Методический доклад "Артпедагогические приемы и техники в индивидуальной вокальной работе".
материал по музыке на тему
Артпедагогические приёмы и техники, используемые на уроках вокала, очень разнообразны: вокальные, артикуляционные и дыхательные тренинги, музыкальные сказки, «рисование» голосом («звукопись») и т.д. Мы обращаемся к разным видам искусства: живопись, поэзия, театр, кинематография, архитектура. Каждый из них обогащает урок новыми неожиданными красками, способствует более эмоциональному исполнению вокальных произведений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методический доклад "Артпедагог. техники на уроках вокала | 63.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Министерство образования Московской области
ГБОУ СПО
«Московский областной колледж искусств и технологий»
Методический доклад
Артпедагогические приемы и техники
в индивидуальной вокальной работе.
Автор:
Пономаренко
Надежда Ивановна,
преподаватель
МОКИТ
Егорьевск, 2012г
Составными частями музыкальной артпедагогики являются вокальные и дыхательные тренинги.
Пение – это род музыки, где в качестве живого музыкального инструмента выступает голосовой аппарат человека, а точнее все его тело. Основной целью вокального развития является повышение адаптационных и резервных возможностей человеческого организма. Ни один музыкальный инструмент в мире не может сравниться с голосом хорошего певца по силе эмоционально-художественного воздействия. Об этом знали еще наши предки. В античные времена участвовать в хоре считалось священным долгом. По словам Платона, хоровое пение есть «божественное и небесное занятие, укрепляющее всё хорошее и благородное в человеке», это один из элементов образования, и слово «необразованный» трактовали, как «не умеющий петь в хоре». На Руси славяне считали, что поет в человеке сама душа и пение – это ее естественное состояние. Поэтому работа со звуком, ритмом, дыханием не только приближает к качественному и техничному исполнению песен, но и в большей степени обеспечивает успех в кропотливой работе над коррекцией и формированием личности человека.
Метод вокализации - универсальное средство развития и самовыражения, поскольку воздействует не на какой-то орган в отдельности, а на весь организм человека через три основных фактора: вибрационный, физиологический и психологический. Причем действие музыки рефлекторно, оно не контролируется нашим сознанием. Звук улавливается ухом. Его рецепторы воспринимают вибрацию и передают ее в мозг. Он реагирует на воздействие, которое выражается в создании определенных эмоциональных переживаний, оказывающих влияние на психику человека; на интенсивность обменных процессов, дыхательной и сердечно-сосудистой системы; на повышение тонуса головного мозга и кровообращения.
Наш голос всегда вибрирует, когда звучит (при разговоре, пении, шепоте). Только 15 - 20% производимого человеком звука направлено во внешнее пространство, остальная часть звуковой волны поглощается внутренними органами, приводя их в состояние вибраций и вызывая резонирование органов, тканей и более тонких структур человеческого организма. Управляя собственным голосом при помощи различных тонов и гласных звуков, мы имеем возможность «настраивать» наш организм так же, как это делает настройщик с роялем при помощи камертона, входя в резонанс с самим собой, возвращая пением собственному телу здоровые вибрации. Кроме прямого воздействия на организм, резонанс имеет еще одно удивительное свойство: способность к формообразованию. Под воздействием гармоничных звуков молекулы жидкости выстраиваются в симметричные узоры, круги, звезды, «снежинки». А какофония «рисует на воде» малопривлекательные, и даже отталкивающие картины. Человеческий организм состоит из воды на 80%, и потому, хотим мы этого или нет, окружающие нас звуки имеют колоссальное влияние не только на нашу психику, но и на наше физическое тело. Ученые установили, что дисгармоничные звуки агрессивной окружающей среды (особенно в крупных городах) разрушительно действуют и на мозг, и на организм в целом. И лучший способ вернуть себе утраченную гармонию – пение, но не всякое пение. Сочетание определенных ритмов и большой громкости звучания рок – музыки воздействует на область нашего мозга, которая отвечает за восприятие внешней информации, и оказывает негативное действие, снижая порог действительности, вызывает истощение, панику. Установлен «механизм передачи эмоций – изменение частотного расположения обертонов голоса: при выражении радости обертоны гармоничны, а при гневе – дисгармоничны. Поскольку гнев в рок-музыке выражен наиболее сильно, этим и объясняются ее разрушительные для психики человека воздействия» [3] .
