Педагогическая концепция учителя музыки
статья по музыке по теме
Воспитание духовности, формирование системы духовных и нравственных ценностей у подрастающего поколения, становление личности, воспитание гражданственности и патриотизма – вот наиболее проблемные, в то же время наиболее значимые задачи, которые ставятся обществом и государством перед системой школьного образования. По моему глубокому убеждению, уроки музыки и ОПК – благодатное поле для решения этих задач. Исходя из этого целью моей педагогической деятельности: формирование нравственных ценностей и идеалов средствами музыкального образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskaya_koncepciya_uchitelya_muzyki_igoshevoi_l.v..doc | 41.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Педагогическая концепция учителя музыки
Филипповой Елены Павловны
Воспитание духовности, формирование системы духовных и нравственных ценностей у подрастающего поколения, становление личности, воспитание гражданственности и патриотизма – вот наиболее проблемные, в то же время наиболее значимые задачи, которые ставятся обществом и государством перед системой школьного образования. По моему глубокому убеждению, уроки музыки – благодатное поле для решения этих задач. Исходя из этого целью моей педагогической деятельности: формирование нравственных ценностей и идеалов средствами музыкального образования.
Музыка, как и другие искусства, в системе общего образования имеет особое предназначение духовного совершенствования человека. Воздействуя интонационно на чувства, сознание и неосознанные пласты человеческой психики, на личность в целом, она активно формирует мироощущение, мировосприятие и мировоззрение человека.
Духовные ценности, запечатленные в музыке, — общечеловеческие и глубоко личностные одновременно. Передаются они только через сопереживание. Поэтому важнейшими задачами музыкального образования должно быть развитие художественного восприятия и воспитание эстетических чувств.
Музыка — не только носитель духовных ценностей, хранимых человечеством, но и язык духовного общения, которым нужно овладеть. И моё мнение состоит в том, что приобщение к общечеловеческому духовному опыту, выраженному в музыке, происходит в процессе общения учителя и ученика с музыкальным произведением (его внутренним миром, а также автором, эпохой, исполнителем).
Я думаю, что немаловажным условием общения на уроке музыки является развитие музыкального мышления личности, ее выразительного интонационного слуха и эстетического восприятия, а средством общения — практическое владение музыкальной речью. Поэтому процесс музыкального образования должен представлять собой целостную последовательную систему развития музыкального мышления учащихся в процессе практического освоения материала .
Цель базового музыкального образования в школе — ввести детей в мир музыки. По- моему, это значит воспитать музыкальную культуру детей, отличать хорошее от плохого. Вхождение ребенка в музыку — это постепенное раскрытие его духовности, возвышение чувств, приобщение к миру прекрасного, воспитание ценностного отношения к музыке и жизни, раскрытие творческого потенциала личности. Оно не должно сводиться к усвоению музыкальных знаний, умений и навыков, хотя предполагает их приобретение.
Важно поставить в центр музыкально-воспитательного процесса творчески активную личность учащегося, что требует применения компетентностного подхода к преподаванию музыки.
В основе лежит система знакомства учащихся с музыкальным произведением, самостоятельная работа учащихся с музыкальной литературой, их активная деятельность, собственная оценка работы на уроке. При диалогическом построении урока происходит становление личности в процессе совместной деятельности, расширение опыта каждого ученика через соприкосновение с опытом других.
Вводя учащихся в мир музыки, по моему мнению, важно не загружать учеников знаниями о ней, а постоянно включать ее, как важную составляющую в коммуникативных связях человека с окружающим миром, проигрывать эти связи различными способами.
Важнейшим средством учебного процесса является насыщение содержания урока. Это коренным образом меняет позицию учащихся на уроке. Урок музыки перестает носить односторонне информационный характер.
Смысловым стержнем программы на моих уроках служит тематизм, который выстроен в соответствии с логикой развития музыкального мышления и художественного восприятия детей и направляет процесс накопления ими музыкального опыта, овладения искусством духовного общения на языке музыки. В основе тематического построения программы лежит система обобщенных представлений о музыке как виде искусства, разработанная Д.Б. Кабалевским.
Основной формой организации музыкально-воспитательного процесса является урок. На своих уроках я использую различные виды деятельности:
- Слушание музыкального произведения
- Анализ музыкальных образов
- Метод сопоставления
- Работа с музыкальной литературой
- Составление сравнительных таблиц
- Творческие работы учащихся (рефераты, сообщения на тему)
- Работа в группах
- Индивидуальная работа каждого ученика
- Составление кроссвордов
- Урок - викторина
- Урок - концерт.
