Открытый урок в 5 классе Образы борьбы и победы в искусстве
план-конспект урока по музыке (5 класс) по теме
Тип урока: урок сообщение и усвоение новых знаний
Цель урока: (для учителя):Познакомить с жизнью и творческим процессом сочинения музыки Л. Бетховена
Планируемый результат (для учащихся):
Научить анализировать и обобщать многообразие связей музыки и скульптуры . Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении. Углублять понимание музыкального искусства и его проникновение в жизнь человека. Сравнивать образ преодоления победы, торжества, выраженный в скульптуре Микеланджело и музыке Л.Бетховена. Формировать мыслительную деятельность учащихся.
Задачи урока:
Воспитывающая: воспитывать целеустремленность, стремление преодолевать трудности в разных жизненных ситуациях
Развивающая: развивать умение проводить интонационно образный анализ музыки. Симфония № 5 (фрагменты). Л. Бетховен
Обучающая:: научить понимать особенности трактовки драматической музыки на примере симфоний Л. Бетховена
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_v_5_klasse_obraz_borby_i_pobedy_v_iskusstve.docx | 27.73 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Схема плана урока
На основе системно-деятельностного метода обучения
Тема урока: Образ борьбы и победы в искусстве. (5-й класс, Сергеева, Критская)
Тип урока: урок сообщение и усвоение новых знаний
Цель урока: (для учителя):Познакомить с жизнью и творческим процессом сочинения музыки Л. Бетховена
Планируемый результат (для учащихся):
Научить анализировать и обобщать многообразие связей музыки и скульптуры . Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении. Углублять понимание музыкального искусства и его проникновение в жизнь человека. Сравнивать образ преодоления победы, торжества, выраженный в скульптуре Микеланджело и музыке Л.Бетховена. Формировать мыслительную деятельность учащихся.
Задачи урока:
Воспитывающая: воспитывать целеустремленность, стремление преодолевать трудности в разных жизненных ситуациях
Развивающая: развивать умение проводить интонационно образный анализ музыки. Симфония № 5 (фрагменты). Л. Бетховен
Обучающая:: научить понимать особенности трактовки драматической музыки на примере симфоний Л. Бетховена
Название технологических этапов урока, их содержания | Конспект урока |
Данный этап процесса обучения предполагает осознание вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. На данном этапе учителем организуется для учащихся мотивирование к учебной деятельности (определение целей и задач, которых учащиеся могут достичь на данном этапе урока , описание методов организации учебной деятельности):
| Исполнение песни «Добрый день» M. Дубравин Вопрос: Ребята, какие чувства вызывает у вас эта песня? С каким настроением вы шли сегодня в школу? Всегда ли у вас такое настроение? А с чем это связано? (ответы учащихся) Задание: Какие чувства вызывает данное изображение. Показ контрастных слайдов. Действительно, в нашей жизни происходит много разных событий: хороших и плохих, весёлых и грустных. Человек, чья работа связана с творчеством, может довериться искусству полностью. Оно, будь то музыка, литература или ИЗО, не обманет, не предаст. Даже не зная биографии автора, всматриваясь в картину, вслушиваясь в музыкальные интонации, можно определить линию его жизни. Давайте послушаем эти произведения. Представим, что эти цветы- люди. 4.Показ картин. 1.М.Нестеров «Физиолог Павлов». Фрагмент «Цветок на столе». 1935г. 2.М.Нестеров «Е.С.Кругликова».Фрагмент «Ваза с цветком».1938г. 5.Задание. Определите линию жизни цветов (краски,тона, пол, дом). 1-й цветок- жизнь благополучная, 2-й- одинокий, страдающий. Как поведут себя эти 2 человека-цветка, если услышат вот такой стук? (ритмический рисунок темы судьбы). 1-й цветок спрячется, второму прятаться некуда- у него нет дома. |
На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения: Данный этап включает следующие шаги:
| Поскольку у нас урок музыки, попробуем стук перевести в звуки музыкальные. Наиграть начало «Симфонии №5» Л.Бетховена. Вопросы: 1.Каковы ваши ощущения? Спрятаться не хотелось? 2.С каким известием так могут постучаться к человеку? 3.Когда у человека происходит одно несчастье за другим, как обычно говорят? (Такая у него судьба!). Давайте послушаем слово судьба. Какое оно? (Тяжёлое, тёмное). Послушайте, как однажды судьба постучала в двери дома одного из величайших немецких композиторов Людвига Бетховена, жившего более 200 лет тому назад. Показ слайда с изображением памятника композитору Л.Бетховену Слушание:«Симфония №5» I часть Какая жизнь была у Л.Бетховена? (ответы учащихся) Действительно в годы написания симфонии Бетховен стал абсолютно глухим , однако композитор преодолевает удары судьбы. В ответ на её вызов он бросается в битву со всей силой своего могучего духа и действительно берёт, по его собственному выражению «судьбу за глотку», создавая одно за другим произведения, полные волевого порыва радости жизни и веры в светлые идеалы. Героические образы музыки Л. Бетховена часто сравнивают со скульптурными и живописными образам итальянского художника Микеланджило , с греческой скульптурой Ники Самофракийской – богини победы. Показ слайдов. Задание: Сравните образ преодоления , победы, торжества, выраженных в скульптурах и в симфонической музыке Л.Бетховена. Что в них общего? Ответы уч-ся. |
На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Аттестуемый анализирует и доказывает выбор соответствующих методов и содержания учебных заданий для выявления учащимися места и причины затруднения. Основные методы мотивации для создания успешной ситуации. Для этого учитель учит учащихся:
