Конспект урока Мировой Художественной культуры в 10 классе Тема урока: «Крито-микенская культура»
план-конспект урока по мхк (10 класс)
Конспект урока Мировой Художественной культуры в 10 классе
Тема урока: «Крито-микенская культура»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект урока Мировой Художественной культуры в 10 классе
Тема урока: «Крито-микенская культура»
1. ОБОСНОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ УРОКА
1.1. Научно-методическое обоснование содержания урока
Урок разработан в соответствии с программой по обучению МХК Емохоновой Л.Г. «Мировая Художественная Культура».
Темы, изучаемые учащимися в ходе урока «Крито-микенская культура», чрезвычайно важны для формирования целостного представления о художественной культуре Древнего мира как о значимом этапе в истории искусства. История Древней Греции начинается примерно на рубеже III тыс. до н.э., когда на ее территории повсеместно распространяются бронзовые орудия труда. Древнейшая цивилизация на территории Греции носит название «Крито-микенской» или «Эгейской». Основными географическими точками этой культуры были остров Крит и города материковой Греции Микены и Тиринф. Пережив периоды подъема и упадка, крито-микенская культура просуществовала примерно до 1200г. до н.э. До нашего времени сохранились остатки крепостных стен, мраморные статуэтки, расписные сосуды. На рубеже 2-3тыс. до н.э. на островах появляются настоящие города. С этого времени центром цивилизации становится остров Крит, культуру которого иногда называют Минойской по имени Миноса – легендарного царя острова. Вся жизнь была сосредоточена вокруг дворцов, которые состояли из множества различных по отделке и назначению помещений, но воспринимаемых как единый архитектурный ансамбль. Дворцы постоянно перестраивались и становились все более пышными.
Древнегреческая культура оказала огромное влияние на развитие европейской цивилизации. Достижения греческого искусства частично легли в основу эстетических представлений последующих эпох.
В ходе урока предполагается рассмотреть разные по образности и средствам выражения культуры: минойская культура острова Крит и культура ахейцев города-полиса Микен.
1.2.Основная цель урока – сформировать у учащихся представление о Крито-микенской художественной культуре.
Данный урок относится по своему типу к урокам – исследованиям.
Методы организации взаимодействия учителя и учащихся: метод эвристического наблюдения, метод образного видения, метод проблемного изложения материала.
Задачи урока:
Образовательные
- Способствовать пониманию главной идеи культурного развития искусства Крито-микенского периода.
- Способствовать приобретению опыта анализа произведений искусства, сравнения особенностей культур.
- Способствовать пониманию различий в ценностных ориентирах и мировосприятии людей, создавших эти культуры.
- Способствовать формированию познавательного интереса учеников, самостоятельности поиска знаний, развитию мыслительных процессов
Развивающие
- Способствовать формированию умения анализировать произведения изобразительного искусства в контексте эпохи
- Способствовать развитию памяти и воображения.
- Способствовать развитию мыслительных операций – анализу, синтезу, сравнению.
Воспитательные
- Воспитание интереса к изобретательским решениям в искусстве и умение выявлять эти решения.
- Способствовать развитию умения работать индивидуально и в группах
1.3. Основные категории и понятия, изучаемые на уроке: Кносский лабиринт царя Миноса на Крите, дворец царя Агамемнона в Микенах, миф о Европе и Зевсе, миф оТесее и Минотавре; мегарон.
1.4. Задание для учащихся на уроке:
Сопоставляя особенности Кносского и Микенского дворцов, заполнить таблицу со сравнительной характеристикой архитектурных сооружений, изобразительного искусства, различие которых объясняется глубоким различием в мироощущении критян и ахейцев.
1.5. Домашнее задание:
Написать сочинение-зарисовку «Парижанка» (возможен вариант по выбору)
1.6. Изучаемые произведения:
Фрески Кносского дворца : «Голубые обезьяны», «Рыбак», «Царь-жрец», «Жрицы в голубом», «Ритуальные игры с быком», «Дельфины», «Парижанка»; ритуальный сосуд «Бык», «Похищение Европы» роспись краснофигурной вазы.
Фрески Микенского дворца: «Микенянка», «Охота на кабана», «Львиные ворота» дворца царя Агамемнона, Золотая маска из Микен; план-реконструкция Кносского дворца, план-реконструкция дворца царя Агамемнона.
