Организация групповой работы по психологической характеристике форм личности С. Деллингера (на примере урока мировой художественной культуры )
учебно-методический материал по мхк (11 класс)

Тельпис Александра Юрьевна

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока мировой художественной культуры (11 класс)

Тема: Российский аниматор Иван Петрович Иванов-Вано.

Тип урока: урок-исследование.

Цель: формировать представление о роли художника анимации в мире кинематографии (на примере творчества И.П.Иванова-Вано).

Задачи:

Образовательные:         рассмотреть  тематическое многообразие творчества И.П.Иванова-Вано.

Воспитательные: воспитывать познавательную активность учащихся, культуру общения, умения работать в группе, осуществлять совместную учебно-творческую деятельность.

Развивающие: Развивать мотивацию изучения предмета при обращении к знаниям других предметов, жизненному опыту учащихся. Способствовать развитию логического и структурного мышления: собирать информацию, группировать и интерпретировать факты; выражать мысли, грамотно аргументировать собственную позицию; презентовать результаты своей  деятельности.

Здоровьесбережение: Создание на уроке здорового психолого-педагогического климата.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные:

понимать роль и значение художника в создании анимационного фильма;

знать о видах и жанрах кино, анимации;

понимать, почему в анимации столь велика роль художника.

Регулятивные:

  • понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
  • анализировать объекты и явления окружающего мира, выделяя их отличительные признаки;
  • устанавливать элементарные причинно- следственные связи;
  • располагать рассматриваемые объекты согласно временной шкале (раньше-позже).

Коммуникативные:

  • контролировать и корректировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
  • развивать умение творческой работы в группах;
  • умение работать в группе при выполнении задания, умение вести сотрудничество с учителем.
  • приобретать целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающее культурное многообразие современного мира, наряду с первичными представлениями о кино и анимации;
  • воспитывать эстетические чувства, впечатления от восприятия предметов и явлений окружающего мира;
  • положительно относиться к результатам своих исследовательских и практических работ.

Методы и формы обучения: поисковый, беседа, наглядно-иллюстративный, фронтальная, индивидуальная, работа в группах по психотипу (на примере психологической характеристики форм личности по С. Деллингеру).

Вид используемых на уроке средств ИКТ:

Компьютер, мультимедийный проектор, ноутбуки для работы в группах.

Наглядно-демонстрационный материал: презентация «Корифей российской анимации И.П.Иванов-Вано», фильм «Век анимации Корифеи российской анимации», тематические кейсы по психотипу.

Основные понятия, изучаемые на уроке:

Анимация, виды и жанры киноискусства, виды анимации.


Ход урока:

№ П/П

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1

Организационный момент

(2 минуты)

Приветствует учеников.

На начало урока включено начало  фильма «Век анимации. Корифеи российской анимации» с целью погружения и определения  темы занятия.

Погружение в тему урока

2

Целеполагание – 3 минуты

Тема нашего урока: Российский аниматор

Иван Петрович Иванов-Вано.

Нам предстоит  познакомиться с творчеством  советского режиссёра, художника и сценариста мультипли-кационного кино, одним из основателей советской мультипликациипедагогом.  

Давайте попробуем поставить перед собой задачи, что мы можем  узнать, рассматривая данную тему?

Примерный план:

  1. Биография российского аниматора И.П.Иванова – Вано.
  2. Творческий путь аниматора.
  3. Наследие мультипликатора.

3

Изучение нового материала  (Работа с кейсом.) Самостоятельная работа с источниками – 10 минут

Для реализации намеченного плана,  нам предстоит работа с кейсами (источниками). Входя в класс, вы выбрали себе карточку с изображением геометрической фигуры. Попрошу всех распределиться в группы. Каждая группа получает кейс с заданием в соответствии выбранной фигуры. Прошу ознакомиться с кейсом, определиться в группе как вы будете выполнять задания и приступайте к выполнению.

На эту работу  у каждой группы 10 минут, затем – представление своей позиции. Итак, приступим к работе!  

Порядок выступлений:

1. Треугольники

2. Прямоугольники  

3. Квадраты      

4.Круги  

5. Зигзаги

Работают с кейсами в соответствии с фигурой (психотипом).

Приложения (1-5).

Для работы необходимы ноутбуки.

4

Представление итогов работы – 5 минут на каждую команду (25 мин)

Каждая группа отвечает по выполненному заданию в рамках плана урока.

