Дополнительная общеобразовательная программа в области музыкального исполнительства "Музыкальный инструмент (фортепиано)", музицирование (ансамбль, подбор, чтение)
рабочая программа по музыке (5 класс)
Данная программа предполагает достаточную свободу в выборе репертуара и предназначена для реализации на отделении музыкального исполнительства (фортепиано).
Программа составлена на основании Федерального закона РФ «Об образовании», Типового Положения об образовательных учреждениях дополнительного образования детей. Примерных требований к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Министерства образования и науки России от 11.12.2006 г. № 06-1844), санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.4. 1251-03, Устава МБУДО «ДШИ г. Макарова» Сахалинской области.
Актуальность представленной программы отражает академическую направленность репертуара, его разнообразие, дает для одного и того же класса разные по уровню трудности варианты программ (репертуарных комплексов), позволяющие учесть разные возможности учащихся.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Детская школа искусств г. Макарова» Сахалинской области
(МБУДО «ДШИ»)
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБУДО
«ДШИ г. Макарова»
____________ Н.А. Сталевская
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА
по учебному предмету
«МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ (фортепиано)»
«МУЗИЦИРОВАНИЕ (ансамбль, подбор, чтение)»
Срок реализации - 4 года (1-4 классы)
г. Макаров
2020г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА
«Музыкальный инструмент (фортепиано)»
СОСТАВЛЕНА на основании примерных программ, рекомендованных федеральным агентством по культуре и кинематографии научно - методическим центром по художественному образованию (Москва 2002-2006г.)
Одобрено школьным
методическим объединением
МБУДО «ДШИ»
«19» сентября 2020 г.
Разработчик: Арапова Светлана Витальевна, преподаватель музыкального отделения (фортепиано) МБУДО «ДШИ» г. Макарова Сахалинской области.
Рецензент: Петрова Марина Викторовна, преподаватель музыкального отделения (фортепиано) МБУДО «ДШИ» г. Макарова Сахалинской области.
Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
-направленность образовательной программы;
- на основании, каких документов составлена программа;
- новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;
- цель и задачи образовательной программы;
- отличительные особенности данной образовательной программы от существующих;
- возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы;
- сроки реализации образовательной программы;
- формы и режим занятий;
- принципы обучения;
- условия реализации программы;
- учебный план;
- ожидаемые результаты и способы их проверки;
- формы контроля, подведения итогов реализации образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, конференции, зачет, контрольный урок и т. д.);
- критерии оценки.
- Содержание изучаемого курса
- (краткое описание тем).
- Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы.
- формы занятий, планируемых по каждой теме или разделу;
- приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса, дидактический материал, техническое оснащение занятий;
- формы подведения итогов по теме или разделу.
- Список литературы.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа предполагает достаточную свободу в выборе репертуара и предназначена для реализации на отделении музыкального исполнительства (фортепиано).
Программа составлена на основании Федерального закона РФ «Об образовании», Типового Положения об образовательных учреждениях дополнительного образования детей. Примерных требований к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Министерства образования и науки России от 11.12.2006 г. № 06-1844), санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.4. 1251-03, Устава МБУДО «ДШИ г. Макарова» Сахалинской области.
Актуальность представленной программы отражает академическую направленность репертуара, его разнообразие, дает для одного и того же класса разные по уровню трудности варианты программ (репертуарных комплексов), позволяющие учесть разные возможности учащихся.
Цель образовательной программы
Целью учебного предмета является обеспечение развития творческих способностей и индивидуальности учащегося, овладение знаниями и представлениями о фортепианном исполнительстве, формирование практических умений и навыков игры на фортепиано, устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области музыкального искусства.
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, беседа, рассказ);
- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
- практический (освоение приемов игры на инструменте);
- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).
Задачами предмета
«Музыкальный инструмент (фортепиано)» являются:
- ознакомление детей с фортепиано, исполнительскими возможностями и разнообразием приемов игры;
- формирование навыков игры на музыкальном инструменте;
- приобретение знаний в области музыкальной грамоты;
- приобретение знаний в области истории музыкальной культуры;
- формирование понятий о музыкальных стилях и жанрах;
- оснащение системой знаний, умений и способов музыкальной деятельности, обеспечивающих в своей совокупности базу для дальнейшего самостоятельного общения с музыкой, музыкального самообразования и самовоспитания;
- воспитание у детей трудолюбия, усидчивости, терпения, дисциплины;
- воспитание стремления к практическому использованию знаний и умений, приобретенных на занятиях, в быту, в досуговой деятельности.
Отличительная особенность данной программы, в том, что преподаватели пытаются учесть реальные возможности большинства учащихся, при этом учитывая значительно возросшую нагрузку на детей в общеобразовательных школах, в связи с введением ФГОС, не снижая требований к качеству обучения и воспитания. Программа позволяет педагогам более дифференцированно осуществлять музыкальное развитие каждого ребенка. Помимо подготовки программы для публичного выступления в работе должны присутствовать произведения, изучаемые в порядке ознакомления для расширения музыкального кругозора, накопления репертуара и развития основного навыка, который должен приобрести учащийся за время обучения в детской музыкальной школе, - навыка разбора и чтения с листа. Именно в этой активной форме музицирования сможет проявить себя выпускник фортепианного отдела после окончания школы.
Возраст детей, приступающих к освоению программы, 7 – 12 лет. Предлагаемая программа рассчитана на четырехлетний срок обучения. Недельная нагрузка по предмету «Музыкальный инструмент (фортепиано)» составляет 2 часа в неделю, 66 - 68 часов в год. Академический час составляет 40 минут. В целях формирования навыков ансамблевого музицирования объем недельной нагрузки может быть увеличен. Продолжительность учебных занятий первого года обучения – 33 недели (дополнительные каникулы, во втором полугодии), со второго по четвертые годы обучения составляет 34 недели в год.
