урок по теме "Интонация" (музыка, 3 класс)
методическая разработка по музыке на тему

Гендина Алла Константиновна

"Гостевой" урок с  применением социоигровых технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon intonaciya.doc57 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

3 класс.

Урок разработан с применением

- социоигровой технологии,

- ИКТ

Тема четверти: Интонация.

Тема урока: Интонация – смысл музыки.

Цель урока: Интонация – движение голоса для выражения                смысла музыки.

Задачи:

 - раскрыть понятие «интонация» как выражение смысла музыкальной речи через развитие мелодии по разной высоте и длительности;

 - добиться осмысленности, интонационной выразительности в работе над дикцией и динамикой в песнях  «На горе-то калина», «Тонкая рябина»;

 - создать атмосферу коллективного творческого сотрудничества и личностного самовыражения.

Тип урока: вводный.

  

Оборудование: музыкальный центр; диск с записью Н.Паганини. Каприс №19; проектор, экран, компьютер, 2 открытки, разрезанные по количеству учеников в классе; плакаты с текстами песен: А,Заруба. Обида. – 1куплет, А.Заруба. Обида. – припев, А.Важов. Что сердце? – 1 куплет; портрет Н.Паганини; бумага; фломастеры.

Этапы урока

материал

задача

Вид деятельн.

Прим.


1

Орг. момент.

Слайд 1.

«Здравствуйте» на мелодию «Утра» Э.Грига.

Настроить учащихся на восприятие звучания, на слышание интонации.

Диалог с учащимися, пение.

2

Понятие «Интонация»

Слайд 2

Фраза «Мы сегодня идем в кино», произнесенная с разной интонацией.

Обратить внимание учащихся на то, что изменение высоты звучания голоса  изменяет смысл фразы.

Диалог, игра в тройках.

Деление на группы – по желан.

3

Закрепление понятия на знакомом материале.

Слайд 3

«На горе-то калина», «Тонкая рябина».

Добиться осмысленного исполнения, интонационной выразительности.

Исполнен. песен группами, диалог.

Деление на группы по открыт-кам.

4

Закрепление понятия на новом материале.

Тексты песен:

«Обида» А.Зарубы

- запев,

«Обида» А.Зарубы

- припев,

«Что сердце?» А.Важова – 1к.

мелодии песен, исполненные на фортепиано.

Установить соответствие по смыслу между текстом и мелодией.

Работа по группам.

Деление на группы по расчету

(1-2-3)

5

Музыка – чистая интонация.

Слайд 4,5,6

Н.Паганини – скрипач и композитор.

Каприс .

Информировать учащихся.

Беседа.

6

Слушание музыки.

Н.Паганини. Каприс №19.


-сколько человек ведут разговор? Дать характеристику каждому участнику;

-проверить работу другой группы, внести дополнения;

-обсудить;

-высказаться

Раскрыть содержание музыкального произведения (по возможности).

Работа по группам.

7

Итоги урока.

Слайд 7,8

-что нового сегодня узнали?

-что больше всего понравилось?

-что запомнилось?

-что дает нам возможность понять смысл музыки?

-что такое «интонация»?

Осмысление материала урока.

Диалог с учащимися.

Ход урока:

Приветствие исполняется на тему музыки Э.Грига «Утро».

 - Мелодия какого произведения звучит в нашем сегодняшнем приветствии? Кто сочинил эту музыку? Ответы учащихся.

 - Что же помогло вам узнать эту мелодию? Ответы учащихся.

Еще раз исполняем мелодию, уже без слов. Обращаем внимание на точность интонирования мелодии.

 - Как вы думаете, что нам помогает понять смысл речи? (Мы понимаем смысл слова). 

 - А могут ли одни и те же слова иметь разный смысл? Что значит следующая фраза?

Произношу фразу, подчеркивая интонацией выделенное слово.

«Мы сегодня идем в кино».

«Мы сегодня идем в кино».

«Мы сегодня идем в кино».

«Мы сегодня идем в кино».

 - Как меняется смысл сказанной фразы в зависимости от интонации?

 - Как меняется высота звука на протяжении фразы?

 - Если оставить только интонацию, что получится?

 - Можно ли понять друг друга, не произнося слов, а пользуясь только интонацией? Попробуем это сделать.

Дети делятся на тройки (по желанию) и пытаются общаться только при помощи интонации.

 - За чем надо следить, чтобы понять друг друга?  (За изменениями голоса, высоты звучания).

 - Изменение высоты звучания голоса мы и называем словом ИНТОНАЦИЯ.

 - Если высота звучания не меняется, звучит один тон, такое звучание называют МОНОТОННЫМ.

