Урок на тему: " Трио и квартет"
план-конспект (музыка) по теме
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема урока: «ТРИО И КВАРТЕТ»
З а д а ч и : дать определение терминам «трио» и «квартет»; показать символическое значение числа 3 в сказках и былинах; определить состав трио и квартета; познакомить с квартетом как мини-оркестром; раскрыть понятие «умение и навыки музыканта».
М у з ы к а л ь н о - л и т е р а т у р н ы й м а т е р и а л : «А третий – это я» (сл. и муз. В.Сибирского); басня И.А.Крылова «Квартет»; репродукции картин В.М.Васнецова на сказочно-былинные темы («Три богатыря», «Три царевны подземного царства»); иллюстрации художников к сказкам «Три медведя», «Царевна-лягушка» (три царевича).
ХОД УРОКА.
- Актуализация опорных знаний.
- Здравствуйте ребята. Сегодня у нас в гостях цифра 3. Это очень необычная цифра, потому что она волшебная. Не верите? Напрасно. Скажите, пожалуйста, где живет все самое волшебное, самое неожиданное и чудесное? ( В сказках)
- Правильно, а цифра 3 в этих сказках очень частый гость. Назовите сказки, где можно встреть число, которое обозначает эта цифра. («Три поросенка», («Три медведя»)
- Верно, а еще «Жихарка». Помните, там еще было три друга: Кот, Петух и мальчик Жихарка. Посмотрите внимательно и скажите, из какой сказки эта иллюстрация? («Три медведя»)
- Верно. Подумайте, а почему иллюстрация к сказке «Золотое, серебряное и медное царство» тоже оказалось на нашей выставке? (Потому, что в названии сказки – три царства, а на картинке – три царевны)
- А эта иллюстрация к какой сказке? ( «Три поросенка»)
- Мы с вами убедились, что число 3 – очень частый гость в сказках. Как вы думаете, какая роль в музыке отведена этому символическому числу? ( важная)
- Введение понятия и три, квартете.
- Конечно, ведь не зря мы называем музыку волшебной страной. Поэтому у числа 3 на музыкальном языке есть сове название – трио. Оно итальянского происхождения и означает ансамбль из трех музыкантов или певцов. ( показать фотографию с изображением инструментального трио)
- Посмотрите и скажите, сколько на этой фотографии изображено музыкантов? ( трое)
- Кто знает, как называются инструменты исполнителей? ( ответы детей).
- Раньше этот инструмент можно было видеть в основном на народных гуляньях, а теперь гармонь завоевала себе место и на сцене.
- Вы заметили, что трио и дуэт похожи между собой? Основное их отличие – количество участников. А какие бывают дуэты по составу? ( Вокальные, инструментальные и смешанные)
- Правильно, эти же разновидности характеризуют и трио. Часто участником трио становится рояль. И когда музыкант-пианист становится «начальником», то есть следит, чтобы остальные инструменты вступали вовремя. Играли слаженно, задает тон всему звучанию ансамбля из трех участников.
- Послушайте басню И.А.Крылова и попробуйте догадаться, что для музыкантов самое главное. (учитель читает басню И.А.Крылова «Квартет»)
- Что же самое главное?( умение играть на инструментах)
- Верно. А еще терпение, внимательность и трудолюбие. Почему у зверей ничего не получилось? (потому что они спешили, ссорились между собой, каждый, не владея навыками исполнения на музыкальных инструментах, хотел представить себя главным музыкантом)
- Что еще мешало героям выступать слаженным музыкальным коллективом – ансамблем? ( они решили, будто могут играть сразу ,а учиться не обязательно)
- Действительно, чтобы приобрести это самое «умение», надо долго и упорно учиться, не опускать руки, если что-то не получилось, и внимательно слушать учителя. А как называлась басня? («Квартет»)
- Что это за странное слово? Давайте посчитаем, сколько зверей учавствовало в этом действии? ( Мартышка, осел, козел, медведь)
- Правильно, четыре. Попробуйте сами объяснить, что такое квартет? ( когда играют вчетвером).
