Консультация для воспитателей «Народные песни и праздники с использованием фольклорного искусства в рамках патриотического воспитания детей»
методическая разработка по музыке по теме

В консультации музыкальный руководитель предлагает воспитателям рекомендации по реализации патриотического воспитания детей средствами фольклорного искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultaciya_dlya_vospitateley.doc39 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Народные песни и праздники с использованием фольклорного искусства в рамках патриотического воспитания детей»

    Каждый народ имеет национальную культуру, в которой существуют пласты народной и профессиональной  культуры. С древнейших времен люди выражали в фольклоре свои взгляды на жизнь, природу, общество и человека. Долгие годы формирование основ духовной и эстетической культуры подрастающего поколения было ущербным – народное искусство не изучалось, не преподавалось, не воспитывалось отношение к нему как к национальному достоянию.

    Сегодня, когда происходит переоценка ценностей, идет активный поиск новых, более соответствующих требованиям времени методов массового музыкального образования и воспитания, на первый план выдвигается задача воспитания личности ребенка, обладающего базовой культурой, формирование его культурных потребностей и эмоциональной отзывчивости.

   Велико песенное богатство русского народа. Народная песня и народные праздники входят как основа русской музыкальной культуры в жизнь каждого ребенка.

      Правдивость, поэтичность, богатство мелодий, разнообразие ритма, ясность и простота формы – характерные  черты русского народного песенного творчества.

Некоторые особенности русской народной песни придают ей неповторимую прелесть. Даже наиболее простые из песен, доступные маленьким детям, отличаются высокими художественными качествами. Русские народные песни богаты разнообразием жанров. Даже песни, сопровождающие быт ребенка, отличаются ярко выраженным характером. Некоторые из них протяжные, распевные. Особенно прелестны колыбельные песни. Наоборот, игровые, плясовые песни радуют своим веселым, жизнерадостным характером.

  В песне и через песню ребенок воспринимает окружающий мир, с нею связываются его первые впечатления. От колыбели песня сопровождает его. С полным основанием можно сказать, что детская песня рождается в играх.      

       Практика детских игр является как бы первоначальной школой музыкальной культуры детей. Игры-песни: «Маки-маковочки», «Ходит зайка по саду», «Уж как по морю» и др.

Язык и песня поразительно сочетаются между собой в потешках, сказках; где в них начинается язык, где песня, - часто трудно установить. В литературе эти части встречаются уже разделенными.  В жизни же так не бывает – песни-байки не существуют без ритма, без мелодии.

Мы пропускаем чудесный период воспитания – время колыбельных песен и переходим к той поре, когда ребенок, овладевая языком, одновременно начинает овладевать ритмом и мелодией.  Все это происходит в игровой форме. Прелестные колыбельные песни-байки, потешки, прибаутки надо вновь возвратить детям дошкольного возраста в их самостоятельных играх. Особенно много возможностей представляют игры с куклами. Укладывая куклу спать, купая, одевая ее, ребенок поет песенку, употребляет приговорку.

Напевны и звучны детские народные песни.  Как правило, они легко поются и без музыкального сопровождения. Составляя значительную часть программы музыкальных занятий, песни эти широко входят во всю жизнь ребенка.

В жизнь детей все больше входят и те песни, которые поются  взрослыми. Связанные с картинами природы, событиями жизни, песни воспитывают чувства детей. Разумеется, следует строго отнестись к выбору песен, предпочитая те из них, которые наиболее доступны детям по мелодии, по содержанию. Прогулки с детьми весной, летом дают столько поводов использовать песни, что одно их перечисление могло бы занять страницы.

Ивушка, ивушка, зеленая моя,

Что же ты, ивушка, невесело стоишь?

Или тебя, ивушка, дождичком сечет,

Под самый корешок ключева вода течет?

Во поле березонька стояла,

Во поле кудрявая стояла.

Люли, люли, стояла

Люли, люли, стояла.

       Эти песни бывают уместны, если они сливаются с природой, с настроением детей. А сколько поводов для песни во время работы детей в детском саду! Бодрый, радостный труд требует песни, она естественно и возникает. Мало ли таких случаев, где пение не только не будет помехой, но оживит и саму работу!

      Пение для детей и пение вместе с детьми нужно сделать обычным явлением в жизни детского сада.  Народная песня должна стать неотъемлемой частью детской жизни, вот тогда она будет поистине родной, привычной для слуха ребенка, как его родной язык.

Отбор народной песни и музыки для детей уже в значительной мере сделан в ряде сборников. В песне сказывается широта русской натуры, ее размах, мягкость и задушевность.

          Художественное и эстетическое воспитание не может полноценно развиваться без такого важного компонента, как народная культура.

        Предлагаю  в дальнейшем строить музыкально-воспитательную работу, привлекая материал народных песен, игр, танцев; разработать праздники, развлечения, новые приемы обучению народных песен и танцев, все это применять во всех возрастных группах. Трудность состоит в том, что до сих пор не существует специальной программы, учитывающей именно фольклорное направление в музыкально-эстетическом воспитании детей дошкольного возраста.

        Как известно, народное искусство соединяет в себе слово, музыку и движение. Поэтому изучение фольклора представляю возможным только при условии взаимосвязи этих трех компонентов. В дальнейшем будем формировать музыкально-ритмические движения не только средствами современного, но и народного искусства тоже. Предлагаю педагогам планирование интегрированной работы по ознакомлению детей с русской праздничной культурой: темы занятий, детская литература, картины, музыкальные произведения; предлагаю систематически и регулярно проводить народные праздники и развлечения, такие как «Коляда», «Святки», «Благовещение» и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патриотическое воспитание детей через приобщение к искусству. Из опыта работы школы искусств п. Агалатово

Статья опубликована в сборнике материалов Всероссийской научно-практической конференции "Система совершенствования патриотического воспитания в учреждениях дополнительного образования детей" (26...

Влияние классических и народных произведений на нравственное и патриотическое воспитание детей школьного возраста

Одна из важнейших задач музыкального  образования - это воспитание души ребенка средствами искусства, воздействие на процесс становления его нравственных качеств, нравственных идеалов. Найти осно...

«Декоративно-прикладное искусство как средство патриотического воспитания и воспитания толерантности детей»

Декоративно-прикладное искусство играет огромную роль в развитии детей. И это не только творческое развитие, эстетическое, духовное, но еще и патриотическое воспитание, а также воспитание толерантност...

Современные подходы к гражданско-патриотическому воспитанию детей в спортивной школе в рамках месячника оборонно-массовой и военно-патриотической работы

Гражданско-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач воспитательной работы в учреждениях дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности. В данной статье авто...

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ Патриотическое воспитание детей школьного возраста через военные песни.

Это проект, цель коорого сформировать регулярный коллектив для выступления с патриотической программой в школах и других образовательных учреждениях....

Патриотическое воспитание детей средствами народного искусства

В статье описывается о патриотическом воспитании обучающихся по программе "Фольклор и народные традиции" модульной школы "Русская горница"...