Сведения о затратах учебного времени
Вид учебной работы, нагрузки, аттестации | Затраты учебного времени | Всего часов | |||||||
Годы обучения | 1-й год | 2-й год | 3-й год | 4-й год | |||||
Полугодия | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
Количество недель | 16 | 17 | 16 | 18 | 16 | 18 | 16 | 18 | |
Аудиторные занятия | 32 | 34 | 32 | 36 | 32 | 36 | 32 | 36 | 270 |
Самостоятельная работа | 32 | 34 | 32 | 36 | 32 | 36 | 32 | 36 | 270 |
Максимальная учебная нагрузка | 64 | 68 | 64 | 72 | 64 | 72 | 64 | 72 | 540 |
Формы и режим занятий:
Занятия проходят в индивидуальной форме, возможно чередование индивидуальных и мелкогрупповых (от 2-х человек) занятий. Индивидуальная и мелкогрупповая формы занятий позволяют преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов. Эффективным способом музыкального развития детей является игра в ансамбле, в том числе, с педагогом, позволяющая совместными усилиями создавать художественно-осмысленные трактовки произведений, развивающая умение слушать друг друга, гармонический слух, формирующая навыки игры ритмично, синхронно. Ансамблевое музицирование доставляет большое удовольствие ученикам и позволяет им уже на первом этапе обучения почувствовать себя музыкантами. А позитивные эмоции всегда являются серьезным стимулом в индивидуальных занятиях музыкой.
Принципы обучения
- учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;
- комплексный подход к обучению;
- систематичность и последовательность;
- наглядность;
- уважение к ребенку, процессам и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью.
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Материально-техническое обеспечение: мебель, соответствующая требованиям СанПиН, стеллаж для хранения учебных принадлежностей, музыкальные инструменты - фортепиано, музыкальный центр, синтезатор.
Методическое обеспечение: дидактические и учебные пособия, нотные тексты, раздаточный материал, иллюстрации и т.д. Каждый учащийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Библиотечный фонд укомплектован печатной, учебно-методической и нотной литературой.
Учебный план
Год обучения | Количество учебных часов | Аттестация по полугодиям | Итоговая аттестация |
1 год | 66 | 1 полугодие - прослушивание 2 полугодие – зачет | |
2 год | 68 | 1 полугодие – академ.концерт 2 полугодие – академ.концерт контрольный урок | |
3 год | 68 | 1 полугодие – академ.концерт 2 полугодие – академ.концерт контрольный урок | |
4 год | 68 | 1 полугодие – академ.концерт 2 полугодие – академ.концерт контрольный урок | Прослушивание |
ИТОГО | 540 |
Ожидаемый результат и способы проверки:
Итоговый результат 1 года обучения:
В течение учебного года учащийся должен освоить 15 – 20 музыкальных произведений: народные песни, пьесы песенного и танцевального характера, пьесы с элементами полифонии, этюды и ансамбли. Подбирать по слуху и петь от разных звуков песенные попевки. Освоить нотную грамоту, простейшие упражнения в чтении нот с листа.
Итоговый результат 2 года обучения:
В течение учебного года учащийся должен освоить 14-18 музыкальных произведений: 5 - 6 разнохарактерных пьес, 1-2 пьесы с элементами полифонии, 1 произведение крупной формы, 4-5 этюдов на различные виды техники, 1-2 произведения в порядке ознакомления. Читать с листа простейшие мелодии.
Итоговый результат 3 года обучения:
В течение учебного года учащийся должен освоить 12-15 музыкальных произведений, в том числе несколько в порядке ознакомления: 1-2 полифонических произведения, 1-2 произведения крупной формы, 4-5 этюдов на различные виды техники, 4-5 разнохарактерных пьес, 2-3 произведения в порядке ознакомления. Читать с листа пьесы различного характера (уровня трудности первого класса). Играть в ансамбле. Подбор по слуху простых мелодий.
Итоговый результат 4 года обучения:
В течение учебного года учащийся должен освоить 12-15 музыкальных произведений, в том числе несколько в порядке ознакомления: 2-3 полифонических произведения, 2 произведения крупной формы, 4-5 этюдов на различные виды техники, 5-6 разнохарактерных пьес. Читать с листа постепенно сложные произведения различных жанров музыкальной литературы (уровень трудности примерно на 2 класса ниже изучаемых учеником).
Выпускник имеет следующий уровень подготовки:
- владеет основными приемами звукоизвлечения, умеет правильно использовать их на практике;
- умеет исполнять произведение в характере, соответствующем данному стилю и эпохе, анализируя свое исполнение;
- умеет самостоятельно разбирать музыкальные произведения;
- владеет навыками подбора, аккомпанирования, игры в ансамбле.
Формы и методы контроля.
Программа предусматривает текущий контроль, промежуточную и итоговую аттестации.
Промежуточная аттестация проводится каждую четверть:
I четверть –зачет по сдаче этюда, выученного самостоятельно,
II, III, IV четверти – академические зачеты.
Формами текущего и промежуточного контроля являются: участие в тематических вечерах, классных концертах, мероприятиях культурно-просветительской, творческой деятельности школы. Возможно применение индивидуальных графиков проведения данных видов контроля, а также содержания контрольных мероприятий.