Выступление команд

5

Подведение итогов – 5 минут

Подводят с учащимися итог урока.

8 февраля 1900 года родился Иван Петрович Иванов-Вано, режиссер, художник и сценарист, один из тех людей, что заложили основы и традиции советской мультипликации. Мультфильмы "Двенадцать месяцев", "Конек-горбунок" и другие были созданы более полувека назад и сразу же стали классикой, своего рода эталоном советской анимации, но до сих пор продолжают нас радовать богатством внутреннего мира героев, теплом, которое вложил в каждого персонажа Иван Петрович. Каждый понимает, вклад российского аниматора огромен: как в анимации, так и в российском кинематографе. Эти заслуги имеют награды:

Заслуженный деятель искусств РСФСР (1957).

Народный артист РСФСР (1969).

Народный артист СССР (1985) и др.

Делают вывод, отмечая главное:

Интересные моменты из биографии российского аниматора И.П.Иванова – Вано.

Раскрывают основные этапы творческого становления аниматора.

Приводят примеры наследия мультипликатора.

6

Рефлексия (3 минуты)

Постарайтесь дать оценку своей работе:

  1. Что нового вы узнали на уроке?
  2. Трудно ли было работать с кейсами? С какими трудностями пришлось столкнуться?
  3. Поставьте себе оценку за урок.

Отвечают на вопросы. Анализируют работу на уроке, определяя трудные моменты при работе с кейсами в группах. Выставляют оценки.

7

Домашнее задание

По выбору:

1) Подготовьте вопросы для интервью с И.П.Ивановым-Вано.

2) Напишите письмо – благодарность И.П.Иванову –Вано за вклад в развитие российского кинематографа. 

                                                                     


Приложение № 1.

Кейсы для групп по психотипу:

1 группа-треугольники (по психотипу – это лидеры, способны концентрироваться на главном, ясно ставят цели и их достигают):

Задание:

  1. Проанализируйте  источник и заполните таблицу:

Биография

Творческая деятельность-режиссер, художник, сценарист

Наследие

Родился…

Учился…

Тематика…

Сотрудничество…

Срежиссировал..

Написал..

Известный советский режиссер, художник, сценарист, один из основателей советской мультипликации Иван Петрович Иванов Вано родился 8 февраля 1900 года в Москве. В 1923 году окончил Высшие художественно технические мастерские (мастерская Ильи Машкова).

После окончания ВХУТЕМАСа, осенью 1924 года друг Иванова Вано художник Владимир Сутеев пригласил его в Государственный техникум кинематографии, где в должности аниматора Иванов Вано работал над своим первым мультипликационным фильмом «Китай в огне», вышедшем в 1925 году. Там же он впервые пробовал себя в роли режиссера постановщика («Каток») и срежиссировал первый мультипликационный фильм для детей «Сенька африканец» по мотивам сказок Корнея Чуковского.

В 1936 году Иванов Вано пришел работать в киностудию «Союзмультфильм», где создал фильмы, ставшие классикой отечественной мультипликации: «Мойдодыр», «Конек Горбунок», «Снегурочка», «Двенадцать месяцев», «Сказка о Царе Салтане» и др.

В 1939 году совместно с Федором Богородским и Борисом Дубровским Эшке организовал художественный факультет во ВГИКе, где вел отделение постановщиков мультипликационного фильма.

В 1950 году издал книгу о мультипликации «Рисованный фильм».

В 1960 году Иванов Вано перешел в кукольное объединение студии «Союзмульфильм», где осуществил постановку одного из своих самых значительных фильмов — «Левша» по повести Николая Лескова.

За годы своей творческой деятельности Иван Иванов Вано срежисситровал 41 фильм, написал сценарии к 25 фильмам, в должности художника постановщика принимал участие в создании 5 фильмов, в должности аниматора - 5 фильмов.

В 1980 году Иванов Вано издал мемуары   книгу «Кадр за кадром».

В 1985 году ему было присвоено звание Народного артиста СССР.

Многие его работы были удостоены наград. Самые значимые из них - Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых (1970, «В некотором царстве», «Времена года», «Левша»), почетный диплом МКФ в Марианских Лазнях (1948, «Конек Горбунок»), премия за лучший мультипликационный фильм Всесоюзного кинофестиваля («Сеча при Керженце») и другие.   

В молодости Иван Иванов-Вано занимался хоккеем и футболом, играл в полузащите команды ЦДКА. Увлекался рыбалкой, кулинарией, был грибником.

