"Быть знаменитым некрасиво..." (Жизнь и творчество Бориса Пастернака)
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме
Сценарий внеклассного мероприятия, посвященый жизни и творчеству Бориса Леонидовича Пастернака.
"Борис Леонидович Пастернак внёс незаменимый вклад в русскую поэзию советской эпохи и мировую поэзию XX века. Высокое мастерство и неповторимость стихов выдвинули Б. Пастернака на одно из первых мест в мощном поэтическом движении XX века..."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Быть знаменитым некрасиво…
В.1. | Борис Леонидович Пастернак внёс незаменимый вклад в русскую поэзию советской эпохи и мировую поэзию XX века. Высокое мастерство и неповторимость стихов выдвинули Б. Пастернака на одно из первых мест в мощном поэтическом движении XX века. |
В.2. | Борис Пастернак родился 29.01.1890 года и вырос в удивительной семье, где всё способствовало пробуждению тяги к творчеству. Отец, Леонид Осипович, был известным художником, академиком живописи, мать, Розалия Исидоровна, прекрасной пианисткой. |
В.1. | Мальчик рос под звуки фортепиано, окружённый живописными работами отца. Этот синтез музыки, живописи и поэзии не мог не отразиться в творчестве поэта. |
В.2. | Поэт считал обстановку родительского дома основой своего художественного становления. Позже он писал: |
«Я, сын художника, искусство и больших людей видел с первых дней и к высокому и исключительному привык относиться как к природе, как к живой норме». | |
В.1. | Летом 1903г. Б. Пастернак был поражён и очарован, услышав, как на соседней даче Скрябин сочиняет музыку. |
(Скрябин «Божественная поэма»). | |
В.2. | Впечатление было таким сильным, что вызвало решение, не откладывая, профессионально учиться музыкальной композиции. |
В.1. | Однако композитором он не стал, пронеся сквозь всю жизнь любовь к музыке, мелодичность поэзии, саму музыку в стихе. |
В.2. | Как прошло расставание с мечтой стать композитором поэт рассказал в автобиографической повести Охранная грамота. |
Чтец | (отрывок из повести Охранная повесть) (Скрябин «Этюд»)
Больше всего на свете я любил музыку, больше всех в ней Скрябина. Музыкально лепетать я начал незадолго до первого с ним знакомства. К его возвращению из – за границы я был учеником одного поныне здравствующего композитора. Мне оставалось ещё только пройти оркестровку. Говорили всякое, впрочем, важно лишь то, что если бы говорили и противное, всё равно жизни вне музыки я себе не представлял.
Но у меня не было абсолютного слуха. Так называется способность узнавать высоту любой произвольно взятой ноты. Отсутствие качества, ни в какой связи с общею музыкальностью не состоящего, но которым в полной мере обладала моя мать, не давало мне покоя. Если бы музыка была мне поприщем, как казалось со стороны, я бы этим абсолютным слухом не интересовался. Я знал, что его нет у выдающихся современных композиторов, и, как думают, может быть, и Вагнер, и Чайковский были его лишены. Но музыка для меня была культом, то есть той разрушительной точкой, в которую собиралось всё, что было самого суеверного и самоотречённого во мне. У меня было несколько серьёзных работ. Теперь их предстояло показать моему кумиру. Первую вещь я играл с волнением, вторую – почти справляясь с ним, третью – поддавшись напору нового и непредвиденного. Случайно взгляд мой упал на слушавшего. Следуя постепенности исполнения, он сперва поднял голову, потом брови, наконец, весь расцветши, поднялся и сам и, сопровождая изменение мелодии неуловимыми изменениями улыбки, поплыл ко мне по её ритмической перспективе. Всё это ему нравилось. Он пустился уверять меня, что о музыкальных способностях говорить нелегко, когда на лицо несравненно большее, и мне в музыке дано сказать своё слово. В ссылках на промелькнувшие эпизоды он подсел к роялю, чтобы повторить один, наиболее его привлёкший. Оборот был