Программа по предмету "Эстетическое воспитание".
рабочая программа по мхк (9 класс)
Программа по предмету "Эстетическое воспитание".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа по предмету "Эстетическое воспитание". | 53.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Федеральное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Санкт-Петербургское специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа» (Санкт-Петербургское СУВУ)
«ПРИНЯТО» Решением педагогического совета Протокол № 4 от 28.06.2023 г. | «УТВЕРЖДЕНО» Приказом директора Санкт-Петербургского СУВУ № 356 от 30.06.2023 г. |
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
профессионального обучения
по программе «Эстетическое воспитание»
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
(интеллектуальные нарушения)
по профессии
18880 «Столяр строительный»
Форма обучения – очная
Нормативный срок обучения – 10 месяцев
Уровень квалификации – 2 - 3 разряд
СОДЕРЖАНИЕ
стр. |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ |
2. ПРОГРАММА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ |
3. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
- ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Эстетическое воспитание.
- Область применения программы.
Программа учебной дисциплины является частью образовательной программы для подростков с девиантным поведением и ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в специальных учебно-воспитательных заведениях.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы – общие профессиональные дисциплины ОП.04 «эстетическое воспитание».
1.3. Цели и задачи дисциплины, требования к результатам освоения дисциплины.
Цель программы – развитие личности подростка в единстве духовного, нравственного, эстетического и социально-педагогического аспектов; воспитание в подростке любви к его малой Родине, ее святыням, любви к Отечеству на основе традиционных этических ценностей.
Целью инклюзивного образования детей с ОВЗ в общеобразовательном учреждении является полноценное развитие и самореализация детей с ограниченными возможностями здоровья, освоение ими общеобразовательной программы (государственного образовательного стандарта), важнейших социальных навыков наряду со сверстниками с учетом их индивидуально - типологических особенностей в познавательном, физическом, эмоционально-волевом развитии.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- нравственные и этические нормы, принятые в российском обществе;
- основы духовной культуры нашего народа;
- основные памятники отечественной и зарубежной художественной культуры;
- а также чтить память предков;
- быть патриотом своего Отечества.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины – максимальная учебная нагрузка – 80 часов, в том числе – 30 часов практических занятий (усвоение навыков светского и церковного этикета, посещение музеев, паломнические поездки, встречи с молодежью и ветеранами, различные вечера и конференции и пр.).
Итоговая аттестация проводится в форме зачёта.
Пояснительная записка.
«Цель эстетического воспитания – в приспособлении человека к жизни в обществе. Эстетическое воспитание увеличивает способность к наслаждению. Руководство же в перерождении человека в высший тип принадлежит религии и поэзии. И та, и другая требуют от человека духовной работы»
Н.С.Гумилев
«Истинность Добра и Красоты, доброта Истины и Красоты, красота Истины и Добра»
Л.Н.Столович
«Конечная цель разумного воспитания должна заключаться в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твердой и свободной воли»
Н. И. Пирогов
«Знание не должно упреждать опыт, а соответствовать тому опыту, который есть в детях»
О.Николай (Парамонов)
Настоящая программа «Подросток в мире культуры» составлена на основе программы «Культура и человек» для профессионально-технических училищ (автор программы – Соловьева Т.Е.) и программ «Художественная культура древнего мира, средних веков, эпохи Возрождения» (6-8 кл.) и «Мировая художественная культура» (9-11 кл.) (авторы программы – Солодовников Ю.А. и Предтеченская Л.М.) и скорректирована с учетом интересов, психологических особенностей и возможностей подростков 12-18 лет, нуждающихся в специальных условиях воспитания, находящихся в закрытом учебном заведении и имеющих ограниченные возможности здоровья.
Структурно-содержательное построение программы, отбор тем, их емкость и распределение часов определялись особенностями возрастной психологии и интересамии потребностями воспитанников СУВУ на основе многолетнего опыта преподавания этих курсов в Специальном профессиональном училище и общеобразовательной школе.
В программе уделяется внимание развитию культуры личности в единстве духовного, нравственного, эстетического и социально-педагогического аспектов. Стержнем программы, рассчитанной на 80 часов в год, является культурная среда, в которой формируется человек. Конечная цель обучения – побудить учащихся к самостоятельному, на основе полученных знаний и умений, освоению культуры, к определению своего места в жизни. Важнейшая задача обучения – сформировать в сознании учащихся основы духовного, нравственного и эстетического поведения, приобщить к ценностям мировой и отечественной культуры. Знания, полученные учащимися, не должны опережать их опыта, а соответствовать тому опыту, который ими приобретен.
