Исследовательский проект "Елочная игрушка, как отражение русской истории и культуры"
проект по мхк (9 класс)

Е.Ю. Кузнецова

Тема проекта является актуальной, так как ёлочные игрушки неразрывно связаны с историей и культурой нашей страны.

   Цель проекта – приобщение к культурному наследию родного Отечества через ознакомления с историей елочной игрушки, как исторического источника, который может рассказать нам об истории и культуре нашей страны.

   В ходе исследования были использованы разнообразные методы. Обозначена актуальность работы, цель, задачи, гипотеза, определены предмет и объект работы.

   В основной части излагается теоретическое содержание проекта, в котором автор  знакомит с этапами развития и отражением общественных событий в ёлочной игрушке.   В практической части описаны результаты анкетирования учащихся МОУ Верейской СОШ №19, инвентаризации старинных ёлочных игрушек школы, а также результаты интервью с Пчёлкиной Людмилой Александровной. На основании систематизированного материала создана презентация с таблицами, фотографиями и иллюстрациями. В заключении сделаны выводы по важнейшим разделам проекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskiy_proekt.docx169.47 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЕРЕЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 19

ОРЕХОВО-ЗУЕВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

142633 Московская область, Орехово-Зуевский г.о, п.Верея, ул. Школьная

(тел/факс (496)4162-116; e-mail: )

Исследовательский проект

на тему:

«Ёлочная игрушка, как отражение русской истории и культуры»

Выполнила: учащаяся 9 «А» класса

Кирюхина Мария

Руководитель: учитель музыки

Кузнецова Елена Юрьевна

2024 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………...3

ГЛАВА 1. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЕЛОЧНОЙ ИГРУШКИ …………………...........................5

ГЕРМАНИЯ – РОДИНА НОВОГОДНЕЙ ИГРУШКИ……………………………......5

ПОЯВЛЕНИЕ НОВОГОДНЕЙ ИГРУШКИ В РОССИИ………………………….......8

ОТРАЖЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ СОБЫТИЙ В НОВОГОДНЕЙ ИГРУШКЕ…….12

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………………………………………………………...19

ЕЛОЧНЫЕ ИГРУШКИ НАШИХ БАБУШЕК…………………………………………19

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС……………………………………………………......20

ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ СТАРИННЫХ ЁЛОЧНЫХ ИГРУШЕК В МОУ ВЕРЕЙСКОЙ СОШ №19……………………………………………………………………………………….21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………........22

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………………...24

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………………………....25

ВВЕДЕНИЕ

«Человек, не знающий своего прошлого, - дикий человек»

А.С. Пушкин

Наряжать ёлку – это предпраздничный творческий процесс, в котором, как правило, участвуют практически все члены семьи – родители, дети, бабушки и дедушки. И, как правило, у каждого члена семьи есть свои любимые новогодние игрушки.

Изначально елочные игрушки – это символы, в которых тесно переплетались языческие и христианские традиции. Свечи – это духовный свет, шары – память о плодах древа Добра и Зла, овощи и фрукты – плодородие, животные и люди восходят к Божественному мирозданию, ну а звезда, украшающая верхушку – конечно, восходит к Вифлеемской звезде, приведшей волхвов к месту рождения Христа.

В далеком прошлом все елочные украшения были съедобными – вафельные и сахарные фигурки, орехи, фрукты и овощи, сладости. В XVIII веке состоялся переход к предкам нынешних новогодних игрушек – появились красочные бумажные цветы, латунные феи и ангелы. Золотили орехи и шишки, плели цепочки.

Со временем мастера научились создавать настоящие произведения искусства: любые по размеру и форме шары, птички, домики и фигурки человечков. А в начале XX века возникла мода на разные виды игрушек.

Для себя я определила предмет исследования: история возникновения елочной игрушки.

Объект исследования: история елочной игрушки, как отражения истории и культуры нашей страны.

Гипотеза: если мы рассмотрим историю развития елочной игрушки, то докажем, что она отражала основные события в жизни нашей страны, являясь связующей нитью поколений.

Для этого я поставила перед собой цель исследования: приобщение к народному культурному наследию родного Отечества через ознакомления с историей елочной игрушки, как исторического источника, который может рассказать нам об истории и культуре нашей страны.

Реализация данной цели возможна на основе решения следующих задач:

  • изучить и проанализировать специальную литературу по проблеме исследования;
  • организовать и провести практическое исследование проблемы;
  • узнать какими елочными игрушками украшали елку наши бабушки;
  • провести инвентаризацию школьных ёлочных игрушек;
  • провести анкетирование;
  • доказать, что елочная игрушка действительно является отражением русской истории и культуры.

Методы исследования:

  • изучение и анализ литературных источников;
  • словесный (беседы с жителями посёлка Верея);
  • практический (изготовление ёлочной игрушки).

