Исследовательская работа "Образ змея в русской и татарской культуре"
творческая работа учащихся по русскому языку (6 класс) на тему

Работа выполнена ученицей 6 класса Б МБОУ "СОШ №2" Балобановой Ксенией в рамках научно-практической конференции учащихся г. Елабуги "Традиции и современность"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obraz_zmeya_v_russkoy_i_tatarskoy_kulture1.docx43.19 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Татарстан

МКУ «Управление образования Елабужского муниципального района»

Муниципальная научно-практическая конференция учащихся

«Традиции и современность»

Образ змея в русской и татарской культуре

                                                            Выполнила: ученица Балобанова                                    Ксения, ученица 6Б класса МБОУ

«СОШ №2»

Учитель:  Зарипова Г.Ф.

Елабуга, 2016

                                               Оглавление                                     Cтр.

  1.    Введение …………………………………………………………….3                                                                                                                                    
  2.    Основная часть……………………………………………………....4  

Глава 1. Змей  – один из образов народного творчества в русской культуре…………………………………………………………………...4

Глава 2. Образ Змея  в татарской культуре. ……………………………6

     Глава 3. Зилант в культуре Татарстана………………………………….7

     Глава 4. Елабужское «Чертово городище » и легенда о змее………….9

  1. Заключение…………………………………………………………11
  2. Список использованных источников …………………………….12

2

Введение

Как известно, понятия национальной культуры находят воплощение в образах, символах. В разных культурах различные образы эпоса, фольклора играли важную роль. Они обладали магической и священной силой, наделялись душой и делились на злых или добрых.

Объектом нашего исследования является образ Змея в русской и татарской культуре.  

Цель работы:

1. Исследовать культурно-исторические предпосылки формирования данного образа в культурах двух разных народов.

2. Проследить и сопоставить особенности воплощения образа змея в русской и татарской культуре.

Задачи, которые мы ставим перед собой, - узнать:

  1. как образ змея сохранился в русской и татарской материальной и духовной культуре;
  2. какую роль играл он в прошлом наших предков .

Актуальность работы видится нами в познании национальных корней, в приобщении каждого человека к культуре двух наших народов, живущих столь долго вместе.

При написании работы нами был использован метод сравнительного анализа.

Многие народы по-разному относились к этому существу. Статистические опросы показывают, что змея – чрезвычайно непопулярное животное. При той ненависти, которую  люди испытывают к змеям, не может не изумлять, что рептилии были священным символом  многих древних цивилизаций.

Ни одно существо не привлекало большего внимания людей, чем змеи. У каждого народа есть предания, где встречаются эти существа. Например, у египтян Великий Змей Апоп охранял драгоценную, питающую землю влагу. В древнеиндийской мифологии демон  Вритра тоже, удерживая дождь, ложился вокруг облаков, выступая в роли хранителя вод. В общеафриканских мифах змеи — поглотители вод — представлены в виде радуги. В мифологии индейцев Центральной Америки Змей Кецалькоатль («Змея, покрытая зелеными перьями»), бог-творец, создатель человека и культуры, является символом Вселенной. В китайской мифологии самым первым, изначальным богом также считался змей.

Легенды о них кочуют из тысячелетия в тысячелетия по всем континентам и поразительно похожи друг на друга. Сказочный дракон обычно  наделен крыльями, бессмертием и особым знанием сути жизни и смерти. Эти существа властвуют над реками, дождями и ливнями, владеют секретами плодородия.

3

Глава 1.

Змей  – один из образов народного творчества в русской культуре

Фольклор – творчество народа, древняя культура, которая в свою очередь является неотъемлемой частью истории. Русские народные сказки всегда были и остаются неисчерпаемым источником изучения жизни наших далеких предков.

 Среди большинства исследователей русского фольклора утвердилось мнение, что «лютый змей» - олицетворение врага, некоего абстрактного иноземного народа, покушающегося на святую землю русскую. Существует также точка зрения, согласно которой Змей Горыныч — поэтическая мифологизация особого вида артиллерийского оружия татаро-монгольской армии.