- Давайте послушаем, как звучит квартет.( видео или аудио фрагмент квартета)
- А теперь посмотрите на эту фотографию. ( показать фотографию струнного квартета)
- Посмотрите, как сидят музыканты. Стулья стоят полукругом, чтобы исполнителей хорошо видели и слышали. Иногда знак к началу произведения дает первая скрипка, но чаще музыканты даже делают вместе вдох и одновременно начинают играть. Первая и вторая скрипки ведут мелодию, альт ее украшает, а виолончель – это опора, фундамент всего квартета. Если мы послушаем произведение целиком, то увидим, что у каждого инструмента есть своя партия, каждый немножко «побывал главным» , но музыканты внимательно слушают друг друга, поэтому у них получается стройная и очень красивая музыка. Теперь давайте послушаем, как звучит вокальный, то есть певческий квартет. ( фрагмент из м/ф « Пес в сапогах»)
3. Маршево –ритмическая импровизация.
- Какой характер мелодии этой песни? ( бодрый, боевой, задорный)
- Попробуйте помаршеровать под эту песню.
- Молодцы. Сложно было все делать одновременно и четко? ( нет, если смотреть на товарищей и выполнять соответственно, подстраиваться друг под друга)
4. Разучивание песни.
5. Разгадывание кроссворда (закрепление)
1 | |||||||||||||||||||||||
2 | |||||||||||||||||||||||
1 | |||||||||||||||||||||||
2 | |||||||||||||||||||||||
3 | |||||||||||||||||||||||
4 | |||||||||||||||||||||||
П о г о р и з о н т а л и :
- Большой и певческий коллектив. ( Хор)
- Ансамбль из тех исполнителей ( Трио)
- Ансамбль из четырех исполнителей ( Квартет)
- Название, образованное от слов «много» и «звук» (многоголосное произведение) ( Полифония)
П о в е р т и к а л и :
- Композитор, автор многих многоголосных произведений ( Бах)
- Артист, исполняющий самостоятельную партию ( Солист)
- Автор басни «Квартет». ( Крылов )
6. Итог урока.
- Что нового вы узнали на уроке?
- Сколько участников в три? (трое)
- Как называется коллектив, в котором музыкантов четверо? (Квартет)
- Как нужно играть, чтобы получилось красивое музыкального исполнения или вокального произведения? ( слаженно)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по теме: “Stories to Read, Stories to tell”. (Урок обобщающего повторения по теме “Stories”)
План-конспектурокапотеме: “Stories to Read, Stories to tell”. (Урок обобщающего повторения по теме “Stories”)...
Конспект урока по теме: «День Рождения», 2 класс. К методической теме: «Методы организации индивидуальной работы учащихся на уроке».
Главная дидактическая цель урока - определить уровень сформированности усвоения лексики по теме «День Рождения», писать поздравительные открытки, составить календарь, воспроизводить диалог и выс...
конспект открытого урока по алгебре для 9 класса по теме "Обобщающий урок по теме "Арифметическая прогрессия"
Урок проводится в конце изучения темы "Арифмктическая прогрессия" перед написанием контрольной работы. УМК Ю. Н. Макарычева....
Урок соревнование по английскому языку по теме "Музыка", урок -праздник на тему "Halloween", открытый урок по теме "Экология"
Урок-соревнование по английскому яыку по теме "Музыка" расчитан на учеников 8-9 классов.Открытый урок английского языка по теме "Экология". "Are you a friend of planet?"Урок-праздник на тему "Hallowee...
Урок по новелле Одоевского "Последний квартет Бетховена"
Урок литературы в 8 классе по углубленной программе изучения по учебнику. М.Б.Ладыгина с применением региональгого компонента....
5 класс. урок музыки "Басни о музыке. Квартет"
Знакомство с жанром квартета на примерах классической и современной музыки...
Презентация к уроку. Подготовка к ЕГЭ на уроках физики. Тема урока: Решение задач по теме «Электромагнитные колебания»
Презентация к уроку физики в 11 классе. Подготовка к ЕГЭ на уроках физики. Тема урока: Решение задач по теме «Электромагнитные колебания». Можно использовать как готовый материал к уроку повторения и...