Направленность программы – социально-педагогическая.
Программа носит культурологический характер, но приоритетным направлением ее является воспитание человека в духе высокой нравственности с учетом отечественного опыта и традиций. Обращение во внеклассной работе к сокровищам древнерусского искусства позволяет решать не только образовательные задачи, но и существенно влиять на поведение подопечных.
Актуальность данной программы состоит в разработке практических способов перевоспитания несовершеннолетних правонарушителей средствами отечественной культуры.
Программа посвящена актуальной теме – роли духовных ценностей Православной Церкви в образовании подрастающего поколения. В связи с тем, что у большинства людей, населяющих Россию, утеряно глубокое понимание важности и необходимости детского православного религиозного воспитания, страдают традиционные основы русской семьи и жизни. В результате, молодое поколение, не имея крепкой и благополучной христианской семьи, не имеет и никакой внутренней защиты от разрушающей силы различных пороков и страстей.
При остро поставленной представителями сферы образования и духовенства проблеме духовной реабилитации несовершеннолетних правонарушителей в настоящее время еще не хватает практического инструментария, методических разработок по их перевоспитанию.
Новизна данной программы заключается как в ее содержании (привлекается опыт, знания и принципы православной педагогики и психологии, долгое времяне использовавшиеся на практике), так и в формах ее реализации. Большую часть занятий планируется проводить вне стен училища: паломнические поездки по святым местам, участие в церковных богослужениях, сотрудничество с воскресной школой, экскурсии и др.
Отличительной особенностью программы является то, что проблема духовной реабилитации трудных подростков переводится в ней на язык практико-педагогической задачи и находит свое решение в конкретных проявлениях.
Сложный научно-богословский и культурологический материал адаптирован к педагогическим условиям специального профессионального училища для детей с девиантным поведением. Теоретические знания по истории Отечества, этнологии и этнографии, богословию и литургике, иконографии и теории искусства, а также церковному и светскому этикету, преподаются с учетом образовательного и психологического уровня воспитанников.
Вовлечение подростков в интересную жизнь за пределами закрытого заведения, общение с людьми духовно и нравственно крепкими открывает перед ними светлую сторону жизни. Встречи с православными святынями и художественными памятниками Отечества делают пребывание подростков в училище более радостным, оптимистичным и осмысленным. Приобретение положительного опыта поможет им в дальнейшей самостоятельной жизни.
Программа состоит из трех разделов:
- Культура и человек: духовное, нравственное и эстетическое воспитание.
- Человек в мире прекрасного: эстетическое и художественное воспитание.
- Опыт мировой и отечественной культуры в постижении Истины, Добра и Красоты.
В первом разделе решаются проблемы эстетического, нравственного и духовного воспитания на материале жизненного опыта подростков и привлечения в качестве иллюстраций памятников мировой художественной культуры (художественная литература, музыка, изобразительное искусство) и религиозного опыта. Широко используются материалы видеофильмов, отражающие современные проблемы молодежи. Изучаются такие понятия, как психологические, физиологические и духовные основы личности, межличностные отношения. Здесь отрабатываются навыки культурного общения, владения этикетом. В этом разделе закладываются основные предпосылки для развития образовательных и воспитательных процессов.
Первый раздел программы является приоритетным, так как духовно-нравственные и воспитательные задачи для воспитанников нашего училища требуют первоочередного решения.
Главнейшим вопросом первого раздела, проходящим красной нитью через последующие разделы программы, является вопрос о смысле и назначении человеческой жизни. Природа преступлений, наркомании, насилия и жестокости сравниваются с уникальностью и ценностью человеческой личности.
Во втором разделе программы «Человек в мире прекрасного» решаются задачи эстетического и художественного воспитания учащихся, развиваются способности в понимании художественно-выразительного языка разных видов искусства, воспитывается эстетический вкус.
Искусство, красота являются мощной силой, формирующей человека, его отношение к миру. Вместе с духовным и нравственным воспитанием они необычайно сильно воздействуют на человека. Чтобы наслаждаться искусством, обогащать свой внутренний мир, необходимо понимать язык разных видов искусства. Второй раздел программы является мостиком, соединяющим внутренний мир подростка с огромным миром культуры, в котором отражен опыт поиска смысла жизни (Истины, Добра и Красоты). На занятиях учащиеся знакомятся с творчеством отечественных и зарубежных художников, архитекторов, композиторов, режиссеров, писателей и поэтов.