1.7. Оборудование урока
Учителю: проекционный аппарат, экран, аудиосистема, компьютер.
Ученику: тетрадь, раздаточный материал.
1.8. Список литературы для подготовки к уроку
Л.Г. Емохонова. Мировая художественная культура. Учебник для 10кл. «Академия» 2008г. С.68-73.
Л.Г. Емохонова.М., Н.Н. Малахова. Мировая художественная культура. Книга для учителя. «Академия» 2008г. С.54-56.
А.Н. Маркова. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов. М.; 1998. С.101-103.
Мировая художественная культура. Научно-методический сборник под общ., ред.. Л.М. Ванюшкиной. – СПб., 2006. С.294-296.
На уроке используется приложение к УМК мр3диск и презентация
1.9. Структурный план урока
1.9.1. Организационная часть – знакомство с классом и вводный инструктаж о порядке работы на уроке - 5мин.
1.9.2. Изложение нового материала, постановка задачи исследования - 10мин.
1.9.3. Анализ произведений, обсуждение проблемных вопросов – 10мин.
1.9.4. Первичная проверка понимания – 3мин.
1.9.5. Работа в группах. Заполнение таблицы – 10мин.
1.9.6. Проверка работ, обсуждение -5мин.
1.9.7. Обобщение темы и домашнее задание - 2мин.
Содержание урока
На экране изображение карты Древней Греции.
Зарождение крито-микенской культуры связывают с мифом о похищении могущественным владыкой земли и неба, главным богом Крита Зевсом финикийской царевны Европы.
«Приняв облик белоснежного быка с золотыми рогами, Зевс появился на берегу моря, где царевна с подругами собирала цветы. Он смиренно улегся у ног девы, украсившей его рога венком из роз. Европа села на спину быка и не заметила, как он оказался далеко от берега. Переплыв бушующее море, Зевс поселил пленницу на острове Крит, где Европа родила Миноса – родоначальника критских царей».
Первая эпоха греческой истории – крито-микенская (III –II тыс. до н. э.) – охватывает время двух древнейших цивилизаций, открывших первую страницу европейской истории.
Название цивилизации принадлежит археологу Артуру Эвансу, который в 1901г. начал рискованные раскопки и обнаружил Кносский дворец с его тронными залами, лабиринтами коридоров, ванными комнатами, с его изысканными фресками и керамикой предстал перед изумленным взором археологов и историков как памятник древнейшей и, вместе с тем, высокоразвитой цивилизацией. Остров Крит расположен почти на ровном удалении от Европы, Азии и Африки; имеет длину около 250 км и ширину от 12 до 57 км. Он разделен перешейками на 3 части: центральную, восточную и Крито-Микенская эпоха, первая страница греческой истории, просуществовавшая в период с III по II тысячелетия до н. э., не исчезла бесследно. Она осталась в великолепных памятниках архитектуры и живописи, в письменности, расшифровка которых дала узнать нам много нового. Те герои и события того периода, некоторые появились затем в мифических произведениях античных авторов. Античный, значит (от лат. antiqnus )древний. Эпицентром критской (минойской) культуры стал Кносс – город-дворец Миноса (2тыс. до н.э.)
Лабиринт дворца – многоуровневая архитектура со сложными, запутанными ходами. Его декор в виде бычьих рогов отражали миф о соединении бога-быка с богиней плодородия и миф о быке Миноса – Минотавре.
Дворец состоял из несколько этажей (по мнению одних ученых – 4 этажа, хотя большинство полагает, что он был двухэтажным). Этажи были связаны лестничными переходами, поддерживаемыми колоннами, расширяющимися кверху. В центре находился большой двор, вокруг него – дворцовые помещения, которые имели различное назначение. Одни из них использовались как жилые комнаты, другие предназначались для парадных приемов и религиозных церемоний. Некоторые помещения отводились под кладовые, где стояли огромные пифосы для хранения продуктов. В нижних этажах размещались склады оружия, кухни. Специально выделялись помещения для мастерских и для прислуги. К югу от дворца был раскрыт очень интересный комплекс построек, состоящий из жилого дома и павильона с ванной для омовения ног. В смежном помещении найдены остатки купальных шаек, и существуют основания считать, что здесь была холодная и горячая вода. В самом дворце открыта ванная комната и система, при помощи которой дождевая вода с крыши стекала в специальные водоемы. Центр пола «тронного зала» был покрыт красной штукатуркой. Рядом располагался бассейн для совершения очистительных обрядов, к которому вели ступеньки. Потолок зала поддерживался тремя утолщающимися кверху колоннами. По обе стороны к тронному залу примыкало святилище с алтарем.