Народные поверья приписывают змею демонские свойства, богатырскую силу, знание целебных трав, обладание несметными богатствами и живой водою, наделяют его способностью изменять свой страшный, чудовищный образ дев, пробуждать в красавицах томительное чувство любви и вступать с ними в беззаконные связи. В огненном змее народная фантазия, создающая мифические образы на основании их сходства с действительными явлениями, олицетворяла молнию, прихотливый извив которой напоминал воображению скользящую по земле змею, воздушные метеоры и падающие звезды, Все эти естественные явления для предков наших представляли близкое подобие летучего и рассыпающегося в искрах огненного змея.

Не случайно в былинах русский народ не только сумел победить Змея, но и запрячь его в соху. До сих пор жители Приднепровья показывают борозды, проведенные плугом, в который был запряжен русский дракон. Тянутся эти валы, получившие название Змиевых, на сотни верст (в Киевской, Подольской, Волынской и Полтавской областях). Согласно версии ученых, валы были созданы в целях защиты от набегов степных кочевых племен, нападавших на русские города в IX-X веках. Народ же приписывает их происхождение преданию о «Божьем кузнеце», отождествляя его с киевским богатырем Никитой Кожемякой, который запряг в плуг Змея и вспахал на нем землю.

Академик Б.А.Рыбаков писал, что в IV-V веках новгородские жители поклонялись загадочному богу-ящеру в образе «крокодила», который «залегша в той реце Волхове». Выходит, что зоологической родиной  Змея Горыныча предположительно могли быть земли расселения славянских племен в районе реки Волхов.

Змей гигантских размеров, изрыгающий огонь, летящий по небу в преддверии черных туч, обитающий в пещере и обладающий несомненным могуществом и властью над людьми, имеет в своем основании что-то от религиозного культа.

В славянском фольклоре существуют легенды, повествующие о борьбе главного бога Перуна и прочих божеств со Змеем. Перун ведет борьбу или со

4

Змеем, или со Змеиным царем, именуемым Василиском.

Весьма знаменательно русское название мифического змея — Горыныч, увеличительное Горынище;  оно происходит от слова гора и означает, вероятно, сына горы.  Связь огненного змея с горами и скалами подтверждается множеством поверий, сохранившихся у всех индоевропейских народов. Драконы и змеи живут внутри гор или в каменных пещерах и сюда скрывают похищенных ими дев. В Томской губернии рассказывают про Змееву гору (около Змеиногорского рудника), что в нее ушел змей-полоз. В Уваровой станице на берегу Иртыша есть пещера, в которую скрылся явившийся из реки змей, и там, где он полз, видна на траве выжженная тропинка. 

В процессе становления государственности на Руси Змей превращался в олицетворение иноземного врага, регулярно покушающегося на землю Русскую. Конечным звеном эволюции Змея Горыныча можно считать его поверженную фигуру змееборцем Георгием Победоносцем - сюжет, ставший символом сильной непобедимой державы.

Змей Горыныч  в русских былинах и сказках - представитель злого начала, дракон с 3,6,9 или 12 головами. Чаще всего змей предстает трехглавым. В большинстве случаев у змея отмечается способность к полету.  Тело змея в сказках не описывается, однако на лубочных картинках, изображающих змея, излюбленными деталями являются длинный хвост  стрелой и когтистые лапы. Еще одной важной особенностью змея является его огневая природа, однако как именно извергается огонь, сказки не описывают. Горыныч как Горыня, происходит это имя от глагола  - гореть. Огонь носит в себе и извергает его в случае нападения. Связан с огнем и водой, летает по небу, но одновременно соотносится и с низом - с рекой, с норой, пещерой, где у него спрятаны богатства, похищенная царевна, знатная невеста, там же находится и многочисленное потомство Змея Горыныча. Ревет он таким зычным голосом, что дрожит от змеиного рева лес-дубравушка; бьет хвостом он по сырой земле - реки выступают из берегов; от ядовитого дыханья змеиного сохнет трава - мурава, лист с дерев валится. В некоторых сказках Змей Горыныч в человеческом образе обольщает царевну или жену героя, стараясь его погубить, но при этом неизменно погибает сам.

Змееборство – один из самых распространенных сюжетов мирового народного творчества. Но каждый народ, в зависимости от эпохи и особенностей своей национальной культуры, вкладывает в этот сюжет особый смысл и придает ему свою национальную окраску.  