Скончался 25 марта 1987 г. в Москве и был похоронен на Новодевичьем кладбище.

Источник: https://ria.ru/20100208/208186756.html


Приложение № 2.

2 группа-прямоугольники (по психотипу – люди, для которых свойственны состояние перехода, изменение, временная форма личности, для них характерна запутанность, неопределенность проблемы):

Задание:

  1. Ознакомьтесь со статьей, представленной на сайте Всероссийского государственного института кинематографии имени С.А.Герасимова  рамках конференции «Анимация, как феномен культуры», посвящённой 75-летию Великой Победы, состоялось открытие выставки «НЕ ТОПТАТЬ ФАШИСТСКОМУ САПОГУ НАШЕЙ РОДИНЫ!» ИВАН ПЕТРОВИЧ ИВАНОВ-ВАНО. 120 лет со дня рождения».  
  2. Составьте 5 вопросов к статье с ответами.
  3. Определите вклад аниматора для факультета анимации и мультимедиа.

Открытие выставки началось с выступления декана факультета анимации и мультимедиа Елены Георгиевны Яременко, подчеркнувшей огромное значение творчества И.П. Иванова-Вано и его педагогической деятельности для развития искусства анимации во ВГИКе, в частности, для создания нового факультета анимации и мультимедиа, где и состоялась эта Юбилейная выставка.

На открытии выставки выступила внучка Ивана Петровича Вера Владимировна Киселёва. Она поделилась своими воспоминаниями детства, когда проводила время с дедушкой в кругу семьи в Москве и на даче, видела его с друзьями, со студентами, а также могла оценить его особые кулинарные таланты. На выставке была также внучка Ивана Петровича, Мария, которая совсем недавно защитила диплом художника –реставратора.

Далее выступили ученики Иванова-Вано, художники кино, которые в настоящее время преподают на факультете анимации и мультимедиа во ВГИКе. Они также представили на выставке несколько своих работ.

Аркадий Мелик-Саркисян, ученик последней мастерской, которую выпустил Иванов-Вано, рассказал об Иване Петровиче, как об очень эрудированном художнике огромного творческого диапазона, и о добром, прекрасном человеке. Эскизы Аркадия Перчевича посвящены полнометражному проекту фильма «Синяя борода».

Станислав Соколов, который обучался у И.П. Иванова-Вано, а также вёл с Иваном Петровичем мастерскую, рассказал о концепции выставки, которая посвящена многим годам работы режиссёра Иванова-Вано в мультипликации, но особо выделен период его труда над боевыми кино сборниками в Алма-Ате и в Москве во время войны. На выставке представлены эскизы С.М. Соколова к фильму «Аве Мария» о войне во Вьетнаме, созданном вместе Иваном Петровичем в 1972 году.

Татьяна Ильина, обучавшаяся во ВГИКе в мастерской Льва Мильчина (ученика Иванова-Вано первого выпуска), показала участникам конференции уникальные графические разработки персонажей для фильма «Сказка о царе Салтане» (на бумаге и на целлулоиде), которые она делала на производственной практике у Иванова-Вано. Татьяна Ильина запомнила трогательную заботу Ивана Петровича о сотрудниках, с которыми он создавал свои фильмы.

Киновед Алексей Михайлович Орлов сделал сообщение на конференции, где сопоставил биографии Ивана Иванова-Вано и его выдающегося ученика Александра Петрова, (лауреата премии «Оскар»). Оба мастера родились в крестьянских семьях, оттуда и происходит их гармоничное творчество, где человек и природа неразделимы, в отличие от работ мастеров, родившихся в городах.

Режиссёр и художник, зав кафедрой мастерства художника фильма, профессор Леонид Викторович Носырев, обучавшийся на курсах мультипликаторов, где преподавал Иванов-Вано, рассказал об Иване Петровиче, как о мастере огромного диапазона творчества, трудившегося в лучшие годы киностудии «Союзмультфильм», создавшего огромную часть так называемой «Золотой коллекции» российской мультипликации.

Историк анимации Павел Шведов сделал сообщение о реставрации фильмов И.П. Иванова-Вано, которые по выходным дням будут показаны в залах Третьяковской галереи (Крымский вал.10). Демонстрация фильмов Ивана Петровича приурочена к 120-летию со дня рождения Мастера. Одновременно в залах Третьяковской галереи развёрнута выставка «Сказка».

