Принцип историзма в преподавании предмета Музыка
статья по музыке (7 класс) по теме
Принцип историзма в преподавании предмета Музыка
Худобина Т.Л. учитель музыки и МХК
МОУ СОШ№82 им.Ф.И.Дубовицкого
|
ИСТОРИЗМ
(нем Historismus, от греч. historia — исследование, изыскание)
Историзм — это основа, "культурная память" искусства, залог его духовности, "связующая нить" поколений. Художественное мышление по своей сути всегда исторично, поскольку оно обеспечивает духовное единение людей во времени и пространстве, непрерывность и преемственность идей. Именно такой смысл имело для древних греков слово "история". Наверное, не случайно в античности матерью Муз, покровительниц различных видов искусства, считалась богиня Памяти Мнемозина (греч. mnemosina — помнящая). Поэтому и Музы — служительницы памяти, истории. А самой страшной карой богов была утрата памяти.
"От первых дней Творения... человек находится в историческом, и историческое находится в человеке". Человеческое мышление нельзя выделить из истории, поэтому и всякая осмысленная творческая деятельность, прежде всего художественная, исторична, в ней навсегда сохраняется прошлое и видится будущее. Художественное мышление осуществляется с помощью "исторической памяти человечества».
Произведения искусства, принадлежащие различным культурно-историческим эпохам, раскрывают суть нравственных понятий о Жизни и Человеке. Исторический подход к изучению искусства вполне оправдан, так как позволяет достаточно объективно и с максимальной полнотой оценить вклад той или иной культурно-исторической эпохи в развитие человеческой цивилизации. Каждая новая эпоха – это определенная ступень художественного восхождения человечества, обладающая самостоятельной ценностью, неповторимостью и непреходящим знанием. Так, например, культура эпохи Возрождения, не перечеркивая достижений Античности и Средневековья, вобрав в себя дух исканий и противоречий своего времени, сумела создать собственный художественный идеал – гуманизм, провозгласивший высшей ценностью человека и его общественное благо. Каждая культурная эпоха говорит на своем языке. Это означает, что для понимания культуры определенного периода стоит обратить внимание на общественные и индивидуальные ценности, которые считались главными в то или иное время.
Знакомство детей с культурно – историческими эпохами дает многогранное представление о мире, который его окружает, создает стройную картину вселенной. Умение «читать» знаки культуры помогает лучше понимать историю, литературу, осознать свое место в мире.
В каждой культурно – исторической эпохе есть своя доминанта – система ценностей, признанных большинством социума. Она оказывает решающее воздействие на сферы творчества, определяет стиль жизни, помогает создать образ эпохи. В период Просвещения такой доминантой является книга и образование, в XIXв. ведущей сферой культуры стала литература, в современный период – массовая культура и информация.
Культурный диалог – главный закон развития человека и человечества, предполагающий взаимодействие, взаимовлияние, взаимопроникновение разных культур на основе творческой деятельности. Культурный диалог имеет целью создание целостного образа культурно – исторического времени.
Очень важно научить ребенка рассматривать произведение искусства в контексте исторической эпохи, делая ссылки на современников автора, предшественников и последователей направления. Трудно объяснить значение и необходимость художников « Передвижников» и композиторов «Могучей кучки» без характеристики исторического периода страны, без знакомства с личностью и идеями народности и самобытности русского искусства Стасова В.В.
Необходимо выстроить четкое представление о преемственности культурно – исторических эпох, как в контексте развития одной страны, так и в мировом масштабе, делая акцент на взаимопроникновении культур разных народов.
Д.С.Лихачёв утверждал: «Культура человечества - это активная память человечества, активно введенная в современность». На основе культуры складывается и развивается историческая память – главный показатель национального самосознания. В настоящее время культура воспринимается как форма осмысления истории человечества, как непрерывный процесс переживания накопленного опыта, в результате которого происходит наращивание нового культурного слоя и передача его следующим поколениям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
princip_istorizma_v_prepodavanii_predmeta_muzyka.doc | 33 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Принцип историзма в преподавании предмета Музыка
Худобина Т.Л. учитель музыки и МХК
МОУ СОШ№82 им.Ф.И.Дубовицкого
ИСТОРИЗМ
(нем Historismus, от греч. historia — исследование, изыскание)
Историзм — это основа, "культурная память" искусства, залог его духовности, "связующая нить" поколений. Художественное мышление по своей сути всегда исторично, поскольку оно обеспечивает духовное единение людей во времени и пространстве, непрерывность и преемственность идей. Именно такой смысл имело для древних греков слово "история". Наверное, не случайно в античности матерью Муз, покровительниц различных видов искусства, считалась богиня Памяти Мнемозина (греч. mnemosina — помнящая). Поэтому и Музы — служительницы памяти, истории. А самой страшной карой богов была утрата памяти.