Критерии оценки
При оценивании учащегося, осваивающегося общеразвивающую программу, следует учитывать:
- формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к занятиям музыкой;
- наличие исполнительской культуры, развитие музыкального мышления;
- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-исполнительской деятельности: сольном, ансамблевом исполнительстве, подборе аккомпанемента;
- степень продвижения учащегося, успешность личностных достижений.
Оценка | Критерии оценивания выступления |
5 («отлично») | Технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения. |
4 («хорошо») | Оценка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном) |
3 («удовлетворительно») | Исполнение с большим количеством недочетов, а именно: недоученный текст, слабая техническая подготовка, малохудожественная игра, отсутствие свободы игрового аппарата и т.д. |
2 («неудовлетворительно») | комплекс серьезных недостатков, невыученный текст, отсутствие домашней работы, а также плохая посещаемость аудиторных занятий |
Данная программа предполагает проведение итоговой аттестации в форме экзамена. Возможны другие формы завершения обучения. При выборе той или иной формы завершения обучения образовательная организация вправе применять индивидуальный подход.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Тематический план 1-го года обучения специальности
Разделы | Всего часов | Теория | Практика |
Знакомство с инструментом | 2 | 1 | 1 |
Донотный период | 4 | 1 | 3 |
Изучение нотной грамоты | 5 | 2 | 3 |
Постановка рук | 7 | - | 7 |
Развитие технических навыков | 15 | - | 15 |
Ансамбль | 15 | 15 | |
Работа над эмоционально-художественным развитием | 16 | 2 | 14 |
Зачеты и выступления | 2 | - | 2 |
Итого: | 66 | 6 | 60 |
Тематический план 2-го года обучения специальности
Разделы | Всего часов | Теория | Практика |
Работа над развитием навыков чтения нотного текста | 16 | 2 | 14 |
Работа над развитием координации | 7 | 1 | 6 |
Работа над аппликатурой | 8 | 2 | 6 |
Работа над звуковым решением произведения | 8 | 2 | 6 |
Работа над игровыми приемами и упражнениями | 10 | 1 | 9 |
Ансамбль | 16 | - | 16 |
Зачеты и выступления | 3 | - | 3 |
Итого: | 68 | 8 | 60 |
Тематический план 3-го года обучения специальности
Разделы | Всего часов | Теория | Практика |
Работа над развитием навыков чтения нотного текста | 16 | 2 | 14 |
Работа над аппликатурой | 7 | 1 | 6 |
Работа над звукоизвлечением | 7 | 2 | 5 |
Работа над полифонией | 7 | 2 | 5 |
Работа над игровыми приемами и упражнениями | 7 | 2 | 5 |
Работа над развитием технических навыков | 6 | 2 | 4 |
Ансамбль | 14 | - | 14 |
Зачеты и выступления | 4 | - | 4 |
Итого: | 68 | 11 | 57 |
Тематический план 4-го года обучения специальности
Разделы | Всего часов | Теория | Практика |
Работа над развитием навыков чтения нотного текста | 16 | 2 | 14 |
Продолжение работынадразвитиемтехнических навыков | 7 | 1 | 6 |
Работа над педалью | 5 | 1 | 4 |
Работа над полифонией | 7 | 2 | 5 |
Работа над крупной формой | 7 | 2 | 5 |
Работа над художественным образом произведения | 6 | 2 | 4 |
Ансамбль. | 16 | - | 16 |
Зачеты и выступления | 4 | - | 4 |
Итого: | 68 | 10 | 58 |
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
1 год обучения
1. В течение учебного года преподаватель должен проработать с учеником 15-20 музыкальных произведений: народные песни, пьесы песенного и танцевального характера, пьесы с элементами полифонии, этюды и ансамбли, а также (для более продвинутых учащихся) – легкие сонатины и вариации.
2. Подбор по слуху и пение от разных звуков песенных попевок, а затем на протяжении всего года - песен (типа «Во поле береза стояла»). Освоение нотной грамоты, простейшие упражнения в чтении нот с листа. Приобщение ученика к ансамблевому музицированию (исполнение с преподавателем простейших пьес в четыре руки).
Вовлечение ребенка в область художественного творчества, выявление его индивидуальных склонностей.
- ознакомить учащихся с творчеством выдающихся композиторов, чьи произведения изучаются в классах фортепиано и фортепианного ансамбля, с музыкальными жанрами, формами, наиболее употребительными терминами;
- развивать умение словесно охарактеризовать исполняемые в классе музыкальные произведения.
3. Упражнения в виде различных последований пальцев (нон легато, легато, стаккато) в пределах позиции руки от разных звуков и с перемещениями по октавам.
4. Технические требования: мажорные гаммы (2-3 по выбору) в две октавы, в противоположном движении двумя руками при симметричной аппликатуре, хроматическая гамма, тонические трезвучия, арпеджио по три звука, T-S-D-T.
Этюды
- Визная И. «Эхо»
- Эрнесакс Г. «Едет паровоз»
- Геталава О. «Лягушки танцуют», «В лесу», «Мишки в цирке»
- Беркович И. «Маленькие этюды»: № 1-14
- Гнесина Е. «Маленькие этюды для начинающих»: № 1-3, 7, 9-13, 15, 19
- Шитте А. Соч. 108, 25 маленьких этюдов: № 1-15.
Соч. 160, 25 легких этюдов: № 1-20
- Школа игры на фортепиано. Под редакцией А. Николаева (по выбору)
Пьесы
- Арроэ. Эстонский народный танец.
