"Быть знаменитым некрасиво..." (Жизнь и творчество Бориса Пастернака)
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме
Сценарий внеклассного мероприятия, посвященый жизни и творчеству Бориса Леонидовича Пастернака.
"Борис Леонидович Пастернак внёс незаменимый вклад в русскую поэзию советской эпохи и мировую поэзию XX века. Высокое мастерство и неповторимость стихов выдвинули Б. Пастернака на одно из первых мест в мощном поэтическом движении XX века..."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pasternak.docx | 25.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Быть знаменитым некрасиво…
В.1. | Борис Леонидович Пастернак внёс незаменимый вклад в русскую поэзию советской эпохи и мировую поэзию XX века. Высокое мастерство и неповторимость стихов выдвинули Б. Пастернака на одно из первых мест в мощном поэтическом движении XX века. |
В.2. | Борис Пастернак родился 29.01.1890 года и вырос в удивительной семье, где всё способствовало пробуждению тяги к творчеству. Отец, Леонид Осипович, был известным художником, академиком живописи, мать, Розалия Исидоровна, прекрасной пианисткой. |
В.1. | Мальчик рос под звуки фортепиано, окружённый живописными работами отца. Этот синтез музыки, живописи и поэзии не мог не отразиться в творчестве поэта. |
В.2. | Поэт считал обстановку родительского дома основой своего художественного становления. Позже он писал: |
«Я, сын художника, искусство и больших людей видел с первых дней и к высокому и исключительному привык относиться как к природе, как к живой норме». | |
В.1. | Летом 1903г. Б. Пастернак был поражён и очарован, услышав, как на соседней даче Скрябин сочиняет музыку. |
(Скрябин «Божественная поэма»). | |
В.2. | Впечатление было таким сильным, что вызвало решение, не откладывая, профессионально учиться музыкальной композиции. |
В.1. | Однако композитором он не стал, пронеся сквозь всю жизнь любовь к музыке, мелодичность поэзии, саму музыку в стихе. |
В.2. | Как прошло расставание с мечтой стать композитором поэт рассказал в автобиографической повести Охранная грамота. |
Чтец | (отрывок из повести Охранная повесть) (Скрябин «Этюд»)
Больше всего на свете я любил музыку, больше всех в ней Скрябина. Музыкально лепетать я начал незадолго до первого с ним знакомства. К его возвращению из – за границы я был учеником одного поныне здравствующего композитора. Мне оставалось ещё только пройти оркестровку. Говорили всякое, впрочем, важно лишь то, что если бы говорили и противное, всё равно жизни вне музыки я себе не представлял.
Но у меня не было абсолютного слуха. Так называется способность узнавать высоту любой произвольно взятой ноты. Отсутствие качества, ни в какой связи с общею музыкальностью не состоящего, но которым в полной мере обладала моя мать, не давало мне покоя. Если бы музыка была мне поприщем, как казалось со стороны, я бы этим абсолютным слухом не интересовался. Я знал, что его нет у выдающихся современных композиторов, и, как думают, может быть, и Вагнер, и Чайковский были его лишены. Но музыка для меня была культом, то есть той разрушительной точкой, в которую собиралось всё, что было самого суеверного и самоотречённого во мне. У меня было несколько серьёзных работ. Теперь их предстояло показать моему кумиру. Первую вещь я играл с волнением, вторую – почти справляясь с ним, третью – поддавшись напору нового и непредвиденного. Случайно взгляд мой упал на слушавшего. Следуя постепенности исполнения, он сперва поднял голову, потом брови, наконец, весь расцветши, поднялся и сам и, сопровождая изменение мелодии неуловимыми изменениями улыбки, поплыл ко мне по её ритмической перспективе. Всё это ему нравилось. Он пустился уверять меня, что о музыкальных способностях говорить нелегко, когда на лицо несравненно большее, и мне в музыке дано сказать своё слово. В ссылках на промелькнувшие эпизоды он подсел к роялю, чтобы повторить