Наиграть мелодии песен «На горе-то калина», «Тонкая рябина». Предложить узнать песни по мелодии. Обратить внимание на характерные интонации каждой песни. Делимся на две группы по желанию: кто какую песню хочет исполнять. (Это можно сделать при помощи открыток: раздаем кусочки разрезанных открыток в произвольном порядке, затем дети находят «Свою» открытку, собирают ее, образуют группу.)

При исполнении необходимо добиться осмысленности, точности воплощения песни. Постоянно обращать внимание на движение голоса, на интонации.

        Учащиеся делятся на три группы. Каждая группа получает текст песни. Задание: внимательно прочитать текст и произнести его предельно выразительно, с  богатыми интонациями.

1.        «Я маму мою обидел. Теперь никогда-никогда

        Из дома вместе не выйдем, не сходим с ней никуда.

        Она в окно не помашет, я тоже не помашу.

        Она ничего не расскажет. Я тоже не расскажу».

2.        «Возьму я мешок за плечи,

Я хлеба кусок возьму,

Найду я палку покрепче.

Уйду я, уйду в тайгу!»

3.        «Что – сердце? В сущности – пустяк,

        Не нужные заботы.

        Да? А оно стучит: тик-тик,

        И спрашивает: Кто ты?»

Хорошо, если прозвучат 2-3 варианта исполнения каждого четверостишия. Надо обратить внимание учащихся на особо выразительные фразы и интонации, обсудить, какое чувство пронизывает каждое четверостишие.

Далее играем в игру «Чья это тема?» Учитель исполняет на фортепиано мелодии песен (можно с аккомпанементом), а дети пытаются догадаться по интонациям, чья это тема. Исполнять надо очень выразительно, интонации должны быть подчеркнуты динамически. После того, как дети «угадают» свою тему, исполняем, опираясь на речевые интонации, не разучивая подробно - это можно сделать на следующих уроках.

 - Давно-давно в Италии жил удивительный человек, скрипач. Он так хорошо чувствовал музыкальные интонации, что люди считали его служителем дьявола. Ведь его скрипка не просто пела – она практически разговаривала, как человек, плакала и смеялась. Этого музыканта звали Николо Паганини. Он так хорошо умел играть на скрипке, что слушатели понимали все без слов.  (Необходимо продемонстрировать портреты Николо Паганини, лучше несколько, обсудить с учащимися выразительное лицо, руки музыканта, представить музыку, которая могла бы звучать в этот момент).

 - Николо Паганини оставил много замечательных произведений для скрипки. Многие из них носят название «Каприс», что значит «причудливый», «капризный». Послушаем один из каприсов Паганини, который носит название «Разговор» и подумаем, кто с кем разговаривает?

Прослушивание Каприса №19 ( только первый раздел)

Вопросы учащимся:

 - Сколько человек ведут разговор?

 - Что это за персонажи? Дайте им характеристику.

 - Они говорят по очереди или одновременно?

 - О чем может быть их разговор?

После каждого вопроса можно послушать еще раз.

Эту работу учащиеся могут выполнять по группам и отвечать на вопросы письменно. Затем необходимо обменяться листочками или пересесть на место другой группы, обсудить написанное, дописать, если чего-то не хватает. Написанное – зачитываем, приходим к единому мнению (или не приходим – это тоже результат).

Обратить внимание учащихся на «говорящие» интонации, на характер каждого персонажа. Слова не нужны – и так все понятно.

ИТОГИ УРОКА.

В беседе с учителем учащиеся отвечают на следующие вопросы:

-Что нового сегодня узнали на уроке?

-Что больше всего понравилось?

-Что особенно запомнилось?

-Что дает нам возможность понять смысл музыки?

-Что такое «интонация»?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс

Методическая разработка на заочный  районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Конспект урока математики в 9 классе по теме: «Системы рациональных неравенств». Презентация к уроку математики в 9 классе по теме: «Системы рациональных неравенств».

Материал данного урока предназначен для  повторения  решения линейных неравенств; формирования  понятия «системы рациональных неравенств», «решение рациональных неравенств»;   форм...

мастер-класс применения ИКТ на уроках физики "Урок по физике 7 класс Тема урока: «Исследование силы Архимеда».

Цели урока:Образовательные:повторить  и обобщить изученный материал по теме: «Архимедова сила.  Плавание тел»;продолжить формирование умений наблюдать и объяснять физические явления, обобщат...

план- конспект урока математики в 5 классе. Тема урока:: " Урок решения задач" Учебник: Математика 5 класс. Виленкин Н.Я.и др.,

Урок содержит различные задачи практического содержания. Конспект составлен с использованием игровых технологий.. Основные этапы урока: нетрадиционный устный счет, кроссворд, задачи по комбинаторике....

Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс.

Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс....