Раскрытие творческого потенциала обучающегося посредством использования нетрадиционных техник в рисовании и с применением современных образовательных технологий.
методическая разработка по изобразительному искусству (изо) по теме

Шейкина Ирина Александровна

Современное образование, как и все сферы общества, быстро развивается, тем самым перед обществом формируется совершенно новый образовательный заказ. Мы должны научить обучающихся необходимыми личными качествами, такими как: гибкость  и креативность ума, умение решать определенные задачи под особым углом зрения,  находить нестандартные и оригинальные идеи. Все это позволит в дальнейшем современному человеку и специалисту реализовать себя на профессиональном поприще. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл raskrytie_tvorcheskogo_potentsiala.docx30.26 КБ

Предварительный просмотр:

Раскрытие творческого потенциала обучающегося посредством использования нетрадиционных техник в рисовании и с применением современных образовательных технологий.

Актуальность:

Актуальность данной темы обусловлена качественными изменениями в обществе. Если в прошлом у общества не возникало особой потребности в развитии творчества людей. Таланты появлялись как - будто сами собой, они стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, то в современной России же ситуация в корне изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она, конечно же, требует от человека не шаблонных, обычных действий, а подвижности, гибкости мышления, нетрадиционного (латерального) мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению различных повседневных проблем.

 И также  современное образование, как и все сферы общества, быстро развивается, тем самым перед обществом формируется совершенно новый образовательный заказ. Мы должны научить обучающихся необходимыми личными качествами, такими как: гибкость  и креативность ума, умение решать определенные задачи под особым углом зрения,  находить нестандартные и оригинальные идеи. Все это позволит в дальнейшем современному человеку и специалисту реализовать себя на профессиональном поприще.  

А уроки творчества способны заложить столь необходимый человеку творческий потенциал. Все это говорит об актуальности данной темы, о необходимости творческого развития школьников.  

Поэтому целью и задачей применения нетрадиционных техник в рисовании – раскрыть и развить творческий потенциал, заложенные в ребенке.

Цель: подтвердить свою гипотезу о том, что нетрадиционные техники рисования помогают раскрывать творческий потенциал, творческие способности детей.

В соответствии с целью решались следующие задачи:

Задачи:

  1. Определить сущность развития творческих способностей детей.
  2. Рассмотреть характеристику нетрадиционных техник рисования, их виды.
  3. Показать влияние нетрадиционных техник рисование на развитие ребенка.

Сущность развития творческих способностей детей.

Занятия по изобразительному искусству открывает целый мир творчества и бесспорно всесторонне развивает ребенка, дают возможность  выбора материала, техники, цвета, формы. Благодаря этому формируются эстетические качества: художественный вкус, чувство цвета, формы, материала.

Наблюдая за учениками на уроках, я иногда обращала внимание, что новый материал усваивается без интереса, когда предлагаешь к выполнению задания готовую модель действий или схему выполнения работы. Поэтому я решила один урок посвятить нетрадиционному рисованию. И оказалось, что урок прошел «на одном дыхании». Это был урок с применением техники «кляксография». У детей в начале урока было недоумение, когда я предложила им отложить кисточки и взять трубочки. Они не представляли, как можно рисовать трубочкой. Но в процессе урока, когда они поняли, как это работает, и им дали возможность творить, у них было столько восторга, эмоций, положительного заряда. И я также обратила внимание, что  рисование с использованием нетрадиционных техник рисования не утомило детей, у них сохранилась высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.

 После этого меня заинтересовали   возможные техники нетрадиционного рисования. И я сама открыла для себя много интересного.

  Поэтому, я поняла что, применяя на практике только традиционные методы, не всегда позволяют решать те педагогические задачи, которые поставлены перед нами.  Применение на практике нетрадиционных техник рисования позволяет решить проблемы развития творческой личности, кроме того изобразительная деятельность играет большую роль в нескольких ее составляющих: получение дополнительных навыков (наблюдательность, фантазия, воспроизведение на память),

Как отмечает Выготский в своей книге «Воображение и творчество в детском возрасте» «Рисование - это ведущий вид творчества в детстве». Поэтому можно с уверенностью сказать о том, что это самое увлекательное и интересное занятие, особенно в раннем возрасте. Детский рисунок – отражение его внутреннего мира, состояния души - графическая речь.

Процесс рисования - это не только развитие фантазии и воображение, но и координация движения (когда работают «рука» - «глаз»), мелкая моторика, сенсорика. Мелкая моторика «интеллект на кончиках пальцев» - включает в работу важные отделы головного мозга, в том числе и речевой центр, таким образом, развивается и речь.