один, наиболее его привлёкший. Оборот был сложен, я не ждал, чтобы он воспроизвёл его в точности, но произошла другая неожиданность, он повторил его не в той тональности, и недостаток, так мучавший меня все эти годы, брызнул из – под его рук, как его собственный. И, опять, предпочтя красноречью факта превратности гаданья, я вздрогнул и задумал надвое. Если на признанье он возразит мне: Боря, но ведь этого нет и у меня; тогда – хорошо, тогда значит, не я навязываюсь музыке, а она сама суждена мне. Если же речь зайдёт о Вагнере и Чайковском, о настоящих и так далее, - но я уже приступал к тревожному предмету и перебитый на полуслове, уже глотал в ответ: Абсолютный слух? После всего, что я сказал вам? А Вагнер? А Чайковский? А сотни настройщиков, которые наделены им?.. Я не знал, прощаясь, как благодарить его. Что-то подымалось во мне. Что-то плакало, что-то ликовало. Я шёл переулками, чаще надобности переходя дорогу. Совершенно без моего ведома во мне таял и надламывался мир, ещё накануне казавшийся навсегда – навсегда прирождённым. Я шёл, с каждым поворотом всё больше прибавляя шагу, и не знал, что в ту ночь уже рву с музыкой. |
В.1. | В 1908г. Борис поступает в Московский университет сначала на юридический, а затем на философский факультет. Занятия философией отразится и в поэзии. |
Чтец | Во всём мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте. До сущности протекших дней, До их причины. До оснований, до корней, До сердцевины. Всё время схватывая нить Судеб, событий, Жить, думать, чувствовать, любить, Свершать открытья. О, если бы я только мог Хотя отчасти, Я написал бы восемь строк О свойствах страсти. О беззаконьях, о грехах, Бегах, погонях, Нечаянностях впопыхах, Локтях, ладонях. Я вывел бы её закон, Её начало. И повторял её имён Инициалы… |
В.2. | Но увлеченье, очень серьёзное, философией не станет судьбой. В 1912 г. Б. Пастернак на 3 летних месяца поехал в Марбургский университет. |
Случайно в Марбурге Пастернак встречает девушку, которую любил. После неудачного предложения он решает не рассуждать о жизни, а жить и писать стихи. | |
Чтец | (стихотворение Марбург) (Таривердиев «Прелюдия для скрипки») Я вздрагивал. Я загорался и гас, Я трясся: я сделал сейчас предложенье, - Но поздно, я сдрейфил, и вот мне – отказ. Как жаль её слёз: я святого блаженней! Я вышел на площадь. Я мог быть сочтён Вторично родившимся. Каждая малость Жила и, не ставя меня ни во что, В прощальном значенье своём подымалась. Плитняк раскалялся, и улицы лоб Был смугл, и на небо глядел исподлобья Булыжник, и ветер, как лодочник, грёб По липам. И всё это были подобья. Но как бы то ни было, я избегал Их взглядов. Я не замечал их приветствий. Я знать ничего не хотел из богатств. Я вон вырывался, чтоб не разреветься… |
В.1. В.2. В.1. В.2. |
Весной 1913 г. Пастернак блестяще закончил университет. А одновременно появились в печати первые стихотворения поэта. Пятеро молодых людей на собственные деньги издали небольшой альманах Лирика. В этот альманах вошли 5 стихотворений поэта. Первым из них, любимым и открывавшим затем многие сборники стало стихотворение Февраль. (стихотворение «Достать чернил и плакать») (картина Гойя «Фантазия») |
Чтец | Февраль. Достать чернил и плакать! Писать о феврале навзрыд, Пока грохочущая слякоть Весною чёрною горит. Достать пролётку. За шесть гривен Чрез благовест, чрез клин колёс Перенестись туда, где ливень Ещё шумней чернил и слёз. Где, как обугленные груши, С деревьев тысячи грачей Сорвутся в лужи и обрушат Сухую грусть на дно очей. Под ней проталины чернеют, И ветер криками изрыт, И, чем случайней, тем вернее Слагаются стихи навзрыд. |
В.1. | За последующие почти 50 лет творчества Б. Пастернак напишет всего восемь поэтических книг: 1914г. – Близнец в тучах 1917г. – Поверх барьеров 1922г. – Сестра моя жизнь 1923г. – Темы и вариации 1929г. – Поверх барьеров 1932г. – Второе рождение 1943г. – На ранних поездах 1959г. – Когда разгуляется |
