"Быть знаменитым некрасиво"
методическая разработка по музыке (10 класс) по теме

Музыкально - литературная гостиная о творчестве Бориса Пастернака.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Быть знаменитым некрасиво…

ММ1

ММ2

В.1.

В.2.

  «Борис Пастернак: огромные глаза, пухлые губы, взгляд горделивый и мечтательный, высокий рост, гармоничная походка, красивый и звучный голос…- вспоминал художник Юрий Анненков, в 1921г. Нарисовавший замечательный карандашный портрет поэта.

   Борис Леонидович Пастернак внёс незаменимый вклад в русскую поэзию советской эпохи и мировую поэзию XX века. Высокое мастерство и неповторимость стихов выдвинули Б. Пастернака на одно из первых мест в мощном поэтическом движении XX  века.

ММ3

В.1.

   Борис Пастернак родился 29.01.1890 года и вырос в удивительной семье, где всё способствовало пробуждению тяги к творчеству.

   Отец, Леонид Осипович, был известным художником, академиком живописи, мать, Розалия Исидоровна, прекрасной пианисткой. Лев Толстой, бывавший в числе других знаменитостей в доме Пастернаков, заслушивался её игрой.

ММ4

Поэт

  - Зачитывает воспоминания о музыкальном вечере, книга «Я понял жизни цель», стр. 8-9 (Чайковский «Трио»)

В.2.

   На музыкальных вечерах в доме Пастернаков бывали друзья отца – Поленов, Левитан, Серов.

    Мальчик рос под звуки фортепиано, окружённый живописными работами отца. Этот синтез музыки, живописи и поэзии не мог не отразиться в творчестве поэта.

(Чайковский «Осенняя песня», Левитан «Золотая осень»).

ММ5

Чтец

Чтец

Осень. Сказочный чертог,

Всем открытый для обзора.

Просеки лесных дорог,

Заглядевшихся в озёра.

Как на выставке картин:

Залы, залы, залы, залы

Взглядов, ясеней, осин

В позолоте небывалой.

Липы обруч золотой –

Как венец на новобрачной.

Лик берёзы -  под фатой

Подвенечной и прозрачной…

Где деревья в сентябре

На заре стоят попарно,

И закат на их коре

Оставляет след янтарный.

Октябрь серебристо – ореховый,

Блеск заморозков оловянный.

Осенние сумерки Чехова,

Чайковского и Левитана.

В.1.

   Поэт считал обстановку родительского дома основой своего художественного становления. Позже он писал:

Поэт

   «Я, сын художника, искусство и больших людей видел с первых дней и к высокому и исключительному привык относиться как к природе, как к живой норме».

ММ6

В.2.

   Летом 1903г. Б. Пастернак был поражён и очарован, услышав, как на соседней даче Скрябин сочиняет музыку.

Поэт

Зачитывает воспоминания, стр. 12-13

(Скрябин «Божественная поэма»). А Пластов. Летом.

ММ7

Чтец

Тянулось в жажде к хоботкам

И бабочкам, и пятнам

Обоим память оботкав

Медовым, чайным, мятным

Не ход часов, ни звон цепов

С восхода до захода

Вонзался в воздух сном шипов,

Заворожив погоду.

Бывало – нагулявшись всласть

Закат сдавал цинадам

И звёздам, и деревьям власть

Над кухнею и садом.

Не тени – балки месяц клал,

А то бывал в отлучке,

И тихо, тихо ночь текла

Трусцой, от тучки к тучке

Скорей со сна, чем с крыш;

Скорей забывчивый, чем робкий,

Топтался дождик у дверей,

И пахло винной пробкой.

Так пахла пыль, так пах бурьян.

И, если разобраться,

Так пахли происки дворян

О равенстве и братстве.

ММ8

В.1.

   Впечатление было таким сильным, что вызвало решение, не откладывая, профессионально учиться музыкальной композиции.

Поэт

Воспоминания, стр. 14

В.2.

   Однако композитором он не стал, пронеся сквозь всю жизнь любовь к музыке, мелодичность поэзии, саму музыку в стихе.

Живая музыка – рояль (Шопен «Прелюдия»)

Чтец

Я клавишей стаю кормил с руки

Под хлопанье крыльев, плеск и клекот

Я вытянул руки, я встал на носки,

Рукав завернулся, ночь тёрлась о локоть.

