Предметная неделя географии как средство развития интересов и форма раскрытия творческого потенциала учителя
статья по географии по теме
Статья о необходимости проведения передметных недель для развитя потенциала учителя, увеличения интереса среди учащихся, увеличения их кругозора. В статье предложены варианты проведения предметных недель, характеристика мероприятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
предметная неделя, статья | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Предметная неделя географии как средство развития интересов и форма раскрытия творческого потенциала учителя
Цибко Е.В. заместитель директора по УВР МБОУООШ № 21, учитель географии, первая квалификационная категория
В условиях модернизации образования главным направлением развития школы является повышение качества образования, создание условий для развития личности каждого ученика через совершенствование системы преподавания. Невозможно добиться успехов в решении задач, поставленных перед учителем, без активизации познавательной деятельности, внимания учащихся, формирования и развития устойчивого познавательного интереса к изучаемому материалу, а также без творческого потенциала самого учителя. Формирование познавательных интересов и активизация личности – процессы взаимообусловленные. Познавательный интерес порождает активность, но в свою очередь, повышение активности укрепляет и углубляет познавательный интерес. Успех любой деятельности в большей мере зависит от ее мотивации.
Весь многовековой опыт прошлого дает основание утверждать, что интерес в обучении представляет собой важный и благоприятный фактор развития активности и самостоятельности учения. Показателями нейтрального, а в ряде случаев отрицательного познавательного интереса к обучению являются несформированность умений работать с информацией, размещенной в различных источниках; неумение организовать самостоятельную деятельность по выполнению исследовательских работ, четко выражать свои мысли и анализировать способы собственной деятельности при работе с данными, отсутствия творческого подхода к изучению данного предмета. В результате у учащихся со сниженным познавательным интересом не вырабатывается целостный взгляд на мир, задерживается развитие самосознания и самоконтроля, формируется привычка к бездумной, бессмысленной деятельности, привычка списывать, отвечать по подсказке, шпаргалке.
Работа над этой проблемой побудила к поиску таких форм обучения, методов и приёмов, которые позволяют повысить эффективность усвоения знаний, помогают распознать в каждом ученике его индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у него стремление к познанию и творчеству. Это возможно только при целостном подходе к учебной деятельности. Нетрадиционные методы и средства являются важным средством активизации познавательной деятельности, проявления интереса к данному предмету, а их применение актуальной проблемой.
Без мотивации возможна лишь малоэффективная деятельность по принуждению. Но если для создания внешней мотивации учитель располагает целым арсеналом средств обучения (отражающих в той или иной степени принцип наглядности, создающих интерес учащихся к предмету изучения), то формирование внутренней мотивации – проблема сложная. Но именно она создает основу для успешного продвижения от незнания к знанию.
Предметные недели как традиционная часть внеучебной деятельности достаточно привычны для любой школы. Как правило, это некий набор мероприятий, специализирующихся в одной из областей учебной деятельности. Предметные недели являются многолетней традицией и для нашей школы. Предметная неделя в школе - это не только традиционное внеучебное мероприятие, преследующее определенные учебные и воспитательные цели, это многоцелевое единство мероприятий, объединенных общими задачами, видимыми не только преподавателям, но и учащимся, и подчиненной решению этих задач рационально отстроенной системой конкурсов, игр, тематических клубов.
Мотивация учебной деятельности учащихся и формирование интересов к предмету может включать в себя разные аспекты: желание получить высокую оценку, одобрение родителей, преподавателей и т.п. Наиболее плодотворным нам кажется формирование у учащихся устойчивого познавательного интереса ради самого процесса познания, закрепление отношения к познанию как к форме получения интеллектуального удовольствия. И учебно-развлекательные мероприятия предметной недели как нельзя лучше решают эту задачу. Продуманная предметная неделя дает прекрасную возможность показать предмет не только с академической, практической стороны учебный предмет, но и с творческой. Задача перед организаторами - "сломать" стандарт восприятия, показать ребятам известный учебный предмет с неизвестной им стороны: не как набор правил, догм, а как нечто живое, постоянно развивающееся. Предметная неделя переориентирует восприятие учебной дисциплины: учащиеся имеют возможность во внеучебной игровой обстановке использовать полученные в ходе школьных занятий умения и навыки. Предметная неделя помогает формированию у учащихся целостного взгляда на мир и человека. Крайне сложно создать интегрированный курс хотя бы в рамках предметов одного цикла (например, естественного). Ведь интегрированный курс представляет факт реальной действительности не в виде отрывочных мозаичных сведений, полученных на разных предметах в различные годы обучения, а в виде единого блока знаний, освоенных единовременно, формирующих целостный взгляд на мир. Мероприятия, в ходе которых объединяются и взаимодействуют различные учебные дисциплины, например, география, биология, химия, физика, являются одной из необходимых составляющих этого учебно-воспитательного действа. Можно привести пример проведения недели естественно - научного цикла.
