"По следам народных песен" урок музыки в 5 классе со сложной структурой дефекта
методическая разработка по музыке (5 класс) по теме
Цель: обогащать представление учащихся о жанрах народной песни.
Задачи:
· Воспитывать любовь к народной песне
· Активизировать познавательный интерес к учебным заданиям
· Развивать умение высказываться о характере музыки.
· Стимулировать эмоционально-двигательную реакцию детей на музыку различного характера
· Учить читать и петь тексты на слоги в соответствии с ритмом мелодии
· Совершенствовать навык координации пения и движения.
· Развивать ритмическую способностьв различных видах музыкальной деятельности
· Обогащать понятийный словарь
Словарь: Песня. Марш, Танец. Мелодия. Стихи. Ритм. Хор. Солист. Композитор. Поэт. Народ. Хороводные. Шуточные. Игровые. Плясовые. Частушки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
po_sledam_narodnyh_pesen.doc | 85.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема урока: «По следам народных песен»
Цель: обогащать представление учащихся о жанрах народной песни.
Задачи:
- Воспитывать любовь к народной песне
- Активизировать познавательный интерес к учебным заданиям
- Развивать умение высказываться о характере музыки.
- Стимулировать эмоционально-двигательную реакцию детей на музыку различного характера
- Учить читать и петь тексты на слоги в соответствии с ритмом мелодии
- Совершенствовать навык координации пения и движения.
- Развивать ритмическую способность в различных видах музыкальной деятельности
- Обогащать понятийный словарь
Словарь: Песня. Марш, Танец. Мелодия. Стихи. Ритм. Хор. Солист. Композитор. Поэт. Народ. Хороводные. Шуточные. Игровые. Плясовые. Частушки.
Оборудование и материалы:
Синтезатор
Магнитофон
Тексты песен (Частушка, «Во поле берёза стояла»)
Иллюстрации по теме урока
Слова-понятия
Ритмические рисунки мелодий песен в виде точек и тире.
Трещотки пластинчатые (5 шт.)
Методы:
Словесный
Наглядно-слуховой
Метод эмоционального воздействия
Практический
Анализ
Репертуар и программное содержание
- «Вместе весело шагать», сл. М. Матусовского, муз. В.Шаинского
(БДХ п/у В.Попова) – акцентированная ходьба, повторение понятий «песня», «марш», «танец», «хор», «композитор», «мелодия», «поэт», «стихи».
- «Во поле берёза стояла» рус. н. п. (синтезатор) – уточнение понятий «народная», «хороводная», «припевные слова». Пение припевных слов «люли, люли, стояла» и т.д. по ритмической записи и печатному тексту.
- «А я по лугу», р.н.п. (исп. фольк. гр. в сопр. анс. нар. инстр.) - ходьба хороводным шагом с пением, выполнение метрических хлопков и притопов. Понятие «шуточная, игровая».
- «Ай, заинька, ай, серенький», р.н.п. – слушание, беседа «Кто?», «Как?» исполняет, «Что хочется делать под музыку?». Уточнение понятия «плясовая». Свободная пляска (притопы, присядка, и пр.)
- «Пойду ль, выйду ль я…», р.н.п. (сольное академ. испол. в сопр. орк. нар. инстр.) – слушание и игра на пластинчатых трещотках. Беседа «Кто?», «Как?» исполняет.
- Частушки (исп. баян)– экскурс в историю слова «частушки» (= «частая»). Слушание в исполнении учителя. Чтение ритма на слова «шаг», «бегать». Пение мелодии на слоги «та», «ти». Индивидуальная игра ритмического рисунка на синтезаторе в ансамбле с учителем. Разучивание 1 куплета со словами.
- «Как служил солдат», р.н.п. (исп. Ж. Бичевская, гитара) – слушание
Индивидуально-дифференцированная работа:
Достаточный уровень – контроль и частичная помощь учителя
Начальный уровень – устное напоминание, периодическая помощь со стороны учителя
Ход урока.
