Музыкальные игры
книга по теме
Регулярно проводимые с детьми музыкальные игры помогают планомерному и систематическому развитию музыкального слуха, вырабатывают умение не просто слышать музыкальное произведение, а вслушиваться в него, различать смену регистра, динамики, ритма в одном и том же произведении. Кроме того, музыкальные игры и упражнения, особенно с применением настольно-печатного материала, позволяют детям самостоятельно упражняться в усвоении способов сенсорных действий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzykalnye_igry_dlya_detey_doshkolnogo_vozrasta.doc | 299 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музыкальные игры
Для детей 3-7 лет
Составитель:
музыкальный руководитель
Чудинова О.В.
Назначение музыкальных игр
Музыкальное воспитание в дошкольных учреждениях в основном осуществляется на музыкальных занятиях, где дети слушают музыку, поют, выполняют различные виды музыкально-ритмических движений. Умение самостоятельно действовать, в выполняя музыкальные задания, позволяет детям лучше, качественнее исполнять музыкальный материал, способствует развитию контроля за собственным исполнением.
Педагогические исследования проведенные в этой области доказывают, что эффективному музыкально-сенсорному воспитанию способствует наглядность обучения, возникновение в сознании детей естественных ассоциаций музыкальных звуков со звуками окружающей их жизни. Следовательно, для успешного музыкально-сенсорного развития детей требуется специальная среда. В качестве такой среды музыкальная педагогика рассматривает музыкальные игры.
Музыкальные игры всегда содержат развития действия, в котором сочетаются элементы занимательности, соревнования с сенсорными заданиями. Цель игровых действий заключается в том, чтобы помочь ребенку услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыкальных звуков, а именно6 их высоту, силу, длительность, тембр.
Регулярно проводимые с детьми музыкальные игры помогают планомерному и систематическому развитию музыкального слуха, вырабатывают умение не просто слышать музыкальное произведение, а вслушиваться в него, различать смену регистра, динамики, ритма в одном и том же произведении. Кроме того, музыкально-дидактические игры и упражнения, особенно с применением настольно-печатного материала, позволяют детям самостоятельно упражняться в усвоении способов сенсорных действий.
Музыкально-дидактические игры | |||||
Название игры | I мл. | II мл. | Средняя | Старшая | Подг. |
«Три цветка» | - | I | I | - | - |
«Три медведя» | - | I | II | III | |
«Удивительный светофор» | - | - | I | II | |
«Сладкий колпачок» | I | II | - | - | |
«Музыкальное окошко» | - | I | II | III | |
«Солнышко» | - | - | - | | |
«Солнышко и тучка» | I | II | - | - | |
«Веселые подружки» | - | I | II | - | - |
«Веселые гудки» | - | I | II | III | |
«Цветик-семицветик» | - | - | - | | |
«Домик-крошечка» | - | - | - | | |
«Сладкое дерево» | - | - | - | ||
«Глашенька учит танцевать» | | - | - | - | |
«Поможем Дюймовочке» | - | - | - | | |
«Музыкальные птенчики» | - | - | - | | |
«Волшебная дудочка» | - | - | I | II | |
«Передай ритм» | - | - | - | | |
«Чудесный мешочек» | I | II | - | - | - |
«Прогулка» | - | - | I | II | |
«Нам игрушки принесли» | I | - | - | - | |
«Тихо – громко» | - | - | | - | - |
«Путешествие на поезде» | - | - | - | | |
«В каком направлении» | - | - | | - | |
«Три кита» | - | - | - | | |
«Музыкальные инструменты» (лото) | - | - | - | - | |
«Сказочный мир балета» (лото) | - | - | - | - | |
«Три кита» (лото) | - | - | - | |
Подвижные музыкальные игры | ||||||
Название игры | I мл. | II мл. | Средняя | Старшая | Подг. | |
«Ударим в ладошки» | | - | - | - | - | |
«Кто уснул под дубком» | - | - | - | | ||
«Зайки-побегайки» | | - | - | - | ||
«Веселая компания» | | - | - | - | ||
«Заинька, выходи» | - | - | - | | ||
«Мишкины подарки» | - | - | | - | - | |
«Воробушки и кошка | - | | - | |||
«Кошка и мышки» | - | - | | | ||
«Снежки» | - | - | | - | - | |
«Кто скорей возьмет грибок» | - | - | - | | ||
«Пугало» | - | - | - | | ||
«Оркестр» | - | - | - | | ||
«Заморожу» | - | - | - | | ||
«Жучки» | - | - | | - | - | |
«Игра в снежки» | - | - | - | | ||
«Бабочки» | | - | - | - | ||
«Разбуди мишку» | | - | - | - | ||
«Игра с мячом» | | - | - | - | ||
«Озорная погремушка» | | - | - | - | ||
«Снежок» | | - | - | - | ||
«Зайка серенький» | | - | - | - | ||
«Я платочком помашу» | | - | - | - | ||
Ой, летали птички» | | - | - | - | ||
«Что в корзиночке моей» | | - | - | - | ||
«Чей сапожок» | | - | - | - | ||
«Идет мишка» | | - | - | - | ||
«Игра с погремушкой» | - | | - | - | - | |
«Тарелочки» | - | | - | - | ||
«Мы грибочки» | - | - | - | | ||
«Зайка» | - | - | | - | - | |
«Солнечные зайчики» | - | - | - | | ||
«Улитка» | - | | - | - | - | |
«Погремушка» | | - | - | - | - | |
«Снеговик» | - | - | | |||
«Здравствуйте» | | - | - | - |
Младший дошкольный возраст
Д/и «Три цветка» (I вариант)
Цель: Учить определять характер музыки
Материал: три цветка из картона (в середине цветка нарисовано «лицо» – спящее, плачущее или веселое), изображающих три типа характера музыки:
- добрая, ласковая, убаюкивающая (колыбельная);
- грустная, жалобная;
- веселая, радостная, плясовая, задорная.
- Три маленьких цветка, отражающие характер музыки.
Ход игры
Музыкальный руководитель исполняет произведение. Вызванный ребенок берет цветок, соответствующий характеру музыки, и показывает его. Все дети активно участвуют в определении характера музыки.
Д/и «Три медведя» (I вариант)
Цель: развивать у детей чувство ритма.
Материал: Плоские фигурки медведей из картона (на деревянной подставке), раскрашенные в русском стиле – Михаила Потапыча, Настасьи Петровны, Мишутки.
Ход игры
Музыкальный руководитель: Вы помните, ребята, сказку «Три медведя»? (Дети отвечают)
В последней комнате Машенька легла на минуточку в кроватку и заснула. А в это время медведи вернулись домой. Вы помните, как их звали? (Дети отвечают). Послушайте, кто первый зашел в избушку? (Выстукивает ритмический рисунок на инструменте на одном или двух звуках. Дети называют кто пришел, выводиться фигурка медведя.) Как мишка идет? Медленно, тяжело. Давайте походим как Большой мишка. (Дети ходят под музыку). Аналогично игра проводится с другими фигурками.
Д/и « Сладкий колпачок» (I вариант)
Цель: закрепление пройденного материала.
Материал: колпачки разных цветов с предметами (платочек, погремушка, ленточка, цветочек). Колпачек с конфетами.
Ход игры
Дети сидят на стульчиках, по всему залу расставлены колпачки. Приходит грустный Петрушка (взрослый или кукла). Он приготовил детям угощение, положил под колпачок, а под какой забыл. Надо этот колпачок обязательно найти! Музыкальный руководитель предлагает Петрушке подойти к любому колпачку (кроме того, где лежит сюрприз), и дети танцуют с предметом который нашли. Под последним колпачком – угощение. Колпачок с угощением может находится не только в поле зрения детей, но и быть спрятан. Эту игру можно проводить в дни после праздничных утренников, используя музыкальные номера этих утренников
Д/и «Музыкальное окошко» (I вариант)
Цель игры: развивать звуковысотный слух, слуховой внимание.
