Модуль по русскому языку "Мыслим, творим, исследуем. Краеведение на уроках русского языка"
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему
Краеведение на уроках русского языка являются одним из эффективных средств и составной частью общей системы учебно-воспитательной работы общеобразовательной школы, играют большую роль в повышении качества обучения и воспитания учащихся. Включение элементов краеведения на уроках русского языка-лучшая пища для детского ума и воображения,средство развития памяти,интереса. В программе русский язык в 5 классе обозначен модуль «Мыслим, творим, исследуем. Краеведение на уроках русского языка», который призван расширить представления учащихся о своей малой Родине, исследовать исторические и культурные традиции жителей Михайловского сельского поселения, познакомить учащихся с фактами истории и культуры того края, в котором они живут. На изучение модуля отведено 34 часа в год, из расчета 1 час в неделю. Этот модуль я разработала и предложила для занятий с учащимися . так как считаю необходимым знакомить учащихся с истоками своей малой родины, с людьми . создававщими прекрасные песни, произведения декоративно-прикладного искусства, с людьми , стоявшими у истоков образования и развития края, в котором мы живем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа изучения Малой родины.Актуальность. | 44.65 КБ |
Основные мероприятия программы. | 29.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Филиал МОУ СОШ №3 г. Гусева «Средняя общеобразовательная школа в п. Михайлово»
« Согласовано» « Утверждаю»
Заместитель директора по УВР Директор СОШ в п. Михайлово
СОШ в п.Михайлово _________ Смыслова В.А.
________ Спирина Т.В. Приказ № ______
«______»______ 2015 г. От «___»_______ 2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
КОНОНОВОЙ ГАЛИНЫ МИХАЙЛОВНЫ
первая квалификационная категория
модуля по русскому языку «Мыслим, творим, исследуем.
Краеведение на уроках русского языка» в 5 классе
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол №____ от
«____»______ 2015г.
2015 – 2016 год
Пояснительная записка
Перед современной школой стоит трудная задача – воспитать молодого человека с активной гражданской позицией, неразрывно связанной с воспитанием чувства любви к Родине, которое включает в себя и любовь к малой Родине, к тому месту, где ты живешь, к истории своего края, к его культуре, литературе, родному языку. Краеведение на уроках русского языка – потребность времени. Обращение к данной теме продиктовано теми изменениями, которые происходят в обществе, а значит, и в образовании. Одним из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закреплённых в Законе об образовании Российской Федерации, является воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.
Воспитание патриотов – самая высокая задача любой системы образования, не теряющая значимости на протяжении всей истории человечества. Сегодня остро встали проблемы патриотического воспитания, духовно - нравственного становления ребёнка, формирования здорового образа жизни. История России сложна и многообразна, она вбирает в себя историю деревень, сел, городов, областей и краев, тем самым, вооружая нас знаниям по истории родного края, где общие закономерности развития общества проявляются в конкретных условиях.
Краеведение на уроках русского языка являются одним из эффективных средств и составной частью общей системы учебно-воспитательной работы общеобразовательной школы, играют большую роль в повышении качества обучения и воспитания учащихся. Включение элементов краеведения на уроках русского языка - лучшая пища для детского ума и воображения, средство развития памяти, интереса, внимания и воли. На этих занятиях создаются благоприятные условия для развития логического мышления детей. Ученик, опираясь на конкретно-образное мышление, возникающее в процессе наблюдения, приходит к умозаключениям, обобщениям, применяя доступные для его возраста логические операции: сравнения и аналоги, анализ и синтез, обобщение и конкретизацию. Этому способствуют уроки инновационных жанров: урок-исследование, урок-мастерская, урок-размышление, дидактическая игра, круглый стол, учебная конференция, урок вопросов и ответов, исследовательские конференции, которые воспитывают в детях любовь и уважение к литературе, русскому языку и изобразительному искусству.
В программе русский язык в 5 классе обозначен модуль «Мыслим, творим, исследуем. Краеведение на уроках русского языка», который призван расширить представления учащихся о своей малой Родине, исследовать исторические и культурные традиции жителей Михайловского сельского поселения, познакомить учащихся с фактами истории и культуры того края, в котором они живут. На изучение модуля отведено 34 часа в год, из расчета 1 час в неделю.
Общая характеристика учебного модуля
Обучение русскому языку – один из главных дидактических принципов. Обогащение знаний обучающихся об истории родного края, привитие любви к малой родине, интерес к родному слову, исследование языковых явлений является одним из наиболее значимых требования времени. На занятиях модуля целесообразно использовать следующие формы работы:
Взаимные вопросы и задания групп.
После прочтения текста, просмотра кинофрагмента или иллюстративного материала, сообщения, рассказа учителя, экскурсии и т.д. учащиеся сами формулируют вопросы и задания содержательного или проблемного характера, которые потом распределяются между группами. Распределение предпочтительно проводить в игровой форме (например, с помощью «черного ящика», «волшебной шляпы» или по аналогии с игрой в фанты).
Взаимообъяснение.
