"По следам народных песен" урок музыки в 5 классе со сложной структурой дефекта
методическая разработка по музыке (5 класс) по теме

Криволапова Ирина Леонидовна

Цель:  обогащать представление учащихся о жанрах народной песни.                         

Задачи:

·      Воспитывать любовь  к народной песне

·      Активизировать познавательный  интерес к учебным заданиям

·      Развивать умение высказываться о характере музыки.

·      Стимулировать эмоционально-двигательную реакцию детей на музыку различного характера

·      Учить читать и петь тексты на слоги в соответствии с ритмом мелодии

·      Совершенствовать навык координации пения и движения.

·      Развивать ритмическую способностьв различных видах музыкальной деятельности

·      Обогащать понятийный словарь

 

Словарь:  Песня. Марш, Танец. Мелодия. Стихи. Ритм. Хор. Солист. Композитор. Поэт. Народ. Хороводные. Шуточные. Игровые. Плясовые. Частушки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon po_sledam_narodnyh_pesen.doc85.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема урока: «По следам народных песен»

Цель:  обогащать представление учащихся о жанрах народной песни.                         

Задачи:

  1. Воспитывать любовь  к народной песне
  2. Активизировать познавательный  интерес к учебным заданиям
  3. Развивать умение высказываться о характере музыки.
  4. Стимулировать эмоционально-двигательную реакцию детей на музыку различного характера
  5. Учить читать и петь тексты на слоги в соответствии с ритмом мелодии
  6. Совершенствовать навык координации пения и движения.
  7. Развивать ритмическую способность в различных видах музыкальной деятельности
  8. Обогащать понятийный словарь

Словарь:  Песня. Марш, Танец. Мелодия. Стихи. Ритм. Хор. Солист. Композитор. Поэт. Народ. Хороводные. Шуточные. Игровые. Плясовые. Частушки.

Оборудование и материалы:

Синтезатор

Магнитофон

Тексты песен (Частушка, «Во поле берёза стояла»)

Иллюстрации по теме урока

Слова-понятия

Ритмические рисунки мелодий песен в виде точек и тире.

Трещотки пластинчатые (5 шт.)

Методы:

Словесный

Наглядно-слуховой

Метод эмоционального воздействия

Практический

Анализ

Репертуар и программное содержание
  1. «Вместе весело шагать», сл. М. Матусовского, муз. В.Шаинского

(БДХ п/у В.Попова) – акцентированная ходьба, повторение понятий «песня», «марш», «танец», «хор», «композитор», «мелодия», «поэт»,  «стихи».

  1. «Во поле берёза стояла» рус. н. п. (синтезатор) – уточнение понятий «народная», «хороводная», «припевные слова». Пение припевных слов «люли, люли, стояла» и т.д. по ритмической записи и печатному тексту.
  2. «А я по лугу», р.н.п. (исп. фольк. гр. в сопр. анс. нар. инстр.) - ходьба хороводным шагом с пением, выполнение метрических хлопков и притопов. Понятие «шуточная, игровая».
  3. «Ай, заинька, ай, серенький», р.н.п. – слушание, беседа «Кто?», «Как?» исполняет, «Что хочется делать под музыку?». Уточнение понятия «плясовая». Свободная пляска (притопы, присядка, и пр.)
  4. «Пойду ль, выйду ль я…», р.н.п. (сольное академ. испол. в сопр. орк. нар. инстр.) – слушание и игра на пластинчатых трещотках. Беседа «Кто?», «Как?» исполняет.
  5. Частушки (исп. баян)– экскурс в историю слова «частушки» (= «частая»). Слушание в исполнении учителя. Чтение ритма на слова «шаг», «бегать». Пение мелодии на слоги «та», «ти». Индивидуальная игра ритмического рисунка на синтезаторе в ансамбле с учителем. Разучивание 1 куплета со словами.
  6.  «Как служил солдат», р.н.п. (исп. Ж. Бичевская, гитара) – слушание

Индивидуально-дифференцированная работа:

Достаточный уровень – контроль и частичная помощь учителя

Начальный уровень – устное напоминание, периодическая помощь со стороны учителя

Ход урока.

Содержание

                  Задачи

       Формы и методы работы

1. Вводная часть.

  1. Вход учащихся под песню

«Вместе весело шагать»,

сл. М.Пляцковского, муз. В. Шаинского

  1. Приветствие

Учитель: «Здравствуйте, ребята»

Ученики: «Здравстуйте»

- организация внимания

-  приучение к нормам культурного

общения

- повторение 5,3,1 ступеней

Совместные действия

 с учителем (по образцу)

  1. Учитель: Наш урок начну с загадки.

