Музыкальное путешествие
методическая разработка по музыке по теме
Урок - концерт.Конспект заключительного урока. 3 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 125 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОГО УРОКА-КОНЦЕРТА
ВО 2 КЛАССЕ ( 1-3).
ТЕМА: «МУЗЫКАЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ».
Цели:
- Обобщение, закрепление основных тем и знаний за второй год обучения. Применение полученных знаний в жизни, на практике.
Получение представлений о том, что нового узнали, как научились слушать, исполнять музыку, размышлять о ней.
- Активизация мыслительной деятельности. Развитие вокально –хоровых навыков, творческих способностей, воображения, артистизма.
- Нравственно – эстетическое воспитание, увлечённость музыкой, творческий отчёт, демонстрация знаний и способностей детей;
развитие ответственности, коллективизма, сопереживания.
Материалы и оборудование:
- Наглядность: плакат «Море», острова, корабль, нотный стан, ноты;
кроссворд, ребусы, слова – рассыпушки, лира;
маски – нотки, костюмы гномов, героев песен.
- Музыкальный материал:
- Для исполнения:
«Классное Рондо» Д. Кабалевский
«Зачем нам выстроили дом?» Д. Кабалевский
«Кто дежурные?» Д. Кабалевский
«Кузнец» Д. Кабалевский
«Звуки музыки» Р.Роджерс
«Песенка о капитане» И. Дунаевский
«Лесной марш» Ю. Чичков.
«Кукушка» (швейцарская народная песня)
«Почему медведь зимой спит?» Л. Книппер
«Любитель – рыболов» М. Старокадомский
«Пастушья песня» (французская народная песня)
«Дружат дети всей земли» Д. Львов – Компанеец
- Для слушания:
«Увертюра» И.Дунаевский
«Утро» Э.Григ
«В пещере горного короля» Э.Григ
«Золотые рыбки» Р. Щедрин
«Арагонская хота» М. Глинка
«Полонез» Ф.Шопен
- Стихи о музыке.
- Портреты композиторов.
Ход урока:
I этап - Организационный момент, повторение.
Исполнение попевок: - Здравствуйте, ребята!
- Здравствуйте, учитель!
- На уроках музыки музыку мы слушаем.
- На уроках музыки песни мы поём.
- Вместе мы играем, вместе мы танцуем.
- На уроках музыки дружно мы живём!
«Классное Рондо» Д.Кабалевский (хор – группа – хор)
- Дорогие ребята! Позади второй класс. За этот год вы узнали много интересного о музыке, научились определять её характер, формы, качество, интонацию и развитие. Это всё основа музыкальных произведений, которая помогает передать образы, содержание.
- С помощью чего записывается музыка?
- Музыка записывается с помощью нот.
- А что мы слышим?
- Мы слышим музыкальные звуки.
- Что составляют звуки, которые записаны нотами?
- Звуки составляют мелодию, которая записана нотами.
- Любые звуки составляют мелодию?
- Нет, только согласованные, дружные звуки.
- Что такое мелодия?
- Мелодия – это музыкальная мысль, это душа музыки.
- Молодцы! Давайте исполним песню о звуках по ролям.
Исполнение «Звуки музыки» Р.Роджерс ( дети исполняют по очереди каждый свою фразу, у детей маски – нотки, солисты – хор).
II этап:
Ученик:
Всё в мире хочется познать,
Всё хочется увидеть в мире:
В стране мелодий погулять
И поиграть на струнной лире.
Корабль нас ждёт, пора нам плыть,
Нам музыка всего дороже,
Фантазий сказочная нить
Не заблудиться нам поможет.
- Сегодня нам предстоит совершить музыкальное увлекательное путешествие. Голоса ваши уже согрелись, готовы к новым заданиям.
В пути нас будут ждать трудности, неожиданности, приключения. Справиться с ними Вам помогут ваши знания. А на чём мы отправимся в путь? Чтобы выбрать транспорт необходимо послушать музыкальное произведение и определить: 1. Название произведения и его композитора?
