Урок "Великий король венского вальса."
методическая разработка по музыке (6 класс) по теме

 

Цель:    Расширить знания о классической музыке

            1.Дать учащимся представление о жизни и творчестве австрийского композитора Иоганна Штрауса.                             

            2. Развивать образное мышление и воображение учащихся.

            3. Способствовать воспитанию у учащихся чувства прекрасного, любви к

                музыке, интереса к жизни и творчеству известного композитора.                                                                                                                                                                         Тип урока – формирование новых знаний.

Вид урока – урок - концерт

Оборудование:

  1. Презентация «Король вальсов»
  2. Музыкальный центр, СД-диски.
  3. Словарь для выражений эстетических эмоций.
  4. Мультимедийный видеопроектор
  5. Музыкальный инструмент (фортепиано)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon velikiy_korol_venskogo_valsa_urok.doc54.5 КБ
Office presentation icon i_zvuki_valsa_vnov_zvuchat....ppt2.93 МБ
Microsoft Office document icon afisha_word.doc529 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема: Великий король венского вальса.

Цель:    Расширить знания о классической музыке

            1.Дать учащимся представление о жизни и творчестве австрийского

                 композитора Иоганна Штрауса.                            

            2. Развивать образное мышление и воображение учащихся.

            3. Способствовать воспитанию у учащихся чувства прекрасного, любви к

                музыке, интереса к жизни и творчеству известного композитора.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

               

Тип урока – формирование новых знаний.

Вид урока – урок - концерт

Оборудование:

  1. Презентация «Король вальсов»
  2. Музыкальный центр, СД-диски.
  3. Словарь для выражений эстетических эмоций.
  4. Мультимедийный видеопроектор
  5. Музыкальный инструмент (фортепиано)

Ход урока.

  1. Оргмомент.
  2.  Мотивация: Звучит вальс И.Штрауса

      Ш. Сообщение темы и целей урока.

      IV. Актуализация знаний: (фронтальный опрос)

             (воспроизводятся опорные знания учащихся о характере музыки).

      V. Введение новых знаний

       1)  Знакомство с вальсом И. Штрауса из оперетты «Летучая мышь»

            - слушание

            - беседа

       2)  Знакомство с биографией И. Штрауса

       3)  Знакомство с вальсом «На прекрасном голубом Дунае»

            - слушание          

            - беседа

            - разбор произведения

            - повторное слушание с дирижированием

            - история названия вальса

         4)  Беседа о происхождении вальса

            - определения ритма

            - стих

         5). Повторение песни о вальсе

             - исполнение песни    

       VI.  Рефлексия.

      VII  Итог.

     VIII  Домашнее задание

I. Оргмомент. 

Дети входят в класс под музыку И. Штрауса «Сказки Венского леса».    

    II. Сообщение темы, Целей урока.

    - Здравствуйте, садитесь.  Я приглашаю вас на концерт классической                                                            

       музыки. (слайд)

      Цели:

  1. Мы познакомимся с музыкой Иоганна Штрауса, с его вальсами. Они то лиричные и мягкие, то сияющие и жизнерадостные, пробуждают

     воспоминания по старому доброму XIX веку.

  1. Вспомним песню о вальсе, которую вы разучивали  на уроке.

   

  III. Актуализация знаний.

    - Давайте вспомним, какая бывает музыка по характеру звучания?            

   Для этого вы можете использовать словарь эстетических эмоций, он  

   лежит у вас на столе. (весёлая, спокойная, торжественная, грустная.)

    - Да, ребята, вы правы: музыка может передавать и создавать образы. Если мы слышим спокойную музыку, какие образы рисует ваше воображение? (образы природы, образ спокойствия, образы ночи.)

    - Давайте поменяем характер музыки: зазвучала весёлая, зажигательная, радостная музыка. Какие картины теперь рисует ваше воображение? (образ праздника, образ торжества.)

    - Вот в этом и состоит «сила музыки».

IV. Введение новых знаний

1. Знакомство с вальсом из оперетты «Летучая мышь»

    - Итак, мы начинаем наш концерт. Сейчас зазвучит музыка, а вы постарайтесь понять, какие чувства, мысли и переживания охватили вас?

