Конспект урока Мировой Художественной культуры в 10 классе Тема урока: «Крито-микенская культура»
план-конспект урока по мхк (10 класс)

Ершова Людмила Николаевна

Конспект урока Мировой Художественной культуры в 10 классе

 Тема урока: «Крито-микенская культура»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока Мировой Художественной культуры в 10 классе

 Тема урока: «Крито-микенская культура»

1.         ОБОСНОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ УРОКА

1.1. Научно-методическое обоснование содержания урока

Урок разработан в соответствии с программой по обучению МХК   Емохоновой Л.Г. «Мировая Художественная Культура».

Темы, изучаемые учащимися в ходе урока «Крито-микенская культура», чрезвычайно важны для формирования целостного представления о художественной культуре Древнего мира как о значимом этапе в истории искусства. История Древней Греции начинается примерно на рубеже III тыс. до н.э., когда на ее территории повсеместно распространяются бронзовые орудия труда. Древнейшая цивилизация на территории Греции носит название «Крито-микенской» или «Эгейской».  Основными географическими точками этой культуры были остров Крит и города материковой Греции Микены и Тиринф. Пережив периоды подъема и упадка, крито-микенская культура просуществовала примерно до 1200г. до н.э. До нашего времени сохранились остатки крепостных стен, мраморные статуэтки, расписные сосуды. На рубеже 2-3тыс. до н.э. на островах появляются настоящие города. С этого времени центром цивилизации становится остров Крит, культуру которого иногда называют  Минойской по имени Миноса – легендарного царя острова. Вся жизнь  была сосредоточена вокруг дворцов, которые состояли из множества различных по отделке и назначению помещений, но воспринимаемых как единый архитектурный ансамбль. Дворцы постоянно перестраивались и становились все более пышными.

Древнегреческая культура оказала огромное влияние на развитие европейской цивилизации. Достижения греческого искусства частично легли в основу эстетических представлений последующих эпох.

 В ходе урока предполагается рассмотреть разные по образности и средствам выражения культуры: минойская культура острова Крит и культура ахейцев города-полиса Микен.

1.2.Основная цель урока – сформировать у учащихся представление о Крито-микенской художественной культуре.

Данный урок относится по своему типу к урокам – исследованиям.

 Методы организации взаимодействия учителя и учащихся: метод эвристического наблюдения, метод образного видения, метод проблемного изложения материала.

Задачи урока:

Образовательные

  • Способствовать пониманию главной идеи культурного развития искусства  Крито-микенского периода.
  • Способствовать приобретению опыта анализа произведений искусства, сравнения особенностей культур.
  • Способствовать пониманию различий в ценностных ориентирах и мировосприятии людей, создавших эти культуры.
  • Способствовать формированию познавательного интереса учеников, самостоятельности поиска знаний, развитию мыслительных процессов

Развивающие

  • Способствовать формированию умения анализировать произведения изобразительного искусства в контексте эпохи
  • Способствовать развитию памяти и воображения.
  • Способствовать развитию мыслительных операций – анализу, синтезу, сравнению.

Воспитательные

  • Воспитание интереса к изобретательским решениям в искусстве и умение выявлять эти решения.
  • Способствовать развитию умения работать индивидуально и в группах

1.3. Основные категории и понятия, изучаемые на уроке:  Кносский лабиринт царя Миноса на Крите, дворец царя Агамемнона в Микенах, миф о Европе и Зевсе, миф оТесее и Минотавре; мегарон.

1.4. Задание для учащихся на уроке:

Сопоставляя особенности  Кносского и Микенского дворцов, заполнить таблицу со сравнительной характеристикой архитектурных сооружений, изобразительного искусства, различие которых объясняется глубоким различием в мироощущении критян и ахейцев.

1.5.  Домашнее задание:

Написать сочинение-зарисовку «Парижанка» (возможен вариант по выбору)

1.6. Изучаемые произведения:

Фрески Кносского дворца : «Голубые обезьяны», «Рыбак», «Царь-жрец», «Жрицы в голубом», «Ритуальные игры с быком», «Дельфины», «Парижанка»; ритуальный сосуд «Бык», «Похищение Европы» роспись краснофигурной вазы.

