Методическая разработка урока "Внутренняя политика Николая Первого".
методическая разработка

Третьякова Ирина Николаевна

Задания для проверки читательской грамотности.

Методическая разработка урока "Внутренняя политика Николая Первого".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Первый вариант.

Методическая Разработка урока по теме :

« Внутренняя политика Николая I».

 Третьяковой Ирины Николаевны учителя истории  МБОУ СОШ №4 г. Аксая Ростовской области.

9 класс.

Тип урока: проблемный урок-исследование.

Используются: технология критического мышления, элементы технологии ситуативного обучения.

Форма урока – эвристическая беседа.

Методы:

1.Использование ситуаций, требующих оценочной деятельности, выражения своего мнения, отношения, позиции;

2. « Яркое пятно»;

3. «Толстые и тонкие вопросы»

Предметные умения:

- формулировать основные понятия темы;

-определить  основные черты внутренней политики Николая I, характеризовать его как государственного деятеля;

-выявлять направленность и определять особенности внутриполитического курса;

-понимать в чём специфика его правления в сравнении с предыдущим императором, в чём противоречивость этого царствования и каково его влияние на дальнейшее развитие России

Познавательные УУД:

- уметь определять понятие;

- уметь находить нужную социальную информацию в различных источниках, адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия;

-анализировать, обобщать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственным опытом и знаниями;

- давать оценку взглядам, событиям с позиции одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей

Коммуникативные УУД:

- находить нужную социальную информацию в различных источниках, адекватно ее воспринимать, применяя основные исторические термины и понятия;

- организовывать сотрудничество и совместную деятельность с одноклассниками в группе;

-  вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения.

Регулятивные УУД:

- формировавать познавательный  интерес, мотивацию к обучению;

- развивать навыки самопланирования, взаимо и самооценки.

Личностные УУД:

-принятие социальной роли обучающегося

- развивать  навыки сотрудничества с учителем, сверстниками в разных учебных ситуациях (парная, групповая работа);

- формировать готовности к саморазвитию;

- социальная адаптация.

Форма организации урока – групповая ( группы по 4 человека).

Этапы урока.

1. Вызов.

Актуализация темы и постановка проблемы.

( Использование приёма «Яркое пятно» )

На столах у учащихся информационные листы с текстами к уроку.

На экране слайд с фотографией памятника НиколаюI. Звучит запись хора Валаамского монастыря « Боже, спаси родную Русь!».

Учитель:

21 февраля 1855 года в русских газетах появилось сообщение, явившееся полной неожиданностью не только для миллионов российских подданных, но и для всего остального мира. Это был манифест о кончине императора. Его смерть вызвала в обществе самые различные чувства.

 Например, среди стихов Ф. И.  Тютчева имеются посвященные его памяти:

Не богу ты служил и не России,
Служил лишь суете своей,
И все дела твои, и добрые, и злые, -
Все было ложь в тебе, все призраки пустые:
Ты был не царь, а лицедей.


Но между тем, после знакомства с ним другой великий поэт А. С. Пушкин написал свои знаменитые «Стансы».

В надежде славы и добра

Гляжу вперёд я без боязни:

Начало славных дней Петра

Мрачили мятежи и казни.

Семейным сходством будь же горд;

Во всём будь пращуру подобен:

Как он, неутомим и твёрд,

И памятью, как он, незлобен.

На экране слайд  №2 с портретом Дж. Доу « Великий  князь Николай Павлович» (1823г.), но без подписи.

Учитель:

Его царствование началось расстрелом и казнью собственных подданных в ходе подавления восстания 14 декабря 1825 года, а завершилось трагедией военного поражения в Севастополе.

На экране появляется слайд №3 « Восстание декабристов» затем слайд №4

«Крымская война 1853-1856гг.».

Между этими двумя трагическими событиями тридцать лет жизни империи, где  всё определялось волей монарха.

ВОПРОС: КАК ВЫ ДУМАЕТЕ КТО ЭТОТ ЧЕЛОВЕК?

Ответы учеников.(Николай Первый).

 На экране появляется слайд №5 с портретом Николая Первого.  Звучит «Царь могучий!» в исполнении хора Валаамского монастыря.

Учитель: Как можно составить объективное мнение о человеке?

Ответы учеников. (О человеке  и его характере судят по его поступкам).

Учитель:   Николай Первый – глава государства.

В какой сфере деятельности ярче  всего мы будем наблюдать  проявления его характера?

Ответы учеников: во внутренней политике.