И было темно. И это был пруд

И волны. – И птиц из породы люблю вас,

Казалось, скорей умертвят, чем умрут,

Крикливые, чёрные, крепкие клювы.

И это был пруд. И было темно.

Пылали кубышки с полуночным дёгтем

И было волною обглодано дно

У лодки. И грызлися птицы о локте.

И ночь полоскалась в гортанях запруд.

Казалось, покамест птенец не накормлен,

И самки скорей умертвят, чем умрут,

Руллады в крикливом, искривленном горле.

В.1.

   Как прошло расставание с мечтой стать композитором поэт рассказал в автобиографической повести Охранная грамота.

ММ9

Чтец

(отрывок из повести Охранная повесть) (Скрябин «Этюд»)

    Больше всего на свете я любил музыку, больше всех в ней Скрябина. Музыкально лепетать я начал незадолго до первого с  ним знакомства. К его возвращению из – за границы я был учеником одного поныне здравствующего композитора. Мне оставалось ещё только пройти оркестровку. Говорили всякое, впрочем, важно лишь то, что если бы говорили и противное, всё равно жизни вне музыки я себе не представлял.

    Но у меня не было  абсолютного слуха. Так называется способность узнавать высоту любой произвольно взятой ноты. Отсутствие качества, ни в какой связи с общею музыкальностью не состоящего, но которым в полной мере обладала моя мать, не давало мне покоя. Если бы музыка была мне поприщем, как казалось со стороны, я бы этим абсолютным слухом не интересовался. Я знал, что его нет у выдающихся современных композиторов, и, как думают, может быть, и Вагнер, и Чайковский были его лишены. Но музыка для меня была культом, то есть той разрушительной точкой, в которую собиралось всё, что было самого суеверного и самоотречённого во мне.

    У меня было несколько серьёзных работ. Теперь их предстояло показать моему кумиру.

Первую вещь я играл с волнением, вторую – почти справляясь с ним, третью – поддавшись напору нового и непредвиденного. Случайно взгляд мой упал на слушавшего. Следуя постепенности исполнения, он сперва  поднял голову, потом брови, наконец, весь расцветши, поднялся и сам и, сопровождая изменение мелодии неуловимыми изменениями улыбки, поплыл ко мне по её ритмической перспективе. Всё это ему нравилось. Он пустился уверять меня, что о музыкальных способностях говорить нелегко, когда на лицо несравненно большее, и мне в музыке дано сказать своё слово. В ссылках на промелькнувшие эпизоды он подсел к роялю, чтобы повторить один, наиболее его привлёкший. Оборот был сложен, я не ждал, чтобы он воспроизвёл его в точности, но произошла другая неожиданность, он повторил его не в той тональности, и недостаток, так мучавший меня все эти годы, брызнул  из – под его рук, как его собственный.

   И, опять, предпочтя красноречью факта превратности гаданья, я вздрогнул и задумал надвое. Если на признанье он возразит мне: Боря, но ведь этого нет и у меня; тогда – хорошо, тогда значит, не я навязываюсь музыке, а она сама суждена мне. Если же речь зайдёт о Вагнере и Чайковском, о настоящих и так далее, - но я уже приступал к тревожному предмету и перебитый на полуслове, уже глотал в ответ: Абсолютный слух? После всего, что я сказал вам? А Вагнер? А Чайковский? А сотни настройщиков, которые наделены им?..

   Я не знал, прощаясь, как благодарить его. Что-то подымалось во мне. Что-то плакало, что-то ликовало.

    Я шёл переулками, чаще надобности переходя дорогу. Совершенно без моего ведома во мне таял и надламывался мир, ещё накануне казавшийся навсегда – навсегда прирождённым. Я шёл, с каждым поворотом всё больше прибавляя шагу, и не знал, что в ту ночь уже рву с музыкой.

В.2.

   В 1908г. Борис поступает в Московский университет сначала на юридический, а затем на философский факультет. Он хочет проникнуть в суть вещей.

Чтец

Во всём мне хочется дойти

До самой сути.

В работе, в поисках пути,

В сердечной смуте.

До сущности протекших дней,

До их причины.

До оснований, до корней,

До сердцевины.