Фрески Микенского дворца: «Микенянка», «Охота на кабана»,  «Львиные ворота» дворца царя Агамемнона, Золотая маска из Микен; план-реконструкция Кносского дворца, план-реконструкция  дворца царя Агамемнона.

1.7. Оборудование урока

Учителю: проекционный аппарат, экран, аудиосистема, компьютер.

Ученику: тетрадь, раздаточный материал.

1.8. Список литературы для подготовки к уроку

Л.Г. Емохонова.  Мировая художественная культура. Учебник для 10кл. «Академия» 2008г. С.68-73.

Л.Г. Емохонова.М., Н.Н. Малахова. Мировая художественная культура. Книга для учителя. «Академия» 2008г. С.54-56.

А.Н. Маркова. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов. М.; 1998. С.101-103.

Мировая художественная культура. Научно-методический сборник под общ., ред.. Л.М. Ванюшкиной. – СПб., 2006. С.294-296.

На уроке используется приложение к УМК  мр3диск и презентация

 1.9. Структурный план урока

1.9.1. Организационная часть – знакомство с классом и вводный инструктаж о порядке работы на уроке - 5мин.

1.9.2. Изложение нового материала, постановка задачи исследования - 10мин.

1.9.3. Анализ произведений, обсуждение проблемных вопросов – 10мин.

1.9.4. Первичная проверка понимания – 3мин.

1.9.5. Работа в группах. Заполнение таблицы – 10мин.

1.9.6. Проверка работ, обсуждение -5мин.

1.9.7. Обобщение темы и домашнее задание - 2мин.

Содержание урока

На экране изображение карты Древней Греции.

Зарождение крито-микенской культуры связывают с мифом о похищении могущественным владыкой земли и неба, главным богом Крита Зевсом финикийской царевны Европы.

«Приняв облик белоснежного быка с золотыми рогами, Зевс появился на берегу моря, где царевна с подругами собирала цветы. Он смиренно улегся у ног девы, украсившей его рога венком из роз. Европа села на спину быка и не заметила, как он оказался далеко от берега. Переплыв бушующее море, Зевс поселил пленницу на острове Крит, где Европа родила Миноса – родоначальника  критских царей».

Первая эпоха греческой истории – крито-микенская (III –II тыс. до н. э.) – охватывает время двух древнейших цивилизаций, открывших первую страницу европейской истории.

Название цивилизации принадлежит археологу Артуру Эвансу, который в 1901г. начал рискованные раскопки и обнаружил Кносский дворец с его тронными залами, лабиринтами коридоров, ванными комнатами, с его изысканными фресками и керамикой предстал перед изумленным взором археологов и историков как памятник древнейшей и, вместе с тем, высокоразвитой цивилизацией. Остров Крит расположен почти на ровном удалении от Европы, Азии и Африки; имеет длину около 250 км и ширину от 12 до 57 км. Он разделен перешейками на 3 части: центральную, восточную и Крито-Микенская эпоха, первая страница греческой истории, просуществовавшая в период с III по II тысячелетия до н. э., не исчезла бесследно. Она осталась в великолепных памятниках архитектуры и живописи, в письменности, расшифровка которых дала узнать нам много нового. Те герои и события того периода, некоторые появились затем в мифических произведениях античных авторов. Античный, значит (от лат. antiqnus )древний.  Эпицентром  критской (минойской) культуры стал Кносс – город-дворец Миноса (2тыс. до н.э.)

Лабиринт дворца – многоуровневая архитектура со сложными, запутанными ходами. Его декор в виде бычьих рогов отражали миф о соединении бога-быка  с богиней плодородия и миф о быке Миноса – Минотавре.