Поэтому мы с вами  и будем говорить о (объявляет тему урока) ВНУТРЕННЕЙ ПОЛИТИКИ НИКОЛАЯ ПЕРВОГО.

Учитель: Вступая на престол, Николай не имел ясного представления о том, какой бы он хотел видеть Российскую империю.

Но после унылых и мрачных последних лет царствования Александра I воцарение тридцатилетнего Николая внесло явное оживление в жизнь страны.

Император довольно скоро сумел завоевать симпатии светского общества. Фрейлина А.Ф.Тютчева писала в своём дневнике о Николае Первом: «Никто, лучше  как он, не был создан для роли самодержца. Он обладал для того и наружностью и необходимыми нравственными свойствами. Его внушительная и величественная красота, величественная осанка ………..всё дышало в нём живым божеством, всемогущим повелителем ………….Никогда этот человек не испытывал тени сомнения в своей власти или в законности её.»

Учитель: какие качества отмечает А.Ф.Тютчева в Николае Первом?

Ответы учеников.

Учитель: обратите внимание на предыдущие высказывания А.С.Пушкина и Ф.И.Тютчева. Какой возникает вопрос?

Ответы учеников.( Противоречивые оценки деятельности Николая Первого).

 Проблема : Почему же деятельность столь целеустремленного человека имела такие неоднозначные и противоречивые оценки современников?

Ответы учеников с предположениями.

2. Этап . Осмысление.

Учитель: В ходе следствия над декабристами был обнаружен целый ряд серьёзных недостатков в государственном управлении страной.

Николай попытался упорядочить русское законодательство (о необходимости этого говорили на следствии декабристы).

Учитель: Какие меры предпринял император для решения этого вопроса и укрепления государственного аппарата? Обратимся к тексту учебника

( стр.64)

Задание ученикам: ответить на вопросы: (слайд №6)

1.Какую цель ставил перед собой император?

2.Какие меры предпринимал?

3.Были эти меры эффективны, если в первой половине 19 века государственный аппарат рос примерно в 3 раза быстрее, чем население страны?

4.Почему эти меры не дали ожидаемого результата?

Ответы учащихся.

Учитель:

Н.И.Греч, публицист, бывший добровольный агент  III отделения Собственной его императорского величества канцелярии, оценивая результаты преобразований в этой области, писал:

« У нас злоупотребления срослись с общественным бытом, сделались необходимым его элементом. Может ли существовать порядок и благоденствие в стране, где из 60 миллионов нельзя набрать 8 умных министров и 50 честных губернаторов, где воровство, грабёж и взятки являются на каждом шагу, где нет правды в управлении?».

Вопрос учащимся: какой можно сделать вывод?

Ответы каждой группы учащихся.

Формулируем вывод.

Вывод. (слайд №7). Мероприятия, проводимые Николаем Первым, усилили роль чиновников и не дали желаемого результата т.к. привели к росту взяточничества и коррупции.

Учитель: и теперь уже А.С.Пушкин даёт другую оценку Николаю I «Хорош-хорош, а на тридцать лет дураков наготовил».

Учитель: Какой вопрос внутренней политики Российского государства

был самым актуальным в XIX веке?

Ответы учеников (крестьянский вопрос).

Учитель: Так как ключевым вопросом внутренней политики по- прежнему оставался крестьянский вопрос, давайте посмотрим:

1.Как Николай Первый относился к крепостному праву?

2.Собирался ли он его отменить?

Обратимся к источнику. Стр.69 учебника. « Из выступления Николая I на заседании Государственного совета 30 марта 1842года».

Учитель: какие выводы мы можем сделать?

Ответы учащихся.

Выводы:

1.Крепостное право-зло.

2.Отмена крепостного права – зло более гибельное.

3.Решать этот вопрос - преждевременно.

4.Николай боялся крестьянского бунта.

Учитель: однако, император понимал, что решать этот вопрос всё же необходимо.

Первым шагом в этом направлении стали преобразования в положении государственных крестьян (19мл. человек).

Вопрос: почему преобразования коснулись только государственных крестьян?

Ответы учеников.

(Государство могло ими распоряжаться).

Вопрос: Какие были приняты меры   для решения этого вопроса?

 Обратимся к тексту учебника. Стр.66.

Давайте ответим на вопросы: (слайд №8) .

1.Цели реформы.

2.Основные мероприятия.

3.Результат.

4.Плюсы и минусы реформы.

Николаем Первым были предприняты меры по изменению положения крепостных крестьян (Стр.66-67. учебника).

