Предметная неделя географии как средство развития интересов и форма раскрытия творческого потенциала учителя
статья по географии по теме

Цибко Елена Владимировна

Статья о необходимости  проведения передметных недель для развитя потенциала учителя, увеличения интереса среди учащихся, увеличения их кругозора. В статье предложены варианты проведения предметных недель, характеристика мероприятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon предметная неделя, статья47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Предметная неделя географии  как средство развития интересов и форма раскрытия творческого потенциала учителя

                           Цибко Е.В. заместитель директора по УВР МБОУООШ № 21, учитель географии, первая квалификационная категория

В условиях модернизации образования главным направлением развития школы является повышение качества образования, создание условий для развития личности каждого ученика через совершенствование системы преподавания. Невозможно добиться успехов в решении задач, поставленных перед учителем, без активизации познавательной деятельности, внимания учащихся, формирования и развития устойчивого познавательного интереса к изучаемому материалу, а также без творческого потенциала самого учителя. Формирование познавательных интересов и активизация личности – процессы взаимообусловленные. Познавательный интерес порождает активность, но в свою очередь, повышение активности укрепляет и углубляет познавательный интерес. Успех любой деятельности в большей мере зависит от ее мотивации.

Весь многовековой опыт прошлого дает основание утверждать, что интерес в обучении представляет собой важный и благоприятный фактор развития активности и самостоятельности учения. Показателями нейтрального, а в ряде случаев отрицательного познавательного интереса к обучению являются несформированность умений работать с информацией, размещенной в различных источниках; неумение организовать самостоятельную деятельность по выполнению исследовательских работ, четко выражать свои мысли и анализировать способы собственной деятельности при работе с данными, отсутствия творческого подхода к изучению данного предмета. В результате у учащихся со сниженным познавательным интересом не вырабатывается целостный взгляд на мир, задерживается развитие самосознания и самоконтроля, формируется привычка к бездумной, бессмысленной деятельности, привычка списывать, отвечать по подсказке, шпаргалке.        

        Работа над этой проблемой  побудила к поиску таких форм обучения, методов и приёмов, которые  позволяют повысить эффективность усвоения знаний, помогают распознать в каждом ученике его индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у него стремление к познанию и творчеству. Это возможно только при целостном подходе к учебной деятельности. Нетрадиционные методы и средства являются важным средством активизации познавательной деятельности, проявления интереса к данному предмету,  а их применение актуальной проблемой.

Без мотивации возможна лишь малоэффективная деятельность по принуждению. Но если для создания внешней мотивации учитель располагает целым арсеналом средств обучения (отражающих в той или иной степени принцип наглядности, создающих интерес учащихся к предмету изучения), то формирование внутренней мотивации – проблема  сложная. Но именно  она создает основу для успешного продвижения от незнания  к знанию.

        Предметные недели как традиционная часть внеучебной деятельности достаточно привычны для любой школы. Как правило, это некий набор мероприятий, специализирующихся в одной из  областей учебной деятельности. Предметные недели являются многолетней традицией и для нашей школы.                                                                Предметная неделя в школе - это не только традиционное внеучебное мероприятие, преследующее определенные учебные и воспитательные цели, это многоцелевое единство мероприятий, объединенных общими задачами, видимыми не только преподавателям, но и учащимся, и подчиненной решению этих задач рационально отстроенной системой конкурсов, игр, тематических клубов.

  Мотивация учебной деятельности учащихся  и формирование интересов к предмету может включать в себя разные аспекты: желание получить высокую оценку, одобрение родителей, преподавателей и т.п. Наиболее плодотворным нам кажется формирование у учащихся устойчивого познавательного интереса ради самого процесса познания, закрепление отношения к познанию как к форме получения интеллектуального удовольствия. И учебно-развлекательные мероприятия предметной недели как нельзя лучше решают эту задачу. Продуманная предметная неделя дает прекрасную возможность показать предмет не только  с академической,  практической  стороны учебный предмет, но и с творческой. Задача перед организаторами - "сломать" стандарт восприятия, показать ребятам известный учебный предмет с неизвестной им стороны: не как набор правил, догм, а как нечто живое, постоянно развивающееся. Предметная неделя  переориентирует  восприятие учебной дисциплины: учащиеся имеют  возможность во внеучебной игровой обстановке использовать полученные в ходе школьных занятий умения и навыки.                Предметная неделя помогает формированию у учащихся  целостного взгляда на мир и человека. Крайне сложно создать интегрированный курс хотя бы в рамках предметов одного цикла (например, естественного).  Ведь  интегрированный курс представляет  факт реальной действительности не в виде отрывочных мозаичных сведений, полученных на разных предметах в различные годы обучения, а в виде единого блока знаний, освоенных единовременно, формирующих целостный взгляд на мир. Мероприятия, в ходе которых объединяются и взаимодействуют различные учебные дисциплины, например, география, биология, химия, физика, являются одной из необходимых составляющих этого учебно-воспитательного действа. Можно привести пример проведения недели естественно - научного цикла.