В некоторых дворцовых помещениях сохранились фрески. Сюжеты фресок чрезвычайно разнообразны : сцены мирной жизни, праздничные процессии, религиозные обряды, акробатические игры, приручение быков. Необычайно реалистичны пейзажи и изображения животных море, в котором плавают рыбы, сады, луга. Кошка, охотящаяся за птицами, куропатки, удоды, львы, быки, зайцы. Замечательна цветовая гамма красок этих росписей.
(Рассказ сопровождается демонстрацией изображений)
Микенский дворец, так же, как и Кносский, представлял собой комплекс помещений различных назначения. Вход в акрополь был через знаменитые Львиные ворота, воздвигнутые в XIVв. до н.э. Широкий пролет ворот венчает плита с рельефным изображением двух львиц, поставивших передние лапы на высокий пьедестал с критской по форме колонной. Морды львиц были сделаны из отдельных блоков камня или из бронзы и не сохранились. В отличие от кносского микенский дворец имел регулярную планировку. Все помещения группировались вокруг мегарона – большого зала с очагом посередине. Дым уходил через прямоугольное отверстие в кровле. К мегарону примыкали другие помещения. Их стены покрыты штукатуркой, на которой местами сохранились фрески. Под мощным полом двора были обнаружены приспособления для отвода воды. В Микенах так же были раскопаны остатки подземного водопровода и бассейна для хранения воды, сооруженных, по-видимому, на случай осады. Такой тип жилища стал прообразом греческого и римского дома.
Суровая скупая архитектура обуславливала характер декора, в котором преобладали сюжеты, связанные с борьбой. Охота на львов, травля собаками кабана, воины, седлающие коней. Сама тематика воплощала основное кредо микенской культуры – торжество физической силы и суровый, воинственный дух ахейцев, часто совершавших грабительские набеги на соседние племена. О том же свидетельствуют погребальные маски, передающие индивидуальные черты суровых и властных ахейских владык. Маски также передавали желание ахейцев возвеличить царя. Это чувство критянам было незнакомо.
Далее работа в группах, которая предполагает рассматривание изображений критского и микенского искусства и заполнение сравнительной таблицы.
После обсуждения результатов исследования следует заключение: Динамичная линия критского искусства уступила место застывшим формам и сухому орнаменту микенского искусства. Холодноватые серебристые тона в красочной гамме Крита сменили теплые сочные цвета Микен. Живописность, подвижность, эфемерность критского искусства сменилась жестокостью, статичностью, приземленностью микенского.
Обобщение:
Вторжение племен дорийцев на Пелопоннесский полуостров в конце 12 века до н.э. означало закат крито-микенской цивилизации. Но именно эта богатая и своеобразная цивилизация задолго до появления греков в Восточном Средиземноморье подготовила почву, на которой выросла античная культура. Крито-микенская (Эгейская) культура стала истоком греческой, воспринявшей религиозно-мифологические представления этой эпохи и доведшей их до совершенства.
Домашнее задание:
Написать сочинение-зарисовку по фреске «Парижанка» (возможен вариант по выбору)
Конспект урока
Цель урока: выяснить особенности Крито-Микенской культуры, сравнить дворцовые комплексы Крита и Микен как отражение двух миропониманий.
Задачи урока:
- характеризовать специфику доордерной архитектуры, особенности планировки, фресковых росписей
- закреплять умения анализа учебной и дополнительной информации, систематизировать выводы в сравнительной таблице
- развивать эстетический вкус, интерес к художественному творчеству разных эпох и народов
Оборудование урока: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, учебник «Мировая художественная культура»(базовый уровень) 10 класс. Л.Г.Емохонова.М.: «Академия».
Ход урока:
План:
- Мифологическая основа Крито-Микенской культуры.
