5 класс. урок музыки "Басни о музыке. Квартет"
план-конспект урока по музыке (5 класс) на тему

Распопова Ирина Николаевна

Знакомство с жанром квартета на примерах классической и современной музыки

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5_klass._basni_o_muzyke.doc38 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

5 КЛАСС.

ТЕМА УРОКА: БАСНИ О МУЗЫКЕ. МУЗЫКАЛЬНЫЙ КВАРТЕТ.

ЦЕЛЬ УРОКА: Закрепить у учащихся взаимосвязь литературы и музыки; знакомство с жанром квартета и его видами.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Мр3-проигрыватель, диски, шумовые инструменты.

ХОД УРОКА:

1. РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ:

Музыка часто звучит не только в сказках, пословицах, поэмах, но и  в баснях. Такие басни, в которых музыка – «главное действующее лицо», писал великий русский баснописец И. А. Крылов: «Осел и соловей», «Скворец», «Кошка и соловей», «Кукушка и петух» и другие. Вспомним очень интересную и, можно сказать, для нас очень полезную басню Крылова «Квартет».

Квартетом называется музыка, в исполнении которой участвуют ЧЕТЫРЕ любых музыканта:  4 трубы – квартет; рояль, скрипка, виолончель и певец – квартет; арфа, флейта, кларнет и скрипка – квартет.

Записать в тетрадь:

Квартет – это музыка, в исполнении которой участвуют четыре любых музыканта.

Но такие разнообразные по составу инструментов квартеты встречаются не так уж часто.  Зато очень распространенным стал струнный квартет. В его исполнении участвуют две скрипки, альт и виолончель. (Учащиеся вспоминают, что это за инструменты.) Струнные квартеты сочиняли  многие уже известные вам композиторы: Моцарт, Бетховен, Глинка, Григ, Чайковский, Бородин.

2. ИНСЦЕНИРОВКА БАСНИ:

К квартете Крылова тоже две скрипки, альт и виолончель (только он назвал виолончель «басом», потому что виолончель – самый низкий, «басовый» инструмент в квартете). Вот эта басня:

Появляются ученики в костюмах героев басни с нотами и музыкальными инструментами в руках.

Проказница Мартышка,

Осел, Козел да косолапый Мишка

Затеяли сыграть Квартет.

Достали нот, баса, альта, две скрипки

И сели на  лужок под липки

Пленять своим искусством свет.

Ударили в смычки (раздается «музыка»),

Дерут, а толку нет.

«Стой, братцы, стой,- кричит Мартышка,-

Погодите!

Как музыке идти, ведь вы не так сидите!

Ты с басом, Мишенька, садись против альта,

Я, прима, сяду против вторы,

Тогда пойдет уж музыка не та:

У нас запляшут лес и горы!»

Расселись, начали Квартет («музыка»);

Он все-таки на лад нейдет.

- Постойте ж, я сыскал секрет,

кричит Осел: «Мы, верно, уж поладим,

Коль рядом сядем».

Послушались Осла, уселись чинно в ряд; («музыка»)

А все-таки Квартет нейдет на лад.

Вот, пуще прежнего пошли у них разборы

И споры,

Кому и как сидеть.

Случилось Соловью на шум их прилететь.

Тут с просьбой все к нему,

Чтоб их решить сомненье:

- «Пожалуй,» говорят: «Возьми на час терпенье,

Чтобы Квартет в порядок наш привесть:

И ноты есть у нас, и инструменты есть;

Скажи лишь, как нам сесть!»

- «Чтоб музыкантом быть,

Так надобно уменье

И уши ваших понежней,

Им отвечает Соловей.

А вы, друзья, как ни садитесь,

Все в музыканты не годитесь!»

Все персонажи горько вздыхают и медленно, с опущенными головами, удаляются.

3. СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ:

Можно себе представить, какая чепуха, какая бессмыслица, какая фальшь получилась у этих горе – музыкантов.

А ведь на этих же инструментах, если они находятся в руках настоящих мастеров, самая разнообразная музыка – медленная и быстрая, нежная и мужественная, печальная и радостная – звучит красиво, выразительно, увлекательно.

СЛУШАНИЕ: Йозеф Гайдн «Серенада» из струнного квартета.

