Значение "Поучения Владимира Мономаха" в русской истории и культуре
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Каштанкина Светлана Николаевна

Тема урока:  «Значение «Поучения» Владимира Мономаха»   в русской истории и культуре

Цели урока:

образовательные:

·        систематизация и углубление знаний учащихся о жанрах древнерусской литературы; формирование представления о «Поучении» как древнерусском памятнике культуры и историческом источнике; углубление знаний о Владимире Мономахе, его роли в русской истории и культуре, актуальности его произведения.

развивающие:

·        развитие мышления, памяти; формирование коммуникативных навыков, навыков работы с компьютерными программами;

·        совершенствование навыков сравнения, сопоставления информации, полученной самостоятельно из разных источников;

воспитательные:

·        воспитание чувства ответственности за порученное дело, умения работать в группе;

·        воспитание духовно-нравственных ценностей на примере литературных и исторических памятников древней Руси.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Каштанкина Светлана Николаевна МБОУ гимназия 59

Тема урока:  «Значение «Поучения» Владимира Мономаха»   в русской истории и культуре

Цели урока:

образовательные:

  • систематизация и углубление знаний учащихся о жанрах древнерусской литературы; формирование представления о «Поучении» как древнерусском памятнике культуры и историческом источнике; углубление знаний о Владимире Мономахе, его роли в русской истории и культуре, актуальности его произведения.

развивающие:

  • развитие мышления, памяти; формирование коммуникативных навыков, навыков работы с компьютерными программами;
  • совершенствование навыков сравнения, сопоставления информации, полученной самостоятельно из разных источников;

воспитательные:

  • воспитание чувства ответственности за порученное дело, умения работать в группе;
  • воспитание духовно-нравственных ценностей на примере литературных и исторических памятников древней Руси.

Планируемые результаты.

Предметные:

  • выявлять историческую основу произведения;
  • осознавать познавательную задачу;
  • формулировать тему и художественную идею произведения;
  • анализировать литературное произведение;
  • осуществлять для решения учебной задачи операции анализа, сравнения;
  • понимать связь произведения древнерусской литературы с эпохой написания и с современностью;
  • владеть литературоведческой терминологией (жанр – поучение).

Метапредметные:

  • самостоятельно определять цели своего обучения, ставить для себя задачи;
  • выделять главное в прочитанном;
  • готовить слайдовую презентацию, видеофильм;
  • выразительно читать текст;
  • самостоятельно формулировать выводы.
  • слушать и отвечать на вопросы, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Личностные:

  • осознавать значение семейных традиций в жизни человека, эстетическую ценность произведений древнерусской литературы;
  • осваивать новые виды деятельности;
  • использовать для решения познавательных задач различные источники информации;
  • положительно относиться к учению; желание  приобретать новые знания, умения;
  • планировать  необходимые действия.

Ход урока.

1.Оргмомент.

Лист самооценки. Рейтинговая оценка.

2. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности: осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке, создание комфортной обстановки начала урока.

Звучит колокольный звон, входит Владимир Мономах.

Страна изъедена враждою,

Лежат в руинах города,

 Как будто чьей-то ворожбою

Она почти умерщвлена!

Князья друг друга убивают

В борьбе за право первым быть.

И о народе забывают,

Который просто хочет жить!

Земля заброшена, и пашни

Бурьяном диким поросли,

От крепостей остались башни,

От стен – руины да угли!

Здесь всё на грани разоренья,

А враг стоит уж у ворот

И ждет удобного мгновенья,

Чтобы начать на Русь поход!

Вражда, ненужная народу,

Приходит гостем в каждый дом.

На брата брат князьям в угоду

Идет, не видя худа в том!

Ты избран богом, князь Владимир,

Твоя рука пусть правит здесь,

Чтоб русский люд совсем не вымер,

Чтоб смог страданье перенесть!

Чтоб пережил лихие годы

И вновь собрал вокруг себя

Славян под Русских Храмов своды –

Вот в чем сейчас судьба твоя!

Твои победы Русь прославят,

Ей мир и славу принесут

И прочь уйти врагов заставят,

Коль те с войною вдруг придут!