ГЛАВА 1. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЁЛОЧНОЙ ИГРУШКИ

ГЕРМАНИЯ – РОДИНА НОВОГОДНЕЙ ИГРУШКИ

В давние времена у старых кельтских народов существовал обычай поклонения природным силам. Считалось, что живая природа населена различными сверхъестественными созданиями и для получения их доброжелательности необходимо было принести жертвы. Связующим элементом между природой и человеком было дерево. Наши далекие предки наделяли деревья способностью творить добро и зло, чувствовать, считали, что в их ветвях нашли приют духи — как добрые, так и злые. Поэтому люди украшали деревья, чтобы задобрить духов и получить их поддержку в повседневной жизни.

Ель занимала особое положение среди деревьев, ей всегда отводилось особое место в жизни людей. Для древних людей это было священное дерево. Они считали, что ель, как и другие хвойные деревья, пользуется особым расположением Солнца — главного бога в языческих верованиях. Зеленая лесная красавица издревле считалась деревом мира у древних германцев. Они верили, что в ее ветвях обитает добрый дух лесов — защитник справедливости и всего живого. Не случайно перед боевыми сражениями воины собирались на совет именно у ели, надеясь получить ее защиту. [1]

Еще это дерево олицетворяло собой бессмертие, верность, бесстрашие, достоинство, вечную молодость. Со временем возник обычай задабривать добрых духов, которые зимуют в вечнозеленых ветвях ели, украшая ее пушистые лапы подарками. Этот обычай родился в Германии, а позднее обряд почитания ели заимствовали голландцы и англичане.

Потому священное дерево (сначала таким числилась яблоня) щедро наряжали, а вокруг него устраивали радостные песни и пляски. Со временем людей стал расстраивать тот факт, что зимой яблоня сбрасывает листья и теряет свою красоту. Поэтому постепенно объектом поклонения стало другое не менее величественное дерево, ель. Она одинаково красива в разные периоды года. И наиболее подходит для символа вечности.

У кельтов она считалась обиталищем лесного духа, требовавшего кровавых жертв — внутренностей людей и животных, которые друиды регулярно развешивали на ветвях дерева. Когда окрепшая христианская церковь запретила жертвоприношения, народы Европы заменили внутренние органы шарами из дерева, которые в дальнейшем стали стеклянными, а кишки — тряпочными и бумажными гирляндами. К этому кельтскому представлению и всходит европейская традиция украшать рождественскую елку. [2]

С распространением христианства языческий обычай приобрел совсем другое значение. Ель стала основным атрибутом и символом Рождества. Украшения приобрели христианскую символику. Звезда, расположенная на верхушке, стала означать Вифлеемскую звезду, которая возвестила о рождении Иисуса Христа. Рождественская ель также являет собой образ дерева, усыпанного плодами. Поэтому, украшали ее, в основном, орехами и фруктами, в частности, яблоками. А последние, как известно из Библии, были «запретным плодом». На нее вешали и пресные вафли, очень напоминавшие хлебцы для обряда причастия. А свечи, которые располагали на ветвях, символизировали свечи, что горели в яслях, где был рожден Христос. [3]

Первые елочные украшения были только съедобными. Ими стали яблоки, мандарины, апельсины, морковь, картофель, яйца, орешки, вафли, пряники, фигурный сахар и леденцы.

Время от времени яблоки покрывали краской и блестками, а орешки – сахаром. Конфеты запаковывали в цветную бумагу или фольгу. К веткам ели прикрепляли дольки цитрусовых, палочки корицы и цукаты. Все эти вкусности съедали в новогоднюю ночь, а обертка оставалась висеть.

Яблоки занимали самое почётное место посреди всего обилия первых украшений. Осенью отбирались самые прекрасные яблоки, ровненькие, большие и прочные. Их заботливо хранили до самой зимы. Красноватые и желтоватые яблоки торжественно смотрелись на фоне зеленых веток. Яблоки стали прототипом стеклянных новогодних шаров. [4]

Согласно легенде, некогда выдался недородный год, и яблок было недостаточно. Тогда стеклодувы из города Лауша в Тюрингии в 1848 году предложили временную подмену этому фрукту. Там и были сделаны первые стеклянные шары из прозрачного и цветного стекла. Изнутри их покрывали слоем свинца, а снаружи украшали блестками. Они были очень тяжелыми (толщина стенок достигала 7 мм) и дорогими. В 1867 году в Лауше открыли газовый завод. С помощью газовых горелок с пламенем очень высокой температуры, стеклодувы смогли изготавливать тонкостенные шары любых размеров. Вредное для здоровья свинцовое покрытие было заменено на нитрат серебра. С течением времени профессиональные мастера стали выдувать из стекла не только шары, но и виноградные гроздья, птиц, рыбок, фигурки Санта-Клауса, кувшинчики и амфоры. Игрушки раскрашивались серебряной и золотой пылью. Германские ёлочные игрушки прославились на весь мир.[5]

Но декорации из стекла достаточно длительное время были дорогостоящими, и потому домашние поделки продолжали оставаться излюбленным и полезным семейным занятием.

