Конспект урока на тему "Развитие творческих способностей детей младшего и среднего школьного возраста разной степени одарённости".
план-конспект урока по теме
На уроке с разными учащимися показаны формы работы над сочинением меолодии, аккомпанемента, элементы импровизации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dorozhkina_plan_otkr_uroka_2012.docx | 340.94 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ ДОД «Верхнеднепровская ДШИ»
План-конспект открытого урока по специальному инструменту фортепиано
На тему: «Развитие творческих способностей детей младшего и
среднего школьного возраста разной степени одарённости»
Подготовила: преподаватель
фортепиано Дорожкина Р.Н.
пгт. Верхнеднепровский
22 октября 2012 г.
Тема: «Развитие творческих способностей детей младшего и среднего
школьного возраста разной степени одарённости»
Дата проведения: 22.10.2012 г.
Цели урока:
Задачи:
Использованная литература:
Музыкальный материал:
Структура урока:
Ход урока: 1. Вступление.
Сегодня на уроке мы будем говорить о важном элементе человеческой психики – образном мышлении, и о том, как способствуют его развитию у ребёнка занятия на фортепиано. На этих уроках ребёнок имеет прекрасную возможность развивать при помощи педагога свои творческие способности. И здесь важно сделать эти занятия для малыша радостью.
Постановка рук, приобретение навыков и закрепление клавиатуры, требуют неоднократных повторов. Необходимо подключать фантазию ребёнка, чтобы из урока в урок не повторяться.
Очень интересное фортепианное пособие из 6-ти тетрадей «Азбука музыкальной фантазии» вводит ребёнка в мир творчества, заинтересовывает разными формами музицирования: как сочинение музыки к стихам, создание пьес разного образного содержания в простых формах, подбор аккомпанемента, сочинение музыкальных сказок. Работу с пособием предлагается вести на уроках специальности, выделяя 10-15 минут на творческие задания.
Пособие состоит из 6-ти тетрадей: «Как сочинить мелодию» для младших учащихся, «Знакомство с аккордами», «Путешествие по необычным ладам», «Звучащая природа», «Как передать движение музыкой», «Играем в театр».
В традиционной системе музыкального образования педагог в большинстве своём, не получили специальной подготовки для занятий с детьми творческим музицированием. Пособие содержит системные творческие задания и может восполнить пробел в традиционной системе детского музыкального образования.
Представляю вам ученицу – Леночка, занимается 1,5 месяца, 6 лет, подготовки не имела.
Творческие задания:
- Исполнение песенки «Паровоз». Представляем, что везет разных зверей (слоны и медведи – медленно, громко, штрих non-legato; зайцы и белки – подвижно, легко, подпрыгивая, штрих staccato; большие зверюшки – пьеса исполняется в миноре; змеи – штрих legato). Добавляется квинта – аккомпанемент, тоже разным штрихом
- Сочинение «Дождика» (медленно – быстро, грустно – весело, с громом – учитель)
Сочинение пьески «Дождик» на стихи:
Дождик, дождик, кап да кап,
Мокрые дорожки.
Ты не капай долго так,
Мы промочим ножки.
Работа по сочинению идёт в таком порядке:
- Прочитать стихи выразительно
- Вслушаться в ритм стихотворения и прохлопать его несколько раз
- Записать ритм палочками
- Присочинить ноты к ритму.
- Музыкальная перекличка – игра «Эхо» (с учителем, или разными руками). Использовать разные регистры и динамику (fp). Это упражнение будет основой для сочинения пьес на принципе повтора.
- Сочинение разного аккомпанемента к р.н.п. «Во поле берёза стояла» (одна тоника, квинта мелодически и гармонически)
- Сочинение музыкальной сказки «Первые подснежники» или история в звуках.
«Режиссёр» - Леночка, актёры – пальчики (ученица делает пальчиковую гимнастику). Расставим «декорации» (ученица 3ми пальцами «ставит» звуки – «дом на поляне» - до+соль, «лес» - до+до.
Действующие лица: роль мамы – левая рука; роль дочки – правая рука.