Всё время схватывая нить

Судеб, событий,

Жить, думать, чувствовать, любить,

Свершать открытья.

О, если бы я только мог

Хотя отчасти,

Я написал бы восемь строк

О свойствах страсти.

О беззаконьях, о грехах,

Бегах, погонях,

Нечаянностях впопыхах,

Локтях, ладонях.

Я вывел бы её закон,

Её начало.

И повторял её имён

Инициалы…

В.1.

   Занятия философией отразится и в поэзии. Целый цикл Пастернак так и назовёт, а открывать его будет стихотворение Определение поэзии.

ММ10

Чтец

(Вивальди «Лето»)

Это – круто налившийся свист,

Это – щёлканье сдавленных льдинок,

Это – ночь, леденящая лист,

Это – двух соловьёв поединок.

Это – сладкий заглохший горох,

Это – слёзы вселенной в лопатках,

Это – с пультов и флейт – Фигаро

Низвергается градом на грядку.

(Массне «Размышления»)

Всё, что ночи так важно сыскать

На глубоких купаленных доньях,

И звезду донести до садка

На трепещущих мокрых ладонях.

Площе досок в воде – духота.

Небосвод завалился ольхою,

Этим звёздам к лицу б хохотать,

Ан вселенная – место глухое.

В.2.

   Но увлеченье, очень серьёзное, философией не станет судьбой.  

В 1912 г. Б. Пастернак на 3 летних месяца поехал в Марбургский университет, тогдашний центр философской мысли, где преподавали такие светила, как Натрон, Коген, Гартман.

В.1.

   Борис с успехом занимается у все трёх. Ему даже предложили через год вернуться в Марбург для защиты докторской диссертации. Но...

В.2.

   Судьба распорядилась иначе. Случайно в Марбурге Пастернак встречает девушку, которую любил. После неудачного предложения он решает не рассуждать о жизни, а жить и писать стихи.

ММ11

Чтец

(стихотворение Марбург)

Я вздрагивал. Я загорался и гас,

Я трясся: я сделал сейчас предложенье, -

Но поздно, я сдрейфил, и вот мне – отказ.

Как жаль её слёз: я святого блаженней!

Я вышел на площадь. Я мог быть сочтён

Вторично родившимся. Каждая малость

Жила и, не ставя меня ни во что,

В прощальном значенье своём подымалась.

Плитняк раскалялся, и улицы лоб

Был смугл, и на небо глядел исподлобья

Булыжник, и ветер, как лодочник, грёб

По липам. И всё это были подобья.

Но как бы то ни было, я избегал

Их взглядов. Я не замечал их приветствий.

Я знать ничего не хотел из богатств.

Я вон вырывался, чтоб не разреветься…

(Таривердиев «Прелюдия для скрипки»)

В тот день всю тебя от гребёнок до ног,

Как трагик в провинции драму Шекспирову,

Носил я с собою и знал назубок,

Шатался по городу и репетировал.

Когда я упал пред тобой, охватив

Туман этот, лёд этот, эту поверхность

(Как ты хороша!) – этот вихрь духоты…

О чём ты? Опомнись! Пропало. Отвергнут…

Нет, я не пойду туда завтра. Отказ –

Полнее прощанья. Всё ясно. Мы квиты.

Вокзальная сутолока не про нас.

Что будет со мною, старинные плиты?

Повсюду портпледы разложат туман.

И в обе оконницы вставят по месяцу.

Тоска пассажиркой скользнёт по тонам

И с книжкою на оттоманке поместится.

Чего же я трушу? Ведь я, как грамматику,

Бессонницу знаю. У нас с ней союз.

Зачем же я, словно прихода лунатика,

Явления мыслей привычных боюсь?

В.1.

В.2.

В.1.

В.2.

   Весной 1913 г. Пастернак блестяще закончил университет.

   А одновременно появились в печати первые стихотворения поэта.

   Пятеро молодых людей на собственные деньги издали небольшой альманах Лирика.

   В этот альманах вошли 5 стихотворений поэта. Первым из них, любимым и открывавшим затем многие сборники стало стихотворение Февраль. Достать чернил и плакать.

ММ12

ММ13

Чтец

(Гойя «Фантазия»)

Февраль. Достать чернил и плакать!

Писать о феврале навзрыд,

Пока грохочущая слякоть

Весною чёрною горит.