Материал: домик, фигурки животных.
Ход игры:
На окне сидела кошка и мяукала немножко
А потом прыг на дорожку и не стало в доме кошки
Ну а кто остался дома и стучит сейчас в окошко?
Вызванный ребенок проходит за домик, выбирает одну из лежащих там игрушек и с помощью звукоподражания (мяу, гав и т.д.) озвучивает персонажа. Дети отгадывают кто это, и в окошке показывается персонаж.
Д/и «Глашенька учит танцевать»
Цель: Развивать чувство ритма
Материал: Большая кукла на подставке.
Ход игры
Звучит русская народная мелодия «Ах вы сени»
Музыкальный руководитель: Сегодня ребята к нам в гости пришла удивительная куколка Глашенька. Ох и плясать-то она мастерица. Сама умеет и вас научит. Как она похлопает, так и вы повторяйте.
Дети повторяют ритмический рисунок хлопками, можно взять в руки бубен, ложки.
Д/и «Чудесный мешочек»
Цель: развивать звуковысотный слух, закреплять программный материал.
Материал: Небольшой красивый мешочек. В нем игрушки: мишка, заяц, птичка, кошка и петушок.
Ход игры
Участвует вся группа.
Музыкальный руководитель: Дети, к нам на занятие пришли гости. Но где же они спрятались. Может быть здесь (показывает мешочек)? Сейчас мы послушаем музыку и узнаем кто там.
Звучит мелодии знакомых детям произведений: «Петушок» р.н.п., «Серенькая кошечка» В.Витлина, «Воробушки» М.Красева, «Медведь» В.Ребикова, «Зайчик» Старокадамсктого. Дети узнают мелодию, педагог достает из мешочка соответствующую игрушку.
Д/и «Веселые подружки» (I вариант)
Цель: развивать чувство ритма.
Материал: плоские фигурки из картона (5шт), разрисованные в русском стиле.
Ход игры
Фигурки стоят на столе, одна за другой в колонне. Дети сидят полукругом или в шахматном порядке, лицом к столу. Звучит русская народная мелодия «Светит месяц».
Музыкальный руководитель: Познакомьтесь, ребята, к нам в гости пришли веселые подружки: Дашенька, Глашенька, Сашенька, Иринушка, Маринушка. (Выставляет их в одну шеренгу.) Они очень любят плясать и хотят вас научить. Вот так умеет Дашенька!
Музыкальный руководитель берет матрешку и выстукивает деревянной подставкой-катушкой ритмический рисунок. Можно дать детям в руки кубики, палочки, просто отхлопать ритм в ладоши или протопать ногами. Фигурки могут быть разной величины (от маленькой до большой), в этом случае ритмы даются по сложности (от легкого до более сложного). Ритмы так же можно демонстрировать детям, исполняя их на фортепиано.
Д/и «Веселые гудки» (I вариант)
Цель: развивать чувство ритма.
Материал: рисунки паровоза и парохода.
Ход игры
Музыкальный руководитель: Смотрите, ребята, какой красивый пароход плывет по морю. Он хочет нас поприветствовать своим веселым гудком. (Прикрепляет пароход на фланелеграф.) Вот так! (Изображает на фортепиано ритмический рисунок.). Давайте его тоже по приветствуем.
Дети отхлопывают ритм ладошками.
Аналогично игра проводится и с паровозом.
Д/и «Нам игрушки принесли» (мл)
Цель: развивать тембровый слух.
Материал: Музыкальные игрушки: колокольчик, музыкальный молоточек, свистулька или дудочка, кошка (мягкая игрушка).
Ход игры
Музыкальный руководитель берет красиво украшенную коробку, достает от туда кошку и поет «Серенькая кошечка2 В.Витлина. Затем говорит , что в коробке лежат еще музыкальные игрушки, которые кошечка даст детям если они узнают их по звучанию.
Музыкальный руководитель за небольшой ширмой играет на музыкальных игрушках. Дети узнают их. Кошка дает игрушки ребенку, тот звенит колокольчиком (постукивает молоточком, на дудочке играет сам педагог.) затем кошка передает игрушку другому ребенку.
П/и «Солнышко и тучка»
Цель: Учить определять характер музыки.
Материал: Зонтик
Ход игры
Дети бегают, прыгают по залу под веселую музыку. Когда музыка меняется на грустную, воспитатель открывает зонтик и дети прячутся под ним. После опять звучит веселая музыка и дети опять бегают по залу. Так повторяется несколько раз.
П/и «Бабочки»
Цель: развивать пространственную ориентацию.
Материал: крупные рисунки цветов красного, желтого, синего и белого цвета
Ход игры
На полу разложены рисунки цветов.
Педагог (поет): Бабочки летали у лесной полянки
Крылышки устали, нет ли где тут лавки
(Дети бегают под музыку, машут руками, изображая бабочек)
Отдохнуть бы нам чуток, сядем лучше на цветок
Мы же крошки бабочки, нам не нужно лавочки
Дети останавливаются
Педагог (говорит с вопросительной интонацией):
Где любимый наш цветок,
Красный цветик огонек?
Дети ищут цветок красного цвета, стайкой приседают около него. Игра повторяется
Где любимый наш цветок,
Желтый сладенький медок?
Где любимый наш цветок,
Синий яркий лепесток?
Где любимый наш цветок,
Белый, длинный лепесток?
П/и «Разбуди мишку»
Цель: Развивать чувство ритма
Материал: Игрушечный мишка, стул.
Ход игры
Игрушка-мишка сидит на стуле у одной стены зала – «спит в берлоге»,
дети стоят на против у другой стены зала.
Педагог (поет): Тихо-тихо вы идите, Мишеньку не разбудите
Дети идут на носочках
А к берлоге подойдем, топать ножками начнем
Раз, два, три, раз, два, три!
Дети топают под счет
Дети: Мишка. Мишка, выходи!
Педагог берет Мишку, рычит,
дети убегают к противоположной стене зала,
прячутся от мишки.
П/и «Игра с мячом»
Цель: развивать чувство ритма
Материал: резиновый мячик
Ход игры
Педагог: К деткам мячик прискакал, он удал, хотя и мал
Он зовет ребят играть, с ним, как мячики скакать
Педагог ударяет мячиком об пол, показывает как мяч скачет,
дети прыгают на двух ногах под веселую музыку в такт отбиванию мячика.
Мячик маленький устал, он давно уже не спал
Помашите малышу, мячик спать я уложу.
Педагог укладывает мячик в коробку,
накрывает платком, дети прощаются
П/и «Озорная погремушка»
Цель: Развивать чувство ритма
Материал: погремушки по количеству детей
Ход игры
Дети встряхивают погремушкой, педагог поет
Педагог: Поглядите на игрушку – озорную погремушку!
Погремушка попляши, пусть смеются малыши
Позвените погремушкой, непоседливой игрушкой
Погремушка, веселей, позабавь-ка малышей!
По окончанию музыки погремушку прячут за спину
П/и «Ударим в ладошки»
Цель: Развивать динамический слух, чувство ритма
Ход игры
Педагог напевает и негромко хлопает в ладоши, дети повторяют
Педагог: Тихо мы ручками ударим,
Тихо мы ручками ударим
Люли-люли, ударим
Люли-люли, ударим
Педагог напевает и громко хлопает в ладоши, дети повторяют
Педагог: Громко мы ручками ударим,
Громко мы ручками ударим
Люли-люли, ударим
Люли-люли, ударим
П/и «Идет мишка»
Цель: развивать имитационные движения
Ход игры
Идет, идет мишка
Мишка косолапый
Идет, идет мишка
Держит бочку в лапах
Вот идет, вот идет
Мишка косолапый
Вот идет, вот идет
Мишка толстопятый
Идет, идет мишка
По лесу гуляет
Идет, идет мишка
Шишки собирает
П/и «Игра с погремушкой»
Цель: развивать чувство ритма
Ход игры
Пляшет возле ушка
Наша погремушка
Потихоньку гремит
Нам шуметь не велит
Спряталась игрушка
Наша погремушка
Не шалит, не гремит
В кулачке крепко спит
Звонкую подружку
Нашу погремушку
Высоко поднимай
Громко, громко играй
На полу попляшет
Погремушка наша
Попляши, не зевай
Снова танец начинай.
П/и «Снежок»
Цель: Развивать двигательную активность
Ход игры
Дети стоят в кругу, делают пружинку
Выпал беленький снежок
Собираемся в кружок
Дети топают двумя ногами
Мы потопаем, мы потопаем
Дети стоят в кругу, делают пружинку
Будем весело плясать
Будем ручки согревать
Дети хлопают в ладоши
Мы похлопаем, мы похлопаем
Дети стоят в кругу, делают пружинку
Будем прыгать веселей
Чтобы было потеплей
Дети прыгают на двух ногах
Мы попрыгаем, мы попрыгаем
П/и «Зайка серенький»
Цель: Развитие двигательной активности, чувства ритма
Ход игры
Дети сидят на корточках, изображают ладошками ушки зайчика
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит
Вот так и вот так
Он ушами шевелит
Дети стоят, водят одной рукой по другой
Зайке холодно сидеть
Надо лапочки погреть
Вот так и вот так
Надо лапочки погреть
Дети прыгают на двух ногах
Зайке холодно стоять
Надо зайке поскакать
Вот так и вот так
Надо зайке поскакать
Зайку волк испугал,
Зайка тут же убежал!
Дети бегут на стульчики
П/и «Я платочком помашу»
Цель: обогащать сенсорный опыт, стимулировать двигательную активность.
Материал: платочки
Ход игры
Дети машут платочками
Я платочком помашу
И с платочком попляшу
Ты платочек аленький
Покружись
И ребяткам маленьким
Покажись
Дети прячут платочек за спину
Ведущий говорит:
Нет платочка, ай-ай-ай!
Где платочек? Угадай
Игра повторяется с начала
Д/и «Здравствуйте!»
Цель: развивать чувство ритма.
Ход игры
Здравствуйте ладошки! Хлоп – хлоп – хлоп Здравствуйте ножки Топ-топ-топ Здравствуйте щечки Плюх-плюх-плюх Пухленькие щечки Плюх-плюх-плюх Здравствуйте губки Чмок-чмок-чмок Здравствуйте зубки Щелк-щелк-щелк Здравствуй мой носик Бип-бип-бип Здравствуйте гости Привет | Вытягиваю руки, поворачивают ладонями вверх-вниз 3 хлопка в ладоши Гладят ладошками себя по коленкам Топают ногами Гладят ладошками по щечкам 3 раза слегка прихлопывают по щечкам Гладят ладошками по щечкам 3 раза слегка прихлопывают по щечкам Качают головой вправо-влево 3 раза чмокают губами Качают головой вправо-влево 3 раза щелкают зубами Гладят носик ладонью 3 раза нажимают на нос указательным пальцем Протягивают руки вперед, ладонями вверх Машут руками над головой. |
П/и «Погремушка»
Цель: развивать чувство ритма, упражнять в выполнении движений с предметами.
Ход игры
Ах, какая звонка игрушка Ах, какаЯ наша погремушка Вот, вот она Наша погремушка Вот, вот она Звонкая игрушка Погремушка, громче прозвени И ребяток ты повесели Вот так, и вот так громче прозвени Вот так, и вот так Всех повесели Ой, устала, надо отдыхать И в ладошках наших будет спать Погремушка будет крепко спать Погремушке надо отдыхать | Встряхивают погремушкой перед собой Трясут погремушкой у правого уха Трясут погремушкой у левого уха Стучат погремушкой по ладони Встряхивают погремушкой над головой Кладут погремушку на ладонь Прячут погремушку между ладонями |
П/и «Ой, летали птички»
Цель: развивать способность исполнять выразительные движения в соответствии с музыкой и игровым образом.
Дети бегают по залу и машут ручками
Вот летали птички, птички-невилички
Все летали, все летали – крыльями махали.
Присаживаются на корточки и стучат пальчиком по полу.
На дорожку сели, зернышек поели
Клю-клю-клю-клю, клю-клю-клю
Как я зернышки люблю
Обеими ручками справа и слева отряхиваются
Перышки почистим, чтобы были чище
Вот так и вот так, чтобы были чище!
Прыгают размахивая крылышками
Прыгаем по ветка, чтоб сильней быть деткам
Прыг-скок, прыг-скок – прыгаем по веткам.
Педагог говорит:
А собачка прибежала
И всех пташек распугала
Дети убегают, собачка (игрушка, озвученная педагогом) их догоняет
П/и «Зайка – побегайка»
Цель: Развивать двигательную активность, координацию движений
Ход игры
Дети прыгают в рассыпную по залу
По лесной лужайке, разбежались зайки
Вот какие зайки, зайки – побегайки!
Присаживаются на корточки, показывают, как зайка ищет морковку
Сели зайчики в кружок, роют лапкой корешок
Вот какие зайки, зайки – побегайки
Присели, закрыли глаза ручками
Вдруг бежит лисичка, рыжая сестричка
Ищет где же зайки, зайки – побегайки
Лисичка ловит тех, кто не успел закрыть глаза ручками.
Пальчиковая игра «Улитка»
Цель: развивать мелкую моторику
Улитка, улитка По листку ползет Улитка, улитка Домик свой несет Посажу улитку Я в ладонь свою Я ее поглажу Песенку спою Но улитка в домик Спрятала рога Отпущу улитку Пусть ползет сама И опять улитка По листку ползет И сама улитка Домик свой везет | Показывают «Рога» улитки (руки в кулачке, средний и указательный палец выпрямлены) Погладить правую ладонь левой Погладить левую ладонь правой Сжать пальцы в кулачки Раскрыть кулачки ладошками вверх Показывают «Рога» улитки (руки в кулачке, средний и указательный палец выпрямлены) |
П/и «Что в корзиночке моей»
Цель: Стимулировать детское творчество, развивать ориентацию в пространстве, координацию движений.
Материал: Корзинка, игрушки: лягушка, мишка, мышка, кошечка, зайка, птичка, петушок. Запись маленьких характерных фрагментов музыки для каждого персонажа
Ход игры
Педагог держит в руках корзинку с игрушками, накрытую платочком и поет
Что в корзиночке моей,
Отгадай-ка поскорей!
Педагог достает лягушку
Как лягушка скачет?
Правильно, как мячик
Дети прыгают
Что в корзиночке моей,
Отгадай-ка поскорей!
Толстый мохнатый
Мишка косолапый
Педагог достает мишку, дети идут в развалочку
Что в корзиночке моей,
Отгадай-ка поскорей!
Крошечка трусишка
Серенькая мышка
Педагог достает мышку, дети бегают мелкими шажками по залу.
Что в корзиночке моей,
Отгадай-ка поскорей!
Хитрая немножко
Ласковая кошка
Педагог достает кошку, дети ходят мягким шагом с носочка, мяукают
Что в корзиночке моей,
Отгадай-ка поскорей!