| Творческое задание: «Аналогия цвета и музыки» Итоги задания : Стремление к победе и веры в светлые идеалы. |
Аттестуемый демонстрирует методику организации проектной деятельности. На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме (фронтально, в группе, в паре) обдумывают проект будущих учебных действий по алгоритму:
Этим процессом руководит учитель: на первых порах при помощи подводящего диалога, а затем – побуждающего, затем с помощью исследовательских методов. | А сейчас мы познакомимся с известным искусствоведом М. Казиника и посмотрим фрагмент его передачи «Эффект Бетховена» Высказывание учащихся о просмотренном . |
Аттестуемый описывает формы и методы организации контроля и корректировки деятельности учащихся в рамках реализации построения проекта. На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта:
| Показ слайдов, с памятниками защитников отечества. Как музыка Л. Бетховена связана с ними? Работа в группах. |
На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания в новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух. Аттестуемый демонстрирует форму организаций учебной деятельности, выбор заданий с целью закрепления новых знаний с использованием алгоритма решения. | Чтение стихотворения. Р.Рождественский «Бетховен». Где брал он эти сумрачные звуки сквозь плотную завесу темноты? Соединенье нежности и муки, ложащееся в нотные листы. Касаясь верных клавиш лапой львиной, и встряхивая гривою густой. Играя, не слыша ноты ни единой, глухою ночью в комнате пустой. Текли часы и оплывали свечи, шло мужество наперекор судьбе. А он всю совесть муки человечьей рассказывал лишь самому себе. И убеждал себя и верил властно, что и для тех, кто в мире одинок Есть некий свет, рождённый не напрасно. А музыка- бессмертия залог! Давайте посмотрим, чем же закончилась борьба Бетховена с судьбой? |
При проведении данного типа используется индивидуальная форма работы: Учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагового оценивания с эталоном. Организуется рефлексия реализации построенного проекта учебных действий. Организуется для учащихся ситуации успешности. Аттестуемый демонстрирует и обосновывает задания, формы контроля и оценки самостоятельной работы. | Повторное слушание 1 части «Симфонии №5» Ответы учащихся. Да, мы слышим здесь настойчивое стремление к свету, но стремление это не простое, а напряжённое, мучительно трудная борьба за свет. Солнце у Бетховена- свет, дарящий радость достигнутой победы. Бетховен, чья жизнь была вовсе лишена радости, как-то в отчаянии воскликнул: «О, судьба, дай мне хоть один день чистой радости!», сам дал человечеству своим искусством бездну радости на много веков вперёд! В жизни мы все должны стремиться к радости, ведь радость- это прекрасно! |
Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала (базовый уровень), в том числе и как промежуточный шаг, для введения в последующем обучении новых способов действий (повышенный уровень). Аттестуемый в рамках этого этапа демонстрирует качество усвоения нового знания учащихся, обосновывает выбор и цель учебных заданий. | Исполнение. «Прекрасное далёко». |
На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке. Организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности (цель обучения , способы достижения цели, результат) Аттестуемый демонстрирует эффективные способы самооценки и самоконтроля учебной деятельности | Жизнь ваша, ребята, только начинается и у каждого будет своя линия жизни. Будет немало трудностей, преград. И хочется чтобы вы помнили всегда, что только прекрасное (указать на эпиграф) живёт долго. Пусть в вашей жизни будет место только прекрасным поступкам, музыке, людям, книгам и многому другому. Несите по жизни только добро и счастье. Исполнение «Дорога добра». |
Д/З
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме:"Образы борьбы и победы в искусстве"
Урок расскрывает образный строй одной из самых знаменитых симфоний мировой музыкальной культуры-Симфонии №5 Л. Бетховена.Данный урок помогает проследить за творческим процессом сочинения музыки композ...
Разработка урока музыки на тему "Образы борьбы и победы в искусстве" 7 класс
Урок обобщения и систематизации знаний знаний и способов действий....
Интегрированный урок музыки и ИЗО в 5 классе "Образы борьбы и победы и специфика их отражения в музыке и изобразительном искусстве"
В материале представлены технологическая карта урока с описанием целей, планируемых результатов, формируемых УУД, технологии проведения, конспект и презентацию к уроку....
Пути повышения качества знаний на уроках музыки. Урок в 5 классе: "Образы борьбы и победы в искусстве"
Даннный урок содержит игровые приёмы с дифференцированным подходом, который позволяет повысить качество знаний учащихся, через проявление интереса к теме урока. Также учащиеся имеют возможнность прояв...
Конспект урока музыки в 5 классе "Образы борьбы и победы в искусстве
Тема: Образы борьбы и победы в искусстве....
УРОК МУЗЫКИ В 5 КЛАССЕ "ОБРАЗЫ БОРЬБЫ И ПОБЕДЫ В ИСКУССТВЕ"
Данный материал стал призером Конкурса методических разработок "Методическая копилка", проведенного Учебно-методическим центром г. Чехов (Московская область) в 2019 году.Урок музыки в 5 клас...
Технологическая карта урока в 5 классе "Образы борьбы и победы в искусстве « О, душа моя, ныне Бетховен с тобой"
осмысление способности искусства влиять на человека, заставлять бороться и побеждать на примере симфонии № 5 Бетховена...