сложен, я не ждал, чтобы он воспроизвёл его в точности, но произошла другая неожиданность, он повторил его не в той тональности, и недостаток, так мучавший меня все эти годы, брызнул из – под его рук, как его собственный. И, опять, предпочтя красноречью факта превратности гаданья, я вздрогнул и задумал надвое. Если на признанье он возразит мне: Боря, но ведь этого нет и у меня; тогда – хорошо, тогда значит, не я навязываюсь музыке, а она сама суждена мне. Если же речь зайдёт о Вагнере и Чайковском, о настоящих и так далее, - но я уже приступал к тревожному предмету и перебитый на полуслове, уже глотал в ответ: Абсолютный слух? После всего, что я сказал вам? А Вагнер? А Чайковский? А сотни настройщиков, которые наделены им?.. Я не знал, прощаясь, как благодарить его. Что-то подымалось во мне. Что-то плакало, что-то ликовало. Я шёл переулками, чаще надобности переходя дорогу. Совершенно без моего ведома во мне таял и надламывался мир, ещё накануне казавшийся навсегда – навсегда прирождённым. Я шёл, с каждым поворотом всё больше прибавляя шагу, и не знал, что в ту ночь уже рву с музыкой. |
В.1. | В 1908г. Борис поступает в Московский университет сначала на юридический, а затем на философский факультет. Занятия философией отразится и в поэзии. |
Чтец | Во всём мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте. До сущности протекших дней, До их причины. До оснований, до корней, До сердцевины. Всё время схватывая нить Судеб, событий, Жить, думать, чувствовать, любить, Свершать открытья. О, если бы я только мог Хотя отчасти, Я написал бы восемь строк О свойствах страсти. О беззаконьях, о грехах, Бегах, погонях, Нечаянностях впопыхах, Локтях, ладонях. Я вывел бы её закон, Её начало. И повторял её имён Инициалы… |
В.2. | Но увлеченье, очень серьёзное, философией не станет судьбой. В 1912 г. Б. Пастернак на 3 летних месяца поехал в Марбургский университет. |
Случайно в Марбурге Пастернак встречает девушку, которую любил. После неудачного предложения он решает не рассуждать о жизни, а жить и писать стихи. | |
Чтец | (стихотворение Марбург) (Таривердиев «Прелюдия для скрипки») Я вздрагивал. Я загорался и гас, Я трясся: я сделал сейчас предложенье, - Но поздно, я сдрейфил, и вот мне – отказ. Как жаль её слёз: я святого блаженней! Я вышел на площадь. Я мог быть сочтён Вторично родившимся. Каждая малость Жила и, не ставя меня ни во что, В прощальном значенье своём подымалась. Плитняк раскалялся, и улицы лоб Был смугл, и на небо глядел исподлобья Булыжник, и ветер, как лодочник, грёб По липам. И всё это были подобья. Но как бы то ни было, я избегал Их взглядов. Я не замечал их приветствий. Я знать ничего не хотел из богатств. Я вон вырывался, чтоб не разреветься… |
В.1. В.2. В.1. В.2. |
Весной 1913 г. Пастернак блестяще закончил университет. А одновременно появились в печати первые стихотворения поэта. Пятеро молодых людей на собственные деньги издали небольшой альманах Лирика. В этот альманах вошли 5 стихотворений поэта. Первым из них, любимым и открывавшим затем многие сборники стало стихотворение Февраль. (стихотворение «Достать чернил и плакать») (картина Гойя «Фантазия») |
Чтец | Февраль. Достать чернил и плакать! Писать о феврале навзрыд, Пока грохочущая слякоть Весною чёрною горит. Достать пролётку. За шесть гривен Чрез благовест, чрез клин колёс Перенестись туда, где ливень Ещё шумней чернил и слёз. Где, как обугленные груши, С деревьев тысячи грачей Сорвутся в лужи и обрушат Сухую грусть на дно очей. Под ней проталины чернеют, И ветер криками изрыт, И, чем случайней, тем вернее Слагаются стихи навзрыд. |
В.1. | За последующие почти 50 лет творчества Б. Пастернак напишет всего восемь поэтических книг: 1914г. – Близнец в тучах 1917г. – Поверх барьеров 1922г. – Сестра моя жизнь 1923г. – Темы и вариации 1929г. – Поверх барьеров 1932г. – Второе рождение 1943г. – На ранних поездах 1959г. – Когда разгуляется |