Начинаем: пришла весна, пригрело солнышко! И в лесу из-под снега стали появляться подснежники (ученица несколько раз каждой рукой показывает, как поднимают голову цветы: кисть мягко опущена – упражнение для кисти. На поляне стоит дом лесника (1м и 5м пальцами, «квинта» показывается дом. Потом играем разговор мамы и дочки 3ми пальцами (упражнение на постановку 3го пальца) с придуманными словами. Мама и дочка достают с полки корзинки (ученица мягко поднимает руки вверх, как бы «достаёт» - упражнение для плечевого пояса) и они отправляются в путь. Мама идёт медленно («четвертями»), а дочка быстро («восьмыми»). Можно нарисовать пульс в тетради. Движение по гамме до мажор 3ми пальцами, позже по аппликатуре гаммы. Идут аккуратно, чтобы не промочить ноги (свод руки!) поднимаются на «бугорок» («топтание») на одной клавише разными пальцами – начальный вариант «репетиций»). И начинают собирать подснежники по названиям нот, даже по два цветка (постановка на разные пальцы, закрепление знания клавиатуры, подготовка к игре интервалами). Наклоняются к каждому цветку (штрих «legato»).
Озвучивание сказки включило очень много материала и изучение нового связано с образным восприятием действительности и соотносится с возрастом.
А сейчас с девочкой Ариной, 10 лет фортепиано - ознакомление, мы покажем более сложные творческие задания:
К. Черни Этюды № 79 Импровизационные превращения:
Этюд похож на очень простенький танец.
1я группа превращений: «изменяю звуковую окраску» - разные регистры, изменение штриха.
2я группа превращений: «изменяю ритмический рисунок» сыграть в ритме вальса.
3я группа: «изменение тональности», т.е. транспонирование
Этюд № 106 (на 3х звучные аккорды)
1ое превращение – из аккордов сделать «арпеджио» к верхнему звуку.
2ое превращение – «арпеджио» к нижнему звуку
3е превращение – на «staccato» или сделать этюд – эхо.
«Жаворонок» М.И. Глинки: попробовать украсить все длинные звуки и не только трелями.
«Клоуны» Д. Кабалевского: сыграть в другой тональности, изменить аккомпанемент.
А теперь можно показать сочинение песни на собственные стихи Арины.
Итог: Спасибо, девочки, вы были настоящими режиссерами, а ваши артисты очень старались.
В заключении хочу сказать: музыкальное произведение, говоря современным языком – это информационная структура, а практическое музицирование – механизм обработки этой информации. Поэтому подобная практика очень важна. Ребёнок может и не посвятить свою жизнь искусству, но внимание к его внутреннему миру и эмоционально – образному развитию со стороны родителей и преподавателей обязательно приведёт к духовности, к внутренней культуре и интеллекту, творческому мышлению. Вырастет разносторонне развитой человек, потенциально – творческий. Будет ли он композитором, исполнителем или просто слушателем, - все его действия будут отмечены творческим началом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа для детей младшего и среднего школьного возраста "Коррекция произвольного внимания"
Программа коррекционно- развиваюшей направленности. Внимание - самое необходимое, что нужно для успешной учебы, и в то же время самое уязвимое место в развитии мыслительной деятельности детей с ограни...
Развитие музыкальных способностей детей младшего и среднего школьного возраста
Развитие музыкальных способностей младшего и среднего школьного возраста...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАМММА «МУЗЫКА И ДВИЖЕНИЕ», РАССЧИТАННАЯ НА 3 ГОДА И БОЛЕЕ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАМММА«МУЗЫКА И ДВИЖЕНИЕ»,РАССЧИТАННАЯ НА 3 ГОДА И БОЛЕЕ ОБУЧЕНИЯДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА....
Сценарий мероприятия для детей младшего и среднего школьного возраста "Символы России".
Сценарий исторического экскурса по государственным символам России. В познавательно-игровой форме позволит закрепить знания детей младшего и среднего школьного возраста гимна, герба и флага Росс...
Программа "Радуга чувств" ( коррекционно-развивающая) для детей младшего и среднего школьного возраста
Мы воспринимаем окружающий мир и события, происходящие внутри нас при помощи органов чувств. Каждый из этих органов реагирует на влияние окружающ...
ГЭП "Трансдисциплинарный подход в создании адаптивной среды в образовательном учреждении " Программа сопровождения детей младшего и среднего школьного возраста с трудностями школьной адаптации в образовательном учреждении
Программа сопровождения детей младшего и среднего школьного возраста с трудностями школьной адаптации в образовательном учреждении...
Программа развития творческих способностей детей младшего и среднего возраста "Творчество рождает творца"
Программа "Творчество рождает творца" направлена на работу по выявлению и развитию творческих способностей обучающихся младших и средних классов инструментальных отделений ДШИ. В программе о...