Программа по патриотическому воспитанию "Воспитание историей"
методическая разработка по краеведению по теме
Эта программа нацелена на воспитание патриотизма средствами краеведения.
В последние годы падает уровень духовной культуры общества и подрастающего поколения, отсутствуют иерархии ценностей нравственно-ориентированные, привлекательными и престижными становятся образцы "легкой культуры", освоение которых не требует от человека никаких умственных затрат, проявляется низкая культура чувств, пересматривается система ценностей и приоритетов, снижается интерес к истории, углубляются противоречия между старшими и молодежью.
Новый импульс духовному оздоровлению народа и становлению гражданского общества в нашей стране призвано дать патриотическое воспитание.
Сегодня понятие патриотизма неразрывно связано с такими понятиями, как любовь к своей Родине, чувство гордости за свое Отечество, готовность встать на его защиту, выполнить конституционный долг, общественно-значимые поведение и деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska.doc | 76 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор программы:
учитель истории и обществознания
МОУ СОШ №2г Усмани Липецкой области
имени Героя Советского Союза
М.П. Константинова, руководитель музея Черникова Ирина Николаевна.
Пояснительная записка.
Эта программа нацелена на воспитание патриотизма средствами краеведения.
В последние годы падает уровень духовной культуры общества и подрастающего поколения, отсутствуют иерархии ценностей нравственно-ориентированные, привлекательными и престижными становятся образцы "легкой культуры", освоение которых не требует от человека никаких умственных затрат, проявляется низкая культура чувств, пересматривается система ценностей и приоритетов, снижается интерес к истории, углубляются противоречия между старшими и молодежью.
Новый импульс духовному оздоровлению народа и становлению гражданского общества в нашей стране призвано дать патриотическое воспитание.
Сегодня понятие патриотизма неразрывно связано с такими понятиями, как любовь к своей Родине, чувство гордости за свое Отечество, готовность встать на его защиту, выполнить конституционный долг, общественно-значимые поведение и деятельность.
Для растущего человека емким понятием "родина", в сущности, исчерпывается все, что его окружает, все, чем он живет: его родной дом, школа, родители и друзья, родная природа и окружающие его материальные и духовные ценности. Патриотизм - самое широкое и всеобъемлющее качество, составляющие стержень личности.
В законе РФ "ОБ образовании" одна из главных задач - воспитание патриотизма, " воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.
( статья 2)
Весь учебный процесс в школе должен быть ориентирован на воспитание у каждого ученика чувства любви к своей Родине - России, на привитие общей культуры, расширение кругозора и интеллекта.
Под воспитывающим понимается такое обучение, при котором достигается органическая связь между приобретением учащимися знаний, умений, навыков, усвоением опыта творческой деятельности и формированием эмоционально - ценностного отношения к миру, к друг другу.
Исходя из вышесказанного, определяются цели и задачи патриотического воспитания:
Цели:
1. Героико-патриотическое воспитание.
2. Военно-патриотическое воспитание.
3.Национально-патриотическое воспитание.
4. Воспитание чувства гражданского долга.
5. Расширение кругозора, социализация и воспитание творческой личности.
Героико-патриотическое воспитание ориентировано на пропаганду военных профессий, знаменательных исторических дат, воспитание гордости за
1
деяния наших легендарных предков. Это особенно актуально сейчас, когда молодые люди не считают престижным служить в армии и ищут различные лазейки, чтобы уклониться от службы.
Военно-патриотическое воспитание ориентируется на формирование у школьников патриотического сознания , воспитание чувства гордости за успехи русского оружия, уважения к славной истории нашей Родины, сохранению и приумножению наших традиций.
Национально - патриотическое воспитание включает в себя формирование чувства любви к своей малой родине, национальным традициям и культуре, пробуждение чувства гордости за свой народ.
Гражданское воспитание - это развитие уровня правовой культуры, четкой гражданской позиции.
Задачи патриотического воспитания:
1.Развитие национального самосознания, приобщение к ценностям культуры.
2.Формирование исторических представлений, вооружение учащихся знаниями о родном крае.
3.Ориентировать на уважительное отношение к памятникам прошлого.
4.Стимулировать интерес учащихся к краеведческой и поисковой деятельности.
5.Воспитание патриотов России; граждан правового демократического государства, уважающих права и свободы личности, проявляющих национальную и религиозную терпимость; развитие культуры межэтнических отношений.
Как реализовать эти цели и задачи в сегодняшней школе?
" Театр начинается с вешалки"... Эти слова можно отнести не только к театру. Если мы хотим, чтобы из стен школы выходили люди, для которых слово " Родина " не пустой звук, тогда необходимо, чтобы школа с первых шагов окутывала ученика особой воспитывающей атмосферой.