Предметом деятельности в этой учебной ситуации может выступать как содержание изучаемого материала, так и собственно организация деятельности. В первом случае учащиеся выступают в роли учителя, рассказывая, демонстрируя или объясняя одноклассникам небольшой фрагмент темы. Во втором случае учащиеся дают одноклассникам рекомендации по организации работы в группе, поиску информации, предлагают свой алгоритм выполнения задания и т.д.
Беседа.
Является фронтальной формой работы, поэтому важно, чтобы она не превращалась в лекцию учителя, т. к. в лекции реализуются в большей степени между учителем – носителем информации и учеником – реципиентом этой информации, что не способствует повышению мотивации к обучению и значительно снижает его эффективность. При организации и проведении беседы на уроке учителю необходимо владеть способами установления, поддержания и активизации механизмов обратной связи. В основе беседы лежит хорошо продуманная система логически связанных вопросов, которые по содержанию и форме соответствуют уровню развития учащихся и особенностям изучаемой темы. Беседа может быть репродуктивного или эвристического характера. В первом случае предполагается сознательное усвоение и последующее воспроизведений учащимися знаний. Беседа эвристического характера нацелена на стимулирование и мотивацию учебной деятельности учащихся, на создание проблемных ситуаций.
Интервью.
Эта форма учебной деятельности может быть использована в качестве пролонгированного домашнего задания (например, взять интервью по определенной теме у членов своей семьи, старшеклассников, представителей педагогического коллектива школы). Также в формате интервью может осуществляться рефлексия по итогам работы класса на уроке или по итогам изучения темы. Вопросы для интервью должны быть разработаны самими учащимися, а полученные ответы могут использоваться в дальнейшем, например, в качестве материала для создания проблемных ситуаций. Также результаты проведения интервью по особо важным разделам курса могут лечь в основу большого итогового проекта, который предполагается презентовать по окончании обучения.
Драматизация (театрализация).
Эта форма организации учебной деятельности по своей сути близка к игре, а также предоставляет возможность для самопрезентации. Однако необходимо помнить, что необходимый педагогический эффект драматизации достигается при условии активного участия детей в деятельности на всех этапах: написание сценария, распределение ролей, режиссура, сценография, костюмирование и т.д., каждый из которых может быть поручен определенной творческой группе. Драматизация может быть включена в урок в качестве иллюстративного фрагмента или презентации выполнения домашнего задания, либо стать результатом долгосрочной проектной работы учащихся.
Особое внимание хочется обратить на некоторые сквозные виды учебной деятельности учащихся, которые проходят через все уроки в рамках курса, являясь его содержательными и методологическими связующими звеньями.
Составление словаря терминов и понятий
способствует систематизации и усвоению материала курса. Содержание словаря составляют понятия, наиболее характерные для конкретного содержательного модуля, являющиеся ключевыми для понимания мировоззренческой и культурной специфики изучаемого. Работа со словарем способствует не только пониманию сути изучаемых явлений и фактов, но и совершенствует навыки работы с источниками информации, навыки устной и письменной речи, т.к. требует создания точных, понятных, грамотных формулировок. Методологическая последовательность усвоения терминов и понятий благодаря работе со словарем реализуется на всех этапах изучения курса: происходит накопление фактов, формируется общее представление об изучаемом культурном явлении, выделяются ключевые понятия и определяется их смысл, значение; понятия закрепляются через использование их в собственной речи, и таким образом входят в активный лексический запас учащихся; в дальнейшем, при изучении последующих тем модуля происходит сначала актуализация, а потом – развитие понятия, обогащение его новыми признаками, нюансами.
При составлении понятийного словаря учащиеся должны не просто осмыслить изучаемое явление и отобрать или сформулировать наиболее удачное определение понятия, но и мотивировать свой выбор, объяснить, почему данное понятие является значимым, определяющим для данной культуры.
Безусловно, составленный на уроках или в процессе выполнения домашнего задания понятийный словарь не может претендовать на абсолютную полноту и глубину, его содержание в значительной мере зависит от уровня подготовки класса, от содержания доступных учащимся источников информации.
Целесообразно включать работу над составлением понятийного словаря в завершающий этап урока, подводя таким образом его итоги, а в завершении изучения курса проводить работу по обобщению и систематизации собранного материала.
Составление галереи образов.
Эта работа направлена прежде всего на формирование образного восприятия изучаемого материала, на установление внутренних связей модуля не только на теоретическом, но и на визуальном уровне. Еще одна важная задача, решаемая организацией такой работы – формирование культурной эрудиции учащихся. Содержанием Галереи образов может стать самый разнообразный наглядный материал: фотографии, иллюстрации, репродукции картин, фотографии и изображения культовых сооружений, фотографии музейных экспозиций, костюмы, ритуальные и бытовые предметы, характерные для рассматриваемой религиозной культуры.
Галерея образов может представлять собою выставку, оформленную учащимися, или, благодаря активному внедрению в учебный процесс информационно-коммуникационных технологий, иметь виртуальный характер, например, она может быть выполнена с применением компьютерной программы Power Point.