В конце 19 века, примерно в 1870-е годы, начинается промышленное производство Дрезденского картонажа. Расцвет игрушки пришёлся на 1880 год. Но стоит сказать, что популярность сохранялась и в первой половине 20 века , а в нашей стране – в 1960 – 1970-е годы. Игрушки были сделаны из картона с серебряным или золотым покрытием. Этот эффект достигался методом ламинирования картона металлической фольгой. Казалось, что эти игрушки действительно сделаны из металла. Но это была лишь имитация. Такие игрушки не были тяжелы для еловых веток.

До 1900 года считалось, что елка должна быть яркой и броской, усыпанной игрушками.

В 20 веке, когда ёлочные игрушки и само дерево стали уже общедоступной радостью, пестро нарядная разнородными игрушками ёлка стала в Европе признаком безвкусицы. В моду вошла сдержанная традиция украшения ёлки двумя цветами: серебристым и голубым, желтоватым и красноватым.

ПОЯВЛЕНИЕ НОВОГОДНЕЙ ИГРУШКИ В РОССИИ

В Россию обычай широко отмечать Новый год привез из Германии Пётр I. Первые новогодние праздники были устроены, согласно царскому Указу, в 1700 году. В своем Указе царь повелевал: «По знатным и проезжим улицам у ворот и домов учинить некоторые украшения из древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых, чинить стрельбу из небольших пушек и ружей, пускать ракеты и зажигать огни. А людям скудным, каждому хотя бы по древу или ветке на вороты поставить». Этот праздник очень полюбился русскому народу. [6]

После смерти Петра I новогодние ёлки ставить перестали. Лишь владельцы трактиров украшали ими свои дома, причем ёлки стояли у трактиров круглый год, хвоя высыхала и опадала, превращаясь в обнаженную палку. С тех времен дошло до наших дней выражение – «ёлки-палки».

Новогодние празднества и традиция ставить ёлки возродились при Екатерине II.

В 1848 году в Москве открылась первая фабрика по производству огней «без цвета и запаха», именуемых бенгальскими. Однако, производство ёлочных игрушек, изготавливаемых фабричным способом лишь в Петербурге и Клину, было незначительным, и поэтому они завозились из других стран, в основном, из Германии.

Но по-настоящему обычай наряжать елку и делать это именно к Рождеству, которое праздновалось 25 декабря и было главным праздником (а Новый год был просто продолжением), пришел в Россию при Николае Первом. Его супруга, императрица Александра Федоровна, урожденная принцесса Шарлотта из Пруссии, перенесла в Россию обычай украшать жилище елочкой с горящими свечами. Эта традиция, а еще обычай дарить на Рождество подарки, раскладывая их под елкой или вешая прямо на ветки, очень скоро завоевали популярность сначала среди придворных, потому по всему Петербургу, а затем и по всей России. [7]

Самыми любимыми игрушками на протяжении долгих лет были съедобные изделия – фигурки из песочного теста, которые оборачивались в цветную, золотую или серебряную фольгу, а еще золоченые орехи, яблочки и, конечно же, свечи. Многие игрушки делались своими руками из подручных материалов. Первые стеклянные игрушки, появившиеся в России, были немецкого производства. Но и отечественные мастера быстро поняли, насколько это прибыльное дело. Одни из первых отечественных мастерских по производству стеклянных елочных игрушек находились в Круговской волости Клинского уезда. Богатые залежи кварцего песка в крае способствовали раннему развитию здесь стекольной промышленности. В 1848 году князь А.С. Меншиков, правнук А.Д. Меншикова, сподвижника Петра I, получает разрешение на строительство небольшого стекольного завода в своем имении Александрово близ Клина. С этого момента зарождается Клинский стеклодувный промысел.[8]

На этом заводе изготавливали лампы, бутылки, стеклянные изделия для аптек. Стеклянная и хрустальная посуда с меншиковского завода прославилась по всей России чистотой выделки стекла, высоким качеством гранения и шлифовки хрусталя.

Крестьяне окрестных деревень, работавшие на этом заводе, овладев навыками ремесла, совместно с женами, со временем начали создавать самостоятельные мастерские по производству так называемых камушных изделий – «дутых» бус, серег, пуговиц и других мелких вещей.[9]

Кроме стеклянных, в России также выпускались игрушки из ткани, ваты и папье-маше.

На рубеже 19–20 веков в России особо популярны стали хрупкие ангелочки, позолоченные орешки и яблочки, фигурки из шоколада. Славились игрушки из тисненого картона, на которых располагались изображения персонажей из Библии или любимые сказочные герои. По личному указу Николая I в Зимнем дворце был устроен праздник Ёлки. Царский пример вызвал массовые подражания, и уже через несколько лет весь Петербург украшал ёлки накануне Рождественской Всенощной.

