Патриотическое воспитание детей средствами народного искусства
статья
В статье описывается о патриотическом воспитании обучающихся по программе "Фольклор и народные традиции" модульной школы "Русская горница"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Патриотическое воспитание детей
средствами народного искусства
Королева Ольга Евгеньевна – педагог,
Дуюн Сергей Александрович – концертмейстер
МБУДО ЦДТ г.Саяногорск
Для воспитания чувства патриотизма важно давать детям начальные представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре. Это фундамент формирования культурно-ценностных ориентаций духовно-нравственной основы личности ребенка, развития его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, осознания себя в окружающем мире.
Программа «Фольклор и народные традиции» модульной школы «Русская горница», как начальная ступень приобщения ребенка к народному творчеству, призвана способствовать сохранению и преумножению наследия русской культуры. Дети узнают, как жили на Земле нашей прадеды, какие богатые и славные, добрые обычаи были у них, начнут понимать законы красоты природы, познают секреты мастерства, научатся применять дедовские приемы в своем творчестве. Приобщаясь к народной культуре, они почувствуют и увидят, что корень у всех народов единый и идет он от Земли-матушки и Солнца-батюшки.
Содержание программы подразделяется на четыре блок-темы:
I. У каждого искусства свой язык красоты – постижение и понимание общих законов искусства в окружающей жизни, формирование представления о многообразии художественного творчества, понимание того, что наряду с многообразием представлений народов о красоте существуют и общечеловеческие ценности Добро и Зло, Любовь.
II. Я Руси сын! Здесь край моих отцов! – изучение русского народного искусства, его истоков, воспитание любви и патриотических чувств к родному Отечеству, к большой и малой Родине.
III. Многоликий мир – такие разные культуры! – взаимодействие разных культур, их взаимообогащение. Это и есть тот процесс, благодаря которому каждая культура развивается, чем сильнее мы любим свою культуру, тем эмоциональнее и глубже воспринимаем другие.
IV. Живая связь времен, живое дерево ремесел – связь современного искусства с народным, неугасаемым источником для творчества современного художника и мастера, о необыкновенной способности народного искусства к совершенствованию и бесконечному развитию.
Такой блочный принцип группировки материала в программе позволяет не только выявить основные ключевые моменты изучения народного творчества, но и сплетает изучаемый материал в связную систему представлений о месте и роли народного искусства в жизни людей, преемственности поколений.
Работа педагогов строится на принципах народной педагогики:
- наполнить все обучение и воспитание нравственным началом и красотой, дарить детям радость творчества, давать им возможность для самореализации и самовыражения как личности;
- создать наиболее благоприятные условия для формирования художественной культуры ребенка через общение и активную познавательную деятельность;
- способствовать общекультурному развитию детей.
Главная задача педагогов: не столько научить, сколько приобщить к народной песне имузыкальному искусству, к традициями обычаям, привить любовь к народному творчеству.
У каждого народа существует своя традиционная культура, в которой значительное место отведено обрядовым играм и забавам. Через игру дети впитывают уклад своего народа, его нравственные устои, перенимают житейский опыт родителей. Потому в древности взрослые никогда не прерывали детских игр, не разрушали игровых построек и не выбрасывали игрушек. Через игры и игрушки старший передавал знания и опыт младшему, а младший, играя, моделировал свою будущую жизнь, проигрывал прелюдию своей судьбы, а может быть, судьбу своего рода.
Бесспорное педагогическое воздействие на художественное становление личности ребенка оказывает раннее эмоциональное прикосновение к истокам народной культуры, которое похоже на чудотворную сказочную воду.
От родного слова, родной песни, первой игрушки к пониманию искусства своих ближайших соседей и к мировой художественной культуре – такой путь познания национальных и мировых культурных ценностей проходит выпускник «Русской горницы».
Занятия проводятся в просторном помещении, так как исполнение значительной части народных песен, музыкальных композиций, народных игр, праздников связано с танцем, хороводом, театрализацией. Эмоционально-нравственный климат на занятиях положительно влияет на духовное развитие обучающихся. На протяжении всех занятий они приобретают опыт коллективизма, сопереживания, сотворчества, учатся самостоятельности, развивают свое воображение и фантазию.
В силу особенностей возраста принципиально важно, чтобы младшие школьники стали не только свидетелями, но и участниками живого формообразования в художественном событии, могли естественно и радостно существовать в процессе художественной деятельности, могли получать удовольствие от своей причастности к чему-то увлекательному и одновременно значительному. В практике образовательной деятельности разработаны циклы интегрированных занятий по погружению в народную культуру русского, хакасского народов. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Процесс воспитания патриотизма в образовательной деятельности не может обходиться без привлечения родителей, так как основы воспитания закладываются в семье, а родители являются самыми близкими для ребенка носителями традиций и культуры. Понимание ребенком своей близости с окружающим и Родиной начинается с осознания им любви к своей семье. Привлечение родителей к воспитательному процессу происходит с помощью совместного с детьми участия в праздничных программах, занятиях, исследовательской деятельности, помощи в изготовлении костюмов, реквизита.
Вершиной творческого роста ребенка является его участие в фольклорных праздниках. Важно, чтобы дети имели возможность показать свои способности, приобретенные знания и для этого успешно решаются вопросы координации образовательных и воспитательных программ, совместных мероприятий, как в школе, так и Центре детского творчества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/05/06/picture-66341-1494084299.jpg)
Патриотическое воспитание детей через приобщение к искусству. Из опыта работы школы искусств п. Агалатово
Статья опубликована в сборнике материалов Всероссийской научно-практической конференции "Система совершенствования патриотического воспитания в учреждениях дополнительного образования детей" (26...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/13/picture-140443-1352812465.jpg)
Патриотическое воспитание через народные игры и забавы
Выступление (презентация) на IV педагогических Покровских чтениях...
Консультация для воспитателей «Народные песни и праздники с использованием фольклорного искусства в рамках патриотического воспитания детей»
В консультации музыкальный руководитель предлагает воспитателям рекомендации по реализации патриотического воспитания детей средствами фольклорного искусства....
Патриотическое воспитание на уроках искусства.
Из опыта работы по данной теме....
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/22/picture-554779-1419236788.jpg)
Героические страницы нашей истории на примере Народного Ополчения 1612 года (Дня Народного Единства), как средство патриотического воспитания учащихся.
На мой взгляд, основной проблемой, является реализация патриотического воспитания в массах, а также заинтересованность детей этим вопросом. На практике мною не единожды выяснено, что если стараться во...
Народное декоративно-прикладное искусство, как средство развития творческих способностей и патриотического воспитания школьников
С раннего детства мы знакомимся с миром народного декоративно-прикладного искусства. Это мир окружает нас всегда и везде. Очень часто мы не обращаем внимание на него. Но он незаметно приучает нас к кр...
![](/sites/default/files/pictures/2023/04/22/picture-1338668-1682124638.jpg)
Нравственно-патриотическое воспитание средствами музыкального искусства
Данная работа яляется описанием педагогического опыта с презентацией(видеоматериалы)...