Беленький и чистый
Заинька пушистый
Педагог достает зайчика, дети прыгают на двух ногах
Что в корзиночке моей,
Отгадай-ка поскорей!
Маленькая птичка
Звонкая синичка
Педагог достает птичку, дети бегают по залу, машут ручками
Что в корзиночке моей,
Отгадай-ка поскорей!
В шелковом жилете
Петушок наш – Петя
Педагог достает петушка, дети ходят высоко поднимая колени, кукарекают
П/и «Чей сапожок?»
Цель: Осваивать простые танцевальные движения, развивать танцевальное творчество.
Материал: игрушка – Петрушка, красный сапожок. Ширма
Ход игры
Дети стоят в кругу, в центре лежит сапожок. Педагог поет, дети идут по кругу.
Вышли дети на лужок,
Видят красный сапожок
Кто же, кто же здесь гулял
Сапожок свой потерял?
Стоят на месте, педагог спрашивает
Может рыжая лисица?
Может белка озорница?
Может мишка косолапый?
Или серый волк мохнатый?
Из за ширмы педагог выносит петрушку без одного сапога говорит:
Здесь Петрушка наш гулял
Сапожок свой потерял
Педагог поет, дети идут по кругу
Не грусти теперь дружок
Мы нашли твой сапожок
Потанцуй Петрушка с нами
Топай весело ногами
Педагог с Петрушкой и детьми танцуют.
П/и «Веселая компания»
Цель: развивать танцевальное творчество, чувство ритма.
Ход игры
Дети идут по кругу и поют.
В центре круга на стульчике сидит ребенок-зайчик.
Вышли детки на лужок
Заглянули под кусток
Увидали зайчика
Поманили пальчиком
Ребенок-зайка встает, выполняет импровизационные движения, дети стоят по кругу, хлопают в ладоши и поют.
Зайка, зайка попляши
Твои лапки хороши
Стал наш заинька плясать
Малых деток забавлять
Дети повторяют движения зайчика
Вместе с зайчиком скорей
Вместе с зайчиком скорей
Мы попляшем веселей
Мы попляшем веселей.
П/и «Мы в тарелочки играем»
Цель: развивать чувство ритма, мелкую моторику
Ход игры
Мы в тарелочки играем
Вот как, вот как ударяем
Будем, будем мы играть
Звонко, звонко ударять
Мы в фонарики играем
Огонечки зажигаем
Мы не будем их гасить
Просим ярче посвятить
В ссоре, в ссоре десять братцев
На ладошке стали драться
Каждый пальчик стук, да стук
Больше пальчик мне не друг
Помиритесь как ребятки
Обнимитесь как ребятки
Дружно, дружно будем жить
Будут пальчики дружить
Каждый пальчик пусть попляшет
На ладошке пусть поскачет
Будут пальчики плясать
На ладошечке скакать
Молоточки бом да бом
Строим, строим птичий дом
Бом, бом, бом, бом
Вот вам птички новый дом.
Средняя группа
Д/и «Три цветка» (II вариант)
Цель: Учить определять характер музыки
Материал: три цветка из картона (в середине цветка нарисовано «лицо» – спящее, плачущее или веселое), изображающих три типа характера музыки:
- добрая, ласковая, убаюкивающая (колыбельная);
- грустная, жалобная;
- веселая, радостная, плясовая, задорная.
- Три маленьких цветка, отражающие характер музыки.
Ход игры
Музыкальный руководитель исполняет произведение. Перед каждым ребенком лежит набор из трех цветков. Музыкальный руководитель исполняет произведение, и дети поднимают подходящий цветок
Д/и «Три медведя» (II вариант)
Цель: развивать у детей чувство ритма.
Материал: Плоские фигурки медведей из картона на подставке, раскрашенные в русском стиле – Михаила Потапыча, Настасьи Петровны, Мишутки.
Ход игры
Музыкальный руководитель: Вы помните, ребята, сказку «Три медведя»? (Дети отвечают)
В последней комнате Машенька легла на минуточку в кроватку и заснула. А в это время медведи вернулись домой. Вы помните, как их звали? (Дети отвечают). Послушайте, кто первый зашел в избушку? (Выстукивает ритмический рисунок на инструменте на одном или двух звуках. Дети называют кто пришел, выводиться фигурка медведя.) Как мишка идет? Медленно, тяжело. Отхлопайте ритм ладошками, как он идет? Аналогично игра проводится с другими фигурками.
Д/и «Удивительный светофор» (Iвариант)
Цель: знакомить детей с жанрами музыки, учить определять характерные черты марша, танца и колыбельной песни.
Материал: фланелеграф, большой светофор. Внутри кружочков-фонарей на светофоре дети, выполняющие три действия: спят, маршируют, пляшут.
Ход игры
Музыкальный руководитель: (показывает большой светофор)
Вот горит светофор, с ним дружок мой, ты не спорь!
Что покажет он – узнай, а захочешь – выполняй!
Дети сидят на стульчиках. Музыкальный руководитель исполняет произведение, вызванный ребенок показывает нужное изображение на большом светофоре и имитирует действие. Дети называют жанр.
Д/и « Сладкий колпачок» (II вариант)
Цель: закрепление пройденного материала.
Материал: колпачки разных цветов, карточки с рисунком-заданием (например, нарисованная погремушка – нужно исполнить танец с погремушками). Колпачек с конфетами.
Ход игры
Дети сидят на стульчиках, по всему залу расставлены колпачки. Приходит грустный Петрушка (взрослый или кукла). Он приготовил детям угощение, положил под колпачок, а под какой забыл. Надо этот колпачок обязательно найти! Музыкальный руководитель предлагает детям подойти к любому колпачку (кроме того, где лежит сюрприз), и дети выполняют задание, найденное под ним. Под последним колпачком – угощение. Колпачок с угощением может находится не только в поле зрения детей, но и быть спрятан. Эту игру можно проводить в дни после праздничных утренников, используя музыкальные номера этих утренников
Д/и «Музыкальное окошко» (II вариант)
Цель игры: развивать звуковысотный слух,
Материал: домик, фигурки животных.
Ход игры:
На окне сидела кошка и мяукала немножко
А потом прыг на дорожку и не стало в доме кошки
Ну а кто остался дома и стучит сейчас в окошко?
Вызванный ребенок проходит за домик, выбирает одну из лежащих там игрушек и с помощью звукоподражания (мяу, гав и т.д.) озвучивает персонажа. Дети отгадывают кто это, в окошке показывается персонаж. После этого дети должны изобразить движением этого персонажа.
Д/и «Солнышко и тучка»
Цель: Учить определять характер музыки.
Материал: Карточки с изображением солнышка и тучки по количеству детей.
Ход игры
Музыкальный руководитель исполняет произведение, дети определяют характер музыки и поднимают карточку с солнышком если музыка веселая и карточку с тучкой – если музыка грустная.
Д/и «Веселые подружки» (II вариант)
Цель: развивать чувство ритма.
Материал: плоские фигурки из картона (5шт), разрисованные в русском стиле, деревянные ложки, металлофон.
Ход игры
Фигурки стоят на столе, одна за другой в колонне. Дети сидят полукругом или в шахматном порядке, лицом к столу. Звучит русская народная мелодия «Светит месяц».
Музыкальный руководитель: Познакомьтесь, ребята, к нам в гости пришли веселые подружки: Дашенька, Глашенька, Сашенька, Иринушка, Маринушка. (Выставляет их в одну шеренгу.) Они очень любят плясать и хотят вас научить. Вот так умеет Дашенька!
Музыкальный руководитель берет матрешку и выстукивает деревянной подставкой-катушкой ритмический рисунок. Ребенок выходит и выстукивает ритм на металлофоне, ложках. Остальные дети прохлопывают. Ритмы так же можно демонстрировать детям, исполняя их на фортепиано.
Д/и «Веселые гудки» (II вариант)
Цель: развивать чувство ритма.
Материал: рисунки паровоза и парохода, различные детские музыкальные инструменты.
Ход игры
Музыкальный руководитель: Смотрите, ребята, какой красивый пароход плывет по морю. Он хочет нас поприветствовать своим веселым гудком. (Прикрепляет пароход на фланелеграф.) Вот так! (Изображает на фортепиано ритмический рисунок.). Давайте его тоже по приветствуем. Для этого мы повторим его гудки на музыкальных инструментах.
Дети выстукивают ритм на ложках, бубне, металлофоне и т.д.
Аналогично игра проводится и с паровозом.
П/и «Снеговик»
Цель: развивать чувство ритма, ритмичность движений.
Ход игры
Дети идут в хороводе, в центре стоит ведущий-снеговик
На дворе мороз
Белый снег лежит
Наш веселый снеговик
За окном стоит
Дети держаться за носик
У кого красный нос?
У снеговика!
Имитируют постукивания метлой
У кого метелка есть?
У снеговика!
Выполняют пружинку
У кого одежды нет?
У снеговика!
Хлопают в ладоши
Он мороза не боится
Очень этим он гордится
Под быструю музыку дети разбегаются, а снеговик ловит их и замораживает (ребенок замирает на месте)
П/и «Жучки»
Цель: развивать плавность движений рук.
Дети бегут легко на носочках по залу – «жучки» летают
По дороге жук, жук
По дороге черный
Посмотрите на него
Вот какой проворный
Посмотрите на него
Вот какой проворный
Дети останавливаются, машут ручками
Он на спинку упал
Лапками задрыгал
Крылышками замахал
Весело запрыгал
Дети бегут легко на носочках по залу – «жучки» летают
По дороге жук, жук
По дороге черный
Посмотрите на него
Вот какой проворный
Посмотрите на него
Вот какой проворный
П/и «Зайка»
Цель: развивать танцевальное творчество.
Дети стоят в кругу, качают головой, в центре сидит ребенок-зайчик с морковкой.
Зайка, зайка, чуткий нос
Показывают лапки, ушки, хвост
Лапки, ушки, белый хвост
Идут по кругу
Под кустом его найдем
В гости к зайчику пойдем
Протяни нам лапки зайка
Мы возьмем тебя гулять
Угостим тебя морковкой
И научим танцевать
Ребенок-зайчик выполняет знакомые танцевальные движения, дети повторяют. По окончанию «зайчик» отдает морковку кому либо и тот, в свою очередь становится «зайчиком»
П/и «Воробушки и кошка»
Цель: развивать выразительность движений, воспитывать внимание, умение выполнять движения в соответствии с музыкой и текстом песни.
Дети стоят возле стульчиков, машут руками
В гнезде воробушки живут
И утром рано все встают
Довольно в гнездышках сидеть
Пора на солнышко лететь
Бегают по залу и машут руками
Чирик-чик-чик, чирик-чик-чик
На солнышко лететь
Чирик-чик-чик, чирик-чик-чик
И крылышки согреть
Садятся на корточки и стучат пальчиками о пол
Летите пташки погулять
Летите зернышки клевать
Такое вкусное зерно
Расти поможет вам оно
Присаживаются на корточки, сидят, ребенок-кошка ходит между ними
Будь осторожен воробей
Крадется кошка у дверей
Чтоб не попасться в лапы ей
Лети от кошки поскорей
Убегают на стульчики, кошка догоняет
П/и «Кошка и мышки»
Цель: развивать имитационные движения, быстроту реакций.
Ход игры
Ребенок-кошка сидит в стороне.
Дети-мышки идут по кругу взявшись за руки
На скамейки у окна улеглась и дремлет кошка
Вот теперь мышам раздолье
Быстро вышли из подполья
Разбрелись все по углам
Тащат крошки тут и там
На проигрыш дети-мышки бегают по залу, играют.
Мышки присаживаются на корточки, кошка ходит между ними делая плавные движения руками перед собой.
Кошка глазки открывает
Кошка спинку выгибает
Коготочки распускает
Мышек всех пугает
Прыг, прыг побежала
Мышек разогнала
Кошка догоняет мышек, те убегают на стульчики
П/и «Мишкины подарки»
Цель: стимулировать творческую и двигательную активность.
Ход игры
Дети идут по кругу в хороводе, в центре на стульчики лежит бубен.
Один ребенок подходит, берет бубен, идет по кругу с ним.
Дети поют
Вот (Ванечка) встает
(Ваня) бубен берет
(Ваня) бубен берет
Он плясать сейчас начнет
Ребенок стучит в бубен и выполняет движения в центре круга.
Дети повторяют движения и поют
Будет в бубен стучать
Будет весело плясать
Будет весело плясать
И детишек забавлять
Д/и «Прогулка» (I)
Цель: развивать чувство ритма.
Материал: музыкальные молоточки по числу играющих.
Ход игры
Дети рассаживаются полукругом
Музыкальный руководитель: Сейчас, дети, мы с вами пойдем на прогулку, но она необычная, мы будем гулять в группе, а помогать нам будут музыкальные молоточки. Вот мы с вами спускаемся по лестнице (педагог медленно ударяет молоточком по ладони. Дети повторяют такой же ритмический рисунок) А теперь мы вышли на улицу, светит солнышко, все обрадовались и побежали. Вот так (педагог частыми ударами передает бег, дети повторяют). Таня взяла мяч и стала медленно ударять им о землю (педагог медленно ударяет молоточком, дети повторяют). Остальные дети стали быстро прыгать (молоточек ударяет быстро, дети повторяют). Но вдруг на небе появилась туча, закрыла солнышко и пошел дождь. Сначала это были маленькие, редкие капли, а потом начался сильный ливень (педагог постепенно ускоряет ритм ударов молоточком, дети повторяют). Испугались ребята и побежали в детский сад (быстрые и ритмичные удары молоточком).
В игре может принимать участие как и подгруппа, так и вся группа.
П/и «Игра в снежки»
Цель: развивать чувство ритма.
Ход игры
Дети стоят в кругу, поют и отхлопывают ритм ладошками
Раз, два, три, четыре
Мы с тобой снежок слепили
Круглый, крепкий
Очень гладкий
И совсем, совсем несладкий
Выполняют имитационные движения по тексту
Раз – бросим
Два – поймаем
Три – уроним
Топают ногами ритм
И сломаем
Д/и «Тихо - громко»
Цель: развивать диатонический слух, чувство ритма.
Материалы: равное количество бубнов и деревянных ложек по одному инструменту на каждого участника.
Ход игры
Участники делятся на две группы соответственно типам инструментов, садятся напротив друг друга и готовятся играть по очереди. Ведущий объясняет, что группа с бубнами должна играть тихо, а группа с ложками – громко. Звучит музыка и группы соответствующим образом играют Затем группы с бубнами должна играть громко, а группа с ложками – тихо.
Д/и «В каком направлении»
Цель: развивать слуховое восприятие, звуковысотный слух.
Материал: любой предмет для передачи по кругу (мячик, бубен и т.д.)
Ход игры
Дети стоят в кругу. Когда звучит музыка (в среднем регистре фортепиано), играющие начинают передавать бубен по часовой стрелке. Внезапно педагог берет на фортепиано две высокие ноты, и группа должна изменить направление движения бубна . Музыка продолжает звучать и каждый раз, когда слышны две высокие ноты направление движения бубна должно меняться.