«Экспонаты» для галереи образов учащиеся собирают и оформляют на протяжении изучения модуля. Учащиеся могут быть объединены в творческие группы, задача каждой из которых – подбор материала в рамках одной из областей. Отобранный материал подвергается коллективному обсуждению или обсуждению в группе. Его присутствие в экспозиции должно быть мотивировано: как конкретно он характеризует изучаемую культуру, чем важен и значим для ее понимания.
Желательно, чтобы каждый «экспонат», помещенный в экспозицию, сопровождался краткой аннотацией, работа над которыми – еще один этап закрепления теоретических сведений. Написание кратких аннотаций также способствует развитию навыков письменной речи учащихся, навыков работы с источниками информации.
На уроке, завершающем изучение тем модуля, можно провести презентацию галереи образов, в рамках которой представители каждой творческой группы расскажут о своем вкладе в экспозицию. Интересно также будет впоследствии провести экскурсию по галерее для учащихся других классов. Подобная работа не только повысит учебную мотивацию, но и будет способствовать развитию навыков презентации собственного образовательного результата, коммуникативных качеств личности.
Использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе – требование современной методики и ориентация на интересы и возможности учащихся. Информатизация является также и средством оптимизации процесса обучения. В сети Интернет учащиеся могут найти необходимый иллюстративный материал практически для каждого урока, самостоятельно его оформить .
Принцип репрезентативности – ключевой для отбора материала для любой презентации на уроке . Обращение на уроке к пространственным искусствам – живописи, скульптуре, архитектуре позволяет максимально сконцентрировать внимание учащихся на ключевых характеристиках изучаемого, осуществить процесс «свертывания» информации. Рассматриваемые сюжеты и образы должны быть репрезентативны и выражать основные идеологические, эстетические и этические доминанты изучаемой духовной культуры, которые реконструируются в результате эстетической рефлексии учащихся.Ресурсы сети Интернет также являются незаменимым источником для проведения заочных экскурсий и поиска справочной информации по теме. Этнокультуроведческий компонент в преподавании русского языка становится одним их важнейших средств развития духовно-нравственного мира школьника, его ценностно-ориентационной культуры, национального самосознания, в конечном счете, языковой личности. В классе обучаются дети различных национальностей. В этой связи при разработке модуля я учитывала этнокультуроведческий подход. Это может происходить разными способами, в том числе и на основе усвоения учащимися этнокультуроведческой лексики. Слова русского языка - живое свидетельство нашей истории, нашей культуры. В них живое прошлое нашего народа, его традиционный и современный быт, они отражают традиции, обычаи народа, развитие его искусства, словесности, народнопоэтического творчества. Язык - основа национальной памяти и ключ к пониманию духовного мира русского человека. По словам К.Д.Ушинского, « в языке выражается вся жизнь народа, он доходит к нам сокровищницей всей пришедшей нашей жизни». Каждое слово-отражение и факт истории, и поэтому требует особого внимания, при изучении этих слов, а они встречаются в текстах художественной литературы, изучаемых в краеведческих произведениях на уроках модуля, следует обращать самое пристальное внимание на исторические факты. Тема «Говоры жителей Михайловского сельского поселения» на уроках модуля по русскому языку является в сельской школе предметом особого внимания. Систематически фиксируемые наблюдения за речью детей помогают точнее определить, какие фонетические, морфологические, синтаксические особенности говора устойчиво сохраняются в каждой возрастной группе.
Располагая необходимыми данными об особенностях местного говора и их отражении в речи учащихся, можно использовать этот материал в своей повседневной работе и прежде всего на уроках русского языка.
Как известно, школьные программы и учебники по русскому языку, а также составленные на их основе методические рекомендации и разработки ориентированы на русский литературный язык. Обусловлено это прежде всего самими задачами школьного преподавания русского языка и потому в принципе не вызывает каких-либо возражений.
Но в условиях сельской школы нельзя не учитывать диалектного своеобразия языковой среды, в которой закладываются первичные основы речи учащихся и которая, как уже отмечено, не может не наложить своего отпечатка на формирующуюся детскую речь. Отсюда перед сельским учителем-словесником возникают дополнительные задачи. Реализуя общегосударственную программу по русскому языку, необходимо, во-первых, нейтрализовать возможное прогрессирующее влияние местного говора на речь учащихся; во-вторых, помочь ученикам избавиться, по крайней мере, от наиболее резких и заметных особенностей, уже закрепившихся в речи под влиянием диалектного окружения.
Следует особо подчеркнуть, что, характеризуя говор и отдельные его особенности, несоответствие их нормам литературного языка, необходимо соблюдать такт, помня о естественности и непроизвольности диалектной основы речи местного населения, о том, что диалектная окраска может иметь место в речи многих родителей учеников.
В заключение хочется привести слова В.Ф. Барашкова:
«Как врач должен знать санитарно-эпидемическую обстановку своего участка, чтобы результативно проводить профилактическую работу, так и учитель-словесник должен чётко представлять языковую среду микрорайона школы, чтобы, с одной стороны, учитывать факторы, противодействующие приобщению учащихся к русскому литературному языку. С другой - использовать примечательные местные языковые явления для воспитания у школьников интереса и любви к родному краю».
Ценностные ориентиры содержания модуля учебного плана.