Источник: etail.php?ID=96vgik.info/today/creativelife/d56 

Приложение № 3.

3 группа-квадрат  (по психотипу – люди, которым свойственно трудолюбие, усердие, потребность доводить дело до конца. Мыслительный анализ, не очень оперативны, индивидуальный вид деятельности):

Задание: Прочитайте словарную статью о значении слова «анимация». Подберите как можно больше ассоциаций к слову «анимация» в первом значении (воспользуйтесь интернетом).  Используя подобранные слова, составьте кроссворд.

АНИМА́ЦИЯ

1.только ед. число то же, что мультипликация; вид киноискусства, в котором фильм создаётся путём покадровой съёмки рисунков или кукольных сцен.

2. спец. последовательность кадров, которые задают ту или иную фазу движения рисованного персонажа  У этого персонажа неудачная анимация ходьбы.

3. процесс придания способности двигаться и/или видимости жизни объектам и мёртвым телам (например, зомби — анимированный труп) в выдуманных мирах художественных произведений и играх жанра фэнтези.

4. организация досуга в отелях, на корпоративных мероприятиях, детских праздниках


Приложение № 4.

4 группа-круг  (по психотипу – люди, которые не решительны, их мышление образное, интуитивное, эмоционально окрашенное):

Задание:

 1 задание:

1 вариант:  Используя материалы фильма «Век анимации. Корифеи российской анимации», составьте   статью: «Семь мультипликационных шедевров Иванова-Вано».   Выберите фрагмент фильма, который вы продемонстрировали бы  своим одноклассникам.   Ссылка на фильм:  https://zeroplus.tv/film/vek-animatsii-korifei-rossiyskoy-animatsii                                         

Приложение № 5.

5 группа-зигзак  (по психотипу – люди, которые креативны, творческие – черта зигзага, строить целые концепции и образы, видят красоту, предпочитают разнообразие в работе):

Задание:

  1. Составить синквейн  по теме:

  Памятка для составления синквейна

А) Одно существительное (тема урока)

Б) Два прилагательных (описание объекта)

В) Три глагола (отражающие действия объекта)

Г) Фраза из 4 слов (отражающая личное отношение к объекту)

Д) Слово – резюме (характеризующее суть предмета или объекта)

Рекомендации при выполнении работы:

  1. Шаг: Составить синквейн, используя памятку
  2. Шаг: Выступить с представлением синквейна

2.  Какой вклад внес И.П.Иванов-Вано в развитие российского кинематографа?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение метода «Образовательное путешествие» на уроке - мировая художественная культура. Применение метода «Образовательное путешествие» на уроке - мировая художественная культура.

Технологическая карта заняти: Образовательное путешествие – это педагогический метод, уникальная стратегия освоения мира культуры, результатом которого является становление, самоопределение...

Содержание и формы практического воплощения типов и жанров уроков мировой художественной культуры, как неотъемлемой части создания урока искусства средствами самого искусства

Содержание и формы практического воплощения типов и жанров уроков мировой  художественной культуры, как неотъемлемой части создания урока искусства средствами самого искусства...

"Предшественники античной культуры. Крито-Микенская культура"- учебно-методический материал для проведения уроков Мировой художественной культуры и искусства в 8-9 классах.

Данный материал "Предшественники античной культуры. Крито-Микенская культура" знакомит учащихся 8-9 классов с историей и образами древнейших представителей раннего периода античной культуры, рассказыв...

Опыт работы по методу проектов на уроках Мировой художественной культуры

Выступление учителя МХК МОУ «Калитинская СОШ» Мартьяновой О.В. на районном МО. Предмет «Мировая художественная культура» направлен на развитие человека через освоение пространства художестве...

Презентация к уроку Мировой художественной культуры для 10 класса по теме «Художественная культура Киевской Руси»

Презентация к уроку Мировой художественной культуры для 10 класса по теме «Художественная культура Киевской Руси»...

Особенности проектной и исследовательской работы на уроках мировой художественной культуры

С самого начала преподавания курса МХК учащиеся включаются в проектную деятельность. Под проектной деятельностью учащихся сегодня понимается такая форма организации учебно-воспитательной работы, котор...

Конспект урока Мировой Художественной культуры в 10 классе Тема урока: «Крито-микенская культура»

Конспект урока Мировой Художественной культуры в 10 классе Тема урока: «Крито-микенская культура»...