- Архитектура и декор как отражение мифа. Практикум.
Слайд 1. Тема урока.
Слайд 2. План.
Слайд 3. На экране изображение карты Древней Греции.
Античное искусство подразумевает под собой изучение культуры Древней Греции и Древнего Рима. Мы начнём рассматривать культуру Древней Греции, а именно, первый период её истории - крито – микенскую цивилизацию.
Слайд 4. Периодизация античной культуры.
Античность - от лат. «antiguus» - древний
Периодизация:
- крито-микенский период – III-II тыс. до н.э. – XII в. до н.э.
- гомеровский период – XI-VIII вв. до н.э.
- архаический период – VII-VI вв. до н.э.
- классический период – V- первые три четверти IV в. до н.э.
- эллинистический период - конец IV-I в. до н.э.
Слайд 5. Отрывок из Вергилия о Крите.
Остров Крит расположен почти на ровном удалении от Европы, Азии и Африки; имеет длину около 250 км и ширину от 12 до 57 км. Он разделен перешейками на 3 части: центральную, восточную и Крито-Микенская эпоха, первая страница греческой истории, просуществовавшая в период с III по II тысячелетия до н. э., не исчезла бесследно. Она осталась в великолепных памятниках архитектуры и живописи, в письменности, расшифровка которых дала узнать нам много нового. Те герои и события того периода, некоторые появились затем в мифических произведениях античных авторов.
Слайд 6. Первая эпоха греческой истории – крито-микенская (III –II тыс. до н. э.) – охватывает время двух древнейших цивилизаций, открывших первую страницу европейской истории. Зарождение крито-микенской культуры связывают с мифом о похищении могущественным владыкой земли и неба, главным богом Крита Зевсом финикийской царевны Европы.
Содержание мифа.
«Приняв облик белоснежного быка с золотыми рогами, Зевс появился на берегу моря, где царевна с подругами собирала цветы. Он смиренно улегся у ног девы, украсившей его рога венком из роз. Европа села на спину быка и не заметила, как он оказался далеко от берега. Переплыв бушующее море, Зевс поселил пленницу на острове Крит, где Европа родила Миноса – родоначальника критских царей».
Слайд 7. Название цивилизации принадлежит археологу Артуру Эвансу, который в 1901г. начал рискованные раскопки и обнаружил Кносский дворец с его тронными залами, лабиринтами коридоров, ванными комнатами, с его изысканными фресками и керамикой предстал перед изумленным взором археологов и историков как памятник древнейшей и, вместе с тем, высокоразвитой цивилизацией.
.
Слайд 8. Эпицентром критской (минойской) культуры стал Кносс – город-дворец Миноса(2тыс. до н.э.)
Слайд 9. Наибольший интерес по отношению к о. Криту сосредоточен возле лабиринта. Он был построен Дедалом. Происходило все в эпоху правления Миноса. Сам по себе лабиринт представлялся большой системой, которая в основном состояла из больших дворцов.
Слайд 10. Дедал, якобы, был великим деятелем и изобретателем. Именно ему принадлежат такие изобретения, как топор и бурав. И был у него племянник, который стал его учеником и подавал большие надежды на будущее. Но ученик начал превосходить своего учителя, а тот в свою очередь начал переживать, что создал большого конкурента собственными руками. В результате Дедал принимает решение о его ликвидации, он просто столкнул его с высокой скалы.
Скрыть преступление не удалось и вскоре Дедала приговорили к смерти. Он бежал на о. Крит, где Минос предоставил ему укрытие. В благодарность за это он спроектировал огромный дворец, о котором правители того времени могли только мечтать, а вблизи построил лабиринт, выход из которого не знал никто. Минос не позволил Дедалу уехать после окончания строительства, потому что побоялся, что тот построит кому-то дворец еще красивее и расскажет тайну лабиринта.
Слайд 11 -12. Лабиринт дворца – многоуровневая архитектура со сложными, запутанными ходами. Его декор в виде бычьих рогов отражали миф о соединении бога-быка с богиней плодородия и миф о быке Миноса – Минотавре.