Содержание | Задачи | Формы и методы работы | |
1. Вводная часть. | |||
«Вместе весело шагать», сл. М.Пляцковского, муз. В. Шаинского
Учитель: «Здравствуйте, ребята» Ученики: «Здравстуйте» | - организация внимания - приучение к нормам культурного общения - повторение 5,3,1 ступеней | Совместные действия с учителем (по образцу) | |
Слушайте внимательно: Она и подруга, Она и попутчица. В пути без неё Ничего не получится. С нею, друзья, Нам всегда интересно. Узнали её? Ну, конечно же… (песня) Ответы учащихся. | - Активизация мыслительной деятельности | Индивидуальный опрос учащихся | |
2. Подготовительная часть. | |||
(Репертуар: (фн +1) «Вместе весело шагать», сл. М.Матусовского, муз. В.Шаинского) | - Сообщение содержания урока - эмоциональная настройка на совместную коллективную деятельность - развитие ритмических и координационных способностей | Совместные действия: Ходьба колонной по залу за учителем. По команде учителя учащиеся выполняют хлопки на первую долю. | |
Учитель: ещё раз послушайте загадку и вместе дайте ответ. Ответы учащихся: (песня) Учитель: правильно. Молодцы! А чем отличается песня от танца? Ответы учащихся: (песню поют, а танцы танцуют). Учитель: правильно. Песни исполняются голосом. У каждой песни есть (показываю на карточки-термины) мелодия (напев) и слова, сложенные стихами (сопровождаю пение жестами): «Раз - словечко, два – словечко, будет песенка!» Учитель: А чем отличается песня от марша? Ответы учащихся: (под марш ходят) Учитель: Верно. А чтобы весело шагалось по просторам, как надо петь? Ответы учащихся: (хором) Учитель: Молодцы. (сопровождаю пение дирижёрским жестом): «И, конечно, припевать, лучше хором, лучше хором, лучше хором!», то есть всем вместе. А кто сочиняет песни? Ответы учащихся: (композитор, народ) Учитель: правильно, песни сочиняют народ и композиторы. Песни, сочинённые народом, называют народными. Какая из песен легче запоминается и исполняется - композиторская или народная? Почему? (предлагаю образец полного ответа, показываю на опорные слова) Ответы учащихся (по образцу учителя) Учитель: О чём в своих песнях народ рассказывает? Ответы учащихся. Учитель: Всё, что сердцу дорого, В песню так и просится – И рассвет малиновый, И под небом рощица. Сегодня мы отправимся в путешествие по следам народных песен. | - развитие навыка припоминания - уточнение понятий «песня», «марш», «танец», «хор», «композитор», «поэт», «народ», «вместе», «один». - развитие фразовой речи, словаря - уточнение содержания урока | Словесный метод: - беседа Наглядно-слуховой метод: - исполнение учителем фрагментов знакомой песни Индивидуальный опрос Ответы учащихся по образцу учителя с использованием опорных слов «легче» «простые» «труднее» «сложные». Создание проблемной ситуации | |
3. Основная часть | |||
Учитель: Посмотрите на иллюстрации. Что на них изображено? Ответы учащихся Учитель: Песни, которые поются в хороводе, называются хороводными. В хороводных песнях есть припевные слова, которые повторяются два раза в конце каждой строфы. Кто хочет помочь мне прочитать припевные слова? Индивидуальный опрос учащихся. Учитель: Первую строчку читает …, вторую строчку читает …, третью строчку читает …. Четвёртую и пятую строчки читаем все вместе. В какой песне есть эти припевные слова? Ответы учащихся: «Во поле берёза стояла» Учитель: Правильно. Молодцы. Посмотрите, какие необычные следы оставили припевные слова. Давайте хором пропоём их на слоги «ти» (.) и «та» (-): - . - .. - - - . - .. - - | - развитие зрительного внимания, - развитие мышления - развитие речи - уточнение понятий «хоровод» (вместе), «солист» (один), «гусли» (народный щипковый инструмент), «Боян» (певец-сказитель) - развитие навыка работы с печатным текстом - развитие певческих навыков - развитие артикуляционной моторики, чувства ритма | Индивидуальный опрос - анализ иллюстраций Индивидуальное и хоровое чтение с опорой на печатный текст «люли, люли, стояла», «люли, люли, заломаю», «люли, люли, три гудочка», «люли, люли, балалайку» «люли-люли, потешаю» | |
