Хоровое сольфеджио. Формирование и развитие ладово-интонационных навыков. Музыкальные игры.
методическая разработка по теме

Леонтьева Светлана Владимировна

Данная методическая разработка предлагает некоторые музыкальные игры, используемые на занятиях хорового сольфеджио, способстующие развитию чувства ритма и музыкальной памяти.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzykalnye_igry_.doc52.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Формирование и развитие ладово-интонационных навыков.

 

Формирование и развитие ладово-интонационных навыков у учащихся – актуальная проблема в музыкальном образовании. Педагоги-практики прекрасно знают, как много  плохо интонирующих детей приходит заниматься в хоровые коллективы и  вокальные ансамбли учреждений дополнительного образования. Многие методические пособия и учебники содержат целые разделы, посвященные интонированию.

По мнению автора,  в  условиях хоровых студий, хоровых коллективов в системе дополнительного образования детей, целесообразно говорить о предмете «хоровое сольфеджио», как об отдельной дисциплине, а не только как о части хоровых занятий.

На начальном этапе обучения, т.е. в подготовительной  и младшей группе, «хоровое сольфеджио» является основополагающим, так как именно в этой возрастной группе идет активное формирование чистого интонирования и вокальных навыков.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

Однако, хоровое сольфеджио, которому уделяется особое внимание в программе для дошкольного возраста, должно активно преподаваться   и в старших группах, поскольку именно эта форма сольфеджио позволяет научить детей правильно и чисто интонировать, применять теоретические знания на практике.

Развитие  у учащихся ладовых звуковысотных представлений происходит в различных видах музыкальной деятельности,  в ходе всего занятия. В основе такого комплексного подхода - определенная система подбора ладовых песенок-попевок. Пение их по нотной записи, на слух, по руке педагога в сочетании относительной и абсолютной сольмизации, с использованием релятивной системы (ручные знаки) представляет собой оптимальный способ  формирования и развития  у  детей способности ориентироваться в ладу.

Детям младших групп предстоит познакомиться с множеством понятий и овладеть множеством навыков. Задача педагога,  по - возможности быстро,  ввести ребенка в тот круг музыкальных понятий, с которыми ему придется иметь дело  на практике. Важно отметить,   что детей не интересует, в каком соотношении находятся эти понятия  

Так, например, знакомство с интервалами начинается тогда, когда ученики ещё не в состоянии зафиксировать интервалы на бумаге;  о трезвучии узнают, не изучив всех ступеней гаммы;  приходится отличать   мажор от минора, не имея понятия о ладе. В этих случаях,    усвоение новых понятий определяется   актуальной  необходимостью.

Сольфеджирование неразрывно связано с усвоением музыкальной грамоты. Это позволяет делать музицирование осмысленным и активным, и, самое важное, позволяет осваивать музыкальную грамоту не через  сухие формулировки, а на основе   живого звучания.

При изучении ступеней в ладу удобно использовать ручные знаки. Ручные знаки – не только действия, которые концентрируют внимание детей,  это ещё и способ установления прочных условно-рефлекторных связей. Они помогают выработать моторные навыки, необходимые для свободного чтения нот и записи мелодий уже не просто по звукам, а по интонациям.

 Среди    задач, которые решаются на занятии,   одна -  центральная. Важно не разграничивать тематические разделы внутри занятия. Занятие представляет собой единый процесс, решение связанных между собой  задач, которые ведут  к  решению центральной. При этом разграничиваются действия и способы, которые используются  для достижения поставленной цели.

Использование игровых приемов. Музыкальные игры.

Занятие,  построенное с игровыми приемами, идет без труда, без утомления. Детям нравятся  предлагаемые задания,   они с удовольствием их выполняют, сами того не замечая (да и не зная!), что занимаются сложным слуховыми  задачами. Построить игровую ситуацию можно на любом задании, это мобилизует силы и внимание для изучения новой темы или более сложного материала.

Для ребенка ключевое  средство познания мира -  игра,  в которой состояние эмоционального подъема интенсифицирует  запоминание. Игра не утомляет, идеально мобилизует эмоции ребенка, его внимание, интеллект.  Игра является и двигательной разрядкой. Отсюда следует очень важный вывод: основные  виды деятельности  ребенка целесообразно организовывать в игровой форме.

Ниже приводятся несколько музыкальных игр, возможно,  уже   знакомых  педагогам, но разнообразно  использованных,  которые, может быть, пополнят арсенал педагогов-хормейстеров.

 «Сигналы из космоса» - услышать, сколько звуков сыграно на инструменте.

«Музыкальное эхо» - повторить интервал или мелодию голосом (пропеть).

«Музыкальные прятки» - определить ноту (найти ее  на клавиатуре).

