Методическая разработка урока по музыке в первом классе: "Музыкальные инструменты"
методическая разработка (музыка) по теме
Познакомить детей с музыкальными духовыми инструментами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka_po_muzyke.docx | 23.21 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока по музыке в
1 классе
Тема урока: «Музыкальные инструменты».
Учитель: Болотина М.Е.
Москва 2012
Цель: знакомить с тембрами (голосами) духовых музыкальных инструментов (свирель, флейта) и их выразительными возможностями.
Задачи:
- Образовательные:
- расширять представления детей о многообразии музыкальных инструментов;
- совершенствовать речь детей, обогащать словарный запас;
- научить детей сопоставлять звучания народных инструментов со звучанием профессиональных инструментов (свирель-флейта).
- Воспитательные:
- воспитывать в детях интерес и любовь к музыке;
- воспитывать эмоциональное и осознанное отношение к музыке.
- Развивающие:
- формировать навыки выражения своего мнения о музыке;
- развивать интерес и желание играть на музыкальных инструментах.
- Здоровьесберегающие:
- снимать нервно-психологические перегрузки
- восстанавливать положительный эмоционально-энергетический тонус учащихся.
Методы, применяемые на уроке:
- метод музыкального обобщения;
- метод наблюдения;
- метод активизации музыкальной деятельности (словесный, наглядный);
- метод эмоционального воздействия.
Техническое оснащение: MP3 –проигрыватель, музыкальный CD-диск, учебник по музыке Сергеева, Шмагина, Критская, презентации PowerPoint, компьютер, фортепиано.
Этапы урока.
Учащиеся входят в класс под музыку Эстонской народной песни «У каждого свой музыкальный инструмент». Они произвольно, интуитивно выполняют музыкально-ритмические движения руками – подражают игре на различных музыкальных инструментах, которые узнают в звучании песни, корпусом тела изображают танцевальные движения.
I Организационный момент.
У. – «Музыкальное» приветствие.
Сообщение темы урока.
У. – Тема нашего сегодняшнего урока: «Музыкальные инструменты».
II. Беседа.
У.- Что необычного сегодня на нашем уроке?
Д.- Весело, задорно, можно порезвиться…
У.- Сегодня впервые на нашем уроке звучит такая веселая, задорная музыка?
Д. – Нет!
С помощью учителя дети могут назвать молдавские народные наигрыши «Хора», «Сырба», могут вспомнить вариации, звучащие в быстром темпе русского хоровода «Березка»).
У.- Чему подражали вы своими движениями?
Д. - Играли на музыкальных инструментах: дудочке, свирели.
У - Как называются такие музыкальные инструменты?
Д. - Народные
У.- Какому народу они принадлежат?
Д. - Русскому
III. Объяснение темы урока.
У.- Послушайте внимательно стихотворение
Сидел рыбак веселый
На берегу реки,
И перед ним по ветру
Качались тростники.
Сухой тростник он срезал
И скважины проткнул,
Один конец зажал он,
В другой конец подул.
И, будто оживленный,
Тростник заговорил —
То голос человека
И голос ветра был.
У.- Ребята, как вы думаете, какой музыкальный инструмент описал в этом стихотворении М.Ю. Лермонтов?
Д.- Дудочка, свирель.
У. – Молодцы правильно.
У.- Свирель русский народный духовой инструмент, похожий на дудочку. Звук у свирели мягкий, тихий. Играют на нём, вдувая воздух и зажимая отверстия, расположенные на стволе свирели. А сейчас мы послушаем, как звучит свирель.
Звучит наигрыш р.н.п. «Полянка».
На экране – изображение свирели.
У. - А теперь расскажем о музыке. Опишите её словами.
Д. – Плавно, нежно, ласково, задумчиво, легко.
У. – Ребята, а свирель относится к народным или профессиональным инструментам.
Д.- К народным.
У. – Правильно, молодцы.
У. – А как вы думаете среди профессиональных инструментов, близких по звучанию свирели, есть такие, на которых музыканты исполняют серьёзную, классическую музыку?
Дети затрудняются ответить.
У. – Давайте сейчас послушаем произведение великого немецкого композитора И.С. Баха «Шутка».
На экране изображена флейта.
У. – Ребята, вам знаком этот инструмент?
Д. – Да.
У. - Как он называется.
Д. – Флейта.
У. – Флейта – духовой инструмент, воспроизводит очень высокие звуки, а играют на нём как на свирели, вдувая воздух и зажимая отверстия.
У. – Опишите словами, как звучит флейта.