Чтобы на каждом метре школы все неназойливо напоминало: ты сын России , тебе есть чем гордиться и именно ты в ответе за настоящее и будущее нашей страны. С первых уроков истории я стремлюсь сформировать у детей такие важные понятия, как " Родина ", " патриот ", " герой ".
Ученики должны увидеть взаимосвязь предметов и явлений, живые, реальные образы людей с их достоинствами и недостатками, повседневными заботами и героическими поступками.
Перед глазами ребят проходит тысячелетний путь русской истории. Он начинался на заре цивилизации разрозненными тропами славянского язычества, затем выходил на торную дорогу Киевской Руси, где остался звон мячей и свист стрел в бесконечных битвах с Великой степью. Ученики знакомятся с историей Московской Руси, узнают о царствовании Ивана
2
Грозного и Петра Великого, о других славных страницах русской истории.
Вообще, учебные курсы истории и обществознания таят в себе огромный воспитательный потенциал. В последнее время возрос интерес к краеведению, введен курс изучения краеведения в школе. Краеведческая работа ориентирована на воспитание у каждого ученика любви к своей Родине, привитие общей культуры, осознанию своего места в окружающем мире.
В нашем Усманском районе огромное внимание уделяется прошлому нашего края. И усманцам есть чем гордиться: 16 Героев Советского Союза, 7 Героев Социалистического Труда, среди них Н.Г. Басов, академик, лауреат Нобелевской и Ленинской премий и многие другие прославили отчий край.
Во многих школах созданы школьные музеи.
Есть свой музей и в школе №2 города Усмани имени Героя Советского Союза М.П. Константинова.
Он состоит из двух залов: первый посвящен истории нашей школы, которой скоро исполниться 100 лет, второй - нашим землякам, которые являются гордостью Земли Усманской.
Значение музея в воспитательном процессе очень велико. Он обеспечивает условия для формирования мотивации личности к познанию истории родного края, развития творческих и интеллектуальных способностей в различных видах музейной деятельности.
Содержание учебной деятельности на базе музея:
1. Проведение тематических уроков.
" Великая Отечественная война в истории страны и родного края";
" Никто не забыт, ничто не забыто";
" О чем рассказал экспонат";
" Моя родословная".
" Писатели и поэты Липецкого края" и других.
2. Изучение документальных, вещественных источников.
3.Экскурсия по историческим местам. " Мемориальные доски рассказывают..."
4. Исследовательско - поисковая работа.
5. Работа краеведческого кружка " История школы ".
Беспредельными возможностями для реализации задач патриотического воспитания располагает внеклассная работа.
Она чрезвычайно разнообразна:
1. Работа кружков и секций;
2. Проведение военно-спортивных игр;
3.Уроки мужества и патриотизма;
4. Организация экскурсий;
5.Просмотр фильмов;
6.Участие в поисковой работе; 3
7.Встречи с ветеранами и воинами Вооруженных Сил;
8.Выпуск стенгазет;
9.Оказание помощи ветеранам;
10.Участие в акции " Подарок - ветерану";
11.Смотр песни и строя;
12.Проведение торжественных мероприятий. 13.Всречи со знатными земляками.
14.Участие в краеведческих конференциях.
Программа и тематический план работы музея "История школы" предполагают проведение как теоретических, так и практических занятий в течение 1 года в объеме 34 часов. Программа рассчитана на проведение занятий с учащимися 7, 11 классов.
Реализация программы предполагается по следующим направлениям
работы актива музея:
комплектование и учет фондов, их хранение
экспозиционная деятельность
поисковая работа
экскурсионно - массовая работа
научно-просветительная деятельность
Большое внимание программа уделяет экскурсионной подготовке актива школьного музея, так как экскурсоводы составляют наиболее значительную группу и их деятельность тесно связана с экспозициями музея, поисковой работой и другими видами деятельности.
Настоящая программа включает в себя материал, освоение которого способствует расширению общеобразовательного кругозора и специальных знаний учащихся, формированию у них научных интересов и профессиональных способностей, навыков общественно полезной деятельности.
Содержание программы :
Набор в актив школьного музея. Вводный инструктаж. Знакомство с музеем. Обзорная экскурсия.
Дополнительный ежегодный набор учащихся в актив музея. Вводный инструктаж по технике безопасности работы в музее: поведение во время работы, правила поведения на улице и при переходе через дорогу, правила поведения в общественных местах и транспорте.
Задачи и содержание работы музееведов, его особенности. Организация занятий.
Разделы и значения музея, его фонд. Обзорная экскурсия по экспозициям музея.