В.2. | Это очень немного для такого поэта как Б. Пастернак. В чём дело? Поэтическая немота? |
В.1. | А дело в том, что основной темой поэзии был человек, его душа, переживания, становление человеческой личности. А в изменившемся вокруг поэта мире эти понятия потеряли право на существование. |
В.2. | В своём дневнике он записал: |
«Именно в 36-м году, когда начались эти страшные процессы, всё сломилось во мне, и единение со временем перешло в сопротивление ему, которое я не скрывал. Я ушёл в переводы. Личное творчество кончилось». | |
В.1. В.2. | В годы войны и сталинского террора вечным спутником, духовным примером и собеседником Пастернака стал В. Шекспир. Переводы из Шекспира были не только источником заработка, но и давали ему нравственную опору. |
В.1. В.2. |
«Ромео и Джульетта», «Кроль Лир», «Гамлет»… Эти и другие произведения вошли внашу жизнь в переводах Б. Пастернака. Гениальность трагедии «Гамлет» доносит до нас мастерски сделанный перевод с английского Б.Л. Пастернака, перевод настолько талантливый, что, кажется, будто Шекспир писал на русском языке. И, неслучайно, роль Гамлета в знаменитой постановке театра на Таганке была отдана В. Высоцкому – талантливому, самобытному русскому актёру. Видео с Высоцким (фрагмент из «Гамлета») |
В.1. | В начале Великой Отечественной войны Борис Леонидович добивается разрешения уйти на фронт, но был с семьёй эвакуирован в город на Каме Чистополь, где в ту пору жили другие писатели. В военные годы Б. пастернак работал над стихами, над серией переводов, в 1946 году начинает работать над романом «Доктор Живаго».
|
В.2. | Судьбы главных героев романа Юрия Живаго и Ларисы Антиповой – тесно переплелись с судьбой родины. Детьми они видели события 1905 года, затем Первую мировую, революцию и Гражданскую войну. Оба не могли не думать о том, что видели, и не говорить о том, что думали. Они говорили правду о своём жестоком времени, которое безжалостно искалечило их жизни. Эта правда была очень далека от того, как рисовала ту же самую эпоху официальная советская история.
|
В.1. В.2. | Роман о Юрии Живаго и стихи, написанные от его имени, стали выражением Радости, преодолевающей страх смерти. Цикл стихотворений к роману открывает «Гамлет». Лирический герой этого стихотворения понимает, что должен «испить свою чашу» лишений, горя и страданий, достойно пройти свой жизненный путь. |
В.2. В.1. | Роман «Доктор Живаго» стал для автора «кубическим куском горячей, дымящейся совести». Одно из самых замечательных и знаменитых стихотворений доктора Живаго - «Зимняя ночь» |
В.2. |
Накануне Рождества Юра со своей женой Таней проезжали по Камергерскому переулку. Живаго думал о Блоке, который казался ему олицетворением Рождества. «Вдруг он обратил внимание на чёрную протаявшую скважину в ледяном наросте одного из окон. Сквозь эту скважину просвечивал огонь свечи, проникавший на улицу почти с сознательностью взгляда. (Исполнение «Свеча горела») |
В.1. | Итак, роман завершён в 1956 году. Однако, публикация его в журнале «Новый мир» была отложена на 30 лет, так как издание его на Родине было запрещено. |
В.2. В.1. | Напечатан он был в Италии, сначала на итальянском, в 1957 г., затем, в 1958 г., на русском языке. Власти требовали от автора объяснения и раскаяния. |
В.2. В.1. | А роман переводился на разные языки и продолжал жить за рубежом. С 1946 года Б. Пастернак 7 раз выдвигался на Нобелевскую премию по литературе. В 1958 году она была ему присуждена «За выдающиеся достижения в современной лирической поэзии и продолжение благородных традиций великой русской прозы». |
В.2. В.1. | В СССР разразилась настоящая буря. Пастернак был исключён из Союза писателей СССР. Его клеймили и травили, осуждали и презирали с различных высоких трибун, со страниц газет. Речь шла о высылке поэта, лишения его гражданства.