Завет отца примите в сердце, дети:

Есть к Господу и средний путь, поверьте!

Я жизнь прожил и многое познал.

Я вам оставлю поученье.

«Дети мои или кто иной, слушая эту грамотку, не посмейтесь, но кому из детей моих она будет люба, пусть примет ее в сердце свое и не станет лениться, а будет трудиться»

Учитель литературы.

 – Ребята, как вы думаете, о ком и о чем  мы сегодня будем говорить на уроке?

Мы будем говорить о Владимире  Мономахе,   великом государственном деятеле, человеке большого ума и литературного таланта.

3. Целеполагание. Актуализация знаний учащихся.

Тема урока: «Значение «Поучения» Владимира Мономаха»   в русской истории и культуре

Эпиграф к уроку.

Уклонись от зла, сотвори добро,

 найди мир и отгони зло,

                                                     и живи во веки  веков.

Владимир Мономах.

В качестве эпиграфа к уроку можно использовать наставление из «Поучения Владимира Мономаха».

 - О каких качествах человека  мы сегодня будем говорить?

Мы будем говорить о духовно-нравственных ценностях на примере  личности Владимира Мономаха.

- Ребята, определите цели нашего урока..

Нам необходимо выяснить, в чём заключается значение «Поучения» для истории и культуры  и чем оно интересно нам.

Выявить в личности В. Мономаха черты исторического деятеля.

Углубить знания о Владимире Мономахе, его роли в русской истории и культуре.

4. Актуализация и учебное действие:

- С какими жанрами древнерусской литературы  мы  знакомы?

Летописи, былины, жития (описания жизни и деяний святых).

- Что мы называем поучением в обычной жизни? (совет, наставление)

Поучение  разновидность жанра древнерусского красноречия, в котором древнерусские летописцы пытались представить модель поведения для любого древнерусского человека: и для князя, и для простолюдина.

- Почему Владимир Мономах написал свое Поучение? Из каких источников мы узнали о Поучении?

Выступление  историков.  (Оценка учителя.)

История создания.

Конец 1117 и 1118 годов Мономах провел в Киеве. Мономах многие дни проводит в своей палате за книгами, в беседах с митрополитом Никифором. Он читает «Шестоднев», «Пролог», «Беседы Василия Великого». Уже давно, с тех пор, как прочитал бывшее в его библиотеке «Отцовское поучение некоего англичанина», у него зародилась мысль оставить и своим сыновьям поучение о том, как жить, как управлять, воевать и хозяйствовать. Но пока он был молод, мысль эта отодвигалась вдаль. И вот теперь он понимал, что жить ему оставалось не так уж много. Пока тело еще не немощно, пока голова ясна, нужно все, что выстрадано, передумано, отдать людям и прежде всего сыновьям, которым надлежит отстаивать его дело. В этот вечер он пораньше отослал слуг, плотно прикрыл дверь, разложил на столе лист чистого пергамента, задумался, вывел первые слова: «Я, смиренный дедом своим Ярославом благословенным, славным, нареченный в крещении русским именем Владимир, отцом возлюбленным и матерью своею из рода Мономахов…» Он помедлил, подумал и продолжал писать буквицу за буквицей. Он работал целый вечер и сумел написать о многом, а главное – о единстве Руси перед лицом непрекращающейся борьбы с половцами. Он вспоминал свои давние годы. В минуты таких раздумий глаза его становились холодными, а подбородок каменел. До полудня вершил дела всей Руси, в полдень обедал и почивал, а после принимался за писание. Так создавалось его «Поучение».

Источники  «Поучения».

В 1110 -1118 г.г. была составлена лучшая русская летопись «Повесть временных лет». Первая редакция "Повести временных лет" создана монахом Киево-Печерского монастыря Нестором в 1113 г.  Нестор стремится всем ходом исторического повествования убедить русских князей покончить с братоубийственными войнами и на первый план выдвигает идею княжеского братолюбия.  