2. Что нарисовала музыка?
3. Какой характер выражает?
4.Сколько и какие качества услышали в музыке?
5. Какие инструменты исполняют музыку?
- Для определения характера музыки используйте пластическое дирижирование.
Слушание: «Увертюра» И.Дунаевский (анализ музыки).
- Мы слушали «Увертюру» И.Дунаевского.
-Музыка рисует море: штормовое и спокойное.
- Музыка выражает тревожное, взволнованное настроение, которое чередуется с радостным, лёгким.
- В произведении сочетаются три качества: песенность, танцевальность и маршевость.
- Музыку исполняли духовые и струнные инструменты – симфонический оркестр.
- Молодцы! Справились с этим заданием. На чём же мы отправляемся в путь?
- На корабле.
- А вы хотите отправиться в путешествие? Устали уже дома?
Исполнение песни: «Зачем нам выстроили дом?» Д. Кабалевский
- Молодцы! В какой форме написана песня? Что это за форма?
- Песня написана в форме Рондо.
- Рондо-это музыкальная форма, где главная часть повторяется и чередуется с эпизодами.
- Какая часть в песне главная?
- «Град и стужа за окном, дождь и лужа за окном…»
- Кто составит схему формы Рондо?
(Составление учеником формы из фигур)
- Молодцы! Вашим кораблём является школа и все вы ученики – моряки. Моряки не только умные, они ещё и аккуратные. Без порядка и чистоты успехов не достичь.
Исполнение: «Кто дежурные?» Д.Кабалевский
(солист – группа – хор)
- Молодцы! Ребята, какой композитор создал песни, которые мы сейчас с вами исполняли? ( показ портретов: Р.Щедрина, Э.Грига, Д.Кабалевского, М.Глинки)
- Песни написал Д.Кабалевский.
- Что вы знаете о его творчестве?
- Дмитрий Кабалевский создавал музыку для детей о школе, дружбе, детстве.
- Молодцы! Наш корабль идёт по верному курсу!
Ученик: Музыка – чудесная работа, чтобы людям сердце взволновать,
Мало пьесу выучить по нотам, надо научиться колдовать.
Тот, кто это знает и умеет, тот приносит счастье в каждый дом.
Постарайся сделаться скорее добрым музыкантом – колдуном.
- Мы и не заметили, как приплыли к первому острову «Угадай – ка». На этом острове нас ждёт волшебный свёрток. Что это? (разворачиваем) Кроссворд «Краски музыки». Нам надо вспомнить и назвать основные краски, которыми пользуются композиторы, чтобы нарисовать что-то, передать настроение.
Кроссворд:
*
1. тембр 1. Окраска голоса, звучания
2. темп 2. Скорость движения
3. лад 3. Настроение в музыке
4. высота 4. Расположение звуков, регистр
5. динамика 5. Сила звучания, громкость
6. ритм 6. Чередование, организованность звуков
7. гармония 7. Согласие, созвучие звуков
- И центральное слово, обозначающее «душу» музыки, музыкальную мысль – это…
- Мелодия.
- А вот и следующее испытание: «Ребусы».
(Показ карточек – ребусов, составленных из нот)
фамилия, домино, ребусы, доля, сирена, дорога, фасоль, мир, дом.
- Молодцы! А вот эти слова рассыпались. Их надо собрать и назвать их определение. (работа по командам)
Интонация – характер звучания мелодии, её настроение.
Развитие – отражение в музыке всего происходящего, изменение мелодии.
Форма – построение музыкального произведения.
Качества – основные признаки, происходящие от характера песни, танца, марша – песенность, танцевальность, маршевость.
- Молодцы! Вы справились со всеми заданиями на этом острове. Мы можем отправляться дальше, и в пути нам помогут песни. На нашем корабле все мы капитаны и песня наша будет о капитане.
Исполнение : «Песенка о капитане» И. Дунаевский.
- Вот и следующий остров «Среди природы». Мы знаем, что музыка может рисовать природу, всё что в ней происходит.