Самого худшего врага называют змеей подколодной, ядовитым или ползучим гадом, гадюкой и т.д. Примером использования данного образа могут послужить русские пословицы и поговорки:

Глядит, как змея из-за пазухи.

Змея умирает, а все зелье хватает.

Из змеиных яиц цыплята не вылупляются.

5

Пригрели змейку, а она тебе на шейку.

Сваха лукавая, змея семиглавая.

Язык змеиный………

Не раз Змей Горыныч уносил  в свои пещеры красивых дев русских, но  всегда находились люди, которые  освобождали красавиц из плена злодея. Это и Иван Царевич, и Добрыня Никитич.

Многие художники посвятили этому змею свои работы. Это и

В.М.Васнецов «Бой Добрыни Никитича  с семиглавым Змеем Горынычем», и  И.Я.Билибин «Бой Добрыни со Змеем», «Добрыня Никитич освобождает от Змея Горыныча Забаву Путятичну».

Победа героя  над  Змей Горынычем  -  торжество добра и справедливости. Именно поэтому на гербе России изображен Георгий Победоносец, пронзающий дракона копьем.

Сегодня для нас уже не столь важно, что послужило прообразом Змея Горыныча. Этот персонаж прочно занял место в русском фольклоре наряду с богатырями, царевнами, лесными и домашними духами, и каждый век старается по-своему трактовать его образ. Примером может послужить недавно вышедший на экраны полнометражный мультфильм «Добрыня Никитич и Змей Горыныч». В книге Александра Богаделина «Кикимора и другие…» мы находим новую историю Горыныча.

Глава 2.

 Образ Змея  в татарской культуре

               Художественное творчество татарского народа как одного из представителей многочисленных тюркоязычных народов является частью мировой культуры, своеобразной и богатой традициями, имеющей глубокие древние корни.

В татарских сказках типичный для русских сказок  образ Змея Горыныча отсутствует как таковой. Ему соответствует Змея или змееподобные чудища,  которые, однако, в волшебных сказках встречаются довольно  редко. У многих народов змей изображается как ярый враг человека, и сюжеты о змееборстве в сказках занимают значительное место.

В татарских сказках эпизоды борьбы со змеем — довольно   редкое   явление.   Очень   часто   в   них   змей   — положительный    персонаж,    выступающий    как    помощник    или даритель («Белый змей»).   В сюжетах,  связанных  со  змееборством,   в  татарских сказках чаще фигурируют аждаха (дракон) и див.
           Аждаха (аждаһа) встречается примерно в каждой десятой волшебной сказке. Он представляется в виде огромного одно или многоголового змея, вступающего в схватку с героем сказки. Это чудовище бывает 2-х типов: аждаха, требующий девушку, и аждаха - поглотитель.
          В фольклоре тюркских народов аждаха иногда выступает на стороне

6

положительного героя. Однако  в татарских и башкирских сказках этого нет.

Еще один персонаж из "змееобразных" — это юха, выполняющая фунцию соблазнителя.  По поверьям татар, змей, дожив до ста лет, превращается в аждаху, а дожив до тысячи лет — в юху - девицу. Юха — враг человека. Она не действует открыто, как, например, аждаха.

В роли змея-похитителя в татарских сказках чаще всего выступает див. Змей, занимающийся поборами, - аждаха.  Что касается змея-охранителя и особенно нарушителя границ, то в такой роли опять выступает див. А змей - поглотитель героя в татарских сказках не встречается.

Змеи в татарской мифологии делятся на черных и белых. Если Черный змей всегда рисуется как противник человека, то Белый змей всегда покровительствует ему, что видно на примере татарских пословиц и поговорок:

Пусть будут прокляты как белая змея, так и черная змея.
        У змеи не увидишь головы, у муллы не увидишь угощения.
        Утопающий за змею хватается.

В несчастье, будь ты и на коне, змея укусит.
        Утопающий в воде и за змею хватается.

Отрубишь змее голову - будет извиваться хвост.

Глава 3.

