Инновационная технология создания формулы вдохновения и раскрытия творческого потенциала
статья (музыка, 5 класс) по теме
О.В.Пачкина
"Инновационная технология создания формулы вдохновения
и раскрытия творческого потенциала детей"
Пачкина Ольга Владимировна
учитель высшей категории
МАОУ лицей пгт Афипский
МО Северский район.
Углубление в природу музыки и других видов искусства позволяет детям формировать образное представление о творчестве, которое является социально - психологически обусловленным феноменом, являющимся отражением эмоционального состояния от восприятия человеком окружающей действительности. Приобщение к «светлому» и «высокому» в искусстве необходимо для духовно - практических целей формирования мировоззрения детей.
Удивительно слияние выразительного и изобразительного начал в музыке. В нашей душе происходит то же самое.
Эстетическое воспитание без эмоционального и эстетического наполнения - невозможно. Синтез музыки, живописи и литературы, безусловно, является мощным средством усиления эмоционального восприятия произведений искусства учащимися. Использование визуального ряда позволяет буквально "захлестнуть" детей потоками волнения и радости, испытать своего рода эстетический и эмоциональный "шок" от встречи с прекрасным. Но это происходит только в том случае, если дети способны воспринять одновременно затраты душевных сил, волнение, страдания, восторг поэта, композитора и художника. Одновременная демонстрация колоритных живописных полотен и музыкальных произведений непроизвольно блокирует мысль, и войти в замысел автора (а не двух сразу) трудно, так как:
- о настроении в пейзаже рассказала музыкальная картина;
- музыкальные ощущения композитора уже дополнены выдающимися
полотнами художников.
В результате ощущения и образы смешиваясь с музыкальными впечатлениями отнимают у детей возможность индивидуального образно-ассоциативного восприятия произведений искусств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovacionnaya_tehnologiya_sozdaniya_formuly_vdohnoveniya.docx | 20.79 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
О.В.Пачкина
"Инновационная технология создания формулы вдохновения
и раскрытия творческого потенциала детей"
Пачкина Ольга Владимировна
учитель высшей категории
МАОУ лицей пгт Афипский
МО Северский район.
Углубление в природу музыки и других видов искусства позволяет детям формировать образное представление о творчестве, которое является социально - психологически обусловленным феноменом, являющимся отражением эмоционального состояния от восприятия человеком окружающей действительности. Приобщение к «светлому» и «высокому» в искусстве необходимо для духовно - практических целей формирования мировоззрения детей.
Удивительно слияние выразительного и изобразительного начал в музыке. В нашей душе происходит то же самое.
Эстетическое воспитание без эмоционального и эстетического наполнения - невозможно. Синтез музыки, живописи и литературы, безусловно, является мощным средством усиления эмоционального восприятия произведений искусства учащимися. Использование визуального ряда позволяет буквально "захлестнуть" детей потоками волнения и радости, испытать своего рода эстетический и эмоциональный "шок" от встречи с прекрасным. Но это происходит только в том случае, если дети способны воспринять одновременно затраты душевных сил, волнение, страдания, восторг поэта, композитора и художника. Одновременная демонстрация колоритных живописных полотен и музыкальных произведений непроизвольно блокирует мысль, и войти в замысел автора (а не двух сразу) трудно, так как:
- о настроении в пейзаже рассказала музыкальная картина;
- музыкальные ощущения композитора уже дополнены выдающимися
полотнами художников.
В результате ощущения и образы смешиваясь с музыкальными впечатлениями отнимают у детей возможность индивидуального образно-ассоциативного восприятия произведений искусств.
Задача урока музыкального искусства - быть в первую очередь современным и интересным для детей и в тоже время наполненным очень актуальными в наше время формами восприятия добра, человечности, сострадания к человеку, радости и гордости за малую и большую Родину.
Уроки проходят на "одном дыхании"- "ВДОХ - ВЫДОХ"! Разбирая произведение искусства, дети находят в нем интерес, вдохновленные (увлеченные) дети готовы к диалогу. Кульминацией урока (ВЫДОХ) является стремление детей выразить эмоции в различных творческих формах (вокальная работа, живопись, поэзия или проза)
Слушаем музыкальное произведение - (ВДОХ)! С удовольствием создаем и рассматриваем свои (!) картины - ассоциации. - (ВЫДОХ)!
