Открытый урок в 5 классе Образы борьбы и победы в искусстве
план-конспект урока по музыке (5 класс) по теме

Надтока Ольга Анатольевна

Тип урока: урок сообщение и усвоение новых знаний

Цель урока: (для учителя):Познакомить  с жизнью и творческим процессом сочинения музыки  Л. Бетховена

Планируемый результат (для учащихся):

Научить анализировать и обобщать многообразие связей музыки и скульптуры . Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении.  Углублять понимание  музыкального искусства и его проникновение в жизнь человека. Сравнивать образ преодоления победы, торжества, выраженный в скульптуре Микеланджело и музыке Л.Бетховена.   Формировать мыслительную деятельность учащихся.

Задачи урока:

Воспитывающая: воспитывать целеустремленность, стремление преодолевать трудности в разных жизненных ситуациях

Развивающая: развивать умение проводить интонационно образный анализ музыки.    Симфония № 5 (фрагменты). Л. Бетховен

Обучающая:: научить понимать особенности трактовки драматической музыки на примере симфоний  Л. Бетховена

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Схема плана урока

На основе системно-деятельностного  метода обучения

Тема урока:   Образ борьбы и победы в искусстве. (5-й класс, Сергеева, Критская)

Тип урока: урок сообщение и усвоение новых знаний

Цель урока: (для учителя):Познакомить  с жизнью и творческим процессом сочинения музыки  Л. Бетховена

Планируемый результат (для учащихся):

Научить анализировать и обобщать многообразие связей музыки и скульптуры . Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении.  Углублять понимание  музыкального искусства и его проникновение в жизнь человека. Сравнивать образ преодоления победы, торжества, выраженный в скульптуре Микеланджело и музыке Л.Бетховена.   Формировать мыслительную деятельность учащихся.

Задачи урока:

Воспитывающая: воспитывать целеустремленность, стремление преодолевать трудности в разных жизненных ситуациях

Развивающая: развивать умение проводить интонационно образный анализ музыки.         Симфония № 5 (фрагменты). Л. Бетховен

Обучающая:: научить понимать особенности трактовки драматической музыки на примере симфоний  Л. Бетховена

Описание хода урока

Название  технологических этапов урока, их  содержания

Конспект урока

  1. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности:

Данный этап процесса обучения  предполагает осознание вхождение учащегося в  пространство  учебной деятельности на уроке. На данном этапе  учителем организуется для учащихся  мотивирование к учебной деятельности (определение целей и задач, которых учащиеся  могут достичь на данном этапе урока , описание методов  организации учебной деятельности):

  • Актуализация требований  к нему со стороны учебной деятельности (надо):
  • Создаются условия для возникновения  внутренней потребности включения в учебную деятельность (хочу);
  • Устанавливаются тематические рамки (могу).

Исполнение песни «Добрый день» M. Дубравин

Вопрос: Ребята, какие чувства вызывает у вас эта песня?

С каким настроением вы шли сегодня в школу?

Всегда ли у вас такое настроение?

А с чем это связано? (ответы учащихся)

Задание: Какие чувства вызывает данное изображение.

Показ контрастных слайдов.

Действительно, в нашей жизни происходит много разных событий:

хороших и плохих, весёлых и грустных.

Человек, чья работа связана с творчеством, может довериться искусству полностью. Оно, будь то музыка, литература или ИЗО, не обманет, не предаст. Даже не зная биографии автора, всматриваясь в картину, вслушиваясь в музыкальные интонации, можно определить линию его жизни.                                                                                                                        Давайте послушаем эти произведения. Представим, что эти цветы- люди.

4.Показ картин.

1.М.Нестеров «Физиолог Павлов». Фрагмент «Цветок на столе». 1935г.

2.М.Нестеров «Е.С.Кругликова».Фрагмент «Ваза с цветком».1938г.

5.Задание.

Определите линию жизни цветов (краски,тона, пол, дом).

1-й цветок- жизнь благополучная, 2-й- одинокий, страдающий.

Как поведут себя эти 2 человека-цветка, если услышат вот такой стук? (ритмический рисунок темы судьбы).

1-й цветок спрячется, второму прятаться некуда- у него нет дома.