Дворец состоял из несколько этажей (по мнению одних ученых – 4 этажа, хотя большинство полагает, что он был двухэтажным). Этажи были связаны лестничными переходами, поддерживаемыми колоннами, расширяющимися кверху. В центре находился большой двор, вокруг него – дворцовые помещения, которые имели различное назначение. Одни из них использовались как жилые комнаты, другие предназначались для парадных приемов и религиозных церемоний. Некоторые помещения отводились под кладовые, где стояли огромные пифосы для хранения продуктов. В нижних этажах размещались склады оружия, кухни. Специально выделялись помещения для мастерских и для прислуги. К югу от дворца был раскрыт очень интересный комплекс построек, состоящий из жилого дома и павильона с ванной для омовения ног. В смежном помещении найдены остатки купальных шаек, и существуют основания считать, что здесь была холодная и горячая вода. В самом дворце открыта ванная комната и система, при помощи которой дождевая вода с крыши стекала в специальные водоемы. Центр пола «тронного зала» был покрыт красной штукатуркой. Рядом располагался бассейн для совершения очистительных обрядов, к которому вели ступеньки. Потолок зала поддерживался тремя утолщающимися кверху колоннами. По обе стороны к тронному залу примыкало святилище с алтарем.

В некоторых дворцовых помещениях сохранились фрески.  Сюжеты фресок чрезвычайно разнообразны : сцены мирной жизни, праздничные процессии, религиозные обряды, акробатические игры, приручение быков. Необычайно реалистичны пейзажи и изображения животных море, в котором плавают рыбы, сады, луга. Кошка, охотящаяся за птицами, куропатки, удоды, львы, быки, зайцы. Замечательна цветовая гамма красок этих росписей.

(Рассказ сопровождается демонстрацией  изображений)

Микенский дворец, так же, как и Кносский, представлял собой комплекс помещений различных назначения. Вход в акрополь был через знаменитые Львиные ворота, воздвигнутые в XIVв. до н.э. Широкий пролет ворот венчает плита с рельефным изображением двух львиц, поставивших передние лапы на высокий пьедестал с критской по форме колонной. Морды львиц были сделаны из отдельных блоков камня или из бронзы и не сохранились. В отличие от кносского микенский дворец имел регулярную планировку. Все помещения группировались вокруг мегарона – большого зала с очагом посередине. Дым уходил через прямоугольное отверстие в кровле. К мегарону примыкали другие помещения. Их стены покрыты штукатуркой, на которой местами сохранились фрески. Под мощным полом двора были обнаружены приспособления для отвода воды. В Микенах так же были раскопаны остатки подземного водопровода и бассейна для хранения воды, сооруженных, по-видимому, на случай осады. Такой тип жилища стал прообразом греческого и римского дома.

Суровая скупая архитектура обуславливала характер декора, в котором преобладали сюжеты, связанные с борьбой. Охота на львов, травля собаками кабана, воины, седлающие коней. Сама тематика воплощала основное кредо микенской культуры – торжество физической силы и суровый, воинственный дух ахейцев, часто совершавших грабительские набеги на соседние племена. О том же свидетельствуют погребальные маски, передающие индивидуальные черты суровых и властных ахейских владык. Маски также передавали желание ахейцев  возвеличить царя. Это чувство критянам было незнакомо.  

Далее работа в группах, которая предполагает рассматривание изображений критского и микенского искусства и заполнение сравнительной таблицы.

После обсуждения результатов исследования следует заключение: Динамичная линия критского искусства уступила место застывшим формам и сухому орнаменту микенского искусства. Холодноватые серебристые тона  в красочной гамме Крита сменили теплые сочные цвета Микен. Живописность, подвижность, эфемерность критского искусства сменилась жестокостью, статичностью, приземленностью микенского.

Обобщение:

Вторжение племен дорийцев на Пелопоннесский полуостров в конце 12 века до н.э. означало закат крито-микенской цивилизации. Но именно эта богатая и своеобразная цивилизация задолго до появления греков в Восточном Средиземноморье подготовила почву, на которой выросла античная культура. Крито-микенская (Эгейская) культура стала истоком греческой, воспринявшей религиозно-мифологические представления  этой эпохи и доведшей их до совершенства.

Домашнее задание:

Написать сочинение-зарисовку  по фреске «Парижанка» (возможен вариант по выбору)

Конспект урока

Цель урока: выяснить особенности Крито-Микенской культуры, сравнить дворцовые комплексы Крита и Микен как отражение двух миропониманий.

Задачи урока:

  • характеризовать специфику доордерной архитектуры, особенности планировки, фресковых росписей
  • закреплять умения анализа учебной и дополнительной информации, систематизировать выводы в сравнительной таблице
  • развивать эстетический вкус, интерес к художественному творчеству разных эпох и народов

Оборудование урока: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, учебник «Мировая художественная культура»(базовый уровень) 10 класс. Л.Г.Емохонова.М.: «Академия».

