Быть знаменитым некрасиво
методическая разработка по литературе (9 класс) на тему
Сценарий литературно-музыкальной композиции
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
сценарий внеклассного мероприятия | 162.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Быть знаменитым некрасиво
Сценарий литературно-музыкальной композиции по творчеству Б.Л.Пастернака
“Милый Пастернак, Вы – явление природы…
Бог задумал Вас дубом, а сделал человеком,
и в Вас ударяют все молнии (есть – такие дубы!..).”
М.Цветаева
Цели:
- познакомить учащихся с важнейшими событиями жизни и творчества Б.Л. Пастернака, используя ИКТ;
- сформировать у учащихся представление о своеобразии творческой манеры писателя;
- познакомить с тематикой поэтических произведений и отразившимся в них мировоззрением Б.Пастернака;
- развивать навыки литературно-критического анализа поэтического произведения;
- развивать навык владения литературными нормами русского языка;
- воспитывать читательскую культуру школьников.
Оборудование:
- портрет поэта,
- сборники стихов,
- книги Б.Л. Пастернака,
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
- Вступление (Гамлет)
- Детские и юношеские годы (семья, учёба)
- Становление поэта
- Музы Пастернака
- Поэзия 40-50 годов
- «Доктор Живаго»
- Нобелевская премия
ВСТУПЛЕНИЕ
Гул затих. Я вышел на подмостки.
Прислонясь к дверному косяку,
Я ловлю в далеком отголоске,
Что случится на моем веку.
На меня наставлен сумрак ночи
Тысячью биноклей на оси.
Если только можно, Aвва Oтче,
Чашу эту мимо пронеси.
Я люблю твой замысел упрямый
И играть согласен эту роль.
Но сейчас идет другая драма,
И на этот раз меня уволь.
Но продуман распорядок действий,
И неотвратим конец пути.
Я один, все тонет в фарисействе.
Жизнь прожить - не поле перейти
ВЕДУЩИЙ Это стихотворение написано в 1946 году. Оно входит в состав последней части романа «Доктор Живаго», одного из самых необъяснимых произведений XX века.
ВЕДУЩИЙ Роман много ругали: за неправильное изображение событий Гражданской войны, за рыхлость композиции, за то, что сюжетные линии часто рвутся.
ВЕДУЩИЙ Он был завершён в 1956 году, хотя замысел его возник ещё в 20-е годы, а непосредственная работа началась в 40-е.
ВЕДУЩИЙ О его авторе, Борисе Леонидовиче Пастернаке, написано и сказано многое. Но, по сути, этот творческий материк еще только разгадывается
ВЕДУЩИЙ Его наследие входит в сокровищницу русской и мировой культуры. Оно завоевало любовь и признанием самых взыскательных и строгих ценителей поэзии.
ВЕДУЩИЙ. Итак, кто же он, Борис Пастернак?
ДЕТСКИЕ И ЮНОШЕСКИЕ ГОДЫ
ВЕДУЩИЙ Борис Леонидович Пастернак родился 10 февраля 1890года.
ВЕДУЩИЙ 10 февраля 1837 года умер Пушкин. Что это? Судьба? Совпадение?
ВЕДУЩИЙ Пастернак родился в Москве. Сохранилось свидетельство в метрической книге под номером 7: «У действительного студента Леонида Осиповича Пастернака и его жены Розы Исидоровны Кауфман родился сын, которому дали имя - Борис».
ВЕДУЩИЙ Как и все на свете, Пастернак не выбирал родителей, и тот дом, та атмосфера, в которой прошли детские годы, были подарены ему судьбой.
ВЕДУЩИЙ Мать, Розалия Кауфман, известная пианистка, ученица Антона Рубинштейна, привила сыну любовь к музыке. Жизни вне музыки он себе впоследствии не представлял… она стала для него культом
ВЕДУЩИЙ Его отец был художником-академиком. В квартире Пастернаков устраивались небольшие домашние концерты, участие в которых принимали Скрябин и Рахманинов.
ВЕДУЩИЙ. Пастернак называл началом своего сознательного детства ночное пробуждение от звуков фортепианного трио Чайковского, которое играли для Льва Толстого и его семьи. Это было 23 ноября 1894 года.
ВЕДУЩИЙ «Можно не заметить ничего такого особенного в том, что в интеллигентном доме четырехлетний ребенок с плачем просыпается от звучащей в соседней комнате музыки и его, успокоив, выносят показать гостям, среди которых мальчику запоминается кряжистый старик с огромной бородою… Это был Лев Николаевич Толстой, и он пришел в дом любимого иллюстратора своих романов именно затем, чтобы послушать это Трио».
ВЕДУЩИЙ. Все в этой удивительной семье были необыкновенно талантливы, порой казалось – излишне, сверх меры. Для юного Бориса источником мук и колебаний была проблема – чему посвятить себя.
ВЕДУЩИЙ Борису предсказывалось композиторское будущее, но его удручало отсутствие абсолютного слуха, и он оставил музыку.
ВЕДУЩИЙ Но… “Нет” музыке не означало еще “Да” поэзии. На пути от музыки к поэзии он испытает еще одно увлечение – философией.
ВЕДУЩИЙ. Для совершенствования в учебе в 1912 году Борис поехал в старинный немецкий городок Марбург.
СТАНОВЛЕНИЕ ПОЭТА
ВЕДУЩИЙ Он ехал туда с искренним желанием всего себя вложить в науку, не замечая, что взгляд его на все взгляд поэта, а не ученого. Во все, что он делал, он вкладывал всего себя; так было и в Марбурге, где под руководством профессора Германа Когена Пастернак проникал в тайны философии.