 Зилант в культуре Татарстана

В татарских легендах есть еще один змееподобный персонаж – это Зилант, который  к тому же  является символом города Казань. По древней казанской легенде Зилант обитал на горе у реки Казанки близ впадения той в Волгу. Сейчас, по легенде, змей находится в озере Кабан и охраняет ханские сокровища царицы Сююмбике. Согласно другой легенде, на месте Казани обитало множество змей, «каждая толщиной с бревно». Предводителем их был двуглавый летающий змей Аджаха, иногда называемый еще и Зилантом. Одну голову он имел змиеву, другую воловью. Одной головой пожирал молодых джигитов и прекрасных девушек, которых свозили к нему со всей округи, а другой ел траву. Люди обходили это место сторонкой, так как боялись свиста змеиного. Слуги хана, выбравшие место обитания змия для строительства города, обратились к колдуну, и тот посоветовал, как извести змей. Надо, мол, вырубить лес и кустарник, привезти кучу соломы, а весной, когда все подсохнет и змеи заползут под кучу, облить смолой и серой и поджечь. Так и сделали. Когда в жарком пламени горели бесчисленные змеи, стоял такой лютый смрад, что замертво падали люди, кони и верблюды.

Так уничтожили всех змей, а их предводитель Аджаха вместе с клубами черного дыма взлетел в небо и опустился в озеро Кабан, что лежит ныне посреди Казани. С тех пор он живет на дне озера и мстит казанцам, утаскивая в пучину то их самих, то их детей.

7

В других вариантах этой легенды Аджаха после погружения в озеро

превращается в злого Дива, который основал на дне подводное царство.

Изначально изображение Зиланта было отличительным знаком печати казанского хана.  После завоевания Казани Иван Грозный перенёс его на государственную печать. В 1781 году царским указом Зилант был помещён на герб Казанской губернии. Он был описан в указе как «черный коронованный дракон, крылья и хвост червленые, клюв и когти золотые; язык червленый». Вместе с гербом Казанской губернии Зилант попал на герб Российской Империи. Его изображение было включено в гербы всех городов губернии. Крылатое чудовище поместили на герб Казанской губернии в 18 веке, и в его составе Зилант оказался на гербе Российской империи. Описание герба: «В серебряном щите чёрный коронованный дракон, крылья и хвост червлёные, клюв и когти золотые; язык червлёный. Щит увенчан Императорской короной и окружен золотыми дубовыми листьями, соединенными Андреевской лентой». Татарский дракон украшал царский фарфор, красовался на троне. При советской власти воинственные символы на гербах не приветствовались, большевики отдавали предпочтение символам мирного труда.

После распада Союза и объявления Татарстаном государственного суверенитета возникла необходимость самоиндефикации Татарстана в государственной символике. Были выдвинуты предложения сделать символ дракона республиканским, указав его на гербе Татарстана. Одними из доводов послужили как исторический герб Казани с символом этого существа, утвержденный императрицей Екатериной II в 1781 году, так и другой герб, утвержденный царем Александром II в 1856 году. Еще одним аргументом были исторические традиции предков татар, изображавших дракона как в обыденной, так и в политической жизни. Среди мнений сторонников этого символа был и тот факт, что в работах голландского географа XVIII века Карла Алларда утверждается, что на флаге Татарского царства фигурировало изображение дракона.

В свою очередь оппоненты подвергали сомнению факты употребления символа дракона среди предков татар. Одним из их контродоводов было также и то, что различные рептилии, среди которых змеи и драконы, всегда несли отрицательный смысл в татарских легендах, сказках, фольклоре. Помимо этого, эти твари вызывают у большинства людей отвращение и страх... В итоге, после долгих дискуссий в качестве республиканского символа был утвержден не дракон, а белый барс.

Однако к символу дракона в казанских интеллектуальных кругах снова вернулись в начале 2000-х годов. Вновь были приведены мнения о преемственности традиций, в частности, то, что на исторической территории татарских ханств были найдены предметы с изображением этого мифического существа.

Символ дракона, связан с испытанием, которое необходимо пройти, чтобы получить сокровище, а также с понятием бессмертия, благополучия,

8

познания, энергии, мудрости, силы и вечности. Этот символ достаточно

широко использовался в Восточной и Юго-Восточной Азии, в поздней европейской культуре и, по всей видимости, среди предков татар. В итоге благодаря большой работе историков, краеведов, филологов, археологов в 2004 году символ дракона все-таки был утвержден, но уже на гербе столицы Татарстана — Казани.