Сейчас вы должны определить название музыкального произведения, композитора, образ, характер, используя движения рук (дирижирование).
Слушание: «Утро» Э.Григ.
- Мы слушали музыкальное произведение норвежского композитора Эдварда Грига «Утро».
- В музыке композитор нарисовал восход солнца, рассвет, пробуждение природы, пение птиц, шелест листьев, шум ветерка, наигрыши пастушка.
- Мелодия имела нежный, добрый, трепетный, плавный характер.
- Сколько интонаций было в музыке? Какие?
- Было две интонации: выразительная и изобразительная.
- Что делала каждая интонация?
- Выражала радость, рисовала природу.
- Что происходило с мелодией и почему?
- Мелодия постепенно поднималась вверх, рисуя восход солнца.
- Молодцы! Хорошо справились с этим заданием. Вы все знаете, что природу надо беречь, любоваться её красотой, относиться к ней с осторожностью. И чтобы красота в природе была вечной, многое зависит от вас и вашего отношения к ней.
Исполнение: «Лесной марш» Ю.Чичков (солисты – группа)
Ученик: То звенела музыка в ручейке, Музыка повсюду и везде:
То шумела музыка в ветерке, В плеске водопада и в реке,
Ветерок листвой зелёною играл, В птичьих голосах, в лесной тиши.
Из листвы он музыку извлекал, Музыка моя, звучи, дыши!
- Мы в лесу гости. А для кого лес – дом родной?
- Для птиц, зверей.
- О жизни некоторых мы сейчас узнаем!
Инсценировка песен: «Кукушка» (швец. нар. песня)
(солистка – группа)
«Почему медведь зимой спит?» Л.Книппер
(солисты – герои, группа, костюмы персонажей)
- Вот какие чудеса происходят в жизни зверей! Наши ребята – хорошие артисты. Кроме птиц и зверей в лесах, высоко в горах живут волшебные существа – сказочные герои, которые охраняют сокровища земли. Кто это?
- Это гномы.
- Мы отправляемся к ним в пещеру и понаблюдаем за их работой.
Слушание: «В пещере горного короля» Э.Григ.
( исполнение танца группой мальчиков)
- Что происходило с мелодией?
- Мелодия постепенно ускорялась, становилась громче, сильнее, ярче.
- Что рисовала музыка?
- Музыка рисовала яркий, стремительный танец.
- Как называется это произведение, кто композитор?
- «В пещере горного короля» Эдвард Григ.
- В какой форме оно написано? Что это за форма?
- Произведение написано в форме вариаций – где главная мелодия повторяется с украшениями, видоизменениями.
- Молодцы! Отправляемся дальше. Посмотрите, кто нас сопровождает в нашем путешествии.
Исполнение танца «Золотые рыбки» Р. Щедрин (группа девочек).
- Под какую музыку танцевали золотые рыбки? Откуда этот фрагмент?
- Это фрагмент из балета «Конёк – Горбунок» Родиона Щедрина «Золотые рыбки».
- Что же исполнили для нас рыбки и гномы?
- Они исполнили танец.
- Верно, потому что мы приплыли на остров «Танцы».
Ученик: И остров танца тоже есть,
Людей весёлых там не счесть.
Весь день резвятся и кружатся,
И лишь под утро спать ложатся.
Исполнение танца «Арагонская хота» М.Глинка (солистка).
- Как называется этот танец, кто его композитор?
- «Арагонская хота» Михаил Глинка.
- Что вы знаете об этом композиторе?
- Михаил Иванович Глинка – великий русский композитор, основоположник русской классической музыки, путешественник.
- Какой интересный инструмент звучал в танце?
- Кастаньеты – деревянные пластинки для пальцев рук, подчёркивающие ритм танца.
- А кто является основоположником польской классической музыки?
- Фридерик Шопен.
- Как называется танец - шествие для торжества?
- Полонез.
- Давайте исполним основные движения «Полонеза».
Исполнение – слушание – разминка (по группам, парами).
- Молодцы! Какие качества здесь сочетались?
- Маршевость и танцевальность.