ВЕДУЩИЙ Пастернак успешно занимается в течение семестра. Ему предлагают остаться для получения докторской степени, но он от этого наотрез отказывается.
ВЕДУЩИЙ Всё лето 1913 года Борис Пастернак жил на даче в Молодях, и там сложилась его первая книга стихов “Близнец в тучах”.
ВЕДУЩИЙ. А самая первая публикация была еще до этой книги, в альманахе “Лирика”. Пять стихотворений. И первое из них, написанное в 1912 году, стихотворение “Февраль. Достать чернил и плакать!..”.
Февраль. Достать чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною черною горит.
Достать пролетку. За шесть гривен,
Чрез благовест, чрез клик колес
Перенестись туда, где ливень
Еще шумней чернил и слез.
Где, как обугленные груши,
С деревьев тысячи грачей
Сорвутся в лужи и обрушат
Сухую грусть на дно очей.
Под ней проталины чернеют,
И ветер криками изрыт,
И чем случайней, тем вернее
Слагаются стихи навзрыд.
(1912)
ВЕДУЩИЙ Пастернак находил поэзию повсюду. Он говорил, что поэзия «валяется в траве, под ногами, так что надо только нагнуться, чтобы её увидеть и подобрать с земли».
ВЕДУЩИЙ К стихам Пастернака читателю надо было привыкать, надо было в них вживаться. Многое в них ошеломляло. Они были чрезвычайно насыщены метафорами.
ВЕДУЩИЙ С первых своих шагов в поэзии Б.Пастернак имел особый почерк, особый строй художественных средств и приёмов.
ВЕДУЩИЙ нельзя не сказать несколько слов о том человеке, кому впервые Пастернак прочитал стихи из книги “Сестра моя – жизнь”. Это был В.В. Маяковский. Их знакомство, состоялось еще в 1914 году, кода 2 враждующие литературные группы встретились в кафе для выяснения отношений. Но Маяковский и Пастернак не поссорились, а наоборот. Встреча потрясла Пастернака, он был без ума от Маяковского и сознавал себя полной бездарностью. Именно это знакомство заставило поэта серьезнее отнестись к своему творчеству.
ВЕДУЩИЙ Они были разными людьми. Маяковский говорил: “ Вы любите молнию в небе, а я – в электрическом утюге”.
ВЕДУЩИЙ Вторая книга – “Поверх барьеров” была опубликована в 1917 году еще до Октябрьской революции.
ВЕДУЩИЙ Ее создание стало крупнейшей вехой на литературном пути поэта.
ВЕДУЩИЙ В ней открылась едва ли не самая важная черта поэзии Пастернака – ее нераздельная слитность с миром природы, с жизнью в целом.
ВЕДУЩИЙ. Стихи Б.Пастернака – лирическая энциклопедия родной природы. Стихи не знают деления природы на живую и неживую. Пейзаж существует в них на равных правах с человеком, автором. Сама природа смотрит на автора, чувствует его и объясняется от собственного имени. Любимая мысль поэта о гармонии и природы и человека. Поэзия Б. Пастернака в равной мере живописна и музыкальна. Стихи о природе – это пейзажи – размышления
ВЕДУЩИЙ. С января 1916 по март 1917 Пастернак живет на Урале в небольшом поселке Пермской области. Сначала работает на химических заводах миллионера Саввы Морозова, затем фабрикантов Ушаковых, ведет деловую переписку, кассу, выдачи. Кроме того, занимается, как домашний учитель, с сыном директора завода.
ВЕДУЩИЙ. Настоящую славу принесла книга “Сестра моя – жизнь”, написанная в 1917 году, но, в связи с дефицитом бумаги, изданная лишь в 1922. Она посвящена Лермонтову. В ней открылась едва ли не самая важная черта поэзии Пастернака – слитность с миром природы, с жизнью. Сюда вошло знаменитое “Определение поэзии”.
Это - круто налившийся свист,
Это - щелканье сдавленных льдинок.
Это - ночь, леденящая лист,
Это - двух соловьев поединок.
Это - сладкий заглохший горох,
Это - слезы вселенной в лопатках,
Это - с пультов и с флейт - Figaro
Низвергается градом на грядку.
Всё. что ночи так важно сыскать
На глубоких купаленных доньях,
И звезду донести до садка
На трепещущих мокрых ладонях.
Площе досок в воде - духота.
Небосвод завалился ольхою,
Этим звездам к лицу б хохотать,
Ан вселенная - место глухое.
ВЕДУЩИЙ После Октября в творчестве Пастернака наметился переход к эпосу. Написаны поэмы “Высокая болезнь”, “Девятьсот пятый год”, “Лейтенант Шмидт”, “Воздушные пути”, роман в стихах “Спекторский”, в которых поэт размышляет о драматической судьбе личности в революции.
ВЕДУЩИЙ Поэзия была для него внутренней, душевной потребностью. Но нужны были деньги. Пастернак зарабатывает переводами с 1918–1921 г. В этот период им переведено большее количество стихов, драм Клейста, Бена Джонсона, лирика Гете, Шекспира, Лербарга и многих других.
ВЕДУЩИЙ Борис Пастернак – в зените литературной славы. Книги поэта охотно печатают. Это зенит литературной славы Пастернака, признание его огромного таланта.
Танец «Чарлстон». По завершению танцовщицы остаются на сцене.
Д1. Вы слышали Пастернака? Он особенный! Его голос такой красивый, сильный, звучный, как колокол. Взгляд горделивый и мечтательный. Он потрясающе красив! У него очень породистое лицо,
Д2. А мне показалось, что он похож одновременно на араба и на его коня.
Д3. Ерунда!
Д2. Ну если быть честной, то не все его стихи совершенны, есть и так себе, и то, что и стихами-то сложно назвать.