«Я связан с Россией моим рождением, моей жизнью и моей работой.
Я не могу представить себе жизнь вне её. Мой отъезд за границы моей Родины равносилен для меня смерти»,,, Пастернак отказался от премии. |
Чтец | ( фуга ре-минор И. Баха) Я пропал, как зверь в загоне. Где-то люди, воля, свет, А за мною шум погони, Мне наружу ходу нет. Тёмный лес и берег пруда, Ели сваленной бревно, Путь отрезан отовсюду, Будь что будет, всё равно. Что же сделал я за пакость, Я убийца и злодей? Я весь мир заставил плакать Над красой земли моей. Но и так, почти у гроба, Верю я, придёт пора, Силу подлости и злобы Одолеет дух добра. |
В 2. | Лишь 9 декабря 1989 года Нобелевская премия будет вручена в Стокгольме Евгению Борисовичу Пастернаку, старшему сыну поэта, и только за год до этого в России впервые напечатают сам роман «Доктор Живаго». |
В.1. | В наше время, когда так обострилось чувство единой судьбы человечества, поэзия Бориса Пастернака особенно и по-новому раскрывает свой смысл. |
Чтец | Чтецы по очереди: (Чайковский «Концерт №1») Быть знаменитым некрасиво. Не это подымает ввысь. Не надо заводить архива, Над рукописями трястись. Цель творчества – самоотдача, А не шумиха, не успех. Позорно, ничего не знача, Быть притчей на устах у всех. Но надо жить без самозванства, Так жить, чтобы, в конце концов Привлечь к себе любовь пространства, Услышать будущего зов. И надо оставлять пробелы В судьбе, а не среди бумаг, Места и главы жизни целой Отчерчивая на полях. И окунаться в неизвестность, И прятать в ней свои шаги, Как прячется в тумане местность, Когда в ней не видать ни зги. Другие по живому следу Пройдут твой путь за пядью пядь, Но пораженья от победы Ты сам не должен отличать. И должен ни единой долькой Не отступаться от лица, Но быть живым, живым и только, Живым и только до конца
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок "Лирика Бориса Пастернака"
Урок в 11 классе по теме "Лирика Б.Пастернака" проводится после 1 урока изучения жизненного и творческого пути писателя. Групповая работа позволяет охватить основную тематику лирики поэта....
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/01/picture-212664-1362082614.jpg)
План-конспект урока по изучению творчества Б.Пастернака"Быть знаменитым некрасиво".
План- конспект урока по изучению творчества Б.Пастернака "Быть знаменитым некрасиво"....
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/22/picture-300958-1379867904.jpg)
Жизнь и творчество Бориса Пастернака
Данная презентация может быть использована на уроке литературы при изучении биографии и лирических произведений Бориса Пастернака...
Творчество Бориса Пастернака
Разработка урока по творчеству Бориса Пастернака....
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/26/picture-1130794-1553623688.jpg)
Литературный вечер по творчеству Бориса Пастернака. 11 класс
Литературный вечер по творчеству Бориса Пастернака. 11 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/01/picture-1027285-1522599724.jpg)
Борис Пастернак. Жизнь и творчество: биография, этапы творчества, основные книги, поэтика.
Презентация для 11 класса к изучению творчества Бориса Пастернака. Представлены основные моменты и этапы творческой биографии писателя, дана краткая характеристика его основных книг. В разделе "П...