Мои мысли по поводу строения и задач урока
статья по музыке на тему
Мои мысли по поводу строения и задач урока
Урок музыки — это урок творчества, на котором должна воплощаться определённая художественно-педагогическая идея. Отсюда вытекает разнообразие типов уроков: урок-сценарий, урок-обучение, урок-процесс, урок-исследование, урок-монография, …-объяснение, …-закрепление, …-обобщение, комбинированный, …-состояние, …-концерт, …-конкурс, …-диспут, …-лекция ………..
Но в любом уроке должна быть драматургия, которая предполагает подчинение его единой идее, логике выстроенности материала, т.е. его целостность. Любой словесный довод должен подкрепляться музыкальным примером. Уместно здесь будет сказать и о формообразовании урока:
--урок в форме рондо /уместен для закрепления изучаемого материала на уроке/;
--урок-вариация /творческое освоение темы, разные подходы к решению задач/;
--трёхчастная форма урока /основательное закрепление главной идеи/;
--сонатная форма урока /одна из самых сложных форм, на основе которой можно строить не только один урок, но и целую серию, в соответствии с построением каждой части/.
Каждый урок должен иметь свою кульминацию, как в любом виде искусства, которая подготавливает вывод или сама является выводом. Вывод, обобщение равен уровню обучения.
Сам учитель должен говорить как можно меньше и точнее. Больше должна звучать музыка, показ её фрагментов. Всё это вместе должно приводить детей к размышлениям, глубоким самостоятельным выводам о содержании музыки.
Любой урок — это активная и серьёзно организованная деятельность детей. Нужно планировать, чем и как будут заниматься на уроке дети, планировать вопросы /и разные способы задать один и тот же вопрос/ и проблемы, подлежащие обсуждению, методические подходы, процессы обучения с точки зрения активного включения в них детей. Вот тогда на уроке возникнут разные мнения, диалоги, дискуссии.
Сегодняшний урок музыки невозможно представить без интеграции с другими видами искусства: изобразительным искусством, литературой, театральным искусством. Но здесь необходимы чувство меры, культура, знание исторических путей развития искусства, понимание специфики каждого исторического этапа, выразительных специфических средств каждого вида искусства. Если педагог свободно не владеет всем этим, то лучше уж не лезть в дебри искусствоведческих и исторических перипетий до тех пор, пока не будет им освоено всё сказанное выше.
Наблюдая за работой некоторых учителей музыки, прихожу к выводу о слабом владении вокально-хоровой работой. Хор, состоящий из всех учеников класса, предполагает собой свободное владение всем арсеналом методов хоровой и вокальной работы, т.к. иногда приходится работать с весьма сложным ученическим составом. Репертуар обязательно должен соответствовать уровню развития детей /не только певческому, но и интеллектуальному/.
Хочу отметить основы этого вида деятельности:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moi_mysli.docx | 25.53 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Мои мысли по поводу строения и задач урока
Урок музыки — это урок творчества, на котором должна воплощаться определённая художественно-педагогическая идея. Отсюда вытекает разнообразие типов уроков: урок-сценарий, урок-обучение, урок-процесс, урок-исследование, урок-монография, …-объяснение, …-закрепление, …-обобщение, комбинированный, …-состояние, …-концерт, …-конкурс, …-диспут, …-лекция ………..
Но в любом уроке должна быть драматургия, которая предполагает подчинение его единой идее, логике выстроенности материала, т.е. его целостность. Любой словесный довод должен подкрепляться музыкальным примером. Уместно здесь будет сказать и о формообразовании урока:
--урок в форме рондо /уместен для закрепления изучаемого материала на уроке/;
--урок-вариация /творческое освоение темы, разные подходы к решению задач/;
--трёхчастная форма урока /основательное закрепление главной идеи/;
--сонатная форма урока /одна из самых сложных форм, на основе которой можно строить не только один урок, но и целую серию, в соответствии с построением каждой части/.
Каждый урок должен иметь свою кульминацию, как в любом виде искусства, которая подготавливает вывод или сама является выводом. Вывод, обобщение равен уровню обучения.
Сам учитель должен говорить как можно меньше и точнее. Больше должна звучать музыка, показ её фрагментов. Всё это вместе должно приводить детей к размышлениям, глубоким самостоятельным выводам о содержании музыки.
Любой урок — это активная и серьёзно организованная деятельность детей. Нужно планировать, чем и как будут заниматься на уроке дети, планировать вопросы /и разные способы задать один и тот же вопрос/ и проблемы, подлежащие обсуждению, методические подходы, процессы обучения с точки зрения активного включения в них детей. Вот тогда на уроке возникнут разные мнения, диалоги, дискуссии.
