вокальная работа в школьной вокальной студии
методическая разработка (музыка) по теме
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Вокально-хоровая работа в школьной вокальной студии «Музыкальная капель» МОУ СОШ №2
(мастер-класс учителя музыки Сергеевой Е.Н.)
1.Организация студии
(звучит песня «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались»)
В 2005г в МОУ СОШ №2 создана вокальная студия «Музыкальная капель», в которой сегодня занимаются 25 учащихся с 1 по 10 классы в возрасте от 7 до 17 лет. В студию приходят дети, которые сами стремятся научиться красиво и грамотно петь. При этом дети не только разного возраста, но и имеют разные стартовые способности. Условиями отбора детей в вокальную студию являются: их желание заниматься именно этим видом искусства и способность к систематическим занятиям, поэтому в студию принимаются все желающие, несмотря на музыкальные и вокальные способности. В процессе занятий возможен естественный отбор детей, способных заниматься пением.
Сегодня уже доказано, что вокальные данные ребёнка зависят от среды, в которой он воспитывается (поющая семья, звучащая в доме музыка, систематические занятия в образовательных детских учреждениях итд).
С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, тянутся к творчеству. Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребенка, сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству.
Задачи вокальной студии
- Формирование устойчивого интереса к пению
- Обучение выразительному пению
- Обучение певческим навыкам
- Развитие слуха и голоса детей
- Формирование голосового аппарата.
- Развитие музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувства ритма
- Сохранение и укрепление здоровья детей
- Приобщение к концертной деятельности (участие в школьных концертах и мероприятиях, конкурсах и фестивалях детского творчества).
Младшая группа – первый год обучения – это дети 7- 9 лет, средняя группа – второй год обучения – дети 10–13 лет, старшая группа – 14–17лет.
Занятия 2 раза в неделю по 2 академических часа. Всего в году – 72 занятия, 144 часа.
Каждое занятие строится по схеме:
– дыхательная гимнастика;
– речевые упражнения;
– распевание;
– работа над произведением;
– анализ занятия;
– задание на дом.
На первом занятии детей необходимо прослушать. Для этого можно попросить исполнить знакомую песню (лучше акапелла, чтобы ребёнок запел в удобной для него тесситуре, а потом можно поддержать его аккомпанементом). На вводном занятии рассказывается о работе студии, строении голосового аппарата, об охране певческого голоса.
Начинать вокальные занятия следует с ПЕВЧЕСКОЙ УСТАНОВКИ.
(учащиеся читают хором стихи Л.Абелян)
Если хочешь сидя петь, не садись ты как медведь.
Спину выпрями скорей, ноги вместе поставь смелей.
Руки, плечи – всё свободно, петь приятно и удобно!
Если хочешь стоя петь, головою не вертеть.
Встань спокойно, подтянись и легонько улыбнись.
Руки, плечи – всё свободно, петь приятно и удобно!
Во время пения стоять надо прямо, ноги слегка расставлены (для хорошей опоры), руки свободно опущены вдоль тела. Взгляд направлен вперёд.
Речевые игры и упражнения: «язык играет в футбол», «надуваем щёки», «играем в машинку». Работа со скороговорками.
ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ: формировать правильное певческое дыхание – нижнерёберное-диафрагмальное. Упражнения: «вдыхай аромат маминых духов», «паровоз».
РАСПЕВКА: Распевка выполняет несколько функций: физиологическая подготовка певческого аппарата к работе (дыхание, артикуляция, слуховой контроль) и психологическая подготовка исполнителя к пению. младшая группа - «у кота-воркота», «я иду по ступенькам вниз (вверх)», «ехал Грека», «игра в гостей» (начало акапелла), канон (начало полифонии).
РАБОТА НАД ПЕСНЕЙ: показ песни, разучивание по фразам, работа над дикцией, звуковедением, художественным образом. В младшей группе в репертуаре должны преобладать произведения с ярким художественным образом, а так же для развития ритмического слуха полезно использовать танцевальные движения. Вначале занятий с младшими школьниками не следует использовать фонограмму, так как им ещё трудно держать темп и контролировать одновременно своё пение и звучание фонограммы. При работе с детьми главным приёмом является приём подражания и игровые методы обучения.
(выступление младшей группы)
Работа с солистами: даёт возможность поработать индивидуально с каждым учащимся студии. Конечно, в нашем коллективе уже есть свои «звёздочки».