Д. – Нежно, игриво, легко, задорно.
У.- Молодцы.
У.- Ребята, я вижу, вы немного устали, сделаем паузу. Встаньте, пожалуйста, в центре зала, и мы с вами сейчас попробуем изобразить, как играют на флейте.
Звучит музыка Баха «Шутка». Ребята с учителем имитируют игру на флейте.
У. – Ребята, а как вы думаете, с чем можно сравнить голос флейты и свирели?
Д. – С пением птиц, со свистом человека, с журчаньем ручья.
У. – Правильно! Садитесь, пожалуйста, молодцы, а сейчас открываем учебники на стр. 54-55. Вы видите на рисунках музыкальные инструменты. Какие это инструменты?
Д. – Духовые.
У. – А почему вы сделали такой вывод?
Д. – В эти инструменты вдувают воздух и зажимают отверстия.
У. – Правильно. А все ли здесь инструменты русские народные?
Д.- Нет.
У.- А какой инструмент не русский народный?
Д. – Волынка.
У. – Правильно. В какой стране на нём играют?
Д. – На ней играют в Шотландии.
У. – Молодцы. Давайте послушаем, как звучит этот инструмент.
Звучит шотландская народная песня.
У. – Давайте опишем словами, как звучит этот инструмент.
Д. – Мягкий, глубокий, сочный.
У. – Ребята, перед вами на экране музыкальные инструменты. Найдите среди них духовые и скажите, как они называются.
Ребята называют инструменты.
У. – Молодцы, я вижу, все справились с заданием. А почему вы выбрали именно эти музыкальные инструменты?
Ученики комментируют свои ответы.
У.- Скажите, пожалуйста, у всех этих духовых инструментов одинаковые голоса или разные?
Д. – Разные.
У. – Правильно. Каждый инструмент имеет свой голос. Музыкальный голос называется тембром. У каждого музыкального инструмента свой голос, т. е. свой тембр.
Ответьте на мой вопрос, какой самый высокий музыкальный инструмент вы сегодня слышали на уроке?
Д.- Свирель, флейта.
У. – Молодцы. А сейчас мы вместе споём и разыграем по ролям э.н.п.
«У каждого свой музыкальный инструмент».
Дети вместе с учителем поют песню, имитируя игру на духовых инструментах.
IV. Итог урока.
Итак, сегодня на уроке мы познакомились с духовыми музыкальными инструментами. Вы теперь знаете, какие инструменты относятся к духовым и почему, какие являются народными, а на каком играют классическую музыку. Вы узнали, что у каждого инструмента есть свой голос (тембр), свои выразительные возможности.
Вы сегодня замечательно работали. Урок окончен
(«Музыкальное прощание»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока искусства (музыки) "Образы природы в фортепианном творчестве П.И.Чайковского"
Методическая разработка для проведения урока музыки в 6 классе....
Методическая разработка урока по музыке в 1 классе "Музыка вечера" учителя высшей категории Козлова Олега Филипповича, МБОУ Стегримовская основная общеобразовательная школа, Монастырщинский район, Смоленская область.
Методическая разработка урока по музыке в 1 классе «Музыка вечера». Программа авторов Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Автор: учитель музыки и истории высшей категории, Козлов...
Методическая разработка урока по музыке в 7 классе "Героическая тема в русской музыке, литературе, живописи" по программе Сергеевой, Критской
Методическая разработка интегрированного урока по музыке и литературе в 7 классе по теме "Героическая тема в русской музыке, литературе. живописи". Материал может пригодиться учителям ИЗО, МХК, музыки...
Методическая разработка урока истории "Общественные движения первой четверти XIXв."
Тип урока: комбинированныйФорма урока: урок – обсуждение.Методы: исследовательский, иллюстративный, репродуктивный, практическая работа, самостоятельная работа.Форма работы: групповая, индивидуальная....
Разработка открытого урока по музыке в 3 классе " Музыкальные инструменты. Скрипка."
Разработка открытого урока ФГОС по музыке в 3 классе "Музыкальные инструменты. Скрипка."Прикреплены самоанализ, презентация и разработка урока....
Методическая разработка урока. "Застывшая музыка. Музыка в архитектуре". 5 класс.
Конспект урока музыки в 5 классе по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.ШмагинойТема урока: «Застывшая музыка. Музыка в архитектуре»Форма урока: дист...
Методическая разработка урока "Внутренняя политика Николая Первого".
Задания для проверки читательской грамотности.Методическая разработка урока "Внутренняя политика Николая Первого"....