«Живые ноты» - каждый ребенок поет ноту, которая ему досталась,   а ребенок - дирижер руководит «нотами». От «дирижера» зависит, в какой последовательности поют «ноты». Можно использовать любые ноты и, таким образом,  выстроить мелодию или интервал. В качестве дирижера может выступать сначала педагог, потом ребенок. Если группа достаточно дготовленная, то можно петь не только по очереди, но и задерживать звук и послушать гармоническое звучание.

«Мелодическое эхо» - устный диктант. Педагог поет мелодическую фразу, интонацию или интервал. Затем бросает ученику мячик или мягкую игрушку («апельсин»). Ученик ловит «апельсин» и повторяет голосом то, что пропел педагог.

(Можно с названием нот). Эта игра очень активизирует внимание, обостряет слух. Заставляет «держать внимание»,  т.к. неизвестно,   кому будет брошен «апельсин».

«Обезьянка». Педагог показывает ручными знаками мелодию. Дети синхронно показывают и мысленно пропевают мелодическую фразу, а затем воспроизводят голосом также с ручными знаками. Эта игра хорошо развивает внутренний слух, обостряет интонацию, повышает внимание.

«Переводчик» - более сложная игра, чем «Обезьянка», так как педагог показывает мелодию  ручными знаками, а дети должны пропеть нотами, перевести с одного «языка» на другой.

«Ритмическое эхо» - Педагог прохлопывает ритмический рисунок – ребята повторяют. Эту игру можно использовать в разных вариантах:

 «Эстафета» - учитель задает ритмическое задание одному ученику. Ученик «отвечает», а затем придумывает свой вариант и  прохлопывает его  следующему ученику. Такую игру целесообразно  предлагать  детям   старшего возраста, так как маленькие не могут придумать свой вариант и повторяют (как правило) учительский.

«Испорченный телеграф» - все учащиеся встают в ряд, друг за  другом. Педагог встает последним и неслышно  простукивает впередистоящему ученику по плечу ритмическое упражнение. После этого «телеграмму» простукивают по плечу предыдущего ученика  и так последовательно,  до первого.   Таким образом, «телеграмма» идет от последнего ученика  к первому. Интересно, какую «телеграмму» получит первый,  насколько она похожа на полученную от педагога. Эта игра хорошо налаживает дисциплину, поэтому ее можно использовать, когда ребята устали и необходимо сменить деятельность.

Список использованной литературы:

  1. А. Барабошкина «Сольфеджио» 1 - 3 кл.,  «Музыка»1974 г.                                                  
  2. Калмыков, Фридкин «Сольфеджио» ч.1, ч.2,  «Музыка», 1978 г                                          
  3. Ж.Металлиди, А.Перцовская «Сольфеджио» 1-7 кл.,  «Композитор» СПб.1994 г
  4. О.П. Соколова «Двухголосное пение в младшем хоре»,  «Музыка», 1987 г.
  5. Г.Струве «Хоровое сольфеджио», «Советский композитор», 1988 г.
  6. Л. Дуганова, Л. Алдакова «Поет детская хоровая студия «Веснянка»»,
  7. «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС». 2002 г.                                
  8. Ефремова Л. «Учиться интересно», пособие по сольфеджио, «Композитор»,  СПб, 2006 г.                                                  

www.art-in-school.ru

http://www.karadar.com/Default.htm

 http://www.classical.ru/r/ 
http://classicmusicon.narod.ru
http://classic.chubrik.ru/
http://www.classicalarchives.com

http://www.classicalguitarmidi.com


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование и развитие умений и навыков в аудировании при подготовке к итоговой аттестации по английскому языку за курс начальной школы

Умения в аудировании являются необходимыми при обучении иностранному языку, но, в тоже время, это и один из видов речевой деятельности, который вызывает наибольшие трудности у учащихся. Тем более акту...

Проблемы формирования чувства стиля и стилистических навыков обучающихся игре на фортепиано

В работе подробно рассматривается проблема формирования чувства стиля и стилистических навыков обучающихся игре на фортепиано .Явление музыкального стиля, рассматриваемого с педагогических позиций, су...

Использование знаково-символических средств как УУД при формировании и развитии лексико-грамматических навыков.

Презентация содержит примеры знаково-символических средств для развития лексико-грамматических навыков у обучающихся начальной школы....

Использование проблемных ситуаций для формирования и развития у учащихся навыков устной диалогической и монологической речи.

В данной статье рассматривается использование активных метов обучения на уроке английского языка, целью которых является  формирование  у школьников умения гибко  ориентироваться и...

"Формирование и развитие вокально - технических навыков"

Под развитием детского голоса понимается качественные иколичественные изменения состояния голосового аппарата и формирование вокальных навыков: певческого дыхания, звукообразования, артикуляции, слухо...

Альбом "Социальные истории" как метод формирования и развития социально-бытовых навыков, жизненных компетенций, рефлексии своей деятельности и профилактики нежелательного поведения для детей с РАС

Альбом "Социальных историй" как метод формирования и развития социально-бытовых навыков, жизненных компетенций, развития рефлексии своей деятельности и профилактика нежелательного поведения,...