Краеведение на уроках русского языка поможет связать воедино прошлое, настоящее и будущее, наполнит большим нравственным содержанием знания, получаемые как на уроках, так и во внеклассной работе. Оно является одним из важных средств в подготовке учащихся к жизни, в формировании чувства хозяина, знающего свой край, свой город и умеющего хранить их богатейшие культурные традиции. Краеведение поможет более эффективно усваивать материал, повысит интерес к предмету, разовьет любознательность, вкус к исследовательской работе.
Описание места учебного модуля в учебном плане.
Модуль «Мыслим, творим, исследуем. Краеведение на уроках русского языка» является дополнительным уроком русского языка в 5 классе. На занятиях изучаются темы учебной программы русского языка на примере краеведческого материала в живой внеадиторной форме, формируются понятия по лингвистике, навыки исследовательской работы, самостоятельного добывания знаний из различных дополнительных источников, формируются навыки наблюдения и анализа. Модуль дополняет знания учащихся по русскому языку в рамках образовательного стандарта, одновременно развивая речь , наблюдательность, исследовательские навыки учащихся методом знакомства с краеведческим материалом, его собиранием, исследованием, представлением на уроке и выступлениях перед учащимися школы, а так же на научно практических конференциях. Модуль взаимосвязан с другими предметами учебного плана: литературой, историей, обществознанием, изобразительным искусством, музыкой, технологией, географией, биологией. Данный аспект взаимодеятельности дает огромную возможность для изучения дисциплин на примере краеведения. Занятия модуля планируется проводить как внеаудиторные, что повышает интерес учащихся, разнообразит формы работы, способствует развитию и укреплению двигательной активности. На изучение тем модуля базисным планом школы отводится 1 час в неделю. Всего 35 часов в год.
Планируемые результаты изучения учебного модуля
Воспитывающее обучение русскому языку – один из главных дидактических принципов. Обогащение знаний обучающихся об истории родного края, привитие любви к малой родине, интерес к родному слову – цели, которые я ставлю перед собой и ребятами. И, наверное, в унисон моим словам прозвучат уникальные слова Бориса Шергина: «Родина во всем: и в пейзаже, и в домах, и в крестах на могилах, и в старине, и больше всего в искусстве. Человек без родины сирота. Потому что душа глубоко корнями уходит в родную почву, и если вырвать ее, - высохнут корни, будет, перекати – поле…».
Личностными результатами освоения программы модуля являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения программы модуля являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение:
•адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
•владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
•адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами и аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
•способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
•овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
•умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ);
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• владение различными видами монолога и диалога;
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения программы модуля являются:
1) представление о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный стиль, язык художественной литературы; жанры научного стиля и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Основное содержание учебного модуля
В основе содержания и структуры изучения краеведения на уроках русского языка лежит концепция изучения краеведческого материала на примере культуры и традиций малой Родины, творчества поэтов и писателей, произведений живописи, музыки, культурно- языковых явлений. Содержание программы достаточно универсально, все темы программы разработаны непосредственно с использование местного краеведческого материала:
1) История образования Гусевского муниципального округа
2) Историческое прошлое Гумбиннена
3) Народные умельцы Михайловского сельского поселения
4) Говоры жителей Михайловского сельского поселения
5) Исторические и культурные традиции жителей Михайловского сельского поселения
6 ) Достопримечательности поселка
7) Знаменитые люди современного Гусева
8) Памятники истории и культуры города Гусева и Михайловского сельского поселения
9) Первые переселенцы и основатели колхоза «Путь Ленина»
10) Растительный и животный мир моего поселка
11) Водоемы, расположенные на территории Михайловского сельского поселения.
Тем самым, программа содействует сохранению единого образовательного пространства, формированию ключевых компетенций. Программа включает следующие разделы:
а) пояснительная записка;
б) общая характеристика учебного модуля
в) ценностные ориентиры содержания модуля учебного плана
г) описание места учебного модуля в учебном плане
д) планируемые результаты изучения учебного модуля
е) основное содержание учебного модуля
ж) требования к уровню подготовки учащихся
з) критерии системы оценивания достижения планируемых результатов освоения учебной программы
и) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
к) календарно – тематическое поурочное планирование
л) описание учебно – методического и материально – технического обеспечения образовательного процесса, список литературы
м) приложения к программе
Критерии системы оценки достижения планируемых результатов
освоения учебной программы
УУД, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний и умений, формирование образа мира и основных видов компетентности учащегося, в том числе социальной и личностной.
— исследовательская работа (подготовка учащихся к городским конференциям, конкурсам чтецов, сочинениям, конкурсам авторских стихов внутри школы и городских).
Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях
смыслообразование - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;
нравственно-этическая ориентация - действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности.