(песня «Школа» в исполнении Крицкой Саши)
Репертуар. Песенный репертуар подобран с учетом тематических праздников и других мероприятий по совместному плану воспитательной направленности общеобразовательной школы.
Это песни современных композиторов и известных исполнителей, детские песни, бардовские, музыкальные сказки, народные песнопения. Сегодня фонограммы можно скачать с интернета, заказать в фирмах и студиях. В этом учебном году мы завязали дружбу с ейским поэтом – Мацояном Арсеном Григорьевичем и исполнили два его произведения на творческом вечере литературного объединения.
Выступления – главный стимул для занятия вокалом. Умение держаться на сцене, справляться с собственным волнением, передавать свои переживания во время исполнения – это те важные аспекты выступления, которые ребятам пригодятся в жизни. А многие дети уже «заражены» сценой и получают от выступления огромный положительный заряд и эмоциональное наслаждение.
(дуэт «Полёт»)
При работе с детьми главная заповедь – НЕ НАВРЕДИ!!!
Когда дети приходят в 1 класс, очень трудно отучить их не кричать, а петь, так как ещё во многих детских садах главным критерием красивого пения является крикливое пение.
У детей младшего школьного возраста быстро наступает усталость, что способствует снижению внимания. Они способны сосредоточиться лишь на том, что им интересно или нравиться. На занятии необходимо применять и чередовать различные виды деятельности. Обязательным элементом здоровьесберегающей организации занятия в соответствии с современными требованиями являются физкультминутки. Физминутки проводятся через 20 минут от начала урока.
(«если нравится тебе, то делай так»)
Занимаясь систематически вокалом, у детей вырабатываются определенные вокально - хоровые и творческие навыки, а главное, занятия вокалом способствуют улучшению работы сердечно - сосудистой системы, снижению риска развития хронических заболеваний дыхательных путей. Одной из основных задач занятий вокалом - снимать нервно- психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоционально- энергетический тонус учащихся. Немаловажным здесь также является создание доброжелательной атмосферы во время занятий и в коллективе в целом. Помощником здесь становиться – УЛЫБКА! (улыбкотерапия) и ситуация успеха!
В улыбающемся учителе дети видят друга, и учиться им нравиться намного больше. Если ребёнок поёт и улыбается, то за счёт этого звук становится светлым, чистым и свободным. Улыбка помогает и формированию красивого звука «а». Ощущение радости наполняет весь организм ребенка, уголки губ слегка приподнимаются, и создается мягкий, округлённый звук «а». В результате постоянной тренировки улыбки - улыбка внешняя становиться улыбкой внутренней, и младший школьник уже с ней смотрит на мир и на людей.
В основу разработки программы «Вокальная студия «Музыкальная капель» положены технологии, ориентированные на формирование общекультурных компетенций обучающихся:
- технология развивающего обучения;
- технология индивидуализации обучения;
- личностно-ориентированная технология;
- компетентностного и деятельностного подхода.
К концу первого года обучения дети должны
знать/понимать:
• строение артикуляционного аппарата;
• особенности и возможности певческого голоса;
• гигиену певческого голоса;
• понимать по требованию педагога слова – петь «мягко, нежно, легко»;
уметь:
• правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
• петь короткие фразы на одном дыхании;
• в подвижных песнях делать быстрый вдох;
• петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;
• петь легким звуком, без напряжения;
• на звуке ля первой октавы правильно показать самое красивое индивидуальное
звучание своего голоса, ясно выговаривая слова песни;
• к концу года спеть выразительно, осмысленно, в спокойном темпе хотя бы фразу с ярко выраженной конкретной тематикой игрового характера.
К концу второго года обучения дети должны
знать/понимать:
• соблюдать певческую установку;
• жанры вокальной музыки;
уметь:
• правильно дышать, делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
• точно повторить заданный звук;
• в подвижных песнях делать быстрый вдох;
• правильно показать самое красивое индивидуальное звучание своего голоса;
• петь чисто и слаженно в унисон;
• петь без сопровождения отдельные попевки и отрывки из песен;
• дать критическую оценку своему исполнению;
• принимать активное участие в творческой жизни вокальной студии.