Слайд 13. Дворец состоял из несколько этажей (по мнению одних ученых – 4 этажа, хотя большинство полагает, что он был двухэтажным). Этажи были связаны лестничными переходами, поддерживаемыми колоннами, расширяющимися кверху. В центре находился большой двор, вокруг него – дворцовые помещения, которые имели различное назначение. Одни из них использовались как жилые комнаты, другие предназначались для парадных приемов и религиозных церемоний. Некоторые помещения отводились под кладовые, где стояли огромные пифосы для хранения продуктов. В нижних этажах размещались склады оружия, кухни. Специально выделялись помещения для мастерских и для прислуги. К югу от дворца был раскрыт очень интересный комплекс построек, состоящий из жилого дома и павильона с ванной для омовения ног. В смежном помещении найдены остатки купальных шаек, и существуют основания считать, что здесь была холодная и горячая вода. В самом дворце открыта ванная комната и система, при помощи которой дождевая вода с крыши стекала в специальные водоемы. Центр пола «тронного зала» был покрыт красной штукатуркой. Рядом располагался бассейн для совершения очистительных обрядов, к которому вели ступеньки. Потолок зала поддерживался тремя утолщающимися кверху колоннами. По обе стороны к тронному залу примыкало святилище с алтарем.
Слайд 14. В некоторых дворцовых помещениях сохранились фрески. Сюжеты фресок чрезвычайно разнообразны : сцены мирной жизни, праздничные процессии, религиозные обряды, акробатические игры, приручение быков. Необычайно реалистичны пейзажи и изображения животных море, в котором плавают рыбы, сады, луга. Кошка, охотящаяся за птицами, куропатки, удоды, львы, быки, зайцы. Замечательна цветовая гамма красок этих росписей.
Слайд 15. Микенский дворец, так же, как и Кносский, представлял собой комплекс помещений различных назначения.
Слайд 16-17. Вход в акрополь был через знаменитые Львиные ворота, воздвигнутые в XIVв. до н.э. Широкий пролет ворот венчает плита с рельефным изображением двух львиц, поставивших передние лапы на высокий пьедестал с критской по форме колонной. Морды львиц были сделаны из отдельных блоков камня или из бронзы и не сохранились.
Слайд 18. В отличие от кносского микенский дворец имел регулярную планировку.
Слайд 19. Все помещения группировались вокруг мегарона – большого зала с очагом посередине. Дым уходил через прямоугольное отверстие в кровле. К мегарону примыкали другие помещения. Их стены покрыты штукатуркой, на которой местами сохранились фрески. Под мощным полом двора были обнаружены приспособления для отвода воды. В Микенах так же были раскопаны остатки подземного водопровода и бассейна для хранения воды, сооруженных, по-видимому, на случай осады. Такой тип жилища стал прообразом греческого и римского дома.
Слайд 20. Суровая скупая архитектура обуславливала характер декора, в котором преобладали сюжеты, связанные с борьбой. Охота на львов, травля собаками кабана, воины, седлающие коней. Сама тематика воплощала основное кредо микенской культуры – торжество физической силы и суровый, воинственный дух ахейцев, часто совершавших грабительские набеги на соседние племена. О том же свидетельствуют погребальные маски, передающие индивидуальные черты суровых и властных ахейских владык. Маски также передавали желание ахейцев возвеличить царя. Это чувство критянам было незнакомо.
Слайд 21. Задание практикума.
Слайд 22. Домашнее задание.
Крито-микенская архитектура и декор как отражение мифа
Кнрссий дворец-лабиринт царя Миноса на Крите.
Дворец царя Агамемнона в Микенах
- Искусство – беспрерывный гармонический анализ мира, позволяющий проанализировать крито-микенскую культуру некий феномен, который формируется в каждом человеке и влияет в той или иной степени на весь мир в целом…
- Профессиональная мобильность предполагает высокий уровень интеллектуальной культуры;
- Без искусства невозможно жить, быть счастливым и успешным, понимать окружающий нас мир;
- ведем диалоги
- формулируем вопросы по теме урока, отвечаем на них
- записываем определения
- рисуем схемы и делаем зарисовки в тетради
- выполняем задания учителя.
Технологическая карта урока № 10 – 10 класс
Дидактическая структура урока
Деятельность учеников
Деятельность учителя
Задания для учащихся
Планируемые результаты
УУД
Организационный момент
Вступают в диалог с учителем
Задает эмоциональный тон урока
Величие человека в соединении его внешней и внутренней красоты, совершенное искусство, гармония мира - все здесь! Все можно найти в крито-микенской культуре!