Творческие способности сами по себе не превращаются в творческие свершения, Для того, чтобы получить результат, добиться достижений, необходим «двигатель», который запустил бы в работу механизмы мышления, т.е. необходимы желания и воля, нужна мотивационная основа.

Занятия изобразительной деятельностью - это одна из форм предметной деятельности ребенка, а предметная деятельность совершенно необходима ребенку для физического, психического и умственного развития. Дело в том, что искусство заставляет оба полушария мозга работать на повышенном эмоциональном фоне и при этом активно.

Творчество не может существовать под давлением и насилием. Оно должно быть свободным, ярким, неповторимым, непринуждённым.

Кроме обычных традиционных способов рисования особое место в развитие творческих (креативных) способностей у детей являются нетрадиционные техники рисования, так как само применение таких способов является для детей наглядным примером использования неожиданных, необычных  способов  использования привычных предметов (круп, семян, злаков, свечек, мыла, пробок, поролона, пенопласта, мятой, рваной бумаги, пластилина) и приемов рисования (пальчиками, ладошкой, оттисками), соединения различных способов  рисования (красками и мелками, красками и свечкой), оттисков частей тела, всей фигуры, пробкой, поролоном, бумагой, использование трафаретов.

Нетрадиционное рисование позволяет не ограничивать проявления творческих способностей детей, не ставя их в рамки «образца и показа» приёмов рисования и их последовательности; не навязывать детям свою точку зрения на окружающий мир, даёт им возможность реализации своего творческого потенциала.

Рисование нетрадиционными материалами даёт самые неожиданные, непредсказуемые варианты художественного изображения и колоссальный толчок детскому воображению и фантазированию.

Рисование необычными материалами позволяет детям ощутить незабываемые, положительные эмоции.

Истинная ценность нетрадиционных техник заключается не в качестве работы, а в том, что дети получают радость от самого процесса.

Виды нетрадиционных техник.

Виды нетрадиционных техник достаточно разнообразны, и в каждой технике ребенок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы.

В настоящее время освоено и изучено более 30 различных нетрадиционных техник:

  1. Тычок жесткой полусухой кистью.

Ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

2. Рисование пальчиками.  

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

3. Рисование ладошкой.

Способ получения изображения: ребенок окрашивает гуашью всю ладонь при помощи кисточки и делает отпечаток на бумаге, дорисовывает недостающие детали.  Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

4. Рисование печатками.

Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка, и печатка.

Печатание валиком интересно и привлекает своей масштабностью, раз, два прокатил и лист затонирован, или готов узор. Вместо валика можно использовать кукурузный початок, трубку от картона, консервную банку или скалку. Следует наклеить сверху инструмента фигурки из картона или бечевки, а когда клей высохнет, нанести краску кисточкой. Инструмент следует прокатить по поверхности листа, держа за ручку.

  1. Оттиск:

Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.

6. Печать по трафарету.

Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку или поролоновый тампон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, берутся другие тампоны и трафареты.

7. Отпечатки листьев.

Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

8. Скатывание бумаги.

Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.

9. Восковые мелки и акварель.

Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенными.

10. Монотипия предметная.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета. После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

11. Монотипия пейзажная.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.

12. Граттаж.

Способ получения изображения: ребенок раскрашивает лист восковыми мелками (свечой) так, чтобы он весь был покрыт. Затем на него наносится (гуашь) с клеем ПВА. После высыхания палочкой процарапывается рисунок.

13. Кляксография  

Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

15. Ниткография.

Загадочные рисунки могут получаться следующим образом: ребенок опускает нитки в краску, что бы они пропитались, концы нитки при этом должны оставаться сухими. Укладывает нитку на листе бумаги в произвольном порядке, сверху накрывает чистым листом бумаги, концы нитки должны быть видны. Потянуть за концы нитку, одновременно прижимая верхний лист бумаги. Получается хаотичное изображение, которое рассматривают, обводят и дорисовывают. После освоения этой техники с использованием одной нитки можно усложнять работу и использовать две и более нити.

16. Набрызг.

Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.

17. Рисование мыльными пузырями.

Способ получения изображения: ребенок опускает трубочку в смесь (гуашь, мыло, вода) и дует так, что бы получились мыльные пузыри. Чистый лист бумаги прикасает к пузырям, как бы перенося их на бумагу. Получаются интересные отпечатки, можно дорисовать детали.

18. Рисование с солью.

Способ получения изображения: нарисованный краской рисунок посыпается солью, которая пропитывается краской, и после высыхания получается необычная структура, эффект зернистости придаёт объёмность изображению.

19. Тиснение.