Ход урока:

План:

  1. Мифологическая основа Крито-Микенской культуры.
  2. Архитектура и декор как отражение мифа. Практикум.

Слайд 1. Тема урока.

Слайд 2. План.

Слайд 3. На экране изображение карты Древней Греции.

Античное искусство подразумевает под собой изучение культуры Древней Греции и Древнего Рима. Мы начнём рассматривать культуру Древней Греции, а именно, первый период её истории - крито – микенскую цивилизацию.

Слайд 4. Периодизация античной культуры.

Античность - от лат. «antiguus» - древний

Периодизация:

  • крито-микенский период – III-II тыс. до н.э. – XII в. до н.э.
  • гомеровский период – XI-VIII вв. до н.э.
  • архаический период – VII-VI вв. до н.э.
  • классический период – V- первые три четверти IV в. до н.э.
  • эллинистический период - конец IV-I в. до н.э.

Слайд 5. Отрывок из Вергилия о Крите.

Остров Крит расположен почти на ровном удалении от Европы, Азии и Африки; имеет длину около 250 км и ширину от 12 до 57 км. Он разделен перешейками на 3 части: центральную, восточную и Крито-Микенская эпоха, первая страница греческой истории, просуществовавшая в период с III по II тысячелетия до н. э., не исчезла бесследно. Она осталась в великолепных памятниках архитектуры и живописи, в письменности, расшифровка которых дала узнать нам много нового. Те герои и события того периода, некоторые появились затем в мифических произведениях античных авторов.

Слайд 6. Первая эпоха греческой истории – крито-микенская (III –II тыс. до н. э.) – охватывает время двух древнейших цивилизаций, открывших первую страницу европейской истории. Зарождение крито-микенской культуры связывают с мифом о похищении могущественным владыкой земли и неба, главным богом Крита Зевсом финикийской царевны Европы.

Содержание мифа.

«Приняв облик белоснежного быка с золотыми рогами, Зевс появился на берегу моря, где царевна с подругами собирала цветы. Он смиренно улегся у ног девы, украсившей его рога венком из роз. Европа села на спину быка и не заметила, как он оказался далеко от берега. Переплыв бушующее море, Зевс поселил пленницу на острове Крит, где Европа родила Миноса – родоначальника критских царей».

Слайд 7. Название цивилизации принадлежит археологу Артуру Эвансу, который в 1901г. начал рискованные раскопки и обнаружил Кносский дворец с его тронными залами, лабиринтами коридоров, ванными комнатами, с его изысканными фресками и керамикой предстал перед изумленным взором археологов и историков как памятник древнейшей и, вместе с тем, высокоразвитой цивилизацией.

.

Слайд 8. Эпицентром критской (минойской) культуры стал Кносс – город-дворец Миноса(2тыс. до н.э.)

Слайд 9. Наибольший интерес по отношению к о. Криту сосредоточен возле лабиринта. Он был построен Дедалом. Происходило все в эпоху правления Миноса. Сам по себе лабиринт представлялся большой системой, которая в основном состояла из больших дворцов.

Слайд 10. Дедал, якобы, был великим деятелем и изобретателем. Именно ему принадлежат такие изобретения, как топор и бурав. И был у него племянник, который стал его учеником и подавал большие надежды на будущее. Но ученик начал превосходить своего учителя, а тот в свою очередь начал переживать, что создал большого конкурента собственными руками. В результате Дедал принимает решение о его ликвидации, он просто столкнул его с высокой скалы.

Скрыть преступление не удалось и вскоре Дедала приговорили к смерти. Он бежал на о. Крит, где Минос предоставил ему укрытие. В благодарность за это он спроектировал огромный дворец, о котором правители того времени могли только мечтать, а вблизи построил лабиринт, выход из которого не знал никто. Минос не позволил Дедалу уехать после окончания строительства, потому что побоялся, что тот построит кому-то дворец еще красивее и расскажет тайну лабиринта.

Слайд 11 -12. Лабиринт дворца – многоуровневая архитектура со сложными, запутанными ходами. Его декор в виде бычьих рогов отражали миф о соединении бога-быка с богиней плодородия и миф о быке Миноса – Минотавре.

