Урок - исследование "Осень в звуках и крассках", 1 класс
методическая разработка по музыке по теме

Санькова Светлана Александровна

Урок  музыки по теме  «Музыкальное путешествие в осенний сказочный лес» проводится  в первом классе по системе РО Л.В. Занкова. Этот урок является завершающим по данной теме и проводится в конце 1 семестра.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osen_v_zvukah_i_kraskah.docx42.96 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Санькова Светлана Александровна

                                                                                   учитель музыки и МХК

                                                                         МОУ СОШ № 13

                                                                 г. Нерюнгри

План – конспект

урока музыки по учебнику «Музыка» 1 класс

Тема урока «Осень в звуках и красках»

Класс: 1

Форма урока: урок – исследование

Краткое описание:

Урок  музыки по теме  «Музыкальное путешествие в осенний сказочный лес» проводится  в первом классе по системе РО Л.В. Занкова. Этот урок является завершающим по данной теме и проводится в конце 1 семестра.

Оборудование

  1. Презентация, компьютер, проектор.
  2. Репродукции картин С. Куприянова «Золотая осень», «Поздняя осень»
  3. Фонограммы: «Осенняя  песня» муз. П. И. Чайковского, Р, Шуман «Первая утрата», «Времена года», муз А. Вивальди.  Песенный репертуар: «Скворушка прощается», «Листопад», муз. Т. Попатенко, «Игра в гостей», «Осень, Осень» р. н. п.
  4. Выставка детских работ по теме «Осень» и к песне «Скворушка прощается».

Технологическая карта изучения темы

Тема:

«Осень в звуках и красках»

Тип урока по целеполаганию:

Обобщение темы

Цель урока:

Углубить понимание художественного образа осени как времени года (поэтического, музыкального и живописного), нравственно – эстетическое восприятие родной природы).

Задачи урока:

 1. Образовательные:

  1. Формировать нравственно – эстетические переживания учащихся на основе восприятия произведений музыки, живописи, литературы о природе.
  2. Познакомить с немецким композитором Р. Шуманом, с пьесой «Первая утрата», сопоставив произведение с картинами «Золотая осень» и «Поздняя осень» художника  С. Куприянова, а также с пословицами и приметами. Обобщить весь жизненный опыт детей об этом времени года.
  3. Формировать представление о сходстве и различие произведений искусства, наблюдать за процессом музыкального развития.

        

  1. Развивающие:
  1. Развитие вокально – хоровых навыков, необходимых для выразительного исполнения попевок и песен, ладового чувства при формировании представлений о выразительности минора и мажора; ритмического чувства и творческих способностей школьников.
  2. Развитие навыков сравнительного восприятия музыкального произведения и художественных картин; активизация тембрового, динамического и ладового слуха.
  1. Воспитательные:
  1. Воспитывать любовь к миру природы, чувство ответственности за окружающую нас природу.

         

Основные термины и понятия темы:

Осень, сентябрь, октябрь, ноябрь, времена года, месяцы.

Личностные УУД:

- воспитывать любовь к миру природы, чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и художественной культурой.

Предметные  результаты:

- знание времён года, месяцев;

- соотносить времена года и месяцы;

- рассматривать и сравнивать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию о временах года и месяцах;

- работа с презентацией, с раздаточным материалом, извлечение из них необходимой информации;

-устанавливать зависимость природных явлений от смены времён года;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения   на уроке.

Метапредметные УУД:

Личностные УУД: воспитывать любовь к миру природы, чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и художественной культурой.

Познавательные УУД: умение перерабатывать полученную информацию, находить ответы на вопросы, осуществлять синтез, как составление целого из частей.

Регулятивные УУД: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, высказывать свое мнение на основе работы с иллюстрацией, работать по предложенному учителем плану.

Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию, допускать возможность существования у учащихся различных точек зрения, в том числе на позицию ученика в общении и взаимодействии.

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Музыка, изобразительное искусство

Фронтальная, индивидуальная, парная.

1 этап: Самоопределение к деятельности.

Цель этапа: подготовка  обучающихся к  предстоящей работе на уроке.

