозняка
От зари алый свет разливается.
Дремлет чуткий камыш. Тишь, безлюдье вокруг.
Чуть приметна тропинка росистая.
Куст заденешь плечом – на лицо тебе вдруг
С листьев брызнет роса серебристая.
Звучит «Утро» Э.Грига.
Третий ведущий. Величава золотая русская осень. Она вплетает березам золото в кудри, раскидывает по полям белесые облака туманов, гонит по перелескам серебряные нити паутины.
Ученица читает стихотворение С.К. Есенина «Отговорила роща золотая».
Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о чем.
(Читается полностью.)
Звучит «Осенняя песня» из цикла «Времена года» П.И. Чайковского.
Первый ведущий. Стоит зимняя стужа. Серебрятся на солнце пышные сугробы. Водворилась торжественная тишина зимнего покоя. Над крышами клубятся белые столбы дыма.
Ученик читает стихотворение А.С. Пушкина «Зимнее утро».
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась;
На мутном небе мгла носилась;
(Читается полностью.)
Звучит пьеса «На тройке» П.И. Чайковского.
Второй ведущий. Зима идет на мороз, но солнце уже повернуло на лето. Скоро длиннее станет день, проснется от зимнего сна природа, зашумят весенние воды и начнется обновление природы.
Третий ведущий. Наша русская природа еще и еще, десятки, сотни лет будет вдохновлять поэтов и музыкантов на создание прекрасных произведений, которые будут радовать не одно поколение россиян.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Природа России в музыке и поэзии 19-го века"
Интегрированный урок музыки и литературы...
Внеклассное мероприятие "Природа в музыке, поэзии, искусстве"
Цели и задачи: ввести учащихся в образный мир музыки, показать возможность отражения в нем мира природы;показать многомерность и гармоничность окружающего мира, животворящую силу природы;помочь у...
Русская природа в музыке и поэзии
Презентация "Русская природа в музыке и поэзии" 8 класс...
Образ природы в музыке и поэзии
Разработка урока в 3 классе с использованием регионального компонента...
Природа в музыке, поэзии, живописи
Представляю нестандартный тип урока – урок творчества. Такая форма проведения помогает мне активизировать познавательную деятельность учащихся, способствует развитию творчества и экологического мышлен...
Природа в музыке, поэзии, живописи
Представляю нестандартный тип урока – урок творчества. Такая форма проведения помогает мне активизировать познавательную деятельность учащихся, способствует развитию творчества и экологического мышлен...
"Природа в музыке,живописи, поэзии"
Урок знакомит детей с лучшими образцами музыкального и поэтического жанра, учит понимать музыку и размышлять о ней....