Слушайте внимательно:

Она и подруга,

Она и попутчица.

В пути без неё

Ничего не получится.

С нею, друзья,

Нам всегда интересно.

Узнали её?

Ну, конечно же… (песня)

Ответы учащихся.

-  Активизация мыслительной деятельности

Индивидуальный опрос

учащихся

2. Подготовительная часть.

  1. Учитель: Я  приглашаю вас в путешествие по следам знакомой песни.

(Репертуар: (фн +1)

«Вместе весело шагать»,

 сл. М.Матусовского,

муз. В.Шаинского)

-  Сообщение содержания урока

- эмоциональная настройка на

совместную коллективную деятельность

- развитие ритмических и координационных способностей

Совместные действия:

Ходьба колонной по залу за учителем.

По команде учителя учащиеся выполняют хлопки на первую долю.

Учитель: ещё раз послушайте загадку и  вместе дайте ответ.

Ответы учащихся: (песня)

Учитель: правильно. Молодцы!

 А чем отличается песня от танца?

Ответы учащихся: (песню поют, а танцы танцуют).

Учитель: правильно. Песни исполняются голосом. У каждой песни есть (показываю на карточки-термины) мелодия (напев) и слова, сложенные стихами (сопровождаю пение жестами): «Раз - словечко, два – словечко,  будет песенка!»

Учитель: А чем отличается песня от  марша?

Ответы учащихся: (под марш ходят)

Учитель: Верно. А   чтобы весело шагалось по просторам,  как надо петь?

Ответы учащихся: (хором)

Учитель: Молодцы. (сопровождаю пение дирижёрским жестом): «И, конечно, припевать, лучше хором, лучше хором, лучше хором!», то есть всем вместе.

А кто сочиняет песни?

Ответы учащихся: (композитор, народ)

Учитель:   правильно, песни сочиняют народ и композиторы.  Песни,  сочинённые народом, называют народными.  Какая из песен легче запоминается и исполняется - композиторская или народная? Почему? (предлагаю образец полного ответа, показываю на опорные слова)

Ответы учащихся (по образцу учителя)

Учитель:   О чём в своих песнях народ рассказывает? 

Ответы учащихся.

Учитель: Всё, что сердцу дорого,

В песню так и просится –

И рассвет малиновый,

И под небом рощица.

Сегодня мы отправимся в путешествие по следам народных песен.

- развитие навыка припоминания

- уточнение понятий «песня», «марш», «танец», «хор», «композитор», «поэт»,

«народ», «вместе», «один».

- развитие фразовой речи, словаря

- уточнение содержания урока

Словесный метод:

- беседа

Наглядно-слуховой  метод:

- исполнение учителем фрагментов знакомой песни

Индивидуальный опрос

Ответы учащихся по образцу учителя с использованием

опорных слов «легче» «простые» «труднее» «сложные».

Создание проблемной ситуации

3. Основная часть

Учитель: Посмотрите на иллюстрации. Что на них изображено?

Ответы учащихся 

Учитель: Песни, которые поются в хороводе, называются  хороводными.   

В хороводных песнях есть припевные слова, которые повторяются  два раза в конце каждой строфы. Кто хочет помочь мне прочитать припевные слова?

Индивидуальный опрос  учащихся.

Учитель: Первую строчку читает …, вторую строчку  читает …, третью строчку  читает …. Четвёртую и пятую строчки читаем все вместе.

 В какой песне есть эти припевные слова?

Ответы учащихся: «Во поле берёза стояла»

Учитель: Правильно. Молодцы.  Посмотрите, какие необычные следы оставили припевные слова. Давайте хором пропоём их на слоги  «ти» (.) и «та» (-):

-  . - .. - - -  . - .. - -

- развитие зрительного внимания,

- развитие мышления

- развитие речи

- уточнение понятий «хоровод» (вместе), «солист» (один), «гусли» (народный щипковый инструмент), «Боян» (певец-сказитель)

- развитие навыка работы с печатным текстом

- развитие певческих навыков

- развитие артикуляционной моторики, чувства ритма

Индивидуальный опрос

- анализ иллюстраций

Индивидуальное и хоровое  чтение с опорой на печатный текст

«люли, люли, стояла»,

«люли, люли, заломаю»,

«люли, люли, три гудочка»,

«люли, люли, балалайку»

«люли-люли, потешаю»

Учитель: А вот  ещё одна дорожка со следами. Давайте определим, какая песня их оставила. Читаем по моей указке хором:

.. -  . - .. -  . - …… - …… -

Ученики: ти-ти, та-а, ти, та, ти-ти, та-а, ти, та, ти-ти, ти-ти, ти-ти, та, ти-ти, ти-ти, ти-ти, та.