Но квартет это не только привилегия инструментальной музыки. Есть квартеты и вокальные. Также, как и в инструментальных квартетах, в вокальных выделяются более высокие и низкие по тембру голоса. Очень ярко это прослушивается в a-capell-ном звучании. (Учащиеся вспоминают, что  a-capellа – это пение без инструментального сопровождения)

СЛУШАНИЕ: М. И. Глинка «Серенада четырех кавалеров».

Существуют и смешанные квартеты, где совмещается пение и исполнение на музыкальных инструментах.

Жанр квартета не исчез и до наших дней. В двадцатом столетии существовало несколько ярких квартетов, которые оказали большое влияние на популярную музыку. Их исполнительское мастерство восхищало слушателей своей искренностью, разнообразием, профессионализмом. Не смотря на то, что они уже не существуют, их музыка продолжает звучать в записях и до сих пор завораживает слушателей. Это такие коллективы, как «Битлз», «АББА», «Машина времени».

А сегодня мы послушаем еще один квартет – «Секрет». В нем участвуют четыре музыканта, которые являются одновременно и певцами. Песни этого коллектива отличало необыкновенное веселье, а подчас и яркий юмор.

СЛУШАНИЕ: Бит – квартет «Секрет» : «Сара – Барабу».

 

4. ИГРА НА ИНСТРУМЕНТАХ:

Мы с вами тоже можем поиграть квартетом. Но, чтобы не уподобляться героям басни Крылова, не возьмем в руки скрипки и другие инструменты, игра на которых требует длительного обучения. А вот игра на шумовых инструментах нам вполне по плечу.

Выбирается три ученика. Им раздаются бубен, треугольник и ложки.

Учитель исполняет на фортепиано хороводную песню «Теремок», а ученики дополняют игру учителя своим исполнением.

ВАРИАНТЫ РИТМИЧЕСКОГО ИСПОЛНЕНИЯ:

1. Бубен отстукивает половинные ноты, а ложки – четвертные. На завершающей четвертной длительности четыре такта – удар по треугольнику.

2. Ложки отстукивают четверти. Бубен непрерывно звучит в 4-м такте. Треугольник отстукивает начало фраз.

5. ОБОБЩЕНИЕ:

Учащиеся вспоминают с какими терминами и названиями они познакомились на уроке. Называют виды квартета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 5 классе. И.А.Крылов. Басня "Квартет"

Тема урока: Басня как литературный жанр. И.А.Крылов. Басня «Квартет». Цели: 1.Познакомить учащихся с басней как с жанром русской литературы; 2.  Формировать навыки и умения выразит...

Урок музыки в 5 классе (по программе урок № 31) Тема урока: Импрессионизм в музыке и живописи по учебнику Г.П.Сергеевой, Е.Д. Критской, И.Э.Кашековой

Предмет: МузыкаТема: Импрессионизм в музыке и живописи Класс: 5Форма проведения: учебное занятие....

Урок музыки в 6 классе. Тема четверти: «В чём сила музыки?» Тема урока: Стилевые особенности музыки В. Моцарта 6 класс

Конспект урока на основе применения проблемно-исследовательского метода, который является неотъемлемой составляющей технологии творческого междисциплинарного обучения. Технология творческого междисц...

5 класс - Урок № 2 - Вокальная музыка. Романс.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.Цель урока: создать единый музыкальный образ России на различных примерах русской музыкальной культуры: классической музыки, роианса. А так же прои...

Конспект урока музыки и изобразительного искусства в 6 классе . учителя музыки Шевченко Светланы Николаевны, учителя изобразительного искусства Поляковой Альмиды Салляховны. Тема урока: «Космос в музыке и в живописи"

Конспект урока  музыки и изобразительного искусства в 6 классепо программе  Г.П.Сергеевой, Критской Е.Д, Неменского Б.М.учителя музыки Шевченко Светланы Николаевны,...

Заключительный урок музыки в 8 классе "Пусть музыка звучит!". Проектная деятельность класса в области современной музыки

Предлагаемый дистанционный урок создан на платформе CORE и содержит элементы коллективной проектной деятельности. Содержит ссылки на инструменты для исследования, видео, комментарии учителя, тестовые ...