  1. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения:

На данном этапе  организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного  учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения:

Данный этап включает следующие шаги:

  • Актуализацию изученных способов  действий, достаточных для построения нового знания, их обобщения  и знаковую фиксация;
  • Актуализацию соответствующих мыслительных операций  и познавательных процессов;
  • Мотивацию к пробному  учебному действию (надо-могу-хочу) и его самостоятельное  осуществление
  • Фиксацию индивидуальных затруднений  в выполнении  пробного  учебного действия или его обоснования. Аттестуемый обосновывает выбор заданий и логическую  связь между  ними на основании методики  обучения данному предмету  на каждом шаге  данного этапа

Поскольку у нас урок музыки, попробуем стук перевести в звуки музыкальные.

Наиграть начало «Симфонии №5» Л.Бетховена.

Вопросы:

1.Каковы ваши ощущения? Спрятаться не хотелось?

2.С каким известием так могут постучаться к человеку?

3.Когда у человека происходит одно несчастье за другим, как обычно говорят? (Такая у него судьба!).

Давайте послушаем слово судьба. Какое оно? (Тяжёлое, тёмное).

Послушайте, как однажды судьба постучала в двери дома одного из величайших немецких композиторов Людвига Бетховена, жившего более 200 лет тому назад.

Показ слайда с изображением памятника композитору Л.Бетховену

Слушание:«Симфония №5» I часть

Какая жизнь была у Л.Бетховена? (ответы учащихся)

Действительно в годы написания симфонии Бетховен стал абсолютно глухим , однако композитор преодолевает удары судьбы. В ответ на её вызов он бросается в битву  со всей силой своего могучего духа и действительно берёт, по его собственному выражению «судьбу за глотку», создавая одно за другим произведения, полные волевого порыва радости жизни и веры в светлые идеалы.

Героические образы музыки Л.  Бетховена часто сравнивают со скульптурными  и живописными образам итальянского художника Микеланджило , с греческой скульптурой Ники Самофракийской – богини победы.

Показ слайдов.

Задание:  Сравните образ преодоления , победы, торжества, выраженных в скульптурах и в симфонической музыке Л.Бетховена. Что в них общего?

Ответы уч-ся.

  1. Выявление  места и причины затруднения.

На данном этапе учитель организует выявление учащимися  места и причины затруднения.

Аттестуемый анализирует и доказывает выбор соответствующих  методов и содержания учебных заданий для  выявления  учащимися места  и причины затруднения.

Основные методы мотивации  для создания успешной ситуации.  Для этого учитель учит учащихся:

  • Восстанавливать выполненные операции  и фиксировать (вербально или знаково) мето-шаг, операцию, где  возникло затруднение;
  • Соотносить  свои действия с используемым  способом действия (алгоритм, понятием и т.д.) на этой основе выявить  и зафиксировать  во внешней речи  причину затруднения – те конкретные задачи, умения  или способности, которых не  достается  для решения  исходной задачи.

Творческое задание: «Аналогия цвета и музыки»

Итоги задания : Стремление к победе и веры в светлые идеалы.

  1. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство)

Аттестуемый демонстрирует  методику организации проектной деятельности. На данном этапе учащиеся в  коммуникативной форме (фронтально, в группе, в паре) обдумывают проект будущих учебных действий  по алгоритму:

  • Ставят цель (целью всегда является  устранение  возникшего затруднения)
  • Согласовывают тему урока
  • Строят план достижения цели
  • Определяют средства – алгоритмы, модели

Этим процессом руководит учитель: на первых порах при помощи подводящего диалога, а затем – побуждающего, затем  с помощью исследовательских методов.

А сейчас  мы  познакомимся с известным искусствоведом  М. Казиника и посмотрим фрагмент его передачи «Эффект Бетховена»

Высказывание учащихся о просмотренном .

  1. Реализация  построения проекта

Аттестуемый  описывает формы и методы организации контроля и корректировки деятельности учащихся  в рамках реализации  построения проекта.

На данном этапе  осуществляется реализация построенного проекта:

  • Обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися
  • Выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково
  • Построенные способ действия  используется для  решения  сходной задачи, вызвавшей затруднения.

Показ  слайдов, с памятниками защитников отечества.

Как музыка Л. Бетховена  связана с ними?

Работа в группах.

  1. Первичное закрепление  с проговариванием во внешней речи

На данном этапе  учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания в новый  способ действий с проговариванием  алгоритма решения  вслух.

Аттестуемый демонстрирует  форму  организаций  учебной деятельности, выбор заданий  с целью закрепления новых знаний  с использованием алгоритма решения.

Чтение стихотворения. Р.Рождественский «Бетховен».

Где брал он эти сумрачные звуки сквозь плотную завесу темноты? Соединенье нежности и муки, ложащееся в нотные листы.  