Рассматриваем художественные полотна - (ВДОХ)! Слышим музыку гармоничную настроению, движению, колориту. (ВЫДОХ)!
Восприятие с интересом, не равнодушное, не "лекционное" позволяет достучаться до самых тонких струн детской души. Учащиеся получают эмоциональный заряд, способный раскрыть потенциал каждого. На вопросы, возникающие у многих: откуда взять вдохновение, можно ли творить по расписанию, как раскрыть творческий потенциал ребенка, на уроке музыки ответить легко, интересно и просто необходимо.
Состояние вдохновения ни с чем не спутать. На лицах радость, светлое детское счастье, - шкала детских потребностей, которая умещается в одном слове - "ТВОРЧЕСТВО" (ВЫДОХ).
Основные этапы уроков:
Произведение искусства (показ)+
диалог с учителем (вошли в замысел автора)+
эмоциональный отклик (дети описывают свои впечатления)+ вдохновение (позыв у детей к творчеству)=
раскрытие творческого потенциала
"ТВОРЧЕСТВО"- результат содружества звука, слова, образа.
1. "Звук" и "ТВОРЧЕСТВО"
Не озвучивая названия произведения - дети слушают "Лунный свет на террасе" Клода Дебюсси.
Задание. Где вы себя ощущаете? (ВДОХ)
1. Стоите на земле.
2. Порхаете высоко в небе.
3. Приподняты над землей в закрытом пространстве.
4. Приподняты над землей в открытом пространстве.
После слушания - диалог с учителем.
У. - Настроение светлое или мрачное? Д. - Сумрачное.
У. - Какое время дня: рассвет, день, ночь? Д. - Ночь.
У. - Образ один или их много? Д. - Много.
У. - Образы яркие или приглушенные? Д.-И яркие и мрачные.
У. - Что ночью позволяет нам увидеть
многообразие ночных образов? Д. - Луна.
У. - Как бы вы назвали произведение? Д.- (придумывают).
Данный диалог стимулирует развитие образного мышления детей, увлекает и вызывает одно желание - поскорее взять белый лист и рисовать, писать стихи, петь песни! (ВЫДОХ)
После просмотра работ детей необходим показ творческих работ учащихся прошлых лет, а так же художественных полотен великих вместе с повторным слушанием музыки!
Таким образом, вырисовывается "Формула ТВОРЧЕСТВА"
Музыкальное произведение +
диалог с учителем (вошли в замысел автора) + эмоциональный отклик +
вдохновение =
раскрытие творческого потенциала
После этого дети с удовольствием послушают и посмотрят готовую презентацию о творчестве композитора.
2. "Слово" и "ТВОРЧЕСТВО"
"Добрая песенка" Учитель читает стихотворение (Текст песни).
Диалог с учителем с целью войти в замысел автора по фразам (Вдох).
У.- Что имел в виду автор, говоря: "И грустить мне не дает солнышко мое"? (аналогично обсудить весь текст).
У. - Чем является лучик солнца? Д. – Образ радости, света, весны!
У. - Что подразумевал автор, говоря: "Лучик солнца разлетается на сотни добрых огоньков"? Д. – Передача от одного человека к другому хорошего настроения.
Философский взгляд на содержание вызывает яркий эмоциональный всплеск, меняющийся в корне отношение к собственной жизни. Научиться радоваться мелочам, пересмотреть своё отношение к жизни возможно в рамках одного урока.
У. - Вы- хозяева своей судьбы. Всё в ваших руках. Покажите, как вы к ней относитесь. Удивительно! Узнав о том, что прочтенные это текст песни, у детей возникает желание услышать (навязывать ничего не надо, и заставлять слушать тоже), но прежде чем показать песню, учитель просит предположить, что они - композиторы и перед ними текст будущей песни. Какой будет музыка?
1. Характер, настроение (веселая, грустная);
2. Темп (быстрый, медленный, умеренный);
3. Звуковедение (плавное, певучее, отрывистое, «со скачками»);
4. Регистр (высокий, низкий, средний).