Практические занятия :
1. Знакомство через литературу, киноматериалы и в ходе экскурсий с музеями разного профиля; экскурсия в Усманский краеведческий музей, беседа с сотрудниками музея об истории музея, формировании его коллекций. 4
2. Памятниковая основа, предметность и наглядность в музее. Принцип тематичности в экспозиционной, собирательской и массовой работе. Единство и взаимосвязь всех видов музейной деятельности. Тип и профиль музея.
3. Сущность и специфические особенности школьного музея
Школьный музей - центр обучения и воспитания в школе. Соответствие содержания работы школьного музея программным требованиям и краеведческому принципу обучения. Особенности музейных форм работы. Предметность и наглядность в школьном музее. Разнотемность и мобильность экспозиции. Профили школьных музеев.
4. Фонды музея. Научная организация фондовой работы.
Изучение фондов как основа всех направлений музейной деятельности. Организация фондовой работы в школьном музее.
5. Изучение документов о музейном деле и фонде, о порядке сбора, учета и хранения музейных предметов; знакомство с составом и структурой фондов школьного музея; знакомство с приемами определения, классификации и систематизации музейных предметов.
6. Учет и хранение фондов
Инвентарная книга, шифровка, прием и выдача предметов. Научное определение и описание предметов. Организация хранения. Общие требования к особенностям обеспечения сохранности предметов в экспозициях.
7. Поисковая работа
Задачи поисковой работы, связь с профилем и тематикой музея, с содержанием
туристско -краеведческой работы. Основные формы: походы, экспедиции, переписка, текущее комплектование.
8. Экспозиционная работа
Идейный замысел и тематическая структура экспозиции: анализ содержания, приемов построения, оформления экспозиции по отдельным разделам; разработка и построение выставки по теме проведенного поиска; создание параллельно выставки - передвижки.
9. Коллекции школьных музеев
Характеристика музеев школ города, их направление и тематика работы, место расположения и возникновения.
Экскурсии по музеям школ города, записи.
10. Памятные даты воинской славы России
Изучение исторических событий, связанных с каждой датой. Подробная
характеристика каждой даты.
11. Подготовка музейной экскурсии
Основные принципы подготовки и проведения экскурсий в школьном музее.
Экскурсия как одна из форм образовательной и культурно - просветительной работы.
Экскурсия и лекция. Объекты экскурсии.
Принципы экскурсионной методики: целенаправленность, тематичность, 5
научность, логическая и хронологическая последовательность, доступность,
наглядность, конкретность. Типы и виды экскурсий. Разработка тематики
экскурсий в соответствии со структурой экспозиции. Пути использования
экскурсий в учебной и культурно - просветительной работе в школе. Порядок
подготовки и проведения экскурсий в школьном музее.
Прослушивание тем экскурсий разных типов; изучение тематики экскурсий в школьном музее; прослушивание экскурсий по разным темам; составление своего стандарта экскурсии.
Тема и цель экскурсии
Тема и структура содержания, план экскурсии. Формулировка цели. Познавательные и воспитательные функции целеустановки, ее определяющая роль в разработке экскурсии.
Работа на экспозиции по овладению маршрутом, содержанием и методикой проведения экскурсий. Определение и применение определенных приемов. Запись экскурсий.
Индивидуальная и коллективная отработка маршрута, содержания, методов и приемов проведения экскурсий; составление текстов экскурсий; прослушивание и обсуждение экскурсий.
12. Памятные места города Усмани.
История города и поселка как предмет музейного изучения, объекты городской экскурсии (памятные места), их классификация. Памятники истории и культуры. Особенности методики проведения городской и поселковой экскурсии. Требования к маршруту. Приемы показа и методики проведения экскурсии.
Прослушивание 1 - 2-х городских экскурсий, обсуждение и разбор; подготовка и проведение экскурсии по городу и поселку.
13. Работа с активом
Без широкого участия актива нельзя ни создать музея, ни развернуть в нем работу. Процесс деятельности актива включает разнообразные формы самостоятельной работы: исследование, организация и проведение походов, установление комплектов с общественными организациями, изготовление оборудования, оформление собранного материала. Заседание актива музея проводить один раз в четверть. На них планируется новая и обсуждается проделанная работа.
Знания и умения учащихся.
В ходе реализации программы учащиеся получают знания и приобретают определенные умения.
Учащиеся должны знать:
• историю музейного дела;
• сущность и особенности школьного музея;
• научную организацию фондовой работы;
• проведение учета и хранения фондов;
• проведение поисковой работы;
• коллекции школьных музеев города; 6
• памятные даты воинской славы России;
• как подготовить музейную экскурсию;
• как провести музейную и городскую экскурсию.