Формируемые УУД:  позитивное отношение к предстоящей деятельности,  включение  в учебную деятельность.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Слайд 1

  1. Музыкальное приветствие.
  2. Распевание: артикуляционная гимнастика (покусать кончик языка; пожевать язык с двух сторон; пощёлкать языком по высотности; губы трубочкой и рисуем круги; губы открыты, произнести р-р-р; руки в стороны, и произносим звуки, сводя руки Ш-Ш-Ш, С-С-С, Ф-Ф-Ф; вдох и выдох со звуком «А»; пение  скороговорки «Бык тупогуб»; О-А-У (I-III-V ступени).

Настраиваются на работу.

Исполняют распевки.

II этап. Актуализация знаний

(беседа на основе имеющихся знаний учащихся по подготовке к постановке цели урока)

Цель этапа: выведение проблемного вопроса на основе имеющихся знаний обучающихся.

Формируемые УУД: овладение логическим  действием обобщения; построение рассуждений на основе известных понятий.

- Ребята, какую новую тему мы изучаем в этой четверти?

- На какие вопросы отвечаем?

- На какой вопрос ответили на прошлом уроке?

- Какое сейчас время года?

Отвечают на вопросы

III этап. Постановка учебной задачи

Цель этапа: создание условий для формулирования детьми цели урока. 

Формируемые УУД: умение осознавать и формулировать цель работы на уроке с помощью учителя; понимание учебной задачи и стремление её выполнить;  готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

использование анализа для выявления общего понятия.

Слайд 2.

- Вы узнаете тему урока, если отгадаете загадку:

Вышел старик-годовик,

Махнул рукавом,

И полетели 12 птиц,

И разбились они на 4 стаи. (Времена года).

- Предлагаю вам послушать сказку и определить о каком времени года в ней говорится.

Слушают загадку.

(ЭОР «Сказка об Осени» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000000c6-1000-4ddd-e1da-360046975c33/i01_04_02.swf).

Смотрят видеофильм.

Высказывают своё мнение.

IVэтап. Изучение новой темы (Решение учебной задачи)

(фронтальная беседа на основе презентации)

Цель этапа: создание условий для решения учебной задачи и нахождение путей её решения.

Формируемые УУД: овладение сведениями об осенних месяцах, их последовательности, а также базовыми предметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; установление причинно - следственных связей между осенними месяцами; активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач во время слушания музыкальных произведений.

Слайд 3.

-У какого времени года есть такие краски? (Ответ детей).

- А какие приметы осени вы знаете?

- Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю первой группе сесть за компьютеры, и выполнить задание «Осень. Осенние месяцы».  Вам нужно будет определить приметы осени, и найти ошибки, которые допустил юный художник, когда рисовал картину об осени. Вы должны быть очень внимательны при выполнении этого задания.

Слайд 4.

- У второй группы тоже интересное задание. Вы  должны определить, какое время года «изобразил» композитор звуками музыки?  Попробуйте «увидеть» это время года.

- Какие ошибки совершил юный художник? (Изобразил льдинки, птица вьющая гнездо на дереве, много зелени).

- Назовите осенние месяцы?

-Что почувствовали, пережили, слушая музыку? (грусть, печаль, тоску).

- Молодцы! Все справились с заданием.

1. Слушание.

Слайд 5.

Прослушайте музыкальное произведение «Первая утрата» немецкого композитора и пианиста Р. Шумана и ответьте на следующие вопросы:

- Если  бы вы были художниками, то какими бы красками нарисовали музыку?

- Что почувствовали, пережили, слушая музыку?

- Что означает в названии произведения слово «утрата»? (в словаре Ожегова даётся следующее определение этого слова: утрата — потеря, ущерб, урон).

-  Так какое время года утрачивает, теряет что-либо? (осень).

2.  Музыкальный анализ произведения.

- Какой характер музыки?  (печальный, грустный).

- Какой лад музыки? (минор).

- Что изображает музыка? - Громко или тихо звучит музыка? Почему? (тихо, вся природа грустит)

- На каком инструменте исполнялось произведение? (фортепиано).

- Что удобно делать под эту музыку: петь, танцевать, маршировать? (петь).

- Нравится ли композитору осень?

Вывод: Р. Шумана привлекала и ранняя и поздняя осень. Он печалится вместе с задумчивой осенней природой.

  1. Сопоставление музыки и литературы.

Сравните музыку и следующее стихотворение «Скучная картина»:

Скучная картина!

Тучи без конца.

Дождик так и льётся.

 Лужи у крыльца.