Слайд 13. Дворец состоял из несколько этажей (по мнению одних ученых – 4 этажа, хотя большинство полагает, что он был двухэтажным). Этажи были связаны лестничными переходами, поддерживаемыми колоннами, расширяющимися кверху. В центре находился большой двор, вокруг него – дворцовые помещения, которые имели различное назначение. Одни из них использовались как жилые комнаты, другие предназначались для парадных приемов и религиозных церемоний. Некоторые помещения отводились под кладовые, где стояли огромные пифосы для хранения продуктов. В нижних этажах размещались склады оружия, кухни. Специально выделялись помещения для мастерских и для прислуги. К югу от дворца был раскрыт очень интересный комплекс построек, состоящий из жилого дома и павильона с ванной для омовения ног. В смежном помещении найдены остатки купальных шаек, и существуют основания считать, что здесь была холодная и горячая вода. В самом дворце открыта ванная комната и система, при помощи которой дождевая вода с крыши стекала в специальные водоемы. Центр пола «тронного зала» был покрыт красной штукатуркой. Рядом располагался бассейн для совершения очистительных обрядов, к которому вели ступеньки. Потолок зала поддерживался тремя утолщающимися кверху колоннами. По обе стороны к тронному залу примыкало святилище с алтарем.

Слайд 14. В некоторых дворцовых помещениях сохранились фрески. Сюжеты фресок чрезвычайно разнообразны : сцены мирной жизни, праздничные процессии, религиозные обряды, акробатические игры, приручение быков. Необычайно реалистичны пейзажи и изображения животных море, в котором плавают рыбы, сады, луга. Кошка, охотящаяся за птицами, куропатки, удоды, львы, быки, зайцы. Замечательна цветовая гамма красок этих росписей.

Слайд 15. Микенский дворец, так же, как и Кносский, представлял собой комплекс помещений различных назначения.

Слайд 16-17. Вход в акрополь был через знаменитые Львиные ворота, воздвигнутые в XIVв. до н.э. Широкий пролет ворот венчает плита с рельефным изображением двух львиц, поставивших передние лапы на высокий пьедестал с критской по форме колонной. Морды львиц были сделаны из отдельных блоков камня или из бронзы и не сохранились.

Слайд 18. В отличие от кносского микенский дворец имел регулярную планировку.

Слайд 19. Все помещения группировались вокруг мегарона – большого зала с очагом посередине. Дым уходил через прямоугольное отверстие в кровле. К мегарону примыкали другие помещения. Их стены покрыты штукатуркой, на которой местами сохранились фрески. Под мощным полом двора были обнаружены приспособления для отвода воды. В Микенах так же были раскопаны остатки подземного водопровода и бассейна для хранения воды, сооруженных, по-видимому, на случай осады. Такой тип жилища стал прообразом греческого и римского дома.

Слайд 20. Суровая скупая архитектура обуславливала характер декора, в котором преобладали сюжеты, связанные с борьбой. Охота на львов, травля собаками кабана, воины, седлающие коней. Сама тематика воплощала основное кредо микенской культуры – торжество физической силы и суровый, воинственный дух ахейцев, часто совершавших грабительские набеги на соседние племена. О том же свидетельствуют погребальные маски, передающие индивидуальные черты суровых и властных ахейских владык. Маски также передавали желание ахейцев возвеличить царя. Это чувство критянам было незнакомо.

Слайд 21. Задание практикума.

Слайд 22. Домашнее задание.

Крито-микенская архитектура и декор как отражение мифа

Кнрссий дворец-лабиринт царя Миноса на Крите.

Дворец царя Агамемнона в Микенах

- Искусство – беспрерывный гармонический анализ мира, позволяющий проанализировать крито-микенскую культуру некий феномен, который формируется в каждом человеке и влияет в той или иной степени на весь мир в целом…

- Профессиональная мобильность предполагает высокий уровень интеллектуальной культуры;

- Без искусства невозможно жить, быть счастливым и успешным, понимать окружающий нас мир;

- ведем диалоги

- формулируем вопросы по теме урока, отвечаем на них

- записываем определения

- рисуем схемы и делаем зарисовки в тетради

- выполняем задания учителя.

