Современные подходы к гражданско-патриотическому воспитанию детей в спортивной школе в рамках месячника оборонно-массовой и военно-патриотической работы
статья на тему
Гражданско-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач воспитательной работы в учреждениях дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности. В данной статье автором приводятся методические рекомендации по организации различных форм мероприятий в спортивной школе в рамках месячника оборонно-массовой и военно-патриотической работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_mbou_do_ssh_no_1.docx | 21.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Фамилия, имя, отчество автора: Новицкая Ирина Николаевна
Город Краснодар, муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования спортивная школа № 1муниципального образования город Краснодар e-mail: irinanov78@mail.ru
Современные подходы к гражданско-патриотическому воспитанию детей в спортивной школе в рамках месячника оборонно-массовой и военно-патриотической работы
Аннотация: Гражданско-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач воспитательной работы в учреждениях дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности. В данной статье автором приводятся методические рекомендации по организации различных форм мероприятий в спортивной школе в рамках месячника оборонно-массовой и военно-патриотической работы.
Ключевые слова: Великая Отечественная война, ветераны, ВФСК ГТО, общество ДОСААФ.
Гражданско-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач воспитательной работы в современной спортивной школе. Основой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре, своему народу, к своей земле.
С 2006 г. в российском образовании (прежде всего в Москве) наметилась тенденция связывать воспитательную деятельность школы с формированием у учащихся российской идентичности, т. е. осознания себя как носителя российской культуры и гражданина России. Она стала ответом на те проблемы, с которыми столкнулось образование в связи с внедрением программ патриотического воспитания в школе, вызванных к жизни катастрофическими процессами разрушения идентификационных структур сознания, проходившими в 1990-е годы. [1]
Исходя из вышеизложенного, очень важно реализовывать гражданско-патриотическое воспитание молодежи не только в общеобразовательных учреждениях, но и в учреждениях дополнительного образования.
Гражданско-патриотическое воспитание предполагает формирование и длительное развитие целого комплекса позитивных личностных качеств: духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельность, неразрывность с Отечеством.
Гражданско-патриотическое воспитание в современном дополнительном образовании – это целенаправленный, процесс подготовки обучающихся к жизни в условиях демократического общества, становление их гражданской позиции, формирование чувства ответственности как гражданина, патриота своей страны.
В современном педагогическом пространстве реализация гражданско-патриотического воспитания только с помощью традиционных форм невозможна. Новое время требует от школы содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям.
Произведя анализ подходов к организации гражданско-патриотического воспитания в спортивных школах города Краснодара, можно сделать вывод о том, что работа в данном направлении ведется активно, но в большинстве своем используются традиционные формы: праздники, беседы, встречи с ветеранами ВОв, патриотические акции, возложение цветов к памятникам героям ВОв.
В МБОУ ДО СШ №1 города Краснодара группой методистов ведется активная работа по организации гражданско-патриотического воспитания: наряду с традиционными формами используются современные инновационные.
В 2017 году в ходе месячника оборонно-массовой и военно-патриотической работы был разработан план мероприятий, который включал следующие формы:
- Организация и проведение спортивного соревнования с элементами беседы на патриотическую тематику.
Эти мероприятия проводились тренерами-преподавателями и методистами спортивной школы. Методист организовывал проведение беседы на патриотическую тематику с показом мультимедийной презентации, тренер-преподаватель, в свою очередь - соревновательную часть мероприятия.
Основная цель проведенных мероприятий: воспитание чувства патриотизма, любви к Родине, уважение к защитникам Отечества.
Методистами были выбраны приоритетные тематические направления: чествование ветеранов Вов, почетных жителей города Краснодара, которые героически проявили себя, сражаясь за Родину; героические страницы истории ВОВ на Кубани (оборона городов Краснодарского края, подвиг военных альпинистов); история локальных боевых конфликтов (Чеченская война, Афганская война).
Для организации бесед привлекались героические примеры земляков-кубанцев, принимавших участие в боевых действиях.
При организации месячника были проведены следующие мероприятия: спортивное соревнование «Юные защитники Отечества», посвященное 100-летнему юбилею почетного гражданина города Краснодара Н. П. Жугана; соревнование среди воспитанников отделения спортивного туризма, посвященное памяти подвига военных альпинистов времен Великой Отечественной войны; спортивная эстафета «Служу Отечеству», посвященная 80-летию образования Краснодарского края; открытые соревнования по кикбоксингу, посвященные Дню защитника Отечества.
- Организация и проведение встречи с участниками ВОВ, локальных боевых конфликтов и показательные выступления воспитанников спортивной школы.