Учащиеся должны уметь:
• работать с литературой, киноматериалами, источниками;
• проводить беседу, брать интервью;
• провести классификацию фондов;
• правильно вести учет и хранение фондов;
• работать с инвентарной книгой;
• правильно проводить поиск;
• создавать небольшие экспозиции;
• проводить экскурсию, лекцию.
Механизм оценки полученных результатов
В конце каждой учебной четверти, а также в начале и конце учебного года проводятся заседания актива и совета музея, где не только планируется работа, но и подводятся итоги работы за определенный период.
В конце учебного года проводится музейный конкурс «Лучший экскурсовод музея».
Лучший экскурсовод музея принимает участие в городском конкурсе экскурсоводов.
Ребята оформляют вновь собранный материал в альбомах «История школы», «Выпускники школы-ученые», «Они учились в нашей школе и славят Родину трудом», пишут рефераты по выбранным темам на районные, городские, областные и всероссийские конкурсы.
Прогноз результатов деятельности.
Именно в процессе такой деятельности у учащихся формируются такие
знания и умения как:
- знание истории своей Родины и родного края;
- знание истории государственных символов РФ;
-уважение к законам страны, Конституции;
навыки участия в играх, конкурсах, конференциях, в работе школьного
музея;
- умение работать с различными источниками.
Вышеизложенная программа позволит сформировать патриотические чувства и сознание учащихся на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранить и развить чувство гордости за свою страну.
Воспитать личность учащихся-патриотов Родины, способных к дальнейшему развитию своих навыков и умений по защите государственных интересов.
Возрастет процент поступления выпускников в вузы военного профиля.
Этапы реализации программы:
Реализация программы осуществляется в два этапа: 7
На первом предусматривается:
- проработка организационных основ реализации программы;
- создание и совершенствование нормативно-правовой базы патриотического воспитания;
- проведение классных и школьных мероприятий, а также активное участие в городских, областных и Всероссийских мероприятиях.
На втором этапе предполагается реализация основных мероприятий: проведение краеведческой, лекционной работы, сбор материалов об участниках Великой Отечественной войны.
Перспективы дальнейшего развития.
Совершенствование работы по патриотическому воспитанию.
Активация внешкольной деятельности.
Работа в школьном музее " История школы "
Организация походов, экскурсий.
В заключение добавлю, что патриотическое воспитание в школе должно осуществляться в системе единства и совокупности целей и задач, содержания, принципов, методов и средств, активного воздействия всего учебно-воспитательного процесса на сознание, чувства и поведение школьников. Каждый учитель школы может внести свой посильный вклад в общее дело - воспитание достойных граждан России:
8
Используемая литература:
1. И.А. Агапова. Патриотическое воспитание в школе. М 2002 г.
2. А.А. Аронов Воспитывать патриотов. М. 1989 г.
3. А.К. Быков. А.Н. Вырщиков. Патриотически ориентированное образование: методология, теория, практика. М. Росвоенцентр 2005 г.
4 Т.С. Буторина, Н.П. Овчинников. Воспитание патриотизма средствами образования. СПб 2004.
5. Н.В Ипполитова. Патриотическое воспитание в современных условиях: Особенности, подходы, подготовка будущих учителей. Челябинск, 1997 г.
6.Библиотека пионерского вожатого. Воспитать человека. М. 1989 г.
7. Александров Ю. Н. Подготовка и проведение экскурсий: Метод, рекомендации - М., Турист, 1974
8. Музееведение. Учебное пособие для вузов. Высшая школа, 1988
9. Дуяльский Д. Ю. «Музейные коллекции и предметный мир культуры» - М., 1987
9
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа гражданско-патриотического воспитания "Мы - юность России"
Программа гражданско -патриотического воспитания "Мы - юность России!" разработана для работы классного руководителя и расчитана на 3 года. Программа стала призёром городского конкурса "Самый классный...
Пояснительная записка к программе по патриотическому воспитанию.
В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили...
Программа гражданско-патриотического воспитания обучающихся с ОВЗ. Презентация
Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения - сегодня одна из актуальных задач государства, общества и образовательных учреждений нашей страны. В на...
программа военно-патриотического клуба
Внеурочная деятельность...
Программа военно-патриотического воспитания обучающихся МБОУ"СОШ№5"
Программа военно-патриотическое воспитание обучающихся Программа «Военно-патриотическое воспитание учащихся муниципальной средней общеобразовательной школы №5 г.Губкинский на 2011–2015 годы» разр...
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) военно-патриотической направленности «Патриоты Отечества»
Возраст детей 12-16 летКак известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания – нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим. Муниципальное ...
Программа работы историко-патриотического уголка "История Угута - история Югорского края"
Программа работы школьного музея...