Чахлая рябина.

Мокнет под дождем.

Смотрит деревушка

Сереньким пятном.

Что ты рано в гости

Осень к нам пришла?

Еще просит сердце

Света и тепла.

- Какими словами поэт говорит об осени?

- Какие чувства у вас возникают?

  - Соответствуют ли музыка стихотворению? 

- Похожи ли они по своей художественной окраске? 

- Осень как время года привлекала не только поэтов, музыкантом, но и художников. Убедимся в этом!

4. Сопоставление изобразительного искусства и музыки.

Слайд 6.

- Художник И. Левитан на картине «Золотая осень» так изобразил осень...

- Какие краски использовал  художник? (золотые, яркие, светлые).

- Что изображено на переднем плане картины? На заднем?

- Музыкальна ли картина?

- Какие звуки слышим? (крик улетающих птиц, голоса детей, которые собирают ягоды и грибы, шум ветерка)

- Какая осень? (ранняя «золотая» осень)

Слайд 7-11.

- Рассмотрим картину «Поздняя осень».

- Какие краски использовал художник? (тёмные, серые, чёрные).

- Что изображено на переднем плане картины? На заднем плане?

- Музыкальна ли картина?

- Какие звуки слышим?

- Какая осень? (поздняя).

- Какая из этих картин соответствует услышанной нами музыки? («Поздняя осень»)

- В чём схожесть картины и музыки?

Вывод: Художник по-своему увидел природу поздней осени, так же как и композитор Р. Шуман заметил те необыкновенные явления в природе, которые несёт жизнь, и изобразил эти звуки в мелодии пьесы «Первая утрата».

- Что мы  утрачиваем, теряем с приходом осени? 

- Красива ли осень? В чём её красота? Каждое время года прекрасно по- своему, и осень имеет свои достоинства и маленькие недостатки. «Золотая осень» приносит с собой осенние дары, золотую окраску, тёплые дни. «Поздняя осень» поторапливает и напоминает слякотью, грязью, сыростью, постепенно наступающими холодными днями о том, что скоро наступит зима и к ней надо подготовиться тем, кто не успел ещё этого сделать.

- Ребята, а с какими осенними дарами приходит к нам осень?

5. Исполнение русской народной песни «Осень, осень».

1. Как правильно пользоваться дарами леса?

2. Срезать грибы, чтобы ми повредить грибницу.

3. Если гриб не нужен, не топтать ногами, оставить насекомым.

4. Ягоду рви аккуратно, не топчи ногами.

- Назовите пословицы и поговорки об осени.

Вывод: Эти правила надо соблюдать, чтобы сохранить красоту природы. Бережно к ней относиться для того, чтобы на следующий год, на этом же самом месте, снова выросли ягоды и грибы, и их было гораздо больше! Если заботливо отнесёшься к природе сегодня, завтра она подарит тебе свою красоту и плоды!

6. Музыкально-ритмическая минутка.

Наша осень, правда, золотая?

Как её иначе назову?

Листья, помаленьку облетая,

Устилают золото-траву.

Учитель показывает движения (музыка в записи).

Слайд 12.  

Осыпается весь наш бедный сад.

Листья, пожелтевшие, по ветру летят.

Лишь вдали красуются — там, на дне долин,

Кисти ярко-красные вянущих рябин.

(ЭОР «Осень. Осенние месяцы» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7a9a23cd-0a01-0180-003e-5a918d0b5232/%5BNS-RUS_1-01%5D_%5BIM_005%5D.swf)

(Вторая группа надевает наушники и слушает музыку П. И. Чайковского «Осенняя песня).

Высказывают своё мнение.

Отвечают на вопросы.

Перечисляют ошибки художника.

Воспринимают новую информацию.

Высказывают своё мнение (тёмными, тусклыми).

Высказывают своё мнение (небо тёмное, слякоть, холодный,  пронзительный ветер, вся природа плачет и увядает).

Работают со словарем Ожегова.

Высказывают своё мнение.

Высказывают своё мнение (шум ветра, капли дождя).

Отвечают на вопросы.

 

Делают вывод.

Читают стихотворение.

Высказывают свое мнение (да, грусть и печаль).

Рассматривают репродукции картин.

Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.

Делают выводы.

Ответы детей (утрата солнечных дней, mепла, зелени).

Исполняют песню.