Д1. Да, Пастернак – поэт неровный, но у него много хороших стихов. Скажу больше: у него есть много ОЧЕНЬ хороших стихов!
Д2. Но у него нет никаких принципов! Позвольте, то Пастернак, чтобы включиться в поэтическую жизнь Москвы, участвует в группе символистов «Мусагет», то примыкает к группе постсимволистов “Лирика”и в их сборнике в 1913 году печатает первые стихотворения. То знакомится с Маяковским и примыкает к группе “Центрифуга”, к футуристам.
Д3. Он ищет себя. Пастернак производит впечатление открытого и доброго, впечатлительного и чувствительного человека.
Д2. А какое до глупости притязательное название его первого сборника “Близнец в тучах”! Хотя Брюсов и отозвался о нем одобрительно.
Д1. Известно, что он собирался стать музыкантом, потом – философом, а в итоге стал и тем и другим в своей поэзии.
Д3. А вы заметили, что в его стихах почти отсутствует лирический герой? Словно Пастернак отказывается от себя. Словно он пишет не про себя, а про жизнь, и к этой жизни он не предъявляет ни каких обид. Зато в обычной жизни он порядочный эгоист.
Д1. Позвольте, говорят, Пастернак не принял революцию!
Д2. Конечно, декадентские настроения сказались.
ВЕДУЩИЙ Неправда, Октябрьский переворот он принял, но чем дальше шло время, тем труднее ему становилось. Очень уж он оказался самостоятельным, личным, неподдающимся указке. Ему, человеку, выросшему в воздухе высшей культуры того времени, никак не по дороге с террором и насилием эпохи.
МУЗЫ ПАСТЕРНАКА
. ВЕДУЩИЙ Личная жизнь поэта – это драгоценный комментарий к его сочинениям. У всех великих авторов было именно так, и Борис Пастернак не стал исключением.
Любимая,— жуть! Когда любит поэт,
Влюбляется бог неприкаянный.
И хаос опять выползает на свет,
Как во времена ископаемых.
Глаза ему тонны туманов слезят.
Он застлан. Он кажется мамонтом.
Он вышел из моды. Он знает — нельзя:
Прошли времена и — безграмотно.
Он видит, как свадьбы справляют вокруг.
Как спаивают, просыпаются.
Как общелягушечью эту икру
Зовут, обрядив ее,— паюсной.
Как жизнь, как жемчужную шутку Ватто,
Умеют обнять табакеркою.
И мстят ему, может быть, только за то,
Что там, где кривят и коверкают,
Где лжет и кадит, ухмыляясь, комфорт
И трутнями трутся и ползают,
Он вашу сестру, как вакханку с амфор,
Подымет с земли и использует.
И таянье Андов вольет в поцелуй,
И утро в степи, под владычеством
Пылящихся звезд, когда ночь по селу
Белеющим блеяньем тычется.
И всем, чем дышалось оврагам века,
Всей тьмой ботанической ризницы
Пахнёт по тифозной тоске тюфяка,
И хаосом зарослей брызнется.
Лето 1917
ВЕДУЩИЙ 1921 год является одним из самых счастливых в жизни Бориса Пастернака. Именно в этом году он познакомился с очаровательной художницей, 22-летней Евгенией, утончённой красавицей, будто сошедшей с полотна Боттичелли, весёлой, наделённой удивительным чувством прекрасного.
ВЕДУЩИЙ После их знакомства и в первое время после брака Борис испытывал удивительный прилив сил. В тот период он не только много писал. Вся Москва зачитывалась его стихами, учила их наизусть, а самого Пастернака называли «не поэтом от Бога, а самим Богом».
ВЕДУЩИЙ Евгении и Борису казалось, что счастье будет вечным, что совместная жизнь принесёт ещё больше радости и будет похожа на сказку. Но, увы, идиллия продлилась недолго.
ВЕДУЩИЙ В первые совместные годы жизни всё складывалось благополучно. Но постепенно в романтику их отношений всё больше и больше стала вмешиваться суровая проза. Тяжёлый быт 20-х годов, нехватка самых необходимых вещей, коммунальная квартира, хроническое отсутствие денег и нормальных условий для жизни капля за каплей подтачивали их счастье.
ВЕДУЩИЙ Кроме того, под одной крышей поселились два творческих сильных человека, каждый из которых планировал развиваться в своём направлении. Борис хотел писать. Евгения, осознавала, что талантлива как художница, и не собиралась превращаться в обычную женщину в интересах гениального мужа.
ВЕДУЩИЙ. В этот период одной из немногих радостей стали встречи с друзьями – творческие вечера, где собирались компании людей искусства, где читали стихи, играли на фортепиано, спорили, делились планами и идеями.
ВЕДУЩИЙ. На одном из таких мероприятий писатель и встретил её – Зинаиду Нейгауз.
ВЕДУЩИЙ К моменту их первой встречи Пастернаку было уже почти сорок, Зинаиде Нейгауз – тридцать три. Её брак был благополучным – Зинаида была замужем за великим пианистом Генрихом Нейгаузом. Она искренне любила супруга, признавала его гениальность, а своё предназначение видела в том, чтобы создавать все условия для реализации его таланта.
ВЕДУЩИЙ И вот в доме Нейгаузов появился Пастернак – кто-то из общих друзей привёл его на творческий вечер, в разгар которого Бориса попросили что-нибудь почитать. Он согласился. А потом спросил хозяйку дома, что она думает о его стихах.
ВЕДУЩИЙ. На этот вопрос Зинаида честно ответила: «На слух я Ваши стихи не очень поняла. Мне надо прочитать их ещё раз глазами». Этот бесхитростный и, может быть, немного наивный ответ потряс писателя своей искренностью и простотой. Он засмеялся и пообещал писать проще.