Можно сказать, Зилант обрёл вторую жизнь. Мало того,  его изображения в Казани встречаются чаще, чем официальный герб Татарстана Белый Барс. Ещё в 16 веке на Зилантовой горе был построен Зилантово-Успенский монастырь,  функционирующий по сей день. У подножия холма были обнаружены остатки засыпанной пещеры. Уж не там ли прятался Зилант? К Универсиаде в новом районе Казани, находящемся далеко за границами старого города, построили спортивный комплекс «Зилант». На Зилантовой горе ежегодно проводится международный молодежный фестиваль для любителей фантастики и Ролевых игр «Зилант-Кон». Это официальное мероприятие, которое взял под свою опеку Комитет по делам детей и молодежи. В последний раз там собралось более 1000 человек не только из стран СНГ, но и из Европы, Израиля, США. Весной 2013 года среди муниципальных служащих Казани проводился конкурс «Что? Где? Когда?» Вместо кубка победителям была вручена статуэтка «Хрустальный Зилант». Также Зилант является символом футбольного клуба «Рубин», что отражено на его логотипе. И это, не говоря о многих архитектурных и

скульптурных сооружениях, где присутствует данный образ: флюгеры Казани, декоративные орнаменты с изображением дракона на зданиях Казани, изображение герба на зданиях Казани, таблички госучреждений Казани. В прошлом году создатели «Культурного дневника для первоклассников» решили, что путеводителем по нему станем мультяшный Зилант, еще раз доказав, что этот образ является неисчерпаемым для культурной жизни нашей республики. В января 2014 года свою эмблему поменял и Елабужский институт: теперь на его логотипе красуется университетский Зилант.

Глава 4.

Елабужское «Чертово городище » и легенда о змее

Во время одной из знаменитой академической экспедиции, Чертово городище исследовал  русский путешественник Николай Петрович Рычков. В своей книге "Журнал, или дневные записки путешествия капитана Рычкова по разным провинциям Российского государства в 1769 и 1770 гг." он поведал легенду о логове змея-оракула.

В ней говорилось, что раньше на месте Чертова городища стоял храм древних язычников. Согласно легенде, Чертово городище свое название получило от змея-оракула (или черта), который жил в  языческом храме, стоявшем на высокой горе, на правом берегу Камы. Змей-оракул был известен на всю округу (а так же далеко за ее пределами) своими предсказаниями. Ответы оракула славились точностью и потому к оракулу со всех сторон шли те, кто желал узнать судьбу. В качестве платы за

9

предсказания, змею приносились человеческие жертвы из пленненых врагов .

Перед тем, как Булгарское царство было разрушено, этот змей неожиданно куда-то исчез. И напрасно царь того народа спрашивал оракула о том, как спасти свой край и свой народ от тех, кто шел с севера. Ответа не было... Вскоре царь и его народ стали жертвой могущественного неприятеля.

Перекликается с легендой о змее и тот факт, что в Казани были специальные ворота - "Елабугины" - и выходили они на Алабугу. К этому периоду относится легенда о том, что ужасный змей украл красавицу-дочь у одного из елабужских баев и что храбрый джигит Чуранай спас ее...

10

Заключение

            В ходе исследования мы пришли к следующим выводам:

Змей  Горыныч– это отрицательный образ в культуре русского народа. Это грозное чудище, которое всем вредит и создает на пути трудности. У него страшный вид, его все боятся; он похищает людей. А в татарской культуре змей   — положительный    персонаж,    выступающий    как    помощник    или даритель. 

Следует сказать, что образ змея представлен не только в материальной культуре русского и татарского народов. Так, в своей работе исследователь-археолог Ельников М. В. отмечает, что «В золотоордынский период на огромных просторах между Дунаем и левобережьем Волги появились округлые серьги в виде головы дракона-змия, кусающего себя за хвост».

Данная работа подтверждает мысль о том, что познание национальных корней приобщает каждого человека к культуре вообще. Знание истории культуры своего народа ведет к уважению культуры других народов. Татарстан – республика, на территории которой столетиями мирно сосуществуют различные народы. Отношения взаимного уважения и терпимости складывались веками и достойны уважения. Но каждый народ не должен забывать свои традиции и обычаи. В искусстве и культурном наследии русских и татар, как в зеркале, отразились жизнь и быт наших предков, национальные особенности, идеалы красоты и религия. Для каждого человека наступает время узнать о своих исторических корнях, познать культуру своего и другого народа.

