Инновационная технология создания формулы вдохновения и раскрытия творческого потенциала
статья (музыка, 5 класс) по теме

О.В.Пачкина

"Инновационная технология создания формулы вдохновения

 и раскрытия творческого потенциала детей"

Пачкина Ольга Владимировна

учитель высшей категории

МАОУ лицей пгт Афипский

МО Северский район.

Углубление в природу музыки и других видов искусства позволяет детям формировать образное представление о творчестве, которое является социально - психологически обусловленным феноменом, являющимся отражением эмоционального состояния от восприятия человеком окружающей действительности. Приобщение к «светлому» и «высокому» в искусстве необходимо для духовно - практических целей формирования мировоззрения детей.

Удивительно слияние выразительного и изобразительного начал в музыке. В нашей душе происходит то же самое.

Эстетическое воспитание без эмоционального и эстетического наполнения - невозможно. Синтез музыки, живописи и литературы, безусловно, является мощным средством усиления эмоционального восприятия произведений искусства учащимися. Использование визуального ряда позволяет буквально "захлестнуть" детей потоками волнения и радости, испытать своего рода эстетический и эмоциональный "шок" от встречи с прекрасным. Но это происходит только в том случае, если дети способны воспринять одновременно затраты душевных сил, волнение, страдания, восторг поэта, композитора и художника. Одновременная демонстрация колоритных живописных полотен и музыкальных произведений непроизвольно блокирует мысль, и войти в замысел автора (а не двух сразу) трудно, так как:

- о настроении в пейзаже рассказала музыкальная картина;

- музыкальные ощущения композитора уже дополнены выдающимися

полотнами художников.

В результате ощущения и образы смешиваясь с музыкальными впечатлениями отнимают у детей возможность индивидуального образно-ассоциативного восприятия произведений искусств.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

О.В.Пачкина

"Инновационная технология создания формулы вдохновения

 и раскрытия творческого потенциала детей"

Пачкина Ольга Владимировна

учитель высшей категории

МАОУ лицей пгт Афипский

МО Северский район.

Углубление в природу музыки и других видов искусства позволяет детям формировать образное представление о творчестве, которое является социально - психологически обусловленным феноменом, являющимся отражением эмоционального состояния от восприятия человеком окружающей действительности. Приобщение к «светлому» и «высокому» в искусстве необходимо для духовно - практических целей формирования мировоззрения детей.

Удивительно слияние выразительного и изобразительного начал в музыке. В нашей душе происходит то же самое.

Эстетическое воспитание без эмоционального и эстетического наполнения - невозможно. Синтез музыки, живописи и литературы, безусловно, является мощным средством усиления эмоционального восприятия произведений искусства учащимися. Использование визуального ряда позволяет буквально "захлестнуть" детей потоками волнения и радости, испытать своего рода эстетический и эмоциональный "шок" от встречи с прекрасным. Но это происходит только в том случае, если дети способны воспринять одновременно затраты душевных сил, волнение, страдания, восторг поэта, композитора и художника. Одновременная демонстрация колоритных живописных полотен и музыкальных произведений непроизвольно блокирует мысль, и войти в замысел автора (а не двух сразу) трудно, так как:

- о настроении в пейзаже рассказала музыкальная картина;

- музыкальные ощущения композитора уже дополнены выдающимися

полотнами художников.

В результате ощущения и образы смешиваясь с музыкальными впечатлениями отнимают у детей возможность индивидуального образно-ассоциативного восприятия произведений искусств.

Задача урока музыкального искусства - быть в первую очередь современным и интересным для детей и в тоже время наполненным очень актуальными в наше время формами восприятия добра, человечности, сострадания к человеку, радости и гордости за малую и большую Родину.

Уроки проходят на "одном дыхании"- "ВДОХ - ВЫДОХ"! Разбирая произведение искусства, дети находят в нем интерес, вдохновленные (увлеченные) дети готовы к диалогу. Кульминацией урока (ВЫДОХ) является стремление детей выразить эмоции в различных творческих формах (вокальная работа, живопись, поэзия или проза)

Слушаем музыкальное произведение - (ВДОХ)! С удовольствием создаем и рассматриваем свои (!) картины - ассоциации. - (ВЫДОХ)!