Достать пролётку. За шесть гривен

Чрез благовест, чрез клин колёс

Перенестись туда, где ливень

Ещё шумней чернил и слёз.

Где, как обугленные груши,

С деревьев тысячи грачей

Сорвутся в лужи и обрушат

Сухую грусть на дно очей.

Под ней проталины чернеют,

И ветер криками изрыт,

И, чем случайней, тем вернее

Слагаются стихи навзрыд.

ММ14

В.1.

   За последующие почти 50 лет творчества Б. Пастернак напишет всего восемь поэтических книг:

1914г. – Близнец в тучах

1917г. – Поверх барьеров

1922г. – Сестра моя жизнь

1923г. – Темы и вариации

1929г. – Поверх барьеров

1932г. – Второе рождение

1943г. – На ранних поездах

1959г. – Когда разгуляется

ММ15

В.2.

   Это очень немного для такого поэта как Б. Пастернак. В чём дело? Поэтическая немота?

В.1.

   А дело в том, что основной темой поэзии был человек, его душа, переживания, становление человеческой личности. А в изменившемся вокруг поэта мире эти понятия потеряли право на существование.

В.2.

Поэт

   Сам Б. Пастернак писал:

   Стихи не заражают больше воздуха, каковы бы ни были их достоинства. Разносящей средой звучания является личность. Старая личность разрушается, новая не сформировалась. Без резонанса лирика немыслима.

ММ16

Чтец

Другу.

Иль я не знаю, что, в потёмки тычась,

Вовек не вышла б к свету темнота,

И я урод, и счастье сотен тысяч

Не ближе мне пустого счастья ста?

И разве я не мерюсь пятилеткой,

Не падаю, не подымаюсь с ней?

Но как мне быть с моей грудною клеткой

И с тем, что всякой косности косней?

Напрасно в дни великого совета,

Где высшей страсти отданы места,

Оставлена вакансия поэта:

Она опасна, если не пуста.

В.1.

В.2.

    Не могли не отразиться на творчестве поэта и политические перемены, произошедшие в общественной жизни.

   В своём дневнике он записал:

ММ17

Поэт

   Именно в 36-м году, когда начались эти страшные процессы, всё сломилось во мне, и единение со временем перешло в сопротивление ему, которое я не скрывал. Я ушёл в переводы. Личное творчество кончилось.

В.1.

В.2.

   В годы войны и сталинского террора вечным спутником, духовным примером и собеседником Пастернака стал В. Шекспир.

   Переводы из Шекспира были не только источником заработка, но и давали ему нравственную опору.

ММ18

В.1.

В.2.

  «Ромео и Джульетта», «Кроль Лир», «Гамлет»… Эти и другие произведения вошли внашу жизнь в переводах Б. Пастернака. Гениальность трагедии «Гамлет» доносит до нас мастерски сделанный перевод с английского Б.Л. Пастернака, перевод настолько талантливый, что, кажется, будто Шекспир писал на русском языке.

И, неслучайно, роль Гамлета в знаменитой постановке театра на Таганке была отдана В. Высоцкому – талантливому, самобытному русскому актёру.

Видео с Высоцким (фрагмент из «Гамлета»)

В.1.

    Начиная с 1956 года. Б. Пастернак живёт в подмосковном посёлке Переделкино. Здесь он пишет стихи и прозу. Здесь им написаны книги «На ранних поездах» и «»Когда разгуляется».

   В начале Великой Отечественной войны Борис Леонидович добивается разрешения уйти на фронт, но был с семьёй эвакуирован в город на Каме Чистополь, где в ту пору жили другие писатели.

   В военные годы Б. пастернак работал над стихами, над серией переводов, в 1946 году начинает работать над романом «Доктор Живаго».

   Определяя замысел своего нового романа он писал…

ММ19

Поэт

   «Собственно это первая настоящая моя работа. Я в ней хочу дать исторический образ России за последнее столетие. В то же время эта вещь будет выражением моих взглядов на искусство, на Евангелие, на жизнь человека в истории и на многое другое».

ММ20

В.2.

  Судьбы главных героев романа Юрия Живаго и Ларисы Антиповой – тесно переплелись с судьбой родины.