Технологическая карта урока № 10 – 10 класс

Дидактическая структура урока

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Задания для учащихсяПрямая со стрелкой 1

Планируемые результаты

УУД

Организационный момент

Вступают в диалог с учителем

Задает эмоциональный тон урока

Величие человека в соединении его внешней и внутренней красоты, совершенное искусство, гармония мира - все здесь! Все можно найти в крито-микенской культуре!

Античность всегда воспринималась как идеал и «золотая» пора человечества, хотя эпоха Античности так же пестра, как лоскутное одеяло…

Вспомнить курс истории и попытаться привести примеры того, что античность так же пестра, как лоскутное одеяло…

-

Личностные – мотивировать интерес к изучаемой теме

Предметные

- закрепление основных знаний и получение новых в рамках дисциплинарных образовательных программ

Изучение нового материала

Думают и ищут устный ответ на вопрос, могут ли моря объединять или разъединять людей.

Расставляет акценты

Моря разделяют страны и народы. Средиземное море объединило античный мир.

Архитектура Крита и Микен – два разных взгляда на мир:

Крит. Кносский дворец ( II тыс. до н.э.) - пульсация реальной жизни. Дворец вырастает из горы, уступами на разных уровнях с перепадом в 8-10 м. Пространство зыбко и неустойчиво, перемещение по нему сродни покачиванию на поверхности моря.

Микены. Город-дворец царя Агамемнона (II тыс. до н.э.) – имел регулярную планировку, такой тип жилища стал прообразом греческого, а потом и римского дома.

Декор как отражение мировосприятия и двух картин мира: динамика морской стихии и образы людей, изящество, непосредственность, живость, грация – Кносс. Сюжеты, связанные с борьбой – торжество физической силы и суровый воинственный дух ахейцев – Микены.

Задание 1

Похищение Европы

Задание 2

Тайны античного мира

Предметные – знать конкретный содержательный компонент изучаемой темы:

- архитектура Крита;

- архитектура Микенен;

-Декор Кносского дворца – любование миром;

- Декор Дворца Агамемнона – торжество физической силы.

Личностные –

развивать учебно-познавательный интерес к разным видам культуры.

Закрепление нового материала

1.Участвуют в мини Блиц-опросе.

2. Работают с предложенным текстом.

Организует мини блиц-опрос:

1. Сравните архитектуру кносского и микенского дворцов. Найдите различия.

2. Какой вид декора использовался при украшении дворца царя Миноса.

3. Какой ответ на вопрос о гибели критской цивилизации дал в 1932 году молодой греческий археолог Спиридон Маринатос в 1932 году?

4. Назовите имена известных миру археологов, открывших новые страницы Крито-Микенской культуры.

5. Функции дворцов на Крите и в Микенах.

Задание 3

Тайна Запада. Атлантида – Европа.

Предметные

- знать конкретный содержательный компонент изучаемой темы

Предметные

- закрепление основных знаний и получение новых в рамках дисциплинарных образовательных программ

Контроль

Ведут самостоятельную подготовительную работу в группах по 2 человека.

Формулируют вопросы по теме и меняются по выбору с одноклассниками

Контролирует ход выполнения самостоятельной и групповой работы

1.Составить и записать в тетрадь 3 вопроса по теме урока.

2. Поменяться вопросами с любым одноклассником и ответить на них письменно.

Предметные

- знать конкретный содержательный компонент изучаемой темы

Предметные

- закрепление основных знаний и получение новых в рамках дисциплинарных образовательных программ

Рефлексия

Обсуждают выполнения заданий.

Оценивают свою работу на уроке и урок в целом

Организует и направляет рефлексию, анализирует работу над заданиями

Метапредметные

- осуществлять рефлексию школьных способов и умений действовать

Коммуникативные

- выбирать адекватные речевые конструкции в смысловом образовательном диалоге.