- Гедике А. «Заинька»
- Волков В. «Солнечный зайчик»
- Кравченко Б. «Упрямый козлик»
- Майкапар С. «Вальс», «Дождик», «В садике», «Пастушок»
- Парусинов А. «Марш»
- Раутио В. «Танец»
- Сигмейстер Э. «Кукушка танцует»
- Слонов Ю. «Вальс»
- Степовой Я. «На качелях», «Пчелка»
- Холминов А. «Дождик»
- Алексанров А. «Новогодняя полька»
- Книппер Л. «Полюшко – поле»
- Крутицкий М. «Зима»
- Любарский Н. «Курочка»
- Назарова – Метнер Т. «Латышская полька»
- Кореневская И. «Дождик», «Осень», «Танец»
- Корепанов А. «Танцующий слон»
- Галынин Г. «Зайчик»
- Кабалевский Д. «Ёжик», «Маленькая полька»
- Филипп И. «Колыбельная»
- Хаджиев П. «Светяки»
- Ляховицкая С. «Где ты, Лека?»
- Гретри А. «Кукушка и осел»
- Берлин П. «Марширующие поросята»
- Лонкшам – Друшкевичова К. «Краковяк», «Полька»,
- «Из бабушкиных воспоминаний»
- Игнатьев В. «Марш барбоса», «Негритянская колыбельная»
- Сборник И. Королькова «Кроки-музыканту», «Я буду пианистом»
- Ф. Брянская ч.II «Фортепианная школа»
Полифонические произведения
- Кригер И. «Менуэт» ля минор
- Сперонтес «Менуэт»
- Моцарт Л. «Менуэт» ре минор
- Сен – Люк «Бурре»
- Телеман Г.Ф. «Пьеса»
- Тюрк Д.Г. «Веселые ребята», «Маленький балет»
- Шевченко С. «Канон»
- Гедике «Ригодон» ре минор
- Гайдн Й. «Менуэт» фа мажор
Произведения крупной формы
- Дебюк А. «Русская песня с вариациями»
- Беркович И. Вариации на тему «Во саду ли, в огороде»
- Литкова И. Вариации на тему бел.н. п. «Славка и Гришка сделали дуду»
- И. Корольковой Сборник вариаций
Примерные исполнительские программы:
- Моцарт Менуэт Ре мажор
- Мясковский Вроде вальса
- Кригер Менуэт Ля минор
- Майкапар Пастушок
- Сен-Люк Бурре
- Шостакович Вальс
- Беркович, вариации на тему р.н.п. Во саду-ли в огороде
- Ч.н.п. Аннушка обработка Ребикова
- год обучения
1. В течение учебного года преподаватель должен проработать с учеником 14-18 музыкальных произведений: 6-7 разнохарактерных пьес, 1-2 пьесы с элементами полифонии, 1-2 произведения крупной формы, 4-5 этюдов на различные виды техники, 1-2 произведения в порядке ознакомления
2. Чтение с листа мелодии песенного характера с несложным сопровождением в виде опорных звуков гармония в басу. Игра с преподавателем в четыре руки простых ансамблевых пьес разных жанров. Подбор по слуху песенных мелодий (типа «Заинька, попляши», «Маленькой ёлочке») с простейшим сопровождением. Транспонирование песенных мелодий (например, «Как пошли наши подружки») из до мажора в ближайшие тональности. Опыты сочинения музыки (возможно на заданное стихотворение), изображение звуками на инструменте сказочного образа, досочинение мелодий, например, ответных предложений.
3. Работа над пальцевой техникой на различный вид упражнениях, а также над развитием навыков свободных кистевых движений путем игры интервалов.
4. Технические требования: мажорные и минорные гаммы до двух знаков включительно в прямом и противоположном движении (при синхронной аппликатуре) на две октавы для более способных учеников в четыре октавы, хроматические гаммы, тонические трезвучия с обращениями, аккорды T-S-D-T.
Этюды
- Черни К. Избранные фортепианные этюды. Ред. Гернера
- Ч. 1: № 10, 11, 13 – 18, 20, 23 – 29
- Шитте А. Соч. 108 25 маленьких этюдов: № 16, 21 -23.
- Соч. 160 25 легких этюдов: № 23, 24
- Гедике Соч. 32 № 7
- Лимуан А. Соч 37 № 17
- Берлин Г. Соч 70 № 33
- Гурлит № 8, 15
- Гнесина Е. № 48 ре мажор
- Лешгорн № 43 фа мажор
- Беркович И. Этюд на тему Паганини
Пьесы
- Бах И. С. «Волынка»
- Беркович И. «На опушке»
- Бетховен Л. «Два экосеза», «Сурок»
- Гайдн Й. «Немецкий танец»
- Гедике А. «Маленькое рондо», «Медленный вальс»
- Герченинов А. «Вальс», «Мазурка»
- Глинка М. «Жаворонок», «Полька»
- Дварионас Б. «Прелюдия»
- Куперен Ф. «Кукушка»
- Майкапар С. «Вальс», «Колыбельная», «Маленький командир», «Мимолетное видение», «Полька», «Раздумье», «Мотылек»
- Ребиков В. «Дети вокруг елки»
- Тюрк Д.Г. «Детская кадриль», «Пьеса»
- Чайковский П. «Старинная французская песенка»,
- «Марш деревянных солдатиков»
- Роули А. «В стране гномов»
- Корепанов А. «Колыбельная»
- Петерсен «Марш гусей»
- Ф. Брянская ч.II «Фортепианная школа»
Полифонические произведения
- Коттинг Ф. «Куранта»
- Моцарт В. «Менуэт» до мажора
- Моцарт Л. «Полонез»
- Гендель «Сарабанда» ре минор, фа мажор
- Бах И. С. «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах»:
- Менуэт ре минор, Волынка ре мажор, Полонез соль минор № 2
- Пахельбель И. «Сарабанда»
- Ккорели А. «Сарабанда» ре минор
- Шевченко С. «Канон»
- Павлюченко С. «Фугетта»
- Бём Г. «Менуэт» соль мажор
Произведения крупной формы
- Клементи. «Сонатина» № 2 до мажора
- Кабалевский. «Легкие вариации»
- Андре А. «Сонатина» соль мажор
- Беркович И. «Сонатина» до мажора
- Хаслингер Т. «Сонатина» до мажора
- Бейл А. «Сонатина» соль мажор
- Плейель И. «Сонатина» ре мажор
- Чичков «Маленькая сонатина»
- Моцарт Вариации на тему из оперы «Волшебная флейта»
- Благой Д. «Маленькие вариации» соль минор
- Сборник И. Корольковой «Вариации на темы рус.н.п.»