Ответить на вопросы: (слайд №9)

1.На что эти меры были направлены?

2.Решали они основную задачу – отмену крепостного права?

Задание ученикам (работа в группах): составьте схему, отражающую меры по решению крестьянского вопроса (слайд №10).

Учитель: Какой вывод мы можем сделать?

Ответы групп.

Вывод: (слайд №11) Все эти меры улучшали положение государственных крестьян, но не решали основного вопроса, т.е. не давали крестьянам свободу и землю.

Учитель: Николаю Первому предоставлялся исторический шанс стать

Освободителем крестьянства, но он им не воспользовался.

Почему? Давайте ещё раз обратимся к его же словам ( учебник стр.69.)

Ответы учеников.

Вывод: боялся крестьянского бунта, боялся взять на себя ответственность за последствия отмены крепостного права.

Учитель:

Историк В.О.Ключевский, характеризуя общую концепцию николаевского правления, отмечал: «Николай поставил себе задачей ничего не переменять, не вводить ничего нового в основаниях, а только поддерживать существующий порядок, восполнять пробелы, чинить обнаруживающиеся ветхости с помощью всякого практического законодательства и всё это делать без всякого участия общества, даже с подавлением общественной самостоятельности».

 

Если обратится ко дню сегодняшнему, то среди наших руководителей есть яркий пример политика, который умеет принимать ответственные решения. Это В.В.Путин. (слайд №12).

Он возглавил страну в сложный период и сумел вывести её из кризиса. Вспоминая о времени, когда ему предложили стать исполняющим обязанности президента В.В.Путин говорил: «Я не был уверен, что хочу такой судьбы….НО есть и другая логика. Судьба складывается так, что можно поработать на самом высоком уровне в стране и для страны. Когда я уже начал работать, то почувствовал удовлетворение от того, что самостоятельно принимаешь решения, от сознания , что -последняя инстанция, а значит, от тебя многое зависит. И ответственность тоже на тебе. Да. Это приятное чувство ответственности.»

И сегодня, будучи премьер-министром, в сложных условия мирового экономического кризиса,  В.В.Путин не боится принимать ответственных решений, успешно руководит правительством страны. Это яркий пример чёткой гражданской позиции(слайд № 14).

3 этап. Рефлексия

Учитель предлагает ученикам продолжить фразу:

Сегодня на уроке я понял что……..

Результат урока – готовый продукт:

  1.  «Решение крестьянского вопроса Николаем Первым»

Оценивание.

Основным критерием оценивания на уроке является деятельность учащихся в группе.

Группа , выполнившая не менее пяти заданий в течении урока, получает оценку «отлично».

Учитель предлагает каждой группе провести самооценку деятельности каждого члена группы и заполнить оценочные листы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку: Внутренняя политика Николая Первого.

Презентация к уроку: Внутренняя политика Николая I. Материал подготовле в соответствии с содержанием учебника А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России XIX век. Москва. Просвещение. 2009 г....

Методическая разработка по теме "Лапта"-первые шаги в обучении

Спортивный инвентарь и оборудование для игры в "Лапту", правила игры, упражнеия, используемые на уроках физической культуры для обучения игре....

Методическая разработка занятия: «Хрустальная ночь» - первый шаг на пути к Катастрофе

Цели для ученика:Учащиеся получат возможность проанализировать «Хрустальную ночь» с позиции современной культурной ситуации;Учащиеся научатся на анализе источников выстраивать целостную картину ...

Методическая разработка научно-практического семинара "Первые библиотеки на Руси" (с использованием комплексного анализа текста)

Данный семинар был проведен для библиотекарей с участием учеников 5 класса. На этом семинаре был представлен исторический материал о первых библиотеках на Руси во времена княжения Ярослава Мудрого, а ...

Методическая разработка "Внешняя политика Николая I"

Цели урока:образовательные  :изучить основные направления внешней политики России второй чет­верти XIX века;выяснить территориальные приобретения по итогам русско-турецкой войны;называть основные...

Технологическая карта урока По теме "ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА НИКОЛАЯ ПЕРВОГО" для 10класса

Урок разработан в соответствии с ФГОС по  проектно-исследовательской и проблемной технологии обучения. К уроку прилагается презентация и извлечения из исторических источников....

Методическая разработка: "Внешняя политика Отечества IX - XXI века"

Материал представлен ввиде таблиц, дающих краткую характеристику причинам и итогам международных вооруженных конфликтов (военных походов, войн, военных операций). Пособие дает возможность систематизир...