ВЕДУЩИЙ Каждый день Пастернак находил предлоги, чтобы посетить дачу Нейгаузов. При этом в разговорах всё чаще стал называть рисование жены «пустой тратой времени», а домашнюю работу Зинаиды – «талантливым хозяйствованием».
ВЕДУЩИЙ Борис пошёл к Генриху Нейгаузу и рассказал ему о своей любви к его жене. Зинаида рассмеялась и сказала, что всё это не серьёзно, а если и серьезно, то скоро пройдёт…
Красавица моя, вся стать,
Вся суть твоя мне по сердцу,
Вся рвется музыкою стать,
И вся на рифмы просится.
А в рифмах умирает рок,
И правдой входит в наш мирок
Миров разноголосица.
И рифма не вторенье строк,
А гардеробный номерок,
Талон на место у колонн
В загробный гул корней и лон.
И в рифмах дышит та любовь,
Что тут с трудом выносится,
Перед которой хмурят брось
И морщат переносицу.
И рифма не вторенье строк,
Но вход и пропуск за порог,
Чтоб сдать, как плащ за бляшкою
Болезни тягость тяжкую,
Боязнь огласки и греха
За громкой бляшкою стиха.
Красавица моя, вся суть,
Вся стать твоя, красавица,
Спирает грудь и тянет в путь,
И тянет петь и - нравится.
Тебе молился Поликлет.
Твои законы изданы.
Твои законы в далях лет,
Ты мне знакома издавна.
ВЕДУЩИЙ Именно этот момент оказался переломным в отношениях Зинаиды и Пастернака. Когда поэт рассказал всё Генриху, тот не устроил в ответ сцену ревности, не затеял драку и даже не возмутился, а, напротив, спокойно ответил, что всё в порядке. И что он прекрасно понимает чувства соперника, потому как у него у самого тоже есть женщина помимо жены.
ВЕДУЩИЙ Творческие личности, Борис и Генрих, поняли друг друга, но земная Зинаида с её русским простодушием простить мужа не смогла. Она забрала детей и ушла к писателю. Как ей показалось, он был честным, любил её, а главное, был более достоин её самоотречения.
ВЕДУЩИЙ Для Евгении уход Пастернака, после тяжёлого объяснения, обернулся трагедией – она стала медленно сходить с ума.
ВЕДУЩИЙ Официально они поженились только через 2 года – 21 августа 1933-го, когда Пастернак оформил развод с Евгенией. Писатель опять был счастлив.
ВЕДУЩИЙ Не зря говорят, что мужчина часто ищет женщину, так или иначе похожую на его мать. Зинаида напоминала Пастернаку его мать Розалию. Они обе в молодости были весьма талантливыми пианистками. И одна, и вторая пожертвовали собственным талантом и карьерой, да и вообще всеми своими личными интересами ради мужа и семьи.
ВЕДУЩИЙ Мать Бориса полностью растворилась в муже – талантливом художнике Леониде Пастернаке. Зинаида же – сначала в Генрихе, потом в Борисе. Вероятно, по-другому они не могли...
ВЕДУЩИЙ Любовь поэта к Зинаиде подарила миру целый цикл стихов под названием «Второе рождение», в частности то самое знаменитое:
Любить иных – тяжёлый крест,
А ты прекрасна без извилин,
И прелести твоей секрет
Разгадке жизни равносилен.
Весною слышен шорох снов
И шелест новостей и истин.
Ты из семьи таких основ.
Твой смысл, как воздух, бескорыстен.
Легко проснуться и прозреть,
Словесный сор из сердца вытрясть
И жить, не засоряясь впредь,
Всё это – не большая хитрость
ВЕДУЩИЙ Как по волшебству, в новогоднюю ночь с 1937 на 1938 год у Пастернака и Зинаиды родился сын Леонид. Борис писал отцу: «Мальчик родился милый, здоровый и, кажется, славный. Он умудрился появиться на свет в новогоднюю ночь с последним, двенадцатым ударом часов, почему по статистике родильного дома и попал сразу в печать, как «первый мальчик 1938 года, родившийся в 0 часов 1 января». Я назвал его в твою честь Леонидом».
ВЕДУЩИЙ Счастье представлялось безмерным, любовь – огромной, Зинаида была пусть земной, но всё же музой для Пастернака.
пятая симфония Чайковского или Кручина ЕВ
Никого не будет в доме,
Кроме сумерек. Один
Зимний день в сквозном проеме
Незадернутых гардин.
Только белых мокрых комьев
Быстрый промельк моховой,
Только крыши, снег, и, кроме
Крыш и снега, никого.
И опять зачертит иней,
И опять завертит мной
Прошлогоднее унынье
И дела зимы иной.
И опять кольнут доныне
Неотпущенной виной,
И окно по крестовине
Сдавит голод дровяной.
Но нежданно по портьере
Пробежит сомненья дрожь,-
Тишину шагами меря.
Ты, как будущность, войдешь.
Ты появишься из двери
В чем-то белом, без причуд,
В чем-то, впрямь из тех материй,
Из которых хлопья шьют.
1931
ВЕДУЩИЙ У Пастернака была возможность стать на сторону советской власти, но он предпочёл остаться личностью, поэтом.
ВЕДУЩИЙ Именно в 36-м году, когда началось время нелепых подозрений, преследований, репрессий, единение со временем перешло в сопротивление ему, и Пастернак это не скрывал.
ВЕДУЩИЙ Как быть? Пастернак решает – остаться самим собой, жить, несмотря на опасности и трагические перемены.
Звучит Ноктюрн № 11 соль минор, соч. 39 Ф. Шопена.