Античность всегда воспринималась как идеал и «золотая» пора человечества, хотя эпоха Античности так же пестра, как лоскутное одеяло…
Вспомнить курс истории и попытаться привести примеры того, что античность так же пестра, как лоскутное одеяло…
-
Личностные – мотивировать интерес к изучаемой теме
Предметные
- закрепление основных знаний и получение новых в рамках дисциплинарных образовательных программ
Изучение нового материала
Думают и ищут устный ответ на вопрос, могут ли моря объединять или разъединять людей.
Расставляет акценты
Моря разделяют страны и народы. Средиземное море объединило античный мир.
Архитектура Крита и Микен – два разных взгляда на мир:
Крит. Кносский дворец ( II тыс. до н.э.) - пульсация реальной жизни. Дворец вырастает из горы, уступами на разных уровнях с перепадом в 8-10 м. Пространство зыбко и неустойчиво, перемещение по нему сродни покачиванию на поверхности моря.
Микены. Город-дворец царя Агамемнона (II тыс. до н.э.) – имел регулярную планировку, такой тип жилища стал прообразом греческого, а потом и римского дома.
Декор как отражение мировосприятия и двух картин мира: динамика морской стихии и образы людей, изящество, непосредственность, живость, грация – Кносс. Сюжеты, связанные с борьбой – торжество физической силы и суровый воинственный дух ахейцев – Микены.
Задание 1
Похищение Европы
Задание 2
Тайны античного мира
Предметные – знать конкретный содержательный компонент изучаемой темы:
- архитектура Крита;
- архитектура Микенен;
-Декор Кносского дворца – любование миром;
- Декор Дворца Агамемнона – торжество физической силы.
Личностные –
развивать учебно-познавательный интерес к разным видам культуры.
Закрепление нового материала
1.Участвуют в мини Блиц-опросе.
2. Работают с предложенным текстом.
Организует мини блиц-опрос:
1. Сравните архитектуру кносского и микенского дворцов. Найдите различия.
2. Какой вид декора использовался при украшении дворца царя Миноса.
3. Какой ответ на вопрос о гибели критской цивилизации дал в 1932 году молодой греческий археолог Спиридон Маринатос в 1932 году?
4. Назовите имена известных миру археологов, открывших новые страницы Крито-Микенской культуры.
5. Функции дворцов на Крите и в Микенах.
Задание 3
Тайна Запада. Атлантида – Европа.
Предметные
- знать конкретный содержательный компонент изучаемой темы
Предметные
- закрепление основных знаний и получение новых в рамках дисциплинарных образовательных программ
Контроль
Ведут самостоятельную подготовительную работу в группах по 2 человека.
Формулируют вопросы по теме и меняются по выбору с одноклассниками
Контролирует ход выполнения самостоятельной и групповой работы
1.Составить и записать в тетрадь 3 вопроса по теме урока.
2. Поменяться вопросами с любым одноклассником и ответить на них письменно.
Предметные
- знать конкретный содержательный компонент изучаемой темы
Предметные
- закрепление основных знаний и получение новых в рамках дисциплинарных образовательных программ
Рефлексия
Обсуждают выполнения заданий.
Оценивают свою работу на уроке и урок в целом
Организует и направляет рефлексию, анализирует работу над заданиями
Метапредметные
- осуществлять рефлексию школьных способов и умений действовать
Коммуникативные
- выбирать адекватные речевые конструкции в смысловом образовательном диалоге.
Приложение 1
Валентин Серов. Похищение Европы. 1910
Сюжет картины, взятый из древнегреческой мифологии, принадлежит к одному из любимейших сюжетов мирового искусства. Европа была дочерью финикийского царя Агенора. Влюбившийся в нее Зевс явился царевне и ее подругам, гулявшим на берегу моря, в виде прекрасного быка. Девушки забавлялись игрой с быком, украшая его рога цветочными гирляндами (обрывок гирлянды можно видеть и в серовской картине). Наконец, Европа решилась сесть на спину быка-Зевса - тот бросился в море и увез царевну на остров Крит, где она стала женой Зевса и впоследствии родила ему трех сыновей-героев. Похищение Европы Серова - не столько изображение мифа, сколько его отблеск, эмблема всего мира греческого искусства с его "высокой декоративностью, граничащей с пафосом", как говорил Серов в одном из писем.
