Рабочая программа по основам духовно-нравственной культуры народов России
рабочая программа по мхк (7 класс)

Любовь Михайловна Ламзина

Предмет  "Основы духовно-нравственной культуры народов России" является частью учебно-воспитательного процесса и тесно связан  с другими предметными областями. Прежде всего - это литертура, история,обществознание, география,искусство, технология.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab._progr_po_odnknr.docx36.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное  общеобразовательное учреждение

«Кулеватовская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрено

УТВЕРЖДЕНО

на заседании МО учителей – предметников

протокол № 2  от 26.08.2020г.

Приказ №52  от 01.09.2020 г.

Директор МКОУ «Кулеватовская

 СОШ»: _________О.П.Щербинина

Рабочая программа

по

ОСНОВАМ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

НАРОДОВ РОССИИ

для 7 класса.

(базовый уровень)

Разработала: учитель Ламзина Любовь Михайловна

Срок реализации:

2021-2022 учебный год.

п.Рабочий

2021г.

Пояснительная записка.

  Рабочая программа по предмету «Основы духовно нравственной культуры народов России» для 7 класса  разработана на основе Федерального закона «Об образовании в РФ», Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;) Рекомендаций по изучению предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (письмо Минобрнауки России от 25.05.2015 № 08-761);  Примерной программы

по  «Основам духовно-нравственной культуры народов России»,        Программы к курсу учебника  «Основы духовно-нравственной культуры народов России» Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М . : Вентана-Граф, 2015;учебного плана МКОУ «Кулеватовская СОШ». 

Цели и задачи

    Цель курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» - изучение духовно-нравственной культуры многонационального народа России, её нравственных и моральных норм.

   Задачи изучения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»:

- развивать представления о значении нравственных норм;

- изучить базовые принципы духовной культуры российского народа;

- обобщить знания о духовной культуре и морали;

- развивать способности к общению;

- формировать этическое самосознание;

- способствовать укреплению духовного единства многонационального народа России;

- воспитывать толерантность, взаимоуважение к традициям, культуре и нормам нравственного поведения народов России.

Планируемые результаты освоения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

 Личностные результаты

1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.

3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).

6. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).

 Метапредметные результаты (регулятивные, познавательные, коммуникативные).

Метапредметные результаты включают, освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).

 Регулятивные УУД

Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:

  • анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
  • идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
  • выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
  • ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
  • формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
  • обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

  • определять необходимые действие (я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
  • обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
  • определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
  • выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
  • выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
  • составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
  • оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
  • находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
  • сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:

  • определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
  • анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
  • свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
  • оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
  • обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
  • фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:

  • наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
  • соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
  • принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
  • самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
  •  Познавательные УУД

Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:

  • подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
  • выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
  • выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
  • объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
  • выделять явление из общего ряда других явлений;
  • определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
  • строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
  • строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

  • обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
  • определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
  • создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
  • строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
  • строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
  • анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.

Смысловое чтение. Обучающийся сможет:

  • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
  • устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
  • резюмировать главную идею текста;
  • преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);
  • критически оценивать содержание и форму текста.

Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:

  • определять свое отношение к природной среде;
  • анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
  • проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
  • выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.

Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:

  • определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
  • осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
  • формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;
  • соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

Коммуникативные УУД

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:

  • определять возможные роли в совместной деятельности;
  • играть определенную роль в совместной деятельности;
  • принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
  • строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
  • корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
  • критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
  • предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
  • выделять общую точку зрения в дискуссии;
  • договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
  • организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
  • устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:

  • определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
  • отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
  • представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
  • соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
  • высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
  • принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
  • делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.

Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:

  • целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
  • выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
  • использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
  • использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
  • создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

 2.3. Предметные результаты освоения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» по итогам 7 класса.

Выпускник научится:

- выделять этапы становления и развития народов России, их духовно-нравственных и культурно-религиозных традиций;

- использовать этнографическую, лингвистическую, конфессиональную карты как источники информации о территории, народах, этно-языковых группах, религиях России, о направлениях миграционных потоков внутри Российской федерации;

- проводить поиск информации о культуре, истории, религии, фольклоре народов России в разных источниках (письменные, вещественные, телевидение, интернет);

- составлять описание образа жизни, культуры, духовно-нравственных традиций, менталитетов, занятий, быта, языков, истории народов России; рассказывать о значительных событиях в их прошлом и настоящем;

- раскрывать понятия: традиции, личность, мировоззрение, нравственность, менталитет, традиционные религии; выявлять главные характеристики этих понятий;

- сравнивать менталитеты народов России, выявлять их различия и сходства;

- объяснять причины и следствия ключевых явлений в духовно-нравственной культуре народов России;

- давать оценку событиям, явлениям и личностям отечественной культуры.

Выпускник получит возможность научиться:

- давать сопоставительную характеристику традиций, религий, менталитетов, ценностей народов России;

- сравнивать свидетельства различных источников, выявлять в них общее и различия;

- составлять на основе полученной на уроке информации и дополнительной литературы описания событий, явлений, имен, памятников, традиций духовно-нравственной культуры народов России. 