Первая публичная ёлка была устроена в 1852 году в Петербурге в здании Екатерингофского вокзала. В деревнях же праздничные ёлки были в те времена совершенно неизвестны. Купить можно было красиво украшенную ёлку в кондитерских лавках. Стоили эти ёлки очень дорого – от 20 до 200 рублей. Но зато были удивительно хороши. Украшались они великолепными игрушками: миниатюрными яркими сундучками с подарками, китайскими фонариками, корзиночками, куколками, шарами и прочей мишурой. [10]

В 1882 г. американец Э.Джонсон предложил использование для украшения Ёлки электрическое освещение. И уже в 1897 г. праздничная Ёлка в Царскосельском манеже сверкала электрическими огнями.

Из города праздник и связанные с ним традиции перешли в деревню в конце XIX века. Ёлку стали устраивать сначала в сельских школах, а затем и в крестьянских домах. В зажиточных семьях было принято украшать лесную красавицу мандаринами и конфетами. Ёлка в доме стояла всего одну рождественскую ночь. К началу XX века елки устраивались уже по всей России.

Украшали ёлки в России, как и везде, сладостями и устанавливали прямо на стол, поскольку они были маленькими. Позже их стали ставить в центр комнаты, и для этого требовались большие ели. Тогда же и появился мифологический персонаж, который якобы и дарит всем ёлки - Дед Мороз, которого также называли Святой Николай, добрый Морозко. [11]

В 1916 году рождественские елки на русской земле оказались в опале. Во время Первой мировой войны Синод запретил рождественскую ёлку, как пришедший из Германии обычай. В военные годы пленные немцы научили мастеров- артельщиков в Клину выдувать шары и бусы. Клинская фабрика «Елочка», кстати, по сей день остается единственной в России фабрикой, которая делает бусы для елок.

Помимо стекла игрушки делали из картона. В дореволюционной России был популярен «дрезденский картонаж» — игрушки, склеенные из двух половинок выпуклого тонированного картона. На елки вешали и красивых куколок с литографическими (бумажными) лицами, приклеенными к «телу» из ткани, кружев, бисера, бумаги. К XX веку лица стали делать выпуклыми, из картона, позже — фарфоровыми. Были игрушки и из ваты, накрученной на проволочный каркас: так оформляли фигурки детей, ангелочков, клоунов, моряков. На елках развешивали бутафорские фрукты из папье-маше, бархата. На верхушке закрепляли Вифлеемскую звезду, шестиконечную, — в отличие от советской.

А традиция увенчивать елку украшением в форме пики связана не с формой ледяных сосулек, а с дизайном военных касок времен кайзеровской Германии: пикообразные верхушки для елок начали делать именно там. Их украшали фигурками голубков, колокольчиками.

Игрушки, которые появлялись в начале 20 века, символизировали развитие технического прогресса. Это были поистине виртуозно изготовленные маленькие автомобили и телефонные аппараты.[12]

ОТРАЖЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ СОБЫТИЙ

В НОВОГОДНЕЙ ИГРУШКЕ

Новогодняя игрушка в 30- е годы.

В 1925 году празднование Нового года в России было запрещено и возобновлено только в 1935-м. Это был революционный советский Новый год. В результате проведенной педагогами и производственниками ревизии дореволюционных каталогов были отвергнуты игрушки с ярко выраженной рождественской тематикой. Игрушки из стекла и ваты, мишуры и канители, с мерцающим блеском считались наиболее подходящими для украшения елки. Однако сырьевые проблемы, недостаточное количество металлических форм для выдувания фигурной стеклянной игрушки ограничивали ее ассортимент. Этот недостаток был вполне компенсирован производством ватной игрушки, использовавшим доступное дешевое сырье и ручной труд.

Податливый, удобный в работе материал позволял изготавливать большое количество фигурных, сюжетных игрушек отражавших новую советскую тематику - здоровых, румяных лыжников и конькобежцев, пограничников, полярников, пионеров, фигурки зверей и персонажей любимых детских сказок. Еще одним популярным видом ватной игрушки являлись изображения овощей, фруктов, грибов и ягод. [13]

Новый год сделали советским праздником, поэтому изменились и новогодние игрушки. Вифлеемская звезда стала красной пятиконечной, и под нарядными ёлками страна по указу Сталина вместе с Дедом Морозом встретила 1935 год от Рождества Христова. И в стране вновь появились ёлочные украшения, а в связи с появлением хромолитографии широко распространились хромолитографические игрушки. Из картона делались фигурки, их туловища из ваты – что придавало игрушкам объем.

Фигурки детей, клоунов, балерин, птиц, животных, фруктов и овощей остались. А вместо ангелов появились пионеры, буденовцы, красноармейцы, женщины в красных косынках. Появились игрушки-подвески в форме звезды с серпом и молотом, шары со звездами.

В конце 30-х на елках появились герои детской литературы — Иван Царевич, Руслан и Людмила, братец Кролик и братец Лис, Красная Шапочка, Кот в сапогах, Крокодил с Тотошей и Кокошей, доктор Айболит.

После 30-х годов появились и такие игрушки, как шары с портретами вождей. В 1936 году в Колонном зале Дома Союзов была устроена ёлка для детей и молодежи. Лесная красавица вернулась после долгих лет забвения и уже навсегда вошла в нашу жизнь вечнозеленым чудом и волшебной сказкой.