Наиболее насыщенным и объемным является третий раздел - «Опыт мировой и отечественной культуры в постижении Истины, Добра и Красоты». В нем концентрируются и по-новому преломляются те понятия, которые уже рассматривались в предыдущих разделах.
Теперь главным героем становится человек разных времен и национальностей, внутренний мир которого, опыт поисков смысла жизни преломляются в памятниках культуры. А сами памятники выступают как свидетельства духовных поисков человечества в постижении Истины, Добра и Красоты. Большее внимание в этом разделе уделяется знакомству с памятниками культуры, традициями и духовными ценностями нашего Отечества.
Успех реализации программы зависит не только от образования учителя в области психологии, эстетики, этики и искусствознания, религии и культурологи, но, прежде всего, от его отношения к личности подростка, от позиции учителя, рассматривающего нравственно-эстетическое воспитание как процесс глубоко интимный, психологически содержательный, в котором учительская открытость, искренность заставляют предъявлять к себе высокие нравственные и эстетические общечеловеческие требования.
В качестве иллюстративного материала используются слайды и репродукции произведений изобразительного искусства, видеофильмы (документальные и художественные), записи музыкальных произведений. В качестве дидактического материала используются карточки, игры, викторины, кроссворды, проводятся практикумы по общественному этикету. В течение года проводятся срезы работ, позволяющие определить начальный культурно-образовательный уровень подростков и проследить динамику его развития и результат. В качестве зачетной работы по курсу предлагается тестирование и доклад по одной из тем курса. Одной из форм зачетной работы может являться составление сценария, подготовка и участие в тематических спектаклях, литературно-художественных композициях, посвященных отдельным разделам курса.
Уроки эстетического воспитания могут выходить за рамки кабинета проводиться в музеях Санкт-Петербурга (Эрмитаж, Александро — Невская Лавра и др), Старой Ладоги, Пскова, Тихвина, Великого Новгорода, Старой Руссы, в паломнических поездках (Валаам, Антониево — Дымский и др. монастыри).
Учитывая личностные особенности воспитанников, проводящих все свое время в стенах училища, занятия по предмету рекомендуется проводить не в академической форме, а в непринужденной, домашней обстановке, нередко за чашкой чая, создавая атмосферу уважения к культурным ценностям, чтобы общение с прекрасным давало ребенку заряд оптимизма на преодоление трудностей сегодняшнего и последующих дней.
Учитель, подходя творчески к выполнению программы курса, оставляет за собой право жертвовать некоторыми темами разделов для решения текущих, вызванных особенностями данного заведения (конфликтные ситуации, психические срывы, горе в семье, изменения в расписании занятий и т.п.) насущных задач по реабилитации личности трудных подростков, в том числе имеющих ограничения развития по состоянию здоровья.
2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Эстетическое воспитание».
Наименование тем | Содержание учебного материала | Объём часов (час) | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Тема 1 | 1 | ||
Введение. | Понятие о культуре. Многообразие форм культуры. Эстетическое воспитание. Цель и задачи курса. | 1 | |
Тема 2 | 3 | ||
Личность. | Определение личности. Строение личности. Психологические особенности: темперамент, воля, характер. Индивидуальность и уникальность личности. Роль труда в формировании личности. | 1 1 2 | |
Тема 3 | 1 | ||
Юность – пора становления личности. | Этапы развития личности. Легко ли быть молодым? Проблемы молодежи в истории мировой культуры. Проблемы переходного возраста. Проблемы досуга. | 2 2
| |
Тема 4 | 2 | ||
Мужчина и женщина. | Особенности физиологических и психологических характеристик мужчины и женщины. Мужественность и женственность. Смысл половой дифференциации. Сублимирующая сила любви. Культура поведения влюбленных. | 2 | |
Тема 5 | 2 | ||
Нравственная культура личности. | Тень добрачных отношений. Семья – источник формирования нравственной культуры личности. | 2 2 | |
Тема 6 | 4 | ||