О, знал бы я, что так бывает,
Когда пускался на дебют,
Что строчки с кровью- убивают,
Нахлынут горлом и убьют!
От шуток с этой подоплекой
Я б отказался наотрез,
Начало было так далеко,
Так робок первый интерес.
Но старость- это Рим который
Взамен турусов и колес
Не читки требует с актера,
А полной гибели всерьез.
Когда строку диктует чувство,
Оно на сцену шлет раба,
И тут кончается искусство,
И дышат почва и судьба.
Танцовщицы преобразились в обывателей
Д1. Вы слышали, Пастернак почти ничего не пишет, все больше занимается переводами. (Рассматривает желтую от времени газету, как бы читая ее).
Д2. Что же тут удивительного! Этот “внутренний эмигрант” давно исписался и его стишки никому не нужны.
Д3. Посредственный переводчик. Вообразил, что может соперничать с Шекспиром или Гёте
Д1. Скажите: “Ушел в себя”.
Д2. Уж лучше: потерял гражданские позиции.
Д3. Он не участвует в общественной жизни страны.
Д2. Сталину докладывали о желательности репрессировать Пастернака, но он ответил: “Оставьте этого юродивого в покое”.
Д3.Это из-за того, что Пастернак занимался переводом грузинских поэтов.
???????“Вы спросили о гражданской позиции. “В архиве отца, - вспоминает его сын Евгений Борисович Пастернак, - есть толстый конверт с квитанциями переводов по самым разным адресам, в том числе и в ссылку, близким и совсем незнакомым людям. Разве это не есть та самая гражданская позиция?!”
ВЕДУЩИЙ Еще выступая на первом съезде советских писателей, Пастернак говорил о том, что партия так обогрела писателей, что есть опасность стать литературным сановником. Пастернак избежал этой участи.
ВЕДУЩИЙ Пришло понимание, что главное – сохранить свою независимость и достоинство, ни в чем не уступая сталинскому режиму, направленному на унификацию и принижение личности.
ВЕДУЩИЙ Поэт живет в подмосковном поселке Переделкино. Он полностью порывает с официальной литературной средой. Его оригинальные вещи перестают печатать. Он переводит стихи грузинских, английских, французских поэтов, пьесы Шекспира, Гете.
ВЕДУЩИЙ Эти работы составили эпоху в истории нашей переводной литературы. Но отняли у нас многое оригинальное, что было бы создано в другой обстановке.
ВЕДУЩИЙ Независимость поведения Бориса Пастернака в то страшное время была уникальна. Он был единственным, кто не боялся отвечать на письма, получаемые им из мест заключения.
ВЕДУЩИЙ А в 1934 г. Пастернак хлопотал о смягчении участи Мандельштама.
ВЕДУЩИЙ В 1937 г., когда собирали подписи под письмом, одобряющим смертный приговор Якиру, Тухачевскому и другим, Пастернак был единственным писателем, который отказался подписать это письмо.
ВЕДУЩИЙ. К середине 30-х идеологические и литературные власти уверились, что подлинных произведений соцреализма от Пастернака не дождешься. И тогда его оригинальные вещи перестают печатать.
ВЕДУЩИЙ Да, постепенно налаживался быт: появилась дача в Переделкино, потом – отдельная нормальная квартира. Зинаида старалась создавать идеальные условия для творчества. Пастернак же безумно много работал, много писал, занимался переводами (шутка ли, перевести за пару месяцев на русский язык всего «Фауста»). Весьма благополучная семья...
ВЕДУЩИЙ. 1941 год. Начинаются страшные годы Великой Отечественной войны.
(Звучит “Священная война” Александрова.)
ВЕДУЩИЙ. Пастернак прошел курсы военного обучения, добивался разрешения пойти на фронт, несмотря на освобождение от военной службы. Еще в детстве он сломал ногу, и она срослась с укорочением.
ВЕДУЩИЙ. Вместе с семьей был эвакуирован в Чистополь, а в 1943 году с бригадой писателей ездил на Орловский участок фронта. Результатом этой поездки стали очерки и большой цикл стихотворений.
ВЕДУЩИЙ. Одно из них “Смерть сапера”. В его основу положен реальный факт, как при разминировании был тяжело ранен сапер Микеев. Стоило раненому вскрикнуть, и саперы были бы обнаружены, но он ни разу даже не застонал.
Мы время по часам заметили
И кверху поползли по склону.
Bот и обрыв. Мы без свидетелей
У края вражьей обороны.
Вот там она, и там, и тут она
Везде, везде, до самой кручи.
Как паутиною опутана
Вся проволкою колючей.
Он наших мыслей не подслушивал
И не заглядывал нам в душу.
Он из конюшни вниз обрушивал
Свой бешеный огонь по зуше.
Прожекторы, как ножки циркуля,
Лучом вонзались в коновязи.
Прямые поподанья фыркали
Фонтанами земли и грязи.
Но чем обстрел дымил багровее,
Тем равнодушнее к осколкам,
В спокойсти и хладнокровии
Работали мы тихомолком.
Со мною были люди смелые.
Я знал, что в проволочной чаще
Проходы нужные проделаю
Для битвы завтра предстоящей.
Вдруг одного сапера ранило.
Он отползал от вражьих линий,
Привстал, и дух от боли заняло,
И он упал в густой полыни.
Он приходил в себя урывками,
Осматривался на пригорке
И щупал место под нашивками
На почерневшей гимнастерке.
И думал: глупость, оцарапали,
И он отвалит от казани,
К жене и детям вверх к сарапулю,
И вновь и вновь терял сознанье.
Все в жизни может быть издержано,
Изведаны все положенья,
Следы любви самоотверженной
Не подлежат уничтоженью.