Учитель: узнали песню? Нет? Тогда послушаем её мелодию. (Играю мелодию р.н.п. «А я по лугу» на синтезаторе).  Как называется песня?

Ответы учащихся. 

Учитель: Это – шуточная игровая песня. Пели её с появлением большого количества комаров.  26 мая - день Лукерьи-комарницы. Давайте споём песню с движениями.

Учащиеся водят хоровод, поют, исполняют элементы народного танца.

- стимулирование познавательного интереса,

- активизация мыслительных процессов

- формирование навыка

сотрудничества

- развитие ритмичности,  эмоциональности и выразительности движений

- обогащение словаря

Совместные действия с учителем:

(учитель рядом со «слабым»

учеником)

- ходьба хороводным шагом с пением,

- исполнение танцевальных элементов  народного танца по подражанию: полуприседания, выставление ноги на каблук, притопы, поочерёдные хлопки и шлепки по предплечьям, туловищу, бёдрам, голеням.

- Закрепление понятий «хороводная», «шуточная», «игровая».

Учитель: у нас в гостях новая песня. Послушайте её.

Учащиеся слушают:  р.н.п. «Ай, заинька, ай серенький».

Учитель: Кто исполняет песню?

Ответы учащихся

Учитель: Как исполняет - с сопровождением или без него?

Ответы учащихся

Учитель: давайте ещё раз внимательно вслушаемся в текст песни.

Повторное прослушивание.

Учитель:  о чём  поётся в этой песне?

Какой характер, настроение, темп исполнения?

Ответы учащихся

Учитель: Правильно. Молодцы. Это плясовая песня. Выходи, народ, песня в пляс зовёт!

Свободная пляска учащихся.

- обогащение слухового опыта

- развитие мышления,

- развитие эмоционально-двигательной активности, танцевального творчества, ритмических способностей.

Индивидуальный опрос

- анализ средств музыкальной выразительности

Создание ситуации успеха

-  импровизация движений учащимися

Учитель: Мы вышли с вами на следующую дорожку. А поможет  нам прочитать оставленные на ней следы  (Ф.И. ученик). Читай на слоги «та» и «ти»:      -……-………………..-

Учитель: Как вы думаете, какая песня их оставила хороводная или плясовая?

Ответы учеников.

Учитель: Правильно. Это следы плясовой песни «Пойду ль, выйду ль я…», р.н.п. (сольное академ. испол. в сопр. орк. нар. инстр.). Вот вам трещотки. Присоединяйтесь к оркестру народных инструментов.

Учащиеся играют на трещотках.

Учитель: вы прослушали песни «Ай, заинька, ай, серенький» и  «Пойду ль я, выйду ль я». Как они исполнялись – одинаково или по-разному?

Ответы учащихся.

Учитель: Молодцы. Песню «Ай, заинька» исполняла жительница деревни без сопровождения. А песню «Пойду ля, выйду ль я» пела оперная певица в сопровождении оркестра народных инструментов.

- развитие артикуляционной моторики

- развитие зрительного и слухового внимания и восприятия

- развитие мышления

- развитие навыка игры на трещотках разными приёмами

- развитие чувства метро-ритма

- развитие навыка припоминания, мышления

- уточнение понятий

Индивидуальный опрос:

- Чтение и анализ ритмического рисунка.

Создание проблемной ситуации

Коллективное музицирование

на пластинчатых трещотках.

Проблемно-поисковая ситуация

- сравнение характера исполнения

2-х песен

Учитель:  Вы так здорово танцевали и играли, что мне тоже захотелось петь и плясать (пою и приплясываю) –

                   Я пойду да разойдуся

                По зеленой по траве.

                      Заиграли гармонисты –

                      Все волнуется во мне.

               Эй, топни, нога,

        Топни, правенькая!

        Все равно плясать пойду,

        Хоть и маленькая.

Ребята, а что это я спела: песню  или частушку?