Примерные исполнительские программы:
1. Моцарт Л. Полонез
Майкапар Колыбельная
- Бах Волынка
Гречанинов Мазурка
- Бем Менуэт соль мажор
Бетховен Сурок
- Хаслингер Сонатина до мажора
Градески Задиристые буги
- Плейель Сонатина ре мажор
Роули В стране гномов
3год обучения
- В течение учебного года преподаватель должен проработать с учеником 12-15 музыкальных произведений, в том числе несколько в порядке ознакомления: 1-2 полифонических произведения, 1-2 произведения крупной формы, 4-5 этюдов на различные виды техники, 4-5 разнохарактерных пьес,2-3 произведения в порядке ознакомления.
- Чтение с листа пьес различного характера (уровня трудности первого класса). Игра в ансамбле. Подбор по слуху мелодий, используя на опорных звуках простейшее аккордовое сопровождение.
- Технические требования: мажорные и минорные гаммы до трех знаков включительно на четыре октавы в прямом и противоположном движении (при синхронной аппликатуре), хроматические гаммы, короткие арпеджио по три звука, аккорды, T-S-D-T.
Этюды
- Беркович И. Соч. 32 «40 мелодических этюдов для начинающих» № 23, 29 - 32.
Соч. 47 «30 легких этюдов» № 10, 16, 18, 21, 26.
Соч. 58 «25 легких пьес» № 13,18, 20.
- Гнесина Е. «Маленькие этюды для начинающего» Тетр. 4: № 31, 33
- Лак Т. Соч. 172 «Этюды» № 5, 6, 8
- Лемуан А. Соч. 37 «50 характерных прогрессивных этюдов» № 4, 5, 9, 11, 12, 15, 16, 20–23, 35, 39
- Лешгорн А. Соч. 65 «Избранные этюды для начинающих» (по выбору)
- Черни К. Соч. 821 «Этюды» № 5, 7, 24, 26, 33, 35
- Черни К. Избранные фортепианные этюды ред. Гермера. Ч. 1: № 17, 18,
- 21 – 23, 25, 26, 28, 30 – 32, 34 – 36, 38, 41 – 43, 45, 47
- Шитте А. Соч. 68 «25 этюдов» № 2, 3, 6, 9
- Ф. Бургмюллер Сборник этюдов
Пьесы
- Барток Б. «Пьеса»
- Вайнштеин Л. «Сицилиана»
- Глинка М. «Чувство»
- Гуммель И. «Аллегретто»
- Косенко «Скерцино»
- Кабалевский Д. «Медленный вальс»
- Корепанов Г. «Полька», «Шутливая песенка»
- Чайковский П. «Полька», «Итальянская песенка», «Новая кукла»
- Хачатурян А. «Андантино»
- Шуман Р. «Смелый наездник», «Первая утрата», «Веселый крестьянин», «Сицилийская песенка»
- Шостакович «Шарманка»
- Жилин «Вальс»
- Ребиков В. «Восточный танец»
- Сильванский Н «Песня»
- Майкапар «Росинки»
- Э. Градески «Мороженое»
- В. Гиллок «Колокола», «Каприччио», «Жонглёр»
- О. Геталова «На волнах»
- А. Скарлатти «Испанские фолии»
- Сборник «Высокие образцы классической и эстрадной музыки», составитель Б. Поливода
Полифонические произведения
- Арман Ж. «Фугетта»
- Бах И. К. Ф. «Аллегро» до мажора
- Бах И. С. «Ария», «Маленькие прелюдии» до минора №2, до минора № 3,
- ми минор №7, соль минор № 10, «Марш» ре мажор, ми бемоль мажор, «Менуэт» доминор, соль мажор, соль минор, ля минор
- Бах Ф.Э. «Марш» соль мажор, «Менуэт» фа минор
- Гедике А. «Инвенция»
- Гендель Г. Ф. «Менуэт» ре минор, «Фугетта»
- Корелли А. «Сарабанда» ми минор
- Кригер И. «Сарабанда»
- Куперен Ф. «Невинность»
- Люлли Ж. Б. «Ария» соль минор
- Лядов А. «Подблюдная»
- Марпург Ф. В. «Аллегретто» до мажора
- Пахельбель И. «Гавот» ми минор, «Сарабанда» си бемоль мажор
- Рамо Ж. Ф. «Ригодон»
- Тюрк Д. Г. «Аллегро»
- Фишер И. К. Ф. «Чакона»
- Щуровский Ю. «Канон»
Произведения крупной формы
- Андрэ А. «Сонатина» № 5 фа мажор Ч. 1
- Бирюков Ю. «Сонатина» до мажора, «Лирическая сонатина»
- Беркович И. «Сонатина» соль мажор
- Бетховен Л. «Сонатина» фа мажор
- Глиэр «Рондо»
- Клименти «Сонатина» соль мажор Ч. 1, 2, «Сонатина» до мажора Ч. 2, 3
- Кулау «Сонатина» до мажора соч. 55 Ч. 1, 2
- Шпиндлер Ф. «Сонатина» до мажора Ч 1, 2
Примерные исполнительские программы:
- Бах Маленькая прелюдия до мажора
- Кабалевский Клоуны
- Бах Полонез соль минор
- Дварионас Вальс
- Арман Фугеттадо мажор
- Глинка Чувство
- Бах Менуэт соль мажор
- Шуман Веселый крестьянин
4год обучения
- В течение учебного года преподаватель должен проработать с учеником 12-15 музыкальных произведений, в том числе несколько в порядке ознакомления: 2-3 полифонических произведения, 2 произведения крупной формы, 4-5 этюдов на различные виды техники, 5-6 разнохарактерных пьес.