Способ получения изображения: ребенок кладет под лист бумаги листья, вырезанную вазу, различные элементы, чтобы создать объемную поверхность  и поверх проводит карандашом (лучше масляными карандашами, так как поверхность карандашей  больше), и раскрашивается.

20. Рисование на мятой бумаге.

Способ получения изображения: чистый лист бумаги смять руками и разгладить. Нарисовать задуманный рисунок. Эта техника интересна тем, что на местах сгибов бумаги краска при закрашивании делается более интенсивнее.

21. Пластинография - рисование пластилином.

Способ получения изображения: на плотный лист бумаги или картона нанести карандашом контур. Рисовать по нему теплым пластилином. Получается очень даже выразительно.

22. Клеевая техника (витраж).

Способ получения изображения: ребенок простым карандашом наносит на бумагу контур предмета. В тюбике с канцелярским клеем (можно  клей ПВА) сделать маленькое отверстие, чтобы он вытекал тонкой струйкой. Аккуратно обвести клеем контур. Дать высохнуть. Закрасить пространство внутри контура красками.

23. Рисование «по-мокрому».

Способ получения изображения: ребенок при помощи влажной губки промакивает лист бумаги.  Затем рисует изображение гуашью, акварельными красками, мелками, пастелью. Получается эффект размытого, прозрачного рисунка.

24. Техника «Смывание».

Способ получения изображения: ребенок должен нарисовать изображение гуашью, смешивая, цвета с белой гуашью или покрыть ею после высыхания. После высыхания некоторые участки или полностью рисунок покрыть тушью. Дать высохнуть. Ополоснуть бумагу водой, перемещая лист и регулируя количество смываемой краски так, чтобы она смылась не полностью.

25. «Знакомая форма - новый образ».

Способ получения изображения: ребенок обводит карандашом выбранный предмет. Затем превращает его во что- то другое путем дорисовывания и раскрашивает любыми подходящими материалами. При обведении ступни ребенок снимает обувь и ставит ногу на лист. Если обводится фигура, к стене крепится ватман, один ребенок прислоняется к нему, другой его обводит.

26. Проступающий рисунок. 

Это смешанная техника сочетает рисование разными материалами.

Способ получения изображения: задуманный рисунок выполняется восковыми карандашами (мелками, свечкой, мылом) на бумаге, затем при помощи кисти наносятся акварельные краски. Вследствие того, что краска не ложится на жирное изображение - рисунок как бы проступает, проявляется.

27.  Пуантилизм или рисование ватными палочками.

Пуантилизм - это направление в живописи, когда все богатство палитры красок передается чистыми, несмешанными красками. Таким образом, чтоб создать картину, требуется нанести множество точек - мазков основными цветами краски. Отсюда и название техники нанесения рисунка - пуантилизм, от французского слова pointel - писать точками.

28. Энкаустика.

Техника восковой живописи (применяется для более взрослых детей). Приёмы работы утюгом. Включить утюг, отрегулировать температуру. Держать утюг подошвой вверх. Восковым мелком начать рисовать на подошве утюга Карандаш должен хорошо плавиться и немного растекаться.

29. Вливание.

Принцип основан на вливание одной краски в другую. И происходит смешивание красок. Лучше подходят акриловые краски.

30. Техника Эбру – рисование на воде.

Эбру– это рисунок одной жидкостью (краской) на поверхности другой (на воде). Это возможно только в том случае, если у жидкостей разная плотность. Поэтому воду в лотке, на которой будет выполняться рисунок, необходимо загустить. Используется специальный загуститель для воды. И специальные краски.

31.Рисование песком.

 Используется световой стол — полупрозрачная матовая поверхность, за которой находится источник света. На поверхность насыпается песок. При длительном рисунке можно рисовать только руками, а можно использовать кисти, палочки и другие предметы. Для мелких деталей можно применять деревянные палочки (зубочистки или бамбуковые шампуры).

32. Рисование на камнях.

Используется вместо бумаги камушки. На которых наносится карандашом рисунок и дальше закрашивается. И после высыхания покрывается акриловым лаком.

Следует отметить что, рисование нетрадиционными техниками не требует от ребенка специальных навыков, является доступным для любого ребенка, может использоваться в коллективной работе. У детей появляются навыки культуры общения, улучшаются отношения со сверстниками, формируются правила поведения в коллективе.

1. Развивается интуиция.

2.Дивергентное мышление.

3. Скорость принятия решений.

4. Богатое воображение.

5. Высокие эстетические ценности.

6. Гибкость в действиях и мышлении.

7. Способность генерировать новые идеи и высказывать их.

8. Восприятие неоднозначности вещей и явлений.

9.Способность рисковать.

