Мастер - класс "Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку у дошкольников средствами театрально-музыкальной деятельности" (в рамках окружного семинара для музыкальных руководителей)
материал на тему

Мирясова Татьяна Николаевна

Повышение профессиональной компетентности педагогов в развитии эмоциональной сферы дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_razvitie_emotsionalnoy_otzyvchivosti.docx22.16 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Мастер – класс «Развитие эмоциональной отзывчивости у дошкольников средствами музыкально -театрализованной деятельности

Мирясова Т.Н., музыкальный руководитель СП «Детский сад № 7ГБОУ СОШ № 30                   г. о. Сызрань»

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в развитии эмоциональной сферы дошкольников.

Задачи:

- Познакомить с методами и приемами проведения театрализованных игр.

- Повысить профессиональную компетентность педагогов в развитии эмоциональной отзывчивости дошкольников через игру-импровизацию.

Планируемый результат: мотивировать присутствующих на работу по развитию творческих способностей детей в театрализованной деятельности. Создание творческой атмосферы для участников мастер-класса.

План проведения мастер-класса

1.Вводная часть. Теоретическая.

 - Развитие эмоциональной сферы детей средствами музыкально-театрализованной деятельности.

- Роль педагога при организации театрализованной деятельности.

2.Основная часть. Практическая часть.

- Разбор комплексного упражнения для эмоционального настроя и внимания у детей.

- Этапы работы над образом персонажа.

  1. Пантомима – как средство разбора эмоциональной особенности каждого образа в театральной деятельности.
  2. Упражнение на мимику для выражения эмоций на лице
  3. Игры и упражнения для выражения эмоций с помощью голоса

- Релаксация как способ снятия эмоционального напряжения

- Развитие эмоциональной отзывчивости к музыке.

- Психологические упражнения для эмоционального настроя детского коллектива.

3.Заключительная часть.

- Подведение итогов.

- Просмотр видеозаписи с отрывком театральной постановки дошкольников «Аленький цветочек».

Ход мастер-класса

1.Теоретическая часть.

        Музыкально-театрализованная деятельность – самая эффективная форма музыкального воспитания, способствующая формированию творческой личности ребенка.

        На современном этапе дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, значительно обедняя свою чувственную сферу. Дошкольники стали менее отзывчивыми к чувствам других; возросла агрессия и, с другой стороны, равнодушие. Будущие первоклассники испытывают серьезные трудности в налаживании доброжелательных отношений с товарищами.

Учитывая это, задачей взрослых и педагогов является поиск деятельности для детей, которая могла бы стать наиболее эффективной и доступной для формирования коммуникативных способностей дошкольников.

    А театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей. Он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций. Если не научить ребенка грамотно общаться с детства, эта проблема будет сопровождать его всю жизнь.

       Я хочу представить вам музыкальный театр «Доброй сказки» нашего детского сада.

Но что такое театр, для чего он нужен нам можно узнать, только попав внутрь самого театра. И тогда вы прочувствуете все волшебство и сказочность театральной деятельности. Итак, кому же стоит быть артистом в нашем музыкальном театре? Взрослому – тогда дети будут лишь пассивно сопереживать героям сказки, а что если сами дети станут артистами? Что тогда изменится? Тогда это окажет влияние на каждого ребенка, который будет играть в нашем театре.

В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроения. Наконец, театрализованная игра является средством самовыражением и самореализации ребёнка.

2. Практическая часть. 

Развитие эмоциональной сферы детей средствами музыкально-театрализованной деятельности.

     А сейчас я покажу, как использовать разные формы музыкально – игровой деятельности для развития эмоциональной отзывчивости.

     Желающих поучаствовать в мастер-классе прошу выйти.

Сейчас я предлагаю вам оказаться в роли детей и немного поиграть.

Упражнение «У лукоморья». Оно включает гимнастические упражнения, дыхательную и артикуляционную гимнастику и упражнения для развития мелкой моторики и голоса.

Следующая игра «Крокодил», помогает детям в игровой форме понять эмоциональную особенность каждой роли или персонажа в театрализованной деятельности. Детям раздаются карточки с изображением персонажей и ключевых предметов по сюжету из известной сказки. В нашем случае – это сказка «Гуси лебеди». Задачей детей стоит эмоционально показать без звуков эти образы. (Гуси-лебеди – быстрые и серьезные, Баба Яга – злая и старая, Ваня – испуганный маленький мальчик, Алёнушка – расстроена и просит помощи, Печка - большая и добрая, Яблонька с большими ветками и т.д.) Предлагаю поиграть, а зрители в нашем зале попробуют угадать ваш образ.

