Урок "Исследование функции на монотонность и экстремумы" 10 класс
план-конспект урока (алгебра, 10 класс) по теме
Данный урок предназначен для подготовки учащихся к ЕГЭ и решению заданий В8 и В14. Проводится он в 10 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_algebre_i_nachalam_analiza.doc | 249 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема «Применение производной к исследованию функции на монотонность и экстремумы»
Учитель: Янаева Ольга Николаевна
Цели:
- Обобщить и систематизировать материал по данной теме. Учить наблюдать, рассуждать, анализировать.
- Учить задавать вопросы, учить сотрудничеству, сотворчеству, провести диагностику усвоения системы знаний и умений и ее применения для выполнения практических заданий стандартного уровня с переходом на более высокий уровень.
- Содействовать рациональной организации труда, развивать познавательные процессы, память, воображение, мышление, внимание, выработать самооценку в выборе пути, критерий оценки своей работы и работы товарища, учить грамотной математической речи.
Содержание: данная тема по программе 10 класса любого действующего учебника по алгебре и началам анализа из Федерального комплекта.
Тип урока: урок обобщения и систематизации.
Организационные формы обучения: индивидуальная работа, групповая.
Структура урока:
- Мотивационная беседа с последующей постановкой цели.
- Составление кластери (систематизация теоретических знаний).
- Закрепление:
- Решение тренировочных упражнений (индивидуальная работа).
- Анализирование практической работы.
- Индивидуальная проверка домашней работы по готовым ключам (самооценка).
- Работа с графиками производных функций (групповая работа со слайд проектором).
- Самостоятельная работа.
- Рефлексия.
- Домашнее задание.
Ход урока:
- Мотивация учения.
Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, ведь веселому человеку легче добиться успеха. А успех нам необходим. Посмотрите на название темы урока. Она выбрана не случайно. Она встречается на вступительных экзаменах в ВУЗы, на ЕГЭ. Тема очень важная и не очень простая, поэтому будем учиться сотрудничеству, сотворчеству, учиться наблюдать, анализировать, делать выводы, учиться задавать вопросы, учиться грамотной математической речи. И все это для того, чтобы получить хорошие знания.
- Составление кластери.
Задание: проследить во время работы на уроке, какие виды точек нами не рассматривались?
- Закрепление.
У доски два человека выполняют задания:
Исследовать функцию на монотонность и экстремумы:
- у=(х-5)2(2х+8);
- у=.
С классом анализируем работу ученика 10 класса и ставим оценку.(Все задания надо оформить разным цветом). Включается легкая музыка.
1. Исследовать функцию на монотонность и экстремумы
у=х3-х2+6х-19.
Решение: у′=х2-5х+6,
у′=0, х2-5х+6=0,
х1=2, х2=3
Ответ: функция возрастает на (-∞;2],[3;+∞), убывает на [2;3], х=2 – точка максимума, х=3 – точка минимума.
2. Докажите, что функция у=sinx-5x является убывающей на всей числовой прямой.
Решение: у′=cosx-5,
y′=0, cosx-5=0,
cosx=5.
Уравнение решений не имеет, значит функция не имеет стационарных точек и у′‹ 0 при всех значениях аргумента. Следовательно, данная функция является убывающей на всей числовой прямой.
3.По графику исследуйте функцию на монотонность и экстремумы.
Функция возрастает на (-∞;-8], [4;8), убывает на [-8;4], (8;+∞),
х=-8 – точка максимума
х=4 – точка минимума
х=8 – точка разрыва
4.Сделать эскиз графика.
Функция возрастает на (-∞;-6], [2,7] , убывает на [-6;0), (0;2] , [7;+∞).
5.При каких значениях параметра р функция у=х3+рх2+5х-14 возрастает на всей числовой прямой?
Решение: у′=5х2+2рх+5.
Так как у=у(х) возрастает на R , следовательно у′>0 при х℮R => 5х2+2рх+5≥0. Значит D>0.
D=4p2-100
4p2-100>0
Значит, при pє(-∞;-5] U [5;+∞) данная функция возрастает на всей числовой прямой.
После проверки и анализа работы ученика, проверяем задания учащихся у доски. Ставим оценку.
Индивидуальная работа. Проверка домашней работы по готовым ключам. Самооценка своей работы.
Графическая работа со слайд проектором. Учащиеся задают вопросы по графикам производных функций и сами на них отвечают.
- Самостоятельная работа.
Задания на экране. Учитель задает вопросы, а учащиеся отвечают на них и ответы записывают на листочке. Оценка сообщается на следующем уроке.
Вопросы к графикам производных функций:
- Укажите количество точек максимума.
- Укажите количество точек минимума.
- Сколько промежутков возрастания?
- Сколько промежутков убывания?
- Найдите сумму точек минимума.
- Найдите наибольшую длину промежутка возрастания.
- В скольких точках касательная к графику функции наклонена к оси Ох под углом 45º?
- Рефлексия.
А теперь вернемся к кластери, составленному в начале урока. Итак, какие виды точек нами сегодня не рассматривались? Ответ учащихся: точки излома. Материал этот очень важен и ему мы выделяем следующий урок.
6. Домашнее задание .
На цветных листочках раздаются графики производных и вопросы, на которые должны ответить учащиеся.
Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия № 35 г.Тольятти
Методическое объединение учителей математики и информатики
Открытый урок
по алгебре и началам анализа
в 10 классе
«Применение производной к исследованию функции на монотонность и экстремумы»
Учитель математики высшей категории Янаева О. Н.
2007г.
Точки излома
Точки максимума
Если f′(x)<0, то функция убывает
Определить виды особых
точек
Если f′(x)>0, то функция возрастает
Определить знак производной
Решить уравнение f′(x)=0
Найти производную функции
Найти область определения функции
Исследовать функцию на монотонность и экстремумы
Точки разрыва
Точки перегиба
Точки минимума
-8
О
4
8
х
у
-6
у
х
7
2
О
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Производная. Геометрический смысл производной. Применение производной для исследования функций на монотонность и экстремумы
Урок обобщения и систематизации знаний. Осуществляется подготовка к ЕГЭ по заданиям с производной. Используются различные формы работы (фронтальная, групповая, самостоятельная работа учащихся)....
Применение производной для исследования функции на монотонность и экстремумы.
Помещаемый материал представляет собой разработку урока-презентации по алгебре и началам анализа 10 класс ( учебник А.Г.Мордкович) по теме: " Применение производной для исследования функции на ...
Конспект урока по теме исследование функций на монотонность 10 класс
Конспект урока по теме исследование функций на монотонность 10 класс...
Урок алгебры и начала анализа. 10 класс. Исследование функции на монотонность .
Урок алгебры и начала анализа. 10 класс. (УМК А.Г. Мордковича и др. «Алгебра и начала анализа» 10-11 класс М. «Мнемозина»,2013 года ) Тип урока: ОНЗ. Тема урока: Исследование функции на монотонно...
Конспект урока по алгебре в 10 классе "Применение производной для исследования функций на монотонность"
Конспект урока алгебры в 10 классе по учебнику А.Г.Мордковича "Алгебра и начала математического анализа", 10-11 класс, базовый уровень.Тип урока- формирование новых знаний.Цели : орга...
Урок в 9 классе "Исследование функции на монотонность"
Урок в 9 классе "Исследование функции на монотонность". С помощью рассуждений подвести учащихся к понятию возрастающей и убывающей функций. Определить движение строго слева...
Урок в 9 классе "Исследование функции на монотонность"
Исследование функции на монотонность...