К ним относятся следующие:
целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;
коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;
оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;
саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
структурирование знаний;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Видами коммуникативных действий являются:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;
управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
№ | Тема | Количество часов | Основные виды учебной деятельности |
1 | «С чего начинается Родина?» Символика России. Символика Гусевского муниципального образования. (Венок из липовых ветвей, Гумбинненская стрела, лось, гербовый щит, песня о Гусеве). | 2 | Презентация, экскурсия, разучивание текста Гимна, собирание материала и анализ языковых явлений, знакомство с новой лексикой. |
2 | Переселение зальцбуржцев в Гумбиннен. Знаменитые люди Гумбиннена. Достопримечательности Гумбиннена. | 4 | экскурсия, создание галереи образов, исследование, сбор и анализ языкового материала |
3 | Образование города Гусева. Памятники истории и культуры на территории Гусевского района. Названия улиц города. Интересные люди современного города Гусева. Учреждения и предприятия современного города. | 4 | создание галереи образов, исследование, сбор и анализ языкового материала, фотографирование, посещение краеведческого музея, предприятий города. |
4 | Моя малая Родина. Образование Михайловского сельского поселения. Поселки Михайловского сельского поселения. Достопримечательности моей малой Родины. Деревенская фотография» Говорящие детали времени». | 15 | исследование, сбор и анализ языкового материала, фотографирование, создание галереи образов, мини – проектов, театрализация, интервью, сочинение рассказов, сказок, стихов. |
Они были первыми. (О первых переселенцах). | Интервью, опрос, составление презентации | ||
Обряды и традиции жителей Михайловского сельского поселения. Игры моей бабушки. Говоры жителей Михайловского сельского поселения. | Интервью, опрос, исследование, сбор и анализ языкового материала, разработка проекта праздника | ||
«Несущие радость и добро». Открытие Михайловского ДК. Русские народные песни в исполнении ансамбля «Дубравушка» Михайловского ДК. Фольклорный ансамбль «Веретенце». | Интервью, опрос, исследование, сбор и анализ языкового материала, разработка проекта праздника | ||
Добрых рук мастерство. Народные умельцы Михайловского сельского поселения. | Исследование, интервью. | ||
Мой второй дом. Открытие Михайловской СОШ. | Сбор материала,оприс, составление презентации | ||
Мир моих фантазий. Сочиняем стихи, рассказы, сказки о школе. | Развитие собственного творчества на основе собранного материала | ||
В гости приглашаем. Встреча с выпускниками школы. Постановка спектакля о родной школе. | Составление сценария, разучивание ролей, изготовление декораций | ||
5 | В лес за чудесами. Первоцветы майского леса. | 4 | сбор и анализ языкового материала, фотографирование. |
Заказник. Животный и растительный мир майского леса. | Фотографирование. Наблюдение, исследование. | ||
6 | Озеро Дубовское. Река Писса. | 1 | Фотографирование. Наблюдение, исследование. |
Итого | 35часов |
Календарно - тематическое поурочное планирование
Описание учебно - методического и материально - технического обеспечения образовательного процесса, список литературы
Мультимедийный проектор
Компьютер
Печатные пособия (таблицы, схемы, репродукции картин, плакаты, демонстрационные карточки, альбомы демонстрационного и раздаточного материала)
Информационно-коммуникативные средства (электронные библиотеки, игровые программы)
- Материалы школьного краеведческого музея филиала МОУ СОШ №3 города Гусева «СОШ в поселке Михайлово
-Материалы газеты «За доблестный труд»
-Позднякова Н.М. «Развитие речи учащихся на материале текстов региональной направленности на уроках русского языка». «Литературное краеведение». В.Костяшев ГАКО Ф.1026.»Колхоз «Путь Ленина» Гусевского района (объединенный фонд)
Приложения к программе.
Предварительный просмотр:
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Вид контроля | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) | Дата | ||
Предметные результаты | УУД | план | факт | ||||||
1 | «С чего начинается Родина?» Символика России. | 1 | Урок-презентация | Знакомство с символикой Государства. Разучивание текста Гимна России. Изучение истории государственных символов. Развитие логического мышление школьников через установление причинно-следственных связей; творческого интереса, познавательной активности, вырабатывать умение работать со словарем. | Тест, чтение текста Гимна наизусть. | Объяснять языковые явления в ходе исследования структуры слова, владеть ново лексикой. | Коммуникативные: Осознавать важность государственной символики. Регулятивные: Развивать умение находить необходимую информацию самостоятельно, в том числе с использованием компьютерных средств. | ||
2 | Символика Гусевского муниципального образования. | 1 | Урок-презентация | Развитие логического мышление школьников через установление причинно-следственных связей; творческого интереса, познавательной активности. | Создание стенгазеты | Объяснять языковые явления в ходе исследования структуры слова, владеть ново лексикой. | Коммуникативные: Осознавать важность государственной символики и символики малой Родины. Регулятивные: Развивать умение находить необходимую информацию самостоятельно, в том числе с использованием компьютерных средств. | ||