В 1937 году Наркомпрос выпустил интересное пособие под названием «Ёлка в детском саду», где подробно было описано, какие ёлочные игрушки следует вешать на нижние ветки, какие на средние, какого цвета должна быть звезда на макушке ёлки, как должны себя вести дети и педагоги во время праздника «Новый год». Игрушки тех лет были созвучны эпохе - фигурки людей (парашютистов, хоккеистов, человечков негроидной и монголоидной расы). Редчайшими экспонатами сейчас являются украшения из прессованной ваты, облитой лаком – пионеры, фрукты, зайчики, лисички. Наркомпрос рекомендовал вешать их на нижние ветки елей. Заигрывали ватных елочных зверей до дыр, поэтому их осталось очень мало даже в музеях. Такие ватные игрушки делали до середины пятидесятых. В Москве работали две артели, производящие ёлочные игрушки – «Художественная игрушка» и «Всё для ребенка».

Новогодняя игрушка в 40- е годы.

Елочные украшения изображающие предметы быта начали появляться в 40-х годах. Их отличает текучесть формы и роспись яркими красками. В эти годы появились игрушки из толстого бутылочного стекла. Во время Отечественной войны на фронтах елки украшали фигурками, которые мастерили из погон, бинтов, носочков. Игрушки выпускались в ограниченном количестве. Украшение елки к Новому году было обязательным — этот обряд напоминал о мирной жизни и придавал сил надеяться на скорую победу. «Военные» елки украшались «солдатами», «танками», «пистолетами», «собаками-санитарами»; даже Дед Мороз на Новогодних открытках бил фашистов.

После войны 1 января 1947 года снова стал выходным днем. А елочные игрушки снова стали мирными. В 1949 году, к юбилею А.С.Пушкина были выпущены игрушки с изображением персонажей сказок поэта. Пока у власти в стране находился Сталин, все, в том числе и производители игрушек, ориентировались на его мнение. Сталин очень уважал хоккей – соответственно, появились «елочные хоккеисты», любил цирк – на елках возникли цирковые персонажи.[14]

Новогодняя игрушка в 50- е годы.

В начале 1950-х изготавливались игрушки в виде фруктов, ягод (виноград, малина, клубника, персики, лимоны). Появились и сказочные персонажи: Айболит, Дед Мороз, Снегурочка, Чиполлино, различные звери: белочки, медведи, зайцы. Тогда же, в 50-х, появилась мода на стеклянные бусы и композиции из стеклянных шариков, бус и палочек. После выхода знаменитого фильма Э. Рязанова «Карнавальная ночь», появились елочные игрушки в виде часов, на которых стрелки замерли в положении «без пяти двенадцать». А в 1954 году впервые зажглась Главная Ёлка страны - Кремлевская, которая искрится и сверкает до сих пор на каждый Новый год.

В елочных украшениях нашел отражение подводный мир – всевозможные рыбки с яркими переливами цвета и необычной формой.

Монтажные игрушки 50-х годов изготовлены методом сборки стеклянных трубочек и бусинок с помощью проволоки. Смонтированы игрушки в виде самолетов, парашютов, подвесок, звезд. Технология изготовления монтажных елочных игрушек пришла к нам из Богемии, где появилась в конце ХХ века.

В 50-х годах ёлочки опять уменьшись в размерах и появились игрушки-малютки, предназначенные для ёлочек-малюток высотой около 25 см, легко размещавшиеся на письменном столе. Для таких ёлочек и выпускались маленькие стеклянные шарики, пластмассовые овощи и даже бусы. Широко распространены были также жестяные игрушки. [15]

Новогодняя игрушка в 60- е годы.

В новогодних украшениях 60-х преобладает космическая тематика. Тогда же широко распространились новогодние игрушки на прищепках. Появились «спутники», «космонавты», «ракеты», шарики с рисунками на космическую тематику. Также в 60-е годы появились первые электрические елочные гирлянды. Игрушки в виде фруктов, ягод (виноград, малина, клубника, персики, лимоны) изготавливались после Великой Отечественной войны. В 60-х годах, в эпоху правления Хрущева преобладали игрушки сельскохозяйственной тематики: баклажаны, томаты, лук, фасоль, горох, помидоры, морковка и кукуруза - початки всех размеров и цветов.

В 60-е с приходом моды на минимализм и авангард все максимально упростилось. Фигурки стали одутловатыми, росписи — самыми простыми. Но в это же время появился новый материал — поролон. Его начинают активно использовать в производстве елочных игрушек. Выпускали, к примеру, матрешек в поролоновых платках, из поролона делали хвостики и гребешки, свиные пятачки. Была игрушка в виде большого стеклянного шара, который с одной стороны был прозрачным, а с другой — посеребрен. В задней, серебряной стенке красиво отражалась поролоновая рыбка, «плавающая» внутри шара. В производстве игрушек начинает активно использоваться пластмасса: в больших количествах выпускались, например, шары-прожекторы, шары-многогранники, как на дискотеках. Были пластмассовые прозрачные шары, внутри которых «летали» пластмассовые бабочки. [16]

Новогодняя игрушка в 70- 80-е годы.