Рассматриваем художественные полотна - (ВДОХ)! Слышим музыку гармоничную настроению, движению, колориту. (ВЫДОХ)!

Восприятие с интересом, не равнодушное, не "лекционное" позволяет достучаться до самых тонких струн детской души. Учащиеся получают эмоциональный заряд, способный раскрыть потенциал каждого. На вопросы, возникающие у многих: откуда взять вдохновение, можно ли творить по расписанию, как раскрыть творческий потенциал ребенка, на уроке музыки ответить легко, интересно и просто необходимо.

Состояние вдохновения ни с чем не спутать. На лицах радость, светлое детское счастье, - шкала детских потребностей, которая умещается в одном слове - "ТВОРЧЕСТВО" (ВЫДОХ).

Основные этапы уроков:

Произведение искусства (показ)+

диалог с учителем (вошли в замысел автора)+

эмоциональный отклик (дети описывают свои впечатления)+ вдохновение (позыв у детей к творчеству)=

раскрытие творческого потенциала

"ТВОРЧЕСТВО"- результат содружества звука, слова, образа.

1. "Звук" и "ТВОРЧЕСТВО"

Не озвучивая названия произведения - дети слушают "Лунный свет на террасе" Клода Дебюсси.

Задание. Где вы себя ощущаете? (ВДОХ)

1. Стоите на земле.

2. Порхаете высоко в небе.

3. Приподняты над землей в закрытом пространстве.

4. Приподняты над землей в открытом пространстве.

После слушания - диалог с учителем.

У. - Настроение светлое или мрачное? Д. - Сумрачное.

У. - Какое время дня: рассвет, день, ночь? Д. - Ночь.

У. - Образ один или их много? Д. - Много.

У. - Образы яркие или приглушенные? Д.-И яркие и мрачные.

У. - Что ночью позволяет нам увидеть

многообразие ночных образов? Д. - Луна.

У. - Как бы вы назвали произведение? Д.- (придумывают).

Данный диалог стимулирует развитие образного мышления детей, увлекает и вызывает одно желание - поскорее взять белый лист и рисовать, писать стихи, петь песни! (ВЫДОХ)

После просмотра работ детей необходим показ творческих работ учащихся прошлых лет, а так же художественных полотен великих вместе с повторным слушанием музыки!

Таким образом, вырисовывается "Формула ТВОРЧЕСТВА"

Музыкальное произведение +

диалог с учителем (вошли в замысел автора) + эмоциональный отклик +

вдохновение =

раскрытие творческого потенциала

После этого дети с удовольствием послушают и посмотрят готовую презентацию о творчестве композитора.

2. "Слово" и "ТВОРЧЕСТВО"

"Добрая песенка" Учитель читает стихотворение (Текст песни).

Диалог с учителем с целью войти в замысел автора по фразам (Вдох).

У.- Что имел в виду автор, говоря: "И грустить мне не дает солнышко мое"? (аналогично обсудить весь текст).

У. - Чем является лучик солнца? Д. – Образ радости, света, весны!

У. - Что подразумевал автор, говоря: "Лучик солнца разлетается на сотни добрых огоньков"? Д. – Передача от одного человека к другому хорошего настроения.

Философский взгляд на содержание вызывает яркий эмоциональный всплеск, меняющийся в корне отношение к собственной жизни. Научиться радоваться мелочам, пересмотреть своё отношение к жизни возможно в рамках одного урока.

У. - Вы- хозяева своей судьбы. Всё в ваших руках. Покажите, как вы к ней относитесь. Удивительно! Узнав о том, что прочтенные это текст песни, у детей возникает желание услышать (навязывать ничего не надо, и заставлять слушать тоже), но прежде чем показать песню, учитель просит предположить, что они - композиторы и перед ними текст будущей песни. Какой будет музыка?

1. Характер, настроение (веселая, грустная);

2. Темп (быстрый, медленный, умеренный);

3. Звуковедение (плавное, певучее, отрывистое, «со скачками»);

4. Регистр (высокий, низкий, средний).