- Создание презентационного материала к уроку.
Важно, чтобы каждый урок не только направлялся на раскрытие темы четверти или ее элементов, но имел свою художественно-игровую форму, воплощенную в сценарии, эмоционально-смысловой драматургии урока, имеющего сюжет, план и нравственно-эстетическую кульминацию.
Современный урок музыки строится путем сопоставления самостоятельных видов деятельности и по принципу эмоционального оценивания художественных образов. Поэтому работа над каждым произведением осуществляется во взаимосвязи различных видов деятельности. Тем самым обеспечивается методика так называемого "быстрого ведения урока", когда решение одной учебной задачи переносится на самостоятельную работу ученика над художественными произведениями. При этом целостность урока создается не только его темой, связью с предыдущими и последующими уроками, но обязательной постановкой учителем художественной сверхзадачи, требующей рождения личностного, творческого отношения детей к произведению и его месте в жизни человека, т.е. нравственно-эстетической интерпретации содержания урока.
Большое значение имеет атмосфера урока, которая создает нужный психологический настрой, будит фантазию, воображение детей, создает условия для активизации усвоения знаний посредством включения в деятельность всех учащихся. Создавать такую атмосферу на уроке помогают широкие связи с другими искусствами, исполнительское мастерство и артистизм учителя.
Каким бы оснащенным ни был учебно-воспитательный процесс, его результативность целиком и полностью зависит от личности учителя. Преподаватель музыки должен быть творческой личностью с развитым воображением и художественным мышлением, богатой духовной культурой.
Оценка знаний и умений учащихся должна быть стимулирующей. В ее основе — принцип оценивания достижений, творческих проявлений учащихся, а не их недостатков.
Домашние задания по музыке должны ориентировать учащихся на музыку вокруг детей и способствовать развитию осознанного отношения к ней.
Особое место в современной системе образования отводится исследовательской деятельности. Я работаю по этому направлению несколько лет, и сегодня могу сказать, что виден интерес к нестандартной работе учащихся и это огромный плюс, который стимулирует мою творческую деятельность. Участие в творческих конкурсах и научно-практических конференциях, фольклорные экспедиции и концертные программы для жителей микрорайона, приобщение к истории своего народа - все это способствует духовному обогащению моих учеников.
Я считаю, что моя педагогическая концепция актуальна в современном педагогическом процессе, ведь в простых истинах заложена концепция, программа учительского труда, его общественная польза и значимость, поэтому стараюсь придерживаться вошедших в педагогическую практику норм и требований:
- отлично владеть своим предметом, стараться знать все или многое о современных достижениях наук, сопредельных с предметом, который преподаю, о новом в психологии, педагогике, методике преподавания;
- глубоко знать содержание преподаваемого курса, серьезно и обстоятельно готовиться к урокам, в том числе и психологически;
применять современные педагогические технологии в образовательном процессе, много и с удовольствием работать в своем кабинете, создавать и использовать разные ряды наглядности;
- настойчиво и без раздражения работать с каждым учеником, стараясь добиться необходимого учебного эффекта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическая концепция учителя русского языка и литературы
В работе показана специфика влияния педагогического отношения на формирование мировоззрения учащихся. Система работы содержит осмысленный, выстроенный в соответствии с современными требованиями опыт р...
Педагогическая концепция учителя английского языка.
Проблемы обучение английскому языку сегодня и пути их решения....
Педагогическая концепция учителя музыки Сазоновой Татьяны Анатольевны ВСОШ №2
Педагогическая концепция учителя музыкиСазоновой Татьяны Анатольевны ВСОШ №2...
Педагогическая концепция учителя математики МКОУ "Сарульская СОШ" Манджиевой Марии Николаевны
Педагогическая концепция учителя математики Манджиевой Марии Николаевны. Я считаю: "Если ученик стал учиться на твёрдую тройку, это уже качество. Если повысилась познавательная активность – это качест...
"Моя педагогическая концепция" учитель математики Сотпа Д.С.
Воспитание – это цельная картина, произведение, составленное из фрагментов. Но каждый фрагмент по-своему несёт и смысл, и назначение. Я вижу это произведение музыкальным...
Педагогическая концепция учителя русского языка и литературы
В работе показана специфика влияния педагогического отношения на формирование мировоззрения учащихся. Система работы содержит осмысленный, выстроенный в соответствии с современными требованиями опыт р...
Комментарии
Педагогическая концепция учителя музыки
Елена Павловна, я с Вами! Мы делаем одно дело и очень благородное - формируем гражданина РФ, всесторонне - развитую личность.