Тема урока: «Природа в произведениях искусства»
учебно-методический материал по литературе (6 класс) на тему
Данный урок проводился в рамках Дня погружения, посвященного экологии, поэтому главная идея - защита природы, которая воспета поэтами, художниками, композиторами. Урок разработан с учетом требований ФГОС, тему дети должны сформулировать в конце урока. В качестве домашнего задания к уроку обучающимся было предложено собрать необходимые материалы, а на уроке каждая группа после работы по оформлению выступала с мини-проектом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_.docx | 31.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Соболева Н.В., учитель русского языка и литературы МОУ «Новохоперская СОШ № 91»
Интегрированный урок литературы, искусства, краеведения
Тема урока: «Природа в произведениях искусства»
Цели урока:
1.Развитие опыта эмоционально - ценностного отношения к искусству как социально- культурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.
2.Развитие эмоционально- эстетического восприятия действительности, художественно- творческих способностей.
3.Воспитание культуры восприятия произведений искусства через обобщение представлений учащихся о взаимосвязях музыки, литературы и живописи.
4.Развитие познавательных и коммуникативных навыков.
Задачи урока:
1.Выяснить какие вопросы и проблемы поднимают в своих произведениях художники, музыканты и поэты.
2.Какие общечеловеческие ценности несут сквозь время произведения искусства.
3.Закрепить понятие выразительные средства в музыке, литературе и живописи.
Музыкальный материал:
С.В.Рахманинов «Сирень».
Произведения литературы:
1.Ф.И.Тютчев «Не то, что мните вы природа…».
2.Н.Жоголев «Берегите лес».
Слайды с репродукциями картин И. Левитана, И. Шишкина,
И. Грабаря, А. Куинджи.
Слайды с фотографиями композиторов.
Мультимедийная презентация, видеоролик.
Эпиграф к уроку:
Когда напевают закаты в реке,
И сосны вздыхают, и шепчут кусты,
Кто землю поймет на родном языке?
Кто, если не я?
Кто, если не ты?
Л. Щипахина
Ход урока:
1.Слайд (интегрированный урок)
- Организация учащихся. (1:00)
- Здравствуйте, ребята! Садитесь. К сегодняшнему уроку вы должны были распределиться по группам. Первая группа - музыковеды; вторая группа – искусствоведы; третья группа – литературоведы. В течение урока каждая группа представит свои материалы. На столах у вас маршрутные и оценочные листы. Внимательно следите за ходом урока, потому что тему вы сформулируете в конце. Итак, мы начинаем.
2. Постановка основополагающего вопроса. (4:00)
(Просмотр клипа с изображением пейзажей, перемежающихся изображениями картин русских художников, остановка клипа и вопрос:
Затем – картины А.В.Куприна, потом остановка клипа и информация о художнике, а в конце клипа - слайды с фотографии экологического бедствия под звук взрыва)
2.Слайд (Должна ли земля быть такой?)
Беседа(5:00)
- Что вы увидели и услышали в клипе?
Дети (картины художников, природа)
- Знакомы ли вам эти художники?
- Только ли картины художников?
(фотографии )
- Как называется изображение природы в произведениях живописи?
(пейзаж)
- Какая часть клипа вам понравилась больше?
- Встречались ли вам подобные картины природы?
- Музыка мешала или помогала вам при восприятии картин?
- Какие произведения искусства передали нам красоту природы?
(живопись, литература, музыка)
-А когда вы смотрели картины, вам какие больше понравились, из 1 части или из второй?
-Оказали они на вас воздействие? Какое?
3.Слайд
Должна ли земля быть такой?
Кто должен быть в ответе за красоту и чистоту природы?
4.Слайд Эпиграф
Учитель литературы:
Именно в произведениях искусства, словно в зеркале, отражается прекрасная и в то же время уязвимая красота окружающего нас мира. Художники, музыканты, поэты в разные времена, изображая красоту родной природы, выражали своё отношение к ней и показывали роль человека в этом прекрасном мире. Вслушайтесь в слова поэтессы Л.Щипахиной, ставшие сегодня эпиграфом нашего урока. /Работа с эпиграфом/.
II. Основная часть урока. Работа по теме (10:00)
-А может ли искусство помочь человеку по-новому взглянуть на природу?
( конечно)
-Каким образом? Какими видами искусства?
-(музыки, живописи, литературы)
- Во всех трёх видах есть такое понятие, как пейзаж.
-Вы уже знаете, что в живописи есть пейзаж.
-Как вы думаете, в литературе может быть пейзаж?
(да, может)
5.Слайд Лирический пейзаж.
Учитель литературы: В литературе есть такое понятие как «лирический пейзаж»? Для чего он нужен?
Справку дает ученик-консультант из 9 класса, он же поясняет, при помощи каких средств художественной выразительности создаются образы природы.
6.Слайд работа с понятийным аппаратом.
(Эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения) /соотнесение понятий на интерактив. доске/
7.Слайд Искусство обладает великой силой воздействия!
Учитель искусства:
-Говорят, что искусство обладает ВЕЛИКОЙ СИЛОЙ ВОЗДЕЙСТВИЯ!!!
-А какое влияние на вас оказали произведения искусства, с которыми вы соприкоснулись, готовясь к уроку, мы узнаем после того, как вы поработаете в своих группах.
- У каждой группы было своё домашнее задание: литературоведам найти и проанализировать стихотворение Ивана Бунина «Детство» и соотнести с картинами Ивана Шишкина;
- группе музыковедов нужно было найти информацию о творчестве русского композитора С. В. Рахманинова и его романсе «Сирень»;
-а искусствоведы должны были найти и проанализировать творчество Новохопёрского художника - импрессиониста Александра Пыльнева.