Культура поведения человека в обществе. | Вежливость на каждый день. Практические навыки этикета. Светский и церковный этикет. Как обходиться без конфликтов? | 2 | |
Тема 7 | 3 | ||
Духовная культура личности. | Аксиология – культура о ценностях. Истина, Добро и Красота. Сакральный и профанный мир; их соотношения в жизни человека. Совесть – внутренний закон личности. Вера и нравственность. 10 заповедей Моисея – нравственный кодекс человечества. | 2
| |
Тема 8 | 2 | ||
Эстетическая культура личности. | Эстетическое чувство и вкус. Техническая эстетика и дизайн. Прекрасное и безобразное. | 2 | |
Тема 9 | 9 | ||
Художественная культура. | Понятие «искусство»; виды искусства. Художественный образ. Изобразительные искусства: живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство. Музыкальные искусства. Искусство театра и кино. Литература. | 2 | |
Тема 10 | 1 | ||
Художественная культура первобытного мира. | Происхождение религии и искусства. Первобытная архитектура: менгиры, дольмены, кромлехи. Культурный синкретизм – важнейшая черта первобытного искусства. | 2 | |
Тема 11 | 8 | ||
Художественная культура древних цивилизаций. | Египет. Боги древних египтян. Пирамиды как сакральное и художественное выражение мироощущения древних египтян. Иероглифы. Первое чудо света. Древнейшие государства Междуречья. Вавилонская башня: миф и реальность. Клинопись. Висячие сады Семирамиды – Второе чудо света. Сотворение мира. Библия как величайший памятник человечества. Научная и религиозная картина мира. Сотворение человека. Адам и Ева. Происхождение зла. Грехопадение. Библейские сюжеты в искусстве. | 2 | |
Тема 12 | 3 | ||
Художественная культура Древней Греции. | Мифология и религия древних греков. Величайшие образцы античного искусства: Парфенон, Семь чудес света, скульптура и др. | 2 | |
Тема 13 | 2 | ||
Художественная культура Древнего Рима. | Легенда о Ромуле и Реме. Особенности римской культуры – религиозный и художественный синкретизм. Античность среди нас. | 2 | |
Тема 14 | 5 | ||
Рождение христианской культуры. | Происхождение христианства. Библейские пророчества о Мессии. Возникновение и развитие христианского искусства. | ||
Тема 15 | 3 | ||
Художественная культура средневековой Европы. | Образование Византийского государства. Константинополь – центр Православия. Собор Святой Софии. Храм – модель мира. Происхождение и смысл иконы. Происхождение монашества. Католицизм и художественные стили Западной Европы: романский, готика. | 2 | |
Тема 16 | 13 | ||
Традиционная духовная и художественная культура русского народа. | Культура и религия древних славян. Збручский идол. Принятие христианства. Влияние Византии. Архитектура: Киевская, Полоцкая и Новгородская Софии. Древнерусская икона – вершина русского искусства. Иконописные школы. Язык иконы. Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий и их творчество. Русские святые: Борис и Глеб, Св. Александр Невский, Преп. Сергий Радонежский и др. | 2 | |
Тема 17. | 2 | ||
Культура ислама. | Возникновение ислама. Шариат. Коран – священная книга мусульман. Художественная культура и ислам. | 2 | |
Тема 18 | 1 | ||
Художественная культура эпохи Возрождения. | Величайший переворот. Гуманизм как определяющее мировоззрение Западноевропейской культуры. Титаны Возрождения: Рафаэль, Леонардо да Винчи, Микельанджело. Особенности Северного Возрождения. Питер Брейгель. | 2 | |
Тема 19 | 1 | ||
Художественная культура Европы Нового времени | Появление новых стилей: барокко. Классицизм. Формирование реализма. Рембрандт – голландский гений. «Возвращение блудного сына». | 2 | |
Тема 20 | 1 | ||
Художественная культура эпохи Просвещения в России. | Эпоха преобразований Петра Великого и Екатерины Великой. Санкт-Петербург - новая столица Российской империи. Влияние западных традиций на древнерусское искусство. | 2 | |
Тема 21 | 1 | ||
В предчувствии потрясений. | «Серебряный» век русской культуры и «красный» октябрь. Творчество поэтов — символистов. А. Блок. Акмеизм: О. Мандельштам. В. Маяковский, С. Есенин, М. Цветаева, А. Ахматова, Б. Пастернак и др. Дыхание времени в творчестве поэтов: «А по набережной легендарной Революция и культура. Тоталитаризм и фашизм в искусстве. Социалистический реализм. | 2 | |
Тема 22 | 8 | ||
Новомученики и исповедники Церкви Русской.
| Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея России, исповедник. Аполитичность Церкви. Борьба против обновленчества. | 2 | |
Тема 23 | 3 | ||
Россия – родина моя! | «День Победы порохом пропах!» Значение Победы над фашизмом в духовном возрождении русского народа и отражение ее в искусстве. Художественный фильм «Обыкновенный фашизм» Блокадный Ленинград — образец несгибаемой силы духа русского народа. Искусство в годы Великой отечественной войны. «Бессмертный полк». | 2 | |
Тема 24 | 1 | ||
Значение современной и традиционной культуры. | Подведение итогов курса. Обмен мнениями, впечатлениями, пожеланиями. Просмотр творческих работ, фотоальбомов, отражающих совместную деятельность на уроках эстетического воспитания. | 2
| |
итого | 80 часов |
|
3. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Текущий контроль проводится преподавателем в процессе проведения тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Для текущего контроля применять фонды оценочных средств (ФОС) (таблица).
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: | |
- применять навыки этикета на практике, - понимать художественный язык иконы и некоторых видов искусств; | Тестирование на практических занятиях. |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: | |
- основные нравственные ценности и нормы поведения, - основы отечественной и зарубежной культуры. | Тестирование, устные опросы, письменные зачеты. |
4.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета эстетического воспитания.
Оборудование учебного кабинета:
1. рабочий стол преподавателя,
2. стул,
3. стулья и парты для обучающихся (8 комплектов),
4. компьютер преподавателя,
5. телевизор,
6. видеомагнитофон,
7. DVD-плейер,
8. цветы, вазы,
9. произведения искусства, (картины, иконы, предметы декоративно-прикладного искусства); книги, журналы и альбомы по искусству, фотоальбомы, открытки, репродукции,
10. Игры, карточки, конструкторы, пазлы, книги-раскраски.
11. Листы ватмана, альбомные листы, цветные карандаши, фломастеры, ножницы, клей.
12. Бумажные и полотняные скатерти и салфетки, столовые приборы, чайный сервиз, электрочайник, столовая посуда.
Технические средства обучения:
- интерактивная доска,
- компьютер с выходом в сеть Интернет;
- телевизор.
4.2. Информационное обеспечение обучения.
Перечень учебных изданий, дополнительной литературы
- Человек и культура. Введение в курс «Мировая художественная культура». СПб: Спецлит, 2000.
- Я умею. Этикет и сервировка стола. М.: 2002.
- Рольф М. Энциклопедия «Этикет». М.: 2003.
- Библия. Книги Ветхого и Нового Заветов в синодальном переводе.
5. Профессор, протоиерей Глеб Каледа. Остановитесь на путях ваших. Записки тюремного священника. М.: Зачатьевский монастырь, 2002.
- Архиепископ Аверкий. Четвероевангелие. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. М.: ПСТГУ, 1999.
- Как различать духовенство по чинам и званиям. М.: «Благо», 1999.
- Закон Божий. Составил Протоиерей Серафим Слободской. Репринтное издание. М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994.
- Закон Божий для самых маленьких. М.:1997.
- Библейские сюжеты. Русские художники XIX в. СПб: «Художники России», 1994.
- Митрополит Кирилл. Слово пастыря. Беседы о православной вере. М.: 2004.
- Закон Божий. М.: «Ковчег», Сретенский монастырь, 1998.
- Иерей Олег Давыденков. Догматическое богословие, курс лекций. М, 1997.
- Иерей Олег Давыденков. Катехизис, курс лекций. М, 1998.
15.Закон Божий. Составил Протоиерей Серафим Слободской. Репринтное издание. М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994.Закон Божий. М.: «Ковчег», Сретенский монастырь, 1998.
- Русский народ, его обычаи, обряды, предания и, суеверие и поэзия. Собр. М. Забылиным. Репринтное воспроизведение издания 1880 года. М.: «Книга Принтшоп», 1990.
17. Янушкявичюс Р., Янушкявичене Л. Основы нравственности. Беседы по этике для старшеклассников. М.,1998.
18. Склярова Т. В. Возрастная психология и педагогика. М.: ПСТГУ, 2005.
- Непознаваемый мир веры. М.: Сретенский монастырь, 2003.
- Супрун В. И. Православия святые имена. Учебное пособие. Волгоград, 1996.
- Русские святые. Санкт-Петербург. Издание «Азбука», 2001.
- Нечволодов А. Сказание о русской земле. Репринтное издание в четырех книгах, М.: «Православная книга», 1992.
