Хоровое сольфеджио. Формирование и развитие ладово-интонационных навыков. Музыкальные игры.
методическая разработка по теме
Данная методическая разработка предлагает некоторые музыкальные игры, используемые на занятиях хорового сольфеджио, способстующие развитию чувства ритма и музыкальной памяти.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzykalnye_igry_.doc | 52.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
Формирование и развитие ладово-интонационных навыков.
Формирование и развитие ладово-интонационных навыков у учащихся – актуальная проблема в музыкальном образовании. Педагоги-практики прекрасно знают, как много плохо интонирующих детей приходит заниматься в хоровые коллективы и вокальные ансамбли учреждений дополнительного образования. Многие методические пособия и учебники содержат целые разделы, посвященные интонированию.
По мнению автора, в условиях хоровых студий, хоровых коллективов в системе дополнительного образования детей, целесообразно говорить о предмете «хоровое сольфеджио», как об отдельной дисциплине, а не только как о части хоровых занятий.
На начальном этапе обучения, т.е. в подготовительной и младшей группе, «хоровое сольфеджио» является основополагающим, так как именно в этой возрастной группе идет активное формирование чистого интонирования и вокальных навыков.
Однако, хоровое сольфеджио, которому уделяется особое внимание в программе для дошкольного возраста, должно активно преподаваться и в старших группах, поскольку именно эта форма сольфеджио позволяет научить детей правильно и чисто интонировать, применять теоретические знания на практике.
Развитие у учащихся ладовых звуковысотных представлений происходит в различных видах музыкальной деятельности, в ходе всего занятия. В основе такого комплексного подхода - определенная система подбора ладовых песенок-попевок. Пение их по нотной записи, на слух, по руке педагога в сочетании относительной и абсолютной сольмизации, с использованием релятивной системы (ручные знаки) представляет собой оптимальный способ формирования и развития у детей способности ориентироваться в ладу.
Детям младших групп предстоит познакомиться с множеством понятий и овладеть множеством навыков. Задача педагога, по - возможности быстро, ввести ребенка в тот круг музыкальных понятий, с которыми ему придется иметь дело на практике. Важно отметить, что детей не интересует, в каком соотношении находятся эти понятия
Так, например, знакомство с интервалами начинается тогда, когда ученики ещё не в состоянии зафиксировать интервалы на бумаге; о трезвучии узнают, не изучив всех ступеней гаммы; приходится отличать мажор от минора, не имея понятия о ладе. В этих случаях, усвоение новых понятий определяется актуальной необходимостью.
Сольфеджирование неразрывно связано с усвоением музыкальной грамоты. Это позволяет делать музицирование осмысленным и активным, и, самое важное, позволяет осваивать музыкальную грамоту не через сухие формулировки, а на основе живого звучания.
При изучении ступеней в ладу удобно использовать ручные знаки. Ручные знаки – не только действия, которые концентрируют внимание детей, это ещё и способ установления прочных условно-рефлекторных связей. Они помогают выработать моторные навыки, необходимые для свободного чтения нот и записи мелодий уже не просто по звукам, а по интонациям.
Среди задач, которые решаются на занятии, одна - центральная. Важно не разграничивать тематические разделы внутри занятия. Занятие представляет собой единый процесс, решение связанных между собой задач, которые ведут к решению центральной. При этом разграничиваются действия и способы, которые используются для достижения поставленной цели.
Использование игровых приемов. Музыкальные игры.
Занятие, построенное с игровыми приемами, идет без труда, без утомления. Детям нравятся предлагаемые задания, они с удовольствием их выполняют, сами того не замечая (да и не зная!), что занимаются сложным слуховыми задачами. Построить игровую ситуацию можно на любом задании, это мобилизует силы и внимание для изучения новой темы или более сложного материала.
Для ребенка ключевое средство познания мира - игра, в которой состояние эмоционального подъема интенсифицирует запоминание. Игра не утомляет, идеально мобилизует эмоции ребенка, его внимание, интеллект. Игра является и двигательной разрядкой. Отсюда следует очень важный вывод: основные виды деятельности ребенка целесообразно организовывать в игровой форме.
Ниже приводятся несколько музыкальных игр, возможно, уже знакомых педагогам, но разнообразно использованных, которые, может быть, пополнят арсенал педагогов-хормейстеров.
«Сигналы из космоса» - услышать, сколько звуков сыграно на инструменте.
«Музыкальное эхо» - повторить интервал или мелодию голосом (пропеть).
«Музыкальные прятки» - определить ноту (найти ее на клавиатуре).
«Живые ноты» - каждый ребенок поет ноту, которая ему досталась, а ребенок - дирижер руководит «нотами». От «дирижера» зависит, в какой последовательности поют «ноты». Можно использовать любые ноты и, таким образом, выстроить мелодию или интервал. В качестве дирижера может выступать сначала педагог, потом ребенок. Если группа достаточно дготовленная, то можно петь не только по очереди, но и задерживать звук и послушать гармоническое звучание.
«Мелодическое эхо» - устный диктант. Педагог поет мелодическую фразу, интонацию или интервал. Затем бросает ученику мячик или мягкую игрушку («апельсин»). Ученик ловит «апельсин» и повторяет голосом то, что пропел педагог.
(Можно с названием нот). Эта игра очень активизирует внимание, обостряет слух. Заставляет «держать внимание», т.к. неизвестно, кому будет брошен «апельсин».
«Обезьянка». Педагог показывает ручными знаками мелодию. Дети синхронно показывают и мысленно пропевают мелодическую фразу, а затем воспроизводят голосом также с ручными знаками. Эта игра хорошо развивает внутренний слух, обостряет интонацию, повышает внимание.
«Переводчик» - более сложная игра, чем «Обезьянка», так как педагог показывает мелодию ручными знаками, а дети должны пропеть нотами, перевести с одного «языка» на другой.
«Ритмическое эхо» - Педагог прохлопывает ритмический рисунок – ребята повторяют. Эту игру можно использовать в разных вариантах:
«Эстафета» - учитель задает ритмическое задание одному ученику. Ученик «отвечает», а затем придумывает свой вариант и прохлопывает его следующему ученику. Такую игру целесообразно предлагать детям старшего возраста, так как маленькие не могут придумать свой вариант и повторяют (как правило) учительский.
«Испорченный телеграф» - все учащиеся встают в ряд, друг за другом. Педагог встает последним и неслышно простукивает впередистоящему ученику по плечу ритмическое упражнение. После этого «телеграмму» простукивают по плечу предыдущего ученика и так последовательно, до первого. Таким образом, «телеграмма» идет от последнего ученика к первому. Интересно, какую «телеграмму» получит первый, насколько она похожа на полученную от педагога. Эта игра хорошо налаживает дисциплину, поэтому ее можно использовать, когда ребята устали и необходимо сменить деятельность.
Список использованной литературы:
- А. Барабошкина «Сольфеджио» 1 - 3 кл., «Музыка»1974 г.
- Калмыков, Фридкин «Сольфеджио» ч.1, ч.2, «Музыка», 1978 г
- Ж.Металлиди, А.Перцовская «Сольфеджио» 1-7 кл., «Композитор» СПб.1994 г
- О.П. Соколова «Двухголосное пение в младшем хоре», «Музыка», 1987 г.
- Г.Струве «Хоровое сольфеджио», «Советский композитор», 1988 г.
- Л. Дуганова, Л. Алдакова «Поет детская хоровая студия «Веснянка»»,
- «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС». 2002 г.
- Ефремова Л. «Учиться интересно», пособие по сольфеджио, «Композитор», СПб, 2006 г.
http://www.karadar.com/Default.htm
http://www.classical.ru/r/
http://classicmusicon.narod.ru
http://classic.chubrik.ru/
http://www.classicalarchives.com
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование и развитие умений и навыков в аудировании при подготовке к итоговой аттестации по английскому языку за курс начальной школы
Умения в аудировании являются необходимыми при обучении иностранному языку, но, в тоже время, это и один из видов речевой деятельности, который вызывает наибольшие трудности у учащихся. Тем более акту...
Проблемы формирования чувства стиля и стилистических навыков обучающихся игре на фортепиано
В работе подробно рассматривается проблема формирования чувства стиля и стилистических навыков обучающихся игре на фортепиано .Явление музыкального стиля, рассматриваемого с педагогических позиций, су...
Использование знаково-символических средств как УУД при формировании и развитии лексико-грамматических навыков.
Презентация содержит примеры знаково-символических средств для развития лексико-грамматических навыков у обучающихся начальной школы....
Использование проблемных ситуаций для формирования и развития у учащихся навыков устной диалогической и монологической речи.
В данной статье рассматривается использование активных метов обучения на уроке английского языка, целью которых является формирование у школьников умения гибко ориентироваться и...
"Формирование и развитие вокально - технических навыков"
Под развитием детского голоса понимается качественные иколичественные изменения состояния голосового аппарата и формирование вокальных навыков: певческого дыхания, звукообразования, артикуляции, слухо...
Альбом "Социальные истории" как метод формирования и развития социально-бытовых навыков, жизненных компетенций, рефлексии своей деятельности и профилактики нежелательного поведения для детей с РАС
Альбом "Социальных историй" как метод формирования и развития социально-бытовых навыков, жизненных компетенций, развития рефлексии своей деятельности и профилактика нежелательного поведения,...