Хоть землю грыз от боли раненый,
Но стонами не выдал братьев,
Врожденной стойкости крестьянина
И в обмороке не утратив.
Его живым успели вынести.
Час продышал он через силу.
Хотя за речкой почва глинистей,
Там вырыли ему могилу.
Когда, убитые потерею,
К нему сошлись мы на прощанье,
Заговорила артиллерия
В две тысячи своих гортаней.
В часах задвигались колесики.
Проснулись рычаги и шкивы.
К проделанной покойным просеке
Шагнула армия прорыва.
Сраженье хлынуло в пробоину
И выкатилось на равнину,
Как входит море в край застроенный,
С разбега проломив плотину.
Пехота шла вперед маршрутами,
Как их располагал умерший.
Поздней немногими минутами
Противник дрогнул у завершья.
Он оставлял снарядов штабели,
Котлы дымящегося супа,
Все, что обозные награбили,
Палатки, ящики и трупы.
Потом дорогою завещанной
Прошло с победами все войско.
Края расширившейся трещины
У криворожья и пропойска.
Мы оттого теперь у гомеля,
Что на поляне в полнолунье
Своей души не экономили
B пластунском деле накануне.
Жить и сгорать у всех в обычае,
Но жизнь тогда лишь обессмертишь,
Когда ей к свету и величию
Своею жертвой путь прочертишь.
«ДОКТОР ЖИВАГО»
ВЕДУЩИЙ. Весной 1946 года поэт начинает писать роман “Доктор Живаго” – свой главный труд. Он будет закончен через 10 лет. Сам автор называл его большой прозой, в которую он вложил самое главное. Это духовная автобиография поэта. Первоначальное название романа “Свеча горела”.
Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
Как летом роем мошкара
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме.
Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
На озаренный потолок
Ложились тени,
Скрещенья рук, скрещенья ног,
Судьбы скрещенья.
И падали два башмачка
Со стуком на пол,
И воск слезами с ночника
На платье капал.
И все терялось в снежной мгле
Седой и белой.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
На свечку дуло из угла,
И жар соблазна
Вздымал, как ангел, два крыла
Крестообразно.
Мело весь месяц в феврале,
И то и дело
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
ВЕДУЩИЙ С момента знакомства Пастернака и Зинаиды прошло 17 лет, когда в жизнь Бориса вошла Ольга Ивинская. Они встретились в послевоенной Москве в 1946 году. Ольге на тот момент было 34, Борису Леонидовичу – уже 56. Она работала редактором в журнале «Новый мир».
ВЕДУЩИЙ. Под предлогом получить совет опытного редактора поэт всё чаще и чаще стал заглядывать к Ольге. Сначала их отношения носили исключительно дружеский характер, но позже возникли и другие чувства – привязанность, любовь, страсть.
ВЕДУЩИЙ Их свидания были то долгими и наполненными разговорами, то короткими, в которых едва успевали уместиться нежный взгляд и пара слов.
ВЕДУЩИЙ Через 3 года, осенью 1949-го, Ольгу арестовали за связь с Пастернаком, «английским шпионом». От неё требовали признания, что в переводах её любовника прослеживалась политическая неблагонадёжность и клевета на советскую действительность.
ВЕДУЩИЙ Следствие закончилось. Наступил день, когда Ольге объявили приговор: пять лет общих лагерей «за близость к лицам, подозреваемым в шпионаже».
ВЕДУЩИЙ Единственное, чем Пастернак мог помочь любимой женщине, – это все 5 лет пребывания в лагере заботиться о её детях.
С 1946 года Пастернак семь раз выдвигался на Нобелевскую премию по литературе. В 1958 году она была присуждена ему «за выдающиеся достижения в современной лирической поэзии и продолжение благородных традиций великой русской прозы».
Разразившийся вслед за этим беспочвенный политический скандал, получивший во всем мире название «дело Пастернака». Напоминал по своим формам худшие явления прошлого. Ответивший первоначально благодарностью на заслуженную им награду, Пастернак через неделю угроз и травли был вынужден отказаться от премии. Пастернака вынудили подписать не им составленные печатные заявления. Были остановлены все издания его переводов, и Пастернак был оставлен без заработка
– Это он в 1956 году принес в “Новый мир” роман “Доктор Живаго”? А мы его отвергли!
– А роман все–таки напечатали через год в Италии?!
– После этого в 1958 году ему была присуждена Нобелевская премия за “выдающиеся достижения в современной лирической поэзии и на традиционном поприще великой русской литературы”?!
– Через 3 дня мы исключили Б.Пастернака из Союза советских писателей, а ЦК заставил его отказаться от Нобелевской премии.
Б. Пастернак: чтение стихотворения “Нобелевская премия”.
– Генеральный прокурор Руденко предъявил Пастернаку обвинение по ст. 64(измена Родине).
– Послушайте, что пишут газеты: “Пасквилянт! Свинья! Клеветник! Лягушка в болоте!”
– Все про какого–то Пастернака, как будто бы есть такой писатель?
- В этой книге ненависти к революции хватило бы на двух Деникиных!
- “Новый мир”, конечно, отверг рукопись, но роман печатается в Италии, а затем по всей Европе!
- В 1958 году в Голландии вышло первое издание на русском языке. Неслыханно!
- Долой Иуду из СССР!
Роман написан. Роман читается в списках. Но… разрешения на напечатание его нет. Наступает 1956 год. Редакции молчат. Тишина – как затишье перед бурей.
И буря грянула.
Пастернак отдал свой роман в зарубежное издательство. Так началась борьба семидесятилетнего человека с огромным государством – Россией.
Нет, он не был железным.
Не железный? Но…
Когда Михаил Зощенко был для всех отщепенцем, “мерзавцем”, Пастернак открыто называл его “милый Михаил Михалыч”, пытаясь помочь, чем мог.