(Звучит вальс из оперетты «Летучая мышь» 3.07)

    - Мы попали на концерт современной танцевальной музыки или классической музыки? (классической музыки.)

    - Охарактеризуйте музыку. Обратитесь к словарям (светлая, радостная, танцевальная)

    - В минуты радости и веселья люди танцуют. Какой танец хотелось танцевать под эту музыку? (вальс.)

    - Правильно, ребята, на нашем концерте прозвучал вальс из оперетты «Летучая мышь» Иоганна Штрауса.

    -  Что же такое оперетта? Может быть кто – нибудь из вас знаком с этим жанром? (оперетта – музыкальная комедия. В отличие от оперы, актёры в оперетте не только поют, но и говорят.)

    - Что хотел передать композитор этой музыкой (лёгкость, изящество, красоту, грациозность, свежесть.)

    - Вы знаете, особенность вальсов этого композитора состоит в том, что вторая и третья доли такта «оттягиваются», расширяются. Этот приём придаёт вальсам особенную красоту, размашистость, элегантность.

(исполнение учителем на фортепиано учителем фрагмент вальса.)

    - После премьеры «Летучей мыши» респектабельная газета «Морген Пост»    опубликовала рецензию. В ней были такие слова: (слайд) «Здесь очевиден       композиторский гений, а мелодическое богатство вдохновит множество новых французских авторов оперетт».

    - Как вы думаете, о каком гении говорит газета?

(Иоганн Штраус  слайд.)

2. Знакомство с биографией И. Штрауса

   - И. Штраус родился в Вене 26 октября 1825г. Его отец тоже Иоганн Штраус известный композитор и дирижёр не хотел, чтобы сын стал музыкантом и отдал его в коммерческое училище, мечтая, что тот сделает карьеру банкира. Но сын брал тайком уроки игры на фортепиано и скрипке. В один прекрасный день Штраус-отец узнает и отбирает скрипку, но любовь к музыке оказалась сильнее отцовского гнева. Он бросает коммерцию и создает небольшой оркестр. Оркестр «молодого Штрауса» получает     выгодные заказы, ни один бал в Вене не обходится без его вальсов.

    (интрига!)    - А сейчас, ребята, внимание!

3.Знакомство с вальсом «На прекрасном голубом Дунае»

    «Лёгкий поклон с одной стороны - и шквал оваций с другой. Взмах палочки, быстрый взгляд направо, потом налево - и оркестранты вступают. Из праздничной толпы выделяется высокая прямая фигура дирижёра. Он медленно поднимает и опускает палочку. Это движение как будто передается его кисти, плечу, и, наконец, все тело начинает двигаться в такт звучащей музыке. Движение становится всё быстрее, дирижёрская палочка рассекает     воздух зигзагами: вправо-влево, вправо-влево… »

 (звучит вальс «На прекрасном голубом Дунае» 4.15)

    …Звуки последних аккордов тонут в аплодисментах. Полуоборот, лёгкий поклон - и маэстро исчезает.

    - Для какой обстановки больше подходит этот вальс: для бала, балета или симфонического концерта? (для бала).(слайд)

    - Какие образы, какие картины возникали в вашем воображении, когда вы слушали этот вальс? (Бал, большой зал, свечи. Дамы в роскошных, длинных платьях, элегантные кавалеры в черных фраках. И музыка -  от спокойной, неторопливой темы, до драматургического звучания).

    - Давайте обратимся к таблице, которая находится в ваших тетрадях, и проанализируем это произведение.

а). австрийская

б). композитор

в). симфонический оркестр

г). танцевальная

д). 5 частей

е). темповое

ж). законченное произведение

з). И. Штраус

    - Я предлагаю ещё раз послушать это произведение и обратить внимание на те вопросы, на которые мы с вами затруднились ответить. И давайте на нашем концерте выступим в качестве дирижеров симфонического оркестра и продирижируем  фрагмент вальса.

