От действия к мыслям. Активизация мыслительной деятельности на уроках математики в основной школе.
статья на тему
Предварительный просмотр:
Тема: Формирование УУД в основной школе: от действия к мыслям. Мыследеятельность.
По словам А.Г. Асмолова: «Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определение целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы.
Логика развития универсальных учебных действий, помогающая ученику почти в буквальном смысле объять необъятное, строится по формуле: от действия – к мысли.
Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей».
Схема сравнения межпредметных знаний и метапредметного подхода.
Посей Мысль - пожнешь Поступок;
Посей Поступок - пожнешь Привычку;
Посей Привычку - пожнешь Характер;
Посей Характер - пожнешь Судьбу.
Как решить поставленные задачи? Ответ: только через формирование универсальных учебных действий, только путем активизации мыследеятельности. Мыслящий ученик – это модель современного образования. Как активизировать ученика на уроке математики?
Я хочу предложить Вашему вниманию некоторые элементы начала урока на активизацию мыследеятельности.
Упражнение 1. (Зарядка) Как дела? Большинство ответят: «нормально». Придумайте ответ нестандартный. Это зарядка для мозговой деятельности.
Упражнение 2. Мысленно возьмите в руки зубную щетку (автоматически, т.е. по стандарту), а теперь представьте, что вам придется почистить зубы другой рукой. Трудно? А еще труднее взять ножницы в другую руку и что-нибудь разрезать. Трудно, но возможно.
Упражнение 3. (Перевертыш) Еще одно задание для активизации мозговой активности. Ученикам предлагается какая-нибудь информация, которую необходимо воспроизвести быстро или на скорость переписать.
Упражнение 4. (Путаница) Перед Вами одно из заданий «Рассыпанный текст». Восстановите пословицы. Удобно использовать этот метод, если имеется интерактивная доска. Не всегда так легко выполнить задание.
Этот метод хорошо использовать при проверке математических правил, определений, понятий и т.д. «Рассыпать» можно не только понятия, но и формулы. Это вызывает большой интерес у учеников, а также активизирует мозговую активность.
Упражнение 5. (Озвучка) Очень интересный элемент урока. Дети с удовольствием выступают в роли автора, как бы озвучивают за кадром. Чтобы не выглядеть шутом, ребенок должен владеть определенным уровнем знаний. Не обязательно давать задания непосредственно по теме урока, можно рассматривать как элемент повторения. Ученикам предлагается, как домашнее задание, снять видео задачу. Это может быть задача на движение автомобиля, лыжника, полет птицы и т.д.
Упражнение 6. (Цепочка) . Предположим, на этапе закрепления или при проверке домашнего задания, говорю слово или фразу. Ученикам предлагается как можно больше сказать об этом элементе. Например, в 6 классе при изучении дробей, предлагаю слово: Дробь. Дети по цепочки говорят по одному слову касающихся дробей. Проигрывает тот, на ком цепочка оборвется.
Вернемся к требованиям подготовки ученика в основной школе, там есть графа «моделирование ассоциативное». Современная теория решения изобретательских задач и развитие творческого мышления учащихся предусматривает ассоциативное моделирование. Метод ассоциаций очень многогранен. Я покажу только один способ - предметные ассоциации.(автор Гин)
Мысленные пробы. Мысленные ассоциации. Например, стул- дерево- ветви- листья- бумага- ручка- чернила- письмо- счет- числа- математика- и т.д. Фантазия детей безгранична. Фантазия- это продукт воображения, иногда который становится реальным объектом. Это тоже неплохой метод зачина урока, активизация и развитие логического мышления, что очень необходимо при изучении математики.
Китайские философы представляли текст – как малое пространство, научишься понимать текст, то сможешь понять Вселенную, т.к. это тоже пространство. От малого до большого. Или как они же выражались от горизонтали к вертикали. Навык чтения по праву считается фундаментом всего последующего образования. Полноценное чтение — сложный и многогранный процесс, предполагающий решение таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание (общее, полное и критическое), поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретация, комментирование текста и др. По данным Международной комиссии грамотность чтения в России находится на 2 уровне по 5-бальной шкале. Ученики затруднялись найти один или несколько отрывков информации в большом объемном тексте, чтобы отвечало нескольким предложенным параметрам. Отсюда вытекает неумение, непонимание как решать задачи. Ученик иногда не способен извлечь нужную информацию из условия задачи. Он обращает внимание на мелочи, а основное упускает. Как научить ученика понимать текст задачи?
Существует определенная методика
Просмотровое чтение; (Как мы читаем газету или покупаем книгу) предполагает получение общего представления о читаемом материале. Его целью является получение самого общего представления о теме и круге вопросов, рассматриваемых в тексте.
Это беглое, выборочное чтение, чтение текста по блокам для более подробного ознакомления с его «фокусирующими» деталями и частями. Метод ключевых слов.
Ознакомительное чтение; в результате быстрого прочтения всего текста извлечь содержащуюся в нем основную информацию, то есть выяснить, какие вопросы и каким образом решаются в тексте, что именно говорится в нем по данным вопросам и т. д. Оно требует умения различать главную и второстепенную информацию. Метод «Деловая корреспонденция».
Изучающее чтение; предусматривает максимально полное и точное понимание всей содержащейся в тексте информации и критическое ее осмысление. Это вдумчивое и неспешное чтение, предполагающее целенаправленный анализ содержания читаемого с опорой на языковые и логические связи текста. Прием «обживания текста».
Поисковое чтение. Его цель — быстрое нахождение в тексте или в массиве текстов вполне определенных данных (фактов, характеристик, цифровых показателей, указаний). Оно направлено на нахождение в тексте конкретной информации. ЗАДАЧИ ГИА включают все виды чтения.
И в заключение,
Три человека тащат камни на строительство храма.
Один делает это потому, что так сказали.
Другой потому, что кусок хлеба зарабатывает.
Третий потому, что храм строит.
(Ш. Амонашвили «В чаше Ребенка сияет зародыш зерна Культуры»).
Различие путей – в разной степени удобства и в разнице потраченного времени, хотя работу по преодолению силы тяжести в обоих случаях придётся совершить одинаковую (от формы траектории она не зависит). Каждый путник выбор сделает сам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активизация мыслительной деятельности на уроках математики
О применении различных приёмов, с помощью которых можно активизировать мыслительную деятельность учащихся....
Статья "Активизация мыслительной деятельности на уроках математики посредством использования современных образовательных технологий"
Из опыта работы...
Активизация мыслительной деятельности на уроках математики
Презентация разделена в 4 архива так как содержит много рисунков и анимационные эффекты.Презентация подготовлена для выступлении на МО учителей в школе по теме: "Активизация мыслительной деятельности ...
Активизация мыслительной деятельности на уроках математики посредством использования современных образовательных технологий
Статья рассматривает вопросы примененя современных образовательных технологий на уроках математики...
Приемы активизации мыслительной деятельности на уроках математики
примеры активизации мыслительной деятильности с применением синквейна и т.д....
Статья "Активизация мыслительной деятельности на уроках математики"
Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету, наряду с другими методами и приемами, используемыми на уроках, - дидактическая игра. Еще К.Д. Ушинский советовал вк...
Активизация познавательной деятельности на уроках математики в специальной школе для детей с нарушениями интеллекта
Дипломная работа по теме "Активизация познавательной деятельности на уроках математики"...