А письмо Шаламову? Он открыто в своих разговорах говорил: “Сталин – убийца”, “когда же кончится раздолье подхалимам, которые ради своей выгоды готовы шагать по трупам?”
Это считали бравадой и рисовкой те, кто не знал Пастернака или плохо знали его. Те, кто знал, понимали: это – его естество, такое же, как дыханье. В нечеловеческую эпоху он продолжать жить по человеческим законам, как будто ничего не произошло. Потому что лицемерить не мог. Сам Сталин сказал о нем, как о юродивом: “Оставьте в покое этого небожителя”.
Пастернак всегда чувствовал неловкость, мучился оттого, что другие сидят, а он – на свободе, не подозревая, как близко подошел к краю пропасти.
Пастернак всегда чувствовал неловкость, мучился оттого, что другие сидят, а он – на свободе, не подозревая, как близко подошел к краю пропасти.
Свою Голгофу он обрел уже после смерти Сталина.
Вот что о писателе говорила Анна Ахматова: “Началось… Вызовы в ЦК, письма писателей с идеологическими обвинениями. Требования забрать рукопись у итальянцев. Ноябрь 1957 года.
Роман вышел в свет в Италии. Через два года он был переведен на 24 языка! Борис был счастлив, мы – ждали взрыва…”.
Действительно – началось.
23 октября 1957 года Шведская Академия словесности и языкознания объявила о присуждении Пастернаку Нобелевской премии по литературе. Борис Леонидович тут же послал секретарю Академии растроганную телеграмму: “Бесконечно благодарен, тронут, горд, удивлен, смущен”.
31 октября 1958 года он пишет Хрущеву об отказе от Нобелевской премии, потому что от Пастернака требовали отречения, угрожая разрывом с родиной. Одно за другим он подписал два письма о “добровольном” признании своих ошибок. До этого подумывал о самоубийстве, после – стал спокоен. Шутил, смеялся. Говорят, так иногда ведут себя после операции или шока, когда боль еще не подошла.
Ведущий 2: Итак, роман написан. Он читается в списках. Но…разрешение на напечатание его нет. Наступает 1956 год. Редакции молчат, как затишье перед бурей.
Ведущий 3: И вдруг, как гром среди ясного неба. 15 ноября 1957 года выходит на итальянском языке его роман “Доктор Живаго”. А через 2 года он был переведен на 24 языка.
Ведущий 1: Само это произведение – духовная автобиография Пастернака, написанная с предельной откровенностью. В центре романа – образ интеллигента, Юрия Живаго, стоящего на трагическом распутье между личным миром и бытием.
(Чтение монолога Юрия Живаго из романа “Доктор Живаго” (первая книга, часть 5, гл. 8 со слов: “Вы подумайте, какое сейчас время…”).
Ведущий 2: После опубликования романа на западе Пастернак жил в ожидании бури, а может быть, и расплаты. В 1958 году Борису Пастернаку была присуждена Нобелевская премия, что вызвало резкую критику в советской России. Для Пастернака наступила черная неделя:
25 октября – “Литературная газета” опубликовала резко отрицательный отзыв о писателе Пастернаке от 1956 года. В этот же день состоялась демонстрация студентов с требованием: “Вон из СССР”.
28 октября – было опубликовано Постановление об исключении из Союза писателей Бориса Пастернака.
29 октября – на Пленуме ЦК ВЛКСМ выступил Комсомольский вожак Семичастный: “Как говорится в русской пословице – и в хорошем стаде заводится паршивая овца. Такую паршивую овцу мы имеем в нашем социалистическом обществе в лице Пастернака”.
31 октября – более 500 московских писателей устроили суд над Пастернаком. Они обратились к правительству с просьбой лишить Пастернака гражданства.
Ведущий 3: Власти вынудили поэта отказаться от премии. Свое настроение Пастернак выразил в стихотворении. (Чтение стихотворения “Я пропал, как зверь…”).
Ведущий 1: Тогда Борис Пастернак произнес: “Я не ожидаю от вас справедливости. Вы можете меня расстрелять, выслать, сделать все, что вам угодно, я вас заранее прощаю. Но не торопитесь. Это не прибавит вам ни счастья, ни славы. Но помните, все равно, через несколько лет вам придется меня реабилитировать”.
(Звучит песня “Во всем мне хочется дойти до самой сути”, муз. Б.Власов).
Ведущий 2: Да, судьба книги была предрешена на 30 лет вперед. Так, спустя более чем четверть века, роман “Доктор Живаго” был напечатан в журнале “Новый мир” в 1988 году. А в декабре 1989 года Шведская академия вручила Нобелевскую премию сыну Пастернака, сожалея о том, что лауреата уже нет в живых.
Ведущий 3: Борис Пастернак умер 30 мая 1960 года от рака легких.
Для советской власти было довольно удобно: неудобный писатель с мировой славой, стоявший поперек горла, ушел.
Ведущий 1: 2 июня люди спешили в Переделкино, чтобы проститься с Борисом Пастернаком. Поток нарастал: дети, старики, студенты, и почти нет ни одного писателя.
Ведущий 2: Распорядители спешат. Торопливо заколачивают крышку, еще быстрее зарывают. Так хоронят великих. Среди цветов на могиле лежал букетик с запиской: “Благороднейшему”.
Ведущий3: Спустя шесть лет от той же болезни умрет и Зинаида Николаевна Пастернак. И как тут не вспомнить строчки:
И я б хотел, чтоб после смерти,
Как мы замкнемся и уйдем,
Тесней, чем сердце и предсердье,
Зарифмовали нас вдвоем.
Слово учителя.