Неожиданно живой и осмысленный взгляд быка-Зевса подчеркивает застылость неподвижного лица-лика Европы - маски архаической коры, своего рода символа всего греческого искусства. Одно из значений, имени "Европа" - "широкоглазая", что удивительно созвучно тому изображению лица Европы, которое дает Серов
Серовым исполнены несколько живописных вариантов Похищения Европы, а также (редчайший случай в творчестве Серова) скульптура - небольшая статуэтка, повторяющая композицию картины.
1 2 3 4
Задание 1. Похищение Европы
- Внимательно рассмотрите изображения.
- Какая скульптура выполнена Валентином Серовым, а какие – современными художниками?
- Обоснуйте свое мнение.
Задание 2 - Тайны античного мира
- Прочтите текст Кира Булычева «Тайны античного мира». АРМАДА-ПРЕСС, ДРОФА, МОСКВА, 2001
- Выделите абзацы
- Назовите текст
Почти все города и дворцы на Крите перестали существовать примерно за полторы тысячи лет до нашей эры. Что же произошоло? В 1932 году молодой греческий археолог Спиридон Маринатос раскапывал критский порт, и вдруг в одном из зданий на полу он нашел россыпь кусочков пемзы. Как известно, пемза – это застывшая лава. Археолог продолжал раскопки и все чаще наталкивался на пемзу. Маринатос принялся искать в Средиземном море вулкан, который извергался в те годы, когда исчезла Критская империя. Миранитос предположил, что извержение было таким страшным, что раскаленным пеплом и лавой загубило всю жизнь на Крите. Перед археологом было описание извержения вулкана Кракатау в Индонезии. Островок Кракатау невелик. Когда массы газов и пепла вылетели на высоту в тридцать километров, он буквально раскололся, и воды океана хлынули в образовавшуюся пропасть. Произошел взрыв. Куски острова – пемзу и камни разбросало на двести километров вокруг. На много дней в той части Земли наступила густая темень, волны уничтожили жизнь на всех окрестных островах… Такой остров в Средиземном море Маринатос нашел. Остров назвался Фера или Санорин. Три с половиной тысячелетия назад двухкилометровый вулкан, возвышавшийся над ним, извергая лаву взорвался, и от острова осталась коса в форме буквы С длиной в одиннадцать километров. Геологи подсчитали, что извержение на Фера было в четыре раза сильнее, чем на Кракатау. Находки Маринатоса указали на то, когда и как погибла Критская держава. Критяне, наверное, погибли не все, но хозяйство было подорвано, флот разметали и уничтожили волны. Ахейцы вторглись на острова, подвластные Криту, и основали там свои воинственные царства.
Задание 3 – Мережковский о тайнах Запада и Атлантиде-Европе
Перед вами отрывки из книги Дмитрия Сергеевича Мережковского «ТАЙНА ЗАПАДА. АТЛАНТИДА-ЕВРОПА. ...».
Коротко запишите в тетрадь ваше впечатление от текста
Город Кносс, одна из двух столиц Крита, северная, обращенная к Европе (другая, южная, Фест, Phaistos, обращена к Африке), основан около 8000 лет до Р. X., следовательно, почти современен концу Атлантиды, по мифу Платона (Evans, 1. c., 35)…
Самый глубокий в Кноссе, геологический слой черной земли из угля, пепла, человеческих костей и кухонных отбросов достигает, по исчислениям итальянского археолога Анжело Моссо, двенадцатитысячной древности (Ang.Mosso, Escursioni nel Mediterraneo e pgli savi di Creta, 1907, p. 3). Кносский дворец разрушался, по-видимому, несколько раз землетрясениями, пожарами и нашествиями варваров, но непрерывная и цветущая жизнь его продолжалась 3000 лет. Что это значит, мы поймем, если представим себе, что какое-либо здание существовало непрерывно от дней Троянской войны до нашего времени.