Ответы учащихся

Учитель:  Правильно: частушку не спутаешь с песней. Плясовые песни быстрого темпа исполнения издавна в народе назывались «частыми». Вот так появилось новое название этим плясовым песенкам – частушки. Чаще всех встречаются плясовые частушки. У этих частушек ритм другой, специально приспособленный для быстрой пляски. В плясовых частушках чаще говорится о самой пляске, о гармонисте, они чаще бывают шуточного, даже озорного характера.

Давайте разучим 1 куплет этой частушки

Вначале прочитаем ритм стихов на слоги «та» и «ти»:  --..-..-..-......-..-..-           

Учащиеся выполняют задание

Учитель: Чувствуете, что эти припевки хочется не петь, а выкрикивать. Для пляски самое главное – ритм, поэтому и в ладоши прихлопывают, когда «русскую» пляшут. Сейчас каждый из вас по очереди сыграет на синтезаторе ритм этой частушки, а вместе мы будем подпевать слова.

Коллективное пение учащихся под

ритмический аккомпанемент на  синтезаторе.

- развитие эмоциональной реакции на музыку

- развитие мышления

- обогащение понятийного словаря

- развитие ритмического слуха, артикуляционной моторики, памяти

- развитие ритмического слуха, памяти, мелкой моторики пальцев рук

Метод эмоционального воздействия:

- Слушание частушки в исполнении учителя.

Проблемная ситуация

Словесный метод

Совместные действия с учителем:

- Чтение ритма,  пение мелодии на одном звуке на слоги «та», «ти».

Индивидуальная работа:

- игра ритмического рисунка на синтезаторе в ансамбле с учителем.

Совместные действия с учителем:

- Разучивание 1 куплета со словами.

4.  Заключительная часть.

Учитель: давайте ещё раз пробежимся взглядом по следам  народных песен и вспомним их.

Учащиеся читают по указке учителя :

Хороводные. Плясовые. Шуточные, Игровые. Частушки.

Учитель: вы помните, кто сочинил все эти песни?

Ответы учащихся.

Учитель: Что нового вы узнали? 

Ответы учащихся.

Учитель: Какие песни вспомнили?

Ответы учащихся.

Учитель: Молодцы, ребята. Вы показали себя настоящими следопытами, внимательными и любознательными.

На следующих уроках мы поговорим с вами о солдатских, лирических и трудовых песнях. А напоследок  я дам вам послушать песню, которая мне очень нравится.  Для вас поёт и играет Жанна Бечевская . Песня называется «Как служил солдат».

- развитие навыка хорового чтения

- развитие навыка припоминания

- сообщение содержания следующего урока

Метод обобщения

- повторение основных понятий

Метод забегания вперёд

Метод эмоционального воздействия

 Учащиеся слушают р.н.п. «Как служил солдат», (исп. Ж. Бичевская, гитара) .

- обогащение эмоционально-слуховых впечатлений

- воспитание любви к народной песне

Коллективное слушание

Учитель: Вам понравилась песня?

Ответы учащихся.

Учитель: на этой замечательной ноте мы с вами и попрощаемся. До свидания!

- Приучение к нормам

культурного общения

- закрепление показа движения

мелодии ручными знаками (5-1 ст.)

Совместные действия

 с учителем (по образцу)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок музыки в 8 классе со сложной структурой дефекта по теме "Композиторская и народная музыка"

Тема урока: композиторская и народная музыка Цель: формирование представлений о том, кто и как сочиняет музыку. Задачи:воспитательныеФормирование осознанного слухового восприятия композиторс...

Индивидуальное занятие по РСВ и обучению произношения в 7 классе (класс со сложной структурой дефекта)

Открытое занятие по развитию слухового восприятия и обучению произношению...

Сценарий праздника "Прощание с 1 классом" (для класса со сложной структурой дефекта).

Разработка мероприятия для учащихся 1 класса со сложной структурой дефекта....

Уроки Истории Отечества в классе со сложной структурой дефекта (материалы для школьников по ряду тем, 7 класс)

Материалы в помощь учащимся на уроках истории Отечества в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида (класс со сложной структурой дефекта). Выделены основнае понятия, на которые у...

Конспект открытого урока по письму 8 класс (класс со сложной структурой дефекта) по теме «Части речи и члены предложения» «Праздник мужества и чести».

Тип урока: «Праздник мужества и чести» Закрепление  пройденного материала.Цель урока: Обобщение, закрепление и актуализация знаний о частях речи и членах предложения....