В 1970-е годы дизайн игрушек становится менее разнообразным. Фабрики елочных украшений «штамповали» похожие друг на друга серии шариков, «шишек», «пирамидок», «сосулек» и «колокольчиков». Встречались такие интересные экземпляры, как снежинки с серпом и молотом.

Какой Новый год без заснеженных избушек, елки в лесу и Деда мороза? Уютные избушки с заснеженными крышами создают новогоднее настроение в эти годы.

В 70-е годы также выпускалось много игрушек на прищепках. В 1980-е годы выпуск серийных, не отличавшихся оригинальными оформительскими идеями, игрушек, продолжился. На самом деле, не так уж они и плохи – шарики разнообразной цветовой гаммы, с серебряным и золотым напылением, с наклеенными цветочками и звездочками, зеленые и фиолетовые «шишки», как будто обсыпанные сахаром.

Преобладали абстрактные игрушки. Вместо непременной звезды появились верхушки в виде пик и пирамидок. В это время разнообразие ёлочных украшений резко уменьшилось – они стали типовыми.

В 1970-80-е годы стал популярен «дождик» из фольги, а также пушистая, колкая мишура – серебристая, оранжевая, желтая. Когда все это в преддверии Нового года украшало небогатые советские витрины, ходить в магазины становилось как-то особенно приятно. В 1970-е вернулась мода украшать елочку богато и разнообразно, правда, многие так завешивали все сверху «дождем», что убранства становилось практически не видно.

Елочные игрушки на спортивную тему были выпущены в честь прошедшей в Москве Олипмпиады-80. Особое место среди них занимают "Олимпийский мишка" и "Олимпийский огонь". [17]

Традиция украшать макушку елки звездой существует со средних веков. Однако, в СССР Вифлеемскую звезду заменили на красную рубиновую – аналогичную тем, что появились при советской власти на кремлевских башнях. Советская власть сменилась демократией, но у многих дома такие звездочки (выпускались они до середины 80-х) сохранились. У некоторых такие звезды были с лампочками внутри и «завязаны» с реле электрогирлянды. И люди продолжают по старой привычке водружать их на верхушки елок. Таким образом, по-своему уникальный дизайн «советской елки» — богатое, сверкающее убранство плюс красная пятилучевая звезда на макушке – продолжает сохраняться и сегодня.[18]

Новогодняя игрушка в 90-е годы.

В 1990-е годы в продаже появилось множество елочных шаров с изображением животных – символов наступающего года. С конца 1980-х страну завоевала мода на всевозможные гороскопы и это не могло не отразиться на новогодней индустрии. Эта тенденция жива и по сей день: шарики с животными, фигурки животных выпускаются в огромных количествах и пользуются неизменной популярностью. В 90-х годах в моду вошли скромные ёлки с минимумом игрушек. Предпочтение отдавалось шишкам.

Затем появилось совершенно противоположное направление - максимум всего блестящего и сверкающего, чтобы елка терялась под слоем игрушек, серпантина и «дождика».[19]

Новогодняя игрушка в 2000-е годы.

С начала 2000-х годов стали популярными оригинальные, «самодельные» игрушки – тоже своего рода возврат в прошлое. Фигурки из соломы, бумаги, моточков шерсти и кусочков ткани; плюшевые зверьки, войлочные лебеди и ангелочки. А мода на советские ретро-игрушки заставила многих забраться в недра бабушкиных антресолей или старинных комодов – туда, где могли быть спрятаны за ненадобностью старые новогодние украшения. [20]

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

ЁЛОЧНЫЕ ИГРУШКИ НАШИХ БАБУШЕК

Представим мысленно преддверие Нового года. Пахнет хвоей, за окнами мягко падает снег. С антресолей достают запылившуюся за год коробку с елочными игрушками. Вся семья начинает наряжать елку. Прекрасная ежегодная церемония. Любимые всеми, они абсолютно беззащитны: каждый следующий Новый год любая из этих хрупких вещичек может не пережить. В результате многие игрушки, которые помнят теперешние папы, мамы, бабушки и дедушки, исчезли: разбились, потерялись, «ушли». Но до сих пор они живут в рассказах….

Вот одно из воспоминаний Пчёлкиной Людмилы Александровны 1950 года рождения.

Людмила Александровна одна из подруг моей бабушки, и я расспросила её, как украшали ёлку в её детстве. Людмила Александровна родилась через несколько лет после Великой Отечественной войны.

Она вспоминает, что тогда у них ёлочных игрушек не было. Игрушки на Новый год делали сами – клеили гирлянды из бумажных колечек, раскрашивали шишки, оборачивали орехи фольгой.

На ёлку вешали конфеты. Людмила Александровна до сих пор помнит, что это были конфеты “Весна” – в красивых блестящих обёртках.