Все еще юны древние камни; в мутно-опаловой, с розово-лазурными жилками, млечности алебастровых глыб, все еще как будто льется теплая кровь (A. Mosso, 1, с., 42). Надпись на одной из них, в развалинах Фетского дворца, — четыре знака, такие знакомые, похожие на греко-латинское письмо, что кажется, вот-вот прочтешь…
Крито-Эгея — мать Европы. Кажется, наша европейская цивилизация получила начало свое не от арийцев (индо-германцев), как думали прежде, а от предварившего их на тысячи лет так называемого «средиземноморского племени» (Mediterranean race), пришедшего откуда-то с Запада, двумя путями, через Северную Африку и по Средиземному морю. Крито-эгейцы - гомеровские этеокритяне, пелазги, лелеги, ликийцы, израильские kaphtorim, египетские keftiu, — принадлежат к этому племени (А. Mosso, Le origine della civilta Mediterranea, 1910, p. 332), безбородому, смугло-красному, так же как египтяне и племена древней Америки - ацтеки, тольтеки, майя. Это «красные», «краснокожие», phoinikes, «Финикийцы», не в новом историческом, а в древнем, баснословном или доисторическом, смысле. Как бы рдяный отблеск вечного Заката, Запада, — на лицах, и в телах — та «красная глина», afar, из которой вылеплен Адам, первый человек первого человечества (Dussaud, 1. c. 447).
От арийского племени брахицефалов, короткоголовых, отличаются крито-эгейцы, долицефалы, длинноголовые не только строением черепа, но и языком: судя по родственным кароликийским корням имен собственных и географических, этот язык - не арийский и не семитский (H. R. Hail. The two Labyrinths-Joun. of Hellen. Stud., v. XXV, 1905, p. 323). Корень слова «железо», общий всем арийским племенам, еще до их разделения, в крито-эгейских языках отсутствует: люди Бронзового века не знают железа (A. Mosso. Escursioni, 265). Только с боевым конем, тоже неизвестным на Крите, и с железным оружьем, начинается война, в новом европейском смысле, - война, как «всемирная история». Индо-германцы, европейцы, - война; критяне - мир.
…Нам, феакийцам, не нужно ни луков, ни стрел, -
(Odys., VI, v. 270)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Каменная летопись Древней Руси". Презентация к урокам мировой художественной культуры, основ православной культуры.
Давайте отправимся в увлекательное путешествие в русскую старину, увидим своими глазами эту необыкновенную красоту русских храмов и соборов. Академик Д.С. Лихачёв писал: «Первое путешествие, которое ч...
Применение метода «Образовательное путешествие» на уроке - мировая художественная культура. Применение метода «Образовательное путешествие» на уроке - мировая художественная культура.
Технологическая карта заняти: Образовательное путешествие – это педагогический метод, уникальная стратегия освоения мира культуры, результатом которого является становление, самоопределение...
Содержание и формы практического воплощения типов и жанров уроков мировой художественной культуры, как неотъемлемой части создания урока искусства средствами самого искусства
Содержание и формы практического воплощения типов и жанров уроков мировой художественной культуры, как неотъемлемой части создания урока искусства средствами самого искусства...
Конспект урока Мировой Художественной культуры по теме: "Крито-микенская культура"
Темы, изучаемые учащимися в ходе урока «Крито-микенская культура», чрезвычайно важны для формирования целостного представления о художественной культуре Древнего мира как о значимом этапе в истории ис...
Рабочая программа учебной дисциплины «Мировая художественная культура» предназначена для изучения мировой художественной культуры на профильном уровне в общеобразовательном учреждении, реализующем образовательную программу среднего (полного) общего о
Рабочая программа по МХК. Профильный уровень....
Презентация к уроку Мировой художественной культуры для 10 класса по теме «Художественная культура Киевской Руси»
Презентация к уроку Мировой художественной культуры для 10 класса по теме «Художественная культура Киевской Руси»...
Методическая разработка урока по мировой художественной культуре. 10 класс. Урок-дебаты Два взгляда. Русская художественная культура в эпоху Просвещения: формирование гуманистических идеалов.
Сегодня у нас необычный урок. Вы хорошо знакомы с дебатами. Помним правила – быть уважительными по отношению к мнению оппонентов, быть внимательными, слышать друг друга, задавать воп...