В.2. | Это очень немного для такого поэта как Б. Пастернак. В чём дело? Поэтическая немота? |
В.1. | А дело в том, что основной темой поэзии был человек, его душа, переживания, становление человеческой личности. А в изменившемся вокруг поэта мире эти понятия потеряли право на существование. |
В.2. | В своём дневнике он записал: |
«Именно в 36-м году, когда начались эти страшные процессы, всё сломилось во мне, и единение со временем перешло в сопротивление ему, которое я не скрывал. Я ушёл в переводы. Личное творчество кончилось». | |
В.1. В.2. | В годы войны и сталинского террора вечным спутником, духовным примером и собеседником Пастернака стал В. Шекспир. Переводы из Шекспира были не только источником заработка, но и давали ему нравственную опору. |
В.1. В.2. |
«Ромео и Джульетта», «Кроль Лир», «Гамлет»… Эти и другие произведения вошли внашу жизнь в переводах Б. Пастернака. Гениальность трагедии «Гамлет» доносит до нас мастерски сделанный перевод с английского Б.Л. Пастернака, перевод настолько талантливый, что, кажется, будто Шекспир писал на русском языке. И, неслучайно, роль Гамлета в знаменитой постановке театра на Таганке была отдана В. Высоцкому – талантливому, самобытному русскому актёру. Видео с Высоцким (фрагмент из «Гамлета») |
В.1. | В начале Великой Отечественной войны Борис Леонидович добивается разрешения уйти на фронт, но был с семьёй эвакуирован в город на Каме Чистополь, где в ту пору жили другие писатели. В военные годы Б. пастернак работал над стихами, над серией переводов, в 1946 году начинает работать над романом «Доктор Живаго».
|
В.2. | Судьбы главных героев романа Юрия Живаго и Ларисы Антиповой – тесно переплелись с судьбой родины. Детьми они видели события 1905 года, затем Первую мировую, революцию и Гражданскую войну. Оба не могли не думать о том, что видели, и не говорить о том, что думали. Они говорили правду о своём жестоком времени, которое безжалостно искалечило их жизни. Эта правда была очень далека от того, как рисовала ту же самую эпоху официальная советская история.
|
В.1. В.2. | Роман о Юрии Живаго и стихи, написанные от его имени, стали выражением Радости, преодолевающей страх смерти. Цикл стихотворений к роману открывает «Гамлет». Лирический герой этого стихотворения понимает, что должен «испить свою чашу» лишений, горя и страданий, достойно пройти свой жизненный путь. |
В.2. В.1. | Роман «Доктор Живаго» стал для автора «кубическим куском горячей, дымящейся совести». Одно из самых замечательных и знаменитых стихотворений доктора Живаго - «Зимняя ночь» |
В.2. |
Накануне Рождества Юра со своей женой Таней проезжали по Камергерскому переулку. Живаго думал о Блоке, который казался ему олицетворением Рождества. «Вдруг он обратил внимание на чёрную протаявшую скважину в ледяном наросте одного из окон. Сквозь эту скважину просвечивал огонь свечи, проникавший на улицу почти с сознательностью взгляда. (Исполнение «Свеча горела») |
В.1. | Итак, роман завершён в 1956 году. Однако, публикация его в журнале «Новый мир» была отложена на 30 лет, так как издание его на Родине было запрещено. |
В.2. В.1. | Напечатан он был в Италии, сначала на итальянском, в 1957 г., затем, в 1958 г., на русском языке. Власти требовали от автора объяснения и раскаяния. |
В.2. В.1. | А роман переводился на разные языки и продолжал жить за рубежом. С 1946 года Б. Пастернак 7 раз выдвигался на Нобелевскую премию по литературе. В 1958 году она была ему присуждена «За выдающиеся достижения в современной лирической поэзии и продолжение благородных традиций великой русской прозы». |
В.2. В.1. | В СССР разразилась настоящая буря. Пастернак был исключён из Союза писателей СССР. Его клеймили и травили, осуждали и презирали с различных высоких трибун, со страниц газет. Речь шла о высылке поэта, лишения его гражданства.