Итак, Борис Леонидович Пастернак прожил свою жизнь именно так, как ему хотелось: “ни единой долькой не отступаясь от лица”. 19 февраля 1987 год Секретариат Правления Союза писателей СССР отменил Постановление Президиума Правления Союза писателей 1958 года “Об исключении Б. Пастернака из членов Союза писателей СССР”.
Критики
Д1. Написал “антисоветский роман”, а когда новомировская редакция отказалась напечатать его, он передал его на Запад.
Д2. Как же! Там эта книга была поднята на щит буржуазной прессой и принята на вооружение международной реакцией.
Д3. Клеветник.
Д4. Предатель.
Д1. Я роман не читала, но возмущена им до глубины души.
Д3. Свинья не сделает того, что он сделал... Он нагадил там, где он ест.
Д2. На собрании писателей 27 октября 1958 г. Пастернак был исключен из Союза писателей, ему было предложено покинуть Родину.
Д1. Вон из нашей страны, Пастернак! Мы не хотим с вами дышать одним воздухом!
ВЕДУЩИЙ Пастернак был вынужден отказаться от Нобелевской премии, потому что перед ним был поставлен выбор – либо Нобелевская премия, либо Родина. Пастернак выбрал Родину.
Нобелевская премия
Я пропал, как зверь в загоне.
Где-то люди, воля, свет,
А за мною шум погони,
Мне наружу хода нет.
Тёмный лес и берег пру́да,
Ели сваленной бревно.
Путь отрезан отовсюду.
Будь что будет, всё равно.
Что же сделал я за пакость,
Я убийца и злодей?
Я весь мир заставил плакать
Над красой земли моей.
Но и так, почти у гроба,
Верю я, придёт пора —
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра.
1959
ВЕДУЩИЙ Последний раз они виделись в начале мая 1960 года. Через несколько дней с Борисом случился инфаркт. Затем выяснилось, что у Пастернака ещё и рак лёгких.
ВЕДУЩИЙ Ольга не смогла быть с ним рядом – за супругом ухаживала жена Зинаида. Именно она со своим чувством долга, ответственности и самопожертвования делала для Бориса всё возможное
ВЕДУЩИЙ Ольга плакала под окнами Пастернака, а Борис отправлял ей короткие записки, в которых просил не искать с ним встреч. Писатель считал, что так будет лучше и для него, и для неё, и для Зинаиды, которой он многим был обязан.
ВЕДУЩИЙ 30 мая 1960 года его не стало..
ВЕДУЩИЙ. 9 декабря 1989 года нобелевская медаль Бориса Пастернака была передана его сыну Евгению Леонидовичу Пастернаку.
* *
Быть знаменитым некрасиво.
Не это подымает ввысь.
Не надо заводить архива,
Над рукописями трястись.
Цель творчества - самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.
Но надо жить без самозванства,
Так жить, чтобы в конце концов
Привлечь к себе любовь пространства,
Услышать будущего зов.
И надо оставлять пробелы
В судьбе, а не среди бумаг,
Места и главы жизни целой
Отчеркивая на полях.
И окунаться в неизвестность,
И прятать в ней свои шаги,
Как прячется в тумане местность,
Когда в ней не видать ни зги.
Другие по живому следу
Пройдут твой путь за пядью пядь,
Но пораженья от победы
Ты сам не должен отличать.
И должен ни единой долькой
Не отступаться от лица,
Но быть живым, живым и только,
Живым и только до конца.
1956
Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.
До сущности протекших дней,
До их причины.
До оснований, до корней,
До сердцевины.
Все время схватывая нить
Судеб, событий.
Жить, думать, чувствовать, любить,
Свершать открытья.
О, если бы я только мог
Хотя отчасти,
Я написал бы восемь строк
О свойствах страсти.
О беззаконьях, о грехах,
Бегах, погонях,
Нечаянностях впопыхах,
Локтях, ладонях.
Я вывел бы ее закон.
Ее начало,
И повторял ее имен
Инициалы.
Я б разбивал стихи, как сад.
Всей дрожью жилок
Цвели бы липы в них подряд
Гуськом. В затылок.
В стихи я б внес дыханье роз,
Дыханье мяты,
Луга, осоку, сенокос,
Грозы раскаты
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Быть знаменитым некрасиво"
Музыкально - литературная гостиная о творчестве Бориса Пастернака....
"Быть знаменитым некрасиво" - презентация
Музыкально - литературная гостиная о творчестве Бориса Пастернака....
Конспект урока. Стихотворение Н. А. Заболоцкого "Некрасивая девочка"
Урок посвящен проблеме выбора нравственных ценностей, нацеливает обучаещихся на саморазвитие. Учащиеся выполняют практическую работу и получают советы по самовоспитанию нравственных ценностей....
Урок- обозрение "Быть знаменитым некрасиво"
Урок - обозрение "Быть зхнаменитым некрасиво" по творчеству Б. Патернака. На изучение творчества писателя отводится очень мало времени, поэтому хотелось чтобы учащиеся поработали самостоятельно и расс...
План-конспект урока по изучению творчества Б.Пастернака"Быть знаменитым некрасиво".
План- конспект урока по изучению творчества Б.Пастернака "Быть знаменитым некрасиво"....
БЫТЬ ЗНАМЕНИТЫМ НЕКРАСИВО
сценарий литературно-музыкальной композиции, посвящённой творчеству Б.Л.Пастернака...
"Быть знаменитым некрасиво..." (Жизнь и творчество Бориса Пастернака)
Сценарий внеклассного мероприятия, посвященый жизни и творчеству Бориса Леонидовича Пастернака."Борис Леонидович Пастернак внёс незаменимый вклад в русскую поэзию советской эпохи и мировую поэзию...