8.Слайд Картины природы под музыку.
Дети под музыку релакс с природой выполняют творческие задания.
(15 минут)
-Защита проектов каждой группы
Итак, слово предоставляется литературоведам.
Ребята представляют свои работы, подготовленные самостоятельно
Слушаем первую группу (Стих- е И.Бунина «Детство», картины И.И.Шишкина «Сосны, освещенные солнцем», + фото новохоперских сосен) Дети спрашивают: «Как вы думаете, чья это картина?» И ответ, что это наши новохоп. сосны, просто фото
Вторая группа, музыковеды, прослушать романс, рассказывает про «Сирень» и творчество Рахманинова.
9.Слайд Сирень и романс.
Создание синквейна со словом сирень.
Обратите внимание на слова, средства музыкальной выразительности, характер произведения.
Учитель: Ребята, о чём рассказал вам романс С.В.Рахманинова.
Дети: О цветущей сирени, о раннем утре, о том, что чувствует
композитор.
Учитель: Как звучит мелодия романса?
Дети: Мелодия звучит плавно, нежно…
Учитель: Скажите, в романсе меняется характер музыки, или на
протяжении всего романса она звучит безмятежно?
Дети: Характер изменяется. Во второй части появляется тревога, волнение.
Учитель: А с чем это связано?
Дети: Здесь поётся о чувствах человека и о красоте природы.
Здесь вы видите строчки из лирического стихотворения Е. Бекетовой, которые легли в основу лирического романса С.В.Рахманинова.
Поутру, на заре, по росистой траве
Я пойду свежим утром дышать;
И в душистую тень,
где тесниться сирень,
Я пойду своё счастье искать…
В жизни счастье одно мне найти суждено,
И то счастье в сирени живёт;
На зелёных ветвях,
на душистых кистях
Моё бедное счастье цветёт.
Композитор обращает внимание слушателя на первые майские цветы, сравнивает их красоту и невинность с человеческой юностью, такой же светлой и чистой.
Выступление группы искусствоведов:
Сообщение о влиянии картин на человека и о картинах художника А.В.Пыльнева, уроженца п. Новохоперский.
- Знакомы ли вам эти картины ? Какие чувства вы испытали, увидев их?
Составить спич (короткая речь) в защиту природы.
---Каждая группа работала над темой природы в произведениях искусства
т. е. живописи, музыки и литературы.
- Попробуйте сформулировать тему нашего урока?
Ответы детей « Природа в произведениях искусства»
10. Слайд Тема урока.
Рефлексия
-Просто страшно представить себе, на одну только минуту, что человек собственными руками может уничтожить такую красоту…
11.Слайд Тютчев отрывок из стихотворения.
– Ребята, мы подошли к ответу на поставленный нами в начале урока вопрос? Может ли искусство помочь человеку по-новому взглянуть на природу и своё отношение к ней?
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик —
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…
Ф.И.Тютчев
-К каким же выводам вы пришли сегодня?
-Дети: Природу нужно ценить, беречь, охранять.
Обобщенные выводы:
1.Современному человеку необходимо изучение различных видов искусства, так как искусство учит любить мир.
вывод о необходимости охраны и защиты природы, связать с годом экологии
-Природа в искусстве одухотворена;
-Любовь к красоте противостоит разрушению;
Хотелось бы наш урок закончить словами Михаила Михайловича
12.Слайд слова Пришвина.
Пришвина : «Охранять природу- значит, охранять Родину»
У академика Д.С.Лихачева есть прекрасные слова « Жизнь- прежде всего творчество. Можно творить просто добрую атмосферу вокруг себя. Творчество – оно беспрерывно, а жизнь есть вечное созидание».
Давайте же творить добро теми способами, которые возможны: покормить птиц, сделать им кормушки, не обижать животных, не мусорить. А в качестве домашнего задания - письменно ответить на вопрос: «Как люди могут помочь природе?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме "Картины природы в русском искусстве"
В уроке ярко прослеживается синтез трёх искусств:литературы, музыки, изобразительного искусства...
Тема урока: «Природа, экономико-географическое положение, хозяйство Европейского Севера» (Урок с элементами модульной технологии)
Развивающий урок с элементами модульной технологии. Каждый учебный элемент урока начинается с целей, которые обучающиеся самостоятельно достигают с помощью учебника, атласа, статистического мате...
Презентация к открытому уроку "Жизнь, как произведение искусства"
Презентация к открытому уроку "Жизнь, как произведение искусства" - о жизни и деятельности Дмитрия Ивановича Менделеева....
Веб-квест "Родная природа в произведениях искусства"
Веб-квест "Родная природа в произведениях искусства" можно использовать при подготовке урока литературы в 5 классе....
Конспект урока по литературе на тему: «Родная природа в произведениях русских поэтов 19 века» 5класс
Данный конспект урока может быть предназначен для учителей, преподающих в 5 классах средней общеобразовательной школы. На уроке литературы учащиеся получат знания о русских поэтах и художниках 19 века...
Особенности эмоционально-образного восприятия лирики при изучении темы «Живая природа в произведениях С.А.Есенина»
Статья об особенностях изучения лирики Есенина в 7 классе. В основе лежат стихотворения о животных и природе....
Реферат на тему: "Мир природы в произведениях Троепольского"
Богато литературное наследие Воронежского края. Это родина многих поэтов и писателей, чья жизнь и творчество стали примером верного служения Отчизне. Изучать их биографию, творческий путь, погру...