- Сколько и какие слышали интонации?
- Две интонации: 1. Выражала радость, 2. Рисовала движение танца – марша.
- Молодцы! Плывём дальше.
Ученик: Один только остров остался у нас.
Мы с ним познакомимся прямо сейчас.
Вас песня весёлая в даль увлечёт,
Подарит всем солнце и к звёздам полёт.
- Вот мы приплыли на главный остров «Песня». Песня - наш друг и помощник, она всегда с нами рядом, придаёт нам сил и уверенности, поднимает настроение. Убедимся в этом.
Исполнение – инсценировка: «Любитель - рыболов» А. Старокадомский.
(солист – хор)
- Молодцы! Какой же наш рыболов чудак! Почему же он ничего не поймал?
- Он распугивал рыб своим пением.
- Сколько в песне частей? И какую она имеет форму? (схема)
- В песне две части: куплет – припев:
- Молодцы! Кто же сейчас встречает нас?
Исполнение: «Кузнец» Д.Кабалевский (по ролям: всадники – кузнецы)
- Сколько в песне героев?
- В песне два героя: всадник – кузнец.
- Сколько в песне частей и почему?
- В песне одна часть, т.к. настроение – интонация не меняется.
- Что рисует мелодия?
- Мелодия рисует стук копыт, удары молота.
- Правильно! А сейчас проведём «Угадай-ку» – по начальным звукам догадайтесь и назовите песню (исполнение учителем на инструменте).
- Это начало «Пастушьей песни».
Исполнение «Пастушьей песни» каноном (две группы).
- Как мы исполняли песню?
- Мы исполняли по группам, распевно, а-капелла, каноном.
- Что такое канон, а-капелла?
- Канон – исполнение по группам, с опозданием («эхо»).
- А-капелла – пение без музыки.
- Сколько частей в песне и почему?
- В песне одна часть, т.к. интонация не меняется.
- Какое здесь развитие?
- Здесь исполнительское развитие.
- А что такое развитие музыки? Какое бывает развитие? И от чего оно зависит?
- Развитие музыки – это изменение мелодии.
- Бывает исполнительское и композиторское развитие.
- Развитие зависит от изменения мелодии или её повторения.
- Молодцы! Вы справились со всеми заданиями, назвали все основы музыки. И ваши знания помогут вам открывать волшебный мир музыки.
Ученик: Вся музыка – волшебная страна,
Она красива, ласкова, нежна.
Мы много раз еще там побываем
И очень много нового узнаем!
- Вот мы и вернулись обратно. И в заключении нашего праздника исполним прекрасную песню, которая подчёркивает важное значение музыки в нашей жизни.
Исполнение: «Дружат дети всей земли» Д.Львов – Компанеец (хором)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий концерта-лекции "Музыкальное путешествие по странам и континентам"
Сценарий концерта-лекции из серии "Школьная филармония представляет" "Музыкальное путешествие по странам и континентам". Знакомство с музыкальными традициями народов разных стран. В концерте п...

Музыкальное путешествие (Урок музыки 1 класс)
На уроке учащиеся в игровой форме знакомятся с основными ступенями звукоряда....

Урок "Музыкальное путешествие в сказку"
Познакомить учащихся с композитором И.С. Бахом, музыкальным инструментом клавесин, сформировать представление о жанре "Менуэт"...

Урок музыки в 8 классе : " Музыкальное путешествие во Францию "
Цель урока : познакомить с классическими образцами французской песенной эстрады, обобщить знания о "легкой" и "серьезной" музыке....
Урок музыки «Музыкальное путешествие в деревню «Гармошка».
Урок в 4 классеУрок разработан по программе « Музыка» 1 – 4 классы» (Авторы: Е. Д. Критская,Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина) в соответствии с основными положениями художественно- педагогичес...

Методическая разработка сценария открытого занятия педагога доп.образования Гончарука В.Е. – литературно-музыкальное путешествие по музыкальным образам «Музыкальный калейдоскоп»
Разработка сценария тематического направления в области театрального искусства....