Учитель: А вот ещё одна дорожка со следами. Давайте определим, какая песня их оставила. Читаем по моей указке хором: .. - . - .. - . - …… - …… - Ученики: ти-ти, та-а, ти, та, ти-ти, та-а, ти, та, ти-ти, ти-ти, ти-ти, та, ти-ти, ти-ти, ти-ти, та. Учитель: узнали песню? Нет? Тогда послушаем её мелодию. (Играю мелодию р.н.п. «А я по лугу» на синтезаторе). Как называется песня? Ответы учащихся. Учитель: Это – шуточная игровая песня. Пели её с появлением большого количества комаров. 26 мая - день Лукерьи-комарницы. Давайте споём песню с движениями. Учащиеся водят хоровод, поют, исполняют элементы народного танца. | - стимулирование познавательного интереса, - активизация мыслительных процессов - формирование навыка сотрудничества - развитие ритмичности, эмоциональности и выразительности движений - обогащение словаря | Совместные действия с учителем: (учитель рядом со «слабым» учеником) - ходьба хороводным шагом с пением, - исполнение танцевальных элементов народного танца по подражанию: полуприседания, выставление ноги на каблук, притопы, поочерёдные хлопки и шлепки по предплечьям, туловищу, бёдрам, голеням. - Закрепление понятий «хороводная», «шуточная», «игровая». | |
Учитель: у нас в гостях новая песня. Послушайте её. Учащиеся слушают: р.н.п. «Ай, заинька, ай серенький». Учитель: Кто исполняет песню? Ответы учащихся Учитель: Как исполняет - с сопровождением или без него? Ответы учащихся Учитель: давайте ещё раз внимательно вслушаемся в текст песни. Повторное прослушивание. Учитель: о чём поётся в этой песне? Какой характер, настроение, темп исполнения? Ответы учащихся Учитель: Правильно. Молодцы. Это плясовая песня. Выходи, народ, песня в пляс зовёт! Свободная пляска учащихся. | - обогащение слухового опыта - развитие мышления, - развитие эмоционально-двигательной активности, танцевального творчества, ритмических способностей. | Индивидуальный опрос - анализ средств музыкальной выразительности Создание ситуации успеха - импровизация движений учащимися | |
Учитель: Мы вышли с вами на следующую дорожку. А поможет нам прочитать оставленные на ней следы (Ф.И. ученик). Читай на слоги «та» и «ти»: -……-………………..- Учитель: Как вы думаете, какая песня их оставила хороводная или плясовая? Ответы учеников. Учитель: Правильно. Это следы плясовой песни «Пойду ль, выйду ль я…», р.н.п. (сольное академ. испол. в сопр. орк. нар. инстр.). Вот вам трещотки. Присоединяйтесь к оркестру народных инструментов. Учащиеся играют на трещотках. Учитель: вы прослушали песни «Ай, заинька, ай, серенький» и «Пойду ль я, выйду ль я». Как они исполнялись – одинаково или по-разному? Ответы учащихся. Учитель: Молодцы. Песню «Ай, заинька» исполняла жительница деревни без сопровождения. А песню «Пойду ля, выйду ль я» пела оперная певица в сопровождении оркестра народных инструментов. | - развитие артикуляционной моторики - развитие зрительного и слухового внимания и восприятия - развитие мышления - развитие навыка игры на трещотках разными приёмами - развитие чувства метро-ритма - развитие навыка припоминания, мышления - уточнение понятий | Индивидуальный опрос: - Чтение и анализ ритмического рисунка. Создание проблемной ситуации Коллективное музицирование на пластинчатых трещотках. Проблемно-поисковая ситуация - сравнение характера исполнения 2-х песен | |
Учитель: Вы так здорово танцевали и играли, что мне тоже захотелось петь и плясать (пою и приплясываю) – Я пойду да разойдуся По зеленой по траве. Заиграли гармонисты – Все волнуется во мне. Эй, топни, нога, Топни, правенькая! Все равно плясать пойду, Хоть и маленькая. Ребята, а что это я спела: песню или частушку? Ответы учащихся Учитель: Правильно: частушку не спутаешь с песней. Плясовые песни быстрого темпа исполнения издавна в народе назывались «частыми». Вот так появилось новое название этим плясовым песенкам – частушки. Чаще всех встречаются плясовые частушки. У этих частушек ритм другой, специально приспособленный для быстрой пляски. В плясовых частушках чаще говорится о самой пляске, о гармонисте, они чаще бывают шуточного, даже озорного характера. Давайте разучим 1 куплет этой частушки Вначале прочитаем ритм стихов на слоги «та» и «ти»: --..