Сравнивая свое представление о музыке к предложенному тексту, дети удивляются тому, что их предположения совпали с тем, что они услышали и возникает желание поскорее выучить эту песню и передать свое настроение в «звучащих картинах». (ВЫДОХ!)

И опять работает "Формула ТВОРЧЕСТВА"

Литературное произведение +

диалог с учителем (вошли в замысел автора)+

эмоциональный отклик +

вдохновение =

раскрытие творческого потенциала

3."Образ" и "ТВОРЧЕСТВО".

"Композиция №86" И. Колесников

Диалог с учителем с целью войти в замысел автора.

У. – Послушайте эту музыку? Какое у нее настроение? Д. – Спокойное

У. – Настроение создается от фона или от образов? Д. – От фона и образа мрачный, образы светлые).

У. – Какое время дня? Д. – Вечер, ночь.

У. – Современность или прошлое? Д. – Тележка современная, груз из прошлого.

У. – Реальность или фантазия?Д. – Затрудняются с ответом. (ВДОХ)

У. – Есть движение, откуда, куда? Д. – От стены, с большой скоростью или сквозь стену.

У. – Так реальность это или фантазия? Д. – Фантазия!

У. – Где можно увидеть как бы наяву то,

что когда-то происходило? Д. – Во сне.

У. – Чей это сон, взрослого или ребенка? Д. – Взрослого (предположения детей о том, что в детстве каждый мечтает о том, чего у него не хватало по различным причинам: игрушки, конфеты, детские костюмы, музыкальные инструменты)

У. – Придумайте название картины. Д. – "Чудо сон", "Цветные сны",

"Светлая детская грусть", "Я тоже хотел такие игрушки".

Получив эмоциональный заряд (вдохновение) дети пишут стихи о своих снах, мечтах, о детстве родителей, бабушек, дедушек и рисуют свои сны! (ВЫДОХ)

У. – Какое музыкальное произведение подходит по настроению

к картине И. Колесникова? Д. - "Чудо сон" – О. Агафонова, "Цветные сны" – М. Дунаевского.

Прослушивание или исполнение песен, с просмотром работ учащихся прошлых лет по данной теме!

И опять работает "Формула ТВОРЧЕСТВА"

Художественное произведение +

диалог с учителем (вошли в замысел автора)+

эмоциональный отклик +

вдохновение =

раскрытие творческого потенциала.

Задачу можно считать решенной, если дети увидят в произведениях искусства выражение человеческих эмоций, как средство художественной оценки всего многообразия жизненных явлений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиада по технологии как средство раскрытия творческого потенциала одаренных детей .

Выступление на областном методическом семинаре учителей технологии БелРИПКППС....

Метод проектов на уроках английского языка как способ раскрытия творческого потенциала учащихся

В данной статье двются рекомендации по использованию метода проектов на уроках английского языка на разных ступенях обучения....

Предметная неделя географии как средство развития интересов и форма раскрытия творческого потенциала учителя

Статья о необходимости  проведения передметных недель для развитя потенциала учителя, увеличения интереса среди учащихся, увеличения их кругозора. В статье предложены варианты проведения предметн...

"Раскрытие творческого потенциала детей при освоении культурного наследия Санкт-Петербурга"

Творчески работающий учитель не будет применять одну методическую разработку без изменений во всех классах и параллелях. Каждый урок – неповторим, как неповторимы наши чувства, переживания, мысли… Уро...

Раскрытие творческого потенциала обучающегося посредством использования нетрадиционных техник в рисовании и с применением современных образовательных технологий.

Современное образование, как и все сферы общества, быстро развивается, тем самым перед обществом формируется совершенно новый образовательный заказ. Мы должны научить обучающихся необходимыми личными ...

Создание в учреждении дополнительного образования условий для раскрытия творческого потенциала личности ребенка.

Выступление на городском методическом объединении педагогов дополнительного образования. Автор делится опытом работы в театральном объединении Дома детского творчества: как в процессе общения с детьми...