Сегодняшний урок музыки невозможно представить без интеграции с другими видами искусства: изобразительным искусством, литературой, театральным искусством. Но здесь необходимы чувство меры, культура, знание исторических путей развития искусства, понимание специфики каждого исторического этапа, выразительных специфических средств каждого вида искусства. Если педагог свободно не владеет всем этим, то лучше уж не лезть в дебри искусствоведческих и исторических перипетий до тех пор, пока не будет им освоено всё сказанное выше.
Наблюдая за работой некоторых учителей музыки, прихожу к выводу о слабом владении вокально-хоровой работой. Хор, состоящий из всех учеников класса, предполагает собой свободное владение всем арсеналом методов хоровой и вокальной работы, т.к. иногда приходится работать с весьма сложным ученическим составом. Репертуар обязательно должен соответствовать уровню развития детей /не только певческому, но и интеллектуальному/.
Хочу отметить основы этого вида деятельности:
Ещё до исполнения песни нужно подготовить детей к её слышанию, ввести в эмоционально-образный строй /подражание голосом пению птиц, животных, разным шорохам…/
- Выразительный показ /учителем, учеником,…/.
- Выяснение содержания, пояснение непонятного.
- Анализ характера /общий/.
- На начальном этапе утрировать желаемое качество: более долгое задержание, смыкание, большая протяжность гласных /слушаем, как «льётся» голос/; выполнение правила вокальной орфоэпии: согласный звук при пении относится к следующему слогу, давая свободу звучания гласным, т.е. «у-ко-го-впо-рЯ-дке…». Главный метод разучивания — предупреждение ошибок. Лучше лишний раз показать правильно.
- Должна быть тональная настройка, выстроенность первого звука, которую целесообразно делать сначала внутренним слухом.
- Выстраивание /в зависимости от музыкального и литературного текстов/ отдельных фрагментов, включая их в распевание, находя при этом наиболее интересные формы и способы их показа.
- В процессе разучивания фразу можно петь «просебя», вокализом, отдельными детьми или их группой, используя при этом свободный дирижёрский жест.
- Разучивается произведение фразами или предложениями, что говорит о законченности, форме, а не «кусочками», как в кулинарии. После разучивания двух фраз идёт их повтор. Таким образом, объединённые фразы поются в виде предложения, исполненного уже выразительно и осмысленно.
- Выучив весь куплет, спеть его целиком.
- На следующем уроке: показ-напоминание песни, затем все вышеуказанные этапы распевания, исполнение детьми выученного на предыдущем уроке, после этого разучивание дальше. Разучивание песни происходит в течение 3-4 уроков /в зависимости от сложности/.
Если есть желание, можно проводить разучивание по методике Вероники Коэн: учитель несколько раз сам исполняет песню, чтобы её мотив постепенно запомнился без разучивания по фразам.
- Нужно всегда помнить, что литературный текст учится только с мелодией. Отдельно можно /и нужно/ проговаривать сложные места. Каждое слово нужно «впеть», чтобы одинаково хорошо звучали все куплеты.
- При разучивании песни нужно делать акцент на интонационном и вокальном её освоении, слегка касаясь ритмического рисунка. Освоение текста уместно лишь в младших классах, а вот в среднем звене лучше лишний раз пропеть или послушать вокальное звучание этого текста, т.к. певческие и речевые механизмы в этом возрасте уже не совпадают.
- Качество звучания – вот к чему нужно стремиться. Пение – активный процесс включения в музыку: чем лучше поём, тем легче познаём особенности музыкального искусства.
«Искусство наполняет жизнь значением и смыслом… и делает это мощно и красиво, как ничто другое».
(Генри Джеймс. Письмо Г.Уэллсу. 1915)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Задачи урока: Тема: Передачи мяча над собой. Стойка волейболиста.
Конспект урока по физической культуре для учащихся 6-х классов по теме...
Значение и задачи уроков чтения
Доклад "Значение и задачи уроков чтения". Особенности овладения навыками чтения у неслышащих учащихся....
Урок одной задачи. Урок по геометрии в 9 классе, включающий все пройденные темы.
Одна и та же задача решается различными способами группами ребят. Каждая группа может воспользоваться только теми теоремами, которые разрешено данной группе использовать....
«Я мыслю - значит, я существую» интегрированный урок русского языка и психологии 5 класс
Интегрированный урок русского языка по теме «Текст, тема, идея» и психологии по теме «Память как общая способность».Тема урока: «Я мыслю - значит, я существую». Технологии обучения: личностно – о...
Фрагменты "Несвоевременных мыслей" Горького для подготовки к уроку
Материал, необходимый для урока по теме "Человек в огне революции и гражданской войны". Для 11м2 (1253) - д/з...
Модуль по русскому языку "Мыслим, творим, исследуем. Краеведение на уроках русского языка"
Краеведение на уроках русского языка являются одним из эффективных средств и составной частью общей системы учебно-воспитательной работы общеобразовательной школы, играют большую роль в повышени...
От действия к мыслям. Активизация мыслительной деятельности на уроках математики в основной школе.
Формирование универсальных учебных действий...