(слушаем 2раз и дирижируем)

    - Итак, сколько частей в произведении? (5)

    - В 1867г. руководитель венского хорового общества попросил Штрауса написать для него вальс. Композитор в то время жил на берегу Дуная – и, возможно, именно поэтому назвал вальс «На прекрасном берегу Дуная.» В Вене премьера прошла незамеченной, а в Париже на выставке этот вальс ждал оглушительный успех. Ему аплодируют Дюма-сын, Готье, Тургенев. Венцы сначала «не разглядевшие» его, теперь вмиг влюбляются, и вскоре вальс стал символом Вены, её неофициальным гимном.

4. Беседа о происхождении вальса

    - Ребята, мы с вами на нашем концерте постоянно говорим: «Вальс, вальс»

Что же это за наваждение такое – вальс? Откуда он взялся? Почему так устойчивы и прочны его владения? Как вы думаете, к музыке какого народа можно отнести вальсы? (варианты ответов)

    - Его родиной считают сразу 3 страны: Францию, Чехию, Австрию. Сначала это был народный танец. Он был слишком неприличен. Кавалер при всех обнимает даму. Но во II половине 18 века вальс вышел из сельских кабаков и деревенских свадеб и, пройдя по дорогам всей Европы, переступил пороги аристократических танцевальных зал и даже дворцов.

    - Вальсы бывают разные: вальсы-«минутки», вальсы – «гиганты», двучастные и трехчастные, весёлые и грустные, бравурные и таинственные, поэтические и даже трагические. Но у всех есть одно общее свойство: они написаны …

    - В каком размере написаны все вальсы? (трехдольном).

    - Посмотрите, пожалуйста, на экран и определите, где написан ритм вальса?  (слайд)

              О вальсе сказано немало,  (слайд)

      Он в песнях и стихах воспет.

     И сколько б танцев не бывало

 А лучше, право, вальса нет.

(Танцевальная пара танцует вальс Штрауса.)

    - И конечно, очень хочется, чтобы и на нашем концерте прозвучала песня о вальсе.

(исполнение песни «Вальс» сл. В. Суслова, муз. Я. Дубравина).

V. Рефлексия.

    - Ребята, сегодня на нашем концерте мы слушали разные вальсы великого австрийского композитора И. Штрауса. Учились определять их настроение, характер. Пели песню о вальсе.

    - Какой из вальсов вам больше понравился и запомнился? Почему? (ответы детей).

VI. Итог.

    -Прошло полтора столетия, а музыка жива. В чём причина её долголетия? В чём сила её воздействия на слушателей?

    Наверное, в таланте композитора, (слайд) в его даровании, в том, что в его музыке сама жизнь, мир души человека. В ней заложена огромная вера в счастье, жизненная энергия, подобная солнцу, которая оживляет, восстанавливает силы, даёт надежду, окрыляет. В ней столько любви к людям и жизни. А это – шаг в бессмертие!

VII. Домашнее задание.

    - Вашим домашним заданием будет описать или нарисовать музыку, которая вам сегодня запомнилась.

    Оценки.

      Я хочу пожелать вам добра и  подарить  на память о нашем концерте маленькие афиши, которые будут напоминать вам о музыке великого короля венского вальса - Иоганна Штрауса!

    На этом на концерт закончен. И я предлагаю вам выйти из зала под вальс Штрауса «Сказки Венского леса».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Король танца - вальс"

Музыкально-поэтическая композиция для учащихся 8-9 классов. Можно провести как внеклассное мероприятие по музыке и как классный час....

открытый урок в 4 кл. "Король танцев - вальс"

Открытый урок по музыке в 4 кл. " Король танцев - вальс"...

Урок "Венский вальс"

Разработка открытого урока...

Методическая разработка «Конспект занятия по спортивным бальным танцам с использованием ЭОР. Венский вальс»

Тема: Венский вальс. Принципы движения в базовых фигурах. Основы взаимодействия в паре.Цель: Сформировать и закрепить навыки исполнения единичных действий в базовых фигурах танца венский вал...

Венский вальс

Легкий и романтичный венский вальс давно стал визитной карточкой выпускных вечеров и свадебных торжеств. Годы идут, меняется мода, но этому танцу время не страшно....

урок на тему "Венский вальс"

Тема: Венский вальс.Цель занятия: познакомить обучающихся с основами танца «Венский вальс», показать сходство и различие танцев европейской программы.Задачи:- способствовать форм...