А.И.Попов - создатель системы совершенствования голоса «Физвокализ» для восстановления своего голоса, утраченного после тяжелейшего заболевания горла, вместо пения он стал читать вслух стихи своих любимых Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Фета! [1]. Но чтение было лишь первым шагом на пути создания системы. Оказалось, "воспитать" в себе голос можно, научившись управлять определенными мышцами, которые напрямую связаны с пением и речью. Например, для того чтобы ваш голос был упруг и звонок, нужно всегда сидеть, держа спину прямо, втянув низ живота и говорить "грудью". Правильное звучание создаёт особую звуковую волну, которая, пронзая человека от макушки до пят, массирует не только каждый внутренний орган, но каждую мышцу и даже клеточку его тела. После многочисленных исследований был найден оптимальный комплекс физических упражнений, при которых голосу придается как бы новое звучание. По мнению Попова, осмысленный подход человека к своему организму как биооргану, применение физвокальной тренировки поможет осуществить давнюю мечту людей - достижение духовного и физического совершенства.
О лечебных свойствах отдельных звуков, произносимых, а лучше пропетых собственным голосом люди знали со времен самых древних цивилизаций. Самый простой пример: получив травму, человек стонет, не потому, что хочет позвать на помощь. Как теперь выяснялось, стоны имеют эффект анестезии, возбуждая деятельность одних участков мозга, и подавляя активность других. Стоны стимулируют выброс в кровь эндорфинов, которые по болеутоляющему действию сильнее морфия в 50 раз[2]!
Если рассматривать лечебные звуки и звукосочетания с позиций музыкотерапии (т.е. не столько в плане их произнесения, сколько в плане их пропевания), то с учетом открытий современной науки рекомендации в этой специфической области вокалотерапии будут следующими:
звук "А"– снимает любые спазмы, лечит сердце и желчный пузырь, немедленно вызывает расслабление;
звук "И" – лечит глаза, уши, тонкий кишечник, стимулирует сердечную деятельность, “прочищает” нос;
звук "О" – способствует устранению проблем с сердцем;
звук "У" – укрепляет горло и голосовые связки; улучшает дыхание;
звук "М" - снимает стресс, дает возможность полностью расслабиться;
звуки "В", "Н", "М", "Э" – улучшают работу головного мозга;
Не менее целебными свойствами обладают различные звукосочетания, так называемые "мантры". В частности, созвучие:
"ОМ" – снижает кровяное давление;
"УХ", "ОХ", "АХ" – стимулируют выброс из организма отработанных веществ и негативной энергии [2].
Таких сочетаний очень много и перечислять их просто не имеет смысла. Все они основаны не на смысловом значении, а на целебном воздействии колебаний, возникающих при их произнесении.
Исследования в этой области доказали, что наиболее эффективным и безопасным, в качестве источника целительного звука, является голос.
Одним из направлений звукотерапии можно считать рифмотерапию, словесное искусство. Давно известно, что ритмическая речь оказывает мощное воздействие на психику. Стихотворные формы, песни способны возбуждать или успокаивать человека. Они помогают расслабиться, отвлечься или выйти на нужный эмоциональный уровень. В Гетингемском университете (Германия) провели эксперимент: на группе добровольцев испытывали эффективность средств для сна и записи колыбельных песен. На удивление, мелодии оказались намного эффективнее медикаментов – сон был крепким и глубоким. Рифмотерапия активизирует артикуляционный аппарат, улучшает дикцию. Ее можно использовать как своеобразную артикуляционную гимнастику, конечно при условии эмоциональной работы. Необходима активная естественность, чуть-чуть утрированная, активизированная с расчетом «на последний ряд зрительного зала». Артикулируя, проговаривая, мы развиваем деятельность мозга, больше половины размера которого занимают зоны, связанные с речью.
Искусство пения – это, прежде всего, правильное дыхание, которое и является одним из важнейших факторов здоровой жизни. Давно известно, что пение - это лучшее дыхательное упражнение: тренируется дыхательная мускулатура, улучшается дренаж бронхов, увеличивается жизненная емкость легких. Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью. На уроках мы занимаемся так называемой парадоксальной дыхательной гимнастикой А. Н. Стрельниковой, известной далеко за пределами нашей страны. С помощью нескольких несложных динамических дыхательных упражнений, оказалось возможным остановить приступ удушья при бронхиальной астме, избавиться от хронического бронхита и гайморита, преодолеть заикание, вернуть потерянный голос. Нам же она помогает научиться правильно дышать во время пения, развивает мышцы, участвующие в голосообразовании, звонкость голоса, его выносливость. В гимнастике есть упражнения для тренировки диафрагмы («Насос», «Кошка», «Большой маятник»), играющей важную роль в пении. Эти же упражнения успешно используются и для исправления различных деформаций костной системы: грудной клетки (ее патологических изменений), в некоторых случаях — позвоночника (сколиозы, лордозы, кифозы), а также для увеличения подвижности суставов [5].