Касаясь верных клавиш лапой львиной, и  встряхивая гривою густой.      Играя, не слыша ноты ни единой, глухою ночью в комнате пустой.

Текли часы и оплывали свечи, шло мужество наперекор судьбе.                                               А он всю совесть муки человечьей рассказывал лишь самому себе.  

И убеждал себя и верил властно, что и для тех, кто в мире одинок                Есть некий свет, рождённый не напрасно. А музыка- бессмертия залог!

Давайте посмотрим, чем же закончилась борьба Бетховена с судьбой?

  1. Самостоятельная работа  с самопроверкой по эталону.  

При проведении данного  типа используется  индивидуальная форма работы:

Учащиеся  самостоятельно  выполняют задания нового  типа  и осуществляют  их самопроверку, пошагового оценивания  с эталоном.  Организуется рефлексия реализации  построенного проекта  учебных действий. Организуется для  учащихся  ситуации успешности.

Аттестуемый демонстрирует и обосновывает задания, формы контроля и оценки  самостоятельной работы.

Повторное слушание 1 части «Симфонии №5»

Ответы учащихся.

Да, мы слышим здесь настойчивое стремление к свету, но стремление это не простое, а напряжённое, мучительно трудная борьба за свет. Солнце у Бетховена- свет, дарящий радость достигнутой победы. Бетховен, чья жизнь была вовсе лишена радости, как-то в отчаянии воскликнул: «О, судьба, дай мне хоть один день чистой радости!», сам дал человечеству своим искусством бездну радости на много веков вперёд! В жизни мы все должны стремиться к радости, ведь радость- это прекрасно!

  1. Включение в систему заданий повторения

Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется  использование  изученного ранее  материала (базовый уровень), в том числе и как  промежуточный шаг, для введения  в последующем обучении  новых способов действий (повышенный уровень).

Аттестуемый в рамках этого этапа  демонстрирует качество усвоения нового знания учащихся, обосновывает выбор и цель учебных заданий.

Исполнение. «Прекрасное далёко».

  1. Рефлексия  учебной деятельности на уроке.

На данном этапе  фиксируется  новое содержание, изученное на уроке. Организуется  рефлексия  и самооценка учениками  собственной  учебной деятельности (цель обучения , способы достижения  цели, результат)

Аттестуемый  демонстрирует  эффективные способы  самооценки и самоконтроля учебной деятельности

Жизнь ваша, ребята, только начинается и у каждого будет своя линия жизни. Будет немало трудностей, преград. И хочется чтобы вы помнили всегда, что только прекрасное (указать на эпиграф) живёт долго. Пусть в вашей жизни будет место только прекрасным поступкам, музыке, людям, книгам и многому другому. Несите по жизни только добро и счастье.

Исполнение «Дорога добра».

Д/З  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме:"Образы борьбы и победы в искусстве"

Урок расскрывает образный строй одной из самых знаменитых симфоний мировой музыкальной культуры-Симфонии №5 Л. Бетховена.Данный урок помогает проследить за творческим процессом сочинения музыки композ...

Разработка урока музыки на тему "Образы борьбы и победы в искусстве" 7 класс

Урок обобщения и систематизации знаний знаний и способов действий....

Интегрированный урок музыки и ИЗО в 5 классе "Образы борьбы и победы и специфика их отражения в музыке и изобразительном искусстве"

В материале представлены технологическая карта урока с описанием целей, планируемых результатов, формируемых УУД, технологии проведения,  конспект  и презентацию к уроку....

Пути повышения качества знаний на уроках музыки. Урок в 5 классе: "Образы борьбы и победы в искусстве"

Даннный урок содержит игровые приёмы с дифференцированным подходом, который позволяет повысить качество знаний учащихся, через проявление интереса к теме урока. Также учащиеся имеют возможнность прояв...

УРОК МУЗЫКИ В 5 КЛАССЕ "ОБРАЗЫ БОРЬБЫ И ПОБЕДЫ В ИСКУССТВЕ"

Данный материал стал призером Конкурса методических разработок "Методическая копилка", проведенного Учебно-методическим центром г. Чехов (Московская область) в 2019 году.Урок музыки в 5 клас...

Технологическая карта урока в 5 классе "Образы борьбы и победы в искусстве « О, душа моя, ныне Бетховен с тобой"

осмысление способности искусства влиять на человека, заставлять бороться и побеждать на примере симфонии № 5 Бетховена...