 Став Киевским князем, Мономах передал ведение летописи в Выдубицкий монастырь, игумен которого Сильвестр  в 1116 г. составляет вторую редакцию "Повести временных лет". В ней на первый план выдвинута фигура Мономаха, подчеркиваются его заслуги в борьбе с половцами и в установлении мира между князьями.

«Поучение» дошло до нас совершенно случайно, в единственном списке, в составе Лаврентьевской летописи, которая могла сгореть вместе со списком «Слова о полку Игореве» в московском пожаре 1812 г. в собрании рукописей графа А.И. Мусина-Пушкина, но не сгорела только потому, что была взята из библиотеки Н. М. Карамзиным.

 «Поучение» Мономаха, по существу является своеобразным собранием его сочинений: это собственно «Поучение», его автобиография и письмо к князю Олегу Святославичу, убийце его сына.

5.  Анализ текста.

Выразительное чтение отрывков. Беседа по вопросам.

– С какой просьбой обратился к нам Владимир Мономах?

«Дети мои или кто иной, слушая эту грамотку, не посмейтесь, но кому она будет люба, пусть примет ее в сердце свое и не станет лениться…»

- Как вы понимаете смысл просьбы  принять грамотку в сердце свое?

Во вступлении, обращённом к детям, с характерным для древнерусского писателя самоуничижением содержится просьба не посмеяться над его писанием, а принять в сердце своё и быть снисходительными.

– Кому адресует свои послания Владимир Мономах?

Князья еще тогда понимали, что сила государства в единстве. Государство – это правитель. Для этого и писал Мономах свое «ПОУЧЕНИЕ», т.е. детям, будущим государям.

- Зачитайте  из текста  советы, которые дает Владимир  Мономах, и  объясните их смысл.

«Ни правого, ни виновного не убивайте».

«Гордости не имейте в сердце и в уме».

«Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев».

«В дому своём не ленитесь».

«Лжи остерегайтеся, и пьянства, и блуда, то того ведь душа погибает и тело».

«Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите».

«Страх Божий имейте превыше всего».

Убогих не забывайте, кормите и сироте ( милостыню) подавайте.

Не дайте сильным погубить человека.

Не губите никакой души христианской…

В дому своем не ленитесь.

И мимо человека на пройдите, не поприветствовав, доброе слово  скажите.

- Какими личностными  качествами должен обладать человек, следуя этим принципам?

Доброта,  справедливость, честность, мудрость, самосовершенствование, милосердие, искренность, трудолюбие, скромность, сострадание.

- Что Мономах считает основным пороком?  Почему?

«Леность ведь всему мать: что кто умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не научится. Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее, прежде всего к Церкви: пусть не застанет вас восход солнца в постели».

- На каком учении основаны наставления князя? Как называется книга, где они сформулированы?

Наставления Мономаха полностью соответствуют заповедям Иисуса Христа. Все советы Мономаха остаются важными и в наше время.

1. Я есть Господь Бог твой, и нет других богов, кроме Меня.
2. Не сотвори себе кумира и никакого изображения; не поклоняйся им и не служи им. 
3. Не поминай имени Господа Бога твоего всуе. 
4. Шесть дней работай и делай всякие дела свои, а седьмой – суббота – есть день отдохновения, который посвяти Господу Богу твоему. 
5. Почитай отца твоего и мать, да будешь благословен на земле и долголетен.
6. Не убий. 
7. Не прелюбодействуй. 
8. Не укради 
9. Не лжесвидетельствуй. 
10. Не пожелай ничего чужого.

Источник: Библия.

- Чему учит « Послание Владимира Мономаха» ?

В нем даны рекомендации, которыми должен руководствоваться правитель государства. Юридические принципы тесно переплетены с нравственными. Моральные требования богоугодной жизни в трактовке Владимира Мономаха превращались в совершенно конкретную социально-политическую программу, нацеленную на создание благополучия в княжеском роде и обществе.

- Какие качества личности автора нашли отражение в «Поучении…»?

Это человек широкообразованный, хорошо знающий литературу своего времени, мудрый политик, заботящийся о единстве Руси, рачительный хозяин, отважный воин, добрый отец, истинный христианин. Особенно ценным является то, что свою жизнь Владимир Мономах старался строить по тем же правилам, о которых написал в «Поучении». Поучения князя заставляет людей задумываться о взаимоотношениях между ними, совершенствовать свои нравственные принципы.