Цель проведения предметной недели: повышение мотивации к обучению, развитие самостоятельной познавательной активности, развитие интереса учащихся к данному предмету
Задачи:
- обобщить результаты проектной и исследовательской деятельности;
-учить применять знания и умения из различных областей наук, получая реальный ощутимый результат;
- приобщить учащихся к краеведческой поисково-исследовательской деятельности;
-внедрить современные технологии в образовательный процесс;
Пример мероприятий проводимых в рамках предметной недели:
- Конкурсы плакатов, рисунков, фотографий, подделок
- Интеллектуальный марафон, брейн-ринг, викторины
- Игры «Вокруг света», «Хочу все знать»
- Открытые уроки, практикумы
- Экологическая выставка «Возрождение легенды»
- Театральные постановки
- Конкурсы презентаций
Тематические недели особенно хороши тем, что позволяют дать ученикам целостное восприятие того или иного научного факта. Они наиболее сложны в подготовке, потому что представляют особую, авторскую учебно-методическую разработку, требуют усиленной подготовки, предполагают активное участие и взаимодействие практически всех преподавателей. Специфика организации учебного процесса в более старших классах может быть таковой, что классы специализируются в той или иной учебной области (естественнонаучный класс, гуманитарный, социально- экономический и т.д.).Это зависит от интересов детей, их направленности, заинтересованности или даже возможно с выбором будущей профессии и необходимостью знаний данного предмета при поступлении в среднее специальное или высшее учебное заведение, то есть получения качественной подготовки в виде основательных знаний для успешной сдачи экзаменов. Но существует и обратная сторона: гуманитарии лишаются возможности глубоко поработать в сфере логических задач, увидеть в физике не столько скучную науку с бессмысленным набором формул, сколько захватывающее учение о мире, в котором мы живем. Будущие физики невольно оказываются обделены знаниями о культуре и истории своей страны, что напрямую связано с проблемой формирования собственной внутренней культуры. Предметные недели в школах помогают качественно решать задачу формирования гармоничного мировоззрения учащихся. Предметная неделя - это не просто неделя, это попытка показать пути познания мира во всей многогранности, используя эксперимент или осмысление действительности через художественные образы. Предметная неделя - это возможность попробовать себя в различных науках, оценить свои силы в играх, викторинах. С точки зрения необходимость изучения любого предмета будет более осознана учеником, если учитель примет следующие позиции:
- Расширение кругозора.
- Актуализация ведущих идей науки и глобальных проблем человечества, связанных со своим предметом.
- Акцентирование внимания на необходимых элементарных знаниях по предмету для повседневной жизни и быта.
- Создание условий для реализации возрастных психологических потребностей ученика - подростка в процессе обучения.
- Предоставление возможностей для приобретения личного опыта познания, мышления и творчества через процесс обучения.
- Приобщение учащихся к процессу познания.
Иными словами, это возможность расширить свой кругозор, понять, насколько увлекательна, сложна и необходима другая, не твоя, область знания. Учащийся школы становится активным, заинтересованным, равноправным участником обучения. У него происходит отход от стандартного мышления, стереотипа действий, что позволяет развить стремление к знаниям, создать мотивацию к обучению, а учителя проявить себя всесторонне, творчески, раскрыть свой потенциал, свои особенности и способности, поделиться опытом с коллегами. При применении нетрадиционных методов и приёмов обучения у детей развивается образное, систематическое и логическое мышление. Использование нетрадиционных подходов в преподавании является важным средством для формирования личности, гуманного отношения ко всему живому, творческого воспитания и развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Олимпиада по технологии как средство раскрытия творческого потенциала одаренных детей .
Выступление на областном методическом семинаре учителей технологии БелРИПКППС....
Раскрытие творческого потенциала личности ученика средствами иностранного языка
Все наши рецепты борьбы со скукой на уроке направлены на развитие творческих и изобретательных способностей учащихся. И, конечно же, наша задача при обучении иностранному языку – увлечь, а не развлечь...
Предметные недели – одна из форм активизации творческого потенциала учащихся.
В плане проведения недели иностранного языка предусмотрены уроки и внеклассные мероприятия в оригинальной, нетрадиционной форме. Их цель - не только развитие основных видов речевой деятельности,...
Внеклассная работа по предмету как средство развития личности учащихся и форма раскрытия творческого потенциала учителя.
Презентация к выступлению на педагогическом совете....
Предметная неделя как форма активизации творческого потенциала учащихся.
материал об опыте проведения предметной недели по русскому языку и литературе...
ДОКЛАД ПО ФИЗИКЕ : «Внеклассная работа по физике как средство развития интересов учащихся и форма раскрытия творческого потенциала учителя»
laquo;Россия нуждается в инженерах, а не в юристах.Инженеры, специалисты - компьютерщики, биологи, физики, химики,- люди, которые должны сформировать инновационную среду"(Д. А. Медведев)Время не...
ПРОЕКТ: «Творческие мастер-классы как средство повышения педагогической грамотности родителей , раскрытия творческого потенциала семьи и создания крепких связей между поколениями.»
Проект направлен на повышение педагогической компетенции родителей , на создание стабильной, положительной психологической атмосферы в семье, раскрытие творческого потенциала всех членов семьи и укреп...