- В IV классах чтение с листа постепенно усложняется произведениями различных жанров музыкальной литературы (уровень трудности примерно на 2 класса ниже изучаемых учеником)
- Технические требования: мажорные и минорные гаммы до четырех знаков в прямом и расходящемся движении, хроматические гаммы, арпеджио: длинные, короткие по четыре звука, ломаные, аккорды, T-S-D-T.
Этюды
- Бургмюллер Ф. Соч. 109 №1
- Беренс Г. «32 избранных этюда» соч. 61: № 1 – 3, 26, Соч. 88 «Этюды» № 5, 7
- Бертини А. «28 избранных этюдов» соч. 32 № 4, 5, 9
- Гедике А. Соч. 47 «30 легких этюдов» № 20, 26
- Киркор Г. Соч. 15 «12 пьес – этюдов» № 1
- Лемуан А. Соч. 37 «Этюды» № 28 – 30, 32, 33, 36, 37, 41, 44, 48, 50
- Лешгорн А. Соч. 66 «Этюды» № 1 – 4
- Майкапар С. Соч. 31 «Стаккато – прелюдия»
- Черни К. «Избранные этюды» под ред. Гермера ч. 2 № 6, 8, 12; Соч. 299 № 1, 2, 4, 14
- А. Мармонтель «Искусство разбора» 100 лёгких этюдов, соч. 60; 50 салонных этюдов Соч. 108
- Т. Кирхнер 100 маленьких этюдов Соч. 71
- Л. Гобартс 12 лёгких этюдов Соч. 63
Пьесы
- Сигмейстер «Пьеса» ля минор
- Прокофьев С. Соч. 65 «Сказочка», «Прогулка»
- Шуман «Маленький романс»
- Чайковский П. «Вальс»
- Ребиков В. «Вальс», «Дервиш»
- Майкапар С. Соч. 8 «Мелодия», соч. 33 «Элегия»
- Григ Э. «Вальс»
- Корепанов А. «Весенний день»
- Раков Н. «Снежинки», «Грустная мелодия», «Вальс» фа диез минор, ми минор, «Полька», «Сказка»
- Щуровский «Танец», «Утро»
- Рамо «Скерцо»
- Караев «Задумчивость»
- Парцхаладзе «Танец»
- Скулте «Ариэтта»
- В. Гиллок «В старой Вене», «Ариэль»
- С. Джоплин «Артист эстрады»
- Э. Градески «По дороге из школы домой»
- Сборник «Избранные страницы мировой классики», составитель Б. Поливода
- И. Парфёнов Сборник «Детский альбом»
Полифонические произведения
- Бах И. С. «Ария» фа минор, ми бемоль мажор «Маленькие прелюдии» тетр. 1 № 1 домажор, № 3 ре минор, № 5 ре минор, № 6 ре минор; тетр. 2 № 1 до мажора, № 5 ре минор, № 6 ре минор, № 12 ре минор
- Бах Ф. Э. «Фантазия»
- Гендель Г. Ф. «Жига» ре минор, «Куранта» фа мажор, «Сарабанда с вариациями»
- Глинка М. «Фуга» до мажора
- Моцарт Л. «Ария» соль минор
- Рамо Ж. Ф. «Жига» ми минор
- Циполи Д. «Фугетто» ми минор
Произведения крупной формы
- Гайдн Й. «Романс с вариациями»
- Гендель Г. «Сонатина» си бемоль мажор
- Диабелли А. Соч. 168 № 4 «Сонатина» Ч. 1, 2; Соч. 168 № 3 «Сонатина»
- Дмитриев Г. «Вариации в очень старинном стиле»
- Душек Ф. «Соната» си бемоль мажор финал
- Дюссек Я. «Русская песня с вариациями», «Сонатина» до мажора Ч. 1
- Кабалевский Д. Op. 51 № 3 «Легкие вариации на тему словацкой народной песни»
- Клементи М. Соч. 36 № 3 «Сонатина» домажор, № 4 фа мажор, № 5 соль мажор
- Краузе А. Соч. 12 № 3 «Сонатина» Ч. 1
- Кулау Ф. Соч. 55 № 1 «Сонатина» до мажора
- Моцарт В. А. «Рондо» фа мажор
- Чимароза Д. «Соната № 1» соль минор
- Халаимов «Легкие вариации на тему чешской песни Аннушка»
- Холминов А. «У ворот, у ворот» (вариации на русскую народную тему)
Примерные исполнительские программы:
- И.С. Бах Маленька прелюдия до минора
- Купревич Осенний эскиз
- Ф.Е. Бах Фантазия ре минор
- Билаш Тарантелла
- Бетховен Санатина фа мажор
- Прокофьев Сказочка
- Циполи Фугетта ми минор
- Пахульский В мечтах
- Кулау Вариации соль мажор
- Шуман Охотничья песенка
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Четырехлетний срок реализации программы учебного предмета позволяет: перейти на обучение по программе «Музыкальное исполнительство» (вторая ступень), продолжить самостоятельные занятия, музицировать для себя и друзей, участвовать в различных самодеятельных ансамблях. Каждая из этих целей требует особого отношения к занятиям и индивидуального подхода к ученикам.
