Методическая разработка урока "Внутренняя политика Николая Первого".
методическая разработка
Задания для проверки читательской грамотности.
Методическая разработка урока "Внутренняя политика Николая Первого".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka_vnutrennyaya_politika_nikolaya_pervogo.doc | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Первый вариант.
Методическая Разработка урока по теме :
« Внутренняя политика Николая I».
Третьяковой Ирины Николаевны учителя истории МБОУ СОШ №4 г. Аксая Ростовской области.
9 класс.
Тип урока: проблемный урок-исследование.
Используются: технология критического мышления, элементы технологии ситуативного обучения.
Форма урока – эвристическая беседа.
Методы:
1.Использование ситуаций, требующих оценочной деятельности, выражения своего мнения, отношения, позиции;
2. « Яркое пятно»;
3. «Толстые и тонкие вопросы»
Предметные умения:
- формулировать основные понятия темы;
-определить основные черты внутренней политики Николая I, характеризовать его как государственного деятеля;
-выявлять направленность и определять особенности внутриполитического курса;
-понимать в чём специфика его правления в сравнении с предыдущим императором, в чём противоречивость этого царствования и каково его влияние на дальнейшее развитие России
Познавательные УУД:
- уметь определять понятие;
- уметь находить нужную социальную информацию в различных источниках, адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия;
-анализировать, обобщать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственным опытом и знаниями;
- давать оценку взглядам, событиям с позиции одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей
Коммуникативные УУД:
- находить нужную социальную информацию в различных источниках, адекватно ее воспринимать, применяя основные исторические термины и понятия;
- организовывать сотрудничество и совместную деятельность с одноклассниками в группе;
- вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения.
Регулятивные УУД:
- формировавать познавательный интерес, мотивацию к обучению;
- развивать навыки самопланирования, взаимо и самооценки.
Личностные УУД:
-принятие социальной роли обучающегося
- развивать навыки сотрудничества с учителем, сверстниками в разных учебных ситуациях (парная, групповая работа);
- формировать готовности к саморазвитию;
- социальная адаптация.
Форма организации урока – групповая ( группы по 4 человека).
Этапы урока.
1. Вызов.
Актуализация темы и постановка проблемы.
( Использование приёма «Яркое пятно» )
На столах у учащихся информационные листы с текстами к уроку.
На экране слайд с фотографией памятника НиколаюI. Звучит запись хора Валаамского монастыря « Боже, спаси родную Русь!».
Учитель:
21 февраля 1855 года в русских газетах появилось сообщение, явившееся полной неожиданностью не только для миллионов российских подданных, но и для всего остального мира. Это был манифест о кончине императора. Его смерть вызвала в обществе самые различные чувства.
Например, среди стихов Ф. И. Тютчева имеются посвященные его памяти:
Не богу ты служил и не России, |
Но между тем, после знакомства с ним другой великий поэт А. С. Пушкин написал свои знаменитые «Стансы».
В надежде славы и добра
Гляжу вперёд я без боязни:
Начало славных дней Петра
Мрачили мятежи и казни.
Семейным сходством будь же горд;
Во всём будь пращуру подобен:
Как он, неутомим и твёрд,
И памятью, как он, незлобен.
На экране слайд №2 с портретом Дж. Доу « Великий князь Николай Павлович» (1823г.), но без подписи.
Учитель:
Его царствование началось расстрелом и казнью собственных подданных в ходе подавления восстания 14 декабря 1825 года, а завершилось трагедией военного поражения в Севастополе.
На экране появляется слайд №3 « Восстание декабристов» затем слайд №4
«Крымская война 1853-1856гг.».
Между этими двумя трагическими событиями тридцать лет жизни империи, где всё определялось волей монарха.
ВОПРОС: КАК ВЫ ДУМАЕТЕ КТО ЭТОТ ЧЕЛОВЕК?
Ответы учеников.(Николай Первый).
На экране появляется слайд №5 с портретом Николая Первого. Звучит «Царь могучий!» в исполнении хора Валаамского монастыря.
Учитель: Как можно составить объективное мнение о человеке?
Ответы учеников. (О человеке и его характере судят по его поступкам).
Учитель: Николай Первый – глава государства.
В какой сфере деятельности ярче всего мы будем наблюдать проявления его характера?
Ответы учеников: во внутренней политике.
Поэтому мы с вами и будем говорить о (объявляет тему урока) ВНУТРЕННЕЙ ПОЛИТИКИ НИКОЛАЯ ПЕРВОГО.