П/и «Мы в тарелочки играем»
Цель: развивать чувство ритма, мелкую моторику
Ход игры
Мы в тарелочки играем
Вот как, вот как ударяем
Будем, будем мы играть
Звонко, звонко ударять
Мы в фонарики играем
Огонечки зажигаем
Мы не будем их гасить
Просим ярче посвятить
В ссоре, в ссоре десять братцев
На ладошке стали драться
Каждый пальчик стук, да стук
Больше пальчик мне не друг
Помиритесь как ребятки
Обнимитесь как ребятки
Дружно, дружно будем жить
Будут пальчики дружить
Каждый пальчик пусть попляшет
На ладошке пусть поскачет
Будут пальчики плясать
На ладошечке скакать
Молоточки бом да бом
Строим, строим птичий дом
Бом, бом, бом, бом
Вот вам птички новый дом.
Старший дошкольный возраст.
Д/и «Три медведя» (IIIвариант)
Цель: развивать у детей чувство ритма.
Материал: Плоские фигурки медведей из картона, раскрашенные в русском стиле – Михаила Потапыча, Настасьи Петровны, Мишутки, карточки с изображением трех медведей и кружочки-фишки.
Ход игры
Музыкальный руководитель: Вы помните, ребята, сказку «Три медведя»? (Дети отвечают)
В последней комнате Машенька легла на минуточку в кроватку и заснула. А в это время медведи вернулись домой. Вы помните, как их звали? (Дети отвечают). Послушайте, кто первый зашел в избушку? (Выстукивает ритмический рисунок на инструменте на одном или двух звуках. Дети называют кто пришел, выводиться фигурка медведя.) Как мишка идет? Медленно, тяжело. Отхлопайте ритм ладошками, как он идет? А теперь найдите, куда положить фишку. (Дети кладут кружочки на соответствующее изображение). Аналогично игра проводится с другими фигурками.
Д/и «Удивительный светофор» (IIвариант)
Цель: учить детей различать жанры, характер музыки.
Материал: фланелеграф, большой светофор. Внутри кружочков-фонарей на светофоре дети, выполняющие три действия: спят, маршируют, пляшут, карточки на каждого ребенка с изображением светофора и три фишки.
Ход игры
Музыкальный руководитель: (показывает большой светофор)
Вот горит светофор, с ним дружок мой, ты не спорь!
Что покажет он – узнай, а захочешь – выполняй!
Дети сидят за столами. Перед ними карточки и фишки. Музыкальный руководитель исполняет произведение, дети закрывают фишкой соответствующий кружок на светофоре. Затем вызванный ребенок показывает нужное изображение на большом светофоре и имитирует действие. Дети называют произведение, определяют характер музыки.
Д/и «Музыкальное окошко» (IIIвариант)
Цель игры: учить определять высоту звучания голоса и узнавать музыкальный инструмент.
Материал: домик, фигурки животных, музыкальные инструменты.
Ход игры:
На окне сидела кошка и мяукала немножко
А потом прыг на дорожку и не стало в доме кошки
Ну а кто остался дома и стучит сейчас в окошко?
Вызванный ребенок проходит за домик, выбирает одну из лежащих там игрушек и при помощи музыкальных инструментов озвучивает персонажа. Дети отгадывают кто это, и в окошке показывается персонаж.
Д/и «Солнышко»
Цель игры: определение высоты звуков, расположения нот на нотном стане.
Материал: Фланелеграф, нотки солнышки.
Ход игры:
Жило было солнышко, встало утром рано, потянулось и запело свою песенку.(напевают произвольно)
Я солнышко лучистое, очень-очень чистое!
Люблю я умываться и в лужицах купаться
Говорят:
Мои детки засмеялись, по линейкам разбежались.
Помогите их собрать и по именам назвать.
Я нашла маленькое солнышко, вот оно на первой линейке, а зовут его «ми». Дети повторяют, пропевают. Вызывается ребенок и находит следующее солнышко. Игра повторяется пока все знакомые нотки не окажутся на своих линейках.
Д/и «Веселые гудки» (IIIвариант)
Цель: развивать чувство ритма.
Материал: рисунки паровоза и парохода, карточки и по три полоски из картона: широкие – долгий звук, узкие – короткий.
Ход игры
Музыкальный руководитель: Смотрите, ребята, какой красивый пароход плывет по морю. Он хочет нас поприветствовать своим веселым гудком. (Прикрепляет пароход на фланелеграф.) Вот так! (Изображает на фортепиано ритмический рисунок.). Давайте тоже его по приветствуем хлопками.
Дети отхлопывают ритм и выкладывают его полосками у себя на карточках.
Аналогично игра проводится и с паровозом.
Д/и «Цветик – семицветик»
Ход игры
Цель: Развивать музыкальную память и музыкальный слух.
Материал: большой цветок, состоящий из семи лепестков разного цвета. На обратной стороне лепестка – рисунки к сюжетам прослушиваемых произведений по разделу программы.
Например:
- «Кавалерийская» (Д.Б. Кабалевский)
- «Клоуны» (Д.Б. Кабалевский)
- «Болезнь куклы» (П.И. Чайковский)
- «Новая кукла» (П.И, Чайковский)
- «Шествие гномов» (Э.Григ)
- «Дед мороз» (Р.Шуман) и др.
Дети сидят полукругом. Приходит садовник (воспитатель) и приносит необыкновенный музыкальный цветок. Вызванный ребенок берет один лепесток, поворачивает его обратной стороной и видит рисунок по сюжету музыкального произведения. Если это произведение известно ему, то ребенок должен назвать его и имя композитора. Музыкальный руководитель проигрывает или включает запись. Все дети активно участвуют в определении характера и темпа музыкального произведения, его жанра.
Д/и «Домик крошечка»
Цель: закреплять знания детей о постепенном движении мелодии вверх и вниз, развивать звуковысотный слух.
Материал: игровое поле с изображением домика с крыльцом из семи ступенек. Фигурки зверей: заяц, лягушка, лиса, мышка, петушок, кошка, собака птичка.
Ход игры
Стоит в поле теремок, теремок
Как красив он и высок, да высок.
По ступенькам мы идем, все идем.
Свою песенку поем, да поем.
Приходите в теремок, теремок,
Будем печь большой пирог, да пирог.
С помощью считалки выбираются трое детей, каждый берет себе любую фигурку зверюшки.
Персонаж идет по ступенькам вверх и поет первую фразу : «По ступенькам я иду…», затем стоя у входа в домик, поет вторую фразу: «В дом чудесный захожу!», придумывая свой мотив, - и «заходит» в дом.
Каждый ребенок, придумывая мотив второй фразы, не должен повторять чужой мотив. Когда все персонажи «зайдут» в дом, начинается постепенное движение вниз, в обратном порядке.
Персонажи спускаются по ступенькам и поют: «По ступенькам вниз иду…», затем, стоя у первой ступеньки, допивает вторую фразу: «По тропиночке уйду», также придумывая свой мотив этой фразы, и уходит.
Д/и «Сладкое дерево»
Цель: закреплять знания о длительности звука.
Материал: игровое поле с изображением дерева, к его веткам прикреплены на веревочках «конфеты», на обратной стороне которых изображены ноты различной длительности, металлофон, карточки и полоски из картона: широкие – долгий звук, узкие – короткий.
Ход игры
На большой зеленой ветке – музыкальные конфетки.
Как конфетку повернешь – звук чудесный пропоешь.
Вызванный ребенок поворачивает «конфетку» и называет длительность ноты, затем все ее пропевают на слоги «ля».
Посмотрите, наши детки –
Это сладкие конфетки.
Дети отхлопывают ритмический рисунок попевки, отстукивают на металлофоне и выкладывают его полосками на карточках.
Д/и «Поможем Дюймовочке»
Цель: Закреплять пройденный материал.