Отвечают на вопросы.

Исполняется «Танец листочков».

Делают самостоятельно выводы.

Vэтап. Первичное закрепление (Создание учебной ситуации)

Цель этапа: осознание и применение знаний, полученных при решении учебной задачи.

Формируемые УУД: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной целью;  рассматривать и сравнивать репродукции картин; готовность слушать собеседника.

Исполнение песни «Листопад» Т. Попатенко.

Стихотворение:

Скоро белые метели

Снег поднимут от земли.

Улетают, улетели,

Улетели журавли.

Не слыхать кукушки в роще

И скворечник опустел.

Аист крыльями полощет

Улетает, улетел.

Лист качается узорный

В синей луже на воде,

Ходят грач с грачихой чёрные

В огороде, по гряде.

Осыпались, пожелтели

Солнца редкие лучи,

Улетают, улетели,

Улетели и грачи.

Исполнение песни «Скворушка прощается» Т. Попатенко.

- Какие музыкальные краски использовал композитор для передачи настроения? 

- Музыкальные краски?

- Лад?

- Характер?

- А мог ли композитор написать эту музыку в мажоре? (нет т. к. лад музыки должен соответствовать словам песни)

Исполняют песню.

Исполняют песню.

Отвечают на вопросы.

VI этап. Обобщение и закрепление. (Контроль).

Цель этапа: обобщение и закрепление полученных знаний.

Формируемые УУД: становление познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, а также мыслительных операций: анализа, сравнения, обобщения

Сейчас все сядут за компьютеры и самостоятельно выполнят задание

«Назови автора»

Соотнесите репродукцию картины и автора

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000000cb-1000-4ddd-0a94-110046975c97/i01_04_06.swf

VII этап. Рефлексия.

Цель этапа: проверка достижения собственной цели, оценка эмоционального состояния и активности на уроке каждого учащегося.

Формируемые УУД: умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; контролировать результаты деятельности, адекватно оценивать свои достижения.

- Многие птицы с нами прощаются и улетают в страны, где есть пища и тепло. А другие птицы, наоборот, прилетают к нам. И от них пришло письмо.

- Ребята, будете ли вы помогать им? Только ли им или трепетно относиться ко всей природе, беречь и охранять её?

Вывод: Сегодня на уроке вы наблюдали, как поэты, художники и музыканты разными средствами своего искусства рассказывали нам об осени, о разных её периодах.

- Какая осень вам больше понравилась? Почему?

- Какое произведение искусства вас заинтересовало? 

- И в «золотой», и в «поздней» осени есть своя необыкновенная краса, своя прелесть. Красива, может быть и печаль. И во многом от вас зависит, будет ли красота природы радовать нас и в другое время года.

в

- С каким настроением уходите с урока? Поднимите карточку настроения.

Выход из класса: «Осеняя песня», муз. П. И. Чайковского.

Читают письмо.

Отвечают на вопросы.

Самооценка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация урока на тему "Звук. Распространение звука. Характеристики звука"

Данная презентация можно использовать для изучения новой темы "Звук"....

Открытый урок по теме "Звук. Распространение звука. Характеристика звука".

План конспект открытого урока можно использовть для изучения новой темы "Звуковые колебания"...

План урока в 7 классе. Тема урока "Цвет гласных звуков"комбинированный (изучение нового учебного материала и самостоятельная работа)

Вид урока: беседа и самостоятельная работа.     Методы обучения: в беседе – диалогический, в практической работе – репродуктивный, частично поисковый.    Цели урока:...

Открытый урок на тему "Звук.Источники звука"

Комбинированный урок   с применением информационных технологий.На ее изучение отводится 1 час учебного времени по тематическому планированию. Осуществлялась связь урока с предыдущими уроками: Мех...

Методическая разработка урока по физике на тему:«Звук. Источники звука» для 9 класса

Урок на тему «Звук. Источники звука» предназначен для учащихся 9 класса средней общеобразовательной школы.Актуальность данного урока обусловлена тем, что с таким явлениям, как звук, мы пос...

Методическая разработка урока по физике на тему«Звук. Источники звука» для 9 класса

Задачи урока:- расширение новой понятийной базы: акустика, среда распространения звука, источники звука (естественные и искусственные), ультразвук, инфразвук;- овладение умением сопоставлять экспериме...