3-4 | История Гумбиннена. Переселение зальцбуржцев в Гумбиннен | 2 | Урок – экскурсия. | Развитие творческого интереса, познавательной активности к изучению истории края , в котором живем. | Создание презентации | Объяснять языковые явления в ходе исследования структуры слова. | Коммуникативные: Устанавливать рабочие отношения в малой группе, эффективно сотрудничать. Формировать речевые действия, использовать языковые средства для отображения в форме речевых высказываний. Регулятивные: Развивать умение находить необходимую информацию самостоятельно, в том числе с использованием компьютерных средств. Осознавать самого себя как движущую силу научения. | ||
5 | Знаменитые люди Гумбиннена. | 1 | Урок-презентация | Развитие творческого интереса, познавательной активности к изучению истории края, в котором живем. | Создание проекта. | Объяснять языковые явления в ходе исследования структуры слова | Коммуникативные: Владеть монологической и диалогической речью в соответствии с нормами грамматическими и синтаксическими нормами Русского языка. Регулятивные: Формировать навыки сотрудничества в принятии совместного решения. Формировать речевые действия, использовать языковые средства для отображения в форме речевых высказываний. | ||
6 | Достопримечательности Гумбиннена. | 1 | Урок-презентация | Развитие творческого интереса, познавательной активности к изучению истории края , в котором живем. | Создание проекта | Объяснять языковые явления в ходе исследования структуры слова | Коммуникативные: Устанавливать рабочие отношения в малой группе, эффективно сотрудничать. Формировать речевые действия, использовать языковые средства для отображения в форме речевых высказываний. Регулятивные: Формировать речевые действия, использовать языковые средства для отображения в форме речевых высказываний. Формировать устойчивую мотивацию исследовательской деятельности. | ||
7 | Образование города Гусева. | 1 | Урок -исследование | Развитие творческого интереса, познавательной активности к изучению истории края, в котором живем. Изучение истории и культуры. | тест | Объяснять языковые явления в ходе исследования структуры слова | Коммуникативные: Формировать навыки работы в группе, навыки речевой деятельности. Регулятивные: Развивать умение находить необходимую информацию самостоятельно, в том числе с использованием компьютерных средств. Осознавать самого себя как движущую силу научения. | ||
8 9 | Памятники истории и культуры на территории Гусевского района. Названия улиц города. | 1 1 | Урок – экскурсия.
| Развитие творческого интереса, познавательной активности к изучению истории края, в котором живем. Изучение истории и культуры. | Создание презентации и представление для учащихся школы | Объяснять языковые явления в ходе исследования структуры слова | Коммуникативные: Формировать навыки работы в группе, навыки сотрудничества. Регулятивные: Развивать умение находить необходимую информацию самостоятельно, в том числе с использованием компьютерных средств. Осознавать самого себя как движущую силу научения. | ||
10 | Интересные люди современного города Гусева. | 1 | Урок -исследование | Развитие творческого интереса, познавательной активности к изучению истории края, в котором живем. Изучение истории и культуры. | Живая стенгазета | Объяснять языковые явления в ходе исследования структуры слова | Коммуникативные: Формировать навыки работы в группе, навыки сотрудничества. Регулятивные: Формировать речевые действия, использовать языковые средства для отображения в форме речевых высказываний. Формировать устойчивую мотивацию исследовательской деятельности. | ||
11 | Учреждения и предприятия современного города. | 1 | Урок – экскурсия. | Развитие творческого интереса, познавательной активности к изучению истории края, в котором живем. Изучение истории и культуры. | Создание презентации | Объяснять языковые явления в ходе исследования структуры слова | Коммуникативные: Формировать навыки работы в группе, навыки сотрудничества. Регулятивные: Формировать устойчивую мотивацию исследовательской деятельности. | ||
12-13 | Моя малая Родина. Образование Михайловского сельского поселения. Поселки Михайловского сельского поселения. | 2 | Уроки -исследования | Развитие творческого интереса, познавательной активности к изучению истории края, в котором живем. Изучение истории и культуры. | Выступление перед учащимися школы | Объяснять языковые явления в ходе исследования структуры слова | Коммуникативные: Формировать навыки работы в группе, навыки сотрудничества. Регулятивные: Развивать умение находить необходимую информацию самостоятельно, в том числе с использованием компьютерных средств. Осознавать самого себя как движущую силу научения. Формировать устойчивую мотивацию исследовательской деятельности. | ||
14 | Мемориальный комплекс в поселке Приозерное. | 1 | Урок – экскурсия. | Изучение истории создания мемориального комплекса. | Создание презентации | Объяснять языковые явления в ходе исследования структуры слова | Коммуникативные: Представлять конкретное содержимое и сообщать его в письменной и устной форме. Регулятивные: Развивать умение находить необходимую информацию самостоятельно, в том числе с использованием компьютерных средств. Формировать устойчивую мотивацию исследовательской деятельности | ||
15 | Мемориальный комплекс в поселке Михайлово. | 1 | Урок – экскурсия. | Изучение истории создания мемориального комплекса. | Создание презентации | Объяснять языковые явления в ходе исследования структуры слова | Коммуникативные: Представлять конкретное содержимое и сообщать его в письменной и устной форме. Регулятивные: Развивать умение находить необходимую информацию самостоятельно, в том числе с использованием компьютерных средств. Формировать устойчивую мотивацию исследовательской деятельности | ||