Учитель: Вступая на престол, Николай не имел ясного представления о том, какой бы он хотел видеть Российскую империю.
Но после унылых и мрачных последних лет царствования Александра I воцарение тридцатилетнего Николая внесло явное оживление в жизнь страны.
Император довольно скоро сумел завоевать симпатии светского общества. Фрейлина А.Ф.Тютчева писала в своём дневнике о Николае Первом: «Никто, лучше как он, не был создан для роли самодержца. Он обладал для того и наружностью и необходимыми нравственными свойствами. Его внушительная и величественная красота, величественная осанка ………..всё дышало в нём живым божеством, всемогущим повелителем ………….Никогда этот человек не испытывал тени сомнения в своей власти или в законности её.»
Учитель: какие качества отмечает А.Ф.Тютчева в Николае Первом?
Ответы учеников.
Учитель: обратите внимание на предыдущие высказывания А.С.Пушкина и Ф.И.Тютчева. Какой возникает вопрос?
Ответы учеников.( Противоречивые оценки деятельности Николая Первого).
Проблема : Почему же деятельность столь целеустремленного человека имела такие неоднозначные и противоречивые оценки современников?
Ответы учеников с предположениями.
2. Этап . Осмысление.
Учитель: В ходе следствия над декабристами был обнаружен целый ряд серьёзных недостатков в государственном управлении страной.
Николай попытался упорядочить русское законодательство (о необходимости этого говорили на следствии декабристы).
Учитель: Какие меры предпринял император для решения этого вопроса и укрепления государственного аппарата? Обратимся к тексту учебника
( стр.64)
Задание ученикам: ответить на вопросы: (слайд №6)
1.Какую цель ставил перед собой император?
2.Какие меры предпринимал?
3.Были эти меры эффективны, если в первой половине 19 века государственный аппарат рос примерно в 3 раза быстрее, чем население страны?
4.Почему эти меры не дали ожидаемого результата?
Ответы учащихся.
Учитель:
Н.И.Греч, публицист, бывший добровольный агент III отделения Собственной его императорского величества канцелярии, оценивая результаты преобразований в этой области, писал:
« У нас злоупотребления срослись с общественным бытом, сделались необходимым его элементом. Может ли существовать порядок и благоденствие в стране, где из 60 миллионов нельзя набрать 8 умных министров и 50 честных губернаторов, где воровство, грабёж и взятки являются на каждом шагу, где нет правды в управлении?».
Вопрос учащимся: какой можно сделать вывод?
Ответы каждой группы учащихся.
Формулируем вывод.
Вывод. (слайд №7). Мероприятия, проводимые Николаем Первым, усилили роль чиновников и не дали желаемого результата т.к. привели к росту взяточничества и коррупции.
Учитель: и теперь уже А.С.Пушкин даёт другую оценку Николаю I «Хорош-хорош, а на тридцать лет дураков наготовил».
Учитель: Какой вопрос внутренней политики Российского государства
был самым актуальным в XIX веке?
Ответы учеников (крестьянский вопрос).
Учитель: Так как ключевым вопросом внутренней политики по- прежнему оставался крестьянский вопрос, давайте посмотрим:
1.Как Николай Первый относился к крепостному праву?
2.Собирался ли он его отменить?
Обратимся к источнику. Стр.69 учебника. « Из выступления Николая I на заседании Государственного совета 30 марта 1842года».
Учитель: какие выводы мы можем сделать?
Ответы учащихся.
Выводы:
1.Крепостное право-зло.
2.Отмена крепостного права – зло более гибельное.
3.Решать этот вопрос - преждевременно.
4.Николай боялся крестьянского бунта.
Учитель: однако, император понимал, что решать этот вопрос всё же необходимо.
Первым шагом в этом направлении стали преобразования в положении государственных крестьян (19мл. человек).
Вопрос: почему преобразования коснулись только государственных крестьян?
Ответы учеников.
(Государство могло ими распоряжаться).
Вопрос: Какие были приняты меры для решения этого вопроса?
Обратимся к тексту учебника. Стр.66.
Давайте ответим на вопросы: (слайд №8) .
1.Цели реформы.
2.Основные мероприятия.
3.Результат.
4.Плюсы и минусы реформы.
Николаем Первым были предприняты меры по изменению положения крепостных крестьян (Стр.66-67. учебника).