Формы организации занятий:

Уроки открытия нового знания, уроки-практикумы, лекции, уроки повторения и обобщения, уроки контроля (зачет).

 Виды учебной деятельности:

коллективная;

групповая;

индивидуальная.

Рабочая программа ориентирована на использование учебников:

  • Виноградова Н.Ф., Власенко В.И., Поляков А.В. Основы духовно- нравственной культуры народов России. 5-9 класс. М.: Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ, 2015.

        Согласно действующему  учебному плану рабочая программа для 7 класса предусматривает обучение  в объеме 36 часов (1 час в неделю)

Содержание курса

«Основы духовно-нравственной культуры народов России»

7 КЛАСС (36 ч.)

Раздел 1. Традиции народов России (8 ч.) Влияние нации на формирование народности. Традиции и обычаи русского народа. Традиции и обычаи татарского народа. Традиции и обычаи украинского и белорусского народов. Традиции и обычаи башкирского народа. Традиции и обычаи народов Кавказа и Закавказья. Традиции и обычаи казахского народа. Традиции и обычаи малых народов.

Раздел 2. Традиционные религии России (7 ч.) Вклад религии в развитие материальной и духовной культуры общества. Принятие христианства на Руси, влияние Византии. Христианские конфессии. Первые мусульманские государства на территории России. Направления в исламе. Народы России, исповедующие буддизм. Течения в буддизме.

Раздел 3. Влияние культуры на личность (2 ч.) Невозможность жизни человека вне культуры. Влияние характера личности на её вклад в культуру.

Раздел 4. Менталитет народов России (6 ч.) Особенности менталитета русского народа. Особенности менталитета украинского и белорусского народов. Особенности менталитета татарского народа. Особенности менталитета башкирского народа. Особенности менталитета казахского народа. Особенности менталитета малых народов России.

Раздел 5. Культура и нравственность (8 ч.) Законы нравственности – часть культуры общества. Роль семьи в жизни человека. Православные Софийские соборы. Совесть.

Честь. Героизм. Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях.

Повторение (2 часа.) Обобщающее повторение.

Итоговый урок (1 час.) 

Календарно-тематическое планирование учебного предмета

«Основы духовно- нравственной культуры народов России»

7 класс 36 часов (1 час в неделю)

 

№ П/П

Разделы и темы уроков

Кол-во часов

Дата по плану

Дата по факту

1

Введение

1

2

Влияние нации на формирование народности.

1

3

Традиции и обычаи русского народа

1

Традиции и обычаи татарского народа.

1

4

Традиции и обычаи украинского и белорусского народов.

1

5

Традиции и обычаи башкирского народа.

1

6

Традиции и обычаи народов Кавказа и Закавказья.

1

7

Традиции и обычаи казахского народа.

1

8

Традиции и обычаи малых народов.

1

9

Вклад религии в развитие материальной и духовной культуры общества.

1

10

Принятие христианства на Руси, влияние Византии.

1

11

Христианские конфессии.

1

12

Первые мусульманские государства на территории России.

1

13

Направления в исламе.

1

14

Народы России, исповедующие буддизм.

1

15

Течения в буддизме.

1

16

Контрольная работа (№1) по итогам первого полугодия «Нравственная культура народов России».

1

17

Невозможность жизни человека вне культуры

1

18

Влияние характера личности на её вклад в культуру.

1

19

Особенности менталитета русского народа

1

20

Особенности менталитета украинского и белорусского народов.

1

21

Особенности менталитета татарского народа.

1

22

Особенности менталитета башкирского народа.

1

23

Особенности менталитета казахского народа.

1

24

Особенности менталитета малых народов России.

1

25

Законы нравственности – часть культуры общества

1

26

Роль семьи в жизни человека.

1

27

Православные Софийские соборы.

1

28

Совесть.

1

29

Честь.

1

30

Героизм.

1

31

Культура поведения человека.

1

32

Этикет в разных жизненных ситуациях.

1

33

Итоговая контрольная работа («2) «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

1

34

Обобщение и повторение

1

35-36

Резерв

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по Основам духовно-нравственной культуры народов России

Данная рабочая программа составлена по модулю Основы православной культуры для обучающихся 5 класса...

рабочая программа по Основам духовно-нравственной культуры народов России 5 класс по ФГОС

Цель курса: воспитание и психолого-педагогическая поддержка становления инициативного и компетентного  гражданина России, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, разделяю...

Рабочая программа курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Рабочая программа курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»  для 5  класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО....

Рабочая программа по Основам духовно-нравственных культур народов России

Рабочая программа по Основам духовно-нравственных культур народов России...

Рабочая программа по «Основам духовно-нравственной культуры народов России». Основам светской этики (ОДНКНР. ОСЭ) для V класса

Рабочая программа по "ОДКНР" . Основам светской этики. Составлена по учебнику М.Т. Студеникина....

Рабочая программа по «Основам духовно-нравственной культуры народов России»

Автор представляет рабочую программу и календарно-тематическое планирование по учебной дисциплине "Оновы духовно-нравственной культуры народов России"...