16 | Я живу в поселке… Рассказываем о своих поселках. | 1 | Урок -презентация | Развитие творческого интереса, познавательной активности, речи учащихся. | сочинение | Объяснять языковые явления в ходе исследования структуры слова | Коммуникативные: Представлять конкретное содержимое и сообщать его в письменной и устной форме. Формировать речевые действия, использовать языковые средства для отображения в форме речевых высказываний. Регулятивные: Формировать устойчивую мотивацию исследовательской деятельности. | ||
17 | Они были первыми. (О первых переселенцах). | 1 | Урок - встреча | Развитие творческого интереса, познавательной активности, речи учащихся, знакомство с людьми, приехавшими в наш край в числе первых переселенцев. | Создание презентации | Объяснять языковые явления в ходе исследования структуры слова | Коммуникативные: Представлять конкретное содержимое и сообщать его в письменной и устной форме. Формировать речевые действия, использовать языковые средства для отображения в форме речевых высказываний. Регулятивные: Формировать устойчивую мотивацию исследовательской деятельности. | ||
18 | Деревенская фотография. Ожившая память времени. | 1 | Урок развития речи Творческая мастерская | Развитие творческого интереса, познавательной активности, речи учащихся. | сочинение | Объяснять языковые явления в ходе исследования структуры слова | Коммуникативные: Представлять конкретное содержимое и сообщать его в письменной и устной форме. Регулятивные: Проектировать маршрут преодоления трудностей через включение в новые формы деятельности. | ||
19 | Обряды и традиции жителей Михайловского сельского поселения. | 1 | Урок-экспедиция | Развитие творческого интереса, познавательной активности, речи учащихся. | Организация совместного праздника | Объяснять языковые явления в ходе исследования структуры слова | Коммуникативные: Представлять конкретное содержимое и сообщать его в письменной и устной форме. Формировать речевые действия, использовать языковые средства для отображения в форме речевых высказываний. Регулятивные: Формировать устойчивую мотивацию исследовательской деятельности. Формировать ситуацию эмоционального состояния. | ||
20 | Игры моей бабушки. | 1 | Урок ролевая игра | Развитие творческого интереса, познавательной активности | Составление картотеки | Объяснять языковые явления в ходе исследования структуры слова | Коммуникативные: Формировать навыки работы в группе, навыки сотрудничества. Регулятивные: Развивать умение находить необходимую информацию самостоятельно, в том числе с использованием компьютерных средств. Осознавать самого себя как движущую силу научения. Формировать устойчивую мотивацию исследовательской деятельности. | ||
21 | Говоры жителей Михайловского сельского поселения. | 1 | Урок-экспедиция | Развитие творческого интереса, познавательной активности, речи учащихся. | Создание словаря говоров жителей Михайловского сельского поселения | Объяснять языковые явления в ходе исследования структуры слова | Коммуникативные: Формировать навыки работы в группе, навыки сотрудничества. Представлять конкретное содержимое и сообщать его в письменной и устной форме. Формировать речевые действия, использовать языковые средства для отображения в форме речевых высказываний. Регулятивные: Развивать умение находить необходимую информацию самостоятельно, в том числе с использованием компьютерных средств. Осознавать самого себя как движущую силу научения. Формировать устойчивую мотивацию исследовательской деятельности. | ||
22 | Открытие Михайловского ДК. «Несущие радость и добро». Русские народные песни в исполнении ансамбля «Дубравушка» Михайловского ДК. Фольклорный ансамбль «Веретенце». | 1 | Урок -концерт | Развитие творческого интереса, познавательной активности, речи учащихся | Творческий проект | Объяснять языковые явления в ходе исследования структуры слова | Коммуникативные: Представлять конкретное содержимое и сообщать его в письменной и устной форме. Формировать речевые действия, использовать языковые средства для отображения в форме речевых высказываний. Регулятивные: Формировать устойчивую мотивацию исследовательской деятельности. Формировать ситуацию эмоционального состояния. | ||
23 | Добрых рук мастерство. Народные умельцы Михайловского сельского поселения. | 1 | Творческая мастерская | Развитие творческого интереса, познавательной активности | Создание презентации | Объяснять языковые явления в ходе исследования структуры слова | Коммуникативные: Формировать навыки работы в группе, навыки сотрудничества. Регулятивные: Формировать устойчивую мотивацию исследовательской деятельности. | ||
24 | Мой второй дом. Открытие Михайловской СОШ. | 1 | Урок презентация | Развитие творческого интереса, познавательной активности | стенгазета | Объяснять языковые явления в ходе исследования структуры слова | Коммуникативные: Формировать навыки работы в группе, навыки сотрудничества. Регулятивные: Развивать умение находить необходимую информацию самостоятельно, в том числе с использованием компьютерных средств. Осознавать самого себя как движущую силу научения. Формировать устойчивую мотивацию исследовательской деятельности. | ||
25 | Мир моих фантазий. Сочиняем стихи, рассказы, сказки о школе, о родном селе. | 1 | Урок развития речи | Развитие речи учащихся | Творческие работы | Объяснять языковые явления в ходе исследования структуры слова | Коммуникативные: Представлять конкретное содержимое и сообщать его в письменной и устной форме. Формировать речевые действия, использовать языковые средства для отображения в форме речевых высказываний. Регулятивные: Формировать ситуацию эмоционального состояния. | ||