При организации этой формы мероприятий методисты спортивной школы работали в единой команде с тренерами-преподавателями. Методистами была разработана информативная часть мероприятия и организация встречи с ветеранами боевых конфликтов, а тренеры в свою очередь организовали и провели показательные выступления воспитанников спортивной школы. Тематика показательных выступлений перекликалась с темой мероприятия.
При организации месячника были проведены следующие мероприятия: встреча обучающихся с ветеранами ВОв Л.Т. Хамеляниной и М.П. Акатышевой и показательные выступления отделения художественной гимнастики «Памяти подвига наших предков»; встреча обучающихся отделения кикбоксинг с ветераном ВОВ В. А. Лунеговым; встреча с майором запаса Д.В. Демуренко и показательные выступления обучающихся отделения тхэквондо, посвященные участникам локальных боевых конфликтов; встреча обучающихся отделения кикбоксинг с ветеранами-афганцами, посвященная Дню вывода советских войск из Афганистана.
- Патриотическая акция «История одной фотографии».
Цель акции – сохранение в каждой семье нашего народа личной памяти о поколении, прошедшем через ВОв. В ходе акции обучающиеся МБОУ ДО СШ № 1 передавали в оргкомитет фотографии своих родственников, воевавших во время ВОв, с подробным описанием их боевого пути.
Принципиальное отличие данной акции от других подобных проектов - создание интерактивной страницы «История одной фотографии» на сайте МБОУ ДО СШ № 1. Эта страница будет иметь свое продолжение и развитие в ходе следующего месячника оборонно-массовой и военно-патриотической работы.
- Электронное тестирование «ГТО. История и современность».
Инновационная форма спортивно-массового мероприятия – электронное тестирование, которое было организовано и проведено на актуальную тематику: возрождение ВФСК ГТО в современной России. Для организации данного мероприятия методистами МБОУ ДО СШ № 1 были разработаны вопросы для электронного тестирования по истории и современному этапу возрожденного ВФСК ГТО. К участию в электронном тестировании допускались все учащиеся МБОУ ДО СШ № 1. Для участия в мероприятии необходимо было пройти по указанной в положении электронной ссылке и пройти электронный тест, выполнив скриншот страницы, отправить результаты тестирования на электронный адрес спортивной школы с пометкой «Тест» и указанием фамилии и имени участника.
Использование инновационной формы позволило в короткие сроки провести мероприятие с большим охватом участников и подвести итоги.
- Электронная викторина, посвященная возрождению общества ДОСААФ в современной России, «Я горжусь своей страной!».
По методике проведения данная форма мероприятия сходна с предыдущей, отличие заключается лишь в тематике и форме построения викторины.
Использование современных инновационных форм организации воспитательной работы в МБОУ ДО СШ № 1 дает стабильный положительный результат.
Таким образом, результативность реализации гражданско-патриотического воспитания в спортивной школе измеряется стремлением обучающихся к выполнению гражданско-патриотического долга во всем многообразии его проявления, их умением и желанием сочетать общественные и личные интересы, реальным вкладом, вносимым в дело процветания Отечества.[2]
Литература.
1. Андрюшков А. А. Формирование российской идентичности как задача образования: мировоззрение, создающее будущее [2011] № 3. С. 287–300.
2. Циулина М. Патриотическое воспитание школьников: возможности социообразовательной среды / М. Циулина // Воспитание в школе. – 2013. - № 3.– С. 24-32.
3. Черникова Т.В. Размышления о воспитании патриотизма в подростковом и юношеском возрасте / Т.В. Черникова // Воспитательная работа в школе. – 2011. - № 5.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мероприятия в рамках месячника оборонно-массовой и военно-патриотической работы
В данной мультимедийной презентации представлен отчет о внеклассных мероприятиях, проведенных в рамках ежегодного месячника оборонно-массовой и военно-патриотической работы в МБОУ СОШ № 66 г. Краснода...
Моё ЭССЕ «Мой взгляд на современные подходы к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной организации»
Моё ЭССЕ «Мой взгляд на современные подходы к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной организации»...
«Современные подходы к обучению и воспитанию детей с ОВЗ"
Иклюзия.Понятие.Инклюзивное образование....
Конспект урока мужества в рамках месячника оборонно-массовой и военно-патриотической работы в МБОУ ДО ДДТ «Святое дело – Родине служить»
Развитие представлений учащихся о подвигах героев-земляков в годы Великой Отечественной Войны. ...
Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию детей школьного возраста в рамках регионального компонента.
В данной статье освещены вопросы патриотического воспитания школьников, которое направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно в...
Современные подходы к обучению и воспитанию детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве
Психолого педагогические особенности социализации детей с ДЦП...