Занятия в классе должны сопровождаться внеклассной работой - посещением выставок и концертных залов, прослушиванием музыкальных записей, просмотром концертов и музыкальных фильмов.
Большое значение имеет репертуар ученика. Необходимо выбирать высокохудожественные произведения, разнообразные по форме и содержанию. Необходимо познакомить учащегося с историей фортепиано, рассказать о выдающихся пианистах и композиторах.
Общее количество музыкальных произведений, рекомендованных для изучения в каждом классе, дается в годовых требованиях. Предполагается, что педагог в работе над репертуаром будет добиваться различной степени завершенности исполнения: некоторые произведения должны быть подготовлены для публичного выступления, другие – для показа в условиях класса, третьи – с целью ознакомления. Требования могут быть сокращены или упрощены соответственно уровню музыкального и технического развития. Все это определяет содержание индивидуального учебного плана учащегося.
На заключительном этапе ученики имеют опыт исполнения произведений классической и народной музыки, эстрадных песен, опыт игры в ансамбле. Исходя из этого опыта, они используют полученные знания, умения и навыки в исполнительской практике. Параллельно с формированием практических умений и навыков учащийся получает знания музыкальной грамоты, которые применяются при подборе на слух.
Методы работы над качеством звука зависят от индивидуальных способностей и возможностей учащихся, степени развития музыкального слуха и музыкально-игровых навыков.
Важным элементом обучения является накопление художественного исполнительского материала, дальнейшее расширение и совершенствование практики публичных выступлений (сольных и ансамблевых).
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Учебно-методическая литература
- Артоболевская А. Учебное пособие «Первая встреча с музыкой». Москва, 1990г.
- Белых С.Л., Копотева Г.Л. Рекомендации по составлению рабочих программ для педагогов сферы искусства и культуры. Ижевск. 2009г.
- Крюкова В., Левченко Г. Особенности образовательного процесса и учебных программ детских музыкальных школ. Сб.: «Музыкальная педагогика», «Феникс». Ростов - на - Дону. 2002 г.
- Программа по классу специального фортепиано для детских музыкальных школ (музыкальных отделений школ искусств). Москва, 2001 г.
- Примерные репертуарные списки для фортепиано. Приложение к программе «Музыкальный инструмент» для детских музыкальных школ (Музыкальных отделений школ искусств). Москва, 1989 г.
- А.Алексеев, «Методика обучения игры на фортепиано». М., 2000 г.
- Л. Боренбойм «Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства», М., 2001г.
- И. Браудо «Об изучении клавирных сочинений И.С.Баха в музыкальной школе» М., 2005г.
- Е. Гнесина «Подготовительные упражнения», М., 2003г.
- Н. Голубовская «Искусство педализации» Л., 2007г.
- А.Николаев «Работа над этюдами и упражнениями», М., 1967г.
- Б. Теплов «Психология музыкальных способностей» М., 1947г.
- И. Браудо «Обучение клавирных сочинений Баха в музыкальной школе», «Классика-XXI». М.,2001г.
- Виницкий «Процесс работы пианиста – исполнителя над музыкальным произведением», «Классика-XXI». М.,2003г.;
- С. А. Айзенштадт «Детский альбом П.И.Чайковский». «Классика-XXI». М.,2009г.
- Н. Любомудрова. Хрестоматия для фортепиано 4кл. «Музыка». М., 1981г.
- Н. Любомудрова. Хрестоматия для фортепиано. Музыка». М., 1981г.
- Г. Тараева «Компьютер и инновации в музыкальной педагогике, интерактивное тестирование», «Классика ХХI», М., 2007г.
- Г. Тараева «Компьютер и инновации в музыкальной педагогике, технология презентации», «Классика ХХI», М., 2007г.
- А. М. Меркулов «Как исполнять Моцарта», «Классика ХХI», М., 2003г.
- А. Вицинский «Процесс работы пианиста – исполнителя над музыкальным произведением», «Классика ХХI», М., 2004г.
- А. П. Щапов «Фортепианный урок в музыкальной школе и училище», «Классика ХХI», М., 2002г.
- В. Ю. Григорьев «Исполнитель и эстрада», «Классика ХХI», М., 2006г.
- С. В. Грохотов «Как научиться играть на рояле», «Классика ХХI», М., 2005г.
- Й. Гофман «Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре», «Классика ХХI», М., 2003г.
- Е. Либерман «Работа над фортепианной техникой», «Классика ХХI», М., 2003г.
- М. Толстобродова «Как исполнять Баха», «Классика ХХI», М., 2006г.
- Л. Маккиннон «Игра наизусть», «Классика ХХI», М., 2006г.
- Н. Калинина «Клавирная музыка Баха в фортепианном классе», «Классика ХХI», М., 2006г.
- А. В. Засимова «Как исполнять Шопена», «Классика ХХI», М., 2005г.
- А. М. Меркулов «Как исполнять Гайдна», «Классика ХХI», М., 2003г.
- С. Савшинский «Работа пианиста над музыкальным произведением», «Классика ХХI», М., 2004г.
- С. Савшинский «Пианист и его работа», «Классика ХХI», М., 2002г.
- А. Вицинский «Процесс работы пианиста – исполнителя над музыкальным произведением», «Классика ХХI», М., 2003г.