- Кацва Л. А., Юрганов А. Л. История России VIII-XV вв. Учебник для учащихся VII класса, М.: «Издатель», 1995.
- Жития святых. Составил святитель Димитрий Ростовский. М.: 1994-1997.
- Алпатов М.В. Распятие Дионисия. Этюды по всеобщей истории искусств. Труды. М., 1979.
- Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи. М.: Просвещение, 1993.
- Бобров Ю.Г. Основы иконографии древнерусской живописи. СПб.: Аксиома, 1995.
- Бычков В.В. Малая история византийской эстетики. Киев: Путь к истине, 1991.
- Бычков В.В. Русская средневековая эстетика XI-XVII вв. М.: Мысль, 1992.
- Вагнер Г.К., Владышевская Т.Ф. Искусство Древней Руси. М., 1999.
- Икона. Секреты ремесла. М.: Стайл А ЛТД, 1993.
- История иконописи. Истоки. Традиции. Современность. М.: Арт. БМБ, 2002.
- Карелин Рафаил, архимандрит. О языке православной иконы. Сборник: Православная икона. Канон и стиль. К богословскому раскрытию образа. М., 1998.
- Карелин Рафаил, архимандрит. Мистика земного времени. СПб, 1997.
- Кондаков Н.П. Иконография Богоматери. Связи греческой и русской иконописи с итальянской живописью раннего Возрождении. М.: Паломник, 1999.
- Лазарев В.Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. М, 1993.
- Лихачева В. Искусство Византии IV-XV вв. Ленинградское отд.: Искусство, 1986.
- Лосский В. Богословие образа. Богословие и боговидение. Сборник. М., 2000.
- Мейендорф Иоанн, прот. Введение в святоотеческое богословие. Минск: Лучи Софии, 2001.
- Покровский Н.В. Очерки памятников христианского искусства. СПб.: Лига Плюс, 1999.
- Припачкин И.А. Иконография Господа нашего Иисуса Христа. М.: Паломник, 2001.
- Райгородский Л.Д. Беседа о русских иконах. СПб.: Глагол, 1996.
- Сурова Л.В. Православная икона сегодня. Книга для учащихся и учащих. М.: Изд-во Владимирской епархии, 1996.
- Снессорева С. Земная жизнь Пресвятой Богородицы. Ярославль: Верхняя Волга, 1997.
- Сказания о земной жизни Пресвятой Богородицы (репринт.). М., 1904.
- Тарабукин Н.М. Смысл иконы. М.: Изд-во Православного братства свт. Филарета Дроздова, 1999.
- Трубецкой Е. Умозрение в красках. Сборник: Философия русского религиозного искусства. М.: Прогресс, 1993.
- Успенский Л.А. Богословие иконы православной Церкви. М.: Паломник, 2001.
- Флоренский П.А. Иконостас. Избранные труды по искусству. М.: Изобразительное искусство, 1997.
- Филатов В.В. Краткий иконописный словарь. М.: Просвещение, 1996.
- Раушенбах Б. В. Пространственные построения в древнерусской живописи. М., 1975.
- Аверинцев С.С. Красота изначальная. Наше наследие. №4. М., 1988.
- Русский народ, его обычаи, обряды, предания и, суеверие и поэзия. Собр. М. Забылиным. Репринтное воспроизведение издания 1880 года. М.: «Книга Принтшоп», 1990.
54. Где святая София, ту Новгород. Поселок Тесово-Нетыльский: «Ксеньюшка», 2000.
- Софийский собор Великом Новгороде. Поселок Тесово - Нетыльский: «Ксеньюшка», 2000.
- Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Тула: 2003.
- Новгород. Памятник Тысячелетия России. Ленинград, 1983.
- Старая Ладога. СПб: 2003.
- Суздальский Свято-Покровский женский монастырь. М.: «Лето», 2002.
- Тайны мощей чудотворца Александра Свирского. М.: «Даниловский благовестник», 2004.
- Народный месяцеслов. М.: 1992.
- Головкова Л. А., Хайлова О. И. Пострадавшие за веру и Церковь Христову: 1917–1937 / Отв. ред. прот. В. Воробьев. М.: Изд-во ПСТГУ, 2012.
- Дамаскин (Орловский), игум. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви ХХ столетия. Жизнеописания и материалы к ним. В 7 книгах. Тверь: Булат, 1992–2002.
- Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века Московской епархии. Под общей редакцией митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия. [В 9 кн.]. Тверь, Булат, 2002–2006.