Для развития мимики я использую упражнение «Морковка» как средство выражений эмоций на лице. Мы с вами можем исполнить это упражнение прямо на стульчиках.

Следующие упражнения направлены на развитие эмоций с помощью интонаций в голосе по методике профессора вокала Филиппа – Николя Мело. Его упражнения направлены на разрешение проблем с голосом.

«Звукорежиссер». Сделать из левой ладони «Ракушку» и приложить к левому уху – это будет наушник. Правую руку поднесите ко рту – она станет микрофоном. Мы с вами громко пропоем лиричную пенку «Во поле береза стояла». Это упражнение позволит услышать все недостатки нашего голоса.

Следующее упражнение «Кью - Икс» поможет, если звуки «застревают» в горле. Мы будем произносить слоги. На «Кью» - губы округляются, а на «Икс» - произносите с широкой улыбкой. После этого упражнения голосовые связки будут меньше утомляться.

Продолжаем нашу гимнастику для голоса упражнением «Качели». Спокойно дышите, надувая живот при каждом вдохе. Выдох должен быть с протяжным слогом. В данном случае на качелях у нас будет качаться корова. Медленно переносите  упор стопы с пятки на носок и обратно. Продолжить с закрытыми глазами. Это упражнение поможет обогатить ваш тембр.

А теперь поиграем в игру «Волшебный кубик». Вам предстоит сказать слово «Здравствуйте» с интонацией, которая бы подошла выражению лица на выпавшей картинке.

Во время занятий детям предлагается снять мышечное и эмоциональное напряжение с помощью упражнений на релаксацию «Дерево».

В развитии эмоциональной отзывчивости в музыке, и помощи детям прочувствовать музыкальный материал, предлагается «Нарисовать музыку», сначала одно произведение, потом добавляем второе третье и т.д. А после этого проводится викторина – путешествие по этим произведениям. Здесь подойдет игра «Путешествие капелек».

Для сплоченности и настроя детей использую настрой-речевку «Апельсин», а музыкальное упражнение «Добрая змейка» помогает им успокоиться и поверить в силу коллектива.

3.Заключительная часть.

Мое выступление подходит к концу, и хотелось бы поблагодарить всех, кто помог мне в реализации мастер-класса. Надеюсь, Вы получили не только удовольствие, но и положительный эмоциональный заряд.  Упражнений для театральной деятельности и эмоциональной отзывчивости существует огромное множество. Они бывают как индивидуальные, так и коллективные. Во время подготовки к сказке в нашем детском саду упражнения позволили каждому ребенку более полно раскрыть свои эмоциональные способности и возможности, с другой стороны – способствовали развитию его персональных качеств и способностей.  Детский театр расширяет кругозор детей как эмоционально, так и образно. Как правило, дети горды своими ролями, у них, получается, передать каждый образ после упражнений и игр очень эмоционально. Значит, работа педагога была ненапрасной.  Поэтому я буду рада, если данные упражнения пригодятся Вам на занятиях. И в завершении хотелось представить Вам результат моей работы – отрывок из сказки «Аленький цветочек» в исполнении детей подготовительной группы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние восприятия музыки на эмоциональную отзывчивость старших дошкольников

Проблема эмоционального развития ребенка принадлежит к числу важнейших и актуальных проблем в современном дошкольном воспитании. Процесс глобализации, экономические, политические, социальные преобразо...

«ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ВОСПРИЯТИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ НА МУЗЫКУ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

       Проект   «МУЗЫКАЛЬНАЯ ГОСТИНАЯ» является инструментарием для тех, кто стремится сделать общение детей с музыкальным искусством процессом удовольствия, радос...

Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку

Статья: "Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку."...

Развитие эмоциональной отзывчивости младших школьников в различных видах музыкальной деятельности на уроках музыки в начальной школе

Развитие эмоциональной отзывчивости младших школьников в различных видах музыкальной деятельности на уроках музыки в начальной школе...

Мастер – класс «Развитие эмоциональной отзывчивости у дошкольников средствами музыкально -театрализованной деятельности»

Мастер – класс «Развитие эмоциональной отзывчивости у дошкольников средствами музыкально -театрализованной деятельности»...