Эти конфеты должны были висеть до конца праздников, пока ёлку не начинали разряжать, родители до этого не разрешали их есть. А младший брат Людмилы Александровны научился аккуратно разворачивать конфетные обёртки, съедать конфету, а внутрь вкладывал хлебный мякиш. И никто ничего не заметил, пока им торжественно не разрешили их съесть – а там уже не было конфет.

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС

В ходе практического исследования мы решили провести опрос школьников, чтобы узнать ответы на следующие вопросы:

  • Наряжают ли в вашей семье новогоднюю елку?
  • Есть ли у вас в семье старинные игрушки?
  • Нравятся ли вам старинные новогодние игрушки?
  • Откуда в вашей семье старинные игрушки?
  • Что особенного в старинных новогодних игрушках?

В опросе принимали участие 40 обучающихся 5-9 классов. По результатам опроса [Приложение 1, диаграмма №1, №2, №3]:

  • наряжают новогоднюю ёлку 37 из 40 учащихся;
  • имеют дома старинные новогодние игрушки 19 учащихся;
  • нравятся старинные игрушки 33 учащимся;
  • сохранились старинные игрушки от бабушек и дедушек у 15 учащихся, у остальных – от мам и пап;
  • учащиеся отметили то, что привлекает в старинной новогодней игрушке:
  • простота;
  • доброта;
  • особая тематика;
  • искренность, с которой выполнена;
  • любовь, которую они излучают;
  • желание украсить новогоднюю красавицу старинными новогодними игрушками;
  • желание узнать больше из истории нашей страны.

Таким образом, выяснилось, что у многих дома еще хранятся старинные новогодние игрушки. Они бережно передаются из поколения в поколение, являются семейной реликвией.

ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ СТАРИННЫХ НОВОГОДНИХ ИГРУШЕК

В МОУ ВЕРЕЙСКОЙ СОШ 19

В ходе практического исследования мы провели инвентаризацию старинных новогодних игрушек, находящихся в МОУ Верейской СОШ №19, привели их в порядок, а также разобрали имеющиеся игрушки по тематике, способу и материалам изготовления. В результате инвентаризации мы узнали, что в школьную коллекцию входят самые разнообразные старинные новогодние игрушки. [Приложение 1, таблица №1].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, проведя практическое исследование данной проблемы, можно сделать вывод, что история и культурные традиции прошлого не забыты, они живут рядом с нами, стоит только проявить интерес.

Исследуя вопрос о значении ёлочной игрушки в русской истории и культуре, я сделала вывод о том, что ёлочная игрушка действительно отражает историю нашей страны. Изучив теоретический материал, познакомившись с собранием школьной коллекции, побеседовав с хранителями домашних новогодних раритетов, я убедилась в том, что определенная тематика ёлочных игрушек соответствует определенному историческому отрезку времени.

Ёлочная игрушка является и предметом искусства, в ней кроется какая-то волшебная красота, которая не может оставить равнодушным никого. Талантливые руки русских мастеров всегда умели творить чудеса.

Сохраняя старинные елочные игрушки в домашних коллекциях или в выставочных залах музеев, мы тем самым узнаем прошлое своего народа, сохраняем связь поколений, а значит, храним в своей душе, в своем сознании традиции и культуру родного Отечества.

Я считаю, что моя гипотеза, в том, что история развития елочной игрушки, отражает основные события в жизни нашей страны и является, связующей нитью поколений подтвердилась.

Я призываю своих ровесников не откладывать в сторону те старенькие, может быть, слегка поблекшие ёлочные игрушки, которые хранятся у вас дома. Ведь именно в них скрывается чудесная новогодняя сказка, которую мы все так любим и ждем каждый год.

Уложены, укутаны,

Под ватой белоснежной,

Считая дни - минутами,

Спят тихо, безмятежно

Стеклянные создания -

Царевны и лягушки,

А в них - воспоминания

Зарылись, как в подушки.

Но раз в году заветная

Шкатулка открывается,

И тайна разноцветная

По свету разливается.

И каждому, и каждому,

В раздумии стоящему,

Покажется, вот - важное,

Вот это – настоящее,

И ёлочной мелодией

Забытое и вечное -

Свеченье Новогоднее,

Как детство бесконечное...

Татьяна Петулько

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Анисонян М. «Как новый год к нам пришел» журнал «Природа и человек» №12/2005 с.72-73
  2. Анисонян М. «Елочные игрушки – счастливый талисман» журнал «Наука и религия» №12/2004, с.48-49
  3. Близнюк А. «Новогодняя и рождественская игрушка» журнал «Наука и жизнь» №12/2003, с.22-25
  4. Душечкина Е. «Русская елка: История, мифология, литература» СПб.: Норинт, 2002, 416с., ил.
  5. Климчук Т. «Игрушки для мини-елки» журнал «Наука и жизнь» №12/2003, с.144-145
  6. Мушкина Е. «Елка из кондитерской» журнал «Родина» №1/2007, с.97-101
  7. Некрасова М. «Сколько на елочке шариков цветных» Старинный промысел елочных украшений журнал «Крестьянка» №10/2005, с.6-9
  8. Руденко Б. «Елкины игрушки» журнал «Наука и жизнь» №12/2011, с.107-111
  9. Сальникова А. «История елочной игрушки, или как наряжали советскую ёлку» НЛО, 2011, 240с., ил.
  10. Стравинская М. «Меры украшения» «Коммерсант. Власть» №51/2006, с.54 -56

ИНТЕРНЕТ ИСТОЧНИКИ

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

Диаграмма 1.

