«Декоративно-прикладное искусство как средство патриотического воспитания и воспитания толерантности детей»
статья по теме
Декоративно-прикладное искусство играет огромную роль в развитии детей. И это не только творческое развитие, эстетическое, духовное, но еще и патриотическое воспитание, а также воспитание толерантности.
Декоративно-прикладное искусство это часть нашего исторического прошлого и часть нашей материальной культуры. В младшем школьном возрасте дети уже способны гордиться своими достижениями и своей Родиной, народом. На занятиях декоративно прикладным искусством они узнают, что у нас множество талантливых людей, умельцев с золотыми руками, которые прославили свою страну на весь мир. Изучая декоративно прикладное искусство, мы изучаем не только искусство России, но и других славянских народов. Рядом с нами живут наши соседи - украинцы, белорусы, которые имеют такую же богатую культуру, у которых также есть, чем гордиться. И мы все , русские, украинцы, белорусы - славяне. Изучая декоративно-прикладное искусство России и других славянских культур, дети узнают о самобытности, своеобразии декоративного искусства (типичность мотивов, цветовое и композиционное решение); о связи содержания орнамента с окружающей природой, о символике; связи искусства с бытом и жизнью народов. Также дети учатся умению составлять узоры на мотивы разных народов, отличать орнаменты от других. Узнают, что орнаментом украшают одежду, обувь и различные хозяйственные мешочки, сумочки, мебель и т.д.
У детей проявляется интерес, а это зарождающееся чувство любви к родному краю, его истории, природе, труду людей, чувство уважения к другим национальностям. И от нас зависит, будут ли наши дети любить свой край, понимать его, тянуться к нему, поддерживать, уважать и развивать традиции, будут ли наши дети чувствовать сострадание и уважение к ближнему.
Но не только содержание декоративно прикладного искусства учит толерантности, но и непосредственно работа над созданием предмета ДПИ.
В процессе декоративно-прикладного искусства у учащихся формируется коммуникативная функция толерантности:
- происходит развитие готовности к общению, сотрудничеству и пониманию;
- выполнение работы ДПИ позволяет установить конструктивное общение с представителями различных групп, иного мировоззрения.
К воспитательным функциям толерантности относятся:
- передача опыта позитивного социального взаимодействия и опыта человечества в целом;
- совершенствование образцов организации жизнедеятельности в социуме;
- обеспечение успешной социализации;
- развитие нравственного понимания, сопереживания, умения лояльно оценивать поступки других.
Толерантность-это терпимость. Терпимость – это уважение или признание равенства других и отказ от доминирования или насилия. Это свойство свободного мышления. Это личностная или общественная характеристика, которая предполагает осознание того, что мир и социальная среда являются многомерными, а значит и взгляды на этот мир различны и не могут и не должны сводиться к единообразию.
Актуальность проблемы толерантности связана с тем, что сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для свободного развития (идею терпимости к чужим позициям, ценностям, культурам, идею диалога и взаимопонимания, поиска взаимоприемлемых компромиссов и т.п.). Народное и декоративно-прикладное искусство являются неотъемлемой частью этнографической и художественной культуры. Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dpi_statya.docx | 16.09 КБ |
Предварительный просмотр:
«Декоративно-прикладное искусство как средство патриотического воспитания и воспитание толерантности детей»
Декоративно-прикладное искусство играет огромную роль в развитии детей. И это не только творческое развитие, эстетическое, духовное, но еще и патриотическое воспитание, а также воспитание толерантности.
Декоративно-прикладное искусство это часть нашего исторического прошлого и часть нашей материальной культуры. В младшем школьном возрасте дети уже способны гордиться своими достижениями и своей Родиной, народом. На занятиях декоративно прикладным искусством они узнают, что у нас множество талантливых людей, умельцев с золотыми руками, которые прославили свою страну на весь мир. Изучая декоративно прикладное искусство, мы изучаем не только искусство России, но и других славянских народов. Рядом с нами живут наши соседи - украинцы, белорусы, которые имеют такую же богатую культуру, у которых также есть, чем гордиться. И мы все , русские, украинцы, белорусы - славяне. Изучая декоративно-прикладное искусство России и других славянских культур, дети узнают о самобытности, своеобразии декоративного искусства (типичность мотивов, цветовое и композиционное решение); о связи содержания орнамента с окружающей природой, о символике; связи искусства с бытом и жизнью народов. Также дети учатся умению составлять узоры на мотивы разных народов, отличать орнаменты от других. Узнают, что орнаментом украшают одежду, обувь и различные хозяйственные мешочки, сумочки, мебель и т.д.
У детей проявляется интерес, а это зарождающееся чувство любви к родному краю, его истории, природе, труду людей, чувство уважения к другим национальностям. И от нас зависит, будут ли наши дети любить свой край, понимать его, тянуться к нему, поддерживать, уважать и развивать традиции, будут ли наши дети чувствовать сострадание и уважение к ближнему.
Но не только содержание декоративно прикладного искусства учит толерантности, но и непосредственно работа над созданием предмета ДПИ.
В процессе декоративно-прикладного искусства у учащихся формируется коммуникативная функция толерантности:
- происходит развитие готовности к общению, сотрудничеству и пониманию;
- выполнение работы ДПИ позволяет установить конструктивное общение с представителями различных групп, иного мировоззрения.
К воспитательным функциям толерантности относятся:
- передача опыта позитивного социального взаимодействия и опыта человечества в целом;
- совершенствование образцов организации жизнедеятельности в социуме;
- обеспечение успешной социализации;
- развитие нравственного понимания, сопереживания, умения лояльно оценивать поступки других.
Толерантность – это терпимость. Терпимость – это уважение или признание равенства других и отказ от доминирования или насилия. Это свойство свободного мышления. Это личностная или общественная характеристика, которая предполагает осознание того, что мир и социальная среда являются многомерными, а значит и взгляды на этот мир различны и не могут и не должны сводиться к единообразию.
Актуальность проблемы толерантности связана с тем, что сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для свободного развития (идею терпимости к чужим позициям, ценностям, культурам, идею диалога и взаимопонимания, поиска взаимоприемлемых компромиссов и т.п.). Народное и декоративно-прикладное искусство являются неотъемлемой частью этнографической и художественной культуры. Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Музыкальное искусство как средство патриотического воспитания" .
Возможности искусства в воспитании чувства патриотизма Могучее воспитательное воздействие музыкального искусства на челове...
Статья "Народное декоративно-прикладное искусство как средство эстетического воспитания школьников"
В статье отражены особенности реализации программы ИЗО в 5-7 классах по декоративно-прикладному искусству...
"Декоративно – прикладное искусство как средство патриотического воспитания "
В своём выступлении раскрою вопрос патриотического воспитания детей на занятиях бисероплетением. ...
Декоративно-прикладное искусство как средство нравственного воспитания подростков
Статья из диссертации на тему "ДПИ как средство нравственного воспитания младших подростков"...
Курсовая работа «Героические образы в музыкальном искусстве как средство патриотического воспитания младших школьников»
Курсовая работа «Героические образы в музыкальном искусстве как средство патриотического воспитания младших школьников»...
«Музыкальное искусство, как средство патриотического воспитания учащихся».
Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство св...
Статья "Героические образы в музыкальном искусстве как средство патриотического воспитания младших школьников"
Статья "Героические образы в музыкальном искусстве как средство патриотического воспитания младших школьников"...