-..-..-......-..-..- Учащиеся выполняют задание Учитель: Чувствуете, что эти припевки хочется не петь, а выкрикивать. Для пляски самое главное – ритм, поэтому и в ладоши прихлопывают, когда «русскую» пляшут. Сейчас каждый из вас по очереди сыграет на синтезаторе ритм этой частушки, а вместе мы будем подпевать слова. Коллективное пение учащихся под ритмический аккомпанемент на синтезаторе. | - развитие эмоциональной реакции на музыку - развитие мышления - обогащение понятийного словаря - развитие ритмического слуха, артикуляционной моторики, памяти - развитие ритмического слуха, памяти, мелкой моторики пальцев рук | Метод эмоционального воздействия: - Слушание частушки в исполнении учителя. Проблемная ситуация Словесный метод Совместные действия с учителем: - Чтение ритма, пение мелодии на одном звуке на слоги «та», «ти». Индивидуальная работа: - игра ритмического рисунка на синтезаторе в ансамбле с учителем. Совместные действия с учителем: - Разучивание 1 куплета со словами. | |
4. Заключительная часть. | |||
Учитель: давайте ещё раз пробежимся взглядом по следам народных песен и вспомним их. Учащиеся читают по указке учителя : Хороводные. Плясовые. Шуточные, Игровые. Частушки. Учитель: вы помните, кто сочинил все эти песни? Ответы учащихся. Учитель: Что нового вы узнали? Ответы учащихся. Учитель: Какие песни вспомнили? Ответы учащихся. Учитель: Молодцы, ребята. Вы показали себя настоящими следопытами, внимательными и любознательными. На следующих уроках мы поговорим с вами о солдатских, лирических и трудовых песнях. А напоследок я дам вам послушать песню, которая мне очень нравится. Для вас поёт и играет Жанна Бечевская . Песня называется «Как служил солдат». | - развитие навыка хорового чтения - развитие навыка припоминания - сообщение содержания следующего урока | Метод обобщения - повторение основных понятий Метод забегания вперёд Метод эмоционального воздействия | |
Учащиеся слушают р.н.п. «Как служил солдат», (исп. Ж. Бичевская, гитара) . | - обогащение эмоционально-слуховых впечатлений - воспитание любви к народной песне | Коллективное слушание | |
Учитель: Вам понравилась песня? Ответы учащихся. Учитель: на этой замечательной ноте мы с вами и попрощаемся. До свидания! | - Приучение к нормам культурного общения - закрепление показа движения мелодии ручными знаками (5-1 ст.) | Совместные действия с учителем (по образцу) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок музыки в 8 классе со сложной структурой дефекта по теме "Композиторская и народная музыка"
Тема урока: композиторская и народная музыка Цель: формирование представлений о том, кто и как сочиняет музыку. Задачи:воспитательныеФормирование осознанного слухового восприятия композиторс...
Индивидуальное занятие по РСВ и обучению произношения в 7 классе (класс со сложной структурой дефекта)
Открытое занятие по развитию слухового восприятия и обучению произношению...
Индивидуальное занятие по РСВ и обучению произношения в 8 классе (класс со сложной структурой дефекта)
Один из серии занятий на тему:" Я Петербуржец"....
Сценарий праздника "Прощание с 1 классом" (для класса со сложной структурой дефекта).
Разработка мероприятия для учащихся 1 класса со сложной структурой дефекта....
Конспект урока по письму во 2 классе (класс со сложной структурой дефекта) "Составление и письмо слогов, слов с изученными буквами".
Конспект урока письма во 2 классе школы 8 вида....
Уроки Истории Отечества в классе со сложной структурой дефекта (материалы для школьников по ряду тем, 7 класс)
Материалы в помощь учащимся на уроках истории Отечества в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида (класс со сложной структурой дефекта). Выделены основнае понятия, на которые у...
Конспект открытого урока по письму 8 класс (класс со сложной структурой дефекта) по теме «Части речи и члены предложения» «Праздник мужества и чести».
Тип урока: «Праздник мужества и чести» Закрепление пройденного материала.Цель урока: Обобщение, закрепление и актуализация знаний о частях речи и членах предложения....