Диаграмма 2.

Диаграмма 3.

Таблица 1.

Старинные новогодние игрушки МОУ Верейской СОШ №19

Название

Материал

Шары

Стекло

Сосульки

Шишки

Фрукты, овощи, ягоды, грибы

Животные, птицы, сказочные персонажи

Домики, корзиночки

Игрушки на прищепке

Монтажные игрушки

Елочные игрушки «Картонаж»

Картон

Ватные игрушки

Вата

Игрушки из пенопласта

Пенопласт


[1]Анисонян М. «Как новый год к нам пришел» журнал «Природа и человек» №12/2005 с.72-73

[2] Душечкина Е. «Русская елка: История, мифология, литература» СПб.: Норинт, 2002, 416с., ил.

[3] Душечкина Е. «Русская елка: История, мифология, литература» СПб.: Норинт, 2002, 416с., ил.

[4] Мушкина Е. «Елка из кондитерской» журнал «Родина» №1/2007, с.97-101

[5] Климчук Т. «Игрушки для мини-елки» журнал «Наука и жизнь» №12/2003, с.144-145

[6] Душечкина Е. «Русская елка: История, мифология, литература» СПб.: Норинт, 2002, 416с., ил.

[7] Близнюк А. «Новогодняя и рождественская игрушка» журнал «Наука и жизнь» №12/2003, с.22-25

[9] Анисонян М. «Елочные игрушки – счастливый талисман» журнал «Наука и религия» №12/2004, с.48-49

[10] Руденко Б. «Елкины игрушки» журнал «Наука и жизнь» №12/2011, с.107-111

[11] Душечкина Е. «Русская елка: История, мифология, литература» СПб.: Норинт, 2002, 416с., ил

[12]Душечкина Е. «Русская елка: История, мифология, литература» СПб.: Норинт, 2002, 416с., ил

[13] Руденко Б. «Елкины игрушки» журнал «Наука и жизнь» №12/2011, с.107-111

[14] Сальникова А. «История елочной игрушки, или как наряжали советскую ёлку» НЛО, 2011, 240с., ил.

[15] Сальникова А. «История елочной игрушки, или как наряжали советскую ёлку» НЛО, 2011, 240с., ил.

[16] Сальникова А. «История елочной игрушки, или как наряжали советскую ёлку» НЛО, 2011, 240с., ил.

[17] Стравинская М. «Меры украшения» «Коммерсант. Власть» №51/2006, с.54 -56

[18] Близнюк А. «Новогодняя и рождественская игрушка» журнал «Наука и жизнь» №12/2003, с.22-25

[19] Некрасова М. «Сколько на елочке шариков цветных» Старинный промысел елочных украшений журнал «Крестьянка» №10/2005, с.6-9

[20] Климчук Т. «Игрушки для мини-елки» журнал «Наука и жизнь» №12/2003, с.144-145


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ёлочная игрушка как отражение исторической эпохи.

Интегрированная мастерская по МХК, истории и литературе с элементами многоканальности и работы с вещью.Цель данного урока – познакомить учащихся с символикой ёлочных украшений как предметов прикладног...

Значение "Поучения Владимира Мономаха" в русской истории и культуре

Тема урока:  «Значение «Поучения» Владимира Мономаха»   в русской истории и культуреЦели урока:образовательные:·        систематизация и углубление зн...

Исследовательская работа "Образ змея в русской и татарской культуре"

Работа выполнена ученицей 6 класса Б МБОУ "СОШ №2" Балобановой Ксенией в рамках научно-практической конференции учащихся г. Елабуги "Традиции и современность"...

Исследовательская работа «Герб России - как отражение ее истории»

Исследовательская работа«Герб России - как отражение ее истории»...

Конспект урока по теме: «Отражение во фразеологии истории и культуры народа».

Комбинированный урок по родному русскому языку. Русский родной язык. 6 класс: учеб.пособие для общеобразоватю организаций/ О.М. Александрова и др./- М. : Просвещение, 2019 г.-144с. На уроке использует...

Тема: Отражение во фразеологии истории и культуры с использованием Интернет- ресурсов

находить фразеологизмы в тексте, определять их значение и правильно применять их в речи.Воспитательные: развитие эмоциональной сферы личности учащихся,  воспитание уважительного отношения к друго...

Отражение во фразеологии истории и культуры народа

Методическая разработка урока по теме «Отражение во фразеологии истории и культуры народа» p { color: #000000; line-height: 115%; text-align: left; orphans: 2; widows: 2; margin-bottom:...