"От первых дней Творения... человек находится в историческом, и историческое находится в человеке". Человеческое мышление нельзя выделить из истории, поэтому и всякая осмысленная творческая деятельность, прежде всего художественная, исторична, в ней навсегда сохраняется прошлое и видится будущее. Художественное мышление осуществляется с помощью "исторической памяти человечества».
Произведения искусства, принадлежащие различным культурно-историческим эпохам, раскрывают суть нравственных понятий о Жизни и Человеке. Исторический подход к изучению искусства вполне оправдан, так как позволяет достаточно объективно и с максимальной полнотой оценить вклад той или иной культурно-исторической эпохи в развитие человеческой цивилизации. Каждая новая эпоха – это определенная ступень художественного восхождения человечества, обладающая самостоятельной ценностью, неповторимостью и непреходящим знанием. Так, например, культура эпохи Возрождения, не перечеркивая достижений Античности и Средневековья, вобрав в себя дух исканий и противоречий своего времени, сумела создать собственный художественный идеал – гуманизм, провозгласивший высшей ценностью человека и его общественное благо. Каждая культурная эпоха говорит на своем языке. Это означает, что для понимания культуры определенного периода стоит обратить внимание на общественные и индивидуальные ценности, которые считались главными в то или иное время.
Знакомство детей с культурно – историческими эпохами дает многогранное представление о мире, который его окружает, создает стройную картину вселенной. Умение «читать» знаки культуры помогает лучше понимать историю, литературу, осознать свое место в мире.
В каждой культурно – исторической эпохе есть своя доминанта – система ценностей, признанных большинством социума. Она оказывает решающее воздействие на сферы творчества, определяет стиль жизни, помогает создать образ эпохи. В период Просвещения такой доминантой является книга и образование, в XIXв. ведущей сферой культуры стала литература, в современный период – массовая культура и информация.
Культурный диалог – главный закон развития человека и человечества, предполагающий взаимодействие, взаимовлияние, взаимопроникновение разных культур на основе творческой деятельности. Культурный диалог имеет целью создание целостного образа культурно – исторического времени.
Очень важно научить ребенка рассматривать произведение искусства в контексте исторической эпохи, делая ссылки на современников автора, предшественников и последователей направления. Трудно объяснить значение и необходимость художников « Передвижников» и композиторов «Могучей кучки» без характеристики исторического периода страны, без знакомства с личностью и идеями народности и самобытности русского искусства Стасова В.В.
Необходимо выстроить четкое представление о преемственности культурно – исторических эпох, как в контексте развития одной страны, так и в мировом масштабе, делая акцент на взаимопроникновении культур разных народов.
Д.С.Лихачёв утверждал: «Культура человечества - это активная память человечества, активно введенная в современность». На основе культуры складывается и развивается историческая память – главный показатель национального самосознания. В настоящее время культура воспринимается как форма осмысления истории человечества, как непрерывный процесс переживания накопленного опыта, в результате которого происходит наращивание нового культурного слоя и передача его следующим поколениям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преподавание предмета музыки с учётом требований ФГОС ООО.План-конспект урока по музыке с использованием ЭОР по теме:"Второе путешествие в музыкальный театр. Балет." 5 класс
План-конспект урока по музыке разработан с использованием ЭОР.Тема урока:"Второе путешествие в музыкальный театр. Балет."Учебник Музыка Г.П. Сергеева Е.Д. Критская 5 класс, Москва «Просвещение» 2011 г...
Доклад"Требования ФГОС и их реализация в преподавании предмета "музыка".
Эта работа о формировании музыкальной культуры школьника....
Преподавание предмета музыки с учетом требований ФГОС. Методическая разработка внеурочного занятия по музыке "В гостях у Осени"
Преподавание предмета музыки с учетом требований ФГОС. Конспект внеурочного занятия по музыке с использованием ЦОР "В гостях у Осени" для 2 класса + презентация с музыкальным и видеоматериалом....
ФГОС Методические рекомендации по преподаванию предмета музыка в 5 классе
Методические рекомендации по преподаванию учебного предмета «Музыка» в 5-х классах общеобразовательных учреждений, реализующих федеральный государственный образовател...
3. Использование интерактивной доски интерактивной доски в образовательном процессе на примере преподавания предмета МУЗЫКА
Пояснительная записка. Мастер-класс был проведен в апреле 2012 года в рамках проведения недели передового педагогического опыта в МБОУ Игримской СОШ № 1. Цель: Заинтересовать слушателей возможностями ...
Преподавание предмета "Музыка" в современных условиях профессионального стандарта.
Наряду с традиционным вопросом "Чему учить?", учитель должен понимать, "Как учить?", "Как учить так, чтобы и у детей возникали собственные вопросы: "Чему мне нужно научит...
Технологии преподавания предмета «Музыка» в основной школе
Технологии преподавания предмета «Музыка»в основной школе...