- Канонизация святых в ХХ веке. М.: Комиссия Священного Синода РПЦ по канонизации святых, Изд-во Сретенского монастыря, 1999.
- Мазырин А., свящ. Смысл и значение подвига новомучеников и исповедников Российских [Электронный ресурс] Сайт ПСТГУ. URL: http://pstgu.ru/news/life/science/2011/05/10/29723/(дата обращения 9.12.2015).
- Пострадавшие за веру и Церковь Христову. 1917–1937. М.: Издательство ПСТГУ, 2013.
- Православная энциклопедия. Русская Православная Церковь. М.: ЦНЦ «Православная Энциклопедия», 2000.
- Цыпин В., прот. История Русской Православной Церкви: Синодальный и новейший периоды. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2007.
- Деяния о канонизации. Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. 13–16 августа 2000 г.: Материалы. М., 2001.
- Филиппов Б. А. Путеводитель по истории России 1917–1991: Учебно-методическое пособие. М.: Изд-во ПСТГУ, 2010.
- Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 1917–1943 гг.Сос т. М. Е. Губонин. М.: Изд-во ПСТБИ, 1994.
- Архивы Кремля. Политбюро и Церковь: 1922–1925 гг.: в 2 кн./ Подг. издания Н. Н. Покровского и С. Г. Петрова. Новосибирск: Сибирский хронограф; М.: РОССПЭН, 1997–1998.
- Беглов А. Л. В поисках «безгрешных катакомб». Церковное подполье в СССР. М.: Издательский совет Русской Православной Церкви, 2008.
- Вениамин (Федченков), митр. На рубеже двух эпох. М., 1994.
- Волков О. В. Погружение во тьму. М., 1989.
- Воспоминания соловецких узников. Отв. ред. свящ. В. Умнягин. Соловки: Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь, 2013–2015.
- Все вы в сердце моем: Жизнеописание и духовное наследие священномученика Серафима (Звездинского), епископа Дмитровского. Сост. И. Г. Меньковой. 2-е изд., испр. и доп. М.: Изд-во ПСТГУ, 2007.
- Галкин А. К., Бовкало А. А. Избранник Божий и народа: Жизнеописание священномученика Вениамина, митрополита Петроградского и Гдовского. СПб.: «Блокадный храм», 2006.
- Голубцов С. А., протодиак. Московская духовная академия в начале ХХ века. Профессура и сотрудники. Основные биографические сведения. М.: Издательство «Мартис», 1999.
- Дамаскин (Орловский), игум. Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. (Январь–июль). Тверь: Булат, 2005–2016.
- Допрос Патриарха. Сост. А. Нежный. М.: Грааль, 1997.
- Журавский А. В. Во имя правды и достоинства Церкви. Жизнеописание и труды священномученика Кирилла Казанского в контексте исторических событий и церковных разделений ХХ века. М., 2004.
- За Христа пострадавшие. Гонения на Русскую Православную Церковь. 1917–1956. Книга первая. М.: ПСТГУ, 2015.
- Игнатия, монахиня. Старчество в годы гонений. Преподобномученик Игнатий (Лебедев) и его духовная семья. М.: Издательство Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2001. (Б-ка журнала «Альфа и Омега»).
- Изъятие церковных ценностей в Москве в 1922 году. Сборник документов из фонда Реввоенсовета Республики. М.: ПСТГУ, 2006.
- Кашеваров А. Н. Православная Российская Церковь и советское государство (1917–1922). М.: Изд-во Крутицкого подворья, 2005.
- Кифа – Патриарший Местоблюститель священномученик Петр, митрополит Крутицкий (1862–1937) / Отв. ред. прот. В. Воробьев. М.: Изд-во ПСТГУ, 2012.
- Книга памяти «Бутовский полигон». М., 2004.
- Козаржевский А. Ч. Церковноприходская жизнь Москвы 1920–1930 гг. Воспоминания прихожанина // ЖМП. 1992. № 11–12; Журнал «Москва». 1996. № 3.
- Левитин-Краснов А., Шавров В. Очерки по истории Русской Церковной смуты. М.: Крутицкое Патриаршее Подворье, 1996.
- Лобанов В. В. Патриарх Тихон и советская власть (1917–1925 гг.). М.: НП ИД «Русская панорама», 2008.
- Мазырин А., иерей. Высшие иерархи о преемстве власти в Русской Православной Церкви в 1920–1930-х годах. М.: ПСТГУ, 2006.