- К. А. Мартинсен «Методика индивидуального преподавания игры на фортепиано», «Классика ХХI», М., 2003г.
- Н. Светозарова и Б. Кременштейн «Педализация в процессе обучения игре на фортепиано», «Классика ХХI», М., 2002г.
Рекомендуемая нотная литература:
- А11еgго тетрадь № 1. Т.И. Смирнова
- Хрестоматия для фортепиано. Бакулов
- Бусинки. Гречанинов. Ред. Белов
- А11еgго тетрадь № 2, 3. Т.И. Смирнова
- Юный пианист. Выпуск № 2. Ройзман, Натансон
- Этюды. Педагогический репертуар
- Бах. Нотная тетрадь
- Хрестоматия 4 класс
- Пьесы русских композиторов. Хрестоматия 196З г.
- Пьесы. Ред. Колос
- Детский альбом. Чайковский
- Маленькому виртуозу. Ред. Смоляков
- А11еgго тетрадь № 4. Т.И. Смирнова
- Альбом сонатин. Ред. Сорокина
- Сонаты, рондо, вариации. Ред. Ляховицкая
- Полифонические пьесы. Ред. Томакина
- Этюды для начинающих. Ред. Терентьева
- Этюды. Ред. Бакулов
- Маленькие этюды. Шитте
- Этюды. Ред. Карафинна
- Этюды. Ред. Дельнова
- Этюды. Черни - Гермер
- 50 этюдов. Лемуан. Музыка, 1965 г.
- 60 этюдов. Крамер. Ред. Бюлова, 1952 г.
- Избранные этюды. Черни - Гермер. Ред. Просыпалова
- Избранные этюды. Ред. Натансон
- Этюды, пьесы. Ред. Михалик
- Избранные этюды, г. Москва
- Полифонические пьесы. Ред. Дельнова
- Полифонические пьесы. Хрестоматия
- Хрестоматия 1 и 2 часть. Киев.
- Полифонические пьесы. Ред. Копчевского
- Маленькие прелюдии и фуги. И.С. Бах. Ред. Черни. Киев, 1973 г.
- Маленькие прелюдии и фуги. И.С. Бах. Ред. Кувшинников.
- Крупная форма. Хрестоматия. Ред. Копчевского
- Сонатины и вариации. Ред. Левин
- Бах. Нотная тетрадь. А.М. Бах, 1982 г.
- Школа игры на фортепиано. Кувшинников 1 класс, 1964 г.
- Джазовые и эстрадные композиции. Вып. 1985 г.
- Джазовые и эстрадные пьесы, 1985 г.
- Прокофьев. Избранные фортепианные произведения, 1981 г.
- Кабалевский. Фортепианная музыка для детей и юношества. Вып. 2, 1984
- Прокофьев. Детская музыка, 1987 г.
- Народная музыка в обработке для фортепиано. Вып. 5, 1985 г.
- Полифонические произведения украинских, советских композиторов. Вып. 1,1979г.
- Современные фортепианные пьесы для фортепиано. Вып. 5, 1985г.
- Современные фортепианные пьесы для фортепиано. Вып. 4, 1984г.
- Современные фортепианные пьесы для фортепиано. Вып. 3, 1983г.
- Современные фортепианные пьесы для фортепиано. Вып. 2, 1982г.
- Час досуга любителя игры на фортепиано. Вып. 13, 1976 г.
- Фортепианная музыка для детей и юношества. Вып. 9, 1987 г.
- Фортепианная музыка для детей и юношества. Вып. 7, 1986 г.
- Фортепианная музыка для детей и юношества. Вып. 4, 1984 г.
- Юный пианист. Вып. 2, 1971 г.
- Пьесы Зарубежных композиторов. Ред. Дельнова
- Сборник «Копилка». Ред. Н. Лукиных
- Русский альбом. Вып. 2, 3. Ред. Бакулов
- Черни. Этюды. «Искусство беглости». Соч. 740
- Бертини. 28 этюдов. Москва, 1974 г.
- Чайковский. «Времена года»
- Глиэр. Избранные произведения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ» Предметная область ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО программа по учебному предмету УП.02.АНСАМБЛЬ
В данной программе предпринята попытка развить музыкально-творческие способности учащегося на основеприобретенных им знаний, умений и навыков в области ансамблевого исполнительства.Основн...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ФОРТЕПИАНО», «НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ», «ДУХОВЫЕ И УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ» Предметная область ПО.02. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ МУЗЫКИ Программа по учебному предмету
Программа учебного предмета «Сольфеджио» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкаль...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА: УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ «ВОКАЛЬНЫЙ АНСАМБЛЬ»
Программа предназначенна для учащихся инструментальных отдлений и отделений общего эстетического развития Детской музыкальной школы, проявляющих повышенный интерес к вокальному искусству....
Дополнительная общеобразовательная программа в области музыкального искусства" Народные инструменты". Рабочая программа "Дополнительный инструмент" (Домра) ( срок реализации 4 года)
Структура программы включает в себя пояснительную записку, которая содержит краткую характеристику предмета, его роль в образовательном процессе, срок реализации учебного предмета, объём учебного врем...
Рабочая программа учебного предмета «Музыкальная литература» по дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального искусства «Струнные инструменты», «Фортепиано», «Народные инструменты», «Духовые и ударные инструмент
Программа по предмету "Музыкальная литература"...
Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства "Основы музицирования" по предмету "Музыкальный инструмент" (фортепиано) (3 года)
Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства "Основы музицирования" по предмету "Музыкальный инструмент" (фортепиано) (3 года)...
- Мне нравится (1)