Материал: куколка – Дюймовочка. Плоские небольшие бумажные цветочки, на обратной стороне каждого – музыкальное задание и нарисованный эльф.
Ход игры
Музыкальный руководитель: Ребята, вы помните чудесную сказку про Дюймовочку? (Дети отвечают). Посмотрите, какой перед вами красивый цветок! Может быть мы найдем ее там внутри? (раскрывают лепестки вынимают куколку). Вот и она! Помните, в сказке Дюймовочка мечтала о стране эльфов? Мы поможем ей попасть туда, если выполним все музыкальные задания, которые находятся под этими цветами.
Переворачивая каждый цветок, детям предлагается исполнить знакомый танец, песню, оркестровое произведение или стих. В конце игры Дюймовочка оказывается среди эльфов и выбирает себе из них принца.
Д/и «Музыкальные птенчики»
Цель игры: закреплять знания детей о высоте звука, знание о нотах, развивать детское творчество.
Материал: картина с изображением дерева, ветки которого расположены в виде нотоносца; птички, набор шапочек для птичек.
Ход игры:
Музыкальный руководитель выбирает несколько детей, надевает на них шапочки птички-мамы и птенчиков и дает им в руки изображения птиц.
Дети поют хором:
Мы птенчики веселые умеем мы летать
И с веточки на веточку нам весело порхать.
1 вариант. Ребенок, изображающий маму, ставит птицу на нижнюю веточку и поет импровизированную песенку низким голосом:
А мамочка волнуется лети-ка птенчик вниз!
Спою я колыбельную, а ты уснешь малыш!
Дети, изображающие птенчиков, прикладывают птенчиков к веткам повыше и поют высокими голосами:
Не хочу к тебе лететь
Буду здесь я песни петь.
2 вариант. Выбирается мама-птичка м птенчики. Дети птенчики поют свою песенку и раскладывает изображения по верхним веткам дерева, называя их по именам: птенчик Ре, птенчик Си и т.д.
Затем свою песенку поет мама, она «слетает вниз» и зовет к себе малышей. Каждый птенчик поочередно пропевает свой звук, слетает с дерева и садится рядом с мамой. По окончании игры все дети пропевают имена (название нот) птенчиков и возвращают их на веточки.
Д/и «Волшебная дудочка»
Цель: закреплять знания детей о музыкальных инструментах, развивать песенное творчество
Материал: коробка с цветными шнурками, карточки с изображением музыкальных инструментов и дудочек разных цветов.
Ход игры
Карточки разложены рубашкой вверх. Ребенок выбирает одну любую закрытую карточку и переворачивает ее. Если на карточке изображен музыкальный инструмент, ребенок должен его назвать. Если на карточки изображена дудочка, то попросите ребенка назвать ее цвет и «сыграть» на ней. Ребенок должен напеть какую-нибудь знакомую мелодию, песенку или придумать ее сам. При этом из коробки достает шнурок-змейку под цвет дудочки.
.
Д/и «Сказочный мир балета» (лото)
Цель: закреплять знания детей знакомить о героях и содержании балетов на сказочные сюжеты («Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица»).
Материал: большие и маленькие карточки с изображением героев балета.
Ход игры
1.Вариант
Большие карты раздаются детям, маленькие у ведущего. Ведущий показывает детям по одной карточки. Дети должны назвать героя и балет. Тот, кто найдет у себя этот персонаж на большой карте, закрывает его маленькой.
2.Вариант
Большие карты раздаются детям, маленькие карточки выкладывают в середину картинками вверх. Ведущий рассказывает содержание балета П.И. Чайковского «Щелкунчик». После предлагает играющим найти у себя на картах герое этого балета и закрыть их карточками. После этого игроки по очереди называют персонажей балета. Аналогично обыгрываются герои других балетов.
Д/и «Путешествие на поезде»
Цель: Развивать чувство ритма
Материал: свисток
Ход игры
Дети сидят на стульчиках. У ведущего – взрослого есть свисток. Ведущий начинает «путешествие на поезде» отбивая ладонями характерный ритм «чух-чух-чух». Дети присоединяются к нему. Ведущий отбивает ритм вначале медленно, затем убыстряя. Когда поезд достигает максимальной скорости, ведущий свистит в свисток и. Свист означает, что поезд должен так же равномерно сбавлять скорость и в конце концов остановится.
Д/и «Музыкальные инструменты» (лото)
Цель: Знакомить с семействами музыкальных инструментов, их внешним видом и названиями, обогащать словарь.
Материал: Большие карточки с изображением музыкальных инструментов, маленькие карточки с изображением тех же музыкальных инструментов, наградные карточки с призовыми местами.
Ход игры
1.Вариант
Ведущий берет себе маленькие карточки, большие раздаются между участниками. Ведущий достает одну из маленьких карточек, называет музыкальный инструмент изображенный на ней. Тот из игроков кто нашел у себя этот инструмент берет себе карточку. Выигрывает тот, кто быстрее закроет свою большую карту.
2.Вариант
Игрокам раздаются большие карты. Каждый придумывает загадку про один из тех музыкальных инструментов, которые изображены на его карте. Остальные должны догадаться, о чем идет речь. Тот, кто отгадал загадку, получает приз (маленькую карточку с изображением музыкального инструмента).
Д/и «Три кита» (лото)
Цель: развивать представление о трех основных жанрах музыки, учить определять жанр музыки и называть его.
Материал: 6 больших карт с черно-белым изображением разных жанров. Маленькие цветные карточки с изображением тех же жанров.
Ход игры
Большие карты раздаются детям. Маленькие – ведущему. Ведущий выбирает наугад одну из карточек и показывает ее игрокам. Игроки сравнивают цветное изображение карточки с черно белым рисунком на своей карте, называют жанр и вид музыки, выкладывают на большую карточку.
Д/и «Передай ритм»
Ход игры
Дети становятся друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящего. Ведущий (последний в цепочке) отстукивает ритм на плече того, за кем стоит. И тот передает ритм следующему ребенку. Последний участник передает ритм хлопая в ладоши.
Д/и «Прогулка» (II)
Цель: развивать чувство ритма.
Материал: музыкальные молоточки по числу играющих.
Ход игры
Дети рассаживаются полукругом
Музыкальный руководитель: Сейчас, дети, мы с вами пойдем на прогулку, но она необычная, мы будем гулять в группе, а помогать нам будут музыкальные молоточки. Вот мы с вами спускаемся по лестнице (педагог медленно ударяет молоточком по ладони. Дети повторяют такой же ритмический рисунок) А теперь мы вышли на улицу, светит солнышко, все обрадовались и побежали. Вот так (педагог частыми ударами передает бег, дети повторяют). Таня взяла мяч и стала медленно ударять им о землю (педагог медленно ударяет молоточком, дети повторяют). Остальные дети стали быстро прыгать (молоточек ударяет быстро, дети повторяют). Но вдруг на небе появилась туча, закрыла солнышко и пошел дождь. Сначала это были маленькие, редкие капли, а потом начался сильный ливень (педагог постепенно ускоряет ритм ударов молоточком, дети повторяют). Испугались ребята и побежали в детский сад (быстрые и ритмичные удары молоточком).
В игре может принимать участие как и подгруппа, так и вся группа.
Далее дети выкладывают широкие и узкие карточки(короткие и длинные звуки)
П/и «Кто уснул под дубком»
Цель: развивать динамический слух.
Ход игры
Дети стоят в одном конце зала, ребенок – медведь сидит на стульчики в другом. Дети поют громко:
Кто уснул под дубком
И накрылся кожушком?
Дети прикладывают палец к губам и произносят:
Тс-с-с!
Дети идут на носочках к медведю и поют тихо:
Ой, тише! Не шуметь!
