Особенности проектной и исследовательской работы на уроках мировой художественной культуры
учебно-методическое пособие по мхк (11 класс)

Демурина Марина  Владимировна

С самого начала преподавания курса МХК учащиеся включаются в проектную деятельность. Под проектной деятельностью учащихся сегодня понимается такая форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учащимися творческих, исследовательских задач с заранее неизвестным результатом в различных областях науки, техники, искусства. На уроках искусства проектная деятельность должна строиться на принципах интеграции и активном использовании информационных технологий. Исследования в области искусства обязательно имеют этап практической работы в музее, библиотеке, архиве, на местности.

Наиболее интересная форма исследовательской деятельность по МХК – проектная. В основе его лежит развитие познавательных навыков учащихся, критического и творческого мышления, умение самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве. Преимущества этого метода на уроках МХК неоспоримы. Ограниченные временными рамками урок «выплёскивается» во внеурочную деятельность. Теоретические знания, полученные при обучении, ученик может реализовать на практике. Проектная деятельность представляет собой синтез познавательного, творческого, игрового процесса, непрерывным условием которого является наличие заранее выработанного плана, промежуточных этапов и путей реализации. Исследовательская деятельность учащимися проводится чаще всего в малых группах. Наиболее распространенными на уроке МХК являются творческие и ролево-игровые формы проектной деятельности. Тематика проектов определяется стремлением пополнить объём знаний по истории искусств, основам языка искусств, осознание себя как сотворца художественного произведения. В связи с этим особую роль приобретает проявление творческих способностей участников проекта. Защита проекта проходит в форме, соответствующей содержанию предмета: проведение экскурсий, постановка спектакля, презентация фильма, организация выставки. Именно метод проектов позволяет организовать подлинно творческую, исследовательскую деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_3.doc709 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности  проектной и исследовательской работы  на уроках мировой художественной культуры

Мировая художественная культура как учебный предмет имеет определенную специфику. Это базовый школьный предмет культурологического цикла.

Часто преподаватель Мировой художественной культуры вынужден руководствоваться только собственными представлениями о предмете и вариантах реализации целей и задач его преподавания в средней школе.

Вместе с тем, Мировая художественная культура является необходимой для изучения в средней школе, так как усиливает гуманитарный цикл предметов (состоящий в старших классах из истории, литературы, основ права и основ современных цивилизаций – последние два преподаются обычно в течение полугода). Кроме того, в силу своей специфики позволяет школьнику создать  целостную картину мира, объединяемую общим понятие «культура». Именено этот синтетический, интегративный предмет позволяет собрать в единую картину мира разнородные знания учеников по разным учебным предметам, что позволяет сформировать у них целостное сознание.

Современная интеллектуальная культура играет немалую роль в образовании ХХI века и учитель обязан владеть современным методологическим аппаратом; учащиеся в процессе обучения также осваивают методологическую культуру. Прежде всего это различные рефлексивные технологии, позволяющие видеть основания позиций, поступков, действий исторических деятелей, художников, архитекторов и т.д., анализировать историко-искусствоведческие и познавательные ситуации, искусствоведческие тексты и документы.

Для мировой художественной культуры существует множество различных поводов по организации проектной деятельности как в ходе урока, так и в течение довольно длительного времени. Например:

1. Творческие проекты.

Проекты, позволяющие учащимся проявить свои творческие способности.

Создать рисунки-импровизации после прослушивания фортепианного цикла П.И. Чайковского «Времена года».

Или проект, который можно использовать и как мини-проект на уроке, и как домашнее задание[1].

Греческая керамика

Представьте себе, что вы древнегреческий гончар. Сейчас вам нужно создать шедевр – прекрасную вазу, украшенную самой прекрасной росписью во всей Греции! Возьмите лист цветной бумаги или картона (цвет глины или черный). Сложите его пополам. Помните, что если ваза узкая, то складывать надо по вертикали, а если широкая, то по горизонтали. Нарисуйте контур греческой вазы, так чтобы сгиб был в середине будущей вазы. Вырежьте вашу вазу и украсьте ее в той технике, которую вы изучили в занятии. Сфотографируйте вашу поделку и прикрепите фотографию ниже.

2. Практико-ориентированные проекты.

Создание календаря «Времена года», иллюстрированного репродукциями картин русских художников XX века или рисунками учащихся.

