Патриотическое воспитание детей средствами народного искусства
статья

Дуюн Сергей Александрович

В статье описывается о патриотическом воспитании обучающихся по программе "Фольклор и народные традиции" модульной школы "Русская горница"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Патриотическое воспитание детей

средствами народного искусства

Королева Ольга Евгеньевна – педагог,

Дуюн Сергей Александрович – концертмейстер

МБУДО ЦДТ г.Саяногорск  

Для воспитания чувства патриотизма важно давать детям начальные представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре. Это фундамент формирования культурно-ценностных ориентаций духовно-нравственной основы личности ребенка, развития его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, осознания себя в окружающем мире.

Программа «Фольклор и народные традиции» модульной школы «Русская горница», как начальная ступень приобщения ребенка к народному творчеству, призвана способствовать сохранению и преумножению наследия русской культуры. Дети узнают, как жили на Земле нашей прадеды, какие богатые и славные, добрые обычаи были у них, начнут понимать законы красоты природы, познают секреты мастерства, научатся применять дедовские приемы в своем творчестве. Приобщаясь к народной культуре, они почувствуют и увидят, что корень у всех народов единый и идет он от Земли-матушки и Солнца-батюшки.

Содержание программы подразделяется на четыре блок-темы:

I. У каждого искусства свой язык красоты – постижение и понимание общих законов искусства в окружающей жизни, формирование представления о многообразии художественного творчества, понимание того, что наряду с многообразием представлений народов о красоте существуют и общечеловеческие ценности Добро и Зло, Любовь.

II. Я Руси сын! Здесь край моих отцов! – изучение русского народного искусства, его истоков, воспитание любви и патриотических чувств к родному Отечеству, к большой и малой Родине.

III. Многоликий мир – такие разные культуры! – взаимодействие разных культур, их взаимообогащение. Это и есть тот процесс, благодаря которому каждая культура развивается, чем сильнее мы любим свою культуру, тем эмоциональнее и глубже воспринимаем другие.

IV. Живая связь времен, живое дерево ремесел – связь современного искусства с народным, неугасаемым источником для творчества современного художника и мастера, о необыкновенной способности народного искусства к совершенствованию и бесконечному развитию.

Такой блочный принцип группировки материала в программе позволяет не только выявить основные ключевые моменты изучения народного творчества, но и сплетает изучаемый материал в связную систему представлений о месте и роли народного искусства в жизни людей, преемственности поколений.

Работа педагогов строится на принципах народной педагогики:

  • наполнить все обучение и воспитание нравственным началом и красотой, дарить детям радость творчества, давать им возможность для самореализации и самовыражения как личности;
  • создать наиболее благоприятные условия для формирования художественной культуры ребенка через общение и активную познавательную деятельность;
  • способствовать общекультурному развитию детей.

Главная задача педагогов: не столько научить, сколько приобщить к народной песне имузыкальному искусству, к традициями обычаям, привить любовь к народному творчеству.

У каждого народа существует своя традиционная культура, в которой значительное место отведено обрядовым играм и забавам. Через игру дети впитывают уклад своего народа, его нравственные устои, перенимают житейский опыт родителей. Потому в древности взрослые никогда не прерывали детских игр, не разрушали игровых построек и не выбрасывали игрушек. Через игры и игрушки старший передавал знания и опыт младшему, а младший, играя, моделировал свою будущую жизнь, проигрывал прелюдию своей судьбы, а может быть, судьбу своего рода.

Бесспорное педагогическое воздействие на художественное становление личности ребенка оказывает раннее эмоциональное прикосновение к истокам народной культуры, которое похоже на чудотворную сказочную воду.

От родного слова, родной песни, первой игрушки к пониманию искусства своих ближайших соседей и к мировой художественной культуре – такой путь познания национальных и мировых культурных ценностей проходит выпускник «Русской горницы».

Занятия проводятся в просторном помещении, так как исполнение значительной части народных песен, музыкальных композиций, народных игр, праздников связано с танцем, хороводом, театрализацией. Эмоционально-нравственный климат на занятиях положительно влияет на духовное развитие обучающихся. На протяжении всех занятий они приобретают опыт коллективизма, сопереживания, сотворчества, учатся самостоятельности, развивают свое воображение и фантазию.

В силу особенностей возраста принципиально важно, чтобы младшие школьники стали не только свидетелями, но и участниками живого формообразования в художественном событии, могли естественно и радостно существовать в процессе художественной деятельности, могли получать удовольствие от своей причастности к чему-то увлекательному и одновременно значительному. В практике образовательной деятельности разработаны циклы интегрированных занятий по погружению в народную культуру русского, хакасского народов. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Процесс воспитания патриотизма в образовательной деятельности не может обходиться без привлечения родителей, так как основы воспитания закладываются в семье, а родители являются самыми близкими для ребенка носителями традиций и культуры. Понимание ребенком своей близости с окружающим и Родиной начинается с осознания им любви к своей семье. Привлечение родителей к воспитательному процессу происходит с помощью совместного с детьми участия в праздничных программах, занятиях, исследовательской деятельности, помощи в изготовлении костюмов, реквизита.  

Вершиной творческого роста ребенка является его участие в фольклорных праздниках. Важно, чтобы дети имели возможность показать свои способности, приобретенные знания и для этого успешно решаются вопросы координации образовательных и воспитательных программ, совместных мероприятий, как в школе, так и Центре детского творчества.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патриотическое воспитание детей через приобщение к искусству. Из опыта работы школы искусств п. Агалатово

Статья опубликована в сборнике материалов Всероссийской научно-практической конференции "Система совершенствования патриотического воспитания в учреждениях дополнительного образования детей" (26...

Патриотическое воспитание через народные игры и забавы

Выступление (презентация) на IV педагогических Покровских чтениях...

Консультация для воспитателей «Народные песни и праздники с использованием фольклорного искусства в рамках патриотического воспитания детей»

В консультации музыкальный руководитель предлагает воспитателям рекомендации по реализации патриотического воспитания детей средствами фольклорного искусства....

Патриотическое воспитание на уроках искусства.

Из опыта работы по данной теме....

Героические страницы нашей истории на примере Народного Ополчения 1612 года (Дня Народного Единства), как средство патриотического воспитания учащихся.

На мой взгляд, основной проблемой, является реализация патриотического воспитания в массах, а также заинтересованность детей этим вопросом. На практике мною не единожды выяснено, что если стараться во...

Народное декоративно-прикладное искусство, как средство развития творческих способностей и патриотического воспитания школьников

С раннего детства мы знакомимся с миром народного декоративно-прикладного искусства. Это мир окружает нас всегда и везде. Очень часто мы не обращаем внимание на него. Но он незаметно приучает нас к кр...

Нравственно-патриотическое воспитание средствами музыкального искусства

Данная работа яляется описанием педагогического опыта  с презентацией(видеоматериалы)...