Может это спит медведь!
Ведущий-взрослый говорит:
Этот гость в один присест
Как проснется, всех поест!
Дети убегают в другой конец зала, ребенок-медведь их догоняет.
П/и «Заинька выходи»
Цель: развивать танцевальное творчество, чувства ритма.
Ход игры
Дети стоят в кругу, ребенок зайчик в центре
Заинька выходи, серенький, выходи
Вот так, вот так выходи
Вот так, вот так выходи
Дети хлопают в ладоши, ребенок-зайчик ходит по кругу
Заинька погуляй
Серенький погуляй
Вот так и вот так погуляй
Вот так и вот так погуляй
Ребенок-зайчик выполняет импровизированные танцевальные движения, дети повторяют
Заинька попляши
Серенький попляши
Вот так и вот так попляши
Вот так и вот так попляши
П/и «Кошка и мышки»
Цель: развивать имитационные движения, быстроту реакций.
Ход игры
Ребенок-кошка сидит в стороне.
Дети-мышки идут по кругу взявшись за руки
На скамейки у окна улеглась и дремлет кошка
Вот теперь мышам раздолье
Быстро вышли из подполья
Разбрелись все по углам
Тащат крошки тут и там
На проигрыш дети-мышки бегают по залу, играют.
Мышки присаживаются на корточки, кошка ходит между ними делая плавные движения руками перед собой.
Кошка глазки открывает
Кошка спинку выгибает
Коготочки распускает
Мышек всех пугает
Прыг, прыг побежала
Мышек разогнала
Кошка догоняет мышек, те убегают на стульчики
П/и «Кто скорей возьмет грибок»
Цель: развивать быстроту реакций.
Ход игры
Дети идут по кругу взявшись за руки и поют.
В центре круга лежат игрушечные грибы, на один меньше чем играющих.
После исполнения последней строчки дети поднимают грибы. Тот кому не досталось – выходит из игры.
Мы идем, идем, идем
Мы грибы сейчас найдем
Под листочком, под травинкой
На пенечке, под осинкой.
Вот и гриб, не зевай
И быстрей его хватай.
П/и «Пугало»
Цель: развивать диатонический слух.
Ход игры
Дети идут по кругу и громко поют
Ребенок-пугало стоит в центре круга, вытянув руки в сторону.
В огороде пугало, пугало стоит
Огурцы нам пугало рвать с грядки не велит.
Дети идут на носочках в рассыпную по залу, изображают как рвут огурцы и поют тихо
Мы тихонько подойдем
И огурчиков нарвем
Ребенок-пугало громко поет
Огурцы нельзя здесь рвать
Буду я вас догонять
Дети убегают на стульчики, ребенок-пугало их догоняет.
П/и «Оркестр»
Цель: развивать тембровый слух.
Материал: детские музыкальные инструменты.
На стульчиках разложены разные музыкальные инструменты, на один меньше, чем количество участников. Дети под веселую музыку бегают по залу, танцуют. Как только музыка закончилась, каждый ребенок должен сесть на стульчик и взять музыкальный инструмент. Ребенок, которому не досталось становится дирижером. Дети играют на музыкальных инструментах, а ребенок стоит перед ними и дирижирует. Затем игра повторяется заново.
П/и «Солнечные зайчики»
Цель: развивать творческую активность, быстроту реакций.
Ход игры
Дети идут по кругу и поют, в центре круга стоит ребенок-солнышко
1.Мы солнечные зайчики, озорной народ
Мы с солнышком - весёлнышком
Водим хоровод.
Дети стоят на месте, выполняют движения по выбору
2.То убежим, то спрячемся
Нас просто не унять
Эй, солнышко – весёлнышко
Попробуй нас догнать
Дети бегут в заранее отведенное место, ребенок – солнышко их догоняет.
П/и «Грибники и грибочки»
Цель: развивать танцевальное творчество.
Ход игры
На проигрыш мальчики строятся в колонну в стороне от девочек.
Девочки бегают на носочках по залу
Мы грибочки, мы грибочки
Дружно встали на пенечке
Спрятаться нам нужно
Сядем в травку дружно
На проигрыш девочки останавливаются и присаживаются
Мальчики идут между девочками
Грибники мы, грибники
Ох, корзины велики
Попадется гриб на ножке
Мы кладем его в лукошко!
Мальчики останавливаются возле девочек, девочки поднимаются. Исполняется свободная пляска.
П/и «Заморожу»
Цель: развивать чувство ритма.
Ход игры
Ой, что за народ За морозом идет Дед Мороз Дед Мороз Ты нам щечки не морозь Ты нам щечки не морозь Ой, что за народ За морозом идет Дед Мороз Дед Мороз Ты нам носик не морозь Ты нам носик не морозь Ой, что за народ За морозом идет Дед Мороз Дед Мороз Ты нам ручки не морозь Ты нам ручки не морозь Ой, что за народ За морозом идет Дед Мороз Дед Мороз Ты нам ножки не морозь Ты нам ножки не морозь | Идут по кругу взявшись за руки 3 раза грозят пальчиком 3 раза хлопают прихлопывают ладошками по щекам Идут по кругу взявшись за руки 3 раза грозят пальчиком 3 раза хлопают Держаться за нос Идут по кругу взявшись за руки 3 раза грозят пальчиком 3 раза хлопают Качают ладошками вправо-влево Идут по кругу взявшись за руки 3 раза грозят пальчиком 3 раза хлопают Топают поочередно ногами |
П/и «Снеговик»
Цель: развивать чувство ритма, ритмичность движений.
Ход игры
Дети идут в хороводе, в центре стоит ведущий-снеговик
На дворе мороз
Белый снег лежит
Наш веселый снеговик
За окном стоит
Дети держаться за носик
У кого красный нос?
У снеговика!
Имитируют постукивания метлой
У кого метелка есть?
У снеговика!
Выполняют пружинку
У кого одежды нет?
У снеговика!
Хлопают в ладоши
Он мороза не боится
Очень этим он гордится
Под быструю музыку дети разбегаются, а снеговик ловит их и замораживает (ребенок замирает на месте)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
интеллектуально-музыкальная игра "Счастливый случай"
игра Счастливый случай может быть использованна для обобщающего урока по музыке или для внеклассной работы...
Музыкальная игра: "Два рояля"
Игра проводится в рамках месячника Военно- спортивной работы и посвящена защитникам Отечества, для учащихся 4-6 классов. Учащиеся с удовольствием принимают в ней участие, т.к игра проверяет зна...
Хоровое сольфеджио. Формирование и развитие ладово-интонационных навыков. Музыкальные игры.
Данная методическая разработка предлагает некоторые музыкальные игры, используемые на занятиях хорового сольфеджио, способстующие развитию чувства ритма и музыкальной памяти....
«Музыкальные игры - как средство коррекции на уроках музыки в коррекционной школе VIII вида »
В условиях музыкального занятия игры носят развивающий характер и ориентированы на овладение детьми двигательными и интеллектуальными умениями, сенсорными способностями, развитие навыков сотрудничеств...
Курсовой проект на тему: "Музыкальные игры на уроках музыки в начальных классах"
Музыкальные игры на уроках музыки в 1-4 классах....
Методическая разработка по теме «Место и роль дидактического материала по музыкальному образованию учащихся младших классов. Музыкальная игра»
В разработке даны практические рекомендации по проведению музыкальных игр....
Музыкальные игры на уроках сольфеджио в подготовительных группах раннего развития музыкальных способностей
Нет необходимости доказывать, что музыкальное воспитание детей должно быть направлено, прежде всего, на развитие восприимчивости к языку музыки, способности к эмоциональному отклику, а также на активи...