Итак, подведем итоги. Пение как весьма эффективная коррекционно-развивающая методика, содержащая в себе музыкотерапию, звукотерапию, словотерапию, рифмотерапию, воздействует на весь организм в целом. В процессе пения происходит стимуляция работы внутренних органов за счет активных движений грудной клетки, диафрагмы и мышц брюшного пресса, а также вибрационных процессов, возникающих в результате фонации, укрепляется певческий аппарат, певческая установка способствует воспитанию хорошей осанки[4]. По наблюдениям отечественных педагогов, те дети, которые посещают уроки вокала, меньше болеют и даже начинают лучше учиться по другим предметам.
Мы используем на занятиях определенные дыхательные и голосовые упражнения, которые кроме развивающих и обучающих задач, решают еще и коррекционные задачи. Это могут быть, например:
элементы дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой;
упражнения для развития артикуляционного аппарата – скороговорки, речевые упражнения, артикуляционная гимнастика;
интонационно-фонопедические упражнения В.В. Емельянова;
упражнения физвокализа А.И.Попова
Артпедагогические приёмы и техники, используемые на уроках вокала, очень разнообразны: вокальные, артикуляционные и дыхательные тренинги, музыкальные сказки, «рисование» голосом («звукопись») и т.д. Мы обращаемся к разным видам искусства: живопись, поэзия, театр, кинематография, архитектура. Каждый из них обогащает урок новыми неожиданными красками, способствует более эмоциональному исполнению вокальных произведений.
Петь может и должен каждый, так как проблема пения глубоко научна.
Научными исследованиями доказано, что «просто» пение от души в течение 20 – 30 минут ежедневно оказывает исключительно положительное воздействие на организм человека. Оно активизирует умственные способности, развивает эстетические и нравственные представления, слух, память, речь, чувство ритма, внимание, мышление, укрепляет лёгкие и весь дыхательный аппарат.
ЛИТЕРАТУРА
Иванов В. Физвокализ: в гармонии с собой // Электронный ресурс: Код доступа / http://www.mosoblpress.ru/38/18935
Карпова Т.А. Звукотерапия. / Т.А. Карпова – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 269 с.
Морозов В. П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники./ В. П. Морозов – М., 2002.– 496 с.
Тарасова Е. Г. Целительные силы искусства. Артпедагогические техники и приемы. Метод. пособие /Е.Г. Тарасова – Тамбов: ТОИПКРО, 2006. – 49 с.
Шушарджан С. В. Музыкотерапия и резервы человеческого организма/ С. В Шушарджан. – М., 1998. – 363 с.
Щетинин. М.Н. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой./ М.Н. Щетинин. – 3-е изд. – М., 2008. – 376 с.: http://strelnikova.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
вокальная работа в школьной вокальной студии
практический мастер-класс...
Методическая разработка по теме "Вокальная работа с подростками" (представление в формате PechaKucha
В ней описаны методы вокальной работы при мутации голоса которые я использую в своей деятельности....
Методическая разработка: Дифференцированное индивидуальное обучение. Работа по повышению знаний с учетом индивидуальных особенностей учащихся на уроках математики.
Методические рекомендации по применению технологии дифференцированного обучения на уроках математике.Работа по повышению качества знаний с учетом индивидуальных особенностей учащихся на уроках геометр...
Методическое пособие для учителей музыки "Вокальная работа на уроках музыки в общеобразовательной школе"
Методическое пособие носит практико-ориентировочный характер, где автор Минубаева А.Ю. на основе опыта работы глубоко анализирует основные принципы и формы организации музыкального ...
Методическое пособие по технике крашения ткани «Узелковый батик» (для внеклассной работы, проектной деятельности и уроков технологии) 5-8 класс
Учебно-методическое пособие «Узелковый батик» предназначено учителям технологии, педагогам дополнительного образования, организующим декоративно-прикладное творчество детей. В пособии...
Методическая разработка "Выразительные средства живописи. Техника сухой кисти,приёмы работы мастихином"
Работа выполняется в3ч....
Индивидуальные особенности ребёнка в вокальной работе детского хорового коллектива
В материале описывается влияние индивидуальных особенностей ребёнка на развитие его певческих навыков....