26-27 | В гости приглашаем. Встреча с выпускниками школы. Постановка спектакля о родной школе. | 2 | Урок театрализация | Развитие творческого интереса, познавательной активности | Постановка спектакля о школе для учащихся и родителей | Объяснять языковые явления в ходе исследования структуры слова | Коммуникативные: Представлять конкретное содержимое и сообщать его в письменной и устной форме. Формировать речевые действия, использовать языковые средства для отображения в форме речевых высказываний. Регулятивные: Формировать ситуацию эмоционального состояния. | ||
27 - 28 | В лес за чудесами. Первоцветы майского леса. | 2 | Урок –экскурсия, урок -исследование | Развитие воображения, наблюдательности | Создание стенгазеты | Объяснять языковые явления в ходе исследования структуры слова | Коммуникативные: Представлять конкретное содержимое и сообщать его в письменной и устной форме. Формировать речевые действия, использовать языковые средства для отображения в форме речевых высказываний. Регулятивные: Формировать ситуацию эмоционального состояния. | ||
29 | Заказник. Животный и растительный мир майского леса. | 1 | урок -исследование | Развитие воображения, наблюдательности | тест | Объяснять языковые явления в ходе исследования структуры слова | Коммуникативные: Формировать навыки работы в группе, навыки сотрудничества. Регулятивные: Развивать умение находить необходимую информацию самостоятельно, в том числе с использованием компьютерных средств. Осознавать самого себя как движущую силу научения. Формировать устойчивую мотивацию исследовательской деятельности. | ||
30 | Озеро Дубовское. | 1 | урок -исследование | Развитие творческого интереса, познавательной активности | Создание презентации | Объяснять языковые явления в ходе исследования структуры слова | Коммуникативные: Формировать навыки работы в группе, навыки сотрудничества. Регулятивные: Развивать умение находить необходимую информацию самостоятельно, в том числе с использованием компьютерных средств. Осознавать самого себя как движущую силу научения. Формировать устойчивую мотивацию исследовательской деятельности. | ||
31 | Река Писса. | 1 | урок -исследование | Развитие творческого интереса, познавательной активности | Создание презентации | Объяснять языковые явления в ходе исследования структуры слова | Коммуникативные: Формировать навыки работы в группе, навыки сотрудничества. Регулятивные: Развивать умение находить необходимую информацию самостоятельно, в том числе с использованием компьютерных средств. Осознавать самого себя как движущую силу научения. Формировать устойчивую мотивацию исследовательской деятельности. | ||
32 | Моя семья в истории Михайловского сельского поселения. | 1 | Урок - презентация | Развитие творческого интереса, познавательной активности, речи учащихся | сочинение | Объяснять языковые явления в ходе исследования структуры слова | Коммуникативные: Формировать навыки работы в группе, навыки сотрудничества. Регулятивные: Развивать умение находить необходимую информацию самостоятельно, в том числе с использованием компьютерных средств. Осознавать самого себя как движущую силу научения. Формировать устойчивую мотивацию исследовательской деятельности. | ||
33 | Мои домашние питомцы | 1 | Урок презентация | Развитие творческого интереса, познавательной активности | презентация | Объяснять языковые явления в ходе исследования структуры слова | Коммуникативные: Формировать навыки работы в группе, навыки сотрудничества. Регулятивные: Развивать умение находить необходимую информацию самостоятельно, в том числе с использованием компьютерных средств. Осознавать самого себя как движущую силу научения. Формировать устойчивую мотивацию исследовательской деятельности. | ||
34-35 | Итоговое занятие. Защита проектов. | 2 | Уроки контроля | Представление проекта | Защита проектов. В состав членов жюри входят старшеклассники . участники муниципальной научно –практической конференции. | Объяснять языковые явления в ходе исследования структуры слова | Коммуникативные: Представлять конкретное содержимое и сообщать его в письменной и устной форме. Формировать речевые действия, использовать языковые средства для отображения в форме речевых высказываний. Регулятивные: Развивать умение находить необходимую информацию самостоятельно, в том числе с использованием компьютерных средств. Осознавать самого себя как движущую силу научения. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный проект.«Краеведение на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности как условие развития национального самосознания учащихся»
Обращение к данному проекту продиктовано теми изменениями, которые происходят в нашем обществе в условиях мировой интеграции, глобализации и формирования единого информационного пространства: ...
Краеведение на уроках русского языка и литературы.
В статье обобщен собственный опыт работы по краеведению, и предлагаются различные формы работы по данной теме....
Использование материалов краеведения на уроках русского языка
Негоже русскому человеку быть «Иваном не помнящим родства».Сегодня необходимо неназойливо и вместе с тем постоянно, последовательно возрождать, вводить, внедрять те чувства, которые именую...
Доклад на тему "Краеведение на уроках русского языка и литературы"
Доклад на тему "Краеведение на уроках русского языка и литературы". Задачи: использование краеведческого материала на уроках русского языка и литературы....
Краеведение на уроках русского языка.
Опыт работы использования краеведческого материала на уроках русского языка и литературы....
Статья "Краеведение на уроках русского языка"
Данная статья предназначена для учителей русского языка и литературы....
Краеведение на уроках русского языка.
статья об использовании краеведческого материала на уроках русского языка....