Приложение 1

Валентин Серов. Похищение Европы. 1910

Сюжет картины, взятый из древнегреческой мифологии, принадлежит к одному из любимейших сюжетов мирового искусства. Европа была дочерью финикийского царя Агенора. Влюбившийся в нее Зевс явился царевне и ее подругам, гулявшим на берегу моря, в виде прекрасного быка. Девушки забавлялись игрой с быком, украшая его рога цветочными гирляндами (обрывок гирлянды можно видеть и в серовской картине). Наконец, Европа решилась сесть на спину быка-Зевса - тот бросился в море и увез царевну на остров Крит, где она стала женой Зевса и впоследствии родила ему трех сыновей-героев. Похищение Европы Серова - не столько изображение мифа, сколько его отблеск, эмблема всего мира греческого искусства с его "высокой декоративностью, граничащей с пафосом", как говорил Серов в одном из писем.

Неожиданно живой и осмысленный взгляд быка-Зевса подчеркивает застылость неподвижного лица-лика Европы - маски архаической коры, своего рода символа всего греческого искусства. Одно из значений, имени "Европа" - "широкоглазая", что удивительно созвучно тому изображению лица Европы, которое дает Серов

Серовым исполнены несколько живописных вариантов Похищения Европы, а также (редчайший случай в творчестве Серова) скульптура - небольшая статуэтка, повторяющая композицию картины.

1 2 3 4


Задание 1. Похищение Европы

  1. Внимательно рассмотрите изображения.
  2. Какая скульптура выполнена Валентином Серовым, а какие – современными художниками?
  3. Обоснуйте свое мнение.

Задание 2 - Тайны античного мира

  1. Прочтите текст Кира Булычева «Тайны античного мира». АРМАДА-ПРЕСС, ДРОФА, МОСКВА, 2001
  2. Выделите абзацы
  3. Назовите текст

Почти все города и дворцы на Крите перестали существовать примерно за полторы тысячи лет до нашей эры. Что же произошоло? В 1932 году молодой греческий археолог Спиридон Маринатос раскапывал критский порт, и вдруг в одном из зданий на полу он нашел россыпь кусочков пемзы. Как известно, пемза – это застывшая лава. Археолог продолжал раскопки и все чаще наталкивался на пемзу. Маринатос принялся искать в Средиземном море вулкан, который извергался в те годы, когда исчезла Критская империя. Миранитос предположил, что извержение было таким страшным, что раскаленным пеплом и лавой загубило всю жизнь на Крите. Перед археологом было описание извержения вулкана Кракатау в Индонезии. Островок Кракатау невелик. Когда массы газов и пепла вылетели на высоту в тридцать километров, он буквально раскололся, и воды океана хлынули в образовавшуюся пропасть. Произошел взрыв. Куски острова – пемзу и камни разбросало на двести километров вокруг. На много дней в той части Земли наступила густая темень, волны уничтожили жизнь на всех окрестных островах… Такой остров в Средиземном море Маринатос нашел. Остров назвался Фера или Санорин. Три с половиной тысячелетия назад двухкилометровый вулкан, возвышавшийся над ним, извергая лаву взорвался, и от острова осталась коса в форме буквы С длиной в одиннадцать километров. Геологи подсчитали, что извержение на Фера было в четыре раза сильнее, чем на Кракатау. Находки Маринатоса указали на то, когда и как погибла Критская держава. Критяне, наверное, погибли не все, но хозяйство было подорвано, флот разметали и уничтожили волны. Ахейцы вторглись на острова, подвластные Криту, и основали там свои воинственные царства.

Задание 3 – Мережковский о тайнах Запада и Атлантиде-Европе

Перед вами отрывки из книги Дмитрия Сергеевича Мережковского «ТАЙНА ЗАПАДА. АТЛАНТИДА-ЕВРОПА. ...».

Коротко запишите в тетрадь ваше впечатление от текста

Город Кносс, одна из двух столиц Крита, северная, обращенная к Европе (другая, южная, Фест, Phaistos, обращена к Африке), основан около 8000 лет до Р. X., следовательно, почти современен концу Атлантиды, по мифу Платона (Evans, 1. c., 35)…


Самый глубокий в Кноссе, геологический слой черной земли из угля, пепла, человеческих костей и кухонных отбросов достигает, по исчислениям итальянского археолога Анжело Моссо, двенадцатитысячной древности (Ang.Mosso, Escursioni nel Mediterraneo e pgli savi di Creta, 1907, p. 3). Кносский дворец разрушался, по-видимому, несколько раз землетрясениями, пожарами и нашествиями варваров, но непрерывная и цветущая жизнь его продолжалась 3000 лет. Что это значит, мы поймем, если представим себе, что какое-либо здание существовало непрерывно от дней Троянской войны до нашего времени.