К концу третьего года обучения дети должны
знать/понимать:
• основные типы голосов;
• жанры вокальной музыки;
• типы дыхания;
• поведение певца до выхода на сцену и во время концерта;
• реабилитация при простудных заболеваниях;
•образцы вокальной музыки русских, зарубежных композиторов, народное творчество;
уметь:
• петь достаточно чистым по качеству звуком, легко, мягко, непринужденно;
• петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы;
•импровизировать и сочинять мелодии на заданные интонации, темы, мелодико-ритмические модели, стихотворные тексты.
К концу третьего года обучения более ярко проявляются творческие способности каждого обучающегося. Владение различными вокальными, техническими средствами, разнообразный репертуар, большой объем сценической практики позволяют детям лучше реализовать свой потенциал. Обучающиеся приносят на занятие новые вокальные произведения, находят новые жесты, движения, драматургические решения. Дети этого года принимают активное участие во всех концертах, конкурсах.
Некоторые учащиеся с яркими вокальными способностями планируют продолжение обучения вокальному мастерству в училище искусств, и в музыкальном училище на вокальном отделении.
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ: Учащиеся вокальной студии «Музыкальная капель» за 2010-2011 учебный год стали участниками многих школьных мероприятий и праздников: День Учителя, День Матери, Новогодние утренники, выступления перед ветеранами, 23 февраля, 8 марта; городских: выступление на выборах (главы Ейского района), зональный и районный конкурс «Отчизны верные сыны», выступление на юбилее творческого литературного объединения «Кубань» (исполнение песен ейского поэта А.Мацояна), «Рождественский калейдоскоп» (выступление в ДЮЦ). Выступления студии освящаются в периодической печати и по местному телевидению.
В 2011 году 1 место на зональном этапе 5 районного смотра-конкурса инсценированной военно-патриотической песни «Отчизны верные сыны»
В 2011 году 3 место в финале 5 районного смотра-конкурса инсценированной военно-патриотической песни «Отчизны верные сыны» в номинации «Солдаты Победы»
Сергеева Е.Н. – лауреат 1 открытого городского фестиваля «Отчизны верные сыны»; участник краевого фестиваля-конкурса военно-патриотической песни «Нам долг и честь завещаны отцами» (г.Тимашевск); диплом 1 степени конкурса солдатской песни «Виктория-2010»; диплом 2 степени конкурса солдатской песни «Виктория-2011»;
Обобщён опыт «Формирование певческой культуры ребёнка в условиях системы работы общеобразовательной школы»(2002 год); ведётся папка по самообразованию «Вокальная работа с детьми»
Болящий дух врачует песнопенье.
Гармонии таинственная власть
Тяжёлые искупит заблужденья
И укротит бунтующую страсть.
Душа певца согласно излитая,
Разрешена от всех своих скорбей;
И чистоту поэзия святая
И мир отдаст причастнице своей.
(Е.Баратынский)
(песня «Милая моя»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВОКАЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
1. Упражнения на дыхание. 2. Упражнения на формирование мягкого округлого звука и плавного звуковедения.3. Упражнения на развитие четкой, ясной дикции и артикуляции....
Формирование правильных вокальных навыков на начальном этапе работы с детским вокальным коллективом.
Формирование правильных вокальных навыков на начальном этапе работы с детским вокальным коллективом.Практические рекомендации...
Вокальная работа с детьми школьного возраста
Пение не только развивает ребенка музыкально, но благотворно сказывается на физическом состоянии поющих. Пение не только доставляет поющему удовольствие, но также упражняет и развивает его с...
Вокальная работа с детьми школьного возраста.
Пение не только развивает ребенка музыкально, но благотворно сказывается на физическом состоянии поющих. Пение не только доставляет поющему удовольствие, но также упражняет и развивает его с...
О работе над формированием правильных вокальных навыков на начальном этапе работы с детским вокальным коллективом в МБУ ДО «Старокулаткинская ДШИ»
Никто уже не спорит, что учить считать и читать ребенка нужно еще до школы, но немногие убеждены в необходимости раннего музыкального развития. Чаще всего музыкальные занятия, проводимые в детских сад...
Особенности вокальной работы с детьми младшего и среднего школьного возраста
В младшем т среднем возрасте основой и базой для развития детей является игра. Игра -это фундамент для вокального творчества и развития внутреннего мира ребенка. Эмоции -это язык нашего внутреннего ми...