В процессе занятий внедряются также и используются такие современные образовательные технологии как:

  1. Технология уровневой дифференциации -  это создание разнообразных условий обучения для различных групп, дополнительных заданий для детей, которые уже выполнили его.
  2. Индивидуальный подход к каждому ребенку.
  3. Здоровьесберегающие технологии – создание на занятиях благоприятного эмоционального и психологического климата, правильно подобранный двигательный режим, соответствие учебной нагрузки возрасту, рациональная организация образовательного процесса, адекватно подобранная образовательная методика обучения, использование материалов для популяризации здорового образа жизни.
  4. Интерактивные технологии - используются для развития творческих способностей, коммуникативных способностей, умения работать в команде. Данные технологии позволяют повысить интерес к предмету и развивают логическое мышление.
  5. Проектная технология - использование проектной технологии позволяет активизировать познавательную деятельность интегрировать и дифференцировать полученную информацию, а также анализировать результат своей работы и делать выводы исходя из поставленной цели. Способствует самоорганизации и самообразованию, которое поможет стимулировать их творческую активность и поддерживать в творческой работе

Заключение.

Нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Для ребенка художественный материал обладает завораживающей, притягательной силой.

Многие виды нетрадиционного рисования способствует повышению уровня развития зрительно-моторной координации. Они требуют точности и быстроты движения (нужно выполнить очередное действие пока краска не высохла), умение правильно определять силу нажима на материал или инструмент (чтобы не порвалась бумага, не сломался мелок), терпения, аккуратности, внимания (иначе результата можно не достигнуть). Работают пальцы – развивается мелкая моторика рук, а значит, улучшается развитие речи.

При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства (густоту, твердость, вязкость), а при добавлении разного количества воды в акварель получают различные оттенки цвета. Таким образом, развиваются так​тильная чувствительность, цветоразличение.

Нетрадиционные техники рисования позволяют преодолеть чувство страха. Можно сказать, позволяют маленькому художнику, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, дают свободу, вселяют уверенность в своих силах. Владея разными навыками и способами изображения предметов или действительности окружающего мира, ребёнок получает возможность выбора, что, в свою очередь, обеспечивает занятию творческий характер.

Работа с нетрадиционной техникой изображения стимулирует положительную мотивацию у ребенка, вызывает радостное настроение. Как доказывают современные исследования: нетрадиционные техники   изображения способствуют ослаблению возбуждения эмоционально расторможенных детей. Научившись выражать свои чувства на бумаге, ребенок начинает лучше понимать чувства других, учится преодолевать робость, страх перед рисованием, перед тем, что ничего не получится. Нестандартные подходы к организации занятия, вызывают у детей желание рисовать, они становятся более раскованными, раскрепощенными, уверенными, что всё получится, и что получится красиво.

Развитие коммуникативной компетентности осуществляется за счет приобретения опыта коллективного взаимодействия (работа в парах, в малых группах, коллективный творческий проект, инсценировки, презентации своих работ, коллективные игры и праздники), формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль ребенка.

Повышению мотивации способствует создание положительного эмоционального фона, стимулирующего состояние вдохновения, желание творить, при котором легче усваиваются навыки и приемы, активизируются фантазия и изобретательность. Произведения, созданные в этот момент детьми, невозможно сравнить с результатом рутинной работы.

Таким образом, нетрадиционные техники помогают сделать урок эмоционально богаче, развивает у учащихся воображение и фантазию, чего так не хватает нашей молодежи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Использование нетрадиционных техник в рисовании"

Представлен опыт работы по использованию нетрадиционных техник в рисовании...

Буклет "Использование нетрадиционных техник в рисовании"

Задачи по использованию нетрадиционных техник, характеристива используемых техник на разных этапах дошкольного развития...

«Развитие творческих способностей детей посредством освоения нетрадиционных техник рисования»

« ...Детский рисунок, процесс рисования - это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, нас...

Статья «Развитие творческих способностей обучающихся с особыми образовательными потребностями посредством использования нетрадиционных техник декоративно-прикладного творчества»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"28013797","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Лапутько Л.Е.Нестеров А.В.Белова Т.Ю.Развитие творческих способностей обучающихся с особыми...

Статья «Развитие творческих способностей обучающихся с особыми образовательными потребностями посредством использования нетрадиционных техник декоративно-прикладного творчества»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"28013900","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Лапутько Л.Е.Нестеров А.В.Белова Т.Ю.Развитие творческих способностей обучающихся с особыми...

мастер - класс "Большая перемена, как эффективный инструмент раскрытия творческого потенциала обучающихся"

Большая перемена не только площадка для новых возожностей, но и для раскрытия творческого потенциала обучающихся....