Все еще юны древние камни; в мутно-опаловой, с розово-лазурными жилками, млечности алебастровых глыб, все еще как будто льется теплая кровь (A. Mosso, 1, с., 42). Надпись на одной из них, в развалинах Фетского дворца, — четыре знака, такие знакомые, похожие на греко-латинское письмо, что кажется, вот-вот прочтешь…

Крито-Эгея — мать Европы. Кажется, наша европейская цивилизация получила начало свое не от арийцев (индо-германцев), как думали прежде, а от предварившего их на тысячи лет так называемого «средиземноморского племени» (Mediterranean race), пришедшего откуда-то с Запада, двумя путями, через Северную Африку и по Средиземному морю. Крито-эгейцы - гомеровские этеокритяне, пелазги, лелеги, ликийцы, израильские kaphtorim, египетские keftiu, — принадлежат к этому племени (А. Mosso, Le origine della civilta Mediterranea, 1910, p. 332), безбородому, смугло-красному, так же как египтяне и племена древней Америки - ацтеки, тольтеки, майя. Это «красные», «краснокожие», phoinikes, «Финикийцы», не в новом историческом, а в древнем, баснословном или доисторическом, смысле. Как бы рдяный отблеск вечного Заката, Запада, — на лицах, и в телах — та «красная глина», afar, из которой вылеплен Адам, первый человек первого человечества (Dussaud, 1. c. 447).

От арийского племени брахицефалов, короткоголовых, отличаются крито-эгейцы, долицефалы, длинноголовые не только строением черепа, но и языком: судя по родственным кароликийским корням имен собственных и географических, этот язык - не арийский и не семитский (H. R. Hail. The two Labyrinths-Joun. of Hellen. Stud., v. XXV, 1905, p. 323). Корень слова «железо», общий всем арийским племенам, еще до их разделения, в крито-эгейских языках отсутствует: люди Бронзового века не знают железа (A. Mosso. Escursioni, 265). Только с боевым конем, тоже неизвестным на Крите, и с железным оружьем, начинается война, в новом европейском смысле, - война, как «всемирная история». Индо-германцы, европейцы, - война; критяне - мир.

Нам, феакийцам, не нужно ни луков, ни стрел, -
(Odys., VI, v. 270)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Каменная летопись Древней Руси". Презентация к урокам мировой художественной культуры, основ православной культуры.

Давайте отправимся в увлекательное путешествие в русскую старину, увидим своими глазами эту необыкновенную красоту русских храмов и соборов. Академик Д.С. Лихачёв писал: «Первое путешествие, которое ч...

Применение метода «Образовательное путешествие» на уроке - мировая художественная культура. Применение метода «Образовательное путешествие» на уроке - мировая художественная культура.

Технологическая карта заняти: Образовательное путешествие – это педагогический метод, уникальная стратегия освоения мира культуры, результатом которого является становление, самоопределение...

Содержание и формы практического воплощения типов и жанров уроков мировой художественной культуры, как неотъемлемой части создания урока искусства средствами самого искусства

Содержание и формы практического воплощения типов и жанров уроков мировой  художественной культуры, как неотъемлемой части создания урока искусства средствами самого искусства...

Конспект урока Мировой Художественной культуры по теме: "Крито-микенская культура"

Темы, изучаемые учащимися в ходе урока «Крито-микенская культура», чрезвычайно важны для формирования целостного представления о художественной культуре Древнего мира как о значимом этапе в истории ис...

Презентация к уроку Мировой художественной культуры для 10 класса по теме «Художественная культура Киевской Руси»

Презентация к уроку Мировой художественной культуры для 10 класса по теме «Художественная культура Киевской Руси»...

Методическая разработка урока по мировой художественной культуре. 10 класс. Урок-дебаты Два взгляда. Русская художественная культура в эпоху Просвещения: формирование гуманистических идеалов.

Сегодня у нас необычный урок. Вы хорошо знакомы с дебатами. Помним правила  – быть уважительными по отношению к мнению оппонентов, быть внимательными, слышать друг друга, задавать воп...