Цель проведения предметной недели: повышение мотивации к обучению, развитие самостоятельной познавательной активности, развитие интереса учащихся к данному предмету

Задачи:

 - обобщить результаты проектной и исследовательской деятельности;

-учить применять знания и умения из различных областей наук, получая реальный ощутимый результат;

- приобщить учащихся к краеведческой поисково-исследовательской деятельности;

-внедрить современные технологии в образовательный процесс;

Пример мероприятий проводимых в рамках предметной недели:

  1. Конкурсы плакатов, рисунков, фотографий, подделок
  2. Интеллектуальный марафон, брейн-ринг, викторины
  3. Игры «Вокруг света», «Хочу все знать»
  4. Открытые уроки, практикумы
  5. Экологическая выставка «Возрождение легенды»
  6. Театральные постановки
  7. Конкурсы  презентаций

Тематические недели особенно хороши тем, что позволяют дать ученикам целостное восприятие того или иного научного факта. Они наиболее сложны в подготовке, потому что представляют особую, авторскую учебно-методическую разработку, требуют усиленной подготовки, предполагают активное участие и взаимодействие практически всех преподавателей.                                                         Специфика организации учебного процесса в более старших классах может быть таковой, что классы специализируются в той или иной учебной области (естественнонаучный  класс, гуманитарный, социально- экономический и т.д.).Это зависит от интересов детей, их направленности, заинтересованности или даже возможно с выбором будущей профессии и необходимостью знаний данного предмета при поступлении в среднее специальное или высшее учебное заведение, то есть  получения качественной подготовки в виде основательных знаний для успешной сдачи экзаменов. Но существует и обратная сторона: гуманитарии лишаются возможности глубоко поработать в сфере логических задач, увидеть в физике не столько скучную науку с бессмысленным набором формул, сколько захватывающее учение о мире, в котором мы живем. Будущие физики невольно оказываются обделены знаниями о культуре и истории своей страны, что напрямую связано с проблемой формирования собственной внутренней культуры.         Предметные недели  в школах помогают качественно решать задачу формирования гармоничного мировоззрения учащихся. Предметная  неделя - это не просто  неделя, это попытка показать пути познания мира во всей многогранности, используя эксперимент или осмысление действительности через художественные образы. Предметная неделя - это возможность попробовать себя в различных науках, оценить свои силы в играх, викторинах. С точки зрения необходимость изучения любого предмета будет более осознана учеником, если учитель примет следующие позиции:

  1. Расширение кругозора.
  2. Актуализация ведущих идей  науки и глобальных проблем человечества, связанных со своим предметом.
  3. Акцентирование внимания на необходимых элементарных знаниях по предмету для повседневной жизни и быта.
  4. Создание условий для реализации возрастных психологических потребностей  ученика - подростка в процессе обучения.
  5. Предоставление возможностей для приобретения личного опыта познания, мышления и творчества через процесс обучения.
  6. Приобщение учащихся к процессу познания.

Иными словами, это возможность расширить свой кругозор, понять, насколько увлекательна, сложна и необходима другая, не твоя, область знания. Учащийся школы становится активным, заинтересованным, равноправным участником обучения. У него происходит отход от стандартного мышления, стереотипа действий, что позволяет развить стремление к знаниям, создать мотивацию к обучению, а учителя проявить себя всесторонне, творчески, раскрыть свой потенциал, свои особенности и способности, поделиться опытом с коллегами. При применении нетрадиционных методов и приёмов обучения у детей развивается образное, систематическое и логическое мышление. Использование нетрадиционных подходов в преподавании является важным средством для формирования личности, гуманного отношения ко всему живому, творческого воспитания и развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиада по технологии как средство раскрытия творческого потенциала одаренных детей .

Выступление на областном методическом семинаре учителей технологии БелРИПКППС....

Раскрытие творческого потенциала личности ученика средствами иностранного языка

Все наши рецепты борьбы со скукой на уроке направлены на развитие творческих и изобретательных способностей учащихся. И, конечно же, наша задача при обучении иностранному языку – увлечь, а не развлечь...

Предметные недели – одна из форм активизации творческого потенциала учащихся.

В плане проведения недели иностранного языка предусмотрены уроки и внеклассные мероприятия в оригинальной,  нетрадиционной форме. Их цель - не только развитие основных видов речевой деятельности,...

Предметная неделя как форма активизации творческого потенциала учащихся.

материал об опыте проведения предметной недели по русскому языку и литературе...

ДОКЛАД ПО ФИЗИКЕ : «Внеклассная работа по физике как средство развития интересов учащихся и форма раскрытия творческого потенциала учителя»

laquo;Россия нуждается в инженерах, а не в юристах.Инженеры, специалисты - компьютерщики, биологи, физики, химики,- люди, которые должны сформировать инновационную среду"(Д. А. Медведев)Время не...

ПРОЕКТ: «Творческие мастер-классы как средство повышения педагогической грамотности родителей , раскрытия творческого потенциала семьи и создания крепких связей между поколениями.»

Проект направлен на повышение педагогической компетенции родителей , на создание стабильной, положительной психологической атмосферы в семье, раскрытие творческого потенциала всех членов семьи и укреп...