«Я связан с Россией моим рождением, моей жизнью и моей работой.
Я не могу представить себе жизнь вне её. Мой отъезд за границы моей Родины равносилен для меня смерти»,,, Пастернак отказался от премии. |
Чтец | ( фуга ре-минор И. Баха) Я пропал, как зверь в загоне. Где-то люди, воля, свет, А за мною шум погони, Мне наружу ходу нет. Тёмный лес и берег пруда, Ели сваленной бревно, Путь отрезан отовсюду, Будь что будет, всё равно. Что же сделал я за пакость, Я убийца и злодей? Я весь мир заставил плакать Над красой земли моей. Но и так, почти у гроба, Верю я, придёт пора, Силу подлости и злобы Одолеет дух добра. |
В 2. | Лишь 9 декабря 1989 года Нобелевская премия будет вручена в Стокгольме Евгению Борисовичу Пастернаку, старшему сыну поэта, и только за год до этого в России впервые напечатают сам роман «Доктор Живаго». |
В.1. | В наше время, когда так обострилось чувство единой судьбы человечества, поэзия Бориса Пастернака особенно и по-новому раскрывает свой смысл. |
Чтец | Чтецы по очереди: (Чайковский «Концерт №1») Быть знаменитым некрасиво. Не это подымает ввысь. Не надо заводить архива, Над рукописями трястись. Цель творчества – самоотдача, А не шумиха, не успех. Позорно, ничего не знача, Быть притчей на устах у всех. Но надо жить без самозванства, Так жить, чтобы, в конце концов Привлечь к себе любовь пространства, Услышать будущего зов. И надо оставлять пробелы В судьбе, а не среди бумаг, Места и главы жизни целой Отчерчивая на полях. И окунаться в неизвестность, И прятать в ней свои шаги, Как прячется в тумане местность, Когда в ней не видать ни зги. Другие по живому следу Пройдут твой путь за пядью пядь, Но пораженья от победы Ты сам не должен отличать. И должен ни единой долькой Не отступаться от лица, Но быть живым, живым и только, Живым и только до конца
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок "Лирика Бориса Пастернака"
Урок в 11 классе по теме "Лирика Б.Пастернака" проводится после 1 урока изучения жизненного и творческого пути писателя. Групповая работа позволяет охватить основную тематику лирики поэта....
План-конспект урока по изучению творчества Б.Пастернака"Быть знаменитым некрасиво".
План- конспект урока по изучению творчества Б.Пастернака "Быть знаменитым некрасиво"....
Жизнь и творчество Бориса Пастернака
Данная презентация может быть использована на уроке литературы при изучении биографии и лирических произведений Бориса Пастернака...
Творчество Бориса Пастернака
Разработка урока по творчеству Бориса Пастернака....
Творчество Бориса Леонидовича Пастернака
Уроки по лирике Б. Пастернака...
Литературный вечер по творчеству Бориса Пастернака. 11 класс
Литературный вечер по творчеству Бориса Пастернака. 11 класс...
Борис Пастернак. Жизнь и творчество: биография, этапы творчества, основные книги, поэтика.
Презентация для 11 класса к изучению творчества Бориса Пастернака. Представлены основные моменты и этапы творческой биографии писателя, дана краткая характеристика его основных книг. В разделе "П...