Сравнивая свое представление о музыке к предложенному тексту, дети удивляются тому, что их предположения совпали с тем, что они услышали и возникает желание поскорее выучить эту песню и передать свое настроение в «звучащих картинах». (ВЫДОХ!)
И опять работает "Формула ТВОРЧЕСТВА"
Литературное произведение +
диалог с учителем (вошли в замысел автора)+
эмоциональный отклик +
вдохновение =
раскрытие творческого потенциала
3."Образ" и "ТВОРЧЕСТВО".
"Композиция №86" И. Колесников
Диалог с учителем с целью войти в замысел автора.
У. – Послушайте эту музыку? Какое у нее настроение? Д. – Спокойное
У. – Настроение создается от фона или от образов? Д. – От фона и образа мрачный, образы светлые).
У. – Какое время дня? Д. – Вечер, ночь.
У. – Современность или прошлое? Д. – Тележка современная, груз из прошлого.
У. – Реальность или фантазия?Д. – Затрудняются с ответом. (ВДОХ)
У. – Есть движение, откуда, куда? Д. – От стены, с большой скоростью или сквозь стену.
У. – Так реальность это или фантазия? Д. – Фантазия!
У. – Где можно увидеть как бы наяву то,
что когда-то происходило? Д. – Во сне.
У. – Чей это сон, взрослого или ребенка? Д. – Взрослого (предположения детей о том, что в детстве каждый мечтает о том, чего у него не хватало по различным причинам: игрушки, конфеты, детские костюмы, музыкальные инструменты)
У. – Придумайте название картины. Д. – "Чудо сон", "Цветные сны",
"Светлая детская грусть", "Я тоже хотел такие игрушки".
Получив эмоциональный заряд (вдохновение) дети пишут стихи о своих снах, мечтах, о детстве родителей, бабушек, дедушек и рисуют свои сны! (ВЫДОХ)
У. – Какое музыкальное произведение подходит по настроению
к картине И. Колесникова? Д. - "Чудо сон" – О. Агафонова, "Цветные сны" – М. Дунаевского.
Прослушивание или исполнение песен, с просмотром работ учащихся прошлых лет по данной теме!
И опять работает "Формула ТВОРЧЕСТВА"
Художественное произведение +
диалог с учителем (вошли в замысел автора)+
эмоциональный отклик +
вдохновение =
раскрытие творческого потенциала.
Задачу можно считать решенной, если дети увидят в произведениях искусства выражение человеческих эмоций, как средство художественной оценки всего многообразия жизненных явлений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Олимпиада по технологии как средство раскрытия творческого потенциала одаренных детей .
Выступление на областном методическом семинаре учителей технологии БелРИПКППС....
Современный урок, как инструмент раскрытия творческого потенциала учащихся
Обобщение опыта учителя биологии....
Метод проектов на уроках английского языка как способ раскрытия творческого потенциала учащихся
В данной статье двются рекомендации по использованию метода проектов на уроках английского языка на разных ступенях обучения....
Предметная неделя географии как средство развития интересов и форма раскрытия творческого потенциала учителя
Статья о необходимости проведения передметных недель для развитя потенциала учителя, увеличения интереса среди учащихся, увеличения их кругозора. В статье предложены варианты проведения предметн...
"Раскрытие творческого потенциала детей при освоении культурного наследия Санкт-Петербурга"
Творчески работающий учитель не будет применять одну методическую разработку без изменений во всех классах и параллелях. Каждый урок – неповторим, как неповторимы наши чувства, переживания, мысли… Уро...
Раскрытие творческого потенциала обучающегося посредством использования нетрадиционных техник в рисовании и с применением современных образовательных технологий.
Современное образование, как и все сферы общества, быстро развивается, тем самым перед обществом формируется совершенно новый образовательный заказ. Мы должны научить обучающихся необходимыми личными ...
Создание в учреждении дополнительного образования условий для раскрытия творческого потенциала личности ребенка.
Выступление на городском методическом объединении педагогов дополнительного образования. Автор делится опытом работы в театральном объединении Дома детского творчества: как в процессе общения с детьми...