Коммуникативные аспекты музыки: музыкальная деятельность и музицирование
статья по музыке по теме
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Государственное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 507
Московского административного района
«Коммуникативные аспекты музыки: музыкальная
деятельность и музицирование»
(из опыта учителя музыки Абоевой Н.А.)
Музыка, как и язык, тесно связана с человеком и в этом смысле естественна так же, как естествен словесный язык. Вне музицирования, вне музыкальной деятельности и музыкальной среды так же немыслим, как и вне языка. Музыка, как язык, неотъемлема от социокультурного опыта человека. Как невозможно помешать ребенку освоить самую подвижную и информативную систему – словесный язык, так невозможно помешать ему освоить навыки естественного музицирования, и, прежде всего пения. Через привычку к пению и его восприятию музыка усваивается человеком как компонент и форма социокультурного опыта. Коммуникативный строй музыки выглядит как идеальная модель общения, язык-общение, где человек музицирующий – одновременно «адресант», «адресат» и «аудитория».
Важное и исключительное значение надо отдать песни и музыки для дальнейшего облагораживания характера ребенка и для стимулирования конкретных школьных предметов. Я убеждена в том, что музыка приносит и чистую радость, и практическую пользу. Песня – первая ступень образования, все остальное присоединяется к ней и передается через песню. Простейшее наслаждение и простейшая учеба оживают благодаря песне. Даже знание о вере и обычаях, передающееся из поколения в поколение, постигается через песню.
Особую радость младшие ученики нашей школы испытывают, когда музицируют на свирели. Именно духовые инструменты хорошо подходят детям, так как свирель не требует той меры координации движений пальцев и степени независимости левой и правой рук, которые нужны, например, для игры на рояле. Духовой инструмент создает непосредственную взаимосвязь дыхания, рта, тела, легких и мышц живота, столь важную для детских форм познания. Музицирование на свирели дает возможность движения во время игры. Можно ходить и играть и, со свойственным детям аналоговым восприятием, ощущать, как звуки опускаются через тело в ноги. «Я двигаюсь – и учусь!»
Да и в самой детской культуре заложен аргумент в пользу духовых инструментов. Детская игра неоднократно давала возможность документально подтвердить детское любопытство разного рода свистящим звукам. Мы и сами помним это по собственному детству: свист, дутье через соломинку, свистульки из стручков, свист в бутылку. Это все мы используем с ребятами на уроках и в музыкально-театральных постановках. Такой подход открывает возможность для множества путей, приводящих к единству ребенка и музыки. А для многих детей свирель оказалась тем первым и единственным инструментом, к которому им довелось прикоснуться за свою жизнь.
Положительный эффект от музыкальных занятий очевиден, если верно подобран музыкальный репертуар. Естественно, на уроках музыки нам необходимы Бах, Моцарт, Брамс, Шуман, Вивальди и Шопен. Мир стал бы беднее и бледнее без их шедевров. К сожалению, самое скромное место в программе по музыке отводится современным композиторам, Мне же представляется особенно важным, чтобы в процессе преподавания именно современной музыке уделялось внимания больше, чем это принято сегодня. Дети с присущей им способностью, фактически потребностью, выходить за определенные традициями рамки, должны почувствовать дыхание современности, в которой музыка не только утверждает и радует, но и потрясает, открывает нечто новое. Да, в программе существует стандартный репертуар, включающий песни, баллады и поп-музыку. Этот материал также отражает современную жизнь – в музыке и текстах, хотя и подходит к современности и модернизму с критериями, отличными от тех, которыми оперирует традиция «серьезной музыки». Дети порой лучше разбираются в этой музыке. И я убеждена, что в этом нет угрозы авторитету учителя. Наоборот этому рада, так как на уроках происходит музыкальный обмен в результате подлинного интереса.
Ежегодно в конце учебного года мы с ребятами проводим викторины, слуховые тесты, проводим «Музыкальные гостиные», уроки-концерты, обсуждаем и анализируем то, что узнали нового за год. Для себя я отметила важные результаты в музыкальном воспитании, в частности, следующее:
- общий рост творческих способностей;
- увеличение словарного запаса у первоклассников;
- улучшение навыков разговорной речи;
- укрепление мыслительной способности;
- хорошая мотивация к учебе от занятий в музыкальном театре;
- укрепление социальной интеллигентности, группового чувства и осознания самого
себя благодаря участию в классных, школьных концертах, участие в музыкальных
конкурсах и олимпиадах.
«Музыкальные проявления, пишет Э.Алексеев,- …сопутствующие человеку на самых разных этапах его истории, уже в силу этого оказываются причастны к становлению человеческой психики, и к формированию его мышления» /Алексеев Э. Раннефольклорное интонирование. М., 1986./
Вопрос о роли музыкального воспитания в школе очень важен. Например, в прежние времена христианство требовало отношения к музыке, как к ведущему школьному предмету. Христианство в духе Лютера. Пение псалмов должно было обратить ребенка к Богу. По мере приближения к ХХ столетию практическое использование школьных предметов становилось более важным требованием, в силу чего музыка отступала все дальше и дальше в тень. В рамках школьного воспитания, ориентированного на практическую пользу, важно понимать, что музыка как предмет полезна для обучения на всех уровнях, так как музыка – коммуникация, которая подключает, а не отключает. Нельзя пренебрегать основной пользой, которая приносит музыка, являющаяся глубочайшим источником человеческой радости, переживаний как основного ресурса более насыщенной цельной и творческой жизни. Большей пользы, чем создание платформы для появления, наполненных радостью, а потому более стойких человеческих жизней, не может быть ни от какого предмета.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические аспекты формирования коммуникативной компетенции через проектную деятельность на уроках русского языка
Проектная деятельность - возможный вид деятельности , позволяющий оценить знания учащихся и рувидеть творческий потенциал....
Сценарий музыкального развлечения для детей логопедической старшей группы по теме: «Восприятие музыки в различных видах музыкальной деятельности»
Предлагаю вашему вниманию сценарий, который я написала для методического объединения музыкальных руководителей детских садов г. Новосибирска. Сценарий наглядно показывает, как дети могут ориентировать...
Мастер - класс "Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку у дошкольников средствами театрально-музыкальной деятельности" (в рамках окружного семинара для музыкальных руководителей)
Повышение профессиональной компетентности педагогов в развитии эмоциональной сферы дошкольников....
Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства "Основы музицирования" по предмету "Коллективное музицирование" (3 года) 1 ступень
КОЛЛЕКТИВНОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ 1 ступень...
Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства "Основы музицирования" по предмету "Музыкальный инструмент" (фортепиано) (3 года)
Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства "Основы музицирования" по предмету "Музыкальный инструмент" (фортепиано) (3 года)...
Дополнительная общеобразовательная программа в области музыкального исполнительства "Музыкальный инструмент (фортепиано)", музицирование (ансамбль, подбор, чтение)
Данная программа предполагает достаточную свободу в выборе репертуара и предназначена для реализации на отделении музыкального исполнительства (фортепиано).Программа составлена на основании Федерально...