Задание с открытым ответом*
В фокусе история искусства. В городе-дворце

Вес 10

Вы счастливчик! Распорядитель дворца нанял вас в качестве главного поставщика мебели и посуды! Осмотрите дворец и подумайте о том, какую мебель, предметы декора и интерьера можно расставить в комнатах. Подготовьте иллюстрации того, что вы будете ставить во дворце. Необходимы предметы как местные, так и из-за моря. Царь безмерно доверяет вам, можно заказать всё, что пожелаете, из Финикии, Палестины, Египта или даже Индии. А может, вы знаете, где можно купить совсем уникальные сокровища? По возможности составьте план дворца и укажите расположение каждого предмета на плане. Подготовьте иллюстрации предметов для распорядителя дворца. Помните о том, что роскошь должна поражать посетителей!

3. Исследовательские проекты.

В зависимости от объекта исследования можно выделить следующие виды:

Работы, в которых проводится анализ одной картины с целью выявления ее художественного своеобразия, особенностей авторского стиля, особенностей композиции, колористики, тематики, жанра.

Проекты, в которых разрешение поставленной проблемы осуществляется на основе сравнения двух или нескольких произведений, принадлежащих одному художнику или стилю.

4.Информационные проекты

​ Проекты, позволяющие собрать и систематизировать материал, связанный с изучением какого-либо периода или эпохи, взятый из интернета. Например, «Высокое Возрождение»;

В фокусе искусство. В практической плоскости. Коллаж «Постройки Перикла в Афинах.

Вам предстоит выступить на заседании школьного научного общества с отчётом о подготовке исторической секции к участию в конференции по теме « Афины при Перикле» По регламенту на заседаниях школьного научного общества вы должны предоставить макет подготовленного вами стенда, на фоне которого участники конференции будут выступать с докладами. 

Составьте коллаж «Постройки Перикла в Афинах»:

1. Подберите изображения, которые отражали бы ключевые особенности этого периода.

2. Продумайте фон и расположение подобранных элементов коллажа.

3. Составьте аннотацию, которая разъясняла бы принципы подбора и размещения каждого изображения, включённого в коллаж.

Получившийся коллаж  и описание к нему загрузите ниже.

​ Проекты, позволяющие собрать и систематизировать материал, связанный с изучением течения, направления, жанра. Например, «Жанр портрета в романтизме».



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Каменная летопись Древней Руси". Презентация к урокам мировой художественной культуры, основ православной культуры.

Давайте отправимся в увлекательное путешествие в русскую старину, увидим своими глазами эту необыкновенную красоту русских храмов и соборов. Академик Д.С. Лихачёв писал: «Первое путешествие, которое ч...

Применение метода «Образовательное путешествие» на уроке - мировая художественная культура. Применение метода «Образовательное путешествие» на уроке - мировая художественная культура.

Технологическая карта заняти: Образовательное путешествие – это педагогический метод, уникальная стратегия освоения мира культуры, результатом которого является становление, самоопределение...

Содержание и формы практического воплощения типов и жанров уроков мировой художественной культуры, как неотъемлемой части создания урока искусства средствами самого искусства

Содержание и формы практического воплощения типов и жанров уроков мировой  художественной культуры, как неотъемлемой части создания урока искусства средствами самого искусства...

Конспект урока Мировой Художественной культуры по теме: "Крито-микенская культура"

Темы, изучаемые учащимися в ходе урока «Крито-микенская культура», чрезвычайно важны для формирования целостного представления о художественной культуре Древнего мира как о значимом этапе в истории ис...

"Предшественники античной культуры. Крито-Микенская культура"- учебно-методический материал для проведения уроков Мировой художественной культуры и искусства в 8-9 классах.

Данный материал "Предшественники античной культуры. Крито-Микенская культура" знакомит учащихся 8-9 классов с историей и образами древнейших представителей раннего периода античной культуры, рассказыв...

Презентация к уроку Мировой художественной культуры для 10 класса по теме «Художественная культура Киевской Руси»

Презентация к уроку Мировой художественной культуры для 10 класса по теме «Художественная культура Киевской Руси»...

Конспект урока Мировой Художественной культуры в 10 классе Тема урока: «Крито-микенская культура»

Конспект урока Мировой Художественной культуры в 10 классе Тема урока: «Крито-микенская культура»...