Ответить на вопросы: (слайд №9)
1.На что эти меры были направлены?
2.Решали они основную задачу – отмену крепостного права?
Задание ученикам (работа в группах): составьте схему, отражающую меры по решению крестьянского вопроса (слайд №10).
Учитель: Какой вывод мы можем сделать?
Ответы групп.
Вывод: (слайд №11) Все эти меры улучшали положение государственных крестьян, но не решали основного вопроса, т.е. не давали крестьянам свободу и землю.
Учитель: Николаю Первому предоставлялся исторический шанс стать
Освободителем крестьянства, но он им не воспользовался.
Почему? Давайте ещё раз обратимся к его же словам ( учебник стр.69.)
Ответы учеников.
Вывод: боялся крестьянского бунта, боялся взять на себя ответственность за последствия отмены крепостного права.
Учитель:
Историк В.О.Ключевский, характеризуя общую концепцию николаевского правления, отмечал: «Николай поставил себе задачей ничего не переменять, не вводить ничего нового в основаниях, а только поддерживать существующий порядок, восполнять пробелы, чинить обнаруживающиеся ветхости с помощью всякого практического законодательства и всё это делать без всякого участия общества, даже с подавлением общественной самостоятельности».
Если обратится ко дню сегодняшнему, то среди наших руководителей есть яркий пример политика, который умеет принимать ответственные решения. Это В.В.Путин. (слайд №12).
Он возглавил страну в сложный период и сумел вывести её из кризиса. Вспоминая о времени, когда ему предложили стать исполняющим обязанности президента В.В.Путин говорил: «Я не был уверен, что хочу такой судьбы….НО есть и другая логика. Судьба складывается так, что можно поработать на самом высоком уровне в стране и для страны. Когда я уже начал работать, то почувствовал удовлетворение от того, что самостоятельно принимаешь решения, от сознания , что -последняя инстанция, а значит, от тебя многое зависит. И ответственность тоже на тебе. Да. Это приятное чувство ответственности.»
И сегодня, будучи премьер-министром, в сложных условия мирового экономического кризиса, В.В.Путин не боится принимать ответственных решений, успешно руководит правительством страны. Это яркий пример чёткой гражданской позиции(слайд № 14).
3 этап. Рефлексия
Учитель предлагает ученикам продолжить фразу:
Сегодня на уроке я понял что……..
Результат урока – готовый продукт:
- «Решение крестьянского вопроса Николаем Первым»
Оценивание.
Основным критерием оценивания на уроке является деятельность учащихся в группе.
Группа , выполнившая не менее пяти заданий в течении урока, получает оценку «отлично».
Учитель предлагает каждой группе провести самооценку деятельности каждого члена группы и заполнить оценочные листы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку: Внутренняя политика Николая Первого.
Презентация к уроку: Внутренняя политика Николая I. Материал подготовле в соответствии с содержанием учебника А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России XIX век. Москва. Просвещение. 2009 г....
Методическая разработка по теме "Лапта"-первые шаги в обучении
Спортивный инвентарь и оборудование для игры в "Лапту", правила игры, упражнеия, используемые на уроках физической культуры для обучения игре....
Методическая разработка занятия: «Хрустальная ночь» - первый шаг на пути к Катастрофе
Цели для ученика:Учащиеся получат возможность проанализировать «Хрустальную ночь» с позиции современной культурной ситуации;Учащиеся научатся на анализе источников выстраивать целостную картину ...
Методическая разработка научно-практического семинара "Первые библиотеки на Руси" (с использованием комплексного анализа текста)
Данный семинар был проведен для библиотекарей с участием учеников 5 класса. На этом семинаре был представлен исторический материал о первых библиотеках на Руси во времена княжения Ярослава Мудрого, а ...
Методическая разработка "Внешняя политика Николая I"
Цели урока:образовательные :изучить основные направления внешней политики России второй четверти XIX века;выяснить территориальные приобретения по итогам русско-турецкой войны;называть основные...
Технологическая карта урока По теме "ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА НИКОЛАЯ ПЕРВОГО" для 10класса
Урок разработан в соответствии с ФГОС по проектно-исследовательской и проблемной технологии обучения. К уроку прилагается презентация и извлечения из исторических источников....
Методическая разработка: "Внешняя политика Отечества IX - XXI века"
Материал представлен ввиде таблиц, дающих краткую характеристику причинам и итогам международных вооруженных конфликтов (военных походов, войн, военных операций). Пособие дает возможность систематизир...