Обобщение учителя: Мономах опирался на христианские общечеловеческие ценности. В них он черпал нравственную опору. Его «Поучение» – это гимн праведникам, неприятие злых и лукавых людей, вера в добро, это нравственное завещание.

Учитель истории.

 6.Практическая деятельность по реализации поставленной цели. Исторический блок.

Работа с понятием «исторический источник».

- Одна из задач, которую вы ставили в начале урока, - выявить в личности В. Мономаха черты исторического деятеля.

Князь Владимир Всеволодович Мономах, несомненно, принадлежит к числу наиболее значительных фигур русского Средневековья. Его княжением по существу завершается эпоха Киевской Руси и начинается новый этап русской истории, получивший название удельного периода, или периода феодальной раздробленности.

Мономах  имел большой жизненный опыт; это благородный человек, всегда думавший о благе своего государства.

- Какие задачи ставит Мономах перед князьями?

• Забота о благе государства (строгое соблюдение клятв и договоров).

• Забота о благе церкви.

• Забота об «убогих».

• Князь должен быть примером высокой нравственности, трудолюбия (это прежде всего воинский подвиг, затем занятия охотой, когда в непрестанной борьбе и опасности закаляется душа и тело.

• Князь должен быть поборником просвещения.

• Быть щедрым.

• Быть образцом в быту (посетить больного, проводить покойника).

- Каким же князем был сам Владимир Мономах?

Выступление учащихся с видеопроектом. Оценка учителя.

Название проекта: Владимир Мономах как исторический деятель.

Исторический материал.

Владимир Мономах родился в 1053 году в Киеве. При рождении получил он 3 имени:

1) Владимир – в честь предка своего Владимира Ясное солнышко;

2) Василий – имя, данное при крещении;

3) Мономах – единоборец, в честь деда, императора Византии.

Это имя и стало его судьбой. Всю жизнь он провел в борьбе и вышел победителем, объединив земли русские в могучую Киевскую Русь.

   С детства Владимира окружала обстановка учености. Отец, знавший 5 иноземных языков, собирал книги, окружал себя умными мужами и монахами.

Детство Владимира прошло в Переяславле. Обучать ратному делу княжича начали рано. В три года посадили первый раз на коня. В 7 лет приставили монаха, который учил чтению и письму по Священному Писанию. Но главную науку, как управлять княжеством постигал Владимир, слушая мудрые речи отца.

   Уже в 13 лет по воле отца стал князем в Ростове. Во главе собственной дружины в 17 лет помог отцу в битве под Новгородом. С тех пор закрутила, завертела судьба молодого князя. До своего 25 летия он успел покняжить в пяти городах, совершил до двадцати военных подвигов. То воинственные половцы нападали, то поляки, то сами русские князья не могли с миром друг с другом договориться.

  Состарившийся князь Всеволод постепенно утрачивал контроль над государственными делами, и Владимиру все чаще приходилось брать управление державой на себя. Когда Всеволод умер, новым князем стал Святополк, как старший из потомков Ярослава.  Благодаря своей политической мощи и влиянию Владимир мог бы сохранить за собой Киев, но уступил, не желал он междоусобиц и войн. Только и без титула великого князя был Мономах опорой земли русской.

   Чтобы навсегда изгнать кочевников-половцев, дважды собирал князей на съезд, примирил враждующих, объединил дружины в единое войско. В первом же сражении в 1111 году русская рать разгромила степняков.

Став Великим князем в 60 лет, Владимир Всеволодович показал себя государственным деятелем и законодателем. Он контролировал всю Русскую землю, был милостив к мятежникам, но за повторную усобицу карал беспощадно.

Велика была слава князя. В 1116 году Владимир воевал против греков (Византии), поддерживая свергнутого Византийского императора Диогена, поскольку дочь Владимира (Мария) была замужем за сыном Диогена Леоном. Борьба шла за дунайские города. Но Диоген погиб, и дело закончилось ничем. Войска Мономаха, по некоторым сведениям, опустошили Фракию. Алексей Комнин, новый византийский император, был вынужден послать к Мономаху своего представителя, митрополита эфесского Неофита, который привез в подарок князю царский венец, знаменитую Шапку Мономаха, и возложил его на голову Владимира, назвав царем. Этим венцом впоследствии венчались на царство русские государи,  он хранится в Оружейной палате Московского Кремля.

Возводил Мономах каменные церкви, щедро одаривал монастыри, заложил множество городов, повелел вести летописи земли русской, ограничил бесчинства ростовщиков и отменил рабство за долги.

Он прожил долгую жизнь. Умер в 1125 году в возрасте 72 лет. По словам летописи, "слава его прошла по всем странам, особенно же был он страшен поганым; был он братолюбец и нищелюбец и добрый страдалец (труженик) за Русскую землю. Духовенство плакало по нем как по святом и добром князе; ... весь народ плакал по нем, как плачут дети по отце или по матери".

Заключение.

Работая над проектом, мы выяснили, что Мономах был незаурядным человеком для своего времени, государственным деятелем русского средневековья.  Это князь энергичный, предприимчивый, наделенный военными доблестями, всю жизнь проведший в неустанных трудах и в опасных воинских походах. Он заслужил уважение своих современников и благодарную память потомков.

- Как можно использовать ваш видеофильм в практической деятельности?

 Можно использовать на уроках литературы  и на уроках истории, а также на классных часах. Ученики должны знать своих предков, которые приносили государству славу и укрепляли его могущество.

- К каким источникам вы обращались, работая над проектом?

Мы работали с  энциклопедией, справочниками, а также просматривали Интернет, скачивая необходимые иллюстрации.

- Вам было интересно работать над проектом?

Да, мы многое узнали не только о самом Мономахе, но и о том времени, в которое он жил.

8. Домашнее задание. (Проект учащихся. Буклет «Поучение».) (Оценка руководителя группы.)

- Какие же советы «благоверного князя» Владимира Мономаха кажутся вам полезными и актуальными и в наше время? Что вы добавили бы к ним

Детям.

  • Не сочтите за труд прочитать эту грамотку: может, окажется она вам полезной.
  • Ребята,  никогда не ссорьтесь, а если такое случилось, не держите друг на друга зла, ибо разрушится ваша дружба, и в мире будет царить зло и ненависть.
  • Относитесь ко всякой работе серьёзно, добросовестно, с трудолюбием, доводите всякое дело до конца, и не беритесь за другое, пока не закончите прежнее, ибо никакое дело у вас не получится, и сочтут вас за несерьёзного человека.
  • Будьте добры и честны по отношению ко  всему, что вас окружает.
  • Не заставляйте людей злиться на вас, ведь это зло вернётся к вам. Не делайте людям ничего плохого, а делайте только хорошие дела. И  добро обязательно вернётся к вам в жизни. А зло порождает только зло. Так не умножайте зло на земле.
  • Не ленитесь, будьте деятельными людьми. Лень губит человека. Труд – облагораживает.

Одноклассникам.

  • Учитесь, хорошо  учитесь, будьте умными, ведь умному легче идти по жизни.
  • Любите книги. В них вы найдете много полезного и интересного. Книга – мудрый советчик и товарищ.
  • Используйте свой ум везде, ум - это бесконечная фантазия. Если ты действуешь с умом, то  никогда не попадёшь в глупую ситуацию.
  • Не ограничивайтесь тем, что задают вам в школе, дерзайте. Ваше образование – залог вашего будущего.
  • Не останавливайтесь в своём развитии, ибо нет предела совершенству.  Век живи – век учись.
  • Воплощайте в жизнь свои идеи, придумывайте новые, развивайте мысли и фантазии. Может быть, именно от вас зависит будущее нашей страны.

Взрослым.

  • Не злоупотребляйте спиртным! Это не приведёт Вас к добру, а только погубит Вас и ваши семьи. Ведите здоровый образ жизни, это приумножит Ваше здоровье.
  • Бросайте курить! Какой пример Вы показываете своим детям? В здоровом теле – здоровый дух.
  • Держите своё слово! Обманывая, Вы унижаете себя, и в глазах своих детей Вы перестаёте быть  авторитетом. А обман  рано или поздно раскроется, и Вам будет стыдно.
  • Уважайте мнение своих детей. Они – граждане большой страны, где каждый имеет право голоса. Порой детские рассуждения помогают взрослым в трудных жизненных ситуациях.
  • Любите своих детей. В них Ваше будущее. Они, вырастая, берут Вас под свою опеку.

-  Чем вы объясните выбор таких советов своим сверстникам?

Нам кажется, для нас и наших сверстников главное – хорошо учиться, чтобы стать полезными своей родине; быть хорошими детьми для своих родителей, чтобы стать им опорой в будущем;  быть здоровыми, чтобы не тратить время, отпущенное нам для жизни, на лечение; быть преданными своей родине, чтобы отдать ей свой долг сполна. Эти истины никогда не устареют. О них говорил и Владимир Мономах в своём «Поучении», они важны и сейчас.  

- А почему вы не ограничились советами детям и сверстникам и обратились к взрослым?

 Мы считаем, что многие взрослые часто не понимают детей, другие - сквернословят, пьянствуют, не заботятся о своих семьях. Поэтому мы посчитали, что взрослым полезно будет узнать наше мнение о них. Ведь мы должны брать с них пример. Может, взрослые, прочитав наше «Поучение» задумаются или даже изменятся.

 9. Заключительное слово учителя.  Выдающийся памятник ДРЛ - "Поучение" Владимира Мономаха- необходимо рассматривать в контексте исторической эпохи конца XI века. Конечно, политическая деятельность самого Владимира Мономаха отнюдь не всегда была безупречной в моральном отношении. В его деятельности были и случаи коварства, и нарушения обещаний, и жестокого обращения с населением захваченных городов. Все это так!  

И при всем том Мономах умел признавать свои ошибки, умел, как в случае с Олегом, простить заклятому врагу. Его пример удивителен и поучителен для нас. В этом и заключается его значение для потомков.

Поучение Владимира Мономаха-это его политическое и нравственное завещание.

10 .  Выставление самооценки за работу на уроке.

Рейтинговая оценка учащихся.

11. Рефлексия учебной деятельности (осознание своей учебной деятельности)

- Был ли урок полезным для вас? Чем?

-  Пригодятся ли вам полученные умения и навыки в будущем?

Готовясь самостоятельно к уроку, мы сумели добыть новые знания, осмыслили их и представили в виде видеофильма, буклета. То есть мы  показали, как можно использовать на практике  свои знания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение "Поучения" Владимира Мономаха

Конспект урока и презентация содержат материал для обобщающего урока по памятнику древнерусской литературы "Поучение" Владимира Мономаха. Урок построен как публичная защита проектов по произведению....

Значение "Поучения" Владимира Мономаха

Конспект урока и презентация содержат материал для обобщающего урока по памятнику древнерусской литературы "Поучение" Владимира Мономаха. Урок построен как публичная защита проектов по произведению....

"Традиции русского воспитания в "Поучении Владимира Мономаха детям""

Доклад к педагогическим чтениям для молодых специалистов ЦВР в 2014-2015 учебном году «Педагогическое наследие в современной практике»...

Тема: Произведения Владимира Мономаха. Иконопись. Искусство книги. Архитектура. Начало храмового строительства: Десятинная церковь, София Киевская, София Новгородская. Материальная культура. Ремесло. Военное дело и оружие. 6 класс

Тема: Произведения Владимира Мономаха. Иконопись. Искусство книги. Архитектура. Начало храмового строительства: Десятинная церковь, София Киевская, София Новгородская. Материальная культура. Ремесло....

Исследовательский проект "Елочная игрушка, как отражение русской истории и культуры"

Тема проекта является актуальной, так как ёлочные игрушки неразрывно связаны с историей и культурой нашей страны.   Цель проекта – приобщение к культурному наследию родного Отечества ч...