11

Список использованных источников

  1. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу - Спб.,1969.
  2. Даль В.И. Толковый словарь русского языка, В 4-х томах.-М.: Русский язык,1991.
  3. Короглы   Х.Г.   Взаимосвязи   эпоса   народов   Средней  Азии, Ирана и Азербайджана. — М.: Наука,  1983. — С.49.
  4. Кравцов Н.И.  Русское народное творчество.- Изд. «Высшая Школа»,1983.
  5. Мухаметшина Р.Ф. Русская литература в контексте диалога культур.-Казань,2012.
  6. Н.В. Новиков. Образы восточнославянской волшебной сказки. — Л.: Наука.  1974. — С.185.
  7. Пропп В.Я.  Исторические корни волшебной сказки.  — Л.: Изд-во КГУ,  1946. — С. 199-201.
  8. Рыбаков Б.А. Искусство древних славян. В кн.: История русского искусства, т.I.-М.,1953.
  9. http://www.elabuga-city.ru/articles-chertovo-gorodishche---kladez-mifov.htm
  10. http://www.caravanarba.org/index.php/ru/ru-tatarstan/ru-culture-tatarstan/73-ru-dragon-kazan
  11. http://www.kitabhona.org.ua/costum_axess/elnikovdrakon.html
  12. http://allaya.ru/history/dragon/75-zmej-gorynych-realnost

12

Рецензия учителя Зариповой Г.Ф.на работу ученицы 6Б класса «СШ№2» Балобановой Ксении «Образ змея в русской и татарской культуре»

Работа по заданной тематике представляется актуальной. Это связано с тем, что изучение любого языка,  в том числе и родного, рассматривается через призму лингвокультурологии, относительно нового направления в языкознании, рассматривающего языковые реалии с опорой на культурные ценности. На территории нашей республики с проживанием людей разных национальностей данное направление в работе с языковым и культурным материалом представляется особенно важным.

Новизна тематики связана с тем, что образ змея нашел, например, применение не только в современной архитектуре Татарстана, но лег в основу создания государственной эмблемы – герба нашей республики. Все это не было бы возможным без изучения археологических, исторических и фольклорных источников при написании исследования.

Представленный материал грамотно систематизирован по главам, дана сопоставительная характеристика образа змея в русской и татарской культуре.

Работа может быть использована учащимися при изучении соответствующих тем по русской и татарской литературе, по истории.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Образ Змея в русской и татарской культуре».

            Как известно, понятия национальной культуры находят воплощение в образах, символах. В разных культурах различные образы эпоса, фольклора  иг...

Методический семинар по теме "Диалог культур на уроках русской и татарской литературы"

Методический семинар по теме "Диалог культур на уроках русской и татарской литературы". Пояснительная записка к презентации....

Презентация к методическому семинару "Диалог культур на уроках русской и татарской литературы"

Презентация к методическому семинару "Диалог культур на уроках русской и татарской литературы"...

Халкыбызның күркәм гадәтләре (сценарий дня татарской культуры)

Мероприятия такого плана способствуют развитию и обогащению национальных традиций и обычаев народов Поволжья, оказывают благотворное влияние на историческое, культурное и духовное развитие представите...

Технология «Дебаты» как исследовательский тип обучения и средство формирования коммуникативной культуры обучающихся на уроках русского языка и литературы

Проведение уроков в рамках педтехнологии "Дебаты" позволяет сформировать  коммуникатьивную культуру, развивает поисковые навыки учащихся....

«Формирование филологической компетентности и языковой культуры речи учащихся через использование проектно-исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы»

Основные разделы данной работы посвящены формулировке проблемы, объекта и предмета педагогического исследования, постановке его цели и задач, определению актуальности, научности, новизны и практическо...

Исследовательский проект "Елочная игрушка, как отражение русской истории и культуры"

Тема проекта является актуальной, так как ёлочные игрушки неразрывно связаны с историей и культурой нашей страны.   Цель проекта – приобщение к культурному наследию родного Отечества ч...