- Митрофанов Г., прот. История Русской Православной Церкви: 1900–1927. СПб: «Сатис», 2002.
- Молитва всех вас спасет: Материалы к жизнеописанию святителя Афанасия, епископа Ковровского. Сост., предисл. и примеч. О. В. Косик. М.: Изд-во ПСТБИ, 2000.
- Мраморнов А. И. Церковная и общественно-политическая деятельность епископа Гермогена (Долганова, 1858–1918). Саратов: Научная книга, 2006
- Неколебимый камень Церкви: Патриарший Местоблюститель митрополит Крутицкий Петр (Полянский) священномученик, на фоне русской церковной истории XX века. СПб: Наука, 1998.
- Островский К., прот. Святые ХХ века. Краткие жития для детей. Красногорск: Успенский храм, 2012.
- Польский М., прот. Новые мученики российские. В 2 т. М., 1993.
- Поспеловский Д. В. Русская Православная Церковь в ХХ веке. М.: Республика, 1995.
- «Приспело время подвига…»: Документы Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. о начале гонений на Церковь/сост., автор статьи Кривошеева Н. А.. М.: ПСТГУ, 2012.
- Ради мира церковного: Жизненный путь и архипастырское лужение святителя Агафангела, митрополита Ярославского, исповедника.Сост. Менькова И. Г.. В 2 книгах. М.: ПСТГУ, 2005–2006.
- Русская Православная Церковь 988–1988: Очерки истории 1917–1988 гг. Вып. 2. М.: Изд-во МП, 1988.
- Русская Православная Церковь и коммунистическое государство. 1917–1941. Документы и фотоматериалы. М.: ББИ, 1996.
- Русская Православная Церковь. ХХ век. Беглов А. Л., Васильева О. Ю., Журавский А. В. и др. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2008.
- Сафонов Д., иерей. Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея России, и его время». М., «Покров», 2013.
- Сафонов Д., свящ. Жизнь и архиерейское служение святителя Илариона [Электронный ресурс]. Официальный сайт Московской духовной академии. URL: http://www.mpda.ru/site_pub/116836.html (дата обращения 9.12.2015).
- Следственное дело Патриарха Тихона. Сборник документов Центрального архива ФСБ РФ. М.: ПСТБИ, 2000.
- Страж Дома Господня. Патриарх Московский и всея Руси Сергий (Страгородский)/ Автор-составитель Сергей Фомин. М.: Правило веры, 2003.
- Страсти по мощам: из истории гонений на останки святых в советское время. СПб: Общество свт. Василия Великого, 1998.
- Феодосий (Алмазов), архим. Мои воспоминания: Записки Соловецкого узника. М.: Крутицкое Патриаршее подворье, 1995
- Материалы Рождественских чтений 2005 года. http://www.prokimen.ru
Электронные ресурсы
1.Православная Энциклопедия. Электронная версия: http://www.pravenc.ru/
2.База данных (ПСТГУ) «За Христа пострадавшие»: http://kuz3.pstbi.ru/bin/code.exe/frames/m/ind_oem.html/ans
3.Интернет-проект Соловецкого монастыря «Духовенство Русской Православной Церкви в XX веке»: http://pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/
4. Региональный общественный фонд «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви»: http://www.fond.ru/.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа гражданско-патриотического воспитания "Мы - юность России"
Программа гражданско -патриотического воспитания "Мы - юность России!" разработана для работы классного руководителя и расчитана на 3 года. Программа стала призёром городского конкурса "Самый классный...
Программа духовно-нравственного воспитания и развития "Путь к себе"
Данна программа направлена на духовно-нравственное воспитание и развитие младших школьников в связи с новыми требованиями ФГОС, основана на сотрудничестве с местным храмом, содержит формы ...
Пояснительная записка к программе по патриотическому воспитанию.
В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили...
Социализация несовершеннолетних через программы духовно-нравственного воспитания
Работа СРЦ по духовно-нравственному воспитанию несовершеннолетних вместе с РПЦ...
Программа духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения
Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального об...
Программа гражданско-патриотического воспитания обучающихся с ОВЗ. Презентация
Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения - сегодня одна из актуальных задач государства, общества и образовательных учреждений нашей страны. В на...
Программа по патриотическому воспитанию "Воспитание историей"
Эта программа нацелена на воспитание патриотизма средствами краеведения.В последние годы падает уровень духовной культуры общества и подрастающего поколения, отсутствуют иерархии ценностей нравственно...