   Детьми они видели события 1905 года, затем Первую мировую, революцию и Гражданскую войну. Оба не могли не думать о том, что видели, и не говорить о том, что думали. Они говорили правду о своём жестоком времени, которое безжалостно искалечило их жизни.

    Эта правда была очень далека от того, как рисовала ту же самую эпоху официальная советская история.

   

ММ21

В.1.

В.2.

   Роман о Юрии Живаго и стихи, написанные от его имени, стали выражением Радости, преодолевающей страх смерти.

   Цикл стихотворений к роману открывает «Гамлет». Лирический герой этого стихотворения понимает, что должен «испить свою чашу» лишений, горя и страданий, достойно пройти свой жизненный путь.

(Шопен «Прелюдия» фрагмент из «Гамлета»

ММ22

ММ23

В.2.

В.1.

   Роман «Доктор Живаго» стал для автора «кубическим куском горячей, дымящейся совести».

   Одно из самых замечательных и знаменитых стихотворений доктора Живаго -  «Зимняя ночь»

ММ24

ММ25

Поэт

   Накануне Рождества Юра со своей женой Таней проезжали по  Камергерскому переулку. Живаго думал о Блоке, который казался ему олицетворением Рождества.

   «Вдруг он обратил внимание на чёрную протаявшую скважину в ледяном наросте одного из окон. Сквозь эту скважину просвечивал огонь свечи, проникавший на улицу почти с сознательностью взгляда.

Исполнение «Свеча горела»

ММ26

Чтец

   Итак, роман завершён в 1956 году. Однако, публикация его в журнале «Новый мир» была отложена на 30 лет, так как издание его на Родине было запрещено.

В.2.

В.1.

   Напечатан он был в Италии, сначала на итальянском, в 1957 г., затем, в 1958 г., на русском языке.

   Власти требовали от автора объяснения и раскаяния.

В.2.

В.1.

   А роман переводился на разные языки и продолжал жить за рубежом.

   С 1946 года Б. Пастернак 7 раз выдвигался на Нобелевскую премию по литературе. В 1958 году она была ему присуждена «За выдающиеся достижения в современной лирической поэзии и продолжение благородных традиций великой русской прозы».

ММ27

В.2.

Поэт

В.1.

   В СССР разразилась настоящая буря. Пастернак был исключён из Союза писателей СССР. Его клеймили и травили, осуждали и презирали с различных высоких трибун, со страниц газет. Речь шла о высылке поэта, лишения его гражданства.

   «Я связан с Россией моим рождением, моей жизнью и моей работой.

    Я не могу представить себе жизнь вне её. Мой отъезд за границы моей Родины равносилен для меня смерти»,,,

Пастернак отказался от премии.

Чтец

(на фоне фуги ре-минор И. Баха)

Я пропал, как зверь в загоне.

Где-то люди, воля, свет,

А за мною шум погони,

Мне наружу ходу нет.

Тёмный лес и берег пруда,

Ели сваленной бревно,

Путь отрезан отовсюду,

Будь что будет, всё равно.

Что же сделал я за пакость,

Я убийца и злодей?

Я весь мир заставил плакать

Над красой земли моей.

Но и так, почти у гроба,

Верю я, придёт пора,

Силу подлости и злобы

Одолеет дух добра.

ММ28

В.2.

   Справедливости ради скажем, что были у Бориса Леонидовича и защитники, которые не поддерживали оголтелую клику: Ярослав Смеляков, Глеб Горбовский. Их было мало.

Чтец

Глеб Горбовский (Таривердиев «Инструментальная тема»)

В середине двадцатого века

На костёр возвели человека

И сжигали его, и палили,

Чтоб он стал легковеснее пыли,

Чтобы понял, какой он пустяшный…

Он стоял, бесшабашный и страшный!

И стихи в голове человека

Стали таять сугробами снега.

И огонь стихотворные строчки

Загонял ему в сердце и в почки.

Пламенея, трещали поленья…

И плясало вокруг поколенье,

Первобытно плясало, пещерно

И ритмически очень неверно.

А на небе луна помирала…

Поколенье в ракеты играло.

В.1.

В.2.

   Лишь 9 декабря 1989 года Нобелевская премия будет вручена в Стокгольме Евгению Борисовичу Пастернаку, старшему сыну поэта, и только за год до этого в России впервые напечатают сам роман «Доктор Живаго».

30 мая 1960 года Б.Л. Пастернак умер.

Последними словами поэта были:

«Что-то я глохну. И туман какой-то перед глазами. Но ведь это пройдёт? Не забудьте завтра открыть окно»…

Стих. Музыка Александра Галича

Памяти Бориса Пастернака

…Разобрали венки на веники,

На полчасика погрустнели…

Как гордимся мы, современники,

Что он умер в своей постели!

И терзали Шопена лабухи,

И торжественно шло прощанье…

Он не мылил петли в Елабуге

И с ума не сходил в Сучане!

И не то, чтобы с чем-то за сорок.

Ровно в семьдесят, возраст смертный.

И не просто какой-то пасынок –

Член литфонда, усопший смертный…

    «Мело, мело по всей земле,

    Во все пределы.

    Свеча горела на столе,

    Свеча горела»…

Нет, никакая не свеча,

Горела люстра!

Очки на морде палача

Сверкали шустро.

А зал зевал, а зал скучал –

Мели, Емеля!

Ведь не в тюрьму, и не в Сучан,

Не к «высшей мере»!

И не к терновому венцу – Колесованьем,

А как поленом по лицу – Голосованьем!

   Вот и смолкли клевета и споры,

   Словно взят у вечности отгул.

   А над гробом встали мародёры

   И несут почётный караул!

ММ29

В.1.

   Поэзия Пастернака утверждает жизнь. И очень символично, что стихи Бориса Леонидовича, исполняемые под гитару Сергеем Никитиным, звучат в наших домах каждый Новый год.

Кадры из «Иронии судьбы»

Песня «Никого не будет в доме»

ММ30

В.2.

   В наше время, когда так обострилось чувство единой судьбы человечества, поэзия Бориса Пастернака особенно и по-новому раскрывает свой смысл.

ММ31

Чтец

Чтецы по очереди:

Быть знаменитым некрасиво.

Не это подымает ввысь.

Не надо заводить архива,

Над рукописями трястись.

Цель творчества – самоотдача,

А не шумиха, не успех.

Позорно, ничего не знача,

Быть притчей на устах у всех.

Но надо жить без самозванства,

Так жить, чтобы, в конце концов

Привлечь к себе любовь пространства,

Услышать будущего зов.

И надо оставлять пробелы

В судьбе, а не среди бумаг,

Места и главы жизни целой

Отчерчивая на полях.

И окунаться в неизвестность,

И прятать в ней свои шаги,

Как прячется в тумане местность,

Когда в ней не видать ни зги.

Другие по живому следу

Пройдут твой путь за пядью пядь,

Но пораженья от победы

Ты сам не должен отличать.

И должен ни единой долькой

Не отступаться от лица,

Но быть живым, живым и только,

Живым и только до конца

Поэт включает лампу. Все встают…

(Чайковский «Концерт №1»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Быть знаменитым некрасиво" - презентация

Музыкально - литературная гостиная о творчестве Бориса Пастернака....

Конспект урока. Стихотворение Н. А. Заболоцкого "Некрасивая девочка"

Урок посвящен проблеме выбора нравственных ценностей, нацеливает обучаещихся на саморазвитие. Учащиеся выполняют практическую работу и получают советы по самовоспитанию нравственных ценностей....

Урок- обозрение "Быть знаменитым некрасиво"

Урок - обозрение "Быть зхнаменитым некрасиво" по творчеству Б. Патернака. На изучение творчества писателя отводится очень мало времени, поэтому хотелось чтобы учащиеся поработали самостоятельно и расс...

План-конспект урока по изучению творчества Б.Пастернака"Быть знаменитым некрасиво".

План- конспект урока по изучению творчества Б.Пастернака "Быть знаменитым некрасиво"....

Быть знаменитым некрасиво

Сценарий литературно-музыкальной композиции...

БЫТЬ ЗНАМЕНИТЫМ НЕКРАСИВО

сценарий литературно-музыкальной композиции, посвящённой творчеству Б.Л.Пастернака...

"Быть знаменитым некрасиво..." (Жизнь и творчество Бориса Пастернака)

Сценарий внеклассного мероприятия, посвященый жизни и творчеству Бориса Леонидовича Пастернака."Борис Леонидович Пастернак внёс незаменимый вклад в русскую поэзию советской эпохи и мировую поэзию...