Урок "Музыкальное путешествие в сказку"
презентация (музыка) по теме

Маркова Ольга Григорьевна

Познакомить учащихся с композитором И.С. Бахом, музыкальным инструментом клавесин, сформировать представление о жанре "Менуэт"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalnoe_puteshestvie.rar268.53 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Министерство Науки и Образования республики Казахстан

Восточно-Казахстанская область

Зыряновский   район  г. Зыряновск

ГУ «Общеобразовательная средняя школа  № 7»

Методическая разработка к уроку музыки  

учителя музыки Логиновой Ольги Григорьевны

Музыкально-познавательная деятельность на уроке музыки.

Тема: «Музыкальное путешествие в сказку»

Цели  урока

Образовательные:

- Познакомить учащихся с композитором И.С. Бахом, с музыкальным инструментом – Клавесин;

- сформировать представление о жанре «Менуэт»

-учить слушать музыку эмоционально осмысливая,  анализируя средства музыкальной выразительности, раскрывая образную сущность музыки, музыкальное содержание.

Развивающие:

- развивать музыкальный кругозор, эмоциональный отклик, речь, слуховое внимание.  Творческие способности – воображение, фантазию, вокально-хоровые навыки, чувство ритма;

Воспитательные:

- воспитывать познавательный интерес, интерес к осознанному слушанию музыки, нравственные чувства  - чувство прекрасного в жизни.

Оборудование:

- Компьютер

- Презентация к уроку

- музыкальный центр

- ДВД

- фортепиано

Аудио, видео, музыкальный материал:

-Исполнение на  фортепиано - «Менуэт» И.С. Бах

- Запись - звучание клавесина

- Видео сюжет для слушания музыки

 

 

Структура урока

Ход урока

Оборудование

1. Орг. момент

музыкальное приветствие

2. Вопросы

Региональный компонент

5. Чтение сказки

6. Вопросы

7. Сюрпризный момент

8. Слушание

И.С. Бах «Менуэт»

9. Физ. Минутка

10. Дети читают стихи про танец «Менуэт»

11. Слушание звука клавесина.

12. Вопросы, анализ музыки

13. Слушание песни в  исполнении учителя «Наш добрый, старый клавесин»

14. Итоги урока.

Рефлексия

Добрый день, ребята! Сегодня у нас необычный урок – урок-путешествие в сказку.

Все ребята любят сказки?

В этой сказке есть реальные герои и герои фантастические. Вы познакомитесь с композитором, который жил 350 лет назад, его звали И.С. Бах, послушаете удивительную музыку этого композитора, узнаете,  какой музыкальный инструмент был у него любимым.

В мире существует много разных инструментов, и сегодня в нашем музыкальном путешествии мы познакомимся с одним удивительным инструментом, который был очень популярным 300 лет назад.

И так, мы отправляемся в путешествие в сказку.

Что такое путешествие?

Как можно путешествовать?

Наше путешествие необычное, сказочное. Мы отправимся в сказку «Про рояль, который хотел стать клавесином» В этой сказке несколько главных героев.

И С. Бах-  немецкий композитор, его имя в переводе обозначает «ручей», он написал много замечательной музыки для детей и взрослых, которую знают и любят на всем земном шаре.

Следующий герой сказки – Рояль, в переводе с французского – «королевский»,  Рояль, действительно король эстрады, украшает сцену всех Дворцов Культуры. Где в нашем городе есть рояль?

Главный герой сказки – Клавесин. У композитора И.С. Баха Клавесин был самым  любимым музыкальным инструментом. Этот инструмент очень похож на фортепиано, но чуть-чуть другой. Мы сегодня  с ним познакомимся. Клавесин называют дедушкой Рояля. Старинные музыканты очень любили свои Клавесины – украшали их резьбой, позолотой, пейзажами художников.

И последний герой сказки – Мальчик, учащийся Детской музыкальной школы.

«Сказка про Рояль, который хотел стать Клавесином»

В одном небольшом городке жили-была обычная семья: папа, мама и сын. Все у них было хорошо. Когда сыну исполнилось 7 лет, папа записал его в спортивную школу, а мама – в музыкальную. В один прекрасный день родители пошли в музыкальный магазин и купили сыну самый лучший, самый красивый Рояль. Рояль привезли домой и поставили в углу большой комнаты. Но Мальчик редко играл на нем, ему больше нравилось заниматься в спортивном кружке. А Рояль в это время очень скучал, и вот однажды вечером он услышал откуда-то сверху приглушенный ворчливый голос. Рояль привстал на цыпочки, поглядел вверх и увидел над собой портрет композитора И.С. Баха. Бах смотрел строго и сердито. В руках у него были ноты. «Извините, великодушно» -пропел Рояль, « я не знал, что Вы заняты». «Я, занят? – угораздило художника нарисовать меня с этими нотами, теперь  изо дня в день, из года в год я вынужден сочинять одну и ту же пьесу». «Мне тоже скучно, никто не подходит ко мне, не играет мне прекрасные мелодии, может Вы многоуважаемый Бах поиграете на мне, пока никого нет дома?

«Я, великий Бах, буду играть на этом безобразии? С этим ужасным звуком? Нет уж, увольте, вот если бы это был Клавесин, тогда другое дело!»

«А кто такой Клавесин? – удивился Рояль, чем я хуже его?» Ночью, когда все уснули, Рояль подкрался к книжной полке и позвал «Музыкальную энциклопедию». Энциклопедия очень обрадовалась, что кому-то понадобилась. К утру Рояль все знал об инструменте Клавесин, и с тех пор у него появилась заветная мечта  - стать клавесином, чтобы великий Бах согласился поиграть на нем свою музыку.

По ночам в Рояле шла огромная внутренняя работа, он пытался изменить в себе все, наполнить звук серебристым звучанием клавесина. И, однажды ночью, Рояль робко пропел голосом клавесина нотку Соль. Бах услышал и воскликнул – «О, Клавесин, друг мой, наконец-то я слышу голос моего клавесина!» Так Рояль стал Клавесином, и с этого дня в комнате каждй день звучала старинная музыка. Рояль и Бах были счастливы!

Но вот однажды, мама с папой усадили сына за Рояль и попросили его что-нибудь сыграть. Мальчик сел за Рояль, нажал на клавиши и вскрикнул – «Я не буду играть на этом расстроенном инструменте!» Родители согласились и вызвали настройщика. Тот настраивал, настраивал, ничего не мог сделать. Рояль ни в какую не хотел становиться опять Роялем. Рояль стал Клавесином и был счастлив, что каждый день мог слышать любимую старинную музыку в исполнении И.С. Баха.

  1. Что волшебного произошло в сказке?
  2. Почему Рояль скучал ?
  3. Почему Рояль мечтал стать Клавесином?
  4. Почему И.С. Баху не нравился звук Рояля?
  5. Почему настройщик не мог перестроить Рояль?

Наше фортепиано, ребята, тоже захотело ненадолго побыть Клавесином. Послушаем старинный танец «Менуэт» композитора И.С. Баха.

(На молоточки фортепиано крепятся до начала урока металлические кнопки,  у фортепиано появляется необычный звук, который приводит детей в неописуемый восторг)

Как вы думаете ребята, это современный танец или старинный?

Да, это старинный танец- Менуэт, который был самым любимым танцем 350 лет назад. Тогда и одежда была другая, дамы носили длинные пышные платья, а мужчины, выходя в свет, обязательно надевали парики.

А можете назвать героинь сказок, которые могли бы танцевать под эту музыку?

(Ответы – Золушка, Дюймовочка, Спящая красавица)

Вообразите себя на балу, в нарядах того времени – девочки в длинных платьях, мальчики в напудренных париках.

Какими выразительными движениями вы передали бы характер этой музыки?

Выполнение плавных движений под музыку.

350 лет назад Менуэт был самым модным танцем. Сейчас мы с вами послушаем стихи про танец «Менуэт».

Какой звук у инструмента Клавесин?

Какой характер прослушанного произведения?

Почему Клавесин называют дедушкой Рояля?

Какие главные слова в песне?

Почему Клавесин в песне называется добрым?

С каким  композитором мы сегодня познакомились?

Какие произведения прослушали?

С каким музыкальным инструментом познакомились?

Что вас удивило?

Что понравилось?

Презентация

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Исполнение на фортепиано «Менуэт»

И.С. Бах

Слайд 9

Слайд 10

Видеоклип «Клавесин»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка спортивно - массового мероприятия "Путешествие в сказку"

Спортивно - массовое мероприятие "Путешествие в сказку" составлено для учащихся 1- х классов и посвящено Дню здоровья....

Внеклассное чтение «Путешествие по сказкам Андерсена».

Внеклассное чтение проводится после изучения творчества Х.К.Андерсена. Цели урока:развитие внимания, интереса к литературе, навыков    сотрудничества, развитие речи учащихся, воспи...

Урок -путешествие по сказкам К.И.Чуковского

Интегрированный урок чтение+русский языкТема урока: «Согласные и гласные буквы»Цели и задачи:1.    Образовательные:  – закрепить минимум понятий о гласных звуках и букв...

Брейн-ринг "Путешествие по сказкам"

Цель: Активизировать знания детей по сказкам....

Внекласное мероприятие "Путешествие в сказку"

Данное мероприятие представляет собой инсценирование сказки"The Snow White and Seven Dwarfs”( Белоснежка и семь гномов)...

ИГРОВОЙ МАРАФОН «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СКАЗКЕ» (по сказке Г. Х. Андерсена «Дюймовочка»)

·        продолжать развивать познавательную активность  и творческие  способности детей;   ·        выпо...

,,Путешествие по сказкам А.С.Пушкина ,,Что за прелесть эти сказки,,

Цель: закрепление представлений о сказках А.С. Пушкина. Задачи: 1. Создавать условия для